Разное

Сухомлинский сердце отдаю детям проект: Презентация на тему «В.А Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Презентация на тему: « Василий Сухомлинский


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

кРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

«Сердце отдаю детям» Сухомлинский В.А.

Подготовила:

студентка Ш-21 группы

Максимчук Инна


Василий Александрович Сухомлинский


Основные труды В.А. Сухомлинского

  • Сердце отдаю детям
  • Сто советов учителю
  • Рождение гражданина
  • Родительская педагогика
  • Как воспитать настоящего человека
  • Методика воспитания коллектива
  • Письма к сыну
  • О воспитании


«Сердце отдаю детям» — название книги, которое полностью отражает девиз жизни В.А. Сухомлинского.

В своей работе Василий Александрович раскрывает процесс развития и воспитания ребенка, значение физического, умственного, гражданского, нравственного и трудового воспитания в становлении ребенка.


“ Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека — так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой”


“ Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка”


«Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива. Умение управлять желаниями — в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке — источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека»

По мнению Василия Александровича нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан»


«Слово «коммунист» дети слышат очень часто. Я стремился к тому, чтобы в их сознании это слово и понятие сливались с самыми яркими, самыми благородными образами борцов за освобождение нашего народа от эксплуататоров, за построение социализма, за победу над фашизмом, за коммунистическое преобразование общества»

Сухомлинский В.А. считал, что идейные и нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в труде.


«Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей.Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям»


Здоровье, здоровье и еще раз здоровье”

По мнению Василия Александровича, забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.


Развитие творческих способностей у дет ей

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика.


Много места в его трудах занимают вопросы нравственного воспитания. Он полагает, что уже в школе должна формироваться высокоидейная личность, закладывается нравственный корень, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства ведущие нравственные качества человека воспитывалось на уровне убеждений.


Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал  природу , которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.


Что такое игра с его точки зрения?

Большое значение игре

придавал В. А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.


Требования к учителю

  • Доверительные отношения с детьми
  • Образованность учителя
  • Знание педагогики и психологии
  • Имеет хобби в какой- то другой деятельности, мастер своего дела
  • Постоянное совершенствование педагогического мастерства
  • Воспитание детей не только на уроках,

но и любой другой деятельности

  • Сотрудничество и помощь другим педагогам
  • Любовь к детям


«Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести — судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа»


Книга “Сердце отдаю детям” помогает осмыслить актуальные задачи, педагогическую практику, потребности детского развития.

В данной работе прослеживается связка воспитательного процесса: педагог – воспитанник — коллектив.

Исходя из этого можно смело сказать, что книга раскрывает все тонкости воспитания детей,остается актуальной на сегодняшний день и помогает новым сотрудникам образовательного процесса выстроить правильный диалог с учеником.


