Разное

Плохо держит голову в 4 месяца: Когда малыш научится держать головку?

Содержание

Ребенок плохо держит голову в 4 месяца, почему малыш в четыре месяца неуверенно держит головку

Главная » Возрастные особенности развития детей

Содержание

  1. Кроха плохо держит головку, причины рефлекторных отклонений в 4 месяца
  2. Как решить проблему
  3. Выводы
  4. Видео по теме

Навыки и способности маленьких детей развиваются поэтапно. Первым и самым серьёзным достижением малышей до 1 года считается освоение навыка самостоятельного удерживания головы. В норме это умение развивается в 3 месяца, но нередки случаи, когда ребенок плохо держит голову в 4 месяца. Обычно такое отставание в развитии не связано с психологическими и физиологическими отклонениями. Поводов для паники нет, но игнорировать проблему также не стоит. Необходимо выявить и устранить причину несоответствия возрастным нормам и оградить ребёнка от возможных осложнений в будущем.

Кроха плохо держит головку, причины рефлекторных отклонений в 4 месяца

Возраст четыре месяца считается предельным, то есть в норме кроха должен самостоятельно удерживать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит и присутствует неуверенность в движениях, обратитесь к педиатру. У такого нехарактерного поведения может быть много причин. Главной считается слабый тонус мышц. Чаще всего это отклонение вызвано тем, что ребёнок слишком мало времени проводил в положении лежа на животе. Эта поза способствует приобретению навыка и укрепляет опорно-двигательную систему.

Неуверенное удержание головы у ребёнка в 4 месяца может быть спровоцировано другими причинами. Самые распространённые:

  • Тяжёлые (патологические) роды.
  • Недоношенность младенца.
  • Недостаточная масса тела.
  • Неврологические заболевания.

Если заметили, что ваш четырехмесячный ребёнок часто и беспричинно запрокидывает головку назад, сходите к врачу. Такое нестандартное поведение в раннем возрасте несвойственно здоровым детям. Возможны патологии: мышечный гипертонус, внутричерепное давление, отклонения в работе центральной нервной системы.

Как решить проблему

Активность мышц можно стимулировать. Давайте крохе двигаться и не ограничивайте пространство кроваткой и коляской. Чаще играйте, купайтесь, делайте гимнастику, осваивайте подвижные игры, пройдите курс лечебного массажа. Все эти мероприятия пойдут на пользу. У активных деток мускулатура и динамика двигательных способностей развиваются намного быстрее.

Не торопите малыша и не переоценивайте его возможности. Неокрепшая опорно-двигательная система может не справиться с долгим напряжением мышц позвоночника и шеи. При необходимости страхуйте и поддерживайте голову рукой.

Если малыш в 4 месяца неуверенно держит головку, скорее всего, в работе врожденных рефлексов имеются нарушения. Эту проблему необходимо решать с врачом. В сложных случаях, при выявленных физиологических отклонениях, может потребоваться помощь невролога, физиотерапевта и хирурга.

Выводы

У каждого младенца после рождения формируются индивидуальные внутренние законы, но есть и общепринятые нормативы, благодаря которым своевременно определяются признаки отставания в развитии. Умение держать головку — один из базовых детских навыков, развивающий способность контролировать тело и движения. Не упустите момент его освоения. Чем раньше вы обнаружите проблему и выясните причины её появления, тем выше вероятность избавить малыша от возможных отклонений.

Видео по теме

Поделиться с друзьями

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно: основные этапы развития


Малышу, который совсем недавно появился на этот свет в день своего рождения, нужно время для адаптации в нашем мире. После маминого животика, где было тесновато, для младенца вокруг много свободного пространства. Его движения еще не скоординированы, он не управляет движениями руки и ног, мышцы находятся в небольшом гипертонусе. Новорожденный постепенно освоится, выучит новые движения, привыкнет к окружающему миру. И умение держать самостоятельно голову — одно их первых умений, которому родители смогут порадоваться через три месяца.

Когда ребенок начинает держать голову: этапы развития

Новорожденные дети


Мышцы и связки младенцев очень слабые, им требуется постоянная поддержка и опора со стороны взрослых. О бережном уходе за новорожденными в первый месяц жизни мы рассказываем в статье «Уход за новорожденным». Хотя новорожденный ребенок в первые недели и даже месяцы жизни не держит голову самостоятельно, подготовку к этому важному событию стоит начать заранее. Качественная и своевременно выполненная домашняя работа — залог успеха в любом деле.


Важно! Помните, что взрослым нужно всегда придерживать голову малыша, когда они носят его на руках в течение первого-второго месяца жизни.


Примерно на 3 неделе от рождения у малыша заживает пупочная ранка. После того, как это произошло, вы можете начать выкладывать кроху на животик. В этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, ребенок учится поворачивать голову.


Чтобы мотивировать его шевелить головой и вертеть ею в разные стороны, советуем использовать погремушки, яркие предметы и игрушки, которые издают звуки и привлекают внимание. Начинать тренировки можно с одной минуты или даже 30 секунд. А потом постепенно увеличивать это время, опираясь на состояние малыша.


Положение «на животе» помогает избавиться от газов в ЖКТ и предупредить возникновение колик. Поэтому выкладывать на живот малыша лучше всего до кормления или где-то через час после.


Возможно, в первое время ребенок будет недоволен своим новым положением, начнет хныкать и капризничать. Специалисты говорят, что это нормальная реакция и прерывать упражнения не стоит. Чтобы свести недовольство крохи к минимуму, выбирайте для тренировки подходящий момент: когда малыш выспался и находится в хорошем расположении духа. Положив малыша на животик, нежно поглаживайте его по спине, говорите ласковые слова, улыбайтесь.

Как можно помочь ребенку научиться держать голову?


Для того, чтобы помочь крохе укрепить мышцы спины и шеи, вы можете проводить с ним легкую гимнастику:

  • Аккуратно положите малыша животом вниз на фитболе или самодельном валике из одеял. Его голова, тело и конечности должны находиться на поверхности снаряда, а ваши руки бережно придерживать ребенка. Неторопливо покачайте малыша из стороны в стороны и вперед-назад.
  • Нежно подхватите кроху на руки лицом к полу. И совершите несколько движений в воздухе, то поднимая вверх, то опуская вниз.
  • Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Но в этот раз поднимайте по очереди сначала голову малыша, а потом попу. Повторите 5-7 раз. К концу первого месяца вы уже увидите результат — малыш начинает держать головку!


Обязательно сделайте отметку о том, когда малыш начинает держать голову — на плановом осмотре педиатр поинтересуется этой информацией.


На заметку! Грудничковое плавание – прекрасный способ естественного физического развития ребенка. Благодаря водным процедурам мышцы шеи и спины становятся сильнее, снимается гипертонус всего мышечного корсета, улучшается кровообращение. Начинать плавать можно с момента заживления пупочной ранки, желательно, когда уже 1 месяц малышу исполнится.


Другие важные факторы, которые влияют на своевременное развитие:

  • Сбалансированное питание. Если вы кормите малыша грудью, важно следить за своим рационом. В случае варианта со смесями — подбирайте их в соответствии с возрастом, обращая особое внимание на состав.
  • Массаж в домашних условиях. Рекомендуем использовать для общеукрепляющего массажа специальное масло бренда «Моё солнышко». Благодаря содержащимся в составе растительным экстрактам средство смягчает детскую кожу, делает её шелковистой и нежной. Масло обеспечивает плавное скольжение рук во время массажа, избавляет от прилипания.
  • Правильное положение во время сна. Следите за тем, чтобы малыш время от времени менял позы, тогда его мышцы не будут слишком напряжены с одной стороны тела и расслаблены с другой.

Дети на втором месяце жизни


День за днем ребенок будет все сильнее укреплять мышцы шеи и улучшать свои навыки — будет удлиняться время, когда младенец держит голову. На втором месяце жизни большинство детей могут самостоятельно приподнимать и удерживать голову под острым углом (~45 градусов) в положении лежа. В самом начале пути, это длится не дольше минуты. Это важный шаг для того, чтобы в скором времени кроха мог свободно удерживать шею и голову в ровном положении.


Напоминаем о том, что гиперопека не помогает детям в их развитии и изучении мира. Позволяйте своему малышу совершать свободно движения, постоянно не фиксируйте своей рукой шею крохи, когда держите его на руках, а лишь подстраховывайте. Будьте внимательны и бдительны, но давайте малышу свободу развиваться и расти.


В возрасте 1-2 месяца можно и нужно продолжать выполнять гимнастику, которую мы описывали выше. Вдобавок к ней, советуем попробовать еще одно упражнение. Исходное положение малыша: лежа на спине на ровной опоре. Нежно возьмите его за руки и аккуратно подтяните. Малыш будет рефлекторно напрягать мышцы спины и шеи и пытаться удерживать голову относительно ровно.


Редко, но некоторые малютки уже в 1.5 месяца держат голову сами. В этом случае врачи просят родителей прийти на осмотр в поликлинику, так как у ребенка может быть внутричерепное давление. Если диагноз подтвердится, малышу, скорее всего, назначат специальный массаж и необходимое лечение.


Не стоит пугаться заранее. Бывает и так, что никаких патологий нет, а ребенок научился держать голову чуть раньше своих сверстников.

Дети в возрасте 3 месяца и старше


3 месяца — средний возраст для появления навыка у ребенка самостоятельно держать голову. Однако родителям не стоит абсолютно расслабляться: мышцы шеи сейчас все еще недостаточно сильные, и необходимо страховать кроху, чтобы его головка не слишком запрокидывалась назад. Обычно мышцы полностью укрепляются,  когда малышу исполняется 4 месяца, и он начинает чувствовать себя при движениях шеей уверенно и так же уверенно держит голову. Вы скоро увидите и порадуетесь, как малыш сам держит головку.





Что же предпринять родителям, если ребенок не держит голову в 3 месяца? Проанализируйте развитие ребенка: если вы замечали попытки удержать головку, но затем они прекратились — это говорит об откате, и малыша следует показать врачу. Если же ваш ребенок демонстрирует прогресс, просто идет медленнее сверстников — волноваться пока не о чем. Помните, что для этого нет точного срока — есть только усредненные нормы.


Когда недоношенный ребенок начинает держать голову?


Если ваш кроха родился недоношенным, сроки развития его мускулатуры могут сдвинуться на месяц или два. Специалисты считают это абсолютно нормальным. Пройдет время и малыш догонит своих сверстников в развитии, стоит только запастись небольшим терпением.

Как правильно придерживать голову младенца


Есть несколько простых способов, как правильно держать малыша.

  • Классическая «люлька», когда одной рукой вы поддерживаете малыша за спинку, при этом его голова удобно ложится вам в локоть. Другая же рука поддерживает попку и поясницу.
  • Вертикальное положение, когда вы поддерживаете малыша за попку одной рукой, так чтобы его голова ложилась вам на плечо. Второй рукой прижимаете его к себе.
  • На спинке на коленках у взрослого, когда ребенок удобно располагается у вас на коленях к вам лицом, вы держите голову ему рукой.
  • На животике на предплечье руки взрослого. В этой позиции младенец удобно устраивается животом и головой на предплечье руки взрослого, а ручки и ножки малыша свисают с двух сторон.
  • Лицом к миру. Вы крепко держите его за грудную клетку, голова и спина малыша опирается на вашу грудь, второй рукой держите вместе ножки малыша. В этой позиции ребенок начинает больше вытягивать головку и интересоваться к окружающему пространством.

Почему у малыша не получается держать голову?


Если ребенок родился в срок, а вот к 4 месяцам ребенок так и не держит голову, следует обратиться за консультацией к врачу. Причин такому явлению может быть несколько. Вот самые распространенные из них:

  • Низкий тонус мышц. Бывает так, что родители слишком опекают малыша, постоянно поддерживают его во время любого движения и абсолютно не дают малышу тренировать свое тело. В этом случае мышцы развиваются слабо, в т.ч. и мышцы шеи и кроха не может сам удерживать голову. Кроме того, у низкого тонуса могут быть и причины физиологического свойства.
  • Опытный педиатр определит источник проблемы и назначит соответствующее лечение, которое в большинстве случаев включает в себя специальный массаж.
  • Отклонение веса малыша от нормы. В этом случае вам понадобится консультация специалиста по грудному вскармливанию. Он проведет необходимый анализ и даст совет по корректировке питания мамы и ребенка. Могут назначить дополнительный прикорм в виде смесей.
  • Родовые травмы. Если в анамнезе малыша присутствует этот пункт и мышцы его шеи и спины не успевают развиться в срок, может понадобиться консультация детского невропатолога. Он выявит причины отклонения и даст рекомендации по их устранению.


Случается, что ребенок научился самостоятельно держать головку, но постоянно делает это под углом. В этом случае также советуем посетить невропатолога, который осмотрит малыша и, скорее всего, назначит корректирующий массаж. Кроме этого, врачи часто советуют приобрести специальную ортопедическую подушку. Она подкладывается под голову во время сна, позволяет мягко устранять излишнее напряжение в мышцах и постепенно вытягивать их.


Не устаем напоминать вам о том, что огромную роль в развитии малыша играет любовь родителей, их постоянная поддержка и внимание. Забота и ласка ничего не стоят в материальном плане, но остаются бесценным вкладом на долгие годы.

#уход 
#здоровье 
#развитие 
#cоветы 

Поделиться статьей

‹Предыдущая
›Следующая

Советуем также почитать

Развитие ребенка по месяцам до 1 года

Уход за новорожденным ребенком

Как подмывать новорожденного ребенка

Как купать новорожденного ребенка

Сопутствующие товары

Детский крем с пантенолом

100 мл

Крем-мыло с пантенолом

300 мл

Масло для ухода и массажа

200 мл

Влажные детские салфетки Универсальные

20 шт

Отставание головы у младенцев — StatPearls

Продолжение обучения

Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.

  • Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.

  • Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.

  • Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».

В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2]   Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]

Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.  

Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.

Этиология

По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.

Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3]   Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]

Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде.[10][11] ][12]   Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, и длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте. [13][14]

Эпидемиология

Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть».[1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]

Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]

Анамнез и физикальное обследование

Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве.[15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.

Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).

Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]

При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]  

Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения.[15]

Обследование

При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.

Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления примерно у 92% наблюдалось улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позднее были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]

Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]

Лечение / Ведение

Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.

Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.

Дифференциальный диагноз

Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.

Прогноз

В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.

Осложнения

У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.

Сдерживание и обучение пациентов

Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.

Улучшение результатов работы бригады здравоохранения

Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]

Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]

2.

Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]

3.

Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]

4.

Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]

5.

Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]

6.

Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]

7.

Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]

8.

Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]

9.

Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение корковой десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема тяжестей у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]

10.

Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]

11.

Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]

12.

Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]

13.

Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]

14.

Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]

15.

Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]

16.

Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]

17.

Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]

18.

Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]

19.

Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование. J Детская психологическая психиатрия. 2006 г., июнь; 47 (6): 629-38. [PubMed: 16712640]

20.

Johnson CP, Myers SM., Совет Американской академии педиатрии по детям с ограниченными возможностями. Выявление и оценка детей с расстройствами аутистического спектра. Педиатрия. 2007 ноябрь; 120(5):1183-215. [В паблике: 17967920]

Отставание головы у младенцев — StatPearls

Продолжение обучения

Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.

  • Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.

  • Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.

  • Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».

В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2]   Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы. [3]

Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.  

Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска. [3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.

Этиология

По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.

Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3]   Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации. [8][9]][8]

Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде.[10][11] ][12]   Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, и длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте.[13][14]

Эпидемиология

Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть». [1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]

Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]

Анамнез и физикальное обследование

Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве.[15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.

Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).

Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]

При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]  

Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения.[15]

Обследование

При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.

Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления примерно у 92% наблюдалось улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позднее были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]

Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]

Лечение / Ведение

Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.

Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.

Дифференциальный диагноз

Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.

Прогноз

В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.

Осложнения

У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.

Сдерживание и обучение пациентов

Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.

Улучшение результатов работы бригады здравоохранения

Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]

Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]

2.

Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]

3.

Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]

4.

Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]

5.

Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]

6.

Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]

7.

Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]

8.

Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]

9.

Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение корковой десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема тяжестей у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]

10.

Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]

11.

Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]

12.

Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]

13.

Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]

14.

Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]

15.

Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]

16.

Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]

17.

Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]

18.

Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]

19.

Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *