Разное

Признаки аутизма у детей до 3 лет: Симптомы аутизма у детей до 2 лет

Содержание

Первые признаки аутизма

  • Главная
  • Информация
  • Cтатьи
  • Первые признаки аутизма

Аутизм нельзя распознать до появления ребенка на свет. Но пока ребенок совсем маленький, даже врач не всегда может обнаружить и правильно оценить тревожные симптомы. Поэтому именно на родителей возлагается ответственность за своевременную оценку состояния ребенка. Необходимо внимательно наблюдать за ним и при малейших сомнениях обращаться к медикам для полного обследования. Диагноз «аутизм» ставится не по одному симптому. Необходимо наличие как минимум трех характерных признаков:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Симптомы аутизма проявляются в первые месяцы жизни ребенка.

Признаки детей — аутистов до года.

  1. Нарушен «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. «Комплекс оживления» (КО)— понятие, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций.
  2. К КО относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций КО выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование КО происходит, начиная с 3й недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация (гуление) и двигательное оживление. В возрасте 3-4 месяцев происходит видоизменение КО в более сложные формы поведения.
  3. Аутичный ребенок этого возраста (примерно 3 неделя жизни) слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Позднее сверстников начинает узнавать мать, но даже узнав не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
  4. Внимание может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков.
  5. Наблюдаются двигательные стереотипы: может часами раскачиваться в коляске/ кроватке, однообразно размахивать руками, длительно издавать одни и те же звуки.
  6. Сосредоточен только на себе. Он равнодушен к окружению, не улыбается и не узнает родных, не ловит взгляд. Родным тяжело привлечь внимание малыша, что создает впечатление, наличия у ребенка проблем со слухом и зрением. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека.
  7. Сопротивление прикосновениям. Может кричать при попытках взять на руки.
  8. Значительное ослабление реакции на позу кормления: малыши не выказывают оживления, не ищут грудь, выглядят равнодушными. Незначительно выражение удовольствия после кормления.
  9. Искажена реакция на дискомфорт. Совсем слабые звуки и голоса могут вызвать испуг и плач, более сильные аналогичные раздражители – лишь похныкивание.

Признаки детей — аутистов в возрасте от 1 года до 3 лет

  1. С трудом развивает эмоциональные отношения с людьми, в том числе с ближайшими родственниками (матерью, отцом). Он не радуется их приходу, не огорчается, когда его оставляют одного, не допускает близкого телесного контакта.
  2. С трудом развиваются речевые навыки. По сравнению со сверстниками меньше пытаются разговаривать, отличаются скудным словарным запасом, в речи больше гласных звуков.
  3. Практически не сопровождают жесты словами и намного меньше пытаются комбинировать слова.
  4. Не обращаются с просьбами к родителям, не задают вопросов. Характерны эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений (произносит личные местоимения так же, как их слышит, не меняя в соответствии с контекстом).
  5.  Существенно отстают от сверстников в развитии навыков самообслуживания и cамосохранения. Часто имеются нарушения тактильного чувства (ощущения боли, холода, жара и т. д.).
  6. Не умеют играть с игрушками или играют своеобразно, например – выкладывая предметы в ряд. У них отсутствует абстрактное мышление.
  7. Игры со сверстниками практически отсутствуют. Не любят, когда к ним подходят посторонние люди, не взаимодействуют при каких-либо общих действиях.
  8. Характерны внезапные вспышки агрессии по незначительному поводу или вовсе без повода. Часто вспышки ярости направлены на себя или близких людей.
  9. Повторяются цикличные действия. Например: могут дергать ногой, потирать руки, раскачиваться, смотреть на вращающиеся предметы в течение долгого времени.
  10. Питание однообразно и подчинено ритуалам (для приема пищи необходим определенный порядок действий, вне которого даже чувство голода не заставит ребенка сесть за стол).

Признаки детей – аутистов 3-5 лет

  1. От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии манипулирования предметом.
  2. Свойственны стереотипные механические движения и действия. Например: может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу.
  3. Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результат — «уход в себя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении ломать все. Наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче.
  4. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В известном американском фильме «Человек дождя» актер Дастин Хоффман изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.
  5. Как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.
  6. Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

Несмотря на странности в поведении, заметные даже в младенческом возрасте, родители детей — аутистов обычно обращаются к врачу не раньше двух лет.

Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.

Чем раньше родители обратятся к специалистам для обследования и терапии, тем выше шанс, что ребенок будет адаптирован и сможет в дальнейшем самостоятельно жить и обслуживать себя.

Из открытых источников информации

Инструктор-валеолог Шакель Ж.М.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет. Симптомы и как распознать аутизм у детей от 3 до 4 лет.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет. Симптомы и как распознать аутизм у детей от 3 до 4 лет.

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии. Об авторе

Дата публикации: 20 января, 2020

Обновлено: 25 марта, 2021

Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.

В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.

Содержание статьи:

  • 1 Степени тяжести
  • 2 Клинические проявления
  • 3 Диагностика
  • 4 Лечение

Степени тяжести

Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.

Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:

  • Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
  • Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.

В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.

Клинические проявления

Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:

  • Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
  • Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
  • Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
  • Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
  • Не формируется образное мышление.
  • Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
  • Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
  • Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
  • Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
  • Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
  • Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
  • Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
  • Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.

Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.

Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.

Диагностика

Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.

Малыш проходит через ряд процедур:

  • МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
  • осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
  • рутинные анализы мочи, крови;
  • исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.

После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.

Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.

Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.

Лечение

Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.

Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:

  • лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
  • регулярные сеансы с психологом;
  • обучение в специализированных детских садах, школах;
  • соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
  • повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
  • касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
  • регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.

В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Подробнее о аутизме Подробнее о детях

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×


Симптомы аутизма у детей — основные признаки до 1 года и старше

Симптомы аутизма у детей — в Украине об аутизме заговорили всерьез и громко. Благодаря смелым родителям и общественным организациям о расстройстве все чаще слышно в средствах массовой информации и с трибун чиновников. И дело не в том, что в стране началась эпидемия РАС. Это результат улучшения качества диагностики и терапевтических возможностей до уровня полноценной адаптации в обществе. Поэтому так важно распознать расстройство на ранних этапах, ведь качество жизни ребенка с аутизмом напрямую зависит о того, когда начнется комплексная коррекционная работа.

Признаки аутизма у детей

Для большинства родителей диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС), а чаще просто «аутизм», звучит как приговор. Однако современные методики обучения демонстрируют педагогические чудеса – дети с аутизмом, признаки которого еще недавно относили к тяжелым и неизлечимым психическим заболеваниям, растут обыкновенными и мало отличаются от сверстников. Главное, вовремя распознать симптомы аутизма у детей и обратиться за помощью к профессионалам. Основные признаки аутизма у детей:

1. Минимальное социальное взаимодействие. Аутичному ребенку часто не удается полноценно общаться со сверстниками или взрослыми не из-за нежелания, а по причине неумения понять чувства и эмоции других людей. Такая психопатическая черта также не позволяет ребятам с РАС показать свое внутреннее состояние и потребности. Если нейротипичный малыш понимает, почему плачет ребенок, которого ударили, то у аутичных детей такого понимания нет, и отсутствует эмпатия и жалость к другим. Также детям с РАС трудно даются намеки, абстрактные понятия. Такие не распознают метафоры и юмор, поэтому шутки приходится объяснять и подсказывать, где смеяться, что тоже не сближает.

2. Нарушения коммуникации с другими людьми. «Особенный» ребенок испытывает трудности речевого общения. Если и разговаривает, то часто ограничиваясь односложными словами и простыми выражениями. Порой речь похожа на невнятный поток никак не связанных между собой слов. Для общения часто использует крик, а на вопросы не отвечает.

3. Стереотипии и узость интересов. Малыши с РАС часто повторяют одно и то же действие (дергают головой или руками) и зацикливаются на повторении одного и того же ритуала. Например, перед обедом непременно надо похлопать 3 раза в ладоши или обойти стул справа. Невозможность выполнить ритуальное и привычное приводит к истерике и расстройству. Также дети с РАС могут часами заниматься монотонной деятельностью – крутить руль в машине, смотреть по телевизору только один мультфильм и т.д.

Постановка диагноза психиатром базируется на наличии 3-х компонентов расстройства, даже если какой-то мало выражен или вообще не наблюдается. Например, высокофункциональный аутизм у детей, симптомы которого не демонстрируют проблем с речью, тоже относят к спектру. Иногда медики констатируют легкий аутизм у детей, симптомы которого «не дотягивают» до постановки диагноза РАС, но ребенок проявляет некоторые черты аутичного поведения.

Поэтому мнительным родителям следует быть осторожными, чтобы не принять застенчивость или избирательность в еде за аутизм. Но и махнуть рукой на «странности» в поведении тоже не получится, ведь аутизм сам собой не проходит.

Проявление аутизма у детей

В природе нет двух детей, у которых аутизм проявляется одинаково. Каждый случай уникален, а спектр признаков расстройства всегда разный.

Среднестатистическому родителю сложно разобраться с массивом информации о расстройствах, нормах развития, не утонув в советах мудрых родственников и опытных друзей. Некоторые настолько тревожатся из-за незнания как проявляется аутизм у детей, что ходят к докторам как на работу, выискивая несуществующие болезни у любимого чада. Другие же списывают даже очевидные странности поведения на характер и темперамент в ожидании чуда, что «еще перерастет».

Диагноз «аутизм» в Украине зачастую ставится детям после 3-х лет – в возрасте, когда проявляется аутизм у детей на уровне поведенческих и коммуникативных особенностей.

Даже опытные профессионалы не берутся шокировать родителей диагнозом РАС в возрасте до 2-х лет, хотя уже после года можно увидеть элементы аутичного поведения и начать комплексную работу. Ведь главное при аутизме – это своевременная коррекция. Каково же проявление аутизма у детей?

Ранние признаки аутизма у детей до года

Родителям, которые не сталкивались с расстройствами аутистического спектра или растят первенца, сложно отличить норму от патологии и определить ранние симптомы аутизма у детей до года из-за неопытности. Однако есть ряд особенностей поведения у грудных детей, которые должны насторожить еще в младенчестве. Признаки аутизма у маленьких детей:

  • малыш избегает контакта глазами;
  • отсутствует комплекс оживления, ребенок не радуется, когда родители берут на ручки;
  • младенец не реагирует, когда произносят его имя, не откликается на него;
  • плачет монотонно и без эмоциональной окраски, мало или вообще не гулит;
  • не реагирует на яркие игрушки или предметы, не тянется к ним;
  • ребенок малоподвижен и не просится на руки.

Первые признаки аутизма у детей могут напугать родителей, но их наличие вовсе не означает, что у ребенка непременно расстройство и жизнь кончена. Нужно без паники обратиться к доктору и комплексно обследовать ребенка.

Симптомы аутизма у детей 2-3 лет

Возраст от 2 до 3 лет, как правило, важнейший в диагностике аутизма. В этот период ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, учится говорить и проявляет индивидуальные игровые особенности. Признаки аутизма у детей 2 лет, например, уже не спишешь на характер, ведь родители «особенного» ребенка вместо задорного, коммуникабельного и активного почемучки наблюдают иную картину. Симптомы аутизма у детей до 3 лет:

  • ребенок не реагирует на обращение к нему и не смотрит в глаза;
  • мимика малыша скована и скудна, а взгляд все время «где-то бродит»;
  • систематическое повторение нецелевых действий – монотонно теребит ухо зайца или стучит камнем по земле;
  • если ребенок до трех лет и заговорил, то словарный запас скуден и ограничен простыми словами «да», «нет», «спать» и т.д.;
  • сначала малыш заговорил (например, до двух лет), но речь исчезла;
  • отсутствует стремление повторять слова за взрослыми и учиться вести диалог – не инициирует контакт с другими, на вопросы не отвечает или вместо слов и выражений использует крик;
  • может бездумно повторять отдельные слова и выражения за другими людьми – на вопрос отвечает тем же вопросом, что затрудняет общение;
  • не любит прикосновений к телу, поэтому смена одежды часто сопровождается слезами и криком;
  • аутичный ребенок может проявлять агрессию и аутоагрессию, также ему чужда эмпатия и сострадание к другим, в том числе и к животным;
  • не выражает эмоции и потребности, не понимает чувств окружающих;
  • плохо реагирует на перемены, поэтому окончание прогулки или новое блюдо могут вызвать истерику;
  • не осознает возможной опасности, нет чувства осторожности, поэтому дети с РАС могут спокойно выбежать на дорогу;
  • абстрактное мышление не развито, малышу трудно представить себе предмет или объект в игре;
  • поведение чаще всего полевое, нет стремления подражать в поведении взрослым, равно как и «похвалиться» достижением;
  • восторженно реагирует на некоторые звуки (колокольчик, музыкальный инструмент и т. д.) и приходит в ярость от других (чаще шумных).

Подобное поведение не должно остаться без внимания родителей и медиков. При РАС не обязательна яркая выраженность всех пунктов – это короткий список того, как проявляется расстройство. Но возможны и другие симптомы.

Признаки аутизма у детей 4 лет

При правильной работе с аутичным ребенком до четырех лет некоторые признаки расстройства со временем «стираются и сглаживаются». Однако есть те, проявление которых усиливается в этом возрасте. Признаки аутизма у детей 4 лет:

1. Явное нарушение социальных контактов. Проявляется разнообразием «странных» поведенческих реакций в детском саду – от пассивного уединения и избегания любых контактов с людьми до демонстрации агрессии при попытке приобщить к детскому коллективу. В этот период малыш старается бывать как можно больше в одиночестве, совершенно не интересуется играми и занятиями других детей в группе, а при попытках включить в общее дело убегает или истерит.

2. Своеобразный способ игры. Как проявляется? Если нейротипичный ребенок придумывает сюжет или историю, активно взаимодействует с игрушками, может имитировать поведение взрослых, то аутичный малыш манипулирует больше с предметами, раскладывая их по порядку, цвету или форме. Даже если ребенок с РАС и заинтересуется игрушкой, то при манипуляции с ней тоже будет присутствовать стереотипность. Так, малыш может только расчесывать кукле волосы или поправлять мишке бантик.

3. В этом возрасте ребенок все еще «ленится» разговаривать при полной сохранности речевого аппарата. А если и говорит, то родители могут услышать придуманные слова и выражения, которыми 4-летки заменяют обычную речь, хотя фантазия, логическое и абстрактное мышление все еще не развиты.

Признаки аутизма у детей 5-6 лет

Помимо ключевых признаков, в той или иной мере характерных для всех детей с РАС (отсутствие стремления общаться, стереотипии и ритуальность поведения, скудость речи), в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит эмоциональный интеллект. Признаки аутизма у детей 5 лет:

  • Способ восприятия себя и окружающих. Нейротипичные дети до пяти лет хорошо понимают разницу между живым и неживым объектом, могут выразить желания словами, а также осознать реакции и чувства других людей. А как проявляется эмоциональный интеллект у детей с РАС? У аутичных детей этих навыков нет. Ребенок с РАС воспринимает мир живых существ словно те являются предметами, поэтому не понимают боли окружающих, не могут сопереживать или искренне жалеть кого-то. К себе относятся так же – не показывают чувства и называют себя «он» или «она».
  • Сильная эмоциональная привязанность к матери, которая может проявляться двояко. Аутичный ребенок может истерить даже при короткой разлуке, либо демонстрировать холодность и безразличие из-за неспособности выразить эмоции.

А что происходит дальше? Симптомы аутизма у детей до 6 лет:

1. Аутизм у детей 6 лет также проявляется своеобразной аутоагрессией, при которой ребенок не прекращает себя ранить, даже если чувствует боль. Согласно некоторым исследованиям, это связано с низким болевым порогом детей с РАС, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении.

2. Отсутствие страха. Большинство шестилеток не останавливается перед опасностью, даже зная по опыту, что «в прошлый раз было плохо» или «мама учила не подходить близко к дороге».

Директор детского сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек убеждена, что аутизм в любом возрасте – не конец света, ведь многие признаки РАС у детей дошкольного возраста прекрасно корректируются и практически не напоминают о себе после терапии в правильной коррекционной среде. Чтобы задать вопрос, получить рекомендации по дистанционному обучению, коррекции аутизма или протестировать уровень развития ребенка обращайтесь к нашему менеджеру по телефонам указанным в разделе «Контакты».

причины, симптомы, признаки, формы, диагностика, лечение у детей и взрослых

Первые проявления аутизма у детей

Классификация

Что провоцирует аутизм

Симптомы

Диагностика

Лечение

Прогноз

Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.

Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.

Первые проявления аутизма у детей раннего возраста


Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.

К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.

В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.

Классификация аутизма


Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.

Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.

Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.

Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.

Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.

К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.

Что провоцирует заболевание


К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.

Сегодня синдром аутизма считается полиэтиологическим заболеванием, а значит, на его развитие могут повлиять несколько факторов. Но в первую очередь это:

  1. Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
  2. Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
  3. Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.


На развитие аутизма никак не влияют прививки, что было доказано проведенными опытами и исследованиями. Поэтому этот фактор следует полностью исключить из списка причин, он относится к категории мифов.

Симптомы аутизма


Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.

Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.

К другим проявлениям болезни можно отнести:

  • снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
  • явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
  • проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
  • тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.


Часто такой аутизм называют еще социализированным, и если родители начнут своевременную коррекцию поведения и проведут тщательную реабилитацию, то никаких больших проблем у ребенка, когда он вырастет, не возникнет.

У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.

Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.

Диагностика заболевания


К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.

Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.

Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.

Лечение аутизма


К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.

Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение. Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.

Прогноз и профилактика


Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.

При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.

Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.

Автор статьи:

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Перейти в профиль врача

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4000

Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
боязнь прикосновений и звуков;
невозможность находиться в толпе;
атипичные проявления чувств;
скудная мимика;
неумение понимать язык тела и жестов;
трудности с установлением зрительного контакта.
склонность к одиночеству;
отсутствие друзей;
замедленное речевое развитие;
неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
отсутствие интереса к играм.
повторяющиеся движения;
следование определенным ритуалам;
неконтролируемое повторение простых слов;
страх перед малейшими изменениями;
зацикленность интересов;
утрата ранее полученных навыков.

Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
боязнь прикосновений и звуков;
невозможность находиться в толпе;
атипичные проявления чувств;
скудная мимика;
неумение понимать язык тела и жестов;
трудности с установлением зрительного контакта.
склонность к одиночеству;
отсутствие друзей;
замедленное речевое развитие;
неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
отсутствие интереса к играм.
повторяющиеся движения;
следование определенным ритуалам;
неконтролируемое повторение простых слов;
страх перед малейшими изменениями;
зацикленность интересов;
утрата ранее полученных навыков.

Группа — элемент триадыОграниченность социального взаимодействияОграниченность общенияОграниченность и стереотипность поведенческих моделей
Характерные симптомыотсутствие реакции на имя;
боязнь прикосновений и звуков;
невозможность находиться в толпе;
атипичные проявления чувств;
скудная мимика;
неумение понимать язык тела и жестов;
трудности с установлением зрительного контакта.
склонность к одиночеству;
отсутствие друзей;
замедленное речевое развитие;
неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;
отсутствие интереса к играм.
повторяющиеся движения;
следование определенным ритуалам;
неконтролируемое повторение простых слов;
страх перед малейшими изменениями;
зацикленность интересов;
утрата ранее полученных навыков.