«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

В.А.Сухомлинский
«Сердце отдаю
детям»
Выполнила
Студентка : ЗФО ДО ИПП 3 курс
Группа А
Фурман Елена Владимировна
Преподователь: Чеботарева И.В
Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность,
великий педагог, философ, мыслитель и просто мастер своего дела,
сформировавший в условиях советской действительности особый,
творческий подход к педагогической деятельности и процессам
обучения и воспитания.
Родился Василий Александрович в 1918
году в селе Васильевка на Херсонщине в
бедной крестьянской семье.
В 1933г. окончил семилетку в школе
крестьянской молодёжи.
В 1939 году с отличием окончил
Полтавский педагогический институт.
Окончив институт, Сухомлинский
возвращается в родные места и
работает преподавателем украинского
языка и литературы в Онуфриевской
средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на
фронт. После освобождения родных
мест от фашистских захватчиков
Василий Александрович возвратился к
педагогической деятельности и с 1948г.
до конца жизни был бессменным
директором Павлышской средней
школы.
Сухомлинский создал оригинальную
педагогическую систему, основывающуюся на
принципах гуманизма, на признании личности
ребёнка высшей ценностью, на которую должны
быть ориентированы процессы воспитания и
образования, творческая деятельность
сплоченного коллектива педагоговединомышленников и учащихся.
Василий Александрович разработал
комплексную эстетическую программу
«воспитания красотой». Его система
противостояла авторитарному воспитанию и
критиковалась официальными
педагогическими кругами за «абстрактный
гуманизм».
«Ты рождён человеком; но Человеком надо стать. Настоящий
человек — это дух человеческий, который выражается в
убеждениях и чувствах, воле в стремлениях, в отношении к
людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть,
видеть в мечте идеал и бороться за него»
Василий Александрович строил процесс обучения как
радостный труд; большое внимание он уделял
формированию мировоззрения учащихся; важная
роль в обучении отводилась слову учителя,
художественному стилю изложения, сочинению
вместе с детьми сказок, художественных
произведений.
Значение трудового воспитания
«Гармония умственного и физического труда – вот
благодаря чему можно воспитать у детей,
подростков, юношей и девушек искреннее
стремление быть умным, образованным,
культурным»
Мир, окружающий человека, — это,
прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. В
природе вечный источник
прекрасного. Природа –
благодатный источник воспитания
человека. Среди различных средств
воспитания воспитание красотой
стоит у Сухомлинского на первом
месте. Именно обращение к
красоте, облагораживание души,
переживание красоты и снимает “
толстокожесть”, утончает чувства
ребенка настолько, что он
становится восприимчив к слову, а
значит, становится воспитываемым.
“Музыка
является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к
добру, красоте, человечности. Слушая
музыку, человек познает себя, и познает,
прежде всего, что он, человек, прекрасен,
рожден для того, что бы быть прекрасным, и
если в нем есть что – то плохое, то это плохое
надо преодолеть; почувствовать плохое в
самом себе и помогает музыка.” В школе
Сухомлинского много внимания уделялось
слушанию музыки.
«Годы детства — это прежде всего
воспитание сердца»
В.А. Сухомлинский
Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного
процесса: педагог – воспитанник- коллектив:
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебновоспитательного процесса. Он доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного
проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры
педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в
дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ».
В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное
место. Воспитанник в понимании Сухомлинского — это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и
интересной жизнью. «Детство, — писал он, — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».
Третья составная часть воспитательного процесса — коллектив — предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В «школе
радости» педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив,
объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в
каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим,
что от него берут люди».
За свой педагогический труд
он был награжден двумя
орденами Ленина, многими
медалями Союза ССР. С
1958 года Сухомлинский член-корреспондент
Академии педагогических
наук РСФСР, с 1958г.
Заслуженный учитель УССР.
В 1968 году ему было
присвоено звание Героя
Социалистического труда. В
том же году он был избран
членом-корреспондентом
Академии педагогических
наук СССР.
Сухомлинский — педагог и
мыслитель, стоял у истоков
движения учителей-новаторов
возрождения обновленной
педагогики сотрудничества,
восстановления в воспитании
приоритета общечеловеческих
ценностей.
Педагогические идеи
Сухомлинского актуальны и в
наше время. Обладая
литературным даром Василий
Александрович изложил свой
богатейший, уникальный опыт,
свои философско педагогические воззрения в
многочисленных статьях,
книгах.
«Верьте в талант и творческие силы каждого
воспитанника!»
Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей
современности – Василия Александровича Сухомлинского – можно
было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано.
«Что самое главное было в
моей жизни?» — спрашивал
Василий Александрович себя в
предисловии к книге «Сердце
отдаю детям». Без раздумий
отвечал: любовь к детям. Не
случайно ведь и книга названа
«Сердце отдаю детям». Эта
заповедь — отличительный
признак гуманистичности
педагогики.
Именно величайшая
гуманистичность педагогики В.А.
Сухомлинского привлекла к
нему неслабеющий интерес во
всем мире. Его работы изданы
на английском, немецком,
французском, польском,
испанском, японском и многих
других языках. Российские
педагоги, Российская академия
образования вправе гордиться
В.А. Сухомлинским, членом
которой он состоял
Василий Александрович слишком рано ушел от нас,
сполна отдав детям свое сердце. Нам же он оставил
громадное педагогическое наследие, умные, добрые
книги и немало загадок.
«Сухомлинский не так
прост, как иным
кажется при беглом
чтении. Это педагог
мирового класса… Он
так же загадочен, как и
всё воспитание»
С.Л. Соловейчик
«Наш долг двигаться
по пути разгадок того
великого и
неординарного, что
оставил нам В.А.
Сухомлинский».
М.И. Мухин
«Человек таков, каково его
представление о счастье»
В.А.Сухомлинский
С Ув. Фурман Елена

Формирование ценностного отношения к Родине у детей младшего школьного возраста

Открытый доступ

Проблема

SHS Web of Conf.

Том 87, 2020

Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое обеспечение успешной карьеры» (МПКП 2020)

Номер статьи 00018
Количество страниц) 10
ДОИ

https://doi. org/10.1051/shsconf/20208700018

Опубликовано онлайн 08 декабря 2020 г.
  1. Р. И. Салахова. Актуализация формирования ценностного отношения к Родине у молодежи. Актуальные проблемы науки и образования, 1, 208-214 (2013)

    [Google Scholar]

  2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект (М.: Просвещение, 2009)

    [Google Scholar]

  3. ДО Н. Э. Мухина. Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество, с. 456 (Москва, 2004 г.)

    [Google Scholar]

  4. В.А. Сухомлинского, Сердце отдаю детям, с. 288. (Москва, 2016)

    [Google Scholar]

  5. К.Д. Ушинский, Избранные произведения книги. 3. Человек как субъект образования: Опыт педагогической антропологии, с. 557 (Н. Новгород, 2005 г.)

    [Google Scholar]

  6. П. Я. Гальперин, Лекции по психологии, с. 397 (Москва: Университет «Дом книги», 2010).

    [Google Scholar]

  7. В.И. Лутовинов. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи, с. 170 (Москва, 2007 г.)

    [Google Scholar]

  8. М.Ю. Новицкая, Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе, с. 154 (Москва, 2010)

    [Google Scholar]

  9. Л. Ю. Савинова, Воспитание субъектной позиции младшего школьника в системе ценностных отношений к миру, Герценовские чтения. Начальное образование, 4 (1), 91-96 (2013)

    [Google Scholar]

  10. Т.А. Померанцева, Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе, Вестник Мининского университета, 6 (3), 8-18, DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8 ( 2018)

    [Перекрестная ссылка]

    [Google Scholar]

  11. КАК. Гальченко, Особенности мотивационной структуры гражданской активности у подростков с разным статусом гражданской идентичности, Вестник Мининского университета, 7 (3), 8-26 (2019)

    [Перекрестная ссылка]

    [Google Scholar]

  12. Э.В. Грязнова, И.А. Треушников, С.М. Мальцева, Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов, Перспективы науки и образования, 2 (38), 47-57, doi: 10.32744 / pse.2019.2.4 (2019)

    [Google Scholar]

  13. К. Клакхон, Ценности и ценностные ориентации в теории действия: исследование определения и классификации, Т. Парсонс и Э. Шилс (ред.), На пути к общей теории действия, 388–433. (Кембридж, Массачусетс: издательство Гавардского университета, 2001 г.)

    [Google Scholar]

  14. С. Роккас, Л. Сагив, С.Х. Шварц, А. Кнафо, Большая пятерка личностных факторов и личных ценностей, Бюллетень личности и социальной психологии, 28, 189–201 (2002).

    [Перекрестная ссылка]

    [Google Scholar]

  15. С. Х. Шварц, Универсалии в структуре и содержании ценностей: теоретические достижения и эмпирические проверки в 20 странах, В М.П. Zanna (Ed.) Fdvances in Experimental Social Psychology, 25, 1–65 (Орландо, Флорида: Academic, 1992)

    [Перекрестная ссылка]

    [Google Scholar]

  16. М.И. Шилова, Учителю о воспитании школьников, с. 132 (1990)

    [Google Scholar]

  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с. 53 (Москва, 2019 г.).

    [Google Scholar]

  18. О.В. Колесова, С.К. Тивикова, О.А. Зимина, Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников, Школьные технологии, 3, 71-77 (2019)

    [Google Scholar]

  19. О.В. Колесова, Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева, Е.В. Кочетова, Т.В. Маясова, Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования, Перспективы науки и образования, 2 (44), 240-254, doi: 10.32744 / pse.2020.2.19 (2020)

    [Google Scholar]

  20. Н. В. Иванова, В.А. Калюлина, Е.В. Минаева, Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников, Перспективы науки и образования, 6 (30), 70-73 (2017)

    [Google Scholar]

Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

В мире профессий. Обучение

Тема: В мире профессий. Преподавание

Цели: узнать больше об этой профессии; развивать у учащихся навыки чтения, аудирования, письма и коммуникативные навыки по теме урока; практиковать студентов в научно-исследовательской работе.

Проведение урока

  1. ПРЕДСТАВЛЯЕМ
  • Приветствие и цель
  • Разогревать

Презентация учителя

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1. Чтение

  • Перед чтением

Что для вас значит хороший учитель?

Сложно или легко быть учителем в современном мире? Почему? Почему нет?

  • Активность во время чтения

Прочитайте текст и постарайтесь понять основную мысль текста.

  • Действия после чтения

Просмотрите текст. Задавать и отвечать на вопросы.

2. Слушание

  • Предварительное прослушивание

Вы когда-нибудь слышали об известных украинских учителях?

  • Активность во время прослушивания

Прослушайте тексты и выберите правильные картинки.

  • Действия после прослушивания

Обсуждайте новую информацию об известных украинских педагогах.

3. Написание

Прочитайте задание и заполните кроссворд (или Задание 3)

4. Коммуникативная деятельность

Подумайте немного и сделайте вывод

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
  • Домашнее задание

составить кроссворд об известных учителях;

Написать небольшой рассказ или сказку об учителях;

Создайте презентацию о любимом учителе;

Ваш собственный вариант;

Профессия учителя

Одни считают профессию учителя важной и благородной, другие говорят, что она потеряла свои позиции и не так уважаема, как раньше.
Учитель – это человек, играющий очень важную роль в развитии, воспитании и обучении детей.

Чтобы добиться успеха в этой профессии, нужно иметь определенные черты характера.
Я твердо убежден, что профессия учителя — одна из самых важных профессий в мире.

Учитель всегда несет ответственность за своих учеников.

Он или она должны поощрять их внутреннее развитие, защищать их от любого негативного влияния и внимательно следить за их прогрессом.

В обязанности учителя входит не только обучение ребенка.

Он или она также должны понимать чувства и мечты учеников, делиться их проблемами и давать хорошие советы.

Настоящий учитель – это человек, умеющий внушить своим ученикам интерес и любовь к своему делу.

или ее тема.

Более того, учитель может даже стать для детей таким же важным, как и их родители.
Однако некоторые люди считают, что в настоящее время учителя не пользуются таким уважением, как раньше.

К сожалению, эта благородная профессия плохо оплачивается и заставляет некоторых думать, что она не престижна.

Современное общество уважает деньги и власть.

Вот почему молодые люди стараются выбирать профессии, которые могут сделать их богатыми и

влиятельный.

Все стремятся сделать карьеру и стать известными и успешными.

Но хорошие учителя не стремятся к деньгам или славе.

Их единственная забота — благополучие детей.
В заключение, мы должны с величайшим уважением относиться к учителям.

Они глубоко преданы своему делу, несмотря на все проблемы и трудности.

Мы должны быть благодарны нашим учителям за их помощь, терпение и профессионализм.

 

 

Задание 1- Прочитайте текст и попытайтесь понять основную мысль текста

Преподавание – очень трудная работа, очень ответственная и весьма специфического характера. Педагогическая работа очень разнообразна. Хороший учитель не только передает знания, но и является образцом компетентности. Он формирует отношение к своему предмету и отношение к обучению, становясь сам символом образовательного процесса, человеком, который не только учит, но и учит. В общении с детьми воспитатель внимательно изучает их, выявляет их интересы, сильные и слабые стороны, потребности и способности. Таким образом, хороший учитель всегда учитывает способности своих учеников, стараясь приспособить свои методы обучения к способностям и способностям детей. Он строит свою работу на том, что он узнает о своих детях.

