Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна: Характеристика на ребенка с синдромом Дауна. | Материал по коррекционной педагогике на тему:
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна. | Материал по коррекционной педагогике на тему:
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.
Девочка посещает структурное подразделение ГБОУ СОШ № ххх с ххх, где получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию (плавание). Основанием для зачисления в структурное подразделение ГБОУ СОШ №ххх является направление ОПМПК. Заключение ОПМПК: синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР I уровня речевого развития (в рамках системного недоразвития речи).
Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, избирательность контакта со специалистами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал), негативная реакция на звучание музыкальных инструментов, резкий аффективный отказ от участия в праздничных мероприятиях, присутствовал аттитюд защиты.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный.
В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Заинтересована в конечном результате. Стремится завершить начатое. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в полном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Носовое дыхание затруднено, ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий, сиплый. В строении артикуляционного аппарата отмечается ложная макроглоссия(толстый, вялый, малоподвижный язык),значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен (со слов матери).
Моторно неловка, дискоординирована.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой.
Характеристика психического развития детей с синдромом Дауна
Выполнила студентка группы СДО-302 Шалагина Дарья
Синдром Дауна представляет собой генетическую аномалию, ведущую к серьезным отклонениям и изменениям в организме. Вызывается возникновением одной лишней хромосомы в двадцать первой паре.
Свое название он получил в честь британского врача Джона Л. Дауна, впервые обнаружившего данную хромосомную патологию. Синдром не лечится и не подлежит выздоровлению.
Причины возникновения болезни:
•Возраст женщины. У роженицы старше 35 лет увеличивается риск мутации генов.
•Мужское возрастное ограничение. Папа после 45-ти рискует дождаться рождения малыша с синдромом Дауна.
•Особенности генетического аппарата и наследственность родителей.
•Близкородственные половые отношения. Кровосмешение приводит к нарушению генома.
•Ученые, занимаясь исследованиями, определили, что в некоторой степени на развитие заболевания влияет повышенная солнечная активность.
Развитие психики
•Отставание в психическом развитии таких деток находится в пределах легкой или средней степени. Только у небольшого процента Даунов наблюдается глубокая задержка в интеллекте.
•В отличие от обычного малыша, у которого в трехмесячном
возрасте формируется реакция на материнский голос, он начинает улыбаться, поворачивать и держать головку, у такого ребенка отсутствует так называемый комплекс «оживления». Он совершенно не реагирует на звуки, на тактильные ощущения, кто его берет на руки – чужой человек или родной.
•Интеллектуальное развитие тормозится и останавливается, приблизительно, на семилетнем уровне. Словарный запас минимальный, память сильно ослаблена, внимание рассеяно, рефлекторные взаимосвязи мгновенно угасают. Он может без всякой причины продолжительно плакать, при этом быть накормленным, сухим, тепло укутанным.
•С детьми с синдромом Дауна тяжело общаться из-за плохой концентрации внимания, они слышат, но не хотят отвечать просто так. Им интересно долгое время наблюдать за скачущими спортивными мячами, при этом, не занимаясь с обручами или скакалками.
•Для общества ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, не может стать полноценным и равноправным членом, но после соответствующей коррекционной работы, можно приучить соблюдать элементарные санитарные нормы и самостоятельное гигиеническое обслуживание. Кроме того, среди них встречаются прекрасные ученые по математике, так как эти люди в состоянии сосредоточиться на какой-то одной конкретной задаче и запомнить все последовательные ее действия.
•Данный синдром больше характеризуется не сложностью в развитии интеллектуальных способностей, а именно воспитанием нормальной личности.
•Для этих детей следует создавать соответствующую среду, в которой они будут чувствовать себя комфортно и без комплексов общаться с другими. Квалифицированные специалисты с медицинским образованием помогут провести адаптацию к социуму и обрести детское счастье.
Особенности моторики
•Координация движений нарушена (неловкость походки, движений)
•Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации
•Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений
•Повышенная гибкость суставов
•Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
•Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия:
-поверхностное восприятие предметов;
-не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т. д.;
-трудности восприятия пространства и времени;
-реакция на окружающее слаба либо неадекватна.
Основой осознания мира является зрительное восприятие
•Особенности внимания
-Неустойчивость активного внимания
-Повышенная утомляемость
-Короткий период концентрации внимания
-Дети легко отвлекаются, истощаются
•Особенности мышления
-Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления.
-Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений.
-Абстрактные понятия недоступны для понимания
-Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений.
•Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти)
-недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух
•Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь
зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут.
•Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им.
-В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства
Развитие и обучение для людей с синдромом Дауна
Люди с синдромом Дауна также испытывают трудности в обучении, что приводит к задержкам во многих областях развития. Однако затронуты не все области развития.
в равной степени — существуют определенные модели трудностей в обучении. Эти шаблоны могут информировать о более эффективных подходах к обучению и терапии.
Развитие и обучение
- Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей
- Однако не все области развития затронуты в равной степени
- Понимая, чем отличается развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективные подходы к обучению и терапии.
Дети с синдромом Дауна обычно учатся и прогрессируют медленнее, чем большинство других детей. Однако не все области развития затронуты в равной степени. Eсть
специфический паттерн когнитивных и поведенческих особенностей, наблюдаемый у детей с синдромом Дауна, отличающийся от такового у типично развивающихся детей
и дети с другими причинами умственной отсталости. Мы называем этот образец характерных сильных и слабых сторон «профилем развития».
Понимая, чем отличаются развитие и обучение детей с синдромом Дауна, мы можем разработать более эффективные подходы к обучению и терапии.
Относительные силы
Социальное развитие
Социальное функционирование младенцев и детей с синдромом Дауна относительно меньше задерживается, чем другие области развития. Дети с синдромом Дауна смотрят на лица и
улыбаются всего на неделю или две позже, чем другие дети, и обычно это общительные младенцы. Младенцы с синдромом Дауна любят общаться и хорошо используют невербальные
навыки, включая болтовню и жестикуляцию в социальных ситуациях.
Большинство детей и взрослых с синдромом Дауна продолжают развивать хорошие социальные навыки и соответствующее социальное поведение, хотя у значительного меньшинства могут развиться трудности.
поведения, особенно с наибольшей задержкой речевого и языкового развития.
Обучение с визуальными опорами
Исследования показывают, что люди с синдромом Дауна лучше учатся, когда видят иллюстрации. Этот вывод был продемонстрирован в ряде областей
развитие, включая приобретение языка, двигательных навыков и грамотности. Это говорит о том, что обучение будет более эффективным, когда информация представлена
поддержка изображений, жестов или объектов.
Чтение слов
Многие дети с синдромом Дауна могут развить способности к чтению раньше, чем можно было бы ожидать для их когнитивного и языкового уровня. Чтение делает важным
вклад в развитие словарного запаса и языка для всех детей, и это может быть особенно полезным для детей с синдромом Дауна, учитывая их особый язык
задержки.
Характерные трудности
Разработка двигателя
Двигательные навыки развиваются медленнее у детей с синдромом Дауна, чем у детей без него. Эти задержки в моторном развитии снижают возможности младенцев для
исследовать и узнавать об окружающем мире и, следовательно, еще больше влиять на когнитивное развитие. Плохой контроль оральной моторики может повлиять на развитие речи
навыки.
Выразительный язык, грамматика и разборчивость речи
Дети с синдромом Дауна демонстрируют определенные задержки в обучении использованию разговорной речи по сравнению с их невербальным пониманием. Почти у каждого ребенка есть выразительные
язык, который задерживается по сравнению с их пониманием языка. У детей возникают два типа выразительных трудностей — задержка в усвоении структур предложений.
и грамматики, а также особые трудности в развитии четкой речи.
Разрыв между пониманием детей и их способностью выражать себя является причиной большого разочарования и иногда может привести к проблемам с поведением. Он может
также приводят к недооценке познавательных способностей детей. Задержка речи также приводит к задержке когнитивных функций, поскольку большая часть человеческого обучения происходит через язык и
язык используется для мышления, запоминания и самоорганизации.
Количество навыков
Большинство детей с синдромом Дауна плохо осваивают базовые навыки счета, а их навыки счета обычно отстают примерно на 2 года от навыков чтения. Есть потребность в
дополнительные исследования причин этого. В настоящее время лучший доступный совет — опираться на то, что известно о способностях детей к обучению, и использовать математику.
обучающие системы, которые в полной мере используют визуальную поддержку для обучения числовым понятиям
Вербальная кратковременная память
Кратковременная память — это система непосредственной памяти, которая удерживает информацию «в уме» в течение коротких периодов времени и поддерживает всю учебную и познавательную деятельность. В нем есть
отдельные компоненты, специализированные для обработки зрительной или вербальной информации.
Способность детей с синдромом Дауна удерживать и обрабатывать вербальную информацию не так хороша, как их способность удерживать и обрабатывать визуальную информацию. Эти словесные
Проблемы с кратковременной памятью затрудняют изучение новых слов и предложений. Они также затрудняют обработку устной речи, что может отрицательно сказаться на
влияют на обучение в классе.
Исследования показывают, что обработка и запоминание устной информации улучшается, когда она поддерживается соответствующим графическим материалом. Эта информация привела к
педагоги подчеркивают важность использования визуальной поддержки, включая изображения, знаки и печатные издания, при обучении детей с синдромом Дауна, поскольку такой подход делает
использовать свои более сильные навыки зрительной памяти.
Дополнительная информация
- О синдроме Дауна
- Здоровье и медицинские вопросы
- Исследовать
Психологические и обучающие особенности детей с синдромом Дауна
Психологические и учебные характеристики у детей…
18 января 2023 г.
Идентификационный номер: Мария
Образование
Синдром Дауна — это видимая инвалидность. Принято считать, что люди с синдромом Дауна имеют общие черты, отличающие их от других. Сам Джон Лэнгдон Даун, когда он впервые описал характеристики синдрома в 1866 году, отметил их «способность к подражательному юмору и мимикрии» и определил их как «музыкальные и упрямые», атрибуты, которые стали частью набора общих мест, которые процветают вокруг. Синдром Дауна. Их внешний вид также предлагает нам поместить их в однородную группу. Иногда люди думают, что, зная одного человека с синдромом Дауна, они знают, как все они выглядят. Однако люди с синдромом Дауна сильно различаются, потому что все они разные. Вы должны иметь в виду, что сначала есть человек, а затем синдром Дауна.
Однако проблема меток не так важна, как проблема ожиданий. Во что вы верите, вы создаете. Если я чего-то ожидаю, я это получаю (это так называемый эффект Пигмалиона). Если мы поставим ярлык «мы будем ожидать меньшего», мы меньшего и добьемся. Мы должны установить амбициозные, но реалистичные ожидания. Ожидайте максимума, но твердо стойте на земле. Как говорится, ногами по земле, а головой по звездам.
Синдром представляет собой набор характеристик. Характеристики, которые Джон Лэнгдон Даун использовал для описания людей с синдромом Дауна:
- Биологические характеристики:
Около 50% детей с синдромом Дауна рождаются с пороками сердца, наиболее частыми из которых являются дефекты межжелудочковой и атриовентрикулярной перегородки. Около 5% детей страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Болезнь Гиршпрунга и глютеновая болезнь также чаще встречаются среди больных детей. У них может быть потеря слуха и склонность к рецидивирующим ушным инфекциям. Они также склонны к проблемам со зрением и могут иметь катаракту. Шейные суставы могут быть нестабильными, вызывая компрессию спинного мозга, что может привести к изменениям при ходьбе, движениям рук, работе кишечника или мочевого пузыря или к слабости. У многих людей с синдромом Дауна развивается заболевание щитовидной железы (например, гипотиреоз) и диабет. У них также повышен риск развития инфекций и лейкемии, а также гораздо более высокий риск развития синдрома обструктивного апноэ во сне.
Все эти условия могут повлиять на них в школе. Однако благодаря достижениям медицины многие из этих состояний сегодня можно контролировать, а ожидаемая продолжительность их жизни больше, чем несколько лет назад.
- Двигательные навыки
Люди с синдромом Дауна имеют некоторые двигательные нарушения, как грубые, так и мелкие. Кроме того, у них мышечная гипотония и слабость связок . И вообще у них есть трудности с антигравитацией, такие как прыжки и подъем по лестнице.
По всем этим причинам важно, чтобы они регулярно занимались физическими упражнениями: ходьбой, плаванием, танцами… или любой другой физической активностью, которой занимается семья, это не обязательно должна быть терапия. У них есть склонность к ожирению, поэтому важно следить за избыточным весом.
- Личность
Хотя существует множество стереотипов о людях с синдромом Дауна, они не всегда оправданы. Правда в том, что существует большое разнообразие темпераментов. Однако у них есть некоторые общие характеристики, такие как низкая инициатива, меньшая способность задавать вопросы и небольшая настойчивость в задачах, которые им не нравятся. Кроме того, они обладают достаточной социальной квалификацией, чтобы избегать задач, которые им не нравятся.
Джон Лэнгдон Даун уже описал их поведенческое сопротивление и сопротивление изменениям, т.е. они упрямы.
В Соединенных Штатах было проведено несколько исследований, которые показали, что люди с синдромом Дауна счастливы и живут полноценной жизнью.
Как и все остальные, мы должны попытаться помочь им улучшить свою личность, чтобы они могли справиться с миром, в котором мы живем. Мы должны адаптировать их участие в групповых играх и мероприятиях.
- Внимание
Они легко отвлекаются, и их внимание меняется в зависимости от их интереса к задаче.
Необходимо работать над вниманием с помощью упражнений на увеличение концентрации внимания с помощью мотивирующих, разнообразных и занимательных занятий, устраняющих отвлекающие раздражители. Поэтому важно смотреть им в лицо, когда разговариваете с ними, и проверять, обращают ли они внимание на то, что им говорят.
- Восприятие
Их визуальное восприятие лучше слухового. Деятельность всегда должна сопровождаться картинками, рисунками, графиками, пиктограммами, фотографиями и предметами. Они хорошие подражатели.
- Когнитивные аспекты
Люди с синдромом Дауна испытывают трудности с обработкой разнообразной информации и демонстрируют медленную обработку и кодирование. Для них абстрагирование, перенос и обобщение — это проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Абстракция — это умственная операция, которая используется не только для понимания языка, но и для представления, при понимании прочитанного, для ассоциации воспоминаний: например, вы идете по улице и ощущаете запах, очень похожий на запах еды вашей бабушки делает и напоминает вам о ней, у вас есть способность ассоциировать запах с человеком. Перенос заключается в том, что завтра они вспомнят то, что узнали сегодня. И обобщение состоит в том, что то, что они умеют делать на работе, они умеют делать и дома. У людей с синдромом Дауна часто возникают трудности в этих областях, поэтому над ними стоит поработать.
- Разведка
Люди с синдромом Дауна имеют умственную отсталость от легкой до умеренной степени. Их IQ колеблется от 40 до 60. Однако много лет назад было сказано, что у них тяжелая-умеренная степень умственной отсталости. Сейчас они ходят в школу, получают образование и, следовательно, мы видим результаты. В прошлом их не учили из-за возложенных на них ожиданий: с расчетом на то, что «они не научатся», их ничему не учили.
Они лучше справляются с манипулятивными тестами, чем с устными. Язык часто представляет собой проблему в дополнение к тому факту, что они не понимают правил, поскольку они очень абстрактны, а, как упоминалось выше, абстракции даются людям с синдромом Дауна нелегко.
Хотя IQ снижается с возрастом, было показано, что люди с синдромом Дауна способны продолжать учиться на протяжении всей своей жизни. Над шутками и ирониями нужно работать, потому что они понимают буквальное значение того, что им говорят.
- Память
Люди с синдромом Дауна лучше сохраняют зрение, чем слух. Это объясняет, почему они часто не умеют объяснять, но умеют это делать. Необходимо тренировать их память и давать им стратегии для улучшения их когнитивных способностей. Как заметил Джон Лэнгдон Даун, они хорошие наблюдатели и подражатели.
- Язык
Зрение и социальные навыки — сильные стороны людей с синдромом Дауна, а язык — их слабость. Язык понимания выше выразительного языка. То есть они понимают гораздо больше, чем могут объяснить. Они понимают буквально, и это приводит к недоразумениям. Важно работать над иронией и шутками, чтобы они научились справляться.
Им нужно, чтобы мы с ними разговаривали и слушали их, а также занимались с логопедом. И прежде всего мы должны иметь в виду, что нецелесообразно давать им длинные объяснения, потому что им очень трудно им следовать.
- Поведение
Люди с синдромом Дауна имеют те же права и обязанности, что и другие. Нехорошо ни чрезмерно защищать их, ни требовать от них слишком многого. Между школой и семьей всегда должна быть координация, чтобы во всем, чему они учатся, была согласованность.
- Общительность
Люди с синдромом Дауна имеют хорошую степень социальной адаптации, их социальный имидж благоприятен. Однако уровень спонтанного социального взаимодействия у них низкий, в этих вопросах они часто зависят от взрослых. Таким образом, чем больше действий проводится в их сообществе, тем лучше, адаптируя их так, чтобы они могли легко их понять.
Эти характеристики не стабильны на протяжении многих лет: сегодня, в отличие от прошлого, люди с синдромом Дауна участвуют в общественных мероприятиях, умеют читать и писать, занимаются спортом, их IQ с годами увеличился, а ожидаемая продолжительность жизни да и качество жизни выше.