Социализация детей это: Советы родителям по социализации ребёнка вне школы
Советы родителям по социализации ребёнка вне школы
ОБРАЗОВАНИЕ
24 Октября
Социализация ребенка в обществе в последние несколько лет стала первой темой для обсуждения среди родителей. Для начала узнаем, что это за понятие.
Социализация детей – это процесс внедрения ребенка, как потенциального члена общества, в социум. Для того, чтобы социум принял маленького человека, а он усвоил правила поведения в социуме, нужно поддерживать связь с обществом. Но как это делать во время дистанционного обучения?
Альтернативы обычной школе для социального развития ребенка
Конечно, стационарная школа долгое время выполняла роль интеграции детей в окружающий мир. Но с приходом пандемии и прочих мировых проблем, не все родители рискуют отдавать своего школьника в обычную школу, куда нужно ежедневно ходить и учиться под риском заболеть и т.д.
Социализация детей проходит в обществе как их ровесников, так и взрослых. Следует помнить, что разные категории населения по-разному влияют на становление ребенка, как члена общества, поэтому знакомить детей нужно с разными людьми.
Улица, двор, соседи
Да, онлайн-школа не дает возможности общаться детям с другими детьми на уроках и переменах, но после уроков никто этого не может запретить.
В некотором роде это даже и хорошо, ведь на уроке ребенка никто не отвлекает, никто ни у кого не списывает и не мешает. А вот альтернатива переменам – телефон, по которому можно поговорить с одноклассниками, пока отдыхаешь от предыдущего урока.
После занятий можно бежать гулять к тем же одноклассникам, а, если те живут далеко, то уличные дети со своего двора – те же друзья, но рядом.
Двор как раз имеет несколько разных категорий населения на небольшом участке:
- дети, ровесники вашего ребенка;
- дети, старшие или поменьше;
- соседи близкие, на лестничной площадке;
- соседи со двора, которых дети знают не очень хорошо;
- работники улицы – дворники, садовники и прочие.
Естественно, ребенку не нужно разговаривать или дружить со всеми подряд, но, если родители хорошо общаются с вышеописанными людьми, то это большой плюс для развития коммуникации их детей.
А что делать, если вы живете в частном доме? В любом случае у вас могут быть соседи с детьми. Но, если таких нет, то детские площадки в радиусе, достигаемом вами, явно присутствуют.
Поездки, походы
Роль семьи в социализации ребенка довольно высока в условиях дистанционного образования, так как без родителей или старших брата и сестры они не могут далеко выйти из дома.
Поездки на отдых, походы в лес или даже в магазин благотворно влияют на социализацию детей школьного возраста. Как именно? Вот список ситуаций, которые способствуют раскрытию потенциала ребенка в социуме благодаря вышеуказанным возможностям:
- В магазине школьник оплачивает покупки самостоятельно.
- В транспорте уступает место пожилому человеку, самостоятельно ему это предложив.
- Во время похода в лес с друзьями семьи ребенок откровенничает с маминой подругой о ее работе программиста (или любая другая тема, интересная обоим).
- На отдыхе возле моря дети знакомятся с другими детьми с другого города и обмениваются номерами телефонов.
Места собрания детей
Есть чудесные места вне школы, где дети целенаправленно собираются для общения и дружбы. Социализация ребенка может быть: на различных кружках, в музыкальных учреждениях, мастер-классах.
В таких местах социализация проходит активнее всего, ведь обычно дети, находящиеся там, имеют общие интересы и быстро находят общий язык.
Вот несколько ярких примеров, один из которых явно найдётся в вашем городе:
- Кружки по рукоделию, рисованию или моделированию;
- Бассейн для детей;
- Музыкальная школа, школа вокала или танцев;
- Мастер-классы по кулинарии, росписи одежды, боди-арту;
- Курсы альпинизма, бойскаутов, туризма;
- Спортивные секции футбола, шахмат или тенниса;
- Групповые занятия по робототехнике, конструированию и программированию;
- Квесты по городу с детьми;
- Экскурсии в интересные места.
В каких онлайн-школах учитывают моменты социализации ребёнка?
Не в каждой онлайн-школе учитывают особенности социализации детей. Но школа Unicorn School прекрасно справляется с этим заданием, так как педагоги школы знают, как бывает тяжело детям без окружения внимания сверстников вживую. Как именно это происходит?
- Преподаватели всячески поощряют учеников общаться в реальной жизни с другими детьми, играть и гулять вместе, а также помогать друг другу, что сейчас очень важно.
- Большой вклад в социализацию учеников делают преподаватели тем, что уточняют о доступности общения с ними вне школьного времени. Учителя всегда на связи и побуждают школьников задавать вопросы об учебном процессе в любое время.
Для того, чтобы вы не усомнились в методе подачи материала в Unicorn School, мы предлагаем освоить демо-версию наших занятий. Вы сами сможете проверить, насколько ваш ребёнок сможет открыться во время обучения.
А для ваших вопросов у нас всегда есть консультация!
АВТОР:
Ципух Виктория – преподаватель Химии и Биологии
Я родом из семейной династии учителей, по этому, у меня действительно учительские гены. Обожаю слонов, дома имею много вещей с их изображениями. В домашней библиотеке больше всего имею научно-популярных книг про медицину.
Основы социализации школьников: социализация в школе
Что такое социализация детей в школе
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.
Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.
<<Блок перелинковки>>
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
<<Форма демодоступа>>
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Источник: freepik.com
Средства социализации школьников
Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?».
Бытовые навыки
В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой.
Элементы духовной культуры
Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
Образование
Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.
<<Форма бесплатного курса>>
Общение на ранних этапах развития
В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации.
Методы поощрения и наказания
Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.
Что делать, если ребёнок учится дома
Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.
Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!
Как социализация влияет на развитие ребенка?
Маленькие дети жаждут внимания. Они учатся у своих сверстников. Они процветают благодаря взаимодействиям, которые помогают им расти. Так что же происходит, когда пандемия отодвигает социализацию на второй план? Короче говоря, они адаптируются, но долгосрочные последствия пока неизвестны.
По словам доктора Дженнифер Войцеховски, клинического детского психолога в больнице Sharp Mesa Vista, каждому необходимо общение, чтобы оставаться психически сильным. Но особенно для маленьких детей умение общаться с другими является жизненно важным навыком для их развития.
«Игра и общение — это «работа» раннего детства, — говорит доктор Войцеховски. «В этот период дети учатся ориентироваться в социальных сценариях, например, когда и как присоединяться к другим, по очереди, навыкам разговора, регулированию эмоций, терпимости к фрустрации, эмоциональному выражению и многому другому. Эти уроки кажутся простыми, но они лежат в основе здорового социального развития».
Когда социализация имеет значение
Примерно в возрасте от 0 до 2 лет дети больше интересуются своими игрушками, чем друг другом. Это не значит, что младенцы и малыши не нуждаются во взаимодействии, но они больше сосредотачиваются на родителях и опекунах, чем на детях своего возраста.
«Очень маленькие дети склонны к «параллельной игре», — говорит доктор Войцеховски. «Их интересует игра рядом с другими детьми с похожими игрушками или занятиями. Они не обязательно взаимодействуют так часто или намеренно, как дети старшего возраста».
Где-то в возрасте от 2 до 3 лет дети начинают замечать друг друга и усваивают важные жизненные уроки, которые готовят их к трудным переменам. Взаимодействия, которые они имеют в этом базовом возрасте, облегчают им переход в подготовительный класс или детский сад, поскольку они могут лучше интегрироваться в среду группового обучения.
Примерно в этом возрасте дети начинают понимать ценность дружбы. Только в средней или старшей школе группы сверстников станут влиятельными, помогая им развить чувство идентичности. Но до детского сада дети отдают предпочтение определенным друзьям, помогая им узнать, какие качества они ценят больше всего.
Влияние потери социализации
Никто точно не знает, как пандемия COVID-19 и утрата возможностей социализации повлияют на детей. Но у доктора Войцеховски есть несколько обнадеживающих слов для родителей: дети податливы и выносливы.
Для родителей, которые решили оставить своих маленьких детей дома, они обеспечивают ощущение социализации в рамках семьи. А для родителей, которые решили отправить своих детей в действующее дошкольное учреждение, даже тяжелые меры предосторожности и разлуки — это то, к чему дети могут приспособиться.
«Возвращение в дошкольное учреждение может помочь детям восстановить нормальную жизнь, структуру и предсказуемость», — говорит она. «Даже при соблюдении мер предосторожности, таких как маски и отдельные игровые приставки, дети приспособятся. Сначала они могут сопротивляться изменениям, но при постоянной поддержке и напоминаниях взрослых они привыкнут к своей новой норме».
Доктор Войцеховски также отмечает, что семьи часто по-разному интерпретируют рекомендации по безопасности, связанные с COVID-19, и дети замечают эти несоответствия. Они могут смущаться или беспокоиться о том, что им разрешено и что не разрешено делать при общении с другими детьми.
Кроме того, маленькие дети хуже осознают личное пространство и границы и склонны играть и взаимодействовать очень близко друг к другу. Это может привести к тому, что некоторые родители будут ограничивать все социальные взаимодействия или проявлять личное беспокойство, когда происходят взаимодействия.
Технологии, такие как видеочат и приложения, подходящие для развития, предоставляют маленьким детям некоторые возможности для социализации. Однако есть несколько ограничений.
«У маленьких детей меньше опыта работы с технологиями, чем у детей старшего возраста, особенно с приложениями для видеосвязи», — говорит доктор Войцеховски. «Эти платформы затрудняют улавливание тонких социальных сигналов. Дети часто перегружены или чрезмерно возбуждены, когда несколько человек разговаривают одновременно».
Хотя детям может быть весело видеть знакомые лица на экране, им не хватает навыков, чтобы в полной мере ориентироваться в этой новой форме социального общения.
Как родители могут помочь
В это странное и неопределенное время большинство родителей делают все возможное, чтобы выжить. С одной стороны, у них есть собственная путаница и изоляция, с которыми приходится бороться. С другой стороны, они усердно работают над созданием среды, оказывающей максимально положительное влияние на их детей. Это непросто.
Но, по словам доктора Войцеховски, чрезмерное беспокойство о долгосрочных последствиях изоляции для детей может усугубить проблему.
«Возможно, в данный момент беспокойство — не лучшее использование нашего времени», — говорит она. «Вместо этого родители должны попытаться сосредоточиться на том, как улучшать каждый день для себя и своих детей и как находить радость в этих маленьких моментах вместе».
Ключ, по ее мнению, в том, чтобы сохранять позитивный настрой и поддерживать разговор. Хорошая коммуникация может означать разницу между ребенком, увидевшим серебряную подкладку, или соскальзывающим в состояние страха.
«Родители могут вовлекать своих детей в соответствующие их развитию беседы и объяснения», — говорит она. «Это включает в себя предоставление общей информации о вирусе, объяснение рекомендаций по безопасности, распознавание и обозначение эмоций, а также помощь детям в понимании того, как с ними справляться. Предстоящий путь часто кажется родителям пугающим, но если мы будем делать каждый день лучше, кумулятивные последствия пандемии, несомненно, будут менее драматичными».
Наша еженедельная электронная почта приносит вам последние советы, рецепты и истории о здоровье.
Зарегистрироваться
Социализация в детстве: особенности и развитие
3 минуты
Социализация в детстве — это то, как дети определяют свою личность и становятся частью общества. Узнайте, как помочь своим детям общаться в этой статье.
Написано и проверено психологом Елена Санс Мартин .
Последнее обновление: 27 декабря 2022 г.
Социализация в детстве – важный процесс в развитии каждого человека. Ваши друзья и окружающая среда формируют вашу личность и поведение. Поэтому мы хотим подробнее рассказать вам о социализации в детстве.
Что такое социализация в детстве?
Социализация относится к тому, как вы интегрируете социокультурные элементы в окружающую среду и адаптируетесь к обществу. Благодаря социализации вы узнаете, что правильно и что неправильно в вашем обществе.
Ваше обучение начинается в первый момент жизни и никогда не прекращается. Тем не менее, раннее детство является ключевым этапом процесса социализации, поскольку именно тогда вы наиболее готовы учиться.
На самом деле дети рождаются со способностью к обучению и потребностью в социальных стимулах. Они призваны развивать привязанности и дружбу, которые будут играть важную роль в первые несколько лет.
Влияние среды на социализацию детей
Мы все рождены с большим потенциалом, чтобы завести друзей. Однако у нас также есть потенциал для агрессии и насилия. Именно среда определяет, кто из двоих победит. Для этого есть разные способы.
Обучение через наблюдение
На самом деле, дети в основном учатся, наблюдая за другими. То есть они наблюдают за поведением и последствиями окружающих их людей.
- Семья играет важную роль, потому что они первыми общаются. Они действуют как сознательные или бессознательные модели, постоянно придавая детям ценности.
- Школа — следующий ключевой фактор социализации, который очень важен. То, как учителя учат, как они относятся к детям, и их отношение будут влиять на поведение детей.
- Средства массовой информации приобретают все большее значение, поскольку они передают социальную информацию. С помощью визуальных средств и простого языка телевидение и другие подобные средства массовой информации показывают детям примеры хорошего и плохого поведения. Важно следить за телевизором, который смотрят ваши дети. Убедитесь, что это уместно и имеет ценности, которые вы хотите, чтобы они узнали.
Игра
Игра — еще один способ, которым дети учатся дружить. Играя, дети учатся ладить с одноклассниками и работать в команде.
Рассказы
Рассказы, сказки и книги очень важны для социализации детей. Детям нравятся эти занятия. Фактически, чтение историй оказывает сильное влияние на то, как они учатся ладить с другими.
С помощью этих историй дети питают свое воображение. Кроме того, они также узнают, как устроен мир и как им следует себя вести. В свою очередь, они меньше боятся, потому что отождествляют себя с персонажами.
Вы всегда должны помнить, что изображений и историй учат большему, чем теоретические рассуждения. Поэтому вам нужно убедиться, что вы учите их и показываете им одно и то же. Иначе они запутаются.
Как развивать детскую социализацию?
Хотя это естественный процесс для всех, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь социализации в детстве.
Заводя друзей, дети чувствуют себя более комфортно в общении. Поэтому важно не переусердствовать с ними.
Если вы это сделаете, вы лишите их возможности испытать свои способности и личность. Вы на самом деле лишаете их возможности учиться на своих ошибках и в следующий раз поступать лучше.
Через социальные отношения, дети могут изменить свои действия в соответствии с естественными последствиями, которые вызывают их действия.