Психология детей 3 4 лет: Психологические особенности детей 3-4 лет — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Page not found — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.
Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.
- Главная
- Обо мне
- Психолог в ДОУ
- Мой кабинет
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- В помощь коллегам
- Работа с родителями
- Родителям на заметку
- Интерактивная мастерская для педагогов ДОУ
- Конкурс «Мой кабинет-моя гордость!»
- Проектная деятельность психолога в ДОУ
- Сетевой проект «Обмен опытом»
- Интерактивный проект «Развиваемся вместе!»
- Мультстудия «Светлячок и Ко»
- Видео-советы психолога
- Сайты по психологии
- Ваши отзывы и комментарии
- Контакты
- 07/21/2019 — Дорогие коллеги! После длительного отпуска, связанного с ремонтом нашего детского сада, я снова в строю! Следите за новостями)
- 11/22/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! Позитива, оптимизма, успехов в профессии!
- 09/16/2018 — Уважаемые коллеги, посетители сайта! В конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!» началось голосование! Участникам важен КАЖДЫЙ ваш голос!!!!
- 09/03/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с началом учебного года! Терпения, вдохновения, творчества, инициативы!!!
- 08/01/2018 — Дорогие коллеги! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!»
- 03/07/2018 — Дорогие женщины, девушки, девочки! Поздравляю Вас с весенним женским праздником 8 Марта! Солнечного настроения, позитива, цветов!!!
- 02/23/2018 — Дорогие мужчины, папы, дедушки! Поздравляем Вас с Днем защитников Отечества!
- 11/26/2017 — От всей души и искреннего сердца желаю всем мамам, будущим и настоящим, крепкого здоровья, счастливых глаз, спокойных ночей, ласковых улыбок!
- 10/23/2017 — Уважаемые родители подготовительной группы «Журавлик»! Приглашаю вас на тренинг «Мир наших эмоций» в рамках проекта «Шаг навстречу» 24 октября в 17ч. 20мин.
- 10/07/2017 — Победа в областном конкурсе «Лучший образовательный сайт». Награждение на губернаторском приеме ко Дню Учителя.
- 09/27/2017 — Дорогие коллеги! С Днем дошкольного работника! Профессионального роста, новых идей, творческих задумок!
- 09/01/2017 — Дорогие дети, родители, коллеги! Поздравляю каждого из вас с Днем знаний! Всем желаю новых побед, творческих успехов , реализации поставленных целей!
- 07/05/2017 — Уважаемые гости моего сайта! Я ухожу в отпуск, не теряйте меня, встретимся 1 сентября!!!!
- 06/13/2017 — Уважаемые родители детей, поступающих в детский сад! Для вас подготовлены консультации, которые помогут вам облегчить процесс адаптации вашего ребенка к ДОУ
- 05/24/2017 — Уважаемые родители группы «Журавлик»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики психологической готовности детей к школе.
- 05/17/2017 — Уважаемые родители группы «Солнышко»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики познавательной сферы детей. Приветствуется предварительная запись!
- 03/16/2017 — Дорогие посетители моего сайта! Хочу поделиться с вами радостной новостью — мой сайт занял 1 место во II Всероссийском конкурсе сайтов “Я люблю свою работу 2017
- 03/08/2017 — Дорогие девочки, девушки, женщины! Поздравляю Вас с праздником! Желаю весеннего настроения, улыбок и море цветов!!!
- 02/16/2017 — Уважаемые родители! Вы можете вместе с детьми приступить к выполнению практической части в рамках проекта «Развиваемся вместе» по теме «Развиваем внимание»
- 01/27/2017 — Уважаемые родители! Приглашаю вас и ваших детей поучаствовать в совместном интерактивном проекте «Развиваемся вместе!» по развитию познавательной сферы.
- 01/18/2017 — Уважаемые родители! В связи с объявлением карантина тренинги отменяются, о дате новых встреч сообщу дополнительно! Здоровья вам и вашим деткам!
- 01/11/2017 — Уважаемые участники проекта «Шаг навстречу!» Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «В мире эмоций» 1 подгр. — 25.01., 2 подгр. — 26.01. в 17.30ч.
- 12/23/2016 — Дорогие коллеги, родители, дети и гости моего сайта! Поздравляю ВСЕХ с наступающим Новым годом!!!
- 12/11/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу!», к сожалению нашей встречи в декабре не будет, потому что я в отпуске, жду вас в январе!!!
- 11/23/2016 — Уважаемые родители, участники проекта «Шаг навстречу», приглашаю вас на детско-родительский практикум «Чудеса на песке» 29, 30 ноября 17.15ч.
- 11/18/2016 — 15 ноября состоялся детско-родительский тренинг «Мы счастливы вместе» в старшей группе «Зайчик». Спасибо за позитив и активность. До новых встреч!
- 11/10/2016 — Уважаемые родители старшей группы «Зайчик»! Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе» 15 ноября в 17.15ч
- 10/12/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу»! Приглашаю вас на тренинг «Мы так похожи друг на друга». 18 октября — 1 подгр., 19 октября — 2 подгр. в 17.30ч.
- 09/28/2016 — Уважаемые родители старшей группы! Закончилась диагностика познавательной сферы детей, приглашаю на консультацию ознакомиться с результатами.
- 09/16/2016 — Дорогие родители! Приглашаю вас с детьми на первую встречу в рамках проекта «Шаг навстречу»! 20.09. — 1 подгруппа, 21.09. — 2 подгруппа в 17-30 ч.!
- 09/07/2016 — Уважаемые коллеги! Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года! Пусть он станет для нас ярким, интересным и плодотворным!
Воспитание ребенка 3-4 года: психология, советы
Часто маленький ребенок может проявлять непослушание истерикой и скандалом. Он плачет, топает ногами, разбрасывает игрушки, а мама не знает, как успокоить его и провести в чувство.
Что предпринять в этом случае: запретить что-либо, чтобы наказать маленького проказника, оставить его одного на какое-то время, чтобы он перестал капризничать и как вообще правильно воспитывать и развивать ребенка в возрасте 3-4 лет.
Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.
В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.
Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.
Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.
Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:
- Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
- Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
- Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
- Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.
Родительские запреты и что за ними кроется
Следует понимать, что запрет представляет собой некую границу, которая ставится перед ребенком, для его же собственной защиты.
Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.
Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.
К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.
Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.
Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.
- Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
- Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
- Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.
Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.
- Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
- Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.
Здесь следует понимать, что в этом случае никакой защитной функции он не несет, а, следовательно, и воспитательной составляющей.
- Тревога родителей является следующей первопричиной родительских запретов. В этом случае проявляется излишняя забота о детях, чтобы с ними не случилось ничего опасного.
Например, ребенок хочет завести собаку, и в этом нет ничего плохого. Забота о четвероногом друге будет воспитывать в малыше чувство ответственности, долга, развивать дисциплину. Но мама может чрезмерно волноваться, что от домашнего питомца у ребенка появится масса неприятностей (вдруг укусит, мало времени на занятия и прочее) и о покупке щенка не может стоять и речи.
Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами.
Нельзя делать запретным предметом какое-либо увлечение ребенка, будь-то любимая игрушка или компьютерная игра. Воспитывая малыша даже в таком раннем возрасте, важно достигать с ним диалога.
Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания
Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.
Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.
Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.
Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.
В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент». Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.
Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.
Идеально чистых типов практически не бывает, поэтому в большинстве случаев происходит смешение типов в соотношении примерно 70 на 30 процентов. То, какой тип будет доминировать, зависит от того, как родители будут общаться с ребенком.
Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.
Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:
- у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
- это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
- имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
- он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.
Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.
Если не обращать внимания на подобные мелочи, то ребенок вырастет вруном и аферистом. Чтобы предотвратить возможные последствия, в воспитании родители должны придерживаться того, чтобы малыш выполнял их требования. Делать это нужно спокойно, без криков и нотаций.
Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни». Поэтому родители должны не просто хвалить малыша за его достижения, но и поощрять к тому, чтобы он делал что-то еще лучше.
Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
Особенностями этого типа темперамента являются:
- чувствительность;
- сложность адаптации к новым условиям;
- быстрая утомляемость.
Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.
Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:
- безэмоциональность;
- медлительность;
- способность спать около 10-12 часов.
Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.
Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:
- эмоциональность;
- активность, подвижность и шумность;
- обладают тревожным сном.
Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека. С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).
Подводим итоги
Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Как маленькие дети развивают теорию разума
Лорен Лоури
Hanen Сертифицированный специалист по SLP и клинический штатный писатель
Если вы когда-либо разговаривали с маленьким ребенком по телефону, вы могли столкнуться со следующей ситуацией:
Дензел еще не понял, что ему нужно дать отцу дополнительную информацию о том, что он делает, потому что его отец не может видеть, что он держит. Дензел думает, что его отец видит и думает то же, что и он. Понимание того, что люди не разделяют те же мысли и чувства, что и вы, развивается в детстве и называется «9».0003 теория разума ». Другой способ думать об этом — это способность ребенка «настраиваться» на точки зрения других людей [1]. Эта способность не возникает в одночасье и развивается в предсказуемом порядке.
Как теория разума развивается у обычных детей
В младенчестве и раннем детстве дети приобретают ранние навыки, которые им потребуются для дальнейшего развития теории разума. Эти навыки включают способность [2,3]:
- обращать внимание на людей и копировать их
- распознавать эмоции других и использовать слова для их выражения («счастливый», «грустный», «безумный»)
- знают, что они отличаются от других людей и имеют другие симпатии/антипатии, чем другие
- знаю, что люди действуют в соответствии с тем, чего они хотят
- понять причины и последствия эмоций (Если я брошу свою игрушку, мама разозлится)
- притворяться кем-то другим (например, врачом или кассиром), когда они играют
В возрасте 4-5 лет дети действительно начинают думать о мыслях и чувствах других, и именно тогда возникает настоящая теория разума. Дети осваивают теорию умственных способностей в следующем порядке [1, 4, 5]:
- Понимание «хочу» – Разные люди хотят разного, и чтобы получить то, что они хотят, люди действуют по-разному.
- Понимание «мышления» – У разных людей разные, но потенциально верные представления об одном и том же. Действия людей основаны на том, что, по их мнению, должно произойти.
- Понимание того, что «видение ведет к знанию» – Если вы чего-то не видели, вы не обязательно об этом знаете (как папа в приведенном выше примере по телефону). Если кто-то чего-то не видел, ему понадобится дополнительная информация, чтобы понять.
- Понимание «ложных убеждений» – Иногда люди верят в то, что не соответствует действительности, и действуют в соответствии со своими убеждениями, а не в соответствии с тем, что действительно верно.
- Понимание «скрытых чувств» – Люди могут испытывать эмоции, отличные от тех, которые они демонстрируют.
Детская теория разума продолжает развиваться после пятилетнего возраста. В течение следующих нескольких лет они учатся предсказывать, что думает или чувствует один человек о том, что думает или чувствует другой человек [4]. Они также начинают понимать сложный язык, основанный на теории разума, такой как ложь, сарказм и образный язык (например, «идет дождь из кошек и собак») [4]. Некоторые эксперты утверждают, что теория развития разума сохраняется на протяжении всей жизни, поскольку у человека появляется больше возможностей познавать людей и их поведение [6, 3].
Как твоя теория разума?
Представьте, что вам вручают коробку ваших любимых конфет. Когда вы открываете коробку, то видите, что вместо конфет она наполнена карандашами. Если бы ваш друг внезапно зашел в комнату и увидел закрытую коробку с изображением конфет, что бы он или она подумал, что находится внутри?
Если вы ответили «конфеты», то вы понимаете «ложные убеждения», что означает, что вы знаете, что кто-то может верить во что-то, что не соответствует действительности, потому что они не обладают теми же знаниями, что и вы.
*Когда трехлеткам задают этот вопрос, они отвечают «карандашами», потому что они не достигли этой стадии понимания в своей теории развития сознания [7].
Проблемы с теорией сознания
Когда у детей возникают трудности с развитием теории сознания, это затрудняет:
- понимание того, почему люди делают и говорят то, что они делают
- поговорить
- рассказать историю
- понять точки зрения персонажей в сборниках рассказов
- подружиться
- участвовать в притворной игре
Определенные группы детей имеют трудности с теорией психического развития:
- дети с расстройством аутистического спектра
- детей с трудностями в общении
- детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности
- жесты глухих детей, чьи слышащие родители не используют язык жестов (эти дети не знакомятся с языком жестов до тех пор, пока они не пойдут в школу, и это позднее знакомство влияет на их теорию умственного развития)
Эти группы детей часто нуждаются в лечении, чтобы помочь им развить свою теорию мышления.
Дети с аутизмом развивают теорию умственных способностей в другом порядке, чем при обычном развитии — их понимание «скрытых чувств» появляется раньше, чем они понимают «ложные убеждения» [8].
Помощь маленьким детям настроиться
Исследования показали, что когда матери используют слова, относящиеся к мышлению и чувствам, когда они разговаривают со своим ребенком, это помогает теории развития разума их ребенка.
То, как родители разговаривают со своим ребенком и играют с ним, может помочь ребенку понять мысли и чувства других людей. Фактически, исследования показали, что когда матери используют слова, относящиеся к мышлению и чувствам, когда они разговаривают со своим ребенком, это помогает теории развития разума их ребенка [9, 10]. Вот несколько простых вещей, которые вы можете делать дома со своим ребенком, чтобы продвигать его или ее теорию мышления [1, 2]:
- Следуйте указаниям вашего ребенка – Чтобы настроиться, дети должны быть внимательными другим людям. Этого не может произойти, если вы говорите или играете с вещами, которые не интересуют или не интересуют вашего ребенка. Понаблюдайте за интересами вашего ребенка, а затем опуститесь на его или ее физический уровень, чтобы вы были лицом к лицу. Это поможет вашему ребенку обратить на вас внимание и настроиться на выражение вашего лица. Откажитесь от своих представлений о том, что он должен делать или как он должен играть, и присоединяйтесь к его игре, копируя его действия и добавляя к его или ее игровым идеям. Как только вы обратите внимание на одно и то же, у вас будет возможность использовать язык «настройки».
- Используйте «языковую настройку» – это означает, что вы выражаете свою точку зрения и точку зрения вашего ребенка словами. Представьте, чего хочет, думает или чувствует ваш ребенок, и скажите что-нибудь об этом, например: «О, ты хочешь печенье», «Не волнуйся. Ты думал, что я ушел, а я здесь!» или «Я расстроен, потому что ты бросил свою игрушку» [3]. Вы также можете объяснить, почему другие люди делают то, что делают они, например: «Салли выглядит счастливой. Ей должен очень понравиться ее подарок».
- Ролевая игра с вашим ребенком, когда вы притворяетесь вместе — Ролевая игра помогает развить теорию мышления, потому что побуждает детей думать и действовать с точки зрения других людей. Когда дети впервые учатся ролевой игре, они притворяются личностями, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, например, притворяются мамой, врачом, водителем автобуса или учителем. Оставайтесь в роли, когда играете вместе. Например, если вы притворяетесь врачом, а ваш ребенок — пациентом, говорите и делайте то, что сделал бы врач, и на время избегайте роли родителя в реальной жизни.
- Используйте книги, чтобы говорить о мыслях и чувствах персонажей. – Разговор о мыслях и чувствах персонажей, их различных идеях и реакциях, а также о том, что персонажи могут делать дальше в истории, помогает продвигать раннюю теорию разума. Но исследования показывают, что важно также связать эти идеи с собственным опытом ребенка [3]. Например, если вы говорите о персонаже, который выглядит грустным, потому что потерял свою любимую игрушку, вы можете связать это со временем, когда ваш ребенок грустил, потому что потерял что-то особенное.
Каждый раз, когда вы общаетесь со своим ребенком и разговариваете с ним, у вас есть возможность выразить словами то, что вы думаете и чувствуете.
Каждый раз, когда вы общаетесь со своим ребенком и разговариваете с ним, у вас есть возможность выразить словами то, что вы думаете и чувствуете. Подобные беседы углубят его понимание собственных мыслей и чувств, того, как другие могут иметь мысли и чувства, отличные от его собственных, и того, как мы все действуем, основываясь на том, что мы думаем и чувствуем.
Дополнительную информацию о теории развития разума у маленьких детей можно найти в TalkAbility™ [1], основанном на исследованиях руководстве и программе вмешательства, направленной на развитие социальных и специальных языковых способностей, необходимых для общения и дружеских отношений.
Ссылки
- Sussman, F. (2006). TalkAbility™ — Навыки общения для вербальных детей в спектре аутизма: руководство для родителей . Торонто, Онтарио: Программа изучения раннего языка Ханена.
- Вестби, К. и Робинсон, Л. (2014). Перспектива развития для продвижения теории разума. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 362-383.
- де Вильерс, Дж. Г. и де Вильерс, Пенсильвания (2014). Роль языка в теории развития психики. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 313-328.
- Веллман, Х.М. и Лю, Д. (2004). Масштабная теория интеллектуальных задач. Развитие ребенка , 75 , 759-763.
- Петерсон, К.С., Веллман, Х.М. и Слотер, В. (2012). Разум, стоящий за сообщением: Усовершенствованные шкалы теории разума для типично развивающихся детей, а также для детей с глухотой, аутизмом или синдромом Аспергера. Развитие ребенка , 83 (2), 469-485.
- Миллер, С.А. (2012). Теория сознания: после дошкольного возраста . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
- Пернер, Дж., Ликам, С.Р., и Виммер, Х. (1987). Трудности трехлетних детей с ложными убеждениями: случай концептуального дефицита. Британский журнал психологии развития , 5 , 125-137.
- Кимби, Ю. (2014). Теория умственных способностей и дефицита при расстройствах аутистического спектра. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 329-343.
- Слотер, В., Петерсон, К., и Макинтош, Э. (2007). Следите за тем, что говорит мать: повествовательный ввод и теория разума у типичных детей и детей в спектре аутизма. Развитие ребенка , 78 , 839-858.
- Раффман, Т., Слейд, Л., и Кроу, Э. (2003). Взаимосвязь между языком психического состояния детей и матерей и теорией понимания сознания. Развитие ребенка , 73 (3), 734-751.
The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом. Его миссия состоит в том, чтобы предоставить родителям, опекунам, педагогам дошкольного образования и логопедам знания и подготовку, необходимые им, чтобы помочь маленьким детям развить наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности. Сюда входят дети с задержкой речи или подверженные риску задержки развития речи, дети с проблемами развития, такими как аутизм, и дети с типичным развитием.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о том, как Hanen может помочь вам помочь детям общаться:
Оценка детей младшего возраста
Оценка детей младшего возраста
Оценка детей младшего возраста (возраст 0-5) должны включать в себя развитие, отношения и биологическую точку зрения на представленные симптомы и включать данные, собранные в ходе интервью, наблюдения за диадными или триадными взаимодействиями, а также баллы по утвержденным инструментам скрининга. В этой части веб-сайта содержится дополнительная информация об этих соображениях при оценке маленького ребенка.
Типичное развитие
Типичное развитие определяется достижением конкретных физических, когнитивных, языковых, социально-эмоциональных и поведенческих вех, на которые влияют исторические, культурные, генетические факторы и факторы окружающей среды. Теория развития исторически охватывала как теории непрерывных (медленных, постепенных) изменений в развитии, так и прерывистых (ступенчатых и с периодами быстрого роста) прогрессии во времени, подчеркивая при этом наличие как критических, так и чувствительных периодов. Критический период — это дискретный период времени, в течение которого развивается определенная функция, что затрудняет или даже делает невозможным развитие этих функций в более позднем возрасте. Например, первые пять лет жизни считаются особенно важным периодом для овладения языком. С другой стороны, сензитивный период описывает время, когда детям легче всего приобрести определенные навыки, но начало/конец периода более постепенное, и приобретение не является невозможным после этого периода времени. Примером этого является то, что очень маленькие дети легко усваивают второй язык, когда их подвергают воздействию. Однако эти же самые языки, безусловно, можно выучить в более позднем возрасте.
К оценке ребенка младшего возраста следует подходить с учетом этих аспектов развития, когда оценщик настроен на то, где этот ребенок может выровняться или отклониться от типичной траектории развития, независимо от того, находится ли ребенок во время непрерывных или прерывистых изменений или критический и чувствительный периоды.
Ссылки:
- Герра Н.Г., Уильямсон А.А., Лукас-Молина Б. Нормальное развитие: младенчество, детство и юность. In Rey JM (ed), Электронный учебник IACAPAP по психическому здоровью детей и подростков. Женева: Международная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий, 2012 г.
Инструменты для социального и эмоционального скрининга детей младшего возраста
Скрининг и оценка социального и эмоционального здоровья детей младшего возраста может быть довольно сложной задачей из-за нескольких факторов. Во-первых, ребенок обычно не обладает языковыми навыками, чтобы связно объяснить, что он испытывает — скорее, он будет сообщать о своих проблемах с помощью поведенческих красных флажков, которые по самой своей природе неспецифичны. Точно так же родители могут также изо всех сил пытаться понять и объяснить трудности, с которыми они сталкиваются со своими детьми и с родительскими навыками. Кроме того, медицинские, социальные работники или специалисты в области образования, желающие выявить возникающие социально-эмоциональные проблемы в раннем детстве, могут не знать, как задавать вопросы. Более того, хотя клиницисты, как правило, хорошо обучены оценке симптомов у индивидуума, немногие из них знакомы с систематической оценкой отношений между родителями и детьми, но это неотъемлемая часть оценки в раннем детстве.
Несмотря на эти проблемы, точный и эффективный скрининг и оценка максимизируют потенциал направления маленьких детей и семей к помощи, в которой они нуждаются, до того, как проблемы укоренятся. Стандартизированные инструменты, утвержденные для детей младшего возраста, могут помочь в скрининге и оценке маленьких детей и их отношений с опекунами надежным способом. Ниже приведен список инструментов, которые доступны и часто используются. Хотя он и не является исчерпывающим, мы надеемся, что он может стать хорошей отправной точкой, которая поможет вам найти то, что вам нужно в работе с маленькими детьми!
Полезно также оценивать прогресс во всех сферах развития, поскольку у маленьких детей не развиваются социально-эмоциональные навыки, не зависящие от развития речи, когнитивных функций и моторики. Некоторые полезные опросники широкого спектра по вопросам развития представлены в итоговой таблице ниже.
Инструменты для скрининга социального/эмоционального развития | ||
Наименование прибора | Возрастной диапазон | Для получения дополнительной информации |
Опросник возрастов и состояний: социально-эмоциональный (ASQ:SE) ™ | 2-60 месяцев | Ссылка |
Контрольный список детских педиатрических симптомов (BPSC) | 1-18 месяцев | Ссылка |
Краткая оценка социальных эмоций детей раннего возраста (BITSEA) ™ | 12-36 месяцев | Ссылка |
Скрининговая оценка детей раннего возраста (ECSA) | 18-60 месяцев | Ссылка |
Контрольный список дошкольных педиатрических симптомов (PPSC) | 18-65 месяцев | Ссылка |
Детский экран ПТСР | 3-6 лет | Ссылка |
Инструменты для оценки психического здоровья детей раннего возраста Общие детские симптомы/сильные стороны | ||
Наименование прибора | Возрастной диапазон | Для получения дополнительной информации |
Система оценки поведения детей, третье издание (BASC ™ -3) — дошкольные классы | 2-5 лет | Ссылка |
Оценка раннего детства Деверо (DECA)© | 1 месяц — 5 лет (доступны версии для младенцев, малышей и дошкольников) | Ссылка |
Диагностическая оценка младенцев и дошкольников (DIPA) | Ссылка | |
Социально-эмоциональная оценка младенцев (ITSEA) ™ | 12-36 месяцев | Ссылка |
Психиатрическая экспертиза дошкольного возраста (PAPA) | 2-5 лет | Ссылка |
Контрольный список поведения детей дошкольного возраста (CBCL) © | 1,5-5 лет | Ссылка |
Опросник сильных сторон и трудностей (SDQ) © | 2-4 года и 4-10 лет (также версии для детей старшего возраста) | Ссылка |
Инструменты для оценки психического здоровья детей младшего возраста Специфические диагностические категории | |||
Наименование прибора | Возрастной диапазон | Для получения дополнительной информации | |
Опросник детского поведения Eyberg (ECBI) ™ | 2-16 лет | Ссылка | |
Spence Preschool AnxietyScale | 3-6 лет | Ссылка | |
Опросник поведения учащихся Stutter-Eyberg – пересмотренный (SESBI-R) ™ | 2-16 лет | Ссылка | |
Контрольный список раннего детского посттравматического стресса (YCPC) | 1-6 лет | Ссылка |
Инструменты оценки, ориентированные на отношения между родителями и детьми | ||
Наименование прибора | Возрастной диапазон | Дополнительная информация |
Реестр воспитания детей (CRI) | 3-10 лет (на основе начального обучения) | Ссылка |
Диадическая система кодирования взаимодействия родителей и детей (DPICS)© | 2-7 лет | Ссылка |
Модифицированная процедура Кроуэлла | 12-60 месяцев | Кроуэлл Дж. А. (2003). Оценка безопасности привязанности в клинических условиях: наблюдения родителей и детей. Развивающая и поведенческая педиатрия, 24:199-204 |
Взаимодействие родителей с детьми: контрольный список наблюдений, связанных с результатами (PICCOLO) ™ | 10-47 месяцев | Ссылка |
Индекс родительского стресса (PSI) ™ | 0-12 лет | Ссылка |
Индекс родительского стресса — краткая форма (PSI-SF) ™ | 0-12 лет | Ссылка |
Рабочая модель интервью с ребенком | Нет определенного возрастного диапазона | VreeswijkC, Maas J, VanBakelH (2012). Представления родителей: систематический обзор рабочей модели интервью с детьми. Журнал психического здоровья младенцев, 33:314-328 |
Инструменты, предназначенные для оценки вех или задержек в развитии | ||
Наименование прибора | Возрастной диапазон | Дополнительная информация |
Опросник возраста и стадии 3 rd Edition (ASQ:3) ™ | 1 месяц — 5,5 лет | Ссылка |
Шкалы развития младенцев и малышей Бейли®, третье издание (Bayley-III®) | 1–42 месяца | Ссылка |
Вехи развития (из исследования благополучия детей младшего возраста) (SWYC) | 1–65 месяцев | Ссылка |
Психологическое тестирование и оценка развития
Получение формального тестирования развития и нейропсихологического тестирования может быть очень полезным при работе с очень маленькими детьми. Причины прохождения тестирования включают: 1. Чтобы помочь прояснить диагностически сложные и неоднозначные случаи, 2. Для дальнейшей оценки конкретной когнитивной области, 3. Для размещения в учебных заведениях и для адаптации образовательных планов, 4. Сравнение до и после вмешательства после вмешательства (например, лекарства) или травма (например, травма головы). Оценки развития обычно представляют собой широкие оценки различных нейропсихиатрических сфер и могут помочь обеспечить призму, через которую мы могли бы лучше воспринимать мир с точки зрения ребенка. Нейропсихологическое тестирование может быть более конкретным и включает оценку общих способностей и интеллекта, достижений, поведенческого, социального и эмоционального функционирования, адаптивного функционирования и диагностических профилей. В частности, для маленьких детей условия тестирования (окружающие, психологические и физические) могут иметь сильное влияние на результаты теста. Кроме того, маленькие дети быстро развиваются и учатся, а это означает, что результаты оценки дают только моментальную картину текущего уровня функционирования ребенка, который может меняться со временем. Эти оценки обычно основаны на прямой оценке, случайном наблюдении и отчете опекуна.
Врачи узкой специализации обычно проводят оценку развития и нейропсихиатрическую оценку. Однако знание цели, ограничений и сильных сторон оценки развития и нейропсихиатрической оценки может быть очень полезным для клиницистов, использующих эти оценочные данные для определения диагноза и лечения.
Ниже приведены некоторые часто используемые оценки развития и нейропсихиатрические оценки. Для получения дополнительной информации у каждого разработчика тестов обычно есть веб-страницы с целевым возрастом, ограничениями, сильными сторонами, оценкой и нормирующими образцами.
Выберите инструменты оценки развития
Шкала оценки поведения новорожденных Brazelton, 4-е издание (NBAS-4): оценивает текущий уровень нейроповеденческой организации новорожденного, его способность реагировать на стресс во время родов и адаптацию к внеутробной среде.
Шкала развития младенцев и детей ясельного возраста Бейли-III (BSID-3) — это наиболее широко используемый метод измерения развития младенцев и детей ясельного возраста и самый сложный психологический тест для младенцев на рынке. Время администрации составляет около 25 до 90 минут в зависимости от возраста ребенка. Он оценивает познание, язык, моторику, социально-эмоциональное и адаптивное поведение.
Шкала раннего обучения Маллена (MSEL) — оценивает развитие ребенка в пяти отдельных областях: крупная моторика, визуальная рецепция, мелкая моторика, рецептивная речь и выразительная речь. В целом надежность может быть приемлемой или высокой, но нормативным данным уже два десятилетия, что может привести к завышению оценок.
Ресурсы
* Mares, S., & Graeff-Martins, A.S. (2012). Клиническая оценка младенцев, дошкольников и их семей. In Rey JM (ed), Электронный учебник IACAPAP по психическому здоровью детей и подростков. Женева: Международная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий. Доступно: http://iacapap.org/wp-content/uploads/A.4.-INFANT-ASSESSMENT-072012.pdf
* Гиллиам В.С. и Мэйс Л.К. (2007). Клиническая оценка младенцев и детей ясельного возраста. В А. Мартин и Ф. Р. Фолькмар (ред.), Детская и подростковая психиатрия Льюиса: всеобъемлющий учебник (4-е изд.; стр. 309-322). Филадельфия: Липпинкотт, Уильямс и Уилкинс.
Подготовка психиатров по вопросам психического здоровья детей младшего возраста
ACGME требует, чтобы стипендиаты детской и подростковой психиатрии оказывали помощь пациентам всех возрастных групп, включая дошкольников, школьников и подростков. Тем не менее, поскольку дети школьного возраста и подростки составляют большинство обращений в детские и подростковые стационарные и амбулаторные службы, доступ к надежному клиническому опыту, особенно с детьми грудного и раннего возраста (0-5 лет), может представлять проблему во время обучения. Для расширения и контекстуализации клинического опыта также важно приобрести соответствующую глубину и широту знаний по проблемам психического здоровья в раннем детстве в контексте формализованной учебной программы.
Несколько академических медицинских центров в Соединенных Штатах организовали более формализованное обучение психическому здоровью дошкольников. Это варьируется от клиник для детей младшего возраста в рамках типичной двухлетней стипендии CAP до дополнительных курсов обучения после стипендии, которые обеспечивают погружение в перинатальный уход, уход за младенцами и детьми раннего возраста и литературу. Богатый образовательный опыт можно также получить за пределами отделения психиатрии посредством взаимодействия с общественными и вспомогательными ресурсами (дошкольные учреждения, логопеды, эрготерапевты), междисциплинарными медицинскими ресурсами (детская неврология, педиатрия развития, генетика), а также психологическими ресурсами (детская поликлиника). — Родительские психотерапевты, терапевты по взаимодействию родителей и детей), которые вместе взятые, могут составить надежный, детализированный и сбалансированный тренинг по оценке и лечению очень маленьких детей.
Ниже приведен список академических учебных программ, которые в настоящее время имеют формализованный опыт обучения психическому здоровью детей раннего возраста.