Разное

Социально психологические типы личности: Социально-психологические типологии личности

К вопросу о сущности социального типа личности

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов типологизации личности в социологической науке.
Ключевые слова: социология, личность, типология, типологизация личности, социальная среда, социальная психология. 

Любая общественная система заинтересована в соответствующем ей типе личности и предъявляет свои требования к формированию его социального характера. Эти требования реализуются через систему образования и воспитания, через средства массовой коммуникации и искусство. От того, насколько этот новый тип усвоит духовные, нравственные, культурные традиции своего государства, народа зависит будущее общества. Именно поэтому проблема, связанная с типологизацией личности, столь актуальна в настоящее время.

Вопрос о типологизации — один из основных в проблеме исследования личности. По утверждению В.Т. Лисовского, социальная типология, являясь одним из методологических приемов, основываясь на сопоставлении «общего, особенного и единичного, дает возможность представить социальный тип личности на разных уровнях общности. Для научного понимания личности прием сведения индивидуального к социальному имеет принципиально важное значение, так как позволяет раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формирующееся в конкретной системе общественных отношений… или социальной группы, к которым принадлежит личность» [1]. Е.А. Ануфриев, исследуя проблему человека, говорит вообще о потере смысла существования социологии, если она не проводит анализ типов личности [2].

Как неотъемлемый элемент научной теории, типология представляет собой учение о типах, предполагая выделение общих и существенных признаков, служащих критерием при классификации или систематизации изучаемых объектов. Так, наличие у изучаемого предмета определенных признаков и свойств позволяет отнести его к общим типам предметов, которым он объективно соответствует. Обычно, под понятием «тип» подразумевают обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей [4]. Именно определенное сочетание социальных признаков, свойств, качеств, их распространенность дают возможность судить о сформированности и распространенности того или иного типа личности в обществе. Назначение процесса типизации с точки зрения его научной функции заключается, прежде всего, в установлении среди признаков объекта тех, которые составляют область интересов и компетенцию данной науки.

Изучение человеческих типов представляет определенный интерес, как для социологии, так и ряда других наук: психологии, социальной психологии, философии, педагогики и др. При этом каждая наука изучает типологию личности в рамках своего предмета с помощью различных классификационных систем, преследуя свои специфические цели.

В современной научной литературе наиболее распространенными при анализе типологии личности являются психологический, социально- психологический и социологический подходы.

Образцы типологии личности встречаются в психологии уже в древности. Например, греческий философ Гиппократ выделил четыре основных типа индивида в зависимости от типов его темперамента: «холерик», «сангвиник», «флегматик», «меланхолик». По утверждению философа именно темперамент определяет строение тела человека, его эмоциональные и поведенческие реакции.

Типология характеров, предложенная К. Юнгом, предполагает выделение доминирующей психической функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение [5]. Учитывая вышеперечисленные признаки и преобладающие направленности индивида на внешний или внутренний мир, К. Юнг выделяет два базовых противоположных типа личности: экстравертивный и интровертивный.

Интровертированность, по мнению К. Юнга, свойственна людям замкнутым, необщительным, застенчивым, молчаливым. Внешние обстоятельства и воздействие со стороны других индивидов практически не оказывают на интроверта никакого влияния, его поведение основывается на собственных мыслях и чувствах. Активно взаимодействуя с обществом как системой социальных отношений экстравертивный тип, по словам К. Юнга, обладает повышенной общительностью, открытостью характера и проявлением интереса к другим людям. Данная типология психологических типов является важной для лучшего уяснения человеческой психологии, для изучения взаимоотношений личности и социальной среды.

В отечественной психологии Б.И. Додонов [6] выделяет типы личности в зависимости от эмоциональной направленности, определение которой производится с учетом только одного, наиболее ценного для индивидуума эмоционального состояния — переживания. Представленная типология Б.И. Додонова базируется на том, что тип общей эмоциональной направленности накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы, а через нее на восприятие человеком действительности, выбор деятельности, отношений, творчества и т.д.

И.В. Павлов, исходя из индивидуально-психологических особенностей человека, связанных с его способностями, разделяет людей на три типа: «художественный», обладающий яркостью образов; «мыслительный» с доминированием абстрактного и логического мышления; «промежуточный» [8]. По словам ученого, способности, являясь субъективными особенностями личности, развиваются в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание являются активно формирующими их факторами.

Исследования, связанные со склонностью человека использовать те или иные средства воздействия на других людей, позволили Э. Шострому выделить следующие типы: манипуляторы и актуализаторы [9].

Обман, ложь, хитрость, жажда быть предметом забот других людей, жестокость, недоброжелательность — основные свойства присущие манипуляторам. Актуализаторам свойственны искренность, честность, интерес к жизненным реалиям, открытость, поиск самобытности и индивидуальности. По словам Э. Шостора, главное в нашей жизни, вовремя заметить в себе первичные признаки манипуляционного типа и найти в себе силы и возможности изменить сложившуюся ситуацию для перехода в другой тип.

Следовательно, при определении типа личности психология уделяет основное внимание биологическому фактору, ориентируясь на развитие собственно психических процессов, возникающих на основе врожденных и сформированных признаков, то есть на особенностях их поведения, темпераменте, характере. Делая акцент на индивидуально-психологических особенностях индивида, данная наука отводит совсем незначительное место изучению непосредственной среды его жизнедеятельности, то есть социальным факторам, которые играют немаловажную роль для понимания типологических особенностей личности.

Социальная психология анализ типа личности проводит на основе соединения взглядов двух дисциплин — социологии и общей психологии. В работах социально-психологического направления социальный тип личности рассматривается как феномен, специфика которого основана на взаимосвязи индивидуального психического склада личности и социальных ролей, выполняемых ею в обществе.

Примером социально-психологического направления изучения типов личности является типология Д. Рисмена [11]. При разработке концепции типов личности он основывается на идее о соответствии определенных типов личности типу общества, выделяя при этом: тип, ориентированный на традицию, тип, ориентированный на себя, тип, ориентированный на другого.

Для первого типа, характерен ориентир на традицию, обычаи, отношения, бытующие в примитивных и традиционных обществе и не подвергающиеся изменениям. Для второго типа, свойственного периоду развития индустриального общества присуще ориентирование на себя, отход в социальной жизни от строгой установки на традицию. Такие особенности существования общества предоставляют индивиду свободу в выборе целей и инициативы, необходимых для разрешения возникающих проблем. Личность становится более динамичной, предприимчивой, готовой к нововведениям. Возникновение третьего типа, ориентированного на других, Д. Рисмен связывает с появлением человека общества массового потребления. Этот тип, приспосабливаясь к динамично меняющимся социальным обстоятельствам, становится объектом манипулирования, дезориентированным, иногда апатичным и циничным.

Предложенная концепция, однако, не утверждает однозначного соответствия характера и общества. Так характер, по словам Д. Рисмена, не всегда успевает реагировать на изменения, происходящие в обществе, то есть изменять свою структуру, и наоборот. Однако исследователь обращает внимание на то, что его стремления к описанию общества и типичных представителей основывалось на системе только взаимосвязанных характеристик, объединяющих их черты.

Аналогом концепции типов личности Д. Рисмена является концепция общественного характера, разработанная Э. Фроммом. Для него социальный тип личности — господствующий тип характера, совокупность черт которого присуща большинству членов определенной социальной группы [12]. По мнению Э. Фромма, каждой ступени развития общества соответствуют особые социальные характеры, проявляющиеся через поведение индивида.

По Э. Фромму, для человека восприимчивой ориентации собственное существование возможно при наличии других людей, способных оказать им какую-то поддержку, защитить, одобрить их. Однако это желание чаще всего вызвано склонностью завоевать к себе расположение со стороны окружающих. Люди такого характера «теряются, будучи предоставленными сами себе, поскольку уверены, что ничего не способны сделать без посторонней помощи» [12].

Авторитарная личность не рассчитывает на собственные силы, а стремится получить блага из вне, отнимая желаемое у других силой и хитростью. Каждый человек оценивается ими как объект эксплуатации и полезности.

Стяжательская ориентация свойственна людям слабо надеющимся получить что-то новое и необходимое из внешнего мира, поэтому они намерены беречь, сохранять и экономить все то, что уже есть, существует. Все растраты они воспринимают как опасность для их существования.

По утверждению Э. Фромма, рыночная ориентация человека получила свое развитие только в современную эпоху при развитии рыночных отношений. Практичные, расчетливые люди убеждены в том, что успех каждого зависит от того, насколько выгоднее удастся им продать свой труд на рынке.

Как и многие другие исследователи социальных типов, Э. Фромм говорит о невозможности существования каждого типа в «чистом виде». По его словам имеются определенные их комбинации, действие которых необходимо знать для понимания системы, согласно которой функционирует общество.

Примером социально-психологического направления изучения типов личности является типология, разработанная Э. Шпрангером. Основываясь на различии ценностных ориентаций, жизненных убеждений людей и их отношении к реально существующим видам деятельности, Э. Шпрангер выделяет шесть основных «универсальных» типов [13]. Теоретический человек, как считает ученый, это человек, стремящийся к познанию и объяснению всего непонятного. Эстетический человек стремится познать мир, действительность через систему взглядов, собственное миропонимание. Экономический человек ищет пользу в результатах своей деятельности. Социальный человек, пытаясь контактировать с другими людьми, стремится направить свою деятельность на благо общества. Политический человек — это человек, для которого власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Религиозный человек — это человек, у которого ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни.

Концепция, предложенная Э. Шпрангером, позволяет понять, что люди отличаются друг от друга не только темпераментом, конституцией, поведением, но и жизненными ценностями, ориентациями человека. Зачастую именно в этих ценностях выражается сущность личности, ее специфическая характеристика.

Следовательно, предметом изучения социальной психологии являются психические свойства человека, их социальное содержание. Однако этот подход нельзя назвать определяющим, так как в данном случае изучается не личность как целостность психических и социальных свойств, а человеческий индивид, достигший определенного уровня психического развития.

В социологическом подходе классификация человеческих типов часто осуществляется с позиций их социальной активности или поведения. Потребность в социологической типизации человека обусловлена необходимостью выявления некой закономерности процессов, происходящих в мироздании, социальных макро- и микроструктурах, биопсихологических основаниях человеческой природы. Объяснение данных процессов позволяет определить организованное единство свойств личности, находящееся не только под воздействием личного внутреннего мира человека, но и под влиянием социокультурной реальности, неизменно определяющей его действия, поведение, взаимную связь между людьми.

Ссылки на источники

  1. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: науч. — попул / В.Т. Лисовский. — М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
  2. Ануфриев, Е.А. Личность и общество / Е.А. Ануфриев // Социология. Основы общей теории. — М., 1996.
  3. Суховская Д.Н. Роль концепции креативного города в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию // European Social Science Journal. 2013. № 9-1 (36). С. 41-49.
  4. Суховская Д.Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Научные труды SWorld. 2013. Т. 25. № 2. С. 34-37.
  5.  Юнг К.Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского. — М.: «Университетская книга» ACT, 1996. — 716 с.
  6.  Додонов, Б.И. Эмоции как ценности / Б.И. Додонов. — М., 1978.-272 с.
  7.  Суховская Д.Н. Тезаурусный подход к определению сущности креативного пространства современного города // European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 291-297.
  8. Павлов, И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека / И.П. Павлов // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 21-24.
  9.  Шостром ,Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: пер. с англ. / Предисл. A.A. Карпенко, A.B. Петровского. — Минск; М.: ТПЦ «Полифакт». Моск. изд. Группа, 1992. — 127 с.
  10.  Суховская Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 713-719.
  11. Рисмен, Д. Некоторые типы характера и общество / под ред. С.А. Макеева // Человек и общество. Хрестоматия. — К.: Ин-т социологии НАН Украины, 1999.-С. 187-217.
  12. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя: пер. с англ. Д.Н. Дудинский; худ. обл. М.В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 672 с.
  13. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер //Психология личности:, A.A. Пузырея. — М., 1982. — С. 55-59.

Психологические и социально-психологические особенности личности с вегетарианским типом пищевого поведения | Суворова

1. Барбарук А.В. (2016) Социальная структурация сообщества вегетарианцев (на материалах г. Магадана): дисс. … канд. социолог. наук: 22.00.04. СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т,. 391 с.

2. Берковиц Л. (2007) Агрессия: причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. – СПб.: Изд-во: Прайм-еврознак, 2001. – 512 с.

3. Бурдье П. (2001) Практический смысл. СПб: Изд-во Алетейя, 562 с.

4. Волкова И.В. (2020) Наличие домашнего питомца, доброжелательность и развитие эмпатии у подростков // Вестник Мининского университета. Том: 8. № 2 (31) С. 10. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1092 (дата обращения 13.11.2020). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-10

5. Зарубина Н.Н. (2016) Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. № 2. С 137-154. eLIBRARY ID: 27683156

6. Карпова Д.Н. (2015) Еда как контркультура или движение антикапитализма // Вестник Института социологии. № 4. С. 65-73. eLIBRARY ID: 24182559

7. Коннер М., Армитейдж К. Дж. (2012) Социальная психология пищи. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 264 с.

8. Леонова Е.Н. (2017) Социально-психологические типы пищевого поведения // Вестник Удмуртского университета. Т. 2, № 27, С. 174-181. eLIBRARY ID: 29846103

9. Почебут Л.Г. (2012) Кросс-культурная и этническая психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство: Питер, 336 с.

10. Федорова И.И. (2007) Клинико-динамический и психотерапевтический аспекты нарушений пищевого поведения: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.18. Томск: Изд-во СО РАМН, 25 с.

11. Чикер В.А. (2006) Психологическая диагностика организации и персонала. СПб. Изд-во: Речь, 176 с.

12. Alalwan T.A., Hilal S.J., Mahdi A.M., Ahmed M.A., Mandeel Q.A. (2019) Emotional eating behavior among University of Bahrain students: a cross-sectional study. Arab Journal of Basic and Applied Sciences. Volume 26, Issue 1. Pp. 424-432/ https://doi.org/10.1080/25765299. 2019.1655836

13. Baines S., Powers J., Brown W.J. (2017) How does the health and well-being of young Australian vegetarian and semi-vegetarian women compare with non-vegetarians? Public Health Nutrition. no. 10. Pp. 436-442. DOI:10.1017/S1368980007217938

14. Beardsworth A., and Keil T. (1992). The vegetarian option: varieties, conversions, motives and careers. Sociological Review. 40, Pp.253–293. DOI: 10.1111/j.1467-954X.1992.tb00889.x

15. Burkert N.T., Muckenhuber J., Großschädl F., Rásky É, Freidl W. (2014) Nutrition and health. The association between eating behavior and various health parameters: a matched sample study. PLoS One. 7;9(2):e88278. URL:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0088278 (accessed: 7.02.2014).

16. Craig W.J., Mangels A.R. (2009) Position of the American Dietetic Association: vegetarian diets. Journal of the American Dietetic Association. no. 109 (7). Pp. 1266–1282. DOI: 10.1016/j.jada.2009.05.027

17. Fechner C., Hackethal C., Höpfner T. , Dietrich J., Bloch D., Lindtner O. and Sarvana I. (2022) Results of the BfR MEAL Study: In Germany, mercury is mostly contained in fish and seafood while cadmium, lead, and nickel are present in a broad spectrum of foods. Food Chem X.; 6;14:100326. doi: 10.1016/j.fochx.2022.100326

18. Forestell C.A., Nezlek J.B. (2018) Vegetarianism, depression, and the five factor model of personality. Ecology of Food and Nutrition. no. 57. Pp. 246-259. doi: 10.1080/03670244.2018.1455675

19. Hibbeln J.R., Northstone K., Evans J., Golding J. (2018) Vegetarian diets and depressive symptoms among men. Journal of Affective Disorders. no. 1;225. Pp. 13-17. doi: 10.1016/j.jad.2017.07.051

20. Holler S., Cramer H., Liebscher D., Jeitler M., Schumann D., Murthy V., Michalsen A., Kessler C.S. (2021) Differences Between Omnivores and Vegetarians in Personality Profiles, Values, and Empathy: A Systematic Review. Frontiers in Psychology.no. 7; 12:579700. doi: 10.3389/fpsyg.2021.579700.

21. Hopwood C.J., Bleidorn W., Schwaba T.,Chen S. (2020) Health, environmental, and animal rights motives for vegetarian eating. PLoS ONE. 15(4): e0230609. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0230609

22. Jain K, Sharma S., Prajna S. C. Jain V. (2018) Influences of Gender, Religion, Dietary Patterns, and Mixed-sex Education on Aggressiveness in Children: A Sociodemographic Study in Municipal Primary Schools of South Delhi. Indian Journal of Public Health Vol. 62, Issue 1. Pp. 21-26. DOI:10.4103/ijph.IJPH_346_16

23. MacInnis C.C., Hodson G. (2018) It ain’t easy eating greens: evidence of bias toward vegetarians and vegans from both source and target. Group Processes and Intergroup Relations. no. 20. Pp. 721-744. DOI: 10.1177/1368430215618253

24. Matta J., Kesse-Guyot E., Goldberg M., Limosin F., Czernichow S., Hoertel N., Lemogne C., Zins M. (2018) Depressive symptoms and vegetarian diets: results from the Constances Cohort. Nutrients. no. 10. p. 1695. doi: 10.3390/nu10111695

25. Michalak J., Zhang X.C., Jacobi F. (2012) Vegetarian diet and mental disorders: results from a representative community survey // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2012. no. 9. p. 67. URL: https://doi.org/10.1186/1479-5868-9-67 (accessed: 07.06.2012).

26. Miki A.J., Livingston K.A., Karlsen M.C., Folta S.C., McKeown N.M. (2020) Using Evidence Mapping to Examine Motivations for Following Plant-Based Diets. Current Developments in Nutrition. 4(3):nzaa013. doi: 10.1093/cdn/nzaa013.

27. Muris P., Merckelbach H., Otgaar H., and Meijer E. (2017). The malevolent side of human nature: a meta-analysis and critical review of the literature on the dark triad (Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy). Perspectives on Psychological Science. no. 12, 183–204. doi: 10.1177/1745691616666070

28. Nezlek J.B., Forestell C.A. (2020) Vegetarianism as a social identity. Current Opinion in Food Science.. Vol. 33. Pp. 45-51. https://doi.org/10.1016/j.cofs. 2019.12.005

29. Nezlek J.B., Forestell C.A., Newman D.B. (2018) Relationships between vegetarian dietary habits and daily well-being // Ecology of Food and Nutrition. no. 57. Pp. 425-438. DOI:10.1080/03670244.2018.1536657

30. Norwood R., T. Cruwys T., Chachay V. S., Sheffield J. (2019) The psychological characteristics of people consuming vegetarian, vegan, paleo, gluten free and weight loss dietary patterns. Obesity Science & Practice.Vol. 5(2). Pp. 148–158. doi: 10.1002/osp4.325

31. Obara-Gołębiowska M. and Michałek-Kwiecień J. (2020) Personality traits, dieting self-efficacy and health behaviors in emerging adult women: implications for health promotion and education. Health Promot Perspect. 10(3): 230–237. DOI:10.21863/ijmbc/2016.5.1.027

32. O’Connor M.A., Touyz S.W., Dunn S.M., Beumont P.J. (1987) Vegetarianism in anorexia nervosa? A review of consecutive cases // Medical Journal of Australia. no. 7-21;147 (11-12): 540-2. doi: 10.5694/j.1326-5377.1987.tb133677. x.

33. Pasztak-Opilka A., Pawlak M., Zachurzok A. (2012) Personality Traits, Type of Motivation and Diet Duration Are Associated With the Risk of Orthorexia. Nervosa in Vegetarians – a Cross-sectional Study. Collegium Antropologicum. 36 (3):Pp. 795-800. PMID: 23213935. DOI: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-1121884/v1

34. Pfeile T.M., Egloff B. (2020) Do vegetarians feel bad? Examining the association between eating vegetarian and subjective well-being in two representative samples. Food Quality and Preference. Vol. 86. 104018. URL: https://doi.org/10.1016/j.foodqual.2020.104018 (accessed: 01.12.2020).

35. Pfeiler T.M., and Egloff B. (2018c). Personality and meat consumption: the importance of differentiating between type of meat. Appetite. no. 130, Pp. 11–19. DOI: 10.1016/j.appet.2018.07.007

36. Rosenfeld D.L. (2018) The psychology of vegetarianism: Recent advances and future directions // Appetite. Vol. 131. Pp. 125-138. DOI: 10.1016/j.appet.2018.09.011.

37. Ruby M.B. (2012) Vegetarianism. A blossoming field of study // Appetite. Vol. 58. no. 1. Pp. 141-150. DOI:10.1016/j.appet.2011.09.019

38. Sariyska R., Markett S., Lachmann B., Montag C. (2019) What Does Our Personality Say About Our Dietary Choices? Insights on the Associations Between Dietary Habits, Primary Emotional Systems and the Dark Triad of Personality. Frontiers in Psychology. 10:2591.https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02591

6 моделей, призванных объяснить поведение человека

Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.

Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.

Несмотря на то, что со временем он может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.

Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.

Какой личностью не является

Личность — это не набор ваших навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.

Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.

Было ли это полезно?

Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.

По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.

1. Психодинамические теории

Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.

Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.

Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.

Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.

Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0003

  • оральный: ротовой и сосательный рефлексы
  • анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
  • фаллический: гениталии и идентификация пола

Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.

В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.

Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.

2. Теории черт

Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.

В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.

Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.

Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом У. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт:

  • приятность
  • добросовестность
  • экстраверсия
  • невротизм
  • открытость опыту

Каждая черта имеет диапазон, который простирается от одной крайности к другой, и каждый человек попадает где-то в этом диапазоне.

Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.

3. Гуманистические теории

Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что, по мнению человека, придает его жизни смысл.

Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.

Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.

Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.

4. Социальные когнитивные теории

Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.

Бихевиоризм

Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждений и наказаний.

Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.

Пример

Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.

Было ли это полезно?

Джону Б. Уотсону часто приписывают пионерскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.

Теория социального обучения

Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).

Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.

Пример

Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.

Было ли это полезно?

Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.

Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.

Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.

3. Теория ожидаемой ценности

Другая модель человеческой личности, основанная на бихевиоризме, — это модель Джулиана Роттера.

Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.

Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.

Пример

Вы узнали, что обучение не менее чем за 4 часа до теста приводит к его сдаче.

В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.

Было ли это полезно?

5. Биологические теории

Согласно исследованию 2016 года биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.

Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный настрой, чем кто-либо другой.

Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.

6. Эволюционные теории

Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.

Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.

В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.

Пример

Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но теория эволюции утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.

Было ли это полезно?

Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?

Вы не можете — по крайней мере пока.

По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.

Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.

Теории личности стремятся создать основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности. Они часто пересекаются или дополняют друг друга, а иногда могут противоречить друг другу.

Каждая теория личности предлагает структуру для анализа человеческой личности, и большинство из них имеют обширные исследования, подтверждающие некоторые из их положений. Это одна из причин, по которой изучение личности в психологии все еще находится в стадии развития и не дает окончательных результатов.

Что такое социальный тип личности? — Черты характера и возможные занятия

JavaScript

Для полной функциональности этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот
инструкции по включению JavaScript в вашем веб-браузере.

Люди, которые относятся к социальному типу личности, являются преданными лидерами, гуманистами, ответственными и поддерживающими. Они используют чувства, слова и идеи, чтобы работать с людьми, а не физическую активность, чтобы что-то делать. Им нравится близость, общение, группы, неструктурированная деятельность и ответственность.

Социальный тип личности решает проблемы чувствами

Эти люди дружелюбны и умеют говорить словами и решают проблемы чувствами. Социальная личность типа любит информировать, помогать, обучать, развивать и лечить людей в своей работе. Их эмпатия и чувствительность к эмоциональным сигналам помогают им решать проблемы людей, иногда до того, как другие узнают о них. Эти люди могут сплотить людей и генерировать положительную энергию на благое дело.

Социальный тип личности фокусируется на людях и их заботах

Люди и их заботы находятся в центре внимания социального типа личности. Эти люди чувствительны к настроению и чувствам людей и легко заводят друзей. Иногда они сосредотачиваются на проблемах людей, исключая все остальное. Социальный тип личности может показаться непрактичным, особенно реалистическим типам. Пройдите бесплатный личностный тест, чтобы узнать больше о своих предпочтениях в работе, и пройдите тест личности .

Бесплатный тест на профессию

Хотите узнать, какая профессия лучше всего подходит вам? Пройдите бесплатный тест на профессию.

К тесту на профессию

Возможные профессии, соответствующие социальному типу личности

Их род занятий часто включает в себя работу, общение и/или обучение людей. Эти занятия часто включают в себя помощь или оказание услуг другим. Некоторые из профессиональных областей, которые соответствуют социальному типу личности :

Социальный / Художественный

Помощь людям в сочетании с творчеством, творчеством и проектированием.

Типичные занятия

  • Учитель искусств средней школы
  • Учитель архитектуры
  • Преподаватель художественной академии
  • Сотрудник программы отдыха
  • телеведущий
  • Сотрудник музея
  • Путеводитель по музею
Социальный /Обычный

Помощь людям в сочетании с организованностью, аккуратностью и надежностью.

Типичные занятия

  • Менеджер объекта
  • Кассовый оператор
  • Юрисконсульт
  • Сотрудник отдела кадров
  • Воспитатель дошкольного образования
  • Секретарь
  • Учитель начальных классов
  • Ответственный секретарь
  • Медицинский работник сообщества
  • Учитель средней школы
  • Помощник врача
Социальный /Предпринимательский

Помощь людям, полезность в сочетании с предприимчивостью и влиянием.

Типичные занятия

  • Агент по трудоустройству
  • Посредник
  • Клерк туристического агентства
  • Консультант по вопросам управления
  • Консультант по связям с общественностью и коммуникациям
  • Дежурная медсестра
  • Ответственный секретарь
Социальный /Расследовательский

Помощь людям в сочетании с исследованиями, решениями и специализацией.

Типичные занятия

  • Врач общей практики
  • Ветеринарный техник
  • Преподаватель послесреднего образования
  • Психолог
  • Логопед
  • Реанимация, реанимационная медсестра
  • Диетолог
  • Консультант по вопросам образования
  • Советник по сельскому хозяйству
Социальный /Реалистичный

Помогать людям, быть полезным, совмещать с работой на природе, животными, эксплуатацией техники, ручным трудом, путешествовать, браться за работу.

Типичные занятия

  • Физиотерапевт
  • Массажист, массажистка
  • Практикующий ветеринар
  • Гинеколог
  • Больничная медсестра
  • Специалист по акушерству
  • Советник по сельскому хозяйству
  • Воспитатель детского сада
  • Личный помощник в частном доме
  • Пособие по уходу
  • Личный помощник в интернате для инвалидов
  • Личный помощник в доме престарелых
  • Кассовый оператор
  • Советник по сельскому хозяйству
  • Официанты
  • Косметолог
  • Бортпроводник
  • Инструктор по плаванию
  • Инструктор по верховой езде

Узнайте больше о своих предпочтениях в работе, пройдя бесплатный тест личности

Наш тест личности основан на кодексах Голландии, разработанных психологом Джоном Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *