Почему нельзя смотреть мультики детям до трех лет: С какого возраста можно смотреть мультики и телевизор ребенку
Разговор с психологом о влиянии мультфильмов на детей
Елена Олеговна Смирнова – Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.
Почему детям до трех лет вредно и категорически нельзя смотреть мультфильмы и ТВ?
В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильма, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность в раннем возрасте, ситуативная – общение опосредованное предметное – всего этого нет. И этого ребенку, вроде бы как и не нужно становится. И тогда, его подсадить можно на что угодно. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО.
Помимо этих опасностей для ребенка именно в физическом развитии, какие еще сложности могут возникнуть при просмотре детьми мультфильмов?
Еще одна не менее опасная проблема – то, что ребенок не понимает, не способен понять и переварить то, что ему предлагают. Ни эмоционально, ни психологически он не готов к тому, что ему показывают на экране. ТО есть, проще говоря, контент не предназначенный для этого возраста – губителен для психики ребенка. У нас есть попытка анализировать содержание мультпродукции, которая предлагается детям. Мы говорим сейчас именно о содержании, не о форме – темп, цвет, музыка, художественные особенности – это больше эстетическое воспитание. Это все очень важно! Но это вообще отдельная тема, отдельный пласт, которым надо заниматься. И критерии оценки этого эстетизма очень сложно найти. Это, думаю, должно быть отдельное исследование и разработка. Но однозначно, эта красота образа всегда чувствуется. Всегда можно отличить красивый мультфильм. А вот что касается содержания фильма, то у нас есть гипотеза – какого содержания должен быть фильм и для какого возраста предназначен.
И какие же критерии? Как это определить?
Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная – о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени. Мы выделяли группы: 3-4 года – дошкольный возраст. 4-5 лет. 5-7 лет. Достаточно дробная возрастная индексация, но так как в этот период очень интенсивно происходит развитие и изменения ребенка, иначе разделить невозможно.
А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?
Во-первых, у нас не было данных, что дети смотрят в этом возрасте мультфильмы. Да и еще и в таком количестве, как вы выяснили. Плюс, мы здесь придерживаемся такой политики – ВОЗ четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть ТВ, мультфильмы и т.д. Поэтому, если мы возьмём и начнем изучать мультфильмы на предмет – подходят ли они и насколько для детей до 3-х лет – это будет обман. Мы развяжем родителям руки, поддерживая их в том, что они показывают малышам мультфильмы. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до 3-х лет. Вред, который ребенок получает от просмотра очень большой, мы про это говорили в начале. Понятно, что если родители все-таки показывают мультфильмы детям до трех лет – надо выбирать из тех, что мы рекомендуем для детей в 3-4 года.
Родителям важно понять, что развитие у ребенка в возрасте до трех лет идет исключительно через действие, черед предметную деятельность. Восприятие и действие разорвать нельзя! Дети постигают величину и форму – такая деятельность – соотносящие действия с пирамидками, кубиками, вкладышами – в них как раз и отрабатываются эти сенсорные эталоны. А смотрение все эти действия перекрывает.
Наше исследование показало, что дети, к сожалению, активно смотрят мультфильмы с года, причем смотрят по 1-2 часа в день. Такова наша реальность. При этом, конечно, родители знают, что смотреть нельзя. Но что делать с этой ситуацией? Она вряд ли будет улучшаться со временем – будут смотреть еще больше и еще раньше начинать… Возможно, все-таки стоит подумать над тем, чтобы разработать для таких маленьких детей более или менее, что-то подходящее? Скажем, из двух зол – наименьшее.
Мне сложно об этом говорить… Это очень плохо и грустно. Реальность надо менять. Я могу сказать одно – любой мультфильм в этом возрасте вызовет привыкание – это мелькающие пятна, ребенок ничего не делает, ничего не развивает. И из этого вырастет «испорченное» не по свое вине поколение, и родители опомнятся… Могу сказать тут еще , то какие мультики в итоге оказались в ТОПЕ любимых в вашем исследовании – это, конечно, никуда не годится. То, что их показывают в передаче «Спокойной ночи, малыши» ни о чем не говорит. Это нельзя показывать таким маленьким детям. Это им не подходит! Лунтик, Маша с Медведем – это бомба замедленного действия.
При этом, сажая маленького ребенка смотреть эти «новые» модные мультфильмы, потом очень сложно будет его приучить к чему-то более эстетическому. Они после уже не смотрят наши хорошие советские мультфильмы, которые действительно произведения искусства, которые несут в себе красоту и действительно могут послужить подспорьем в воспитании вкуса у ребенка. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон – 0+ – задумайтесь над формулировкой. Не 3+, а 0! О чем это говорит родителю? С 0 можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот 0. И это, конечно, огромный вред… Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей… Сейчас, кстати, в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей маленьких, как раз до 3-х лет, к любому показу. После 3-х, уже ближе к трем годам, можно говорит, какие можно и нужно смотреть. Собственно, мы об этом и говорим. Хотя, все равно, понятно, показывают, все что идет и все, что есть на этом рынке.
Мы, проводя исследование, столкнулись с такой проблемой – критериев оценки «хорошести» мультфильмов (да и вообще, подобных произведений) нет. Многие родители так же это отмечают, как проблему. То есть многие говорят о том что, если были бы критерии, какие-то экспертные оценки, помогающие родителям осуществлять некий отбор хорошего и плохого мультфильма – родители бы это делали! И, уверена, это хоть как-то могло бы скрасить реальность. Родители бы как мининмум задумывались о том ,что смотрит ребенок, осознанно подходя к выбору. Ребенок бы получал более или менее подходящий для него мультфильм. Есть какие-то критерии оценки с точки зрения психологов?
Мы сейчас как раз работаем именно над этим. Наша команда сейчас разрабатывает этот список подходящий мультфильмов для детей. И та проблема, о которой вы говорите – проблема критериев – также стоит и перед нами. Их действительно нет. И мы ее разрабатываем сами. Например, мы берем 2 фильма – один заведомо детский «Варежка», один заведомо недетский «Бентен». Мы берем множество методик, ищем методы оценки. В первую очередь смотрим на то, как дети понимают, с кем идентифицируются. Мы проводим исследование (чем-то похожее на то, что Вы сделали с Лунтиком и Винни Пухом), у нас дети, правда, постарше 4-х летки. Мы даем им смотреть мультфильм и после предлагаем игрушки из этого мультфильма и смотрим, как они играют. Соответственно, в игре мы можем наблюдать все, что ребенок «вынес» из увиденного. Тут и понимание сюжета, понимание и восприятие эмоционального пласта, идентификация, способность применить в жизни, модели поведения, влияние на эмоциональное и психологическое состояние. Но это, опять же, наша методика, она в какой-то степени субъективна (в плане отбора критериев) и мы в ней, конечно, не рассматриваем эстетическое и культурное влияние, хотя, оно очень велико и важно.
А что Вы думаете по поводу новых, сейчас очень популярных и модных, среди родителей развивающих мультфильмов, фильмов и дисков для малышей, которые как раз разработаны (по словам самих производителей) как раз для детей от 0 до 3-х лет?
Это все ерунда. Да, ребенок может запомнить, где красный и зеленый, но это будет чисто рефлекторное. У нас был опыт работы с этими дисками. Одна из компаний, кажется, «Я все могу!» прислали нам на экспертизу эти самые мультики. Мы написали им абсолютно разгромное письмо, заключение: никакого развития у младенцев, никаких энциклопедических знаний с пеленок невозможно через смотрение, это просто обман. Обман и родителей и детей. Плюс, ко всему еще и вредный обман. Вредный для детей, конечно. Производители таких мультфильмов уверяют родителей, что если с рождения смотреть эти диска – ребенок будет гением, при этом, что ребенок привыкает смотреть телевизор, привыкает к постоянному экрану, а как это пагубно мы обсуждали, они не говорят.
Так мы и получаем в итоге зависимых от телевизора и компьютера детей, сами же родители бьют в колокола, но уже поздно. Пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно. Он уже живет там. Сейчас уже есть дети , которые обращаются с реальностью как с компьютером. (Мальчик 4-х лет смотрит в окно и двумя пальцами пытается «увеличить» изображение, как на айпаде или маме, которая кричит, говорит – delete). То есть идет полный перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть.
Давайте с Вами поговорим немного о качестве современных мультфильмов. Что Вы можете сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы, смыслы. Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, Фиксики.
«Лунтик», это вроде бы хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку) и это уже хорошо. Но взять засилье этих монстров, бакуганов, тачек – это трагедия. Это не люди, не игрушки – это не понятно, что с точки зрения образа.
Маша из «Маша и Медведь» – она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения и идентификации, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что.
Фиксики – мы как раз сейчас изучаем этот мультик. Это детали машинок в доме. Это однозначно для младших школьников, не меньше. Тогда они еще могут принести им какую-то познавательную пользу – устройство техники – для больших детей, после 7 лет это может что-то дать.
«Богатыри» – продукт Мельницы. Это полный китч. Это мультфильм не для детей! Пускай родители это усвоят раз и навсегда. Это взрослые мультфильмы! Это офисный и взрослый юмор, это недетские смыслы и страсти. Никакого русского духа и культурного наследия и идентификации детям эти мультфильмы не принесут! Попытка в нашей стране сделать такой семейный фильм, приемлемый и для детей и для взрослых терпит фиаско.
«Смешарики» – это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей и для взрослых. Про них могу сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прям для детей, маленьких детей с 3-х лет, некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, что опять же, как мы говорили – ребенок их не способен прожить и уложить в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие, конечно, между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько путать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет. Поэтому опять же – к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и тд. Это важно.
А что Вы можете сказать про фестивальные мультфильмы? Которые делают наши прославленные мультипликаторы? Возможно, там стоит искать спасение родителям?
Да, есть фестивали. Мы их регулярно просматриваем. Там эта проблема стоит также остро – очень мало мультфильмов для детей. Их просто нет. На фестивале представлены работы для взрослых. Мультипликаторам не интересно «в песочнице». Из 30-ти фильмов, которые получили премию – только 2 подходят для детей. Отдельные бывают, но очень редко, к сожалению. Тут проблема еще и в том, что сами создатели не задумываются про возрастную адресацию своих мультфильмов.
Сейчас самое модное – это чернота. Современные мультфильмы многие (не все) как правило, черные, мрачные, с трагическим концом, с черным юмором, которые для малышей никак не подходят.
Можно говорить о том, что безопаснее все же показывать ребенку наши советские, проверенные мультфильмы. Многие родители останавливают свой выбор на них, интуитивно понимая, что современные – это зло. Но тут возникает вопрос. Смотря советские мультики у ребенка, потом уже подросшего, не создается диссонанса с окружающей действительностью? Некоторые психологи говорят о том, что смотря постоянно «советчину» ребенок может стать не готовым современному ритму и реалиям и может вырасти инфантильным.
Ну, какая же там реальность? Они тем и хороши, что там безвременная форма, даже если там дети, они делают то, что делают дети во всех поколениях – показывают концерты, ждет деда мороза, поют песни, спасают щенка. Этого можно не бояться. А инфантилизм как раз возникает от другого – от того, что дети сами ничего не делают – до 10-12 лет, ни на улицу не выходят, практики жизни у них нет, они под колпаком и маме спокойнее, что он смотрит телевизор – это вот и вызывает инфантилизм.
Какие еще можно дать советы родителям по выбору мультфильмов для детей (помимо того, что мы говорили об образе героя). Возможно, главный фактор?
Если мы говорим о детях до трех лет, то это максимально простые мультфильмы. Простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Например, Котенок Гав, вообще Сутеевские мультфильмы максимально приближены для этого возраста. Паровозик из Ромашково. Их много на самом деле, они очень милые, и если ребенку изначально показывать их, а не «Лунтика» или «Спокойной ночи, малыши» они привыкнут к хорошим мультикам, и будут смотреть их много раз, что тоже очень хорошо для ребенка.
А что касается классики тоже, но зарубежной. Диснеевские мультфильмы, например, Король Лев, Бемби, Золушка. Насколько они хорошо или плохи для наших детей?
Это очень хорошие мультики. Одни из лучших, я бы сказала. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, вкус к красивому, пониманию этой красоты. Плюс, там замечательные темы затронуты, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет, естественно опять же подбирая содержание. Для более младшего возраста – 5 лет, собственно, подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее, это в них попадает. Старшему возрасту более серьезную сюжетную линию подбирать. (*примечание редакции: современные мультфильмы Диснея в подавляющем большинстве случаев не следует показывать детям, подробности здесь).
При этом очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто сажать его перед компьютером или телевизором, а смотреть вместе, комментировать, помогать в понимании и так далее. Вообще, самый мультяшный возраст, если можно так сказать, это 5-7 лет, когда доступна детям вся эта красота, длинные сказки, с волшебством, с чудом. Ребенок уже много всего понимает и в тоже время, еще очень открыт и наивен, верит в волшебство. Как раз это тот возраст, когда все это обязательно надо ему дать!
Тут еще есть одна опасность, когда ребенок раньше времени начинает смотреть мультфильмы, которые не предназначены для его возраста. (мы о ней не говорили). Ребенок вроде бы посмотрел мультик, например, «Малыш и Карлсон» в 2 года, родители и ребенок считают ,Что он к этому приобщился уже. А то, что он половину не понял и не прожил – это уже не важно. И вот вся эта субкультура детская, которая призвана развивать ребенка (в более позднем возрасте!) – она проходит мимо. Мимо ребенка проходят основные смыслы, тонкий юмор, мораль, все то ,что он мог бы получить от этого мультфильма в свои 5-6 лет, он уже не получил и не получит! Сейчас Питер Пен, Снежная Королева – все это обрушивается на 3-х летних детей, а они смотрят только поверхностные сюжеты.
То есть, смотря Карлсона в 2 года, ребенок просто видит, что человечек летает и все? Остальное все проходит, а почему она это потом не может добрать, так скажем, в 5-6 лет, пересмотрев мультфильм?
Да, кроме летающего человечка он ничего не улавливает в этом возрасте. А не доберет потом, потому что к этому он уже вряд ли вернется в свои 6 лет, когда это ему было бы нужно. Он не будет пересматривать то, что он смотрел в 2 года. И это проблема – богатство человеческой культуры, которое адресовано детям она проходит мимо них и не присваивается. Формально, дети смотрят, но реально – все мимо. Именно поэтому мы настаиваем на более детальной возрастной дифференциации.
Но сейчас уже и в детских садиках показывают мультфильмы.
Да, и это очень не здоровая тенденция. Воспитатели почувствуют вкус к этому и все дошкольное образование завершится. Вообще, эта мода на интерактив на современные технологические новшества в образовании – ни к чему не приведет. Здесь все-таки должна оставаться традиция. И вообще, я как раз недавно высказала мысль, что самая главная инновация в образовании – это возврат к истокам, к традиционным методам воспитания. К нормальной игре, к книге, сказке, самодеятельности детской – в этом и есть главный прогресс долен быть, а не в формальной технологии.
А Вы уже сейчас можете сказать на основе каких-то исследований, что пагубное влияние раннего смотрения детьми ТВ и мультфильмов просматривается в их поведении в более старшем возрасте?
Да, безусловно, эти исследования есть и определенная корреляция с конкретными отклонениями существует. Например, все гиперактивные дети подсажены на телевизор, дети склонные к аутизму, неконтактные, не нуждающиеся в общении – это тоже оттуда. Буквально, 100% детей, которые не могут ни на чем сосредоточиться – это влияние телевизора. Это понятно, потому что с самого детства они привыкли, что внешне есть «держатель» внимания.
Как Вы относитесь к тому, что мультипликационные герои продают шоколад, игрушки, воду и другие все возможны детские товары?
Как к этому можно относиться? Это рынок. Так устроен сегодня весь наш потребительский рынок. Это все психологические приемы, недаром, к производству мультфильмов производители подключают психологов. Весь детский мир, все сферы жизни детей окружены одними и теми же героями. Это психология.
То есть ребенка надо как-то стараться ограждать от засилия мультгероев везде и на всем?
Вообще, игрушка-персонаж – это вещь очень хорошая! И всем бы родителям, я наоборот порекомендовала бы иметь таковые. Раз уж дети в таком раннем возрасте смотрят мультфильмы, это неизбежно, тогда надо сглаживать негативные моменты просмотра. С помощью игрушки персонажа ребенок может прожить то, что он увидел в мультике, а родитель может ему в этом помочь. Кстати, как и книга. Если ДО просмотра прочитать книгу, после посмотреть мультфильм по ней, потом еще и разыграть совместно с ребенком какую-то сценку, например, наиболее сложную из мультфильма. Вот очень позитивным примером хорошей игрушки, книги и мультфильма является котенок Финдус. Это гениальные книги о старике Петсоне и котенке Финдусе. Тут очень детские, теплые рассказы, гениальные иллюстрации, плюс очень современные. И на основе этих рассказов, этих книг выпущены мультфильмы и есть игрушки (которые выполнены в очень высоком качестве). Более того, я противник компьютерных игр для детей, но в этой серии есть и компьютерные игры для детей и это гениальный продукт – очень остроумные и развивающие.
А то, что касается серийности мультфильмов – это плохо?
Это тоже один из факторов психологического воздействия. Это способ завязывания, привязывания к экрану. Посмотрел одну серия, оборвалось, или знаешь, что есть еще серии, и уже ты вроде бы как должен посмотреть и узнать, что же случилось с персонажами. Так что, если выбирать, то выбирать целостные мультфильмы, короткие с определённым четким концом. Плюс, если это серийный мультфильм – сразу падает неизбежно качество. Ведь, этот бизнес сейчас очень циничный. Производителей не интересуют дети – их интересует прибыль. Самое главное – это прибыль, а этот зависит от того, сколько детей подсядет на героя и тут для них все средства хороши.
Какие еще негативные тенденции современных мультфильмов Вы бы отметили?
Удивительно, но все больше современных мультфильмов разделяет детей на мальчиков и девочек, в плане адресности. Если в советских мультфильмах, старых Дисневских, не важно, кто главный герой – животное, мальчик или девочка – там главное общечеловеческие качества и переживания, характер, то в современных – фактор пола выходит на первое место. Есть фильмы для мальчиков и для девочек, и Вы догадываетесь какие. Такое ранее разделение ничего хорошего не несет для детей, для их развития и самоидентификации. Сначала ребенок должен стать человеком, а потом уже приобрести половые черты. Поэтому, до 5 лет это разделение не принципиально.
По материалам журнала Благодарение
Показывайте детям хорошие мультфильмы и хорошие фильмы!
до двух лет детям нельзя смотреть мультики
Пожалуй, ни в одной теме не было сломано больше копий, чем в вопросе «как правильно воспитывать ребенка». В Древнем Риме хороший отец вполне мог продать в рабство своего сына и при этом пользоваться уважением в обществе, а в 2022 году нас приводит в ужас одна лишь мысль о том, что ребенок посмотрит «не тот» мультик или окажется в комнате с «неправильным» увлажнителем воздуха. Вдруг его психика травмируется! Не уходя в непроглядную глубь веков, вместе с детским и семейным психологом, супервизором, гештальт-терапевтом Надеждой Морозовой мы обсуждаем, как изменились семейные системы у разных поколений белорусов, что формирует психику ребенка до шести лет, какую роль в этом играют мама, папа и мультики. Если вы хотели прямых советов психолога, что и как смотреть маленьким мальчикам и девочкам — вот они. Onlíner и VOKA продолжают совместный проект «36,6», чтобы помочь детям и родителям не потеряться в океане контента.
— Что именно формирует психику ребенка до шести лет, его представление о себе и мире?
— Принятый постулат гласит, что все свои навыки — социальные, интеллектуальные, эмоциональные и так далее — ребенок приобретает к 7-8 годам. К этому возрасту перед нами практически сформированный человек (в области отношения к миру, себе и людям). Хотя окончательную точку можно будет поставить к 25 годам.
Развитие мозга, эмоциональной сферы и тела идет параллельно, в совокупности за семь лет складывается определенная картина. Исследования подтверждают, что ребенок рождается с количеством нейронов в три раза большим, чем у взрослого человека. Но нейроны не собраны в сеть, а потому задача — создать эту самую сеть, чтобы пользоваться ею всю оставшуюся жизнь. Если в процессе воспитания и развития ребенок не задействует определенные нейроны, они отмирают как ненужные.
Мышление, стереотипы поведения, способ выстраивания отношений, понимание и переживание собственных чувств, личность и тело — все созревает к тому моменту, когда ребенок идет в школу. Маленький человечек пользуется тем, что «насобирает» за первые семь лет жизни.
Часто родители растеряны: они совершенно не понимают, что нужно делать с ребенком для того, чтобы он был счастлив. Я родилась в семидесятых. Тогда было проще, почитали Спока — и хотя бы на него опирались (улыбается. — Прим. Onlíner). Воспитывать детей даже не было принято. А сейчас век результата, и родители хотят получить результат в воспитании и развитии ребенка, но не понимают как. Информации огромное количество. Видов и стилей воспитания так много, что они не поддаются подсчету.
Вот что я наблюдаю: родители очень ответственно относятся к работе, точно знают, как получить результат и заработать деньги. Чуть меньше знают, как удержать отношения, что делать с семьей и с парой. А вот что делать с ребенком — для многих это терра инкогнита. Здесь полный разброд и шатание. Чтобы выстроить четкий план воспитания ребенка, нужно обладать структурными знаниями в области физиологии, генетики, психологии и нейропсихологии.
— Выходит, если ты не эксперт-генетик, нечего и в родительство соваться?
— Нет конечно. Моя мысль — к родительству нужно подготовиться. Относиться чуть ответственнее, не просто: «Я родил и интуитивно пойму, что нужно ребенку, решу вопросы по ходу дела». Нужно так же относиться к воспитанию, как к своей работе. И тогда все получится.
— Семейные системы у разных поколений белорусов меняются?
— Да. Раньше была единая система: мама с папой на работе, ребенок — в школе, потом все вместе приходят, делают уроки, готовят еду, убирают квартиру, доживают вечер, в выходные ходят, скажем, в зоопарк. Это была скорее система выживания, где нужно заработать, прокормить, одеть, выучить. Она просуществовала примерно до середины восьмидесятых, а дальше появилось больше достатка. Не нужно было так выживать, и система поменялась. Детей стали возить в кружки, и мама превратилась в водителя-логиста. Сегодня считается, что якобы ребенок будет не развит, если мама не станет целый день возить его по разным секциям. В семидесятых и восьмидесятых никто так не делал. Дети записывались сами и ходили сами туда, куда хотели.
С тех пор мир стал гораздо более интенсивным и непредсказуемым . Уже почти никто самостоятельно не играет во дворе. Родители полностью контролируют, куда и зачем ходит ребенок, с кем он дружит, куда ездит… Ребенок постоянно находится в замкнутом пространстве: дом — машина — школа — машина — кружок — машина — дом. Он выполняет только те задачи, которые родитель считает правильным. А потом взрослые переживают: «Где мой самостоятельный ребенок? Почему он сам ничего не может? Что за безобразие, почему он все время сидит в компьютере?» Мир вынужденно поменялся. И в итоге мы получаем такую интересную штуку, когда дети приходят ко мне на консультацию в пятом-шестом классе и не умеют ездить в общественном транспорте, в метро, боятся подойти к прохожему на улице и спросить, как дойти куда-либо. Они настолько контролируемы!
Выглядит так, будто родители перестарались. Очень хотели помочь детям, чтобы они были образованными, самостоятельными, активными, а в итоге… Отношений на основе доверия, уважения и сотрудничества так и не случилось у половины семей.
Наши родители жили в дефиците и искали возможность что-либо себе добыть. И мы так выросли. Умеем добыть то, что нам необходимо. Дети нынешнего поколения находятся в совершенно другой концепции. Им приходится отфильтровывать ненужное из множества предложенных вариантов. Понимать, что главное, а что — второстепенно. Идти туда, куда сами считают правильным. Это касается даже мультиков. Но тут вмешивается взрослый, он ведь лучше знает! И ребенок не понимает: ему двигаться за тем, что хочет он сам, или слушать маму, или идти туда, куда говорят в школе… Что вообще выбрать? Когда дети сидят онлайн в стриме, записывают видео, придумывают игры — это не «ай-яй-яй, куда катится мой мальчик!», а способ собраться из хаоса во что-то целостное. Отбиться ото всех и понять, а чего же я стою в реальном мире, чего хочу, что у меня получается без папы и мамы.
— Какова роль матери и роль отца до шести лет? И разве в современном мире они не взаимозаменяемы?
— Нет. Именно мама влияет на то, как у ребенка будут выстроены отношения с окружающими. По принципу отношений с мамой ребенок выбирает себе партнера. Душевность, возможность (или невозможность — кому как повезет) получать и отдавать тепло, заботу — это все мама.
Когда мама говорит младенцу: «Я рада тебя видеть. Ты проснулась, мое солнышко» или спрашивает у ребенка постарше: «Как дела? Что было в детском саду хорошего?» — это все в будущем влияет на умение строить контакт. Если ребенок этого не видел, то он контакт не понимает и строить не умеет.
У папы совсем другая задача. Какой бы ни был ребенок, мама скажет: «Ты великолепен! Все, что ты нарисовал, слепил, вырезал, — великолепно! Это самый прекрасный зайка!» Папа оценит честно. Его задача — сталкивать ребенка с реальностью и давать переживать это. Папа скажет: «Нарисовал ты, конечно, непонятно что. Это совсем не зайчик, а какая-то кракозябра». Ребенок пойдет плакать к маме, она утешит: «Знаешь, сыночек, ты вообще великолепный у меня. Но давай ушки и ножки зайчику подправим, научимся рисовать, принесем папе, он скажет, похож или нет». Мамина задача — сглаживать углы, делать реальность более переносимой.
Еще одна папина задача — устанавливать правила, по которым живет ребенок. Наблюдать, чтобы границы не нарушались. Держать их. Если сказано, что ложимся спать в девять, значит, ложимся в девять. Папа отвечает за связь с социальным миром, за честность, за принцип «сказал — сделал». За ценностные концепции, которыми человек потом пользуется во взрослой жизни.
— Играют ли мультики, фильмы, интернет-контент такую значительную роль в формировании психики ребенка, как об этом принято думать?
— В литературе много говорится об отрицательном влиянии. Но интернет уже — важная составляющая нашего мира, мы не можем его исключить. Телевизор можно регулировать. Современным детям перестали нравиться мультики, им очень нравятся блогеры: Влад Бумага на YouTube, Даня Милохин в TikTok. Я сейчас не о подростках, а о детях лет пяти.
Что важно знать о мультиках. В первые три года формируется речь, ощущение границ, умение концентрировать внимание на важном, ходить, переживать эмоции, любить, сопереживать, интересоваться. Словно в шкаф складывают много-много предметов одежды — вот так выглядит мозг и эмоциональная сфера. Если постоянно включен мультик, то мозг выбирает только те нейроны, которые позволяют включать, смотреть, выключать. Все. В итоге ребенок не говорит до четырех лет, может быть очень раздраженным, агрессивным, не различать эмоции на лице. Это я сейчас говорю о крайностях, когда ребенок все время с телефоном или планшетом в руке.
— Ребенок, оставленный круглосуточно перед планшетом с мультиками, — это следствие материнского истощения?
— Варианты могут быть разными. В любом случае такая история очень плохо заканчивается: ребенок не может полноценно спать, не может есть без мультиков, ничего не может делать без фона.
Часто мультик ставится, когда ребенка нужно успокоить. Это большая проблема. Потому что задача ребенка до шести лет — научиться самостоятельно успокаиваться, переключать внимание, фокусироваться на главном, различать собственные эмоции и чувства других людей. Помимо этого, нужно еще научиться завязывать шнурки, самостоятельно кушать, убирать игрушки в ящик. Работы невпроворот! Если взрослые нагружают ребенка этими делами, то ему, в общем-то, некогда смотреть мультики и видео (улыбается. — Прим. Onlíner). Такая история, когда ребенок постоянно сидит в планшете, бывает, если родители все делают за него. Возможно, они не умеют ждать или хотят, чтобы любые задачи малыш исполнял в лучшем виде. Тогда ребенок не умеет трудиться, он в расслабленном состоянии — такой герой виртуального мира.
— Что и как смотреть маленьким детям? Прямо дайте советы, пожалуйста.
— По всем нормам, что белорусским, что американским, детям до двух лет вообще ничего смотреть нельзя. У мозга в этом периоде очень много задач, и, если дать гаджет, все пойдет не так. Нужно учиться распознавать образы, сформировать принадлежность к расе, понять, мальчик ты или девочка, начать ходить в туалет самостоятельно, развивать моторику, знакомиться с новыми словами… Так что, если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он развивался, не давайте ему смотреть видео, залипать в телефоне, планшете или телевизоре до двух лет.
Когда ребенок научился ходить в туалет, примерно в 1,8—2 года, это говорит о том, что он научился что-то самостоятельно регулировать внутри себя. Он начинает говорить не «Петя хочет кушать», а «я хочу кушать». Тогда можно начинать что-либо просматривать. При этом важно, чтобы нейронные связи во время просмотра не разрушились. Значит, это должны быть малюсенькие видео на 15 минут и только по делу. Например, мультик для малышей Tiny Love. Там ходит прикольный слон и учит говорить: «Привет, я пришел к тебе в гости». Потом уходит, говорит: «Пока!» — и машет прямо в экран. Мультик хорош, когда вы выучили что-нибудь новое. Например, этот конкретный мультик подтвердит, что мама так здоровается, папа, а еще — слон в телевизоре. Это общая система, которую придумали люди.
Нужно начинать с очень простых вещей: одна или две фигуры на экране, которые беседуют с ребенком. Хороший мультик — тот, где герой напрямую общается с малышом, а не просто что-то рассказывает.
Как измерить, нанес ты счастье или вред своему ребенку? Если после просмотра мультика малыш становится не таким, каким был до (очень капризным, недовольным либо, наоборот, странно тихим, сонным), значит, вы посмотрели неправильно. Нужно либо меньше по времени, либо другой мультик.
Считается, что экранного времени у детей с трех до шести лет должно быть 1—2 часа. Не больше. Все, конечно, на эту тему спорят. В любом случае после трех лет это время, какое бы оно ни было, должно быть легально выделено. Параметры такие же: если ребенок становится не очень адекватным после просмотра, или требует мультики, или у него невозможно забрать телефон/планшет, значит, вы неправильно посмотрели. Или пересидели время, или выбрали не тот контент. Методом проб и ошибок нужно найти золотую середину. То есть смотреть можно, если знать, зачем и сколько.
Важно фильтровать контент мультиков, TikTok и YouTube. Смотреть, что говорят люди на экране. Взять историю просмотров ребенка и послушать, что попало в его голову в течение дня.
Смотреть фильмы всей семьей, и взрослым, и детям, — это большая редкость. Из моего опыта, смотрят либо мультики, либо что-то волшебное типа «Аватара». Часто ребенок, увидев то, что включили родители, теряет интерес и уходит заниматься своими делами. Если ребенок посмотрел взрослый фильм пять минут и сказал: «Мне неинтересно» — что ж, так тому и быть. Заставлять не нужно.
Очень важно знать этапы развития. Например, с четырех до пяти лет — период формирования сексуальности (образа себя, какой(ая) я красивый(ая), какая одежда красивая, какое лицо красивое и т.д.). Нельзя давать те мультики, которые ее искажают. В это время формируется то, как будет выглядеть сексуальный объект — образ будущей девушки или будущего парня. Человек определяется, в кого он будет влюбляться, какой будет сам и будет ли себе нравится. Если в этот период он смотрит мультик «Клуб Винкс» с волшебницами-феями, у которых огромные глаза, несуразное тело и непропорционально тонкие талии, то потом очень сложно найти и воссоздать такую партнершу. Например, у меня был случай с подростком, который хотел найти себе девушку. Открывает телефон, а там у него корейская девушка-кошка: лицо как у кошечки, с ушками, на человека вообще не похожа, грудь достаточно большая, талия непропорционально тонкая… И где он такую найдет? А мечтает встретить именно такую.
Есть вещи, которые категорически нельзя делать.
Нельзя, чтобы в квартире фоном шел телевизор. Или мультики. Или что-то работало фоново. Сейчас очень много тревожных и эмоциональных расстройств. Есть такие люди, которые заходят в квартиру, включают телевизор, делают все под него и выключают, только когда ложатся спать. Когда в каждой комнате стоит телевизор, это говорит о том, что в семье высокий уровень тревожности. Если ребенок растет в такой обстановке, он автоматически захватывает высокий уровень тревоги. Психика будет развиваться медленнее в этом шуме.
Желательно маме не залипать в гаджеты. Если мама все время просматривает телефон, планшет, телевизор, то и ребенок начинает поступать так же. У мамы и ребенка теряется связь. Она становится поверхностной, мимолетной, в перерывах между просмотрами чего-либо. Меняется сам способ привязанности. Это прямо доказано исследованиями.
Нельзя есть с мультиками. Это может привести к расстройству пищевого поведения в будущем. Прием пищи должен быть автономным, чтобы ребенок мог выбрать, что из лежащего на тарелке он хочет съесть, взять вилку, ложку, самостоятельно донести до рта, почувствовать вкус, получить удовольствие от еды. В СССР телевизора в кухне не стояло, зато во время еды читали газеты или книжки. Если нет желания развить у ребенка расстройство пищевого поведения, так лучше не делать.
Нельзя засыпать под мультики. Современное исследование: взяли две группы детей, первые неделю вообще ничего не смотрели, а вторые — смотрели столько, сколько хотели, в том числе засыпали под мультики. Предварительно у детей измерили уровень мелатонина. Оказалось, что у первой группы мелатонин не изменился, а у второй — снизился на 10—15% — существенный результат для всего лишь одной недели. Мелатонин отвечает за хороший сон, работу иммунной системы. Это очень важный гормон для человека. Засыпание под мультики дает сбой прямо на гормональном уровне.
В целом же мультики несут радость, познавательные моменты, дают возможность виртуально путешествовать, проживать эмоции. Мультики — это прекрасно, если вы понимаете, какие, в какое время и зачем.
По ссылке — подборка мультиков для маленьких детей разных возрастов, от двух до шести лет. Целых 50 вариантов, чтобы порадовать ребенка. Все они есть на VOKA.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Читайте также:
- Как сделать так, чтобы наши дети не смотрели дичь. Мамы о наболевшем
- Несколько дней смотрела советские мультики. Собрала топ лучших
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Важные меры предосторожности при выборе мультфильмов для детей
Родители являются одними из самых больших поклонников создателей мультфильмов; что еще вызывает мгновенную улыбку на лице ребенка? Мы все время от времени полагались на мультфильмы, чтобы развлечь ребенка или успокоить его истерику. В последнее время поток обучающих мультфильмов позволил даже научить детей важным навыкам развития, просто просматривая эти фильмы. Однако у этой ситуации есть и темная сторона. Мультипликационные фильмы могут быть очень вредными для развития растущего ребенка, если мы не соблюдаем необходимые меры предосторожности, пока наши дети их смотрят.
Если ваш ребенок смотрит мультфильмы хотя бы изредка, убедитесь, что вы соблюдаете эти меры предосторожности, рекомендованные экспертами. Они имеют решающее значение для его физического, а также эмоционального здоровья, когда он растет.
1. НЕТ экранного времени для детей младше двух лет
Если вашему ребенку меньше двух лет, рекомендуется ограничить его экранное время до НУЛЯ. По мнению экспертов, дети младше двух лет воспринимают телевизор как нечто сбивающее с толку. Это похоже на набор цветов, изображений и звуков, которые они не понимают. В настоящее время телевидение и развитие ребенка мало связаны, поэтому показывать детям этого возраста телевизионный контент — не лучшая идея. На самом деле, телевизор может негативно повлиять на детей этого возраста и вызвать чрезмерную стимуляцию, капризность и трудности с засыпанием.
2. МОНИТОРИНГ Мультяшных фильмов на предмет жестокого содержания
В настоящее время большая часть телевизионного контента стала чрезвычайно жестокой, и это верно даже для мультфильмов. Многие детские шоу наполнены изображениями насилия, которые могут показаться безобидными и веселыми, но на самом деле посылают очень неверные сообщения. На самом деле, многие детские шоу выглядят почти как анимационные версии боевиков для взрослых!
Предупреждение: Также обратите внимание на мультфильмы, которые подсознательно распространяют неверные идеи о расизме, дискриминации по цвету кожи, гендерных предрассудках и сексуальном содержании.
Согласно исследованиям, просмотр такого контента напрямую увеличивает риск агрессивного поведения, а также снижает чувствительность вашего ребенка к насилию. Убедитесь, что вы выбираете и следите за тем, что ваш ребенок смотрит по телевизору. Посмотрите эти одобренные экспертами телешоу для детей, которые одновременно и развлекательные, и познавательные.
3. ОБЪЯСНИТЕ ребенку, что герои мультфильмов не настоящие
Нет, мы не имеем в виду ограничение воображения вашего ребенка или уничтожение его фантастического мира. Однако младенцам и малышам часто бывает трудно отличить реальность от фантазии. Если они увидят что-то пугающее в телевизионном мультфильме, они могут склониться к мысли, что это действительно существует в окружающем их мире. Это может вызвать страх, беспокойство и растерянность.
Пожалуйста, поговорите об этом с ребенком и объясните, что то, что он видит по телевизору, не является частью реального мира. Герои мультфильмов созданы художниками и не живут внутри телевизора. ||
4. ЗАЩИТИТЕ ГЛАЗА ВАШЕГО РЕБЕНКА ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Чрезмерное просмотр мультфильмов и просмотр телевизора в течение дня неудивительно, что это может повредить глаза вашего ребенка. Яркие визуальные эффекты и стимуляция могут оказать давление на нежные глаза вашего ребенка и увеличить риск таких проблем, как напряжение глаз, чувствительность или близорукость.
Убедитесь, что ваш ребенок сидит на достаточном расстоянии от телевизора, и не давайте ему планшеты, на которые нужно смотреть, чтобы смотреть. Также следите за тем, чтобы освещение в комнате было адекватным, и не поощряйте просмотр телевизора в темноте. Если ваш ребенок смотрит мультипликационную программу, которая длится час, убедитесь, что он делает перерыв каждые несколько минут. Вы можете сделать это, заставив его отвести взгляд от экрана, прогуляться по дому и т. д.
5. ЗАЩИТИТЕ своего ребенка от пристрастия к мультфильмам
Телевидение вообще может вызывать привыкание, а мультфильмы тем более! Веселые, музыкальные, анимированные персонажи могут действительно осветить мир вашего ребенка и заставить его смотреть на них часами. Однако увлекаться мультфильмами очень вредно как для их глаз, так и для их природного творчества. Все время, которое уходит на телевидение, уходит на физическую активность, семейные связи и поиск новых способов занять себя и развлечься. Некоторые исследования также показывают, что дети, которые много смотрят телевизор в раннем возрасте, подвергаются большему риску детского ожирения и неадекватного социального развития.
Разработайте правило, которое ограничивает просмотр ребенком телевизора каждый день, и придерживайтесь этого правила, несмотря на вспышки гнева. Она ни в коем случае не должна быть больше 30 минут – 1 часа в день. Как родители, мы должны перестать попадаться в ловушку «телевидение в роли няни»!
6. ПОСМОТРИТЕ вместе с ребенком мультфильмы
Эта предосторожность исключает возможность использования телевизора в качестве няни. Причина, по которой многие из нас разрешают детям смотреть телевизор, заключается в том, что у нас есть немного времени, чтобы закончить работу по дому или отдохнуть. Однако специалисты рекомендуют по возможности смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Это позволит нам следить за реакцией ребенка на то, что он видит. Во время просмотра вы можете задавать вопросы и обсуждать то, что вам показывают. Если не делать этого время от времени, ребенок не может воспринимать участие своего родителя в этой деятельности. Вы также упустите некоторые жизненно важные сигналы развития/красные флажки, которые в противном случае вы могли бы заметить по реакциям и выражениям вашего ребенка.
7. РЕКЛАМНЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ РЕКЛАМЫ
Необходимо контролировать не только мультфильмы, которые могут содержать жестокие или неприемлемые сообщения для ребенка. В ряде телевизионных рекламных роликов также присутствует риск использования графических изображений или несоответствующих возрасту изображений/языка. Пожалуйста, отрегулируйте телевизионный интервал, в течение которого ваш ребенок будет смотреть мультфильмы, прежде чем разрешать ему это делать. Если у вас есть возможность записи телеприставки, вы можете записать шоу без рекламы.
8. ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ В ПОМЕЩЕНИИ/Спальне
В качестве строгого правила, которое не допускает никаких переговоров, НЕ позволяйте своему ребенку поздно ложиться спать и смотреть мультфильмы. Было замечено, что дети, которые смотрят телевизор до поздней ночи, на следующий день переутомляются и капризничают. Так что, даже когда дома гости или ваш ребенок беспокойный, не прибегайте к телевизору.
Также не позволяйте ребенку иметь в спальне телевизор и смотреть мультфильмы в постели. Ряд исследований связывает просмотр телевизора с нарушениями сна!
Примечание. Это правило распространяется и на время приема пищи. Не позволяйте детям смотреть мультфильмы во время еды, так как это может снизить их интерес к еде, культивировать нездоровые привычки в еде, а также создать зависимость от телевизора. Если вам сложно это реализовать, ознакомьтесь с советами экспертов, как кормить детей, не включая телевизор.
Влияние мультфильмов на детей
Сегодня дети проводят больше времени перед телевизором по разным причинам. Электроника прочно вошла в нашу жизнь. Когда ребенок рождается, он подобен пустой тетради. То, что мы там пишем, создает их будущее. Итак, мы, их родители, должны быть их учителями, а окружающая среда, в которой они живут, должна научить их становиться лучше. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые слишком малы, очень важно подвергать их любящей и заботливой среде. Безопасная среда, которая предоставляет им достаточно возможностей для их эмоционального и социального развития, что поможет им стать стабильными личностями в будущем. В современном мире цифровые медиа неизбежны для каждой возрастной группы детей.
Среда, которая их окружает, должна быть счастливой, безопасной и любимой, поскольку она становится очень важной для образования наших детей. Глобальное исследование показывает, что 85% структур головного мозга детей сформированы уже в первые годы жизни. Так что это годы, когда нам нужно особенно заботиться о том, что мы показываем нашим детям, как мы ведем себя перед ними, давая им достаточно возможностей для ручного опыта.
Мальчик смотрит фильм, Freepik
Сначала мультфильмы были такими короткими, но теперь они очень длинные, и дети могут сидеть и смотреть их часами. Дети смотрят мультфильмы не только по телевизору, но и в Интернете, и они, как правило, могут содержать неприемлемый контент. На эти веб-сайты легко попасть, если ребенок захочет их увидеть.
Выбрали мультперсонажа
Больше всего девочки выбрали мультяшного персонажа Эльзу (Холодное сердце). Когда мы спросили их ответы в интервью, причина, по которой они выбрали этого персонажа, заключалась в ее внешности и способности делать лед. Превращение некоторых людей в лед означает, что они уничтожены. Это разрушение может восприниматься детьми как нормальное явление.
Девочки тоже хотят быть мультяшными персонажами, такими как девочки из Клуба Винкс, Белоснежка и Золушка. Причинами являются их внешний вид и красота. Серьезной проблемой на будущее является то, как девушки боготворят персонажей с точки зрения их внешности, модного поведения и красоты. Они могут даже испытывать неадекватность из-за своих высоких стандартов. Кроме того, у них может развиться привычка судить других по их внешнему виду.
Выбор любимых персонажей для мальчиков — это сверхъестественные способности и внешность. Заявления детей и описания их персонажей: они хотят летать или обладают сверхъестественными способностями, а иногда они страшные и плохие персонажи.
Герои мультфильмов, фото предоставлено Yun
Было проведено несколько исследований:
- Родители оставляют своих детей смотреть телевизор, чтобы закончить что-то или сделать перерыв.
- Настроить ребенка на просмотр телевизора — лучший способ для родителей заставить ребенка закончить трапезу.
[box] Мощный инструмент, такой как мультфильмы, телепередачи, рекламные ролики, может быть обоюдоострым оружием.[/box]
Теперь вопрос в том, оказывает ли этот контент положительное или отрицательное воздействие на мозг детей?
Положительный эффект
Положительная сторона в том, что с помощью мультфильма можно научить ребенка говорить прилично, контролировать свой темперамент, помогать пожилым, слушать родителей, помогать бедным, работать в группу, не испытывая ненависти или зависти к своим друзьям. Мультипликационный контент может научить ребенка некоторым положительным навыкам. Например; как быть лидером, думать о действиях, анализировать проблемы, управлять рисками и даже привить ребенку любовь к спорту. Хорошо продуманный мультипликационный сценарий может научить ребенка незащищенности, опасности электричества, перехода улицы, жары в духовке. Он также может научить их навыкам разведки, как вести себя в дикой природе, залечить рану, узнать направление ветра, построить компас, сделать маленькую лодку, установить палатку и правильно привязать веревку.
Мультипликационный герой может служить ребенку образцом для подражания на долгие годы. Мультипликационный персонаж создается иллюстратором так же, как и сценарий, и любые побочные эффекты могут возникнуть в реальной жизни, представленной этой ситуацией. Очень важно, чтобы ребенок получал чистое содержание хороших сообщений и правильно их перенимал.
Семья любит вместе смотреть телевизор, Freepik
Отрицательный эффект
В то же время мультфильм может быть гораздо опаснее любого другого опыта, который ребенок мог видеть раньше. Он может содержать содержимое, которое может сбить его с толку. Может содержать инструкции, противоречащие обучению родителей. Неправильный мультфильм может вызвать у ребенка различные нежелательные взгляды на своих родителей, друзей и учителей.
Намеренно негативное содержание или бесхозяйственность могут привести к тому, что ребенок усомнится в своем образовании, навыках, мышлении, образе жизни, в котором он вырос, следуя своей религии. Персонаж с негативным отношением и поведением, который появляется на экране как герой, может иллюстрировать ребенка, который искажает его или ее понимание своей жизни и окружения. Он мог действовать агрессивно или принимать плохие решения в тех же ситуациях, в которых ранее действовал положительно.
Но под присмотром родителей, во многих разговорах дети со временем видят разницу между фильмом и реальностью.
Просмотр телевизора
Результат (опросное исследование):
- 78% детей испытывают психологические эффекты после просмотра мультфильмов, а другие меньше. Поэтому, когда дети больше внимания уделяют мультяшным героям, потому что это также влияет на их познавательный процесс и все равно приводит к различным мультяшным эффектам.
- 70% детей изменили свой язык после просмотра мультфильмов, а другой нет. Когда дети смотрят мультфильм, они также изучают свой язык, после чего используют язык в повседневной жизни, как в школе, с друзьями и семьей.
- 70% поведения детей изменилось после просмотра мультфильмов, а не у остальных. Когда дети уделяют больше внимания всей мультяшной истории или конкретному персонажу, сумасшествие влияет на их поведение, чтобы изменить его.
- 70% поведения детей меняется после просмотра мультфильмов. Большинство участников сошлись во мнении, что поведение детей изменилось после просмотра мультфильма. Они демонстрируют агрессивное поведение и используют те же приемы, что и в мультфильмах, во время драк друг с другом.
Дети находятся под сильным влиянием мультсериала. Потому что больше внимания и времени уделяют мультфильмам, а не другим активностям. Хотя на данном этапе также является решающим фактором то, что член семьи уделяет меньше времени детям, именно поэтому дети в основном смотрят мультсериалы. Когда дети воспитываются, большее внимание к мультфильмам означает, что они многому учатся из мультфильмов. Анализ показывает, что мультфильмы психологически воздействуют на большинство детей. Просмотр мультфильмов меняет поведение детей, которое превращается в агрессивное, а также может изменить язык, а язык является важнейшей частью любой культуры. Более поздние анализы больше используют мультфильмы как источник развлечения, чем другие физические действия. Эта вещь больше вредит физическому здоровью детей. В конце концов, благодаря анализу исследований становится очевидным, что мультфильмы влияют на детей не только физически, но и умственно.
Источник:
Мультик!!! И это влияние на социально-эмоциональное развитие дошкольников, Дипика Раджават1 1 (Департамент образования, Университет Махараджи Саяджирао в Бароде, Индия)
Влияние мультипликационных каналов на поведение детей, посещающих школу – обзорное исследование, Винод С.