Разное

Профессиональное самоопределение подростка: Проект по профессиональному самоопределению подростков

Проект по профессиональному самоопределению подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

НА
ТЕМУ:

 

Организационно
— методические условия профессионального самоопределения старших подростков в
средне — профессиональной образовательной организации

 

 

 

 

 

 

Автор
проекта:
И.В. Емельянова,

слушатель
курсов повышения квалификации

по
проблеме «Эффективные инструменты организации профориентационного школьного
пространства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар,
2021

СОДЕРЖАНИЕ

1.     
 

Пояснительная
записка………………………………………………

3

2.    
 

Психолого-педагогическая
характеристика старших подростков…

6

3.    
 

Организационно
— методические условия профессионального самоопределения старших подростков в
средне — профессиональной организации………………………………………

 

 

  11

4.    
 

Список
использованных источников………………………………

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Профессиональное
самоопределение старших подростков в данный момент получило особенную
актуальность. Отмечается, что верный выбор профессиональной деятельности значим
не только с позиции определения общежитейских планов человека, но и с точки
зрения прогресса общества в целом.

Профессиональное
самоопределение  это определение человеком себя касательно
отобранных в социуме критериев профессионализма и мастерства. Первоосновой
профессионального самоопределения, прежде всего, есть обретение индивидуальных
смыслов в той работе, которую выбирает человек, осваиваемой или уже выполняемой
им профессиональной деятельности.

Профессиональное
самоопределение служит исходной частью профессионального развития человека.
Выбор профессии − значимая
и важная ступень в жизни любого молодого человека, 
так как
часто решает в будущем весь его
жизненный путь
. Вследствие этого необходимо предупредить в этот момент от допустимых
погрешностей, предоставить помощь и поддержку в выборе профессиональной
деятельности по душе
.

У старших
подростков не имеется того социального опыта, позволяющего им соответствующе
реагировать на складывающиеся обстоятельства. Отсутствие социального опыта
заставляет их прибегать к психологической защите, которая часто исковеркивает
реальность, но зато создает явственность эмоционального благополучия. Это может
привести к разрушению личности.

Для того, чтобы
найти приемлемый способ поведения, выбрать наиболее подходящую вариацию верного
выхода из проблематичного положения, избавиться от напряженной ситуации и
общежитейских трудностей, нужны усилия образовательных организаций и в первую
очередь общества, их помощь и поддержка.

Традиционные
способы профессионального самоопределения, применяемые в стабильном, устойчиво
развивающемся обществе, становятся неэффективными в условиях экономической и
социальной дестабилизации российского общества в условиях сложного процесса
становления рыночных отношений в сфере труда и образования.

Результатом
профессионального самоопределения старших подростков поступивших в
профессиональную образовательную организацию в современных условиях становиться
не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность обучающегося к
профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни,
способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения,
оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

Таким образом,
все вышесказанное и обусловило особую актуальность выбранной темы для
обучающихся имеющих низкий уровень мотивации к приобретению профессии, т.е.
считающихся зачисленными в образовательные учреждения среднего профессионального
образования, но при этом «разочаровавшимся в профессии» в начале первого года
обучения.

Объект исследования:
процесс профессионального самоопределения старших подростков.

Предмет исследования:
содержание профессионального самоопределения старших подростков в
образовательной организации.

Цель исследования: на
основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и
апробировать методическую разработку занятия по профессиональному
самоопределению старших подростков в СПО.

Задачи исследования:

1.                
проанализировать понятие «профессиональное
самоопределение»;

2.                
изучить психолого-педагогическую характеристику
детей старшего подросткового возраста;

3.                 
выявить формы, методы и направления
профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста в
образовательной организации;

4.                
разработать методическую разработку
занятия по профессиональному самоопределению
детей старшего подросткового возраста.

Методы исследования:

·                    
теоретические – анализ, сравнение, обобщение;

·                    
эмпирические – наблюдение, анализ документа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков

Профессиональное
самоопределение является составной частью старшего подросткового возраста.
Старший подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный,
критический, но чаще как возраст полового созревания.

Рассматривая
проблему по данному вопросу, нужно четко для себя отметить, что данный возраст
требует однозначного определения его четких границ. Однако следует сказать о
том, что на данный момент не существует четкого выделения границ старшего
подросткового возраста. В связи с развитием общества, а также
культурно-изменившимися условиями, менялись и возрастные границы старшего
подросткового возраста.