Должна быть создана среда, стимулирующая детей к развитию их способностей и удовлетворению их интересов. «Климат» класса зависит от характера личных отношений между учителем и его учениками. Эти отношения должны быть основаны на уважении к человеку. Таким образом, первейшее условие создания хорошей атмосферы в классе состоит в том, чтобы все в нем уважали всех в нем. Авторитет учителя будет обеспечиваться уважением к его ученикам, потому что его знания и навыки больше и лучше скоординированы, а его мышление находится на более высоком уровне, чем у его учеников. Тогда его команды, скорее всего, будут уважать и выполнять.

Целью образования является ликвидация невежества. Но функция образования также состоит в том, чтобы помочь детям жить в обществе, подготовить их к реальным жизненным ситуациям. Социальному развитию уделяется не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Школа становится местом работы и отдыха, жизни и учебы. Педагог принимает активное участие в формировании характера ребенка, воспитывая честность, доброту, верность, сотрудничество и уважение к идеалам.

Квинтилиан, выдающийся римский школьный учитель, писал в своем труде, опубликованном около 9 г.5 г. н.э. об учителе и его работе следующее: «Пусть возьмет родительское отношение к своим ученикам. Пусть сам будет свободен от порока. Пусть он будет строгим, но не строгим, добрым, но не слишком фамильярным: ибо строгость сделает его непопулярным, а фамильярность порождает презрение. Он должен контролировать свой темперамент, не закрывая глаза на недостатки, требующие исправления. Его обучение должно быть свободным от привязанности, его трудолюбие должно быть большим, его требования к классу должны быть постоянными, но не экстравагантными. Он должен быть готов отвечать на вопросы и задавать их тем, кто молчит. В похвале ответов своих учеников он не должен быть ни скупым, ни чрезмерно щедрым. При исправлении ошибок он должен избегать сарказма и, прежде всего, оскорблений, чтобы воспрепятствовать трудолюбию».

После Второй мировой войны Василий Сухомлинский, молодой украинский учитель, задался целью разработать целостную образовательную практику, которая удовлетворяла бы все потребности его учеников, многие из которых пережили зверства войны. Как пишет д-р Алан Кокерилл , его наследие почитается и практикуется по сей день.

Василий Сухомлинский известен во многих уголках мира как создатель «Школы радости» — дошкольной программы, которая проводилась практически полностью на открытом воздухе и учитывала все потребности растущих детей: физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные.

Сухомлинский стремился задействовать своих учеников на уровнях сердца, головы и рук.

Книги и статьи Сухомлинского, охватывающие почти все аспекты школьного образования, прочитали миллионы учителей Украины, России и Китая. Они полны оптимизма — хотя его жизненный опыт легко мог сделать его сломленным и ожесточенным человеком.

Его жизнь была полна лишений, и в последние годы жизни он подвергался нападкам со стороны советских идеологов, которые мало понимали его целостный подход к образованию.

Сухомлинский родился в 1918 году в центральной Украине, в разгар гражданской войны. Подростком он пережил голод, в результате которого погибли миллионы украинцев, в том числе по крайней мере один из его близких друзей.

Затем, когда в 1941 году Советский Союз был захвачен, Сухомлинского, молодого школьного учителя, призвали воевать.

Он чуть не погиб на поле боя — его рука была почти оторвана, а осколки он носил в груди до конца своей относительно короткой жизни.

Негодный к дальнейшей военной службе, работал директором школы на Урале до освобождения его родины от немецкой оккупации в 1944 году.

В это время пришли письма от его родственников, в которых сообщалось, что его отец умер, а его молодая жена и их ребенок были убиты офицером гестапо.

Когда Сухомлинский узнал об обстоятельствах смерти жены, его разум был в смятении — он не мог понять, как человек, рожденный от матери, мог совершать такие зверства.

Такой опыт мог легко превратить его в отчаявшегося человека, но из страданий Сухомлинского родилась горячая решимость разработать метод обучения, который воспитывал бы подлинную человечность и вызывал отвращение к бесчеловечному поведению.

Сухомлинский пришел к выводу, что он живет на заре «эпохи человечества» и что в будущем люди не будут знать, что такое удар одного человека по другому.

Хотя это может показаться несбыточной мечтой, Сухомлинскому удалось воплотить свои мечты в жизнь в собственной школе.

Школа в Павлыше

Сухомлинский повторно женился и воспитал двоих детей. С 1948 г. до своей смерти в 1970 г. он был директором общеобразовательной общеобразовательной школы в селе Павлыш, недалеко от места своего рождения.

Он был чрезвычайно самодисциплинирован, с удивительной работоспособностью. Как директор он подавал пример, беря на себя ответственность за дошкольную группу, преподавая свой предмет украинский язык и литературу, а также наставляя молодых учителей — посещая их уроки и приглашая к себе.

Он поддерживал тесные отношения с родителями, многие из которых были бывшими учениками, и два раза в месяц читал лекции по воспитанию детей, обращая внимание на потребности развития детей в разном возрасте от дошкольного до старшего школьного возраста.

Каждый день с 4 до 8 утра он писал о своем опыте, написав более 500 статей и 30 книг, многие из которых были опубликованы посмертно. Тысячи учителей посетили его школу и написали восторженные отзывы о том, чему они там были свидетелями.

Как и другие педагоги-холисты, Сухомлинский стремился задействовать своих учеников на уровнях сердца, головы и рук.

Все работы Сухомлинского затрагивают глубокие вопросы о том, что значит быть человеком — эмоционально, в наших отношениях с другими; интеллектуально, в нашем исследовании вселенной; и профессионально, в наших усилиях служить человечеству и оставить след на земле.

Все его сочинения основаны на его собственном опыте и содержат яркие описания его взаимодействия со студентами. Они были переведены на многие языки и вдохновили поколения педагогов по всему миру, особенно в Украине, России и Китае, но это влияние было завоевано с трудом.

Атаки в прессе

Некоторые подходы Сухомлинского противоречили общепринятым тенденциям советского образования.

ИЗОБРАЖЕНИЕ:   СУХОМЛИНСКИЙ ПОЛУЧИЛ БОЛЬШУЮ КРИТИКУ ЗА СВОИ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОСЛЕ   СНЯТИЯ НИКИТЫ ХРУЩЕВА С ПОСТА РУКОВОДИТЕЛЯ КОММУНИСТА 196 ПАР.   (ПОСТАВЛЕНО: АЛАН КОКЕРИЛЛ)

Другой видный советский педагог Антон Макаренко, очень эффективно работавший с колониями беспризорной молодежи в XIX веке. 20-е и 30-е годы выступали за суровую дисциплину, при которой потребности личности считались ниже потребностей коллектива.

Сухомлинский выступал за подход, при котором коллектив способствует росту каждого человека, и подчеркивал необходимость воспитания эмпатии с раннего возраста.

«Как важно научить маленьких детей узнавать по глазам, движениям и речи окружающих людей горе и радость, разочарование и беспокойство, тревогу и смятение», — писал Сухомлинский.

«Если мы не будем проводить эту работу, человек может вырасти бесчувственным болваном. Соберите вместе 30 таких болванов, и у вас будет «коллектив», но какой? Это будет слепая, бездушная сила, готовая растоптать человека в землю».

Несмотря на популярность сочинений Сухомлинского среди практикующих учителей, они вызвали критику со стороны некоторых кругов, особенно после изгнания Никиты Хрущева с поста лидера Коммунистической партии.

Хрущев был ответственен за осуждение Сталина и положил начало периоду относительной либерализации, известному как «оттепель». При Хрущеве, который сам был украинцем, работа Сухомлинского процветала.

Когда Хрущева сменил Леонид Брежнев, наступил период относительного ужесточения идеологического контроля, а с 1967 г. Сухомлинский подвергся ряду нападок в прессе, обвинявших его, среди прочего, в «абстрактном гуманизме» (в отличие от « социалистический гуманизм»).

Вспоминая Сухомлинского

С 1967 года Сухомлинскому стало труднее публиковать свои работы, и его здоровье ухудшилось. Фрагменты металла, оставшиеся в его груди с войны, добрались до его сердца, и некоторые из них нельзя было безопасно удалить хирургическим путем.

Сухомлинский знал, что жить ему осталось недолго, и принялся записывать свой опыт и идеи для потомков, написав несколько своих самых стойких произведений.

Он умер 19 сентября.70, в начале учебного года.

На его похороны собралась вся деревня, и процессию возглавили первоклассники, с которыми Сухомлинский работал в прошлом году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *