Почему нельзя смотреть мультики детям до трех лет: как определить зависимость и отвлечь детей от телевизора
Разговор с психологом о влиянии мультфильмов на детей
Елена Олеговна Смирнова – Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.
Почему детям до трех лет вредно и категорически нельзя смотреть мультфильмы и ТВ?
В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильма, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность в раннем возрасте, ситуативная – общение опосредованное предметное – всего этого нет. И этого ребенку, вроде бы как и не нужно становится. И тогда, его подсадить можно на что угодно. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО.
Помимо этих опасностей для ребенка именно в физическом развитии, какие еще сложности могут возникнуть при просмотре детьми мультфильмов?
Еще одна не менее опасная проблема – то, что ребенок не понимает, не способен понять и переварить то, что ему предлагают. Ни эмоционально, ни психологически он не готов к тому, что ему показывают на экране. ТО есть, проще говоря, контент не предназначенный для этого возраста – губителен для психики ребенка. У нас есть попытка анализировать содержание мультпродукции, которая предлагается детям. Мы говорим сейчас именно о содержании, не о форме – темп, цвет, музыка, художественные особенности – это больше эстетическое воспитание. Это все очень важно! Но это вообще отдельная тема, отдельный пласт, которым надо заниматься. И критерии оценки этого эстетизма очень сложно найти. Это, думаю, должно быть отдельное исследование и разработка. Но однозначно, эта красота образа всегда чувствуется. Всегда можно отличить красивый мультфильм. А вот что касается содержания фильма, то у нас есть гипотеза – какого содержания должен быть фильм и для какого возраста предназначен.
И какие же критерии? Как это определить?
Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная – о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени. Мы выделяли группы: 3-4 года – дошкольный возраст. 4-5 лет. 5-7 лет. Достаточно дробная возрастная индексация, но так как в этот период очень интенсивно происходит развитие и изменения ребенка, иначе разделить невозможно.
А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?
Во-первых, у нас не было данных, что дети смотрят в этом возрасте мультфильмы. Да и еще и в таком количестве, как вы выяснили. Плюс, мы здесь придерживаемся такой политики – ВОЗ четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть ТВ, мультфильмы и т.д. Поэтому, если мы возьмём и начнем изучать мультфильмы на предмет – подходят ли они и насколько для детей до 3-х лет – это будет обман. Мы развяжем родителям руки, поддерживая их в том, что они показывают малышам мультфильмы. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до 3-х лет. Вред, который ребенок получает от просмотра очень большой, мы про это говорили в начале. Понятно, что если родители все-таки показывают мультфильмы детям до трех лет – надо выбирать из тех, что мы рекомендуем для детей в 3-4 года.
Родителям важно понять, что развитие у ребенка в возрасте до трех лет идет исключительно через действие, черед предметную деятельность. Восприятие и действие разорвать нельзя! Дети постигают величину и форму – такая деятельность – соотносящие действия с пирамидками, кубиками, вкладышами – в них как раз и отрабатываются эти сенсорные эталоны. А смотрение все эти действия перекрывает.
Наше исследование показало, что дети, к сожалению, активно смотрят мультфильмы с года, причем смотрят по 1-2 часа в день. Такова наша реальность. При этом, конечно, родители знают, что смотреть нельзя. Но что делать с этой ситуацией? Она вряд ли будет улучшаться со временем – будут смотреть еще больше и еще раньше начинать… Возможно, все-таки стоит подумать над тем, чтобы разработать для таких маленьких детей более или менее, что-то подходящее? Скажем, из двух зол – наименьшее.
Мне сложно об этом говорить… Это очень плохо и грустно. Реальность надо менять. Я могу сказать одно – любой мультфильм в этом возрасте вызовет привыкание – это мелькающие пятна, ребенок ничего не делает, ничего не развивает. И из этого вырастет «испорченное» не по свое вине поколение, и родители опомнятся… Могу сказать тут еще , то какие мультики в итоге оказались в ТОПЕ любимых в вашем исследовании – это, конечно, никуда не годится. То, что их показывают в передаче «Спокойной ночи, малыши» ни о чем не говорит. Это нельзя показывать таким маленьким детям. Это им не подходит! Лунтик, Маша с Медведем – это бомба замедленного действия.
При этом, сажая маленького ребенка смотреть эти «новые» модные мультфильмы, потом очень сложно будет его приучить к чему-то более эстетическому. Они после уже не смотрят наши хорошие советские мультфильмы, которые действительно произведения искусства, которые несут в себе красоту и действительно могут послужить подспорьем в воспитании вкуса у ребенка. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон – 0+ – задумайтесь над формулировкой. Не 3+, а 0! О чем это говорит родителю? С 0 можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот 0. И это, конечно, огромный вред… Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей… Сейчас, кстати, в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей маленьких, как раз до 3-х лет, к любому показу. После 3-х, уже ближе к трем годам, можно говорит, какие можно и нужно смотреть. Собственно, мы об этом и говорим. Хотя, все равно, понятно, показывают, все что идет и все, что есть на этом рынке.
Мы, проводя исследование, столкнулись с такой проблемой – критериев оценки «хорошести» мультфильмов (да и вообще, подобных произведений) нет. Многие родители так же это отмечают, как проблему. То есть многие говорят о том что, если были бы критерии, какие-то экспертные оценки, помогающие родителям осуществлять некий отбор хорошего и плохого мультфильма – родители бы это делали! И, уверена, это хоть как-то могло бы скрасить реальность. Родители бы как мининмум задумывались о том ,что смотрит ребенок, осознанно подходя к выбору. Ребенок бы получал более или менее подходящий для него мультфильм. Есть какие-то критерии оценки с точки зрения психологов?
Мы сейчас как раз работаем именно над этим. Наша команда сейчас разрабатывает этот список подходящий мультфильмов для детей. И та проблема, о которой вы говорите – проблема критериев – также стоит и перед нами. Их действительно нет. И мы ее разрабатываем сами. Например, мы берем 2 фильма – один заведомо детский «Варежка», один заведомо недетский «Бентен». Мы берем множество методик, ищем методы оценки. В первую очередь смотрим на то, как дети понимают, с кем идентифицируются. Мы проводим исследование (чем-то похожее на то, что Вы сделали с Лунтиком и Винни Пухом), у нас дети, правда, постарше 4-х летки. Мы даем им смотреть мультфильм и после предлагаем игрушки из этого мультфильма и смотрим, как они играют. Соответственно, в игре мы можем наблюдать все, что ребенок «вынес» из увиденного. Тут и понимание сюжета, понимание и восприятие эмоционального пласта, идентификация, способность применить в жизни, модели поведения, влияние на эмоциональное и психологическое состояние. Но это, опять же, наша методика, она в какой-то степени субъективна (в плане отбора критериев) и мы в ней, конечно, не рассматриваем эстетическое и культурное влияние, хотя, оно очень велико и важно.
А что Вы думаете по поводу новых, сейчас очень популярных и модных, среди родителей развивающих мультфильмов, фильмов и дисков для малышей, которые как раз разработаны (по словам самих производителей) как раз для детей от 0 до 3-х лет?
Это все ерунда. Да, ребенок может запомнить, где красный и зеленый, но это будет чисто рефлекторное. У нас был опыт работы с этими дисками. Одна из компаний, кажется, «Я все могу!» прислали нам на экспертизу эти самые мультики. Мы написали им абсолютно разгромное письмо, заключение: никакого развития у младенцев, никаких энциклопедических знаний с пеленок невозможно через смотрение, это просто обман. Обман и родителей и детей. Плюс, ко всему еще и вредный обман. Вредный для детей, конечно. Производители таких мультфильмов уверяют родителей, что если с рождения смотреть эти диска – ребенок будет гением, при этом, что ребенок привыкает смотреть телевизор, привыкает к постоянному экрану, а как это пагубно мы обсуждали, они не говорят.
Так мы и получаем в итоге зависимых от телевизора и компьютера детей, сами же родители бьют в колокола, но уже поздно. Пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно. Он уже живет там. Сейчас уже есть дети , которые обращаются с реальностью как с компьютером. (Мальчик 4-х лет смотрит в окно и двумя пальцами пытается «увеличить» изображение, как на айпаде или маме, которая кричит, говорит – delete). То есть идет полный перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть.
Давайте с Вами поговорим немного о качестве современных мультфильмов. Что Вы можете сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы, смыслы. Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, Фиксики.
«Лунтик», это вроде бы хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку) и это уже хорошо. Но взять засилье этих монстров, бакуганов, тачек – это трагедия. Это не люди, не игрушки – это не понятно, что с точки зрения образа.
Маша из «Маша и Медведь» – она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения и идентификации, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что.
Фиксики – мы как раз сейчас изучаем этот мультик. Это детали машинок в доме. Это однозначно для младших школьников, не меньше. Тогда они еще могут принести им какую-то познавательную пользу – устройство техники – для больших детей, после 7 лет это может что-то дать.
«Богатыри» – продукт Мельницы. Это полный китч. Это мультфильм не для детей! Пускай родители это усвоят раз и навсегда. Это взрослые мультфильмы! Это офисный и взрослый юмор, это недетские смыслы и страсти. Никакого русского духа и культурного наследия и идентификации детям эти мультфильмы не принесут! Попытка в нашей стране сделать такой семейный фильм, приемлемый и для детей и для взрослых терпит фиаско.
«Смешарики» – это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей и для взрослых. Про них могу сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прям для детей, маленьких детей с 3-х лет, некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, что опять же, как мы говорили – ребенок их не способен прожить и уложить в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие, конечно, между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько путать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет. Поэтому опять же – к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и тд. Это важно.
А что Вы можете сказать про фестивальные мультфильмы? Которые делают наши прославленные мультипликаторы? Возможно, там стоит искать спасение родителям?
Да, есть фестивали. Мы их регулярно просматриваем. Там эта проблема стоит также остро – очень мало мультфильмов для детей. Их просто нет. На фестивале представлены работы для взрослых. Мультипликаторам не интересно «в песочнице». Из 30-ти фильмов, которые получили премию – только 2 подходят для детей. Отдельные бывают, но очень редко, к сожалению. Тут проблема еще и в том, что сами создатели не задумываются про возрастную адресацию своих мультфильмов.
Сейчас самое модное – это чернота. Современные мультфильмы многие (не все) как правило, черные, мрачные, с трагическим концом, с черным юмором, которые для малышей никак не подходят.
Можно говорить о том, что безопаснее все же показывать ребенку наши советские, проверенные мультфильмы. Многие родители останавливают свой выбор на них, интуитивно понимая, что современные – это зло. Но тут возникает вопрос. Смотря советские мультики у ребенка, потом уже подросшего, не создается диссонанса с окружающей действительностью? Некоторые психологи говорят о том, что смотря постоянно «советчину» ребенок может стать не готовым современному ритму и реалиям и может вырасти инфантильным.
Ну, какая же там реальность? Они тем и хороши, что там безвременная форма, даже если там дети, они делают то, что делают дети во всех поколениях – показывают концерты, ждет деда мороза, поют песни, спасают щенка. Этого можно не бояться. А инфантилизм как раз возникает от другого – от того, что дети сами ничего не делают – до 10-12 лет, ни на улицу не выходят, практики жизни у них нет, они под колпаком и маме спокойнее, что он смотрит телевизор – это вот и вызывает инфантилизм.
Какие еще можно дать советы родителям по выбору мультфильмов для детей (помимо того, что мы говорили об образе героя). Возможно, главный фактор?
Если мы говорим о детях до трех лет, то это максимально простые мультфильмы. Простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Например, Котенок Гав, вообще Сутеевские мультфильмы максимально приближены для этого возраста. Паровозик из Ромашково. Их много на самом деле, они очень милые, и если ребенку изначально показывать их, а не «Лунтика» или «Спокойной ночи, малыши» они привыкнут к хорошим мультикам, и будут смотреть их много раз, что тоже очень хорошо для ребенка.
А что касается классики тоже, но зарубежной. Диснеевские мультфильмы, например, Король Лев, Бемби, Золушка. Насколько они хорошо или плохи для наших детей?
Это очень хорошие мультики. Одни из лучших, я бы сказала. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, вкус к красивому, пониманию этой красоты. Плюс, там замечательные темы затронуты, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет, естественно опять же подбирая содержание. Для более младшего возраста – 5 лет, собственно, подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее, это в них попадает. Старшему возрасту более серьезную сюжетную линию подбирать. (*примечание редакции: современные мультфильмы Диснея в подавляющем большинстве случаев не следует показывать детям, подробности здесь).
При этом очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто сажать его перед компьютером или телевизором, а смотреть вместе, комментировать, помогать в понимании и так далее. Вообще, самый мультяшный возраст, если можно так сказать, это 5-7 лет, когда доступна детям вся эта красота, длинные сказки, с волшебством, с чудом. Ребенок уже много всего понимает и в тоже время, еще очень открыт и наивен, верит в волшебство. Как раз это тот возраст, когда все это обязательно надо ему дать!
Тут еще есть одна опасность, когда ребенок раньше времени начинает смотреть мультфильмы, которые не предназначены для его возраста. (мы о ней не говорили). Ребенок вроде бы посмотрел мультик, например, «Малыш и Карлсон» в 2 года, родители и ребенок считают ,Что он к этому приобщился уже. А то, что он половину не понял и не прожил – это уже не важно. И вот вся эта субкультура детская, которая призвана развивать ребенка (в более позднем возрасте!) – она проходит мимо. Мимо ребенка проходят основные смыслы, тонкий юмор, мораль, все то ,что он мог бы получить от этого мультфильма в свои 5-6 лет, он уже не получил и не получит! Сейчас Питер Пен, Снежная Королева – все это обрушивается на 3-х летних детей, а они смотрят только поверхностные сюжеты.
То есть, смотря Карлсона в 2 года, ребенок просто видит, что человечек летает и все? Остальное все проходит, а почему она это потом не может добрать, так скажем, в 5-6 лет, пересмотрев мультфильм?
Да, кроме летающего человечка он ничего не улавливает в этом возрасте. А не доберет потом, потому что к этому он уже вряд ли вернется в свои 6 лет, когда это ему было бы нужно. Он не будет пересматривать то, что он смотрел в 2 года. И это проблема – богатство человеческой культуры, которое адресовано детям она проходит мимо них и не присваивается. Формально, дети смотрят, но реально – все мимо. Именно поэтому мы настаиваем на более детальной возрастной дифференциации.
Но сейчас уже и в детских садиках показывают мультфильмы.
Да, и это очень не здоровая тенденция. Воспитатели почувствуют вкус к этому и все дошкольное образование завершится. Вообще, эта мода на интерактив на современные технологические новшества в образовании – ни к чему не приведет. Здесь все-таки должна оставаться традиция. И вообще, я как раз недавно высказала мысль, что самая главная инновация в образовании – это возврат к истокам, к традиционным методам воспитания. К нормальной игре, к книге, сказке, самодеятельности детской – в этом и есть главный прогресс долен быть, а не в формальной технологии.
А Вы уже сейчас можете сказать на основе каких-то исследований, что пагубное влияние раннего смотрения детьми ТВ и мультфильмов просматривается в их поведении в более старшем возрасте?
Да, безусловно, эти исследования есть и определенная корреляция с конкретными отклонениями существует. Например, все гиперактивные дети подсажены на телевизор, дети склонные к аутизму, неконтактные, не нуждающиеся в общении – это тоже оттуда. Буквально, 100% детей, которые не могут ни на чем сосредоточиться – это влияние телевизора. Это понятно, потому что с самого детства они привыкли, что внешне есть «держатель» внимания.
Как Вы относитесь к тому, что мультипликационные герои продают шоколад, игрушки, воду и другие все возможны детские товары?
Как к этому можно относиться? Это рынок. Так устроен сегодня весь наш потребительский рынок. Это все психологические приемы, недаром, к производству мультфильмов производители подключают психологов. Весь детский мир, все сферы жизни детей окружены одними и теми же героями. Это психология.
То есть ребенка надо как-то стараться ограждать от засилия мультгероев везде и на всем?
Вообще, игрушка-персонаж – это вещь очень хорошая! И всем бы родителям, я наоборот порекомендовала бы иметь таковые. Раз уж дети в таком раннем возрасте смотрят мультфильмы, это неизбежно, тогда надо сглаживать негативные моменты просмотра. С помощью игрушки персонажа ребенок может прожить то, что он увидел в мультике, а родитель может ему в этом помочь. Кстати, как и книга. Если ДО просмотра прочитать книгу, после посмотреть мультфильм по ней, потом еще и разыграть совместно с ребенком какую-то сценку, например, наиболее сложную из мультфильма. Вот очень позитивным примером хорошей игрушки, книги и мультфильма является котенок Финдус. Это гениальные книги о старике Петсоне и котенке Финдусе. Тут очень детские, теплые рассказы, гениальные иллюстрации, плюс очень современные. И на основе этих рассказов, этих книг выпущены мультфильмы и есть игрушки (которые выполнены в очень высоком качестве). Более того, я противник компьютерных игр для детей, но в этой серии есть и компьютерные игры для детей и это гениальный продукт – очень остроумные и развивающие.
А то, что касается серийности мультфильмов – это плохо?
Это тоже один из факторов психологического воздействия. Это способ завязывания, привязывания к экрану. Посмотрел одну серия, оборвалось, или знаешь, что есть еще серии, и уже ты вроде бы как должен посмотреть и узнать, что же случилось с персонажами. Так что, если выбирать, то выбирать целостные мультфильмы, короткие с определённым четким концом. Плюс, если это серийный мультфильм – сразу падает неизбежно качество. Ведь, этот бизнес сейчас очень циничный. Производителей не интересуют дети – их интересует прибыль. Самое главное – это прибыль, а этот зависит от того, сколько детей подсядет на героя и тут для них все средства хороши.
Какие еще негативные тенденции современных мультфильмов Вы бы отметили?
Удивительно, но все больше современных мультфильмов разделяет детей на мальчиков и девочек, в плане адресности. Если в советских мультфильмах, старых Дисневских, не важно, кто главный герой – животное, мальчик или девочка – там главное общечеловеческие качества и переживания, характер, то в современных – фактор пола выходит на первое место. Есть фильмы для мальчиков и для девочек, и Вы догадываетесь какие. Такое ранее разделение ничего хорошего не несет для детей, для их развития и самоидентификации. Сначала ребенок должен стать человеком, а потом уже приобрести половые черты. Поэтому, до 5 лет это разделение не принципиально.
По материалам журнала Благодарение
Показывайте детям хорошие мультфильмы и хорошие фильмы!
Как показывать мультфильмы в группе, чтобы не навредить детям и избежать скандалов с родителями
Марина Степанова, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», д. м. н., профессор
Летом в дождливый день воспитатели грешат тем, что включают мультфильмы, чтобы занять детей. Родители недовольны и устраивают скандалы. Из статьи вы узнаете, как часто можно показывать мультфильмы в детском саду. Семь правил помогут организовать просмотр так, чтобы не навредить здоровью детей и избежать скандалов с родителями.
Сегодня техника позволяет показывать мультфильмы в детском саду. Многие родители убеждены, что этого делать не нужно, дети и дома часто смотрят мультфильмы. По данным Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей, 94 процента дошкольников – активные телезрители. 20 процентов детей сидят у экрана телевизора более часа в день, в выходные этот процент выше. Законодательных запретов на показ мультфильмов в детском саду нет. Более того, сеансы могут принести пользу, если их правильно организовать. В статье вы найдете чек-лист для воспитателей, как организовать просмотр, и гимнастику для глаз, которую нужно проводить после каждого просмотра.
Какой процент младших и старших дошкольников смотрят телевизор более одного часа в день
Показывайте мультфильмы детям только с трех лет
Медики и психологи утверждают, что мультфильмы детям можно смотреть не раньше трех лет. До этого возраста у малыша чисто сенсорное восприятие. Он будет смотреть все, что ни покажи: цвет, движение, картинка притягивают его к экрану. До трех лет ребенок еще не осознает разницы между воображаемым и реальным. Если родители уже успели сформировать у ребенка раннего возраста привычку к просмотру телепередач или мультфильмов, то у такого юного телемана блокируется развитие корковых отделов мозга, своевременно не развиваются нейронные связи, возникает зависимость.
Мультфильмы подменяют общение со сверстниками, тормозят развитие речи. Чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к проблемам со зрением. Смотрите, какие последствия вызывает избыточный просмотр мультфильмов и как влияет на здоровье ребенка правильно организованный сеанс – ниже.
Выбирайте качественные мультфильмы
Большинство взрослых доверяют возрастной маркировке, когда выбирают безопасный или даже полезный мультфильм для ребенка. Но маркировка «0 «, которая стоит на большинстве мультфильмов, безграмотна, ведь ребенку до трех лет просмотр видеопередач не рекомендован.
Выбирая мультфильм, сформулируйте цель – для чего вы хотите показать его детям. Мультфильм должен расширять кругозор ребенка, погружать в новую реальность, давать новые знания. Качество мультфильма определяют понятность его для ребенка, динамика событий, сюжет и характер героев, длительность мультфильма, прорисовка, музыкальное сопровождение.
Понятность и динамика
Чтобы ребенок сопереживал героям, мультфильм должен быть понятен. Малыш во время просмотра пытается осознавать причинно-следственные связи событий на экране, модели поведения героев. Поэтому скорость, с которой сменяются действия на экране, должна быть адекватна восприятию маленького зрителя. Например, в мультфильме «Том и Джерри» динамика завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от мелькающего потока впечатлений, непрерывного движения, однако не понимают смысла того, что происходит на экране.
Содержание
Персонажи могут быть хитрыми, коварными, но не нести агрессию. Наряду с ними должны быть герои милые, добрые, непоседливые, как и сами дети. Персонажи могут вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, при этом должны учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам. К таким произведениям относится большинство советских мультфильмов: «Аленький цветочек», «Крокодил Гена», «Белоснежка и семь гномов», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Золушка». Они эстетичны, без откровенной дидактики. Не показывайте мультфильмы, где демонстрируются драки, сцены насилия, герои-монстры.
Длительность
Для детей 3–4 лет выбирайте короткие мультфильмы не более 20 минут с законченной историей: «Варежка», «Паровозик из Ромашково», «Мойдодыр», «Котенок по имени Гав», «Репка», «Как ослик счастье искал», «Крошка Енот». Для детей 5–6 лет длительность мультфильма должна быть не более часа.
Музыка
Хорошо, когда классические музыкальные произведения становятся основой для мультфильмов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Времена года», «Петя и волк». Классическая музыка помогает понять и пережить события фильма: грустить и радоваться, пугать и удивлять. Она подсказывает характер персонажа: серьезный, смешной, нежный, грозный. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят песни из мультфильмов «Бременские музыканты», «Зима в Простоквашино», «Умка», «Песенка о лете», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Антошка», «Чунга Чанга».
Прорисовка
Большинство современных мультфильмов художники рисуют на компьютере, а не как раньше – карандашом и кистью, тщательно пририсовывая каждый элемент. Таковы условия видеорынка: мультфильм надо быстрее выпустить в прокат. Но от этого страдает качество произведения. На первый взгляд незаметно, но общее впечатление сглаживается, мультфильм слабее воздействует на зрителя. А у детей восприимчивость выше, чем у взрослых. Воспитывать их эстетический вкус на некачественных мультфильмах не нужно.
Включайте мультфильм в занятие
Сеансы необходимо частично или полностью интегрировать в занятия. Например, после прочтения сказки предложите детям посмотреть ее экранизацию, а затем обсудить увиденное на экране. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышам важно понарошку пережить эмоции, с которыми они пока не сталкивались в реальной жизни. В одно занятие показ фильма и его обсуждение умещать не нужно. Распределите эти этапы на первую и вторую половину дня, особенно если погодные условия препятствуют прогулке.
Внимание
Не показывайте детям мультфильмы, в которых используется сленговая речь
Несколько занятий посвятите тому, как создают мультфильмы. Продемонстрируйте примеры разных подходов, которые используют режиссеры. На музыкальном занятии разучите полюбившуюся песенку из мультфильма. На занятиях изобразительным творчеством предложите нарисовать или слепить понравившегося героя. Мультфильм служит подспорьем и на занятиях по развитию речи: после просмотра предложите детям пересказать содержание, вспомнить названия животных, растений, предметов домашнего обихода.
Не показывайте мультфильм каждый день и дольше 15 минут
Мультфильмы нельзя показывать каждый день. Длительность просмотра следует ограничивать. Сколько минут в день дети могут смотреть мультфильмы без вреда для здоровья, смотрите на рисунке. И это время лучше разделить на два этапа: показывать мультфильмы в первую и вторую половину дня – по 10 и 15 минут младшим и старшим дошкольникам соответственно. Устраивать сеансы детям более двух раз в день нельзя.
Словарь
Аккомодация – адаптация, приспособление органа либо всего организма к изменению внешних условий
Не следует включать просмотр в каждый вид деятельности. Зрительный анализатор в дошкольном возрасте только формируется, особенно интенсивно в первые 5 лет жизни ребенка. У многих дошкольников врожденная дальнозоркая рефракция преобладает над нормальной. В большинстве случаев это наблюдается до 6 лет. К 4–5 годам цветовое зрение у детей продолжает совершенствоваться. Это означает, что именно в дошкольном возрасте глаз ребенка наиболее уязвим. Главная причина ухудшения зрения – физиологическая усталость глаз и нарушение аккомодации, которые вызывает большая зрительная нагрузка.
Нельзя заменять дневной сон просмотром мультфильмов – особенно это касается старших дошкольников, многие из которых уже перестают спать днем и просят дать им что-нибудь тихо посмотреть. Нельзя заменять мультфильмами прогулки, за исключением случаев, когда погода препятствует этому. Учитывая возбуждающий характер большинства мультфильмов, детскую впечатлительность, не стоит их демонстрировать перед сном.
Сколько минут в день дети могут смотреть мультфильмы без вреда для здоровья
Дети 3–4 лет
|
Дети 5–7 лет
|
---|---|
Не более минут
|
Не более минут
|
Используйте телевизор разрешенного размера и правильно рассадите детей
Просмотр всей группой мультфильмов на ноутбуках или планшетах не допустим. Такую технику можно использовать только для индивидуальных занятий или для занятий группы не более трех человек.
Для просмотра мультфильмов необходим телевизор с размером экрана по диагонали не менее 59 см. Экран должен быть на высоте 1–1,3 м от уровня пола. Посадить детей нужно на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Стулья установить в 4–5 рядов из расчета на одну группу. Расстояние между рядами стульев должно быть 0,5–0,6 м. Рассаживайте детей с учетом их роста. Не разрешайте во время просмотра сидеть на ковре.
Внимание
Для показа мультфильмов можно использовать интерактивные доски, если изображение на них такое же качественное, как на телевизоре
Если в групповую или другое помещение, где вы организовали просмотр, проникает яркий солнечный свет, необходимо зашторить окна, чтобы исключить засветку экрана. При показе в вечернее время включайте свет – например, настольную лампу, но так, чтобы он не попадал зрителям в глаза. Если ребенку врач прописал очки для просмотра мультфильма, необходимо надеть их на малыша.
Изображение на экране должно быть четким, без мерцания. Некачественное изображение портит зрение ребенка и быстрее вызывает утомляемость, может спровоцировать головную боль. Подобные симптомы вызывает и большая громкость.
Смотрите мультфильм вместе с детьми
Организуя просмотр, воспитатель не должен сидеть в стороне и заниматься своими делами. Дети активно реагируют на мультфильм во время просмотра. Поддерживайте их воодушевление, дайте возможность поделиться своими переживаниями. Необходимо следить за реакцией дошкольников на действия персонажей, а потом совместно их обсуждать. Искренняя заинтересованность педагога происходящим на экране поможет сблизиться с детьми. Помните, что сюжеты мультфильмов дети потом переносят в свои игры, при выборе игрушек предпочитают знакомых и любимых персонажей.
Чек-лист для воспитателя
После просмотра сделайте с детьми упражнения для укрепления зрения
Сохранить и укрепить зрение детей после просмотра мультфильма поможет зрительная гимнастика. Чтобы сделать ее привлекательной, проводите упражнения в игровой форме и время от времени меняйте ее. Пример зрительной гимнастики вы найдете в конце статьи.
Наряду с большим удовольствием и эмоциональной зарядкой просмотр мультфильмов представляет для детей большую интеллектуальную нагрузку. Нередко впечатлительные дети после просмотра эмоциональных сюжетов становятся нервными, возбужденными. Поэтому чередуйте показы с активными двигательными занятиями.
Физкультминутка для глаз
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/742537/b89f5e00-02c2-4a44-8f31-f999e752e1f0/?of=copy-1147fb3e24
Лесных Н.В.
Положительное и отрицательное влияние просмотра мультфильмов на поведение и развитие ребенка
Мультфильмы — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. С момента появления мультипликационных фильмов более века назад несколько поколений детей выросли на просмотре мультфильмов. Множество девочек мечтали стать принцессами, а мальчики представляли себя доблестными рыцарями после просмотра таких классических мультипликационных сказок, как «Питер Пэн», «Аладдин и волшебная лампа», «Золушка», «Красавица и чудовище» и т. д.
Однако мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на когнитивное развитие и поведение ребенка. В этой статье рассказывается все о влиянии мультфильмов на детей и даются советы, как бороться с их негативным воздействием.
Положительное влияние просмотра мультфильмов на детей
О важности мультфильмов для детей можно судить по различным положительным эффектам, которые мультфильмы оказывают на поведение и развитие ребенка. Вот некоторые положительные эффекты, которые мультфильмы могут оказать на детей:
1. Помогает детям начать обучение в раннем возрасте
Мультфильмы могут помочь детям начать обучение в раннем возрасте. Положительное влияние мультфильмов на детей особенно заметно в случае обучающих мультфильмов, обучающих формам, числам и цветам. Такие мультфильмы могут научить детей основным вещам в веселой и интерактивной форме, что делает обучение приятным занятием. Движущиеся, говорящие картинки и красочные визуальные эффекты делают обучение интересным для детей.
2. Помогает в познавательном развитии
Просмотр мультфильмов может помочь развить познавательные способности вашего ребенка. Это может помочь развить логику и способность рассуждать, визуальную и слуховую обработку, а также устойчивое и избирательное внимание ребенка.
3. Помогает в развитии языка
Мультфильмы могут познакомить ваших детей с разными языками, тем самым помогая детям в развитии их языковых способностей. Например, если вы позволите им смотреть мультфильмы на вашем родном языке, это поможет им лучше выучить язык. Смотря разные мультфильмы, дети также могут улучшить свое произношение и манеру говорить.
4. Развивает творческие способности
Просмотр мультфильмов помогает развивать воображение и творческие способности детей. Ваш ребенок сможет придумывать новые идеи, вдохновленные определенными мультфильмами, и придумывать новые истории или рисунки на основе мультфильмов, которые он смотрит.
5. Способствует смеху и снимает стресс
Дети находят мультфильмы забавными и часто громко смеются над выходками героев мультфильмов. Смех хорошо снимает стресс и укрепляет уверенность. Это также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые вызывают у нас положительные эмоции.
6. Помогает детям узнать о разных вещах
Просмотр мультфильмов — отличный способ рассказать детям о местных обычаях, традициях, истории и мифологии. Например, просмотр анимационных версий «Рамаяны» или «Махабхараты» может рассказать детям об индийской мифологии. Просмотр мультфильмов о баснях Эзопа или Панчатантре может научить детей нравственности, доброте и состраданию.
Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей
Несмотря на то, что мультфильмы оказывают положительное влияние на детей, они также могут оказывать негативное влияние на их поведение и развитие. Вот различные негативные последствия, которые мультфильмы могут оказать на детей.
1. Поощряет насилие
Просмотр мультфильмов, изображающих насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, дети могут полагать, что никто не пострадает и не почувствует боли, поскольку мультфильмы остаются невредимыми после насилия или несчастного случая. Например, персонажи «Тома и Джерри», «Дорожного бегуна» и «Огги и тараканов» часто бьют друг друга или заставляют друг друга падать с высоты, часто без каких-либо реальных последствий.
2
. Способствует непослушному поведению и отсутствию сочувствия
Есть несколько мультфильмов, в которых персонажи демонстрируют грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут подражать такому поведению и бросать вызов своим родителям или учителям, когда их наказывают за плохое поведение.
3. Пропагандирует нецензурную брань
Мультфильмы часто содержат язык, неприемлемый для детей. Дети впечатлительны, и они могут начать использовать ненормативную лексику, которую учат по мультфильмам, в реальной жизни.
4. Поощряет асоциальное поведение
Есть несколько мультфильмов, которые поощряют асоциальное поведение и дают детям неверный посыл. Кроме того, есть несколько мультфильмов, которые содержат сексуальные намеки, поощряют агрессию и поощряют грубое поведение. Это может повлиять на поведение вашего ребенка и заставить его думать, что быть агрессивным, избалованным или склонным к насилию – это нормально.
5. Может привести к проблемам со здоровьем из-за сидячего образа жизни
Слишком много часов сидения перед экраном за просмотром мультфильмов может вызвать ряд проблем со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни и малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, проблемы со зрением и дефицит питательных веществ из-за вредных пищевых привычек.
6. Продвигает плохие образцы для подражания
Дети часто боготворят своих любимых героев мультфильмов и подражают им или стремятся быть похожими на них. Часто объект их восхищения может быть вводящим в заблуждение образцом для подражания, который поощряет неправильные привычки или проявляет бесчувственное поведение по отношению к ближним. Такого рода воздействие мультфильмов на детскую психологию часто может привести к разрушительным последствиям и привести к тому, что дети станут замкнутыми, необщительными, асоциальными или непослушными.
Советы родителям, как справиться с побочным эффектом мультфильмов на ребенка
Теперь, когда мы поговорили о различных преимуществах и недостатках мультфильмов и о влиянии мультфильмов на поведение детей, вот несколько советов для родителей, как справиться с негативными побочными эффектами мультфильмов:
1. Смотрите вместе с детьми
Просмотр мультфильма вместе с детьми позволит вам следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на различные события сюжетной линии. Это также поможет вам лучше сблизиться с вашим ребенком. Зная, какой у них любимый мультипликационный персонаж, и смеясь вместе с ними, вы сможете понять образ мышления вашего ребенка и улучшить свои отношения с ним.
2. Ограничить количество часов
Установите правило, ограничивающее время просмотра телевизора или мультфильмов на 1 час в день, особенно для маленьких детей. Поощряйте их выходить на улицу и играть, а не сидеть и смотреть мультфильмы.
3. Выберите подходящие или развивающие мультфильмы
Разрешайте ребенку смотреть только соответствующие возрасту или образовательные мультфильмы, которые не изображают и не поощряют негативное поведение.
4. Объясните разницу между мультфильмами и реальностью
Объясните ребенку разницу между мультфильмами и реальностью. Научите ребенка тому, что вредно, что приемлемо, а что нереально. Например, вы можете объяснить своему ребенку, что, хотя персонаж, кажется, остался невредимым после того, как подвергся насилию, в реальной жизни это не так.
5. Используйте приложения для фильтрации и мониторинга
Используйте приложения для родительского контроля, которые имеют программное обеспечение для мониторинга и фильтрации, чтобы отфильтровывать неприемлемый контент и блокировать контент, к которому вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел доступ. Убедитесь, что вы не оставляете ребенка одного перед телевизором или iPad на несколько часов, не наблюдая за тем, что он смотрит.
6. Изучите информационные каналы
Изучите такие каналы, как Discovery, National Geographic и Animal Planet, чтобы получить информативный и образовательный контент, который поможет в общем развитии вашего ребенка. Вы также можете взять их с собой, чтобы испытать то, что они видели по телевизору. Например, если они смотрят передачу о галактике или Солнечной системе, вы можете пригласить их в планетарий и даже показать им созвездия и планеты в ночном небе.
7. Смотрите программы с языковыми средствами
Поощряйте своих детей смотреть программы с языковыми пособиями, которые помогают им выучить буквы алфавита, слова и рифмы.
8. Используйте аудио компакт-диски
Для рассказов и стихов вы можете использовать аудио компакт-диски, а не мультфильмы, так как это побудит вашего ребенка лучше слушать.
9. Не позволяйте им есть, сидя перед телевизором
Прием пищи во время просмотра телевизора или iPad создает почву для вредных пищевых привычек на всю жизнь, таких как переедание и зависимость от нездоровой пищи. Дети часто склонны переедать, когда они находятся перед экраном. Они также склонны выбирать нездоровую пищу. Ешьте вместе за обеденным столом всей семьей и избегайте просмотра телевизора во время еды. Это поможет детям сосредоточиться на еде и побудит их есть питательную пищу и останавливаться, когда они сыты.
Мультфильмы могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на детей в зависимости от того, какой мультфильм они смотрят. Ограничивая время, которое дети проводят перед экраном, и побуждая их выходить на улицу и играть, вы можете сделать своих детей более здоровыми и счастливыми. Следование перечисленным советам, безусловно, поможет избежать негативного влияния мультфильмов на развитие и поведение ребенка.
Читайте также: Влияние просмотра телевизора на детей
Влияние мультфильмов на детей
Сегодня дети проводят больше времени перед телевизором по разным причинам. Электроника прочно вошла в нашу жизнь. Когда ребенок рождается, он подобен пустой тетради. То, что мы там пишем, создает их будущее. Итак, мы, их родители, должны быть их учителями, а окружающая среда, в которой они живут, должна научить их становиться лучше. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет, которые слишком малы, очень важно подвергать их любящей и заботливой среде. Безопасная среда, которая предоставляет им достаточно возможностей для их эмоционального и социального развития, что поможет им стать стабильными личностями в будущем. В современном мире цифровые медиа неизбежны для каждой возрастной группы детей.
Среда, которая их окружает, должна быть счастливой, безопасной и любимой, поскольку она становится очень важной для образования наших детей. Глобальное исследование показывает, что 85% структур головного мозга детей сформированы уже в первые годы жизни. Так что это годы, когда нам нужно особенно заботиться о том, что мы показываем нашим детям, как мы ведем себя перед ними, давая им достаточно возможностей для ручного опыта.
Мальчик смотрит фильм, Freepik
Сначала мультфильмы были такими короткими, но теперь они очень длинные, и дети могут сидеть и смотреть их часами. Дети смотрят мультфильмы не только по телевидению, но и в Интернете, и они, как правило, могут содержать неприемлемый контент. На эти веб-сайты легко попасть, если ребенок захочет их увидеть.
Выбрали мультперсонажа
Больше всего девочки выбрали мультперсонажа Эльзу (Холодное сердце). Когда мы спросили их ответы в интервью, причина, по которой они выбрали этого персонажа, заключалась в ее внешности и способности делать лед. Превращение некоторых людей в лед означает, что они уничтожены. Это разрушение может восприниматься детьми как нормальное явление.
Девочки тоже хотят быть мультяшными персонажами, такими как девочки из Клуба Винкс, Белоснежка и Золушка. Причинами являются их внешний вид и красота. Серьезной проблемой на будущее является то, как девушки боготворят персонажей с точки зрения их внешности, модного поведения и красоты. Они могут даже испытывать неадекватность из-за своих высоких стандартов. Кроме того, у них может развиться привычка судить других по их внешнему виду.
Выбор любимых персонажей для мальчиков — это сверхъестественные способности и внешность. Заявления детей и описания их персонажей: они хотят летать или обладают сверхъестественными способностями, а иногда они страшные и плохие персонажи.
Герои мультфильмов, фото предоставлено Yun
Было проведено несколько исследований:
- Родители оставляют своих детей смотреть телевизор, чтобы закончить что-то или сделать перерыв.
- Настроить ребенка на просмотр телевизора — лучший способ для родителей заставить ребенка закончить трапезу.
[box] Мощный инструмент, такой как мультфильмы, телепередачи, рекламные ролики, может быть обоюдоострым оружием.[/box]
Теперь вопрос в том, оказывает ли этот контент положительное или отрицательное воздействие на мозг детей?
Положительный эффект
Положительная сторона заключается в том, что с помощью мультфильма можно научить ребенка говорить прилично, контролировать свой темперамент, помогать пожилым, слушать родителей, помогать бедным, работать в группу, не испытывая ненависти или зависти к своим друзьям. Мультипликационный контент может научить ребенка некоторым положительным навыкам. Например; как быть лидером, думать о действиях, анализировать проблемы, управлять рисками и даже привить ребенку любовь к спорту. Хорошо продуманный мультипликационный сценарий может научить ребенка незащищенности, опасности электричества, перехода улицы, жары в духовке. Он также может научить их навыкам разведки, как вести себя в дикой природе, залечить рану, узнать направление ветра, построить компас, сделать маленькую лодку, установить палатку и правильно привязать веревку.
Мультипликационный герой может служить ребенку образцом для подражания на долгие годы. Мультипликационный персонаж создается иллюстратором так же, как и сценарий, и любые побочные эффекты могут возникнуть в реальной жизни, представленной этой ситуацией. Очень важно, чтобы ребенок получал чистое содержание хороших сообщений и правильно их перенимал.
Семья любит вместе смотреть телевизор, Freepik
Негативный эффект
В то же время мультфильм может быть гораздо опаснее любого другого опыта, который ребенок мог видеть раньше. Он может содержать содержимое, которое может сбить его с толку. Может содержать инструкции, противоречащие обучению родителей. Неправильный мультфильм может вызвать у ребенка различные нежелательные взгляды на своих родителей, друзей и учителей.
Намеренно негативное содержание или бесхозяйственность могут привести к тому, что ребенок усомнится в своем образовании, навыках, мышлении, образе жизни, в котором он вырос, следуя своей религии. Персонаж с негативным отношением и поведением, который появляется на экране как герой, может иллюстрировать ребенка, который искажает его или ее понимание своей жизни и окружения. Он мог действовать агрессивно или принимать плохие решения в тех же ситуациях, в которых ранее действовал положительно.
Но под присмотром родителей, во многих разговорах дети со временем видят разницу между фильмом и реальностью.
Просмотр телевизора
Результат (опросное исследование):
- 78% детей испытывают психологические эффекты после просмотра мультфильмов, в то время как другие меньше. Поэтому, когда дети больше внимания уделяют мультяшным героям, потому что это также влияет на их познавательный процесс и все равно приводит к различным мультяшным эффектам.
- 70% детей изменили свой язык после просмотра мультфильмов, а другой нет. Когда дети смотрят мультфильм, они также изучают свой язык, после чего используют язык в повседневной жизни, как в школе, с друзьями и семьей.
- 70% поведения детей изменилось после просмотра мультфильмов, а не у остальных. Когда дети уделяют больше внимания всей мультяшной истории или конкретному персонажу, сумасшествие влияет на их поведение, чтобы изменить его.
- 70% поведения детей меняется после просмотра мультфильмов. Большинство участников сошлись во мнении, что поведение детей изменилось после просмотра мультфильма. Они демонстрируют агрессивное поведение и используют те же приемы, что и в мультфильмах, во время драк друг с другом.
Дети находятся под сильным влиянием мультсериала. Потому что больше внимания и времени уделяют мультфильмам, а не другим активностям. Хотя на данном этапе также является решающим фактором то, что член семьи уделяет меньше времени детям, именно поэтому дети в основном смотрят мультсериалы. Когда дети воспитываются, большее внимание к мультфильмам означает, что они многому учатся из мультфильмов. Анализ показывает, что мультфильмы психологически воздействуют на большинство детей. Просмотр мультфильмов меняет поведение детей, которое превращается в агрессивное, а также может изменить язык, а язык является важнейшей частью любой культуры. Более поздние анализы больше используют мультфильмы как источник развлечения, чем другие физические действия. Эта вещь больше вредит физическому здоровью детей. В конце концов, благодаря анализу исследований становится очевидным, что мультфильмы влияют на детей не только физически, но и умственно.
Источник:
Мультик!!! И это влияние на социально-эмоциональное развитие дошкольников, Дипика Раджават1 1 (Департамент образования, Университет Махараджи Саяджирао в Бароде, Индия)
Влияние мультипликационных каналов на поведение детей, посещающих школу – обзорное исследование, Винод С.