Проанализировав
научную литературу, мы определили, что особенно четко определены границы
старшего подросткового возраста в предложенной Д.Б. Элькониным возрастной
периодизации, в ней акцент делается на физическом развитии личности, а на
образование психических процессов, обуславливающий ведущий тип деятельности.
Границы старшего подросткового возраста в данной периодизации, как мы можем
наблюдать, определяются между 15-17 годами [19]. Опираясь на возрастную
периодизацию Д.Б. Эльконина, можно выделить основные задачи подросткового
возраста:

·                  
«оборвать» связи с родителями, эмоционально отделиться от них,
стать самостоятельной личностью;

·                  
перейти к выбору гетеросексуального объекта;

·                  
научиться не только «брать», но и «давать» другим;

·                  
научиться ответственности, умению заботиться о себе и, в конечном
итоге, работать.

Д.А. Леонтьев
описал четыре основных пути развития личности  в старшем подростковом
возрасте [16].

Автономный путь
развития (действенный тип личности) свидетельствует о выходе из старшего
подросткового кризиса и переходе на уровень социальной самостоятельности.
Старшие подростки этого типа положительно относятся к себе и ориентируются на
ценностные критерии при принятии решения. Они свободны и ответственны в своем
выборе, их самостоятельность принимается родителями. Для них характерна
«ответственная активность».

Симбиотический
путь развития (созерцательный тип личности) характерен и для юношей, и для
девушек. Они испытывают отвержение и контроль со стороны родителей, отсюда их
неустойчивое и в целом негативное отношение к себе. Родительские ценности для
них служат внешней опорой в поведении, их выбор и решения сводятся к
«зарабатыванию» признания. Основная их жизненная стратегия – «осознанная
пассивность».

Импульсивный путь
развития (импульсивный тип личности) в большей степени типичен для юношей. Их
отношение к себе неустойчивое из-за противоречивого отношения к ним родителей.
В целом их самоотношение положительное, они активны, но успешность достигнутого
не связывают со своими усилиями. Таким человеком легко манипулировать, и в
итоге он подчиняется внешним воздействиям. Основная линия их поведения –
«неосознанная активность».

Конформный путь
развития (страдательный тип личности) больше характерен для девушек. Их
отношение к себе не устойчиво, преобладает опора на внешние ориентиры при
принятии решения. В их активности заметно желание «заслужить» признание. Они
успешно адаптируются, безоговорочно принимая внешние требования и оценки. Им в
полной мере свойственна «неосознанная пассивность».

«Автономный путь
или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной
зрелости и полноценного существования, – утверждает Д.А. Леонтьев. Личностная
зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым движется
человек».

У старших
подростков ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками.
Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между
сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой
освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с
взрослыми [7].

Основным новообразованием
у старших подростков считается жизненное и профессиональное
самоопределение. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные
люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего
профессионального становления, личностного самоопределения. Осуществление себя
в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора
сферы профессиональной деятельности [8].

По мнению Е.А.
Климова существует 8 основных факторов, определяющих профессиональный выбор.

Позиция старших
членов семьи.

Позиция
товарищей, подруг (сверстников).

Позиция учителей,
школьных педагогов, классного руководителя.

Личные
профессиональные планы.

Способности.

Уровень
притязаний на общественное признание.

Информированность
о профессии.

Склонности проявляются
и формируются в деятельности [13].

Для старших
подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками,
друзьями. Старшим подросткам не сидится дома, они рвутся к товарищам,
проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей
именно старшего подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо
от степени развитости специальной потребности в общении [13].

Самооценка
старших подростков колеблется от завышенной к заниженной. Прежде всего это
связано с обстановкой в семье, с взаимоотношениями с противоположным полом, с
обстановкой в образовательном учреждении. Важно вовремя заметить проблемы и
постараться ух устранить, но ни в коем случае, не во вред старшему подростку.

Т.В. Драгунова
отметила ряд особенностей характерных для старших подростков:

·                  
старшему подростку важно, чтобы его взрослость была заметна
окружающим;

·                  
для старшего подростка важно, чтобы форма его поведения не была
детской;

·                  
любимый герой старшего подростка – человек активный, стремящийся к
цели, преодолевающий серьезные препятствия и выходящий из них победителем;

·                  
возникновение разнообразных «кодексов» [9].

Для того чтобы
завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, старшие подростки
стараются сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение
сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

Для них
становится важным:

·                  
свободно чувствовать себя в компании;

·                  
умение познакомиться с понравившемся человеком;

·                  
не терять индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и
выражать чувства;

·                  
детям старшего подросткового возраста свойственно обсуждение
поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме;

·                  
старшим подросткам важно, чтобы форма их поведения не была
детской;

·                  
старшие подростки склонны к мечтанию и фантазированию.

Старшие
подростки, несмотря на их приверженность к компаниям, ориентированы прежде
всего на себя самих. Они все больше и больше предпочитают быть наедине с собой.

Для старших
подростков типичными являются:

·                  
внутренняя противоречивость;

·                  
повышенная застенчивость и одновременно агрессивность;

·                  
склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

В этом возрасте
большое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства старшие подростки
могут проявлять порой бурно, а иногда и аффективно. Этот период жизни старшего
подростка называют периодом тяжелого кризиса.

Для старших
подростков характерно самоустранение или уход из среды, вне зависимости от
того, какие отношения у него складываются с теми, кто находится рядом с ним.
Такая адаптация путем ухода из сложившийся ситуации часто встречается у старших
подростков, когда они чувствуют, что уже не в силах принять и осмыслить
окружающий мир, но и изменить его они тоже не могут. В данном случае старшие
подростки уходят в свой внутренний мир, мир фантазии. Однако личностно старшие
подростки не совершенствуются, поскольку для наилучшего развития необходимо не
уходить из ситуапоро5рции, а стремиться к её разрешению.

 

 

 

 

 

Организационно — методические условия
профессионального самоопределения старших подростков в средне —
профессиональной организации

Профессиональное
самоопределение старших подростков требует самых осторожных и тактичных
действий со стороны педагога. В связи с этим внимание многих ученых и практиков
сосредоточено на поиске и определении форм, методов, средств и направлений
профессионального самоопределения детей старшего подросткового возраста и
механизмов, лежащих в их основе.

Для начала
рассмотрим формы профессионального самоопределения детей старшего подросткового
возраста.

Формы
профессионального самоопределения – это варианты организации деятельности,
которые обеспечивают знакомство с профессией, требованиями, предъявляемые к
личности для успешного участия в определенной деятельности.

Формы работы по
профессиональному самоопределению старших подростков бывают индивидуальными,
групповыми и массовыми.

Индивидуальная
форма работы предполагает работу с конкретным учащимся, которая может проходить
в форме консультирования, экскурсии.

Консультирование
– профессиональная помощь специалиста в разрешении возникших проблем,
долговременный внутриличностный процесс, направленный на изучение самого себя,
своих способностей.

Экскурсии –
организованное мероприятие, которые могут проводиться как индивидуально, так и
коллективно.

Важно отметить
несколько преимуществ индивидуальной формы работы по профессиональному
самоопределению:

·                  
происходит более глубокое усвоение знаний старшими подростками по
вопросам профессионального самоопределения;

·                  
при индивидуальной форме работе старший подросток работает
самостоятельно, проявляя инициативу.

Групповая форма
работы предполагает работу с группой, которая может проходить в форме урока,
игры, тренинга. Основными целями групповой формы работы являются:

·                  
повышение успешности оказания консультационных услуг с помощью
использования психологических ресурсов группы;

·                  
обучение навыкам выбора, планирования, делового общения;

·                  
ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе
профессионального самоопределения [18].

Групповые формы
работы с подростками имеют ряд перимуществ:

·                  
групповая форма работа противодействует отчуждению, помогает в
решении межличностных проблем;

·                  
в группе старшие подростки могут обучаться новым умениям,
экспериментировать с различными стилями отношений во взаимодействии с
партнером;

·                  
в группе старшие подростки могут идентифицировать себя с другими,
принимать роль другого на себя;

·                  
группа облегчает процессы самораскрытия, самопознания.

Массовая форма
работы предполагает работу с большим количеством обучающихся, которая может
проходить в форме межшкольных профориентационных мероприятиях, а также в
ярмарке учебных мест. Формы массовой работы позволяют педагогу косвенно
воздействовать на каждого старшего подростка через коллектив. Они способствуют
развитию у старших подростков умений понимать другого, взаимодействовать в
коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К массовой форме
работы можно отнести следующее: концерты, ярмарки, спектакли, балы, митинги,
фестивали, парады.

Целесообразнее
использование этих форм в комплексе, где бы они дополняли друг друга.

Методы
профессионального самоопределения – это совокупность приемов и операций,
которые использует учитель для достижения цели.

К методам
профессионального самоопределения относятся [16]:

Словесные методы
(беседа, дискуссия). Основой этого метода является слово, а задача учителя –
преподнести информацию старшим посредством слов.

Метод – беседа.
Для этого метода характерна тематическая направленность. Беседы могут
проводиться как со старшими подростками, так и с учителя, классными
руководителями, родителями. Беседа проводится с целью ознакомления учащихся с
миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального
обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости
населения. При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для
обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма
подведения итогов. Для участия в беседе можно пригласить представителя
профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб,
работников профессиональных учебных заведений, студентов.

Метод –
дискуссия. Основное назначение данного метода – это вовлечение старших
подростков в активное обсуждение по вопросам их дальнейшего профессионального
самоопределения. максимальное приближение к ней. Для дискуссии характерны
тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ
аргументации противоположных концепций. Структура дискуссии включает в себя:

·                  
определение темы;

·                  
представление участников;

·                  
объяснение условий дискуссии;

·                  
выступление основных участников не более, чем на 20 минут;

·                  
приглашение других участников дискуссии к обсуждению вопроса;

·                  
подведение итогов и краткий анализ высказываний.

Словесный метод
является ведущим, поскольку позволяет передать большой объем информации в
минимальный промежуток времени.

Практические
методы (упражнение, игры). Данный метод предполагает активную практическую
деятельность старших подростков.

Метод –
упражнения. По сравнению с методом – игры более прост и динамичен. Должен
использоваться в сочетании с другими методами. Часто носит развлекательный или
релаксационный характер.

Метод – игры.
Предполагают работу с целым классом. Проводится одним ведущим. Обычно
проводятся в рамках урока класса.  Целью игры является – в игровой форме
помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые
навыки, а также развитие у старших подростков самостоятельности,
ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и
помощь в осуществлении осознанного выбора профессии. В процессе игры участники
вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют» себя в
роли профессионалов, выполняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им
обязанностей.

Наглядные методы
(иллюстрации, демонстрации). Данный метод является наиболее продуктивным,
поскольку имеет широкие возможности воздействия на сознание старших подростков.

Метод – иллюстрация.
Данный метод предполагает применение следующих наглядных материалов: картины,
плакаты, диаграммы, макеты.

Метод
демонстрация. К данному методу можно отнести показ кинофильмов по вопросам
профессионального самоопределения старших подростков. Этот метод является
наиболее результативным, поскольку имеет более широкие возможности воздействия
на сознание старшего подростка [17].

Таким образом,
нами были выделены формы (индивидуальные, групповые массовые), методы
(словесные, практические наглядные), направления (работа с учащимися, работа с
учителями, работа с родителями) профессионального самоопределения старших
подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.     Бобровская Л.Н.
Основы психологии подростка. М.: Планета, 2020. 107 с.

2.     Болучевская В.В.
Профессиональное самоопределение будущих специалистов. Волгоград: ВолГМУ, 2020.
264 с.

3.     Бодалев Л.А.
Психология личности. М.: МГУ, 2018. 188 с.

4.     Бромлей. Д.
Возрастная периодизация жизненного цикла человека. М.: Сфера, 2020. 368 с.

5.     Буякас Т.М.
Проблема профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.
2017. № 2. С.10-12.

6.     Выготский Л. С.
Психология развития человека. М.: Эксмо, 2017. 436 с.

7.     Гапоненко А.В.
Мир подростка // Школа и производство. 2017. № 2. С. 44-51.

8.     Григорьев М.Р.
Основы психологии для старшеклассников. М.: Феникс, 2019, 202 с.

9.     Драгунова Т.В.
Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2016.
656 с.

10. Дружинин В.Н. Психология
профессионального самоопределения. СПб.: Питер, 2017. 268 с.

11. Душков Б.А. Психология
профессиональной ориентации. М.: Академический Проект, 2020. 488 с.

12. Зеер Э.Ф.
Профориентология. М.: Академия, 2018. 240 с.

13. Климов Е.А. Психология
профессионального самоопределения. М.: Академия, 2020. 312 с.

14. Криволапова Л.А.
Профессиональное самоопределение школьников // Народное образование. 2018. № 5.
С. 170-177.

15. Крившенко Л.П.
Профориентация молодежи. М.: Проспект, 2020. 302 с.

16. Леонтьев Д.А. Становление
личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2019, 504 с.

17. Овчинников А.
Профессиональное самоопределение – эффективное средство социализации //
Социальная педагогика. 2019. № 4. С. 59-65.

18. Фисунова Н.В. Организация
профессионального самоопределения учащихся. М.: ВЛАДОС, 2018. 196 с.

19. Эльконин Д.Б. Психическое
развитие в детских возрастах: Избранные труды. М.: МОДЭК, 2018. 417 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что это такое, самоопределение при выборе профессии у подростков

Читать: 3 мин.


Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности


Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».


О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Какие виды самоопределения изучают исследователи


Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.


    Социальное самоопределение — осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?

    Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?

    Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?

    Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?

    Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?

    Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?

    Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?


Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

Самоопределение подростков


С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.


Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:

① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.

② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.

③ Оценивает себя.

④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности


Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.



Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,

читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >>


В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.


Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:

      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.
      b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
      c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.

    2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:

      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
      b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
      c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.

    3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:

      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
      b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
      c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.


Если вы хотите оценить уровень готовности подростка к профессиональному самоопределению,

предложите ему
ПРОЙТИ ТЕСТЫ на ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>


Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

Самоопределение — Национальный родительский центр по переходу и занятости

Поделиться:

Что такое самоопределение?

Самоопределение — это вера в то, что вы можете управлять своей судьбой. Самоопределение — это сочетание взглядов и способностей, которые побуждают людей ставить перед собой цели и проявлять инициативу для достижения этих целей. Речь идет о том, чтобы быть ответственным, но это не обязательно то же самое, что самодостаточность или независимость. Это означает делать свой собственный выбор, учиться эффективно решать проблемы и брать на себя контроль и ответственность за свою жизнь. Практика самоопределения также означает, что человек испытывает последствия своего выбора.

Дополнительное чтение

  • Рассмотрите альтернативы: варианты принятия решений для молодых людей с ограниченными интеллектуальными возможностями
  • Этот брифинг, написанный партнерами Think College в Pacer Center, посвящен альтернативам опеке. В нем объясняются различные варианты, доступные семьям, и последствия этих вариантов. В частности, в этой публикации разъясняются детали и возможные последствия для доверенности, поддержки принятия решений и опекунства. Примеры являются общими, а также многие дополнительные ресурсы.

Развитие навыков самоопределения

Развитие навыков самоопределения – это процесс, который начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Самоопределение важно для всех людей, но особенно важно и часто труднее научиться этому для молодых людей с ограниченными возможностями. Иногда благонамеренные люди «защищают» детей-инвалидов, принимая за них все решения. Кроме того, иногда люди предполагают, что инвалиды не могут думать самостоятельно.

Самоопределение включает в себя множество отношений и способностей, включая: самосознание, настойчивость, творчество и гордость, а также навыки решения проблем и самозащиты. Чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, вы должны уметь ставить цели, оценивать варианты, делать выбор, а затем работать над достижением своих целей.

Поскольку навыки самоопределения наиболее эффективно усваиваются и развиваются путем их применения, учащимся с ограниченными возможностями следует предоставить широкие возможности для использования своих навыков самозащиты, принятия решений и социализации задолго до окончания средней школы, чтобы подготовить себя к работе и жизни в их сообщества.

Наставничество

Пожилые и более опытные взрослые с инвалидностью могут сыграть полезную роль в этом процессе, не только выступая в качестве образцов для подражания, но и активно и непосредственно работая с молодежью в качестве наставников. Делясь опытом и стратегиями, которые привели к их собственному успешному трудоустройству и независимости, наставники могут помочь молодежи пройти трудный переходный период, предложить советы по решению проблем, с которыми родители не имеют непосредственного опыта (или которые молодежь может не захотеть обсуждать открыто). со своими родителями) и обеспечить необходимое поощрение.

Многие агентства предлагают программы наставничества, которые подбирают молодежь к взрослому наставнику. Некоторые из них специально ориентированы на молодежь с ограниченными возможностями. Узнайте, какие программы могут быть доступны в вашем сообществе, сверившись с центрами независимой жизни для людей с ограниченными возможностями, родительскими центрами в вашем штате, общественными организациями (такими как программы YMCA, YWCA, клубы для мальчиков и клубы для девочек) и программами профессиональной реабилитации вашего штата. агентства.

Поддержка семьи

Семьи могут оказывать поддержку своим молодым людям с ограниченными возможностями в развитии навыков самоопределения. Родители могут помочь подготовить своих молодых людей с ограниченными возможностями, предоставляя им все больше возможностей для принятия собственных решений. Семьи также должны предоставить своему подростку возможность изучить варианты трудоустройства, жилья и программы общественного отдыха в своем сообществе, используя свою собственную сеть родственников и друзей, а также официальные системы обслуживания. Самое главное, семьи должны подготовиться к тому, чтобы принять своего ребенка в его или ее новой взрослой роли и позволить своим взрослым детям играть активную роль в решениях, которые определят их будущее, даже если это означает позволить им совершать ошибки.

Ресурсы PACER по самоопределению

  • Термины и описания самозащиты
  • «Как мой ребенок может быть вовлечен в процесс IEP?»
  • Навыки самостоятельной жизни: родители помогают развивать социальные навыки 
  • Навыки самостоятельной жизни: навыки личной гигиены
  • Навыки для самостоятельной жизни: это «общественное» или «частное»?

Другие онлайн-ресурсы по самоопределению

  • «Самоопределение: поддержка успешного перехода»

    Краткое изложение Национального центра среднего образования и переходного периода.

  • Самоопределение учащихся средних и старших классов

    Национальный центр среднего образования и перехода.

  • Самоопределение

    для старшеклассников

    Национальный центр среднего образования и

    Переход.

Для получения разрешения на перепечатку, пожалуйста, заполните и отправьте PACER’s

бланк запроса на повторную печать.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ | Миляева

  1. Дом

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Валерия Миляева, Ирина Калюжная, Зоряна Бурковская, Светлана Лозинская, Ирина Волошанская

Реферат

Статья посвящена проблеме подростков Профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии. Определены и теоретически обоснованы психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников. Исследуются психологические свойства, средством которых является формирование факторов профессионального самоопределения старшеклассников. В нашем исследовании под профессиональным самоопределением мы понимаем устойчивый, ценностно-ориентированный комплекс профессионально важных качеств и свойств личности, который характеризуется определенной структурой, определяет готовность старшеклассников к выбору профессии и формируется рядом психологических факторов. Доказано, что совокупность психологических факторов профессионального самоопределения старшеклассников имеет нелинейный характер и многоуровневую структуру. Цель публикации — исследовать психологические факторы профессионального самоопределения и обосновать необходимость внедрения программы психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самоопределения старшеклассников. В результате исследования установлены психологические факторы профессионального самоопределения старшеклассников: актуальные мотивы; достаточный уровень развития волевой регуляции личности; локус-контроль; достаточный уровень формирования рефлексивности развития. Проведенная психодиагностика выявила незрелость психологических факторов профессионального самоопределения у старшеклассников; неготовность подростков к самостоятельному, осознанному профессиональному выбору. Данная ситуация требует целенаправленной коррекции путем внедрения программы психолого-педагогического сопровождения.

 

Ключевые слова

выбор профессии; профессиональное самоопределение; психологические факторы профессионального самоопределения; готовность к выбору профессии; подростки

Полный текст:

PDF

Ссылки

Хинзбург М. (1998). Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 2, 19–27.

Гончаренко С. (1997). Украинский педагогический словник. К.: Лыбидь.

Закатнов Д. (2001). Технологии активизации профессии самовызначения старшокласников. Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика, 6, 99–104.

Калюжная И. (2017). Теоретический анализ психологических чинников профессийного самозначения старшокласников. Гуманитарный вестник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», 74, 350–359.

Кузнецова И. (2011). Представления старшеклассников или профильной школы. Современная психология: теория и практика. М.: Инстытут стратегических исследований.

Карпов А. (2003). Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Хардарики.

Миляева В., Калюжная И. (2019). Особенности психолого-педагогического сопровождения профессийного самозначения старшокласников. Проблемы сучасной психологии: Зб. наук. пр. Запорожского национального университета та Институту психологии имени Х. С. Костюка, 2 (16), 79–84.

Пряжников М. (1996). Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ызд-во юнкт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК».

Рубинштейн С. (2003). Битые и сознательные. Человек и мир. СПб.: Питер.

Титаренко Т. (2013). Сучасна психология особенности. 2-е выд. К.: Каравела.

Чистякова С. (1987). Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. Москва.

Шавыр П. (1981). Психология профессионального самоопределения в ранней юности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *