Разное

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста: 3. Особенности психодиагностики дошкольников

Содержание

«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста» | Материал (подготовительная группа):

 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагностики, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Что же касается детей более старшего дошкольного возраста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребенка данного возраста все же не безграничны.

В связи со сказанным при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей дошкольного возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше доверять суждениям взрослых о нем.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.

Отметим еще одну особенность, связанную с непроизвольностью процессов у дошкольников, которую обязательно необходимо учитывать, производя их психодиагностику. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Как только непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факторами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возрастасчитается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

 Позиция психолога

Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.

А суть эта очень проста — не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.

Психологическая служба образования защищает и обеспечивает право каждого родившегося ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого-то, а от Нарушений условий, способствующих нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» — непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан. Успех взаимодействия и сотрудничества во многом зависит от позиции психолога: не допускать назидательность в общении, поучающего тона.

Методы проведения диагностики

Правильно выбрать метод исследования — один из наиболее сложных этапов. Именно здесь специфика практической психодиагностики проявляется особенно ярко.

Метод наблюдения.

Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить другими способами.

Имеет ряд достоинств, преимуществ:

1. Дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке). Это главное преимущество.

2. В самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными.

3. Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).

Недостатки:

1. Требуется очень много времени

2. Результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой.

3. Крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом).

Наблюдение — не пассивный акт запечатления увиденного, все проходит через призму наших установок.

Мы получаем то, что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями.

Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей.

Метод наблюдения дает информацию и о психодиагносте, даже больше, чем о том, за кем наблюдает.

Метод беседы.

Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:

1.Метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество

2. Метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.

3. Метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого.

4. Метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.

Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.

Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.

В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.

Диагностическое интервью.

1.  При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.

2.  При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.

Виды диагностического интервью.

Критерием разделения выступает:

o  наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.

o   на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).

При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.

Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.

При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.

1) диагностическое интервью стандартизированное.

Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.

Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.

Недостаток:

Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.

Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.

Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.

2) диагностическое интервью свободное.

В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов. Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.

Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Последовательность проведения психодиагнгостики.

1)Воспириятие:

Развитие перцептивных действий

Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)

Сформированность пространственных отношений (операции сериации)

Объединение элементов в целостный образ

2)Наглядно –действенное мышление

Ориентировка в предметных действиях

3) Наглядно-образное мышление.

Способы ориентировки

Развитие модельных действий

(моделирование)

Анализ образца

Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)

Овладение зрительным синтезом

Развитие ориентировочных действий

4) Логическое мышление

Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)

Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)

Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)

5) Словесно-логическое мышление

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно-следственных связей

Развитие последовательного (логического) рассуждения

6) Активная речь

Развитие связного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

7) Игра в контексте мышления и воображения

Сформированность игровых

действий:

 —   замещение и манипуляция

 —   принятие и удержание роли

Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

8) Творческое воображение

Образная и вербальная креативность

Беглость, гибкость, оригинальность

9) Крупная и мелкая моторика

Овладение координацией движений

Общая двигательная активность

Разработанность пальцевой и кистевой техники

Наличие ведущей руки (позиции)

10) Внимание

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость внимания

11) Общение

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Семейные и партнерские взаимоотношения

Формы и средства общения

12) Личность

Самооценка и уровень притязаний

Ценностные ориентации

Устойчивость, направленность

и осознанность мотивов

Потребность в самоактуализации

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

13) Произвольная память

Механическое запоминание

Опосредованное запоминание

Заключение по результатам обследования.

Важный этап психодиагностической работы психолога — формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами — психологический диагноз. Это центральный, по определению Л. С. Выготского — узловой, этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников.

Последний этап — разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований. Напомним, что мы рассматриваем практическую психодиагностику в неразрывном единстве с задачами психического и личностного развития ребенка или коррекции этого развития. Д. Б. Эльконин считал, что в отношении всех детей, как отстающих в развитии, так и опережающих своих сверстников, стоит вопрос о своевременной диагностике для предупреждения возможных отрицательных последствий в развитии личности, своевременной педагогической коррекции.

Книга 3 психодиагностика введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

Скачать 5,54 Mb.

страница1/359
Дата23.10.2019
Размер5,54 Mb.
#103361
ТипКнига

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   359

Связанные:
Психология Немов Р.С Кн 3 Психодиагностика 2001 4-е изд -640с
История психологии билеты (2), Психология Немов Р.С Кн 3 Психодиагностика 2001 4-е изд -640с, varga stolin, ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ



Р. С. Немов

психология

В трех книгах


Книга 3

ПСИХОДИАГНОСТИКА


Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

4-е издание

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших педагогических учебных заведений

Москва




ВЛАДОС

ИМПЭ им. А.С. Грибоедова


2001

ББК 88 Н50


Немов Р.С.

Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. — 640 с.


ISBN 5-691-00112-4.

Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть со­держит основы психодиагностики и включает описание более 120 стан­дартизированных и проверенных психодиагностических методик, пред­назначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организа­ции и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.


ББК 88

© Немов Р.С, 1997


© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1997




© Художественное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN5-691-00112-4 центр ВЛАДОС», 1997

ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, пред­ставленных в двух книгах фундаментального учебника по пси­хологии для высших педагогических учебных заведений1. Вмес­те с тем она является самостоятельным изданием, которое мо­жет использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагоги­ческой подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследо­вание с элементами математической статистики».

Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения — бакалавриата (для этого пред­назначены программы по общим основам психологии и психо­логии образования) ко второй ступени обучения — магистрату­ре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завер­шившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.

Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и прово­дить прикладные психолого-педагогические исследования, высту­пать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.

Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследо­вание с элементами математической статистики». Эти самостоя­тельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психоло­гии образования.

Немое Р.С. Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С. Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.

Скачать 5,54 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   359


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Особенности взаимосвязи эмоциональных, личностных и интеллектуальных характеристик у дошкольников: Data Mining

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Елена Славуцкая, Наталья Вострецова, Евгений Николаев, Анна Захарова, Светлана Петунова 9 0003

Автор, ответственный за переписку

Елена Славутская

Доступно в сети с 23 июля 2020 г.

DOI
10.2991/assehr.k.200723.085Как использовать DOI?
Ключевые слова
психодиагностика, интеллектуальный анализ, дошкольники, интеллектуальные показатели, эмоции, самооценка, искусственные нейронные сети изучаются. Для этого использовались традиционные методы диагностики: «Метод экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЕДИА)», «Лестница», «Дом. Дерево. Мужчина», «Выбери подходящего человека». Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений Москвы и Чебоксар. Для обработки данных психологического тестирования и оценки взаимосвязей между различными психологическими показателями использовались корреляционный, факторный анализ и искусственные нейронные сети. Показано, что даже при небольшой выборке респондентов такой комплексный анализ данных позволяет выявить новые признаки в условиях, когда результаты тестирования дошкольников имеют целочисленные шкалы с ограниченным диапазоном значений. Выявлены некоторые гендерные особенности интеллектуальных показателей и их взаимосвязь с эмоционально-личностными характеристиками. На основе количественного анализа данных были выделены наиболее значимые субтесты и симптомокомплексы из использованных методик. Полученные результаты позволяют продемонстрировать возможности и преимущества использования искусственных нейронных сетей для обработки психодиагностических данных. Используемые инструменты доступны практическим психологам, поскольку они входят в состав большинства современных пакетов программ для статистической обработки данных.

Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной научной конференции по философии образования, права и науки в эпоху глобализации (PELSEG 2020)
Серия
Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований
Дата публикации
23 июля 2020 г.
ISBN
10.2991/assehr.k.200723.085
ISSN
2352-5398
DOI
10.2991/assehr.k .200723.085Как использовать DOI?
Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью
AU — Елена Славутская
AU — Наталья Вострецова
AU — Евгений Николаев
AU — Анна Захарова
AU — Светлана Петунова
ПГ — 2020
ДА — 23.07.2020
ТИ — Особенности взаимосвязи эмоциональных, личностных и интеллектуальных характеристик у детей дошкольного возраста: интеллектуальный анализ данных
BT — Материалы Международной научной конференции по философии образования, права и науки в эпоху глобализации (PELSEG 2020)
ПБ — Атлантис Пресс
СП — 415
ЭП — 419СН — 2352-5398
УР — https://doi.org/10.2991/assehr.k.200723.085
ДО — 10.2991/асс.к.200723.085
ID — Славутская2020
Скорая помощь —

загрузить . riscopy в буфер обмена

Понимание психодиагностического тестирования: когда, как и почему оценки для детей Дети

2,5 CE для штата Нью-Йорк LCAT, LCSW, LMSW, LMHC
вторник, 17 апреля
19:00–21:30
Место: 190 North 10th Street, Suite 301, Williamsburg, Brooklyn
Преподаватель: Энн Дэвидсон, PsyD
$95

выходы из психодиагностического тестирования. Тестирование качества может быть дорогостоящим, поэтому решение о направлении клиента требует от практикующих клиницистов хорошего понимания того, почему они дают рекомендацию. Кроме того, решение об оценке может иметь решающее значение для понимания диагностической картины и планирования будущего лечения ваших молодых клиентов.

Описание содержания курса:   В этом курсе участники узнают об элементах интегрированной психологической оценки, о том, когда направлять пациента на тестирование и как можно использовать оценку, чтобы помочь ребенку получить поддержку в терапии, школе , и сообщество. Преподаватель будет использовать дидактику, исследование тематического исследования и экспериментальное обучение, чтобы научить участников читать, понимать и извлекать практическую информацию из отчета.

Содержание курса включает:

• Причины, по которым детей направляют на психологическую оценку

• Элементы оценки, включая: наблюдение за поведением, когнитивное тестирование, тестирование достижений, адаптивное функционирование, личностные тесты и контрольные списки симптомов

• Обзор основных статистических данных, чтобы понять результаты подтестов, стандартные баллы, T-баллы и процентили, которые используются в когнитивных, адаптивных тестах и ​​тестах достижений.

• Как можно использовать тестирование для поддержки детей

Описание используемых методов обучения:

  • Лекция и обсуждение среды тестирования, типов тестов, основных статистических данных и информации, которая обычно представлена ​​в отчетах.
  • Экспериментальное изучение компонентов различных тестов
  • Пример из практики инструктора
  • Групповое занятие для отдельных лиц, чтобы попрактиковаться в чтении и сборе информации из отчета.

Цели обучения курса:

  1. По окончании курса участники смогут:
  2. Знать основные компоненты психологической оценки
  3. Понять баллы, представленные в приложении к отчету
  4. Список причин для направления ребенка на обследование
  5. Продемонстрировать способность использовать знания о психодиагностическом тестировании для описания способов защиты интересов ребенка/семьи, проходящих обследование

Инструктор: Энн Дэвидсон, PsyD — лицензированный психолог штата Нью-Йорк и выпускник программы детской клинической психологии Университета Пейс. Она закончила постдокторскую стипендию в Вестчестерском институте развития человека (WIHD) и была научным сотрудником по обучению лидерству в области нейроразвития и связанных с ними нарушений (LEND).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *