Разное

Основные педагогические идеи ушинского: Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Содержание

Педагогические взгляды Константина Ушинского: “Лучше начать ученье несколько позднее”

Педагог-новатор еще в середине XIX века предлагал учителям и родителям изучить законы развития человека, прежде чем его воспитывать

Всего 47 лет прожил на свете Константин Дмитриевич Ушинский, с 1823-го по 1870-й год. Но успел убедить всех, что воспитание и образование ребенка — не рутина, а творческая задача. И выполнение ее невозможно без знаний о том, как развивается человек. Он писал о том, когда и с чего начинать обучение, на какие детские особенности обращать внимание родителям и педагогам, чтобы процесс познания не наскучил и принес пользу.

Об Ушинском принято говорить, прибавляя слова «великий» и «основоположник». Это объяснимо: именно с него началась в России педагогика как наука. Вся жизнь Ушинского была связана с воспитанием детей — и часто он шел против устоявшихся привычек большинства, на практике доказывая свою правоту.

Еще совсем молодым человеком Ушинский понял: его призвание — педагогика. После окончания Московского университета он преподавал в нескольких образовательных учреждениях: в Ярославском лицее Демидова, Гатчинском заведении для сирот, Смольном женском институте.

Везде пытался изменить существующий ход вещей: искал продуктивные методики преподавания, выступал против физических наказаний и авторитарности по отношению к детям, старался вникать в их жизнь, разделять с учениками радости и беды.

Такой подход был новым и оттого пугающим — руководство везде было им недовольно и опасалось «как бы чего не вышло», так что Ушинскому приходилось покидать места работы одно за другим.

После ухода из Смольного института, который его стараниями стал лучшим женским образовательным учреждением в России, Константин Ушинский уехал на несколько лет за границу. Здесь он изучал иностранные образовательные системы и писал свои педагогические труды, на которые до сих пор ссылаются ученые.

Узнать человека прежде, чем воспитывать

Ушинский выстроил стройную и логичную систему взглядов на педагогику. «Только система, — писал он, — дает нам полную власть над нашими знаниями». Новизна ее заключается в том, что в центр этой системы был поставлен человек. Ушинский полагал, что без изучения законов, по которым развиваются организм и психика ребенка, трудно его чему-то научить.

При этом педагог подчеркивал, что универсальные законы человеческого развития не делают нас похожими друг на друга: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую».

«Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» — эти работы Ушинского стали фундаментом научной педагогики в России. Он последовательно убеждал, что учителю следует знать физиологию, психологию человека, что педагог должен быть специально подготовленным профессионалом — и прежде всего, воспитателем.

Цель же воспитания, по мнению Константина Ушинского, — сделать человека нравственным и человечным, что позволит ему сострадать горю или радоваться счастью другого, любить родину.

Воспитание нравственности Ушинский считал «главной задачей воспитания, гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Основа для этого — труд и народные традиции.

Как организовать занятия с ребенком

Родителям из всех многочисленных сочинений Константина Ушинского будет особенно полезна и интересна книга «Родное слово (для учащих)». В ней он дает учителям и матерям советы о том, как им учить ребенка, чтобы сделать «труд первоначального обучения» приятным. Эти советы звучат очень современно — о таком подходе часто говорят и сегодняшние психологи.

Когда начинать обучение

«Угадать настоящее время для начала ученья довольно трудно и, конечно, есть дело практики; но, во всяком случае, лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше», — писал Константин Ушинский.

Если учить ребенка, который еще к этому не готов, неминуемо возникнут трудности. Чем настойчивее взрослый будет стараться их преодолеть, тем больше вреда причинит ребенку. По мнению Ушинского, встречаясь с «чрезмерными требованиями ученья», ребенок может потерять веру в свои силы, что «надолго замедлит его успехи».

Ребенок не может встать «выше своего развития», обогнать его. «Наше дело — не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую душевную пищу».

Ушинский советовал заниматься с ребенком с его 7 лет, когда «начинается пора отрочества», просыпается «самосознание в детях». Но родители могут определить, стоит ли это делать, в том числе и по таким признакам:

  1. способность сосредотачивать внимание на одном предмете;
  2. слушать то, что объясняют взрослые;
  3. говорить не словами, а полными предложениями.

Тренировка внимания и смена видов деятельности

Ребенка, который учится первый год, Ушинский советовал приучать к новым занятиям постепенно. «Постоянство умственной деятельности», устойчивая направленность внимания детей на один предмет выработаются у них позже, но важно тренировать ее.

Уроки должны быть разнообразными по форме деятельности: «самая перемена занятий действует на ребенка лучше … полного отдыха».

При этом Ушинский был против нескольких учителей у младших школьников: «Множество наставников, ревнующих каждый о своем предмете, могут начинить дитя всякими знаниями и уменьями, но умственные глаза его останутся нераскрытыми».

Школа — дело серьезное, но жизнь ребенка не сводится только к учебе

Описывая организацию образовательного процесса, Ушинский обращал внимание на то, как важно «с первого раза отделить [ученье] от игры и сделать серьезной обязанностью ребенка». Но при этом и серьезное занятие должно быть занимательным, а не утомительно скучным.

Для уроков взрослые должны отводить детям определенное место и время, на первых порах не делать уроки слишком длинными («будет довольно часа поутру и полчаса после обеда»).

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».

Ушинский переживал за маленьких учеников, настаивал на том, что не нужно загружать их сверх сил. Иначе в детях разовьется отвращение к учебе, потому что напряжение сверх развитых пока умений и навыков не приведет к успеху.

Позволить ребенку действовать самому

Педагог был против любого насилия над ребенком. Речь идет не только о физических наказаниях, распространенных в образовательных учреждениях того времени. Сам отец шестерых детей, Константин Ушинский с полным правом писал об уважении к растущему человеку, о необходимости прислушиваться к его потребностям, а не муштровать.

«Напрасно человеку говорить: делай так, делай иначе; покажите ему законы ума, законы природы, законы истории, укрепите его волю самою жизнью, а действовать предоставьте ему самому; введите его в мир, откройте ему глаза, но если вы не хотите унизить в нем человеческого достоинства, то не ведите его, слепого и связанного, к той цели, которая для вас кажется лучше».

                            

Источники:

К.Д. Ушинский «Моя система воспитания. О нравственности» (АСТ, 2018)

С.Л. Паладьев «Феномен педагогического наследия К.Д. Ушинского» 

Фото: Коллекция/iStock 

На обложке: памятник Константину Ушинскому возле Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге 

Педагогические взгляды К.Д. Ушинского — презентация онлайн

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.Д.УШИНСКОГО

Выполнила студентка группы ЭУ-13-01
Мартынова Зоя

2. ПЛАН

1. ОБ УШИНСКОМ
2. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ПЕДАГОГИКУ
4. УШИНСКИЙ О ПЕДАГОГИКЕ, КАК НАУКЕ И ИСКУССТВЕ
5. УШИНСКИЙ О НАРОДНОМ УЧИТЕЛЕ И ЕГО
ПОДГОТОВКЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3. Список литературы

Д.И. Латышина «История педагогики и образования».М.: Гардарики, 2007
История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е.
Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. — М.: Просвещение,
1982
Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и
педагогики XVIII. — M. 1960.

4. 1. ОБ УШИНСКОМ

Ушинский — теоретик воспитания, его отличает глубина
проникновения в сущность педагогических явлений, стремление
выявить закономерности воспитания как средства управления
развитием человека.
Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания
образования, сущность процесса обучения, принципы, частные
методики обучения, создал замечательные учебники «Родное
слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя
Белявского, составили эпоху в детской педагогической
литературе.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические
основы обучения, изложил систему психологических идей;
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута
программа преобразования русской школы, особенно
русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие
с потребностями развития страны и демократизацией
образования.
И, наконец, Ушинский — историк педагогики, изучал труды
представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо,
И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора
всего разумного, критического рассмотрения данных своих
наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой
капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек
как предмет воспитания»
Ушинский — просветитель-демократ, его лозунг пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет
знаний в глубины народной мысли, видеть народ
счастливым.

8. 2. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Константин Дмитриевич Ушинский
родился 2 марта 1824 г. в г. Туле в
небогатой дворянской семье . Ему не
было еще 12 лет, когда умерла мать, а
отец после смерти матери почти не
бывал дома, так что жил вдвоем с
младшим братом на хуторе, куда никто
не заглядывал.
До 11 лет обучался дома, затем поступил в третий класс
гимназии. История – один из любимых предметов Ушинского в
гимназии. В эти годы он много читает и занимается
самостоятельно.
В возрасте 16 лет, окончив гимназию, отправляется с двумя
товарищами в Москву для поступления в университет.
В 1840 г. становится студентом юридического факультета
Московского университета.
В 1844 г. Ушинский блестяще окончил университет; на него
обратил внимание попечитель Московского учебного округа и
предложил ему место профессора в Ярославском Демидовском
лицее.

10. Ярославский Демидовский лицей

В 1846 г. начинает трехлетнюю работу в этом лицее,
читая в нем курс камеральных наук, включавших в
себя гражданское право, основы политэкономии,
науки о финансах, элементы истории и философии.
Уже в первой лекции говорил о свободе личности. На
других ставил проблему создания правового
государства, в котором не было бы произвола и
насилия.

11. Гатчинский сиротский институт

1855-1859-е г.г. – время деятельности в Гатчинском сиротском
институте в качестве преподавателя словесности, а позже –
инспектора классов.
В эти годы продолжает сотрудничество в «Современнике» и
«Библиотеке для чтения», а также в «Журнале для воспитания».
В последнем были опубликованы его статьи «О пользе
педагогической литературы», «Три элемента школы», «О
народности в общественном воспитании». Имя его становится
известным среди педагогов, что послужило причиной перевода
его в другое учебное заведение.

12. Смольный институт

В 1859-1862 гг. Ушинский работает инспектором
классов в Смольном институте благородных девиц,
куда он пришел с планом преобразования учебновоспитательной системы на новых принципах. За три
года удалось произвести реорганизацию.
НЕКОТОРЫЕ ИЗ НОВОВВЕДЕНИЙ:
— Сокращение срока пребывания в институте с 9 до 7
лет;
— Уравнение объема знаний в разных отделениях;
— Введение каникул;
— Увеличено количество часов курса родного языка за счет
иностранных.
Ушинский был честен, правдив и принципиален и своих
убеждений никогда не скрывал.
А священник Смольного института донес клевету, обвинив в
безбожии, в нарушении институтских порядков. Из-за этого
ему было предложено подать заявление об уходе из Смольного.
5 лет прожил он в Швейцарии. Болезненно пережил отставку. Он
страдает на чужбине: «Что воздух для животного , то родина для
человека….»
Ушинскому приходится много ездить по Швейцарии,
Франции, Германии, что не идет на пользу здоровью
В 1867 г. возвращается в