Развивающие игры от 0 до 12 мес: Развивашки от 0 до 1 года
развивающие игры и упражнения по месяцам
Содержание статьи
- Игры и упражнения на разных этапах развития
- От 0 до 2 месяцев
- От 3 до 5 месяцев
- От 6 до 8 месяцев
- От 9 до 12 месяцев
В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.
Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.
Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.
От 0 до 2 месяцев
Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:
- почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
- совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
- вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.
Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.
- В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
- Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
- Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.
Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.
От 3 до 5 месяцев
Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.
Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:
- положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
- в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
- аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
- практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.
Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.
Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.
От 6 до 8 месяцев
После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.
Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.
Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.
Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.
Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.
От 9 до 12 месяцев
Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:
- стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
- для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
- навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.
Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.
Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.
В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале. Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.
Ранее развитие детей 9–12 месяцев
После 8 месяцев малыш становится очень подвижен, за ним не только нужен глаз да глаз, но и активное участие в его жизни. Особенности раннего развития детей возраста 9–12 месяцев в том, что они начинают познавать мир не только в горизонтальной и вертикальной плоскости, теперь жизнь наполняется объемом и высотой – ребенок стоит, придерживаясь за опору, ползает, может на четвереньках забираться на небольшие возвышения. Кроме того, его лепет уже превращается в первые слова, а эмоции становятся осознанными.
Доказано, что мозг развивается тогда, когда он работает. Чем больше занятий вы проводите, чтобы развивать ребенка, тем активнее будет идти формирование клеток мозга, тем выше будет его интеллект. А игры на развитие мелкой моторики будут способствовать раннему формированию речи и координации движений.
В этой статье расскажем, как можно способствовать раннему развитию малыша по месяцам – с 9 до года.
Развитие мелкой моторики способствует развитию речи
Развитие речи ребенка раннего возраста
Любому родителю не терпится поскорее услышать от малыша первые слова, а затем и осознанную речь. Конечно, ребенок в любом случае когда-то заговорит, но если вы будете стимулировать развитие его речи, вполне вероятно, что это случится раньше статистических норм.
Для детей этого возраста отлично подходят потешки. Они не только побуждают малыша произносить первые простые звукоподражательные слова, но и формируют чувство ритма. Зачитывая ему незнакомую потешку, проговаривайте ее сперва самостоятельно полностью. Постепенно ребенок привыкнет к ней, тогда в самом конце, перед последней строчкой, делайте небольшую паузу, чтобы он вставлял свою реплику. Потешек существует множество. Можете для начала использовать, например, эту:
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий-сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
– Гав-гав!
Потешку можно зачитывать, усадив малыша на колени и покачивая его в такт стишка, словно вы действительно куда-то едете.
Можно использовать другую потешку, демонстрируя малышу карточки для раннего развития (к примеру, Глена Домана) с изображением животных или показывая ему картинки в книжке:
Два котенка…
– Мяу-мяу!
Две собачки…
– Гав-гав!
Два утенка…
– Кря-кря…
Два цыпленка…
– Пи-пи-пи!
Два теленка…
– Му-му!
Две лягушки…
– Ква-ква!
Дайте ребенку возможность самому закончить потешку
Игры для раннего развития у малыша мелкой моторики
Совершенствование мелкой моторики также способствует раннему формированию у ребенка речи. Кроме того, такие игры работают на развитие фантазии, логики, эмоциональной сферы.
Вариантов занятий несколько, постепенно вы можете самостоятельно придумать свои:
- Рисование. Приобретите специальные пальчиковые краски – они предназначены как раз для малышей, абсолютно не токсичны, легко смываются и не въедаются в кожу. Имейте в виду, что сперва кроха будет пытаться рисовать не только на альбомном листе, который вы ему предложите, но и попытается разукрасить собственное тело и одежду. Поэтому идеальный вариант, если он любит купаться, – рисование в пустой ванне, возможно даже – по ее стенкам. После занятия можно будет помыться и заодно смыть следы творчества. Постепенно рисование можно будет усложнить, вручив малышу кисточку и демонстрируя ему, как можно нарисовать прямую линию, как волнистую, а как расставить на бумаге множество смешных закорючек.
- Потешки. Короткие стишки можно не только повторять, но и проигрывать. В этом случае задействованы пальчики малыша, ладошки, ручки. Попробуйте для начала такие потешки, как «ладушки-ладушки», «сорока-белобока». Постепенно переходите к чуть более сложным. К примеру:
Этот пальчик – в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.
Зачитывая потешку, поочередно загибайте пальчики ребенка, чтобы к концу ее все они сложились в кулачок.
- Используйте предметы, которые будут разного размера и формы, чтобы малыш мог перебирать их пальчиками. Это могут быть игрушки или какие-то предметы из домашнего обихода – главное, чтобы они были безопасными, ведь ребенок наверняка захочет попробовать их на зубок. Поищите по дому разнообразные шкатулки, баночки, коробочки, наполните их «сюрпризами», но не открывайте перед малышом сами – дайте ему возможность исследовать предметы, пытаться вскрыть крышки. Когда он справится с этой задачей, для него это будет настоящая победа, а для вас – возможность поменять один «сюрприз» на другой, чтобы его заинтриговать и стимулировать тем самым продолжение игры.
Развивать мелкую моторику можно с помощью самых разных занятий
Особенности периода раннего дошкольного развития в том, что малыша интересует весь окружающий мир – и вы можете использовать это ему во благо, только не особо торопите события. К примеру, если начинаете осваивать книжки, не ждите, что ребенок начнет внимательно слушать то, что вы ему читаете, его прежде всего заинтересуют яркие картинки. Поэтому в первые дни не читайте, а смотрите с ним книжку, озвучивая то, что изображено на ее страницах.
И так обстоит дело со всеми играми – это вы знаете, к какому итогу должно привести то или иное занятие, а малыша нужно к этому подготовить. Будьте терпеливы, не забывайте заниматься ежедневно, постоянно чередуйте игры, но и не забывайте о уже освоенных – и результат не заставит себя ждать.
#Развивающие игрушки
Поделиться:
12 лучших игр для детей (от рождения до 12 месяцев)
Жизнь вашего ребенка в течение первых двенадцати месяцев будет отмечена многими вехами развития, такими как вокализация, подвижность, социальная осведомленность и так далее. Младенцы естественным образом превращаются в хорошо приспособленных взрослых, если удовлетворяются основные потребности, такие как питание, отдых и эмоциональная связь. Вы можете дополнительно стимулировать развитие вашего ребенка, стимулируя его как умственно, так и физически, что может помочь ему исследовать и понимать окружающую его среду.
Исследования показали, что ключевыми участниками этого процесса являются родители, которые находят время, чтобы взаимодействовать с ними различными способами. В этой статье описано несколько забавных занятий, которые могут помочь им в развитии.
Видео: Лучшие игры для малышей
Как играть с малышами?
Первый год будет трудным, с перестроенным графиком сна, суетливостью, плачем, постоянным вниманием и так далее. По мере того, как новорожденный становится старше, он лучше осознает свое тело в контексте своего окружения. Один из самых распространенных способов, с помощью которых младенцы исследуют новое окружение, — это рот. Они склонны тянуть все в рот. Пальцы и руки также развиваются в этот период, что позволяет им хватать, щипать, удерживать и поднимать предметы по мере их роста. Есть различные игры, в которые вы можете играть со своим ребенком, которые помогают ему познавать мир, включая визуальные компоненты, социальные связи, зрительно-моторную координацию, двигательные навыки и память.
Игры, в которые можно играть с детьми до года
У детей младше одного года довольно короткая продолжительность концентрации внимания. В сочетании с их возрастом, личностью и характером им может быть трудно удерживать их внимание на чем-то одном. Вот почему полезно играть в одну и ту же игру снова и снова, чтобы она прочно закрепилась в их сознании. Если вашему ребенку нравится занятие, он будет улыбаться или смеяться. Однако, если он выглядит незаинтересованным или извивающимся, измените игру.
От рождения до 3 месяцев
Кажется, что новорожденные не замечают большинство вещей вокруг себя. Таким образом, вы можете подумать, что привлечь их сложно или невозможно. Однако даже у совсем маленьких детей есть работающие органы чувств, которые можно даже стимулировать и обострять.
1. Поиск объектов
Отслеживание или поиск объектов может помочь в развитии зрения. В этом упражнении вы можете использовать ярко окрашенный предмет. Когда ваш ребенок лежит на спине, держите предмет прямо перед его лицом. Затем медленно перемещайте его слева направо, пока малыш не начнет следить за ним глазами.
2. Песня и танец
Вы можете познакомить его с музыкой и движением. Включите расслабляющую песенку под ритм, крепко держите ребенка и медленно танцуйте по комнате в такт песне.
3. Идентификация отражений
Подержите ребенка перед зеркалом и укажите на его отражение. Вы можете спросить его «Кто это?», и повторить действие для других отражений, таких как ваше, его родного брата или игрушки.
От 4 до 6 месяцев
Дети этого возраста, как правило, более физически развиты, они начинают переворачиваться, садиться, держать предметы в руках и во рту. Теперь вы можете ввести больше физических игр.
1. Отвлечение мыльными пузырями
Играть с мыльными пузырями очень весело, и это может быть интересным способом отвлечь вашего ребенка, если он капризный или капризный. Вы можете пускать мыльные пузыри в любом месте, в парке, во время купания или даже укладывая ребенка спать.
2. Имитация полета
Поскольку теперь ваш ребенок может поддерживать голову, вы можете взять его на руки и носить с собой, как будто он летит.
3. Знакомство с ароматами
Пусть ваш ребенок почувствует запах различных запахов в доме. Это занятие может отвлечь его, а также научить ассоциировать запахи с действиями. Например, вы можете использовать мягкие специи, такие как корица, гвоздика, тмин, а также лосьоны, кремы, мыло и так далее.
От 7 до 9 месяцев
Теперь ваш малыш должен уметь брать предметы и перекладывать их из одной руки в другую. Он может даже начать ползать.
1. Полоса препятствий
Вы можете использовать большие, но мягкие предметы, такие как подушки и одеяла, на его тропинках, чтобы он научился обходить их. Это отлично подходит для улучшения моторики.
2. Сенсорная стимуляция
Младенцы довольно шумные, особенно когда они берут предметы и стучат ими по полу или столам. Это не потому, что они хотят досадить вам; им любопытны издаваемые звуки. Дайте им такие предметы, как ложки и колокольчики, которые издают интересные звуки. Вы также можете дать им вышитую ткань или другие сложные, но деликатные поверхности, чтобы отточить их тактильные навыки.
3. Прятки
Прятки или прятки — отличная игра, которая поможет вашему ребенку понять концепцию постоянства объекта, то есть даже если предмет перемещается из поля зрения, он где-то еще есть. Вы можете спрятаться за дверью или занавеской и позволить ребенку найти вас. Вы также можете закрыть лицо тканью и показать себя, когда ребенок начнет вас звать.
От 10 до 12 месяцев
В этом возрасте ваш ребенок должен научиться стоять, подтягиваться, карабкаться и т.д. Мелкая моторика, например переворачивание страниц, также развивается.
1. Сделайте движения забавными
Пока ваш ребенок учится ходить, вы можете поощрять его подвижность, держа его любимую игрушку в разных местах, чтобы он шел за ней. Также покажите ему, как передвигать предметы по комнате, что поможет ему установить чувство равновесия.
2. Игра в имитацию
Дети в возрасте около года любят имитировать звуки и выражения. Вы можете поощрять их, издавая странные звуки и рожи, пока ваш ребенок не начнет копировать вас или отвечать своими версиями.
3. Порядок из Хаоса
Теперь ваш ребенок узнает, что мир вокруг него упорядочен. Вы можете показать ему, как поддерживать этот порядок, дав ему игрушки и другие предметы, и показать ему, как расположить их по размеру, цвету или форме. Это также покажет ему, что порядок не обязательно должен быть установлен жестко, а скорее, что есть несколько способов сделать это.
Советы родителям
Занятия и игры необходимы для раннего развития детей. Вот несколько советов для родителей, как играть с младенцами, которые помогут сделать игру интересной и познавательной для вашего малыша:
- Сделайте игру с ребенком семейным занятием. Это укрепит связи между членами семьи и будет стимулировать формирование интимных отношений между семьей и малышом.
- Убедитесь, что у вас есть время, чтобы поиграть с ребенком. Как объяснялось ранее, одним из важных факторов развития ребенка является активное присутствие заботливого родителя. Действия, упомянутые в этой статье, довольно просты и не требуют специальных помещений или предметов.
- Помните, что решения проблем в деятельности должны исходить от ребенка. Ваша роль состоит в том, чтобы просто создать установку и помочь ребенку во всем, что требуется.
- Следите за своими детьми, когда они играют. Если вы наблюдаете какие-либо случаи грубого поведения, такие как отказ поделиться или физические ссоры, вам нужно вмешаться и показать им, как вести себя честно.
- Не стесняйтесь давать детям разные предметы для игр. Младенцы, которые воспринимают широкий спектр цветов, звуков, запахов и текстур, лучше развивают способность интегрировать свое восприятие с окружающей средой.
- Будьте в курсе материалов, используемых для изготовления объектов, используемых в деятельности. Например, пластилин и глина — плохая идея для детей до двенадцати месяцев, так как они могут их проглотить. Точно так же другие пластиковые игрушки могут иметь химические красители, которые могут попасть в организм, если ребенок слишком долго держит их во рту.
- Не устанавливайте правила своей деятельности. Позвольте им развивать свои творческие способности и идеи. Играйте с ними в свободной от отвлекающих факторов среде, вдали от помех, особенно от телевизора.
Рост и развитие происходят согласно биологическому графику. Несмотря на то, что могут быть некоторые различия, большинство детей следуют одной и той же схеме, начиная с переворачивания, затем садятся, ползают, стоят, ходят и так далее. Но всегда знайте, что все малыши уникальны, и сравнение вашего ребенка с другими не поможет. Некоторым детям может быть приятно учиться чему-то, в то время как другие могут быть намного быстрее, но, в конце концов, эта скорость оказывает незначительное влияние на их взрослую жизнь. Однако, если вы заметили, что вашему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы достичь основных этапов развития, это может быть связано с невыявленным заболеванием. В этом случае проконсультируйтесь с педиатром.
Читайте также: Занятия с малышами: развлечения для детей
Игрушки и игры: от рождения до 12 месяцев
Вы можете скачать эту статью в формате PDF (на английском, испанском)
Дети играют с самого начала родился.