Пмпк что это такое для школы: Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка? — Воспитание и обучение детей — Родителям — Образование, воспитание и обучение
| Главная » ПМПК
Родителям о ПМПК
Документы Министерства образования и науки РФ
Документы министерства образования Нижегородской области
Документы Департамента образования Администрации г. Саров
Приложения
|
|
О мифах и правде про ПМПК — интервью с начальником отдела по организации работы психолого-медико-педагогической комиссии
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
– это словосочетание наводит ужас на родителей
детей-школьников и дошкольников. Из уст в уста передаются истории о том, как
чьего-то абсолютно нормального ребенка заставили пройти комиссию, которая его
«забраковала» и отправила в коррекционную школу. Вариаций на тему причины таких
действий множество: начиная от того, что педагог просто невзлюбил ребенка,
заканчивая тем, что так «освобождаются» места в некоторых статусных учреждениях
образования. О мифах и правде про ПМПК корреспондент «НГ» поговорил с
начальником отдела по организации работы психолого-медико-педагогической
комиссии Натальей Хоманько.
— Почему сургутские родители так боятся ПМПК?
— Так было всегда. Родители, приводя ребенка на
комиссию, часто не всегда готовы услышать, что у него есть проблемы. Им сложно
принять, что придется его лечить, обучать по спецпрограммам, посещать занятия
со специалистами. Многие просто не готовы принять и понять результат комиссии,
взять на себя ответсвенность за дальнейшую судьбу ребенка. Ведь проще услышать,
что у него нет проблем, что все пройдет само собой, и это все временно. Но так
бывает очень и очень редко.
— Могут ли родители отказаться от прохождения
комиссии их ребенком?
— Конечно, обращение к нам носит заявительный
характер,
заставить родителя против воли
привести ребенка на ПМПК никто не имеет права.
Даже если комиссия
пройдена, ее результат выдается на руки маме и папе, а уж они сами решают,
передавать заключение в образовательное учреждение или нет. Также только они могут
решить, в какой форме будет получать образование их ребенок: инклюзивно — в
обычном классе, интегрированно — в отдельном классе (например, для детей с
задержкой психического развития), в общеобразовательной школе, либо в отдельной
образовательной организации – коррекционной школе. Или вообще в форме семейного
образования. В общем, выбор и окончательное решение всегда за родителями.
— На комиссию могут предложить отправить
любого ребенка?
— У нас есть четкое определение для тех детей,
которым могут порекомендовать пройти ПМПК — это дети, испытывающие трудности в
освоении программы, либо в своем развитии и адаптации. То есть, если мы говорим
о школьниках, то инициировать направление на комиссию можно только при условии,
что у ребенка есть академическая задолженность. Например, двойки в четверти или
за год, имеется системная неуспеваемость как по одному предмету, так и по
нескольким. При этом тут не учитываются случаи, когда неуспеваемость по
конкретному предмету обусловлена отсутсвием интереса у ребенка. Как правило,
ПМПК предлагают пройти детям, у которых на это есть клинические показания.
— Кто может инициировать прохождение ПМПК?
— По опыту могу сказать, что проблемы развития у
ребенка начинаются далеко не в школе. Поэтому сейчас основной акцент делается
на ранюю диагностику у детей от рождения до трех лет. В таком случае могут дать
рекомендацию на прохождение ПМПК доктора, которые ведут малыша — невролог,
педиатр, отоларинголог, офтальмолог. Также предложить родителям отвести ребенка
на комиссию могут воспитатель в детском саду, или учитель. Даже сами родители
могут прийти к нам, если считают, что у их детей есть проблемы.
— Известно, что с каждым годом становится все
больше детей, проходящих ПМПК. С чем это связано?
— Это так. И самый ощутимый скачок был в прошлом
году. Для сравнения, в 2015-м комиссию прошли 1533 ребенка, а в 2016 – 2592. И
ежегодно количество обращений увеличивается. Но могу уверенно сказать, что
это
связано с тем, что улучшилась демографическая ситуация в стране – детей стало
больше, а не с иными факторами.
— Какими факторами?
— Вокруг ПМПК ходит множество слухов и
заблуждений. Например, некоторые родители ошибочно считают, что так много детей
проходят ПМПК потому, что педагогам надо выполнить некий план, или сильно
завысились требования к успеваемости учащихся. Или от ребенка хотят избавиться
по разным причинам, начиная от того, что так прикрывается непрофессионализм
педагога, заканчивая тем, что на его место в школе или саду есть более
«выгодный» ребенок.
—
Обоснованность рекомендации по прохождению комиссии как-то проверяется?
— Конечно, если, например, учитель дает такую
рекомендацию, то он должен для начала инициировать обследование ребенка на
психолого-медико-педагогическом консилиуме самой школы. В состав консилиума во
всех образовательных учреждениях входят логопед, психолог, если есть, то
дефектологи, сам инициатор. Эти специалисты проводят предварительную
диагностику и делают заключение. Если клинических показаний на прохождение ПМПК
не выявлено, а неуспеваемость ребенка связана с несложившимися межличностными
отношениями, например, или школьной дезадаптацией, тогда такому ребенку просто
порекомендуют занятия с педагогом-психологом в школе, или посещение семейного
психотерапевта.
— Если на родителей оказывают давление,
заставляя отвести ребенка на ПМПК, что им делать?
— В первую очередь попытаться решить вопрос с
администрацией учреждения. А уже потом, если ситуация не изменилась, обратиться
в вышестоящие инстанции, например, департамент образования Администрации
города.
Справка: Отдел по организации работы территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии находится по адресу: проспект Мира, 36.
Контактные телефоны: 50-31-76, 50-31-78, 50-31-75, 50-31-75. Сайт учреждения:
cdk.admsurgut.ru
Видеозапись онлайн-конференции с Натальей Хоманько смотрите здесь.
На полях: образование для детей с ограниченными возможностями в Казахстане
Организация(и):
Хьюман Райтс Вотч
Свидание:
2019
Страницы:
72 р.
Скачать
- АНГЛИЙСКИЙ
Правительство Казахстана обязалось значительно расширить доступ к инклюзивному образованию в общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями. К сожалению, в настоящее время большинство детей с инвалидностью в Казахстане не получают качественного инклюзивного образования наравне с другими в сообществах, в которых они живут. Инклюзивное образование — это когда дети с инвалидностью и без нее вместе учатся в школах по месту жительства. В «На полях» подробно рассказывается, как правительство Казахстана по-прежнему поручает группе врачей и специалистов в области образования, известной как Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), определить, где дети с ограниченными возможностями могут учиться в школе. На основании выводов ПМПК чиновники отказали детям с инвалидностью в доступе к школам в их населенных пунктах. Большинство детей с инвалидностью по-прежнему содержатся в специальных школах или изолированы дома, а учителя посещают их несколько раз в неделю. Хьюман Райтс Вотч обнаружила, что в тех случаях, когда дети с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах, они могут быть разделены на отдельные классы. Хотя правительство определило некоторые общеобразовательные школы как «инклюзивные школы», где все дети учатся в одних и тех же классах, дети с ограниченными возможностями могут столкнуться с другими препятствиями, включая недоступные классы и туалеты; нехватка обученного и квалифицированного персонала; и отсутствие помощников для оказания академической, поведенческой поддержки или поддержки по уходу за собой. Хьюман Райтс Вотч призывает правительство Казахстана гарантировать инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями, реформировать законодательство и практику таким образом, чтобы заключения ПМПК не являлись обязательным условием для поступления детей в общеобразовательные школы, а также преобразовать систему ПМПК таким образом, чтобы она учитывала широкий спектр мнений и оценок со стороны учителей, родителей и других лиц, а также врачей для определения поддержки, которая может понадобиться ребенку для обучения в обычном классе, известной как разумные приспособления.
Добавить в закладки
EdTech для Индии: использование технологий для преодоления пробелов в обучении
Разорванные школьные траектории: понимание влияния COVID-19 на отсев из школы, социально-эмоциональное и академическое обучение с использованием лонгитюдного дизайна
Картирование оценок дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 в странах Африки к югу от Сахары
Соотношение цены и качества в школьном образовании: разумные инвестиции, качественные результаты, равные возможности
Обобщающая записка по учебному циклу KIX EAP 3 по интеграции навыков 21 века в учебную программу
Назад
Новый поиск
Интервью: Дети с инвалидностью в Казахстане не учитываются
В настоящее время большинство детей с инвалидностью в Казахстане исключены из общеобразовательных школ, разделены в специальные школы или обучаются дома, изолированы от своего сообщества. Филиппа Стюарт поговорила со старшим научным сотрудником Мирой Риттманн о том, почему в общеобразовательных школах мало детей с инвалидностью, о прогрессе, достигнутом Казахстаном в этом вопросе, и о том, что еще необходимо сделать.
Почему в этом отчете вы сосредоточились на Казахстане?
Правительство Казахстана обязалось улучшить возможности получения образования для детей с ограниченными возможностями, но до сих пор мы не видели, чтобы это обязательство привело к значимым изменениям. Мы хотели лучше понять, почему дети с ограниченными возможностями не имеют доступа к тем же возможностям образования, что и их сверстники, чтобы иметь возможность дать конкретные рекомендации о том, как правительство может обеспечить всем детям доступ к инклюзивному образованию, которого они заслуживают.
Какие обязательства уже взяло на себя правительство?
Казахстан обязался к 2019 году сделать 70 процентов школ инклюзивными. Он также ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов в 2015 году. людей с ограниченными возможностями уважают. Правительство также предприняло некоторые шаги для решения этой проблемы внутри страны, например, увеличив число учителей специального образования в некоторых общеобразовательных школах.
Нажмите, чтобы развернуть изображение
© 2019 Хьюман Райтс Вотч
Почему инклюзия важна для детей?
Инклюзия в школе – это первый шаг к интеграции в общество и к борьбе с дискриминацией. Мы поговорили с несколькими родителями, чьи дети проходят инклюзивное образование, и все они очень положительно оценили, что их дети учатся и играют с другими детьми, с ограниченными возможностями и без них. Они говорили об улучшении коммуникативных навыков и о том, как дети учатся, наблюдая друг за другом. Даже при существующих проблемах родители чувствовали, что пребывание в инклюзивной среде оказывает положительное влияние на их детей, и они были в восторге от этого.
Звучит здорово, так в чем проблема?
Начнем с того, что не так уж много детей с ограниченными возможностями посещают общеобразовательные инклюзивные школы.
Ключевым барьером на пути инклюзивного образования является коллектив медицинских работников и специалистов в области образования, именуемый ПМПК, который, как я знаю, довольно многословен. ПМПК оценивает детей с ограниченными возможностями и дает рекомендации о том, какое образование они должны получить. Наше исследование показало, что многие дети по-прежнему не имеют доступа к качественному инклюзивному образованию в общеобразовательных школах, поскольку ПМПК обычно рекомендовали домашнее обучение или обучение в отдельных школах для детей с ограниченными возможностями.
Дети, которые могут поступить в обычные школы, сталкиваются с другими проблемами, включая физическую доступность и нехватку квалифицированного персонала. Властям Казахстана недостаточно обозначить школу как «инклюзивную». Дети должны иметь доступ к индивидуальной поддержке, необходимой им для участия и успеха в школе.
Расскажите подробнее о ПМПК?
Нас беспокоит то, что эти комиссии определяют, имеют ли дети доступ к школам, через призму медицины, а не сосредотачиваются на том, какая поддержка потребуется каждому отдельному ребенку, чтобы преуспеть в обычной школьной среде. Позиция комиссии по умолчанию должна заключаться в том, что детям место в школе. К сожалению, и ошибочно, это не так. Вместо этого комиссия в настоящее время служит привратником, решая, в первую очередь, может ли ребенок ходить в школу, а не то, что необходимо для его поддержки, чтобы он мог ходить в школу. Это просто неправильно.
Нажмите, чтобы развернуть изображение
© 2019 Хьюман Райтс Вотч
Власти должны применять целостный подход при оценке способностей ребенка и прислушиваться к мнению людей, которые хорошо знают ребенка, чтобы определить, какие приспособления необходимы ребенку, чтобы ходить в школу и получать образование наравне с другими.
Как проходят оценки?
Многие родители считают оценки поспешными, а в некоторых случаях поверхностными или даже враждебными. Например, эксперты задавали ребенку или родителю только пару вопросов или пытались проверить, смогут ли дети выполнить одно простое задание, прежде чем принять решение. В крайнем случае одного ребенка оценивали всего около пяти минут.
Мы также слышали, что родителям приходилось стоять в очереди, иногда часами, прежде чем их увидела комиссия, поэтому в очереди был хаос. У родителей не было возможности занять своих детей, поэтому к тому времени, когда их действительно пригласили на комиссию, дети были взволнованы или устали. Их родители были обеспокоены тем, что повлияло на оценку.
Есть и другие проблемы. Была женщина по имени Ирина, у которой 10-летний сын Андрей болен аутизмом. Он провел первый класс, обучаясь дома. Ирина сказала мне: «Никто [в ПМПК] ничего не говорил нам об инклюзивном образовании. [Если бы мы знали], мы бы, конечно, запросили для него инклюзивное образование». Сейчас Андрей учится в общеобразовательной школе, но это даже не упоминалось как вариант при его первом обследовании.
Другая мать рассказала нам, что заседатели говорили оскорбительные вещи вроде «Он ничего не может сделать» при детях.
Негласно признается, что с ПМПК есть проблемы, и в настоящее время правительство расширяет сеть ПМПК. Но это не решает фундаментальной проблемы, заключающейся в том, что ПМПК использует медицинский подход к оценке детей с инвалидностью и служит барьером для доступа к инклюзивному образованию.
Какова основная причина этих проблем?
Комментарий, который мы слышали от ряда экспертов, заключается в том, что власти, похоже, не понимают, что означает доступ к инклюзивному образованию. Я надеюсь, что этот отчет поможет сформулировать это, показав, как правительство может предоставить разумные приспособления для детей, чтобы они были включены в свои сообщества и в школы по месту жительства, чтобы иметь наилучшие перспективы в будущем.
Еще одна проблема в том, что исторически в Казахстане, в составе Советского Союза, дети с инвалидностью были почти полностью скрыты от общества. Казахстан уходит от такого отношения, что невероятно важно. Но все еще существует широкое клеймо.
Что делается для перемен?
Родители выступают за то, чтобы дать своим детям самое лучшее, в том числе борясь за то, чтобы их дети пошли в общеобразовательные школы. Для меня было большой честью встретиться с родителями по всей стране, которые организовали группы для поддержки своих детей, иногда открывая ресурсные центры, предлагающие широкий спектр услуг. Ряд опрошенных нами родителей также рассказали о том, как трудно было получить базовую информацию об инвалидности их ребенка от медицинских работников, и как они обращались за информацией к другим родителям.
Кто-нибудь, кого вы встретили, запомнился вам?
Был один молодой человек, у которого мы взяли интервью, который произвел неизгладимое впечатление. «Мадьяру» было 23 года, когда мы с ним разговаривали. У Мадияра церебральный паралич, и он получил домашнее образование, что не является чем-то необычным для казахстанских детей с церебральным параличом. У него не было экономических привилегий, но у него были родители, старшие братья и сестры, которые обязательно включали его в рутинные дела, например, когда они выходили куда-нибудь. После окончания школы он решил, что хочет поступить в университет, как и его братья и сестры. Итак, он сделал.
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Учитель коррекционного образования и ребенок с аутизмом сопоставляют квадраты в Balama Center, организации, которая предлагает поддержку детям с аутизмом в Алматы, Казахстан.
© 2018 Тимур Карпов
В таком месте, как Казахстан, где редко можно увидеть людей с инвалидностью на улице, этот молодой человек, окончивший университет и теперь работающий, борется со стигмой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, просто живя своей жизнью.
Напротив, я встретил другого молодого человека с церебральным параличом, которому было 28 лет, когда мы взяли у него интервью. Он получил домашнее образование, и это были только он и его мама. В отличие от Мадьяра, он не может ходить самостоятельно. Он не выходил на улицу 18 лет. Мало того, что ему было отказано в образовании в своем сообществе, он был и остается изолированным от общества.
Правительство несет ответственность за то, чтобы люди с ограниченными возможностями не сталкивались с такой изоляцией, а вместо этого получали поддержку, необходимую им для того, чтобы быть в обществе наравне с другими.
Чего вы надеетесь достичь с помощью этого отчета?
Я надеюсь, что правительство воспримет наш отчет как ресурс, который поможет им развить некоторые из достигнутых первоначальных успехов. Я надеюсь, что они серьезно отнесутся к рекомендациям, которые мы выдвинули, и позаботятся о том, чтобы больше детей в Казахстане действительно получали качественное инклюзивное образование.