Развивающие занятия для детей 7 месяцев: Как развивать ребенка в 7 месяцев: веселые занятия с малышом
Как и зачем развивать детей от 0 до 3 лет | КупиМама Вологда
Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию навыков своего малыша, тем скорее он освоит важные способности и умения для полноценной жизни.
Каждый ребенок индивидуален и развивается по собственному пути, в своем темпе. Никто не сможет с уверенностью сказать, как будет малыш осваивать те или иные навыки. При этом всегда есть и определенные нормы: когда и как дети начинают сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать.
Первые три года жизни — самый важный период в жизни любого малыша. Именно в этом возрасте формируется характер, который в последствии будет очень непросто поддаваться корректировке. Детские психологи и специалисты рекомендуют начинать активное развитие с полугода, так как к этому возрасту у ребенка закладывается фундамент психики и формируется тактильное восприятие окружающего мира.
C самых первых дней стоит уделять малышу внимание и как можно больше, развивать его интеллектуальный уровень. Необходимо разговаривать, постоянно рассказывать ему что-либо, показывать картинки, читать, играть. Ребенку все интересно, он вбирает в себя всю доступную информацию, как губка.
Наблюдая за своим крохой, Вы, наверное, уже заметили, что у него получается лучше, к чему он больше проявляет интерес. Опираясь на эти наблюдения и экспериментируя, Вы можете самостоятельно выбрать комплексы развития своего малыша. Множество методик и техник подробно описаны в сети Интернет. В книжных магазинах представлены труды психологов и детских специалистов из всех уголков земного шара и на любой вкус. В таком многообразии легко растеряться. Но, не переживайте, ваша любовь и желание помочь малышу узнать мир – самое главное. А разобраться с концепциями развития мы Вам сейчас попробуем помочь.
Раннее развитие: за и против.
Несмотря на научно обоснованную полезность феномена раннего развития, детские специалисты и опытные родители поделились на два лагеря: есть ревностные сторонники и противники концепции. Аргументы каждой из сторон заслуживают уважения, поэтому, окончательный выбор остается за вами, друзья.
Аргументы «против»:
- Эволюция человека насчитывает не один десяток тысяч лет, и гарантирует, что любой ребенок освоит необходимые ему навыки, когда будет к этому готов;
- Многие методики, уделяя большое внимание умственному и физическому развитию детей, оставляют «за бортом» эмоциональное развитие, социализацию и психологию;
- Методики, как правило, наиболее эффективны, если следовать им регулярно и комплексно. Это требует определенных усилий и вовлеченности родителей. Просто купить ребенку развивающие материалы, часто, недостаточно;
- Заставляя ребенка уделять время интеллектуальным занятиям. Мы лишаем его детства;
- Несвоевременность знаний и навыков. Ребенок может очень рано освоить навык чтения, но его мозг может быть не готов преобразовывать слова в красочные образы. Умение будет просто «законсервировано» до момента, пока активно не потребуется ребенку уже в школе;
- Сверстники могут завидовать чрезмерно умным детям, не принимать их в свой круг, игры. Это грозит проблемами с социализацией.
Аргументы «за»:
- Мир вокруг нас постоянно изменяется, в последние годы очень стремительно. Чтобы ребенок вырос конкурентным в этом мире, успевал усвоить необходимые ему знания, наконец, не потерялся в лавине информации, его нужно развивать с младенчества;
- Сторонники раннего развития справедливо полагают, что не лишают детей детства. С помощью правильной методики, которая будет учитывать индивидуальные особенности малыша, можно сделать его ранние годы по-настоящему яркими, насыщенными и интересными. Важно, чтобы развитие происходило естественно, стало частью игры. Все нужно пробовать и «примерять» на себя. Если ребенку перестало быть весело и интересно, просто пробуйте другую методику или комбинируйте их;
- Методики развития помогают вовремя увидеть у малыша яркие способности, склонности и интересы. В итоге ребенок вырастет человеком, который знает, что хочет от жизни, что ему нравится, а что нет. Гораздо проще быть успешным в том, что гармонично твоему внутреннему миру. Постоянные метания и поиски себя во взрослом возрасте – это не про таких детей.
С чего и когда начинать?
Допустим, мы уже определились, что развитие ребенка — это нужно и полезно. Мы знаем, что с полугода уже можно начинать активно познавать мир. И все же, какой первый шаг, на что обратить внимание? Как понять, что уже именно сейчас пора для вашего малыша?
Сначала можно просто создать для ребенка среду, которая будет наполнена интересными и необычными предметами для изучения всеми органами чувств. Это различные игрушки для тактильных, звуковых, зрительных, обонятельных ощущений. Игрушки, фигуры, цвета, различные по тактильным ощущениям поверхности, специальные игрушки для малышей. Сюда отлично впишутся игровые коврики и центры, ортопедические и развивающие коврики.
Попробуйте включить ребенка в выполнение своих повседневных и бытовых задач. Вы, наверное, слышали выражение: «лучшие игрушки – это не игрушки». Проговаривайте для ребенка все, что Вы делаете. Пусть это Вас не смущает – никто не увидит, а малышу полезно и интересно.
Не забывайте наблюдать, как ребенок на все реагирует. Детские психологи пришли к выводу, что применять методики и начинать активное развитие стоит начинать, когда кроха овладеет следующими навыками.
Необходимые навыки, чтобы начать:
- Хорошо воспринимает звуки и речь, пытается сам воспроизводить звуки, общаться. Это главный сигнал;
- Уверенно реагирует на название предметов и старается брать имен их. Так малыш оказывает развитие своих аналитических способностей;
- Большинство детей к этому моменту (не забываем, как правило это 6-7 мес.) уже садятся и начинают ползать. Этот этап развития опорно-двигательного аппарата позволит Вам с малышом начать обучение с применением методик развития сенсорного восприятия и физических нагрузок;
- Если ребенок активно реагирует на Вашу мимику, эмоции – можно выбрать методику, в основе которой лежит эмоциональное развитие.
Не забывайте наблюдать за своим малышом. Если он пока не проявляет интерес к обучению, скучает или капризничает, не переживайте. Просто попробуйте другие развивающие игры или подождите, пока ребенок чуть-чуть подрастет.
Главный принцип – не навреди. Неосторожное и навязчивое применение методик развития может иметь обратный желаемому эффект.
Применяйте с осторожностью:
- Если ребенок скучает, капризничает, протестует – пока лучше ему уступить. Не стоит заставлять ребенка силой;
- Если малыш увлеченно играет или занят чем-то для него важным, лучше подождать, пока он закончит;
- Приступать к занятиям по развивающей методике стоит только в том, случае, если вы уверены, что смысл рекомендуемых методикой занятий вам понятен, и Вы считаете его адекватным и подходящим ребенку;
- Развитие должно быть полноценным и комплексным. Неправильно отдавать предпочтение, например, интеллектуальному развитию в ущерб физическому или эмоциональному.
Развивайте в ребенке все его грани: эмоции, интеллект, физическое развитие и психологические аспекты. Тот базис, который ребенок усвоит особенно в первые три года, в будущем сформирует его личность и характер.
Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори — «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?
Основана на сочетании физического и умственного развития. Основной инструмент – карточки с картинками и обозначениями (животные, предметы, явления). Карточки демонстрируются ребенку по очереди, при этом четко проговаривается. Что на них изображено. Так в мозг малышу как будто «загружается» информация. Занятиям уделяется немного времени несколько раз в день, а остальное время внимание уделяется активным играм и физическому развитию.
Это серия книг, которые помогают познавать увлекательный мир с помощью картинок.
Разработана по основе «Методики Домана». С помощью программы Вы сможете постепенно и легко научить малыша говорить, читать, рисовать, клеить и проявлять в других направлениях свои творческие способности.
Развивающие игры Никитиных.
Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори — «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?
Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей
Оглавление
- Особенности речевого развития детей от 0 до 3 лет
- Маме на заметку
- Игры и упражнения для развитие речи у детей от 0 до 1 года
- Упражнения на понимание речи
- Логопедический массаж
- Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет
- Игры на формирование звуковой культуры речи
- Пальчиковые игры
- Скороговорки, чистоговорки, потешки
- Чистоговорки
- Потешки
- Формирование обобщающих понятий
Уважаемые родители и педагоги!
Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. И это неудивительно. Ведь умение сказать и объяснить помогает в решении многих проблем и конфликтов. Вы, наверное, замечали, что плохо говорящий ребёнок вызывает жалость взрослых, раздражение и насмешки сверстников. Его не понимают, а значит, и не принимают в детском коллективе.
Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребёнок должен уметь в определённом возрасте.
Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом в развитии речи. В этот период происходит развитие таких предречевых голосовых реакций, как гуление и лепет.
Для развития речи очень важное значение имеет зрительное восприятие, которое является основным средством познания мира. Например, зрачковый рефлекс, поворот глаз и головы к свету, слежение глазами и поворот головы за медленно движущимся предметом.
Со временем ребёнок начинает понимать жесты окружающих его людей. Сначала развивается начальное восприятие обращённой к нему речи, а потом уже и её понимание. Ребёнок может выполнить простые просьбы взрослого, подкреплённые жестами (“Принеси мне вон ту куклу”, — говорит мама и показывает рукой в ту сторону, где лежит кукла).
К концу первого года жизни возникает речевое общение между ребёнком и взрослым, которое происходит не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи. Главная задача родителей в этот период — внимательно следить за тем, как происходит развитие малыша.
Доказано, что знакомство малыша с речью происходит ещё в чреве матери, поэтому очень важно во время беременности разговаривать со своим малышом.
Чем больше вы разговариваете с малышом, поёте ему песенки или читаете стихи, тем быстрее происходит процесс запоминания новых слов.
Также для развития речи ребёнка очень полезны игры и песни с использованием мелкой моторики рук.
В этой книге вы прочитаете о том, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, какие игры и упражнения лучше использовать для развития речи ребёнка, найдёте советы и рекомендации по тому, как лучше организовать занятия с ребёнком и как сделать так, чтобы ему было интересно.
Особенности речевого развития детей от 0 до 3 лет
1 месяц
Ребёнок реагирует на сильный раздражитель и на шум, может отличить голос мамы от голосов других родственников. Его крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок и является показателем развития речи. У здорового ребёнка он громкий, чистый, с коротким вдохом и протяжённым выдохом. К концу месяца ребёнок начинает издавать различные звуки.
2 месяца
Эмоциональные реакции ребёнка становятся более определёнными. Когда мама обращается к нему, он отвечает ей звуковыми сочетаниями типа: “аай”, “хее”, “гуу”, “ляя” — это называется гулением. Сначала произносятся гласные звуки, затем добавляются гортанные. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. При положительной реакции эмоциональный характер гуления усиливается.
3 месяца
Ребёнок оживлённо общается со взрослыми и реагирует на интонацию голоса. Смотрит туда, откуда доносится звук. Положительные эмоции у него вызывают музыкальные звуки.
4 месяца
Гуление становится более длительным. Ребёнок может бурно выражать свои эмоции, громко смеяться и отвечать улыбкой на улыбку матери.
5 месяцев
Гуление становится более певучим. Появляются гортанные звуки. Эмоции приобретают определённый характер. Услышав неожиданный звук, ребёнок затихает, прислушивается.
6 месяцев
Ребёнок делает первые попытки произносить слоги. Этот период называется периодом лепетания или лепета. Лепет представляет собой сочетание звуков, например: “ма-ма-ма”, “на-на-на”, “бе-бе”, “гу-гу”, “да-да” и др. Эти звуковые комплексы не связаны со смыслом. Малыш таким образом тренирует свой звуковой аппарат. Детское лепетание совершенно непроизвольно и не следует принимать это за первые слова.
7 месяцев
Малыш начинает отчётливо и с разной интонацией произносить слоги. В этом возрасте у него уже сформировано около 4 звуков.
8 месяцев
Ребёнок повторяет одинаковые звуки, произносит гласные и согласные. Постоянно растёт количество отчётливых артикулируемых слогов.
9 месяцев
Малыш учится общаться при помощи жестов. Произносит последовательности из 4 слогов и имеет пассивный словарный запас.
10 месяцев
Ребёнок может повторять за взрослым звуки и слоги. Хотя смысла в речи ещё нет, ребёнка увлекает ритм.
11 месяцев
В этом возрасте малыш очень любит общаться. Если вы поддерживаете “разговор”, ребёнок восторженно воркует и тараторит. Он уже понимает слово “нельзя”, но не всегда на него реагирует.
12 месяцев
Ребёнок уже может выполнять несложные поручения и действия. В этом возрасте малыш чётко и ясно произносит своё первое слово.
15 месяцев
Словарный запас ребёнка составляет примерно 6 слов. Ребёнок понимает и может выполнить простые просьбы, не сопровождающиеся жестами.
18 месяцев
Словарный запас ребёнка достигает 7—25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке).
21 месяц
Ребенок начинает говорить предложениями, состоящими из 2 слов, например:“Мама, дай!”, “Бабе чай” и т. д. Его словарный запас увеличивается до 30 слов
24 месяца
Словарный запас малыша составляет уже 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама но и другие родственники.
30 месяцев
Малыш начинает использовать в своей речи местоимения “я”, “ты”, “мне” разные существительные и глаголы, опуская при этом предлоги.
36 месяцев
Словарный запас вашего малыша составляет 250 слов и более. Он уже может говорить предложениями, состоящими из 3 слов, использует в речи множественное число, может назвать своё имя, возраст, пол.
Маме на заметку
Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком: рассказывайте ему, что вы делаете, комментируя свои действия, при этом четко выговаривайте слова, чтобы малыш мог воспринимать отдельные слова на слух.
Обращайте внимание не только на свои слова, но и на мимику, жесты, позу, голос
Делайте паузы между словами для того, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на звуках
При разговоре с ребенком ваша речь должна быть четкой, правильной, не подделывайте ее под детский язык. Особенно чётко произносите незнакомые и очень длинные слова.
Не забывайте, что развитие каждого ребенка индивидуально. И все же, если малыш упорно молчит или к 16 месяцам не реагирует на ваши просьбы — проконсультируйтесь по этому поводу у специалиста.
Помните, что главными помощниками для ребенка являетесь вы — родители. Малыш должен быть уверен, что вы любите его и не станете ругать за неправильно сказанное слово, а наоборот поможете ему научится говорить правильно.
Если ребенок произносит некоторые слова нечетко или неправильно, не упускайте момента и начинайте заниматься его произношением. Ведь если не сделать это в раннем возрасте, то переучивать потом будет много сложнее, чем научить заново.
Игры и упражнения для развитие речи у детей от 0 до 1 года
В этом разделе вы найдёте игры, которые помогут развить слуховое восприятие малыша, простимулировать отдельные звуки гуления, развить умение находить взглядом игрушку, то есть понимать речь взрослого и т. д.
Развитие слухового восприятия речи
“Музыкальная игрушка”
Повесьте над кроваткой любую музыкальную игрушку так, чтобы ребёнок с лёгкостью мог дотянуться до неё. Услышав музыку, малыш обязательно сосредоточит на ней своё внимание.
“Где мама?”
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг неё и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.
“Бубен”
Позвените в бубен с разных сторон от малыша на расстоянии 50—60 см. Понаблюдайте за реакцией ребёнка: прислушался ли он к звуку, замедлил ли свои движения. Добейтесь того, чтобы малыш следил за звенящим бубном. Повторите игру несколько раз.
“Тихо—громко”
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.
Стимулирование гуления
“Повторюшка” Вариант I
Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: “гу-у‑у”, “агы‑ы”, “агу‑у” и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть “агукать”, начните повторять звуки, произнесённые им.
Вариант II
Малыш лежит в кроватке и произносит звук “а‑а-а”. Подойдите к малышу со словами: “Скажи а‑а-а”. Ребёнок должен повторить тот звук, который он уже произносил.
“Колыбельная песня”
Сядьте на диван так, чтобы спина была выпрямлена, а угол в коленях составлял 90°. Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно…
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Что там за шум за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
Сладко мой птенчик живёт:
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
(Перевод с нем. О. Свириденко)
Упражнения на понимание речи
Упражнение 1
Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: “Тук-тук-тук”. Если же погремушка упадет, скажите малышу: “Упала — ба-а-ах”.
Упражнение 2
Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: “Машенька кушает — ам-ам” или “Антошка хочет спать — бай-бай”.
Упражнение 3
Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: “Это киска — мяу-мяу” или “Это собачка ‑гав-гав”. Пусть малыш старается повторить за вами: “мяу-мяу” или “ав-ав”.
Упражнение 4
Спросите у малыша: “А где же мишка?” Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.
Упражнение 5
Если во время кормления вы будете повторять: “Открой ротик”, “Откуси яблочко”, “Попей водичку” и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.
Логопедический массаж
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.
Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.
1.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
2.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
3.Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
4.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
5.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
6.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
7.Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
8.Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
9.Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет
Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
“Вкуснятина”
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не “подсаживала” его.
“Качели”
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
“Карасий”
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
“Лошадка”
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка (“лошадка цокает копытами”).
“Лопаточка”
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.
“Иголка”
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше, упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
Выполнять
“Блюдце”
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
“Маляр”
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.
“Чистые зубки”
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
“Часики”
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.
“Ириска”
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
Игры на формирование звуковой культуры речи
“Одуванчик”
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
“Звоночек”
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на “звонок”, одновременно произнося “рь-рь-рь”. Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.
“Свеча”
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
“Ммм”
Предложите ребёнку произносить на одном дыхании, например, такие звуки: “Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!” Следите за артикуляцией ребёнка.
“Разговор с пчелой”
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
“Как ты могла?!”
Пчела в ответ:
“А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!”
(М. Бородицкая)
Выучите с ребёнком стихотворение и расскажите его по ролям.
“Весёлый попугайчик”
Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм.
По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:
— одинаковые: ра-ра-ра;
— со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;
— с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.
Следите за достижением синхронности голоса и движений.
“Воздушный шарик”
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны “выпустить из него воздух”, одновременно произнеся “с‑с-с…” и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно “с‑с-с…” и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.
“Насос”
Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит “с‑с-с…”, одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук “с‑с-с…” следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.
“Лягушонок”
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка (“ква-ква”).
Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
Пальчиковые игры
Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша.
Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.
“Пароход”
Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — “пароход”, подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — “прокладывает курс”.)
“Котик”
Есть у котика на лапках Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
“Пальчики”
Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
“Цветок”
Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.
(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)
“Пальчики собираются в детский сад”
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — “Ура! В детский сад идти пора!”
(М. Кольцова)
(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)
“Теремок”
На поляне теремок,
(Соединить ладони “домиком”.)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в “замок”.)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в “колечки”. )
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
(Л. Останко)
“Замок”
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Сомкнуть пальцы в “замок”.)
Потянули…
(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)
Покрутили…
(Руками, сцепленными в “замок”, выполнить движение “на себя — от себя”.)
Постучали…
(Руки по-прежнему находятся в положении “замок” перед собой, ребёнок “стучит” запястьями.)
И открыли!
(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)
“Павлин”
Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке (“хвост павлина”). Растопыривать и соединять пальцы правой руки (“павлин раскрывает и закрывает хвост”).
“Зайка”
Выпрямить средний и указательный пальцы (“ушки зайки подняты”).
Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно (“зайка шевелит ушками”).
Скороговорки, чистоговорки, потешки
Скороговорки
У осы не усы, а усики.
Сорок сорок съели сырок.
Нашей Маше дали манной каши.
Тише, мыши, кот на крыше.
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.
Пекарь пёк калачи в печи.
Слишком много ножек у сороконожек.
На дворе трава, на траве дрова.
Три сороки-тараторки тараторили на горке
Чистоговорки
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Со-со-со — у машины колесо.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша — едет катер не спеша.
Аш-аш-аш — есть у Пети карандаш.
Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо.
Ча-ча-ча — мама вызвала врача.
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу — в самолёте я лечу.
Че-че-че — скачет птичка на мяче.
Чо-чо-чо — стало в печке горячо.
Ра-ра-ра — сыну спать давно пора.
Ри-ри-ри — прилетели снегири.
Ро-ро-ро — воды полное ведро.
Лу-лу-лу — чемодан стоит в углу.
Ло-ло-ло — весной на улице тепло.
Ул-ул-ул — у меня сломался стул.
Ля-ля-ля — зеленеют тополя.
Ла-ла-ла — наша деточка мала.
Цо-цо-цо — мама вышла на крыльцо.
Цы-цы-цы — собираем огурцы.
Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.
Ца-ца-ца — кота прогнала я с крыльца.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи — прилетели к нам стрижи.
Жу-жу-жу — молока даю ежу.
Ща-ща-ща — этот пояс от плаща.
Щу-щу-щу — я тебя в лесу ищу.
За-за-за — на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.
Потешки
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И — полетела!
Птички сели на лужок,
А котята — в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток стала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.
Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
“Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!”
Формирование обобщающих понятий
1. Пусть малыш внимательно рассмотрит картинки. Попросите его сначала перечислить изображённые предметы, а затем назвать каждую группу предметов одним общим словом.
2. Попросите ребёнка придумать короткий рассказ или сказку с одной из групп слов.
Литература
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 0 до года. — М.: Аркти, 2000.
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от года до 3 лет. ‑М.: Аркти, 2003.
Дедюкина Г. В, Могучая Л. Д, Яныиина Т. А. Логопедический массаж: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. — М., 1999.
Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Залмаева Р. Сам себе логопед. — СПб.: ВЕК, 1995.
Картушина М. Ю. Забавы для малышей. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. ‑М.: ТЦ Сфера, 2005.
Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. — М.: Школьная Пресса, 2005.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ‑М.: Родничок, 2002.
Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. — М.: Рольф, 2001.
40+ Занятий для малышей: Веселые и легкие идеи для игр
Какие есть легкие занятия для малышей?
С ребенком рядом весело — они полны радости, все учатся, и весь мир — их устрица. Но должны ли мы заниматься с ними детской деятельностью?
Да… и нет…
Младенцы учатся на опыте, и они учатся на опыте. Мы хотим дать нашим детям все это, а также солнце, луну и звезды. Отличный способ представить новые впечатления и дать им возможность познакомиться с различными концепциями, ощущениями и предметами.
СВЯЗАННЫЕ: Ищете лучшие детские игрушки? Ознакомьтесь с моим обязательным списком, чтобы расти вместе с ребенком!
Руководство для занятых малышей по настоящему воспитанию детей: от их первого отказа до первого дня в школе (и все, что между ними)
ЗАКАЗ
Какие занятия подходят для детей по возрасту?
Самое сложное в поиске занятий для детей — это НАЙТИ ИХ.
Этот обзор посвящен возрастной группе от 6 до 15 месяцев. Я разбился на три подгруппы: 6-9мес, 9-12 мес, 12-15 мес.
Тем не менее, не забывайте смотреть на занятия в этом списке — не просто сосредотачивайтесь на точном возрасте вашего ребенка. Занятие в 6-9 месяцев не означает, что вашему 15-месячному ребенку это тоже не понравится. И, конечно же, используйте свое собственное родительское усмотрение. Ваш ребенок, ваш уровень комфорта.
Как развлечь ребенка?
Выдержка, опыт. Игра, чтение, беседа.
Это мои фразы END ALL BE ALL, которые нужно запомнить всем детям.
Мы не пытаемся учить или вдалбливать информацию нашим малышам. ВСЕМ НАУЧИТСЯ РЕБЕНОК. Эти действия предназначены для того, чтобы дать ОПЫТ И ВОЗДЕЙСТВИЕ — все во имя создания фоновых знаний, которые они могут извлечь позже и помочь этим нейронам и путям развиваться.
Детям не нужна школа, чтобы учиться. Им просто нужна возможность проверить мир.
СВЯЗАННЫЕ: Нужны отличные детские книги? Это то, что должно быть у моего ребенка.
Пришло время увидеть эти удивительные развлечения! Приготовьтесь перейти к некоторым удивительным блогам.
Я собрал лучшие из лучших занятий для детей в Интернете!
Наслаждайтесь этими занятиями вместе с ребенком (но помните, что всегда используйте здравый смысл, надзор и меры предосторожности с ребенком).
Простые занятия для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев
Fluffy Bin (Busy Toddler) — соберите малышу сенсорную корзину из мягких игрушек ребенок
Сенсорная игра «Под зонтом» (Лучшие игрушки для детей 4 года) — Создайте красивую сенсорную зону с зонтиком
Сухая ванна (Занятый малыш) — Простой способ развлечь ребенка, пока вы готовитесь ) – Поощряйте ребенка играть с мячиками
Улучшение состояния ребенка: время в зеркале имеет значение (простое благословение дома) – Проведите время перед зеркалом с ребенком
Детская музыкальная корзина (Занятый малыш) – Сенсорный лоток на звуковой основе, сделанный своими руками
Как сделать Делаем сенсорные сумки для малышей (Маленькие грязные монстры) — руководство по изготовлению сенсорных сумочек вместе с малышом
Крышка-манипулятор (Занятый малыш) — сделайте простую крышку-манипулятор для ребенка своими руками
Сенсорный форт для малышей (Маленькие грязные монстры) — соберите красивый сенсорный форт
Baby Play: Игра с подносом для воды (Учитесь с игрой дома) — Упражнение для детского стульчика с использованием воды
Baby Play: формочки Rat-a-Tat (обучение с игрой дома) — поощряйте музыку и слуховое обучение с игрой на барабанах
Вдохновленные Монтессори звуковые шейкеры для пасхальных яиц (Living Montessori Now) — создавайте простые коктейли для ребенка, чтобы играть с
Радужные сенсорные игровые бутылочки и самодельные инструменты (Детская мастерская) — Соберите сенсорную бутылочку для ребенка
Волшебная картонная коробка (Мама улыбается) — Откройте для себя чудеса картонной коробки
Круговая корзина с сокровищами (Дерево воображения) — Соберите корзину из кругов/крышек
Baby Play with Goop (Простое развлечение для детей) – Поощряйте сенсорный беспорядок, делая безопасный на вкус Goop
Простые детские занятия для детей в возрасте 9–12 месяцев
Зерновой бассейн (занятый малыш) – A сенсорная корзина для младенцев
Радужные мини-сенсорные бутылочки (Отчет Кавано) — Соберите очаровательные мини-сенсорные бутылочки
Съедобная краска для малышей (Руки: по мере роста) — Создавайте съедобную краску из фруктового пюре
Cheerio Find (Занятый малыш) — Быстрый способ для развлечения ребенка на кухне
Window Grab (Busy Toddler) — простое занятие на стульчике
Съедобная сенсорная корзина для малышей (Hands On: As We Grow) — сборка холодной сенсорной корзины из замороженных овощей
Baby & Oobleck High Кресло Sensory (Busy Toddler) – малыш играет со вкусом безопасно oobleck
Laminated Flower Exploration for Babies (The Kavanaugh Report) — Цветы из ламината, которые ребенок может исследовать
Съедобная краска для младенцев (Munchkins and Moms) — сделайте съедобную краску для пальцев с рисовой кашей
Baby Toy Push (Busy Toddler) — игрушка «сделай сам» из контейнера для салфеток
Монтессори-сенсорная игра с младенцами (естественная жизнь на пляже) – множество идей сенсорных корзин для малышей
Крытый бассейн (занятый малыш) – наполните крытый бассейн для смены темпа
Легкие занятия для детей в возрасте 12–15 месяцев
Наклейка на стену (занятый малыш) — используйте контактную бумагу с ребенком ) – Используйте контейнер Clorox, чтобы сделать забавную игру с мячом для ребенка
Большая бумага для рисования (Bambini Travel) – Огромный холст, на котором ребенок может рисовать
Спрятанные игрушки (занятый малыш) – Спрячьте игрушки в коробке, чтобы ребенок мог их найти
Детские игры с желатином (Простое развлечение для детей) – сенсорное занятие с желатином
Animal Tape Rescue (Busy Toddler) — забавное занятие для малышей с лентой и животными
Монтессори-корзина Open and Close Basket (Живой Монтессори-сейчас) — корзина, сделанная из предметов, которые открываются и закрываются с мамой) – Упражнение для развития мелкой моторики для ребенка
Мягкая полоса препятствий для ребенка в движении (Научи меня, мамочка) – Игра на развитие крупной моторики с использованием мягких предметов
Корзина для кукурузной муки (Занятый малыш) – Сенсорная корзина для малышей
Какое ваше любимое легкое занятие для ребенка?
ЕЩЕ РАЗ – НЕ ЗАБУДЬТЕ БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ И НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ВСЕМИ ДЕЙСТВИЯМИ С РЕБЕНКОМ.
От младенца к большому ребенку: 7-й месяц
Каково это для вас
Может быть, у вас есть ребенок, который не любит, когда его держит кто-то, кроме вас, с трудом успокаивается, испытывает трудности с изменениями, или не может справиться с большим количеством звуков или стимуляции (например, в игровых группах). Одна мать двоих детей — 6-летней дочери и 3-летнего сына — делится:
Мы были в гостях у мужа, когда сыну было 7 месяцев, а дочери 3 ½. Мой сын ползал повсюду, смеялся и заводил дружбу со всеми в комнате — практически незнакомыми ему людьми. Тётя мужа отвела меня в сторону и напомнила, как в первый раз дочке пришлось приехать в гости, тоже в 6 или 7 месяцев. Она все время провела у меня на коленях и не шла ни к кому, кроме отца или меня. Мы удивлялись тому, как двое детей в одной семье могут быть такими разными.
Эти характеристики являются частью темперамента вашего ребенка, его индивидуального подхода к миру. Важно осознавать, насколько вы «соответствуете» своему ребенку — чем вы похожи и чем отличаетесь, и насколько хорошо вы способны приспособиться к его индивидуальным потребностям. Например, общительному родителю может быть трудно иметь дело с ребенком, который медленно приспосабливается к новым людям.
Поэтому важно уделить некоторое время тому, чтобы настроиться как на своего ребенка, так и на свой темперамент. Понимание того, что у вас общего и чем вы отличаетесь, может помочь вам отделить свои потребности от потребностей вашего ребенка. Это также может помочь вам понять, почему вы можете чувствовать себя более разочарованными или более удовлетворенными различными аспектами воспитания вашего ребенка.
Каково это для ребенка
Моя няня, Дон, сегодня привезла меня в новое место. Там были всевозможные яркие цвета, и там было много других детей, сидящих со своими взрослыми. Дон называла это «тренажерным залом», и там было много игрушек и вещей, по которым можно было ползать. Выглядело интересно, но я немного испугался. Я не хотел покидать объятия Дон. Она крепко обняла меня и сказала: «Я буду держать тебя, пока ты не будешь готов к исследованию». Внезапно все начали петь и трясти эти шумные маленькие инструменты! Это было слишком громко! Я испугалась и заплакала, поэтому Доун отвела меня в другую комнату, где было тихо. Она сказала мне, я знаю, что тебе не нравится, когда так громко. Мы останемся здесь, пока вы не будете готовы присоединиться к группе. Она держала меня и пела мою любимую песню. Потом она отвела меня обратно в комнату. Все стояли в кругу, издавая звуки своими инструментами. Мы остались сзади, где было не так громко. Я заметил шейкеры, которые они держали. Я указал на них и издал несколько звуков. Дон оглянулась: они шейкеры, дорогая. Они делают музыку. Она подошла, чтобы взять одну, и показала мне. Это выглядело интересно. Я издал счастливый звук, чтобы сказать ей, что мне нравятся форма и цвета. Я потянулся за ним, и Дон протянула его мне. Я встряхнул его и начал делать свою собственную музыку! Было здорово. Возможно, я захочу вернуться в это место.
Чему учится ваш ребенок
Социально-эмоциональные навыки:
- Чтобы построить любящие и доверительные отношения со взрослыми вне семьи
- Чтобы принять утешение от того, к кому он привязан, его няня Дон
- То, что он важный человек, чьи чувства имеют значение, повышает его самооценку
- Что он может преодолеть свои страхи, укрепляя свою уверенность
Языковые и мыслительные навыки:
- Что он хорошо общается, когда Доун читает его сигналы и отвечает на них
- Как использовать язык (звуки) и телодвижения (достижение), чтобы показать * Рассвет * он интересуется шейкером. Это важная веха, которая происходит примерно в 7 месяцев — способность координировать действия, чтобы сообщить о потребности или желании. Младенцы могут, например, тянуться к объекту и хвататься за него, что побуждает человека, с которым они находятся, передать им этот объект (чтобы ребенок мог исследовать его) или поговорить об объекте (что помогает им выучить язык). Это двустороннее взаимодействие помогает детям изучить функцию и процесс использования языка. В течение следующих нескольких месяцев, примерно в 12 месяцев, младенцы узнают, что они могут просто указать на объект, чтобы другой человек увидел то же, что и они, — очень важный социальный и коммуникативный навык.
- Новые слова для его чувств и переживаний, когда Доун говорит с ним о его страхах
- Причина и следствие, когда он узнает, что встряхивание инструмента издает звук
Чего ожидать от развития вашего ребенка
Просматривая таблицу, помните, что развитие — это не гонка, и что каждый ребенок растет в своем собственном темпе и по-своему. Ваш ребенок может развивать навыки быстрее или медленнее, чем указано ниже, и при этом оставаться на правильном пути. Если у вас есть вопросы или опасения, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка или другим доверенным специалистом.
Развитие вашего малыша от 6 до 9 месяцев
Что умеет ваш ребенок | Что вы можете сделать, чтобы наладить контакт со своим ребенком |
---|---|
Я учусь думать и решать проблемы. | |
|
|
Я могу управлять своим телом. | |
|
|
Ближе к 9 месяцам я начинаю понимать, что люди и вещи все еще там, даже когда я их не вижу. | |
|
|
Я усердно работаю, чтобы общаться с вами. | |
|
|
Я могу начать бояться людей, которых не знаю. | |
|
|
Моя личность начинает проявляться. | |
|
|
Знаете ли вы…
Что ваш ребенок уже может показать вам разницу между чувством легкого раздражения и настоящим гневом? Младенцы проявляют такие чувства, как радость и гнев, уже в 4 месяца. Но к 7 месяцам они становятся более конкретными, когда дело доходит до того, чтобы поделиться своими чувствами. Например, теперь они злятся на определенных людей, и их гнев может варьироваться от легкого до сильного. Таким образом, раздражение вашего ребенка, когда он роняет любимую игрушку, может быть не таким сильным, как когда его старшая сестра берет его любимую мягкую игрушку и подвешивает ее вне досягаемости. Вот тогда вы действительно услышите, как он кричит!
Ссылка: Бергер, К. С. (2001). Развивающийся человек на протяжении всей жизни. Нью-Йорк: издательство Worth.
Что исследование означает для вас
По мере того, как ваш ребенок растет, его сигналы — звуки, выражения лица и действия — также растут и меняются. Когда вы реагируете на чувства вашего ребенка (гнев, страх, застенчивость и т. д.) с принятием и уважением («Злиться на меня — это нормально, но мне нужно сменить этот противный подгузник»), ваш ребенок учится выражать свои чувства и справляться с ними. сильные чувства здоровым способом. Ваш ребенок также наблюдает за вами, чтобы научиться выражать гнев, радость, любовь, разочарование и т. д. Поэтому, когда вы можете поделиться своими чувствами здоровым и конструктивным образом, ваш ребенок осваивает важный навык.
В центре внимания: чтение с ребенком
Теперь, когда ваш ребенок больше интересуется окружающим миром, самое время сделать книги частью вашего совместного дня. Первый и лучший совет для того, чтобы поделиться книгами с детьми, — весело провести время вместе. Когда чтение книг приносит положительный опыт, дети хотят продолжать изучать книги по мере взросления.
Вот идеи для чтения вместе с ребенком:
Несколько минут за раз — это нормально. И не волнуйтесь, если вы не закончите историю. Младенцы и даже малыши могут сидеть только несколько минут, чтобы прочитать сказку. Когда они вырастут, они смогут сидеть и слушать дольше. Пусть ваш ребенок решает, сколько (или как мало) времени вы тратите на чтение. Если ваш ребенок начинает ерзать или суетиться, возможно, он готов сделать перерыв. Или вы можете обнаружить, что у вашего ребенка есть любимая страница или даже любимая картинка. Она может захотеть задержаться там на некоторое время, а затем сменить книгу или занятие.
Расслабься. На данный момент ваш ребенок может просто хотеть жевать и глотать книгу. Это нормально. Пусть она жует толстые картонные книги, мягкие тканевые или резиновые книги сколько душе угодно. Когда вы позволяете ребенку изучать книги так, как ему интересно, вы превращаете чтение в положительный опыт. К тому же в этом возрасте ваш малыш просто не понимает, что книги предназначены для чтения, а не для того, чтобы их глотать. Для 7-месячного ребенка книги предназначены для того, чтобы поболтать.
Говорите или пойте о картинках. Не обязательно читать слова, чтобы рассказать историю. Просто расскажите свою историю, используя картинки. Услышав, как вы говорите, ваш ребенок выучит слова. Когда ваш ребенок совсем малыш, вы даже можете попросить его «прочитать» вам картинки.
Пусть дети листают страницы. Младенцы еще не могут переворачивать страницы самостоятельно, но они могут захотеть схватить их и шлепнуть по ним. Это нормально — ваш ребенок понимает, как «работает» книга. Когда ваш ребенок подрастет, поощряйте его перелистывать страницы. Перелистывание страниц требует координации мышц ее пальцев, тех самых мышц, которые она будет использовать для письма позже.
Оживите историю. Создайте разные голоса для персонажей истории. Разыграйте историю тоже. Если вы читаете о поезде, двигающемся по рельсам с пыхтением, двигайте коленями вверх и вниз, чтобы ваш ребенок почувствовал движение «щелчок». Вы также можете использовать куклы, купленные или сделанные своими руками, чтобы рассказать историю из книги или придуманную вами.
Сделайте это персональным. Говорите о своей семье, домашних животных или сообществе, когда читаете рассказ. После того, как вы прочитаете «Колеса в автобусе», вы можете показать своему ребенку городской автобус, когда он проносится мимо.
Поговорим вместе об истории. Используйте историю, чтобы поговорить с ребенком. Даже младенцев, которые еще не разговаривают, можно спросить: «Где луна?» Ты видишь его там, в небе? Затем вы можете указать на луну на картинке. Благодаря таким взаимодействиям дети узнают новые слова и идеи.
Создавайте собственные книги. Создавайте фотоальбомы членов семьи. Вырежьте картинки из журналов или каталогов, чтобы сделать книги со словами.
Используйте книги в повседневной жизни.
Когда книги станут частью вашей повседневной жизни, ваш ребенок будет воспринимать чтение как удовольствие и подарок. Попробуйте читать вместе во время:
- Время приема пищи: спойте или прочитайте сказку, кормя ребенка грудью. Или соберите всех детей, от младенцев до младенцев, чтобы насладиться историей за столом для завтрака.
- Детский подарок: успокойте плачущего ребенка любимой сказкой или колыбельной. Оставьте фотокнигу с фотографиями близких в детском саду, чтобы ваш ребенок мог листать ее, когда скучает по вам.
- Покупки продуктов: прикрепите тканевую или резиновую книгу к тележке для покупок, чтобы ребенок мог смотреть на нее или брать в рот, пока вы делаете покупки. Когда ваш ребенок подрастет, составьте «книжку со списком покупок» с изображениями обычных продуктов (молоко, яйца, апельсиновый сок, яблоки и т. д.), которые ваш малыш сможет рассматривать и сопоставлять с продуктами в проходах.
- Время сна и сна: знакомые занятия всегда помогают малышам успокоиться. Используйте книги и сказки, чтобы спокойно уложить ребенка спать.
- Время купания: резиновые книжки для купания доставят большое удовольствие и могут помочь суетливому ребенку немного больше насладиться купанием. Есть даже книги о купании, в которых при нажатии на кнопку проигрывается песня.
Давай поиграем: занятия, которые укрепляют связь и обучение
Пальцевое развлечение
Наденьте пальчиковые куклы на два пальца. (Их можно купить в магазине или сделать самостоятельно из носков размером с новорожденного.) Заставьте кукол петь, танцевать или разговаривать с ребенком. Как он отвечает? Протягивает ли он руку, чтобы прикоснуться к ним или взаимодействовать с ними? Следуйте его примеру. Пусть он прикоснется к куклам или наденет одну на несколько пальцев. (Внимательно наблюдайте. Если ребенок расстроен этим занятием, уберите куклы и попробуйте другую игрушку.)
Peek-a-Boo Peeking Through
Соберите вместе несколько кусков ткани разной фактуры, например, кружева, прозрачного полиэстера и войлока. Поднесите первую часть к лицу и скажите: Где я? Тогда бросьте ткань и скажите: Вот я! Предложите ребенку потрогать ткань, если он захочет.
Что у тебя на уме
1. Иногда кажется, что мой ребенок больше интересуется своими игрушками, чем я! Стоит ли об этом беспокоиться?
Интерес вашего ребенка к исследованию предметов является важной вехой в развитии. К 7 месяцам младенцы теперь способны более сосредоточенно концентрировать внимание на объектах, чем когда-либо прежде. До этого момента родители часто являются предпочтительной «игрушкой» ребенка. Тем не менее, в этом возрасте очень часто можно увидеть, как ваш ребенок начинает переключать внимание на интересную игрушку или предмет, например, настольную книгу. Он будет хватать и касаться его руками, ртом и исследовать глазами. Для младенцев даже нет ничего необычного в том, что они даже отворачиваются от родителей, чтобы сосредоточить больше внимания на своей игрушке. На этом этапе ваша «работа» состоит в том, чтобы «получить» то, что ваш ребенок пытается исследовать, присоединиться к нему и поддержать его исследование.
Однако, если ваш ребенок, кажется, совершенно не заинтересован в социальных играх и взаимодействии и предпочитает исследовать объекты исключительно самостоятельно, важно обратиться за консультацией к специалисту по развитию ребенка, чтобы убедиться, что ваш ребенок может получать удовольствие как от исследования предметы и налаживание отношений с близкими.
2. Как мы можем помочь моему 7-месячному ребенку наладить отношения с бабушкой и дедушкой, которые живут за 500 миль?
Рождение внука — радостное время для большинства бабушек и дедушек (да и для всех остальных тоже!), но иногда оно смягчается долей печали, если они живут далеко, как это часто бывает сейчас. Просто задав этот вопрос, вы сделаете первый шаг к построению прочного моста между поколениями, к развитию особых отношений, которые могут возникнуть между бабушкой и дедушкой и внуком.
Возможно, трудно представить, что вы можете сделать, чтобы познакомить своего 7-месячного ребенка с его бабушкой и дедушкой, проживающими на расстоянии. Правда в том, что с помощью небольшой технологии вы можете многое сделать прямо сейчас, чтобы помочь вашей дочери сразу же начать общаться со своими бабушкой и бабушкой. Вот несколько идей:
- Если у вас и ваших родителей есть высокоскоростной доступ в Интернет, рассмотрите возможность установки веб-камер в обоих домах. Это позволяет вам начать такие традиции 21-го века, как бабушка и дедушка, читающие вашей дочери сказку на ночь, в то время как она смотрит и слушает в режиме реального времени. Ваши родители также смогут своими глазами увидеть достижения вашей дочери, такие как подтягивание и ходьба, даже если они находятся далеко.
- Запишите на видео, как ваши родители читают, поют или рассказывают историю вашей дочери, и записывайте ее на DVD. Вы можете регулярно играть в нее для своей дочери, чтобы со временем она привыкла к лицам и голосам своих бабушек и дедушек. И, конечно же, не забудьте отправить родителям видео вашего ребенка, чтобы они могли порадоваться ее новым навыкам и талантам.
- Запишите (в виде цифрового музыкального файла), как ваши родители рассказывают или читают сказки или поют вашей дочери. Загрузите файл(ы) на цифровой музыкальный проигрыватель или запишите на компакт-диск. Включите специальный компакт-диск вашей дочери, предназначенный только для нее, пока вы за рулем, или используйте его, когда она ложится спать или вздремнет.
- Сделайте фотокнигу для дочери. Соберите фотографии ее бабушек и дедушек и других родственников из других городов и поместите их в удобный альбом. «Прочитайте» книгу дочери, показывая ей картинки и рассказывая о каждом человеке.
- Помогите дочери подготовиться к посещению ваших родителей, попросив их прислать вам фотографии своего дома, различных комнат, где ваша дочь будет проводить большую часть своего времени, их машины, их заднего двора, их соседнего парка и т. д. Поместите их в другой небольшой альбом и покажите ей фотографии, пока готовитесь к визиту.
В этом возрасте ваша дочь не будет полностью понимать все, что она видит и слышит, когда вы используете описанные выше стратегии и инструменты. Однако чем старше она становится, тем более знакомыми ей становятся голоса и картинки. Со временем она свяжет образы и голоса с самими людьми. И по мере того, как ваша дочь растет, количество способов, которыми она сможет общаться со своими бабушкой и дедушкой, также будет расширяться. Хотя в это трудно поверить, вскоре она начнет болтать с ними по телефону, посылать им тарабарские «электронные письма», которые она с радостью распечатывает с вашей помощью, и писать специальные письма своим Нане и Поп-папу.
3. Теперь, когда мой 7-месячный ребенок начал ползать, он начал мучить нашу собаку. Он тянет свои уши и хвост и пытается заползти на него сверху. Собаке кажется, что с ней все в порядке, но я боюсь, что она потеряет терпение. Что я должен делать?
Вступайте в клуб. Это почти так же часто, как 10-месячные дети пытаются сунуть пальцы в электрические розетки. И то, и другое происходит из-за сильного любопытства младенцев узнать все об их мире. К счастью или к сожалению, животные предлагают один из самых заманчивых кормов. У них есть много разных текстур, которые ваш ребенок может исследовать. Они пушистые и ласковые. Они более отзывчивы, чем большинство игрушек. И они также могут заставить детей чувствовать себя особенными и любимыми. Это замечательные отношения, которые развивает ваш ребенок, которые помогут ему однажды научиться нести ответственность и заботиться о другом существе.
Скорее всего, если ваша собака была такой терпимой до сих пор, она останется такой же. Тем не менее, вы, конечно, не хотите рисковать. Поэтому очень важно, чтобы вы присутствовали и внимательно следили за взаимодействием вашего малыша и собаки. Ограничьте их контакт лицом к лицу и следите за любыми признаками того, что ваша собака раздражается. (Одна из наших собак, которая не кусается, будет, однако, рычать и пытаться заглотить нас, когда мы делаем что-то, что ей не нравится, например, чистим ее!)
Кроме того, научите ребенка нежно прикасаться к собаке и не тянуть ее за части тела. В его возрасте для этого потребуется прямое действие — взять его за руку и показать, как это сделать. Но уже через несколько месяцев он поймет, что означает слово «ласковый», и сможет лучше контролировать то, как он взаимодействует с собакой. Это важно как для того, чтобы помочь вашему ребенку научиться сочувствию, так и для того, чтобы с любовью взаимодействовать с другими людьми. Это также снизит вероятность того, что ваша собака будет бунтовать.
4. Моему сыну сейчас 7,5 месяцев, и он начал скулить, когда чего-то хочет. Иногда кажется, что он ноет весь день. Должны ли мы делать что-то другое, чтобы сделать его счастливее в те дни, когда он капризничает?
Нелегко быть ребенком. У них много мыслей и чувств, но так мало способов их выразить. Будучи новорожденными, младенцы просто плачут, чтобы сообщить о своих потребностях. Затем они переходят к тому, что вы называете «нытьем», что на самом деле является шагом вперед в их навыках общения: слезы превратились в звуки. Это не значит, что нытье не может быть невероятно раздражающим. Но это нормально. И, как и большинство аспектов детского развития, это тоже пройдет, когда ваш ребенок научится использовать больше звуков и жестов, а затем и слов для общения.
Значительная часть нытья вашего сына может быть вызвана разочарованием. Семимесячные дети находятся на пороге развития многих новых навыков, таких как самостоятельное принятие сидячего положения и ползание. Пока они не освоят эти вехи, они могут стать капризными и обескураженными. Попробуйте выразить словами то, что, по вашему мнению, хочет сказать ваш сын: «Ты не можешь дотянуться до игрушки». Это так расстраивает! Давайте посмотрим, как мы можем помочь вам получить его. Даже если он может не понимать, что вы говорите, ваш успокаивающий голос и действия дадут ему понять, что его слышат, что может уменьшить нытье.
Другая возможная причина нытья — скука. Вашему ребенку может потребоваться больше стимуляции или взаимодействия. Попробуйте представить ему игрушки следующего уровня, такие как всплывающие коробки и игровые центры, которые учат причин и следствий. И играйте в игры, в которых он может по очереди играть с вами, например, катать мяч вперед и назад. Когда ничего не помогает, отправляйтесь на прогулку или прокатитесь на машине, чтобы сменить обстановку.
Что касается того, как справиться с особенно беспокойными днями, обратите внимание на модели поведения вашего ребенка.