Стена для развития мелкой моторики: Развитие мелкой моторики рук у детей
Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Содержание
- Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников
- Игры, развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет
- Елочки
- Раз фасоль, два фасоль
- Рисунок из крупы
- Пальчиковые потешки с прищепками
- Гусь крикливый
- Ежик
- Развитие моторики у детей 4-5 лет
- Винтик
- Бусы
- Раскраска
- Игры на развитие моторики для детей 5-6 лет
- Бумажки
- Тени на стене
- Золушка
- Буква растет
- Поделки для детей дошкольного возраста своими руками: скачать
- Развивающие игры на моторику для детей 6-7 лет
- Велосипед
- Ладошки
- Прятки в песке
- Развитие моторики у детей с ДЦП
- Игры с массажером
- Пальчиковые игры
- Гармошка
- Катушка
- Крапива
- «Огонь»
- Пластилиновые игры
- Бумажные игры
- Нетрадиционное рисование
- Пирамидки и матрешки
- Развитие моторики у детей с синдромом Дауна
- Уточки на прогулке
- Волшебные пуговицы
- Водяные бомбочки
- Лекарство для куклы
- Мелкая моторика: упражнения для детей
- Музыкальные игры
- Спортивные игры
Игры на развитие мелкой моторики у детей. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Преподаватели и воспитатели отлично знают, что речевые отклонения у 80 процентов детей – следствие слабой мелкой моторики. Чтобы провести коррекцию речи ребенка, нужно работать над подвижностью и тонкой моторикой пальцев рук. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряют скованность движений, и мозг «проснется», начнет усваивать информацию, появится и речевая активность.
Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников
Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой, водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.
Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Игры, развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.
Елочки
Фигурки из фетра на липучках – в данном случае елочки и шарики, а могут быть и зверята, и фрукты, и машинки – хорошая игра для маленьких детей. Перед Новым годом можно «наряжать елку». На плотный лист ткани лепится за счет липучек фигурка елки из фетра. На нее – нарядные шары. Разумеется, эти шары тоже вырезаны из ткани и имеют липкую основу. Ребенку будет интересно наряжать елку, сажать на «ветки» птиц, а зверят – на полянку у елки. Чтобы прикрепить или снять фигурку, нужно подключить и мышление, и заставить пальцы действовать.
Раз фасоль, два фасоль
Для такого возраста подходит «работа» с крупами. Пусть это будет фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. Для игры нужно банка с крышкой, в которой есть прорезь. В эту «копилку» опускаются фасолинки.Для детей более младшего возраста можно придумать игру с макаронинами, которые следует просунуть в отверстия пароварки.
Рисунок из крупы
Хорошим занятие будет и рисование крупой. Для этого на плотный лист бумаги мажется клей, а сверху насыпается крупа – пшено, гречка, рис и пр. Узор сделать на листке с помощью клея поможет взрослый. Эти упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого.
Пальчиковые потешки с прищепками
Дети любят забавные стихи, которые сопровождаются движениями. Стихи, которые используются для мелкой моторики, также понравятся мальчикам и девочкам. Помимо развития моторики эти игры формируют чувство ритма, развивают слуховое восприятие. А прищепки при этом массажируют нежные пальцы:
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Гусь крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Когда произносится каждая строчка, бельевой прищепкой прищемляют фаланги пальцев той и другой руки, поочередно на каждый палец, на каждый ударный слог.
Ежик
Для этого упражнения понадобится массажный мячик.
Мячик-ежик мы возьмем (взять массажный мячик),
Покатаем и потрем (катать между ладошек).
Вверх подбросим и поймаем, (поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажать на шипы).
Пустим ежика на стол, (положить мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем (прижать мячик)
И немножко покатаем… (катать мячик),
Потом ручку поменяем (катать другой рукой).
Развитие моторики у детей 4-5 лет
Винтик
В этом возрасте дети любят мастерить, отвинчивать и прикручивать. Поэтому им понравится тренажер «Винтик», который поможет сделать пальцы ловкими. Изобрела его педагог Ольга Шикаленко.
«Винтик» можно сделать самостоятельно, взяв деревянную панель и девять винтов с 27 закручивающимися гайками разного вида.
Дети отвинчивают и завинчивают гайки разноцветные гайки с удовольствием. Также можно на тренажер протянуть резинки, а на них прикрепить фигурки, буквы, цифры и даже плести узоры из резинок.
Бусы
Для этого упражнения подойдут макароны. Сухие макароны раскрашивают краской под присмотром взрослого и нанизывают на нить.
Бусы можно смастерить также из пуговиц, колечек, склеенных из бумажных полосок, и пр.
Раскраска
Развивать мелкую моторику помогут уроки с карандашом. Нужно научить ребенка штриховать вправо, влево, прямо, различными линиями.
Игры на развитие моторики для детей 5-6 лет
Дети становятся постарше, а значит и игры у них сложнее. К примеру, можно предложить поиграть с бумагой.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Бумажки
Из бумаги складываются по образцу фигуры из бумаги: корабль, пилотка, голубь, лягушка.
Тени на стене
Такой театр непременно понравится детям. Можно придумать сказку и показать ее с помощью теней. Для этого понадобятся: стена, настольная лампа и руки.
Комнату надо сделать темной, чтобы свет от лампы падал на стену. Между светом и стеной делать движения руками, превращая пальцы то в собаку, то в деда, то в птицу, то в оленя и пр. При этом теневые персонажи можно озвучивать. Получится настоящий спектакль.
Золушка
В игре можно использовать крупы. Бедняжке Золушке хочется на бал, а мачеха велела перебрать крупу – рис и пшено. На помощь пришли мышки. Вот этими мышками и будут дети. Они должны отделить рис и пшено и разложить по разным банкам.
Буква растет
На листе бумаги – в разных концах листа – буквы. Маленькая на одной стороне, большая – на другой. Как буква выросла? Это объяснит ребенок, рисуя буквы между уже нарисованными. Буква растет постепенно, пока не станет размером с ту, что уже есть на краю листа.
Поделки для детей дошкольного возраста своими руками: скачать
- Мастерим с ребенком из ниток
- Лепим из пластилина
- Фигурки из соленого теста
- Поделки из спичек
- Папье-маше
Развивающие игры на моторику для детей 6-7 лет
В этом возрасте пригодятся паззлы, разрезные картинки, конструктор, мозаика, бумага. Можно играть в игры, которые предлагались и раньше – с крупой, со шнуровкой, с дорисовыванием узоров, штриховкой. Не стоит забывать про массаж пальцев и кистей. Обязательно нужно проводить игры с пластилином, соленым тестом. Аппликация – отличное занятие для развития активности пальцев. Пригодятся и другие игры.
Велосипед
На листе бумаги проводится волнистая линия. Ребенку предлагается провести по ней карандашом, не отрывая кончика.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Ладошки
Это упражнение рассчитано на выработку тактильно-кинетических ощущений. На поверхности песка поочередно взрослый и ребенок делают отпечатки. Нужно подержать руки в песке, ощутить его кожей. Можно вдавить ладони в песок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне нравится. Песок такой прохладный. Я чувствую, как он проходит между пальцев. Песчинки такие маленькие. А что чувствуешь ты?». Теперь ребенок делится впечатлениями. Чем младше ребенок, тем короче его рассказ. Игру нужно повторять раз за разом. Даже если сначала ребенок будет стараться повторить слова взрослого, со временем он начнет объяснять свои ощущения.
Нужно:
- Потрогать песок, провести по нему пальцами, рисуя узоры;
- «проложить» дорожку;
- Делать отпечатки ладошек, кулаков;
- Оставить отпечатки каждого пальца;
- Придумать историю по оставленным следам.
Прятки в песке
В сухой песок взрослый и ребенок опускают кисти рук, начинают ими шевелить. На песке образуется рельеф. Осторожно вытянуть руки из песка, шевеля пальцами, чтобы не повредить рельеф.
Развитие моторики у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности мышц.
При этом массаж можно делать:
- Зубной щеткой;
- Массажной расческой;
- Карандашом, фломастером;
- С мячиками, крупами;
- С грецким орехом.
Игры с массажером
Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать между ладонями и по тыльной стороне кисти.
Пальчиковые игры
Гармошка
Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.
Катушка
Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.
Крапива
У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной руки большим и указательным пальцем другой руки)
Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки)
Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),
Его надо победить.
«Огонь»
Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).
Пластилиновые игры
С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки.
Бумажные игры
Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.
Нетрадиционное рисование
Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.
Пирамидки и матрешки
Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.
Развитие моторики у детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику, причем заниматься систематически.
Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:
- Вместо движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем.
- Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх.
- Такие дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.
При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой моторики.
Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые нужно расстегнуть и застегнуть.
Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок, которые крепятся к экрану, стене и пр.
Уточки на прогулке
- Игра развивает фантазию и воображение.
- Ребенок начинает разбираться в цветах и формах.
- Он работает руками.
- Усваивает ценности: доброта, помощь.
На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.
Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки. Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она. (появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись. Какой ты молодец!»
Волшебные пуговицы
- В этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится фантазировать.
- Получает опыт интересной работы.
- Появляются усидчивость, терпение, внимательность.
Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.
Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать мозаику, аппликации, коллажи.
Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками, массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.
Водяные бомбочки
Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.
Лекарство для куклы
В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком. Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.
Мелкая моторика: упражнения для детей
Музыкальные игры
Дети с синдромом Дауна любят музыку, они нередко прирожденные музыканты. Поэтому нужно использовать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, трещотки, народные инструменты. И конечно, пианино, замечательный инструмент, помогающий развитию слуха, мелкой моторики, ритма, чувства прекрасного.
Спортивные игры
Детям будут интересные занятия с гимнастическими принадлежностями. Играть в кольцеброс, в перетягивание каната нужно, конечно, осторожно. Понравится ребенку лазать по лесенке. Можно придумать интересные игры. К примеру, в «Обезьянку», когда ребенок хватается за лестничные перекладины, страхуемый взрослым.
Великий педагог Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Без ловких пальчиков ребенок не сможет ничего добиться. Поэтому надо развивать детские руки. Ведь после детского сада ребенок пойдет в школу. Чтобы справляться с требованиями, которые предъявляются ученику, он должен уметь самостоятельно одеваться, уметь держать ручку и карандаш, сам складывать школьные принадлежности, быть готовым к выполнению точной работы.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Если у ребенка не будет развита мелкая моторика, если его мозг не будет подготовлен к нагрузкам, ребенок не справится. Это может привести к нервным срывам и формированию комплекса неудачника. Значит нужно развивать детские пальчики в дошкольном возрасте, помогая одновременно развиваться детскому интеллекту.
Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
Активное развитие мелкой моторики рук начинается в возрасте 1 года. От того, настолько хорошо ребенок научится работать руками, зависят другие навыки: например, способность устанавливать причинно-следственные связи, координировать движения тела со зрением и слухом, концентрация на занятии и даже развитие его речи. Сейчас малыши очень активны и любопытны, поэтому развитие навыка произойдет естественным образом. Задача родителей на этом этапе – придумать ситуации, которые увлекут детей и помогут познать окружающий мир.
Особенности мелкой моторики у детей
Мелкая моторика рук – это тонкие движения кистей и пальцев, которые помогают ребенку взаимодействовать с миром. Но за простым объяснением лежит большая история. Ученые определяют моторику, как совокупность синхронных действий мышечной, нервной и зрительной системы организма. Именно в руках находятся активные точки, передающие осязательные ощущения. Более того точки проходят через те области головной коры, которые отвечают за зрение, речевые навыки и даже умственные способности, что дает полноценное представление об окружающем мире.
Именно от умелости детских рук зависит насколько умным и приспособленным вырастет ребенок. Ведь в быту человек ежеминутно выполняет мелкие действия: например, берет чашку, застегивает пуговицы или пишет. По ним же врачи делают выводы о правильном развитии центральной нервной системы и мозга. А также узнают, если ребенок отстает в развитии и нуждается в специализированной помощи. Поэтому от развития мелкой моторики рук зависит будущее качество жизни. Какие же навыки развиваются в процессе обучения?
- Гибкость. Дети выполняют простые упражнения с родителями, чтобы улучшить силу, гибкость и ловкость пальчиков.
- Тактильные ощущения. Прикасаются к новым текстурам и поверхностям, которые знакомят их с окружающим миром.
- Хватательный рефлекс. Хватают предметы ладонью и сжимают при помощи пальцев, чтобы удержать на месте.
- Пинцетный захват. Берут кончиками большого и указательного пальца очень мелкие предметы вроде бусин, пуговиц и хлебных крошек.
- Координация движения. Синхронно используют обе руки, чтобы взять большой предмет. Или одновременно берут несколько предметов в разные руки.
- Глазомер. Соотносят движения рук с другими органами чувств: например, видят перед собой предмет, могут донести руку и переместить в другое место.
- Познание человеческого мира. Прикасаются к новым предметам, узнают их названия и предназначение для человека, лучше ориентируются в человеческом мире.
- Интеллект. Видят ассоциативные цепочки между предметами, развивают логическое мышление и креативность.
- Речь. Узнают названия, цвета и геометрические формы всех предметов, которые трогают, что развивает словарный запас и дикцию.
- Полезные навыки. Пока тренируют пальчики, учатся другим навыкам: например, застегивать одежду, завязывать шнурки, выключать свет в комнате, открывать замки, вдевать вилку в розетку и пр.
- Творческая деятельность. Учатся держать в руке карандаши и рисовать первые каракули. Лепят из пластилина животных и цветы. Собирают из конструктора домик. Строят из кубиков высокие башни.
Мелкая моторика развивается постепенно, проходя через общие для всех людей этапы. На каждом этапе ребенок улучшает новые навыки: лучше чувствует свое тело в пространстве и может им управлять по желанию. Мелкие процессы происходят неосознанно для ребенка, но зная их последовательность, родители могут дать малышу правильное развитие и даже немного превысить нормы, что только поможет в будущем.
Возраст ребенка | Особенности развития |
до 1 года | После рождения ребенок имеет только один навык – рефлекторно сжимать руки в кулаки. Затем впервые видит пальчики, изучает и берет в рот. Если положить рядом погремушку, он научится брать предметы всех ладонью и трясти, издавая забавные звуки. Далее ребенок осознает, что у него две руки, и может играть в простые игры, например, «ладушки». |
1-1,5 года | К 1 году ребенок учится «пинцетному захвату». Теперь он может полноценно держать предмет в руке, поворачивать и рассматривать со всех сторон. К полутора годам он научится притягивать вещи к себе за веревочку, строить башни из кубиков и соединять звенья цепи. |
2-3 года | К 2 годам ребенок учится удерживать карандаш, что способствует рисованию каракуль. Чуть позже сможет перелистывать страницы книги, помогать смешивать крупу на кухне, строить здания из конструктора и даже наводить порядок, раскладывая игрушки по коробкам. К 3 годам детям можно доверить пластилин, художественные принадлежности или мячи для спортивных игр. |
Интересный факт! Начинать работу с мелкой моторикой нужно с раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальцев, чтобы воздействовать на активные точки головного мозга. А далее выполнять простые упражнения на гибкость и хватание. Если зачитывать стихотворения во время тренировки, ребенок будет одновременно развивать мелкую моторику, логику и память.
Различия мелкой моторики у «левши» и «правши»
Многие родители переживают за выбор ведущей руки ребенка, особенно если замечают предпочтение к левой руке. Но большой разницы между ними – нет. Левша чаще использует левую руку, поэтому она становится сильнее, что аналогично для правой руки правши. Также он начинает одеваться с левого рукава и застегивает левый ботинок. Почерк левши имеет левый наклон. На этом отличия заканчиваются, они не имеют физических или психологических недостатков. А некоторые психологи даже отмечают, что левши становятся более креативными и приспособленными личностями, потому что у них хорошо развито правое полушарие мозга.
Стоит отметить, что родители не могут влиять на выбор детей. До 3 лет они активно используют обе руки, затем – неосознанно отдают предпочтение одной, которой удобно работать. Процесс происходит интуитивно и незаметно для ребенка, поэтому он не поймет возражений, если родители попытаются изменить «ошибку». Лучшее, что могут сделать родители – это одинаково тренировать ладони и пальчики, чтобы они хорошо работали на обеих руках. Возраст выбора руки тоже индивидуален. Одни дети определяются еще в младенческом возрасте, другие – не изменяют привычкам почти до школы. Но к 4-5 годам выбор будет сделан. Чтобы определить, какая рука станет ведущей, достаточно понаблюдать за ребенком:
- Посмотрите, какой рукой он чаще действует – берет игрушку, держит ложку, складывает пирамидку.
- Когда хлопает в ладоши, ведущая рука будет сверху, потому что удары требуют большей силы.
- Когда складывает руки на груди, пальцы ведущей руки чаще оказывают сверху.
Важно! Современная психология не советует вмешиваться в выбор ребенка, потому что насильственные действия могут привести к стрессу и нервным проявлениям вроде заикания, тика или тревожности. Характер ребенка может стать раздражительным или снизится фон настроения, из-за чего он будет чувствовать себя опущенным и уставшим.
Упражнения для развития мелкой моторики
Учеными доказано, что способности рук не зависят от наследственности родителей: во многом они определяются на первых годах жизни, когда ребенок трогает предметы. Поэтому так важно дать ему максимальное разнообразие игрушек, тактильных поверхностей, упражнений и игр. Вкладывая время в развитие пальцев рук, вы буквально даете вашему ребенку лучшее будущее.
Приведем пример пальчиковых игр, которые можно выполнять с подручными средствами уже сегодня. Вы можете видоизменять или дополнять данные упражнения, чтобы сделать тренировки ребенка еще интереснее.
Крупа
Понадобится: пластиковый контейнер, крупа (любая), мелкие предметы, ведерко с лопаткой и маленький стаканчик.
Сенсорную коробку с крупой можно сделать собственными руками из подручных средств. Найдите пластиковый контейнер и заполните любой доступной крупой. Сверху покидайте небольшие предметы: например, пуговки, игральные кубики, солдатиков, заколки для волос, монетки и пр. Задача ребенка – собрать все предметы из крупы в маленький стаканчик. По ходу игры он копается в крупе, что развивает тактильные ощущения рук. Указывает названия найденных предметов, что развивает кругозор. У детей старшего возраста можно спрашивать геометрические формы, цвет, число на кубике, пол и характер персонажа. Если рядом поставить ведерко с лопаткой, ребенок сможет убирать излишки крупы и взаимодействовать с новыми предметами. Также в контейнер можно класть крупные предметы и закапывать в крупе, оставляя небольшой кусочек – ребенок увидит игрушку и захочет откапать ее, чтобы узнать, что находится внутри.
Подсказка: присматривайте за ребенком во время игры, ведь он наверняка «попробует на вкус» мелкие предметы.
Обертка
Понадобится: твердая игрушка, кусок фольги.
Тщательно заверните игрушку в фольгу, оставив открытым небольшой кусочек, чтобы ребенок быстро его нашел. Затем предложите ребенку посмотреть, кто спрятался внутри. Задача ребенка – найти начало обертки и освободить игрушку. Малыши могут порвать фольгу, а старшим детям – предложите аккуратно раскрыть обертку. По ходу игры ребенок развивает хватательный рефлекс. Дополнительно можно спрашивать, догадывается ли ребенок, кто спрятался внутри. Это человек или животное? Какого оно цвета? Какой характер?
Подсказка: для обертки можно использовать бумагу, завязывать ткань узелками или прятать игрушку в коробки разных размеров.
Прищепки
Понадобится: плотный картон, набор пластиковых прищепок.
Покажите малышам, как нажимать на прищепки и крепить их на картон. Задача малыша – повторить действие. Для первых занятий выбирайте пластиковые прищепки, которые легко открываются при прикосновении, затем – можно перейти на деревянные модели. По ходу игры дети увеличивают мышечную силу пальчиков. Помимо картона можно использовать веревку, предварительно привязав ее между стульями. Также детям очень нравится игра «Иголки для ежика», когда прищепки крепятся на подушку, создавая иголки ежика.
Подсказка: если придумать историю, детям будет интереснее играть. Например, помогите ежику одеться в иголки, верните солнышку лучики или украсьте елочку игрушками.
Копилка
Понадобится: копилка, монетки.
Поставьте перед ребенком копилку и горсть монет. Затем предложите ребенку накормить голодную свинку-копилку ее любимой едой. Задача ребенка – попасть монеткой в узкое отверстие. По ходу игры дети развивают пинцетный захват и координацию движений. Взрослым малышам можно предложить считать количество съеденных монеток, что поможет подготовиться к занятиям в детском саду. А когда копилка наполнится, предложите малышу самостоятельно открыть замочек, высыпать монетки и начать игру с начала.
Подсказка: заранее помойте монетки и копилку, чтобы не приходилось мыть руки после каждой игры.
Массаж для рук и пальцев
Массаж для рук делают с первых дней жизни малыша. С рождения мама поглаживает кулачки новорожденного, мягко раскрывает и трогает каждый пальчик по отдельности. Это помогает размять мышцы несмышленому малышу, который пока не умеет пользоваться пальчиками. Позже в его ручки вкладывают мягкие игрушки для развития разных тактильных ощущений. Но даже в этот период продолжают массаж, чтобы улучшить гибкость и выносливость. Такой массаж можно делать в любом возрасте, в удобное для вас время, например, ожидая очередь в поликлинике или путешествуя на машине.
Простые массажные движения выполняют без инструкции. Некоторые мамы напевают песенки или читают стишки, чтобы привлечь внимание малыша. Также это помогает запомнить новые слова и развить речевые навыки. В итоге, массаж может стать ярким воспоминанием из детства, как первое дело, которое мама и малыш выполняют вместе.
Пальчиковая гимнастика
Согрейте кулачки малыша в своих руках. Большим пальцем приподнимите пальчики вверх. Теперь отделите один пальчик: потрите его от ладони к кончику, попробуйте разогнуть, насколько позволяет гибкость. Главное, действуйте плавно и аккуратно, ведь пальчики малыша пока очень слабые. В процессе массажа можно напевать известные песенки вроде «Сорока-белобока» или придумать интересную историю. Следуя истории, трите пальчики, поднимайте и опускайте, прячьте в кулачке.
«Занятия пальчиков»
Солнышко взошло, пальчики проснулись.
Первый пальчик умывался – лицо тер-тер,
Второй пальчик убирался – игрушки шух-шух,
Третий пальчик разминался – наклоны вниз-вниз,
Четвертый пальчик одевался – руки вверх-вверх,
Ну а пятый пальчик безобразничал,
Спрячем хулигана побыстрей-побыстрей.
Ручная гимнастика
Ручная гимнастика выполняется всей ладонью. Она не только стимулирует моторику, но и снимает напряжение, которое возникает во время тренировки пальчиков. Поэтому часто выполняется после пальчиковой гимнастики. Упражнения такие же простые. Например, сжимайте и разжимайте кулачки. Пожмите руки, как настоящие взрослые. Соедините подушечки пальцев по одному и слегка массируйте пружинящими движениями. Сыграйте в «Ладушки», напевая знаменитую песенку, которую помнит каждый ребенок.
«Ладушки-ладушки!
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
А теперь полетели-полетели».
Массажные игрушки
К массажным игрушкам переходят в последнюю очередь, когда малыш уже немного развивает ручки. Он пытается держать игрушки в руках и сжимает изо всех сил. Пупырчатые поверхности впиваются в ручки и дарят малышам новые тактильные ощущения. Благодаря необычным формам и ярким расцветкам, игрушки лучше привлекают внимание детей и надолго завлекают игрой. Теперь малыши с нетерпением ждут новой тренировки, чтобы поиграть с понравившейся игрушкой. Игрушки бывают из разных материалов: резиновые, тканевые, пластиковые. Также имеют разные поверхности: пупырчатые, выпуклые, вогнутые, узорчатые и пр. Любая игрушка может стать массажной, если отличается хорошей гибкостью и упругостью.
Упражнения простые и интуитивно выполняются детьми: например, обхватите игрушку всех ладонью и удержите на весу. Изо всех сил сожмите в руке и отпустите. Удержите игрушку несколькими пальчиками. Проведите ладонью по пупырчатой поверхности, слегка надавливая. Покатайте шарик на столе, слегка надавливая ладонью. Подбросьте вверх и поймайте. Сожмите между двумя ладонями.
Развивающие игры для мелкой моторики
Для развития детей раннего возраста было создано множество игрушек. В создании участвовали педагоги, психологи и прочие специалисты, которые знают детей лучше родителей. Игрушки адаптированы таким образом, чтобы дать максимальную пользу от игры. При этом интуитивно понятны для детей, и позволяют родителям оставить кроху развиваться самостоятельно. На сайте «Приоритет» вы найдете большой ассортимент игрушек.
Игрушки
Для развития ребенка подойдут любые игрушки с ребристыми, выпуклыми или мягкими поверхностями. Каждая новая тактильная поверхность развивает осязательные ощущения и помогает ребятам познать окружающий мир. Ребята становятся более приспособленными и легче привыкают к незнакомым местам, например, к детскому саду. Такими игрушками можно тренировать как ручки, так и ножки. Пример:
Набор массажных мячиков «Пицца» – это упругие мячики с ребристой поверхностью, которые помогут малышам развить тактильные ощущения. Складываются в забавную коробочку в форме пиццы.
Мозаика
Красочная мозаика всегда привлекает внимание детей, потому что хранит за собой загадку. Малыши с интересом собирают подходящие друг другу детали и заодно пытаются отгадать, что же получится на картинке. Игры с мозаикой развивают не только моторику, но и зрительное и пространственное мышление. Т.к. малышам пока сложно собирать большие картинки из пазлов, остановитесь на вариантах 4-8 деталей. Пример:
Пазл «Петушок-Золотой гребешок» – это миниатюрная мозаика по мотивам известной сказки. Имеет удобную рамку, чтобы облегчить игру ребенка. Знакомит малышей с русским фольклором.
Головоломки
Увлекательные игры, в которых детям предстоит расставить предметы по правильным местам. Для решения задачки детям придется познакомиться с окружающим миром и запомнить какую-то информацию. Для развития пальчиков можно выбирать те игры, где есть прищепки, сортеры, геометрические детали и пр. Маленькие детали нужно держать несколькими пальцами, что развивает пальчиковый захват. Пример:
Развивающая игра «Времена года» – это логическая игра с прищепками. Каждая прищепка имеет изображение, соответствующее одному времени года. Задача малышей – прикрепить прищепку в правильный сезон.
Рисование
Детям постарше подойдут раскраски. Дети хорошо тренируют пальчики, когда держат карандаши, давят на бумагу и поворачивают кисть в разных направлениях. Красочные картинки привлекают внимание детей и помогают развиваться фантазии. Одновременно дети изучают окружающий мир, цветовую палитру, особенности человеческой жизни и пр. Особенно полезны раскраски с определенной тематикой – овощи, машины, животные, которые помогают детям группировать предметы по характерным признакам. Пример:
Раскраска «Зоопарк» – это раскраска для самых маленьких детей. Имеет цветные контуры, которые подсказывают правильный цвет. Знакомит малышей с дикими животными, живущими в зоопарке.
Пластилин
Творческая игра для детей постарше. Дети хорошо тренируют пальчики, когда мнут гибкий пластилин и делают из него фигуры. Помогает создавать знакомые предметы собственными руками, что дети воспринимают как настоящее волшебство. Одновременно развивает творческие способности, когда дети фантазируют на вольные темы. Некоторые наборы включают картинки с подсказками, по которым дети могут ориентироваться первое время.
Пластилин «ПлэйФоум» – это уникальный пластилин, который нагревается от лампочки и светится в темноте. Благодаря рассыпчатой текстуре легко мнется без долгого нагревания.
Бизиборды
Развивающая игра со множеством подвижных элементов надолго увлекает детей. Они методично знакомятся с каждым элементом и пытаются понять механику действия. В ходе игры приобретают полезные навыки вроде завязывания шнурков или застегивания пуговок. Иногда бизиборды делают в виде животных или тематических предметов, чтобы подобрать игрушку под индивидуальные предпочтения детей. Так девочки могут играть с большим цветком, а мальчики – с машинкой. Пример:
Бизиборд «Добрый ягненок» – это бизиборд в виде животного, который привлечет внимание каждого ребенка. Имеет простые для детских рук игры – сортеры и бегунки.
Конструкторы
Логическая игра, в которой детям предстоит собрать предметы из мелких деталей. Дети тренируют моторику рук, когда держат детали двумя пальцами. Одновременно они размышляют, куда поставить деталь, чтобы получить полноценный предмет. Работают логика, зрительное и пространственное мышление, фантазия и креативность. Начинают занятия с небольших конструкторов, которые собираются только в один предмет. Затем – можно брать полноценные наборы с большим применением. Пример:
Деревянный конструктор «Паровоз» – это небольшой конструктор, из которого можно составить паровоз. Благодаря крупным деталям, дети легко справятся с задачей. После можно играть как обычной машинкой.
Таким образом, процесс развития моторики у детей происходит естественным образом. Даже без помощи родителей ребенок трогает разные предметы, изучает мир и учится работать ручками. Но родительская забота делает этот процесс быстрее и полезнее. Если помогать ребенку на каждом этапе развития, он получит дополнительные «плюшки»: например, быструю адаптацию к новым условиям, смелость и уверенность в своих силах, разнообразный словарный запас, повышенные логическими способности. Современный мир предлагает множество способов для развития моторики – от личных занятий до развивающих игрушек, среди которых каждый может выбрать способ по душе. Личные тренировки с массажем помогут отношениям между мамой и ребенком стать еще ближе, а развивающие игрушки – напротив, освободят немного времени для мамы, чтобы отдохнуть. В любом случае, ребенок получит полноценное развитие и станет самостоятельным человеком. Удачных занятий!
Sensory Wall Panel — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(86 релевантных результатов)
Тактильные стены | Интерактивные настенные панели
Очень динамичный и стимулирующий во всех отношениях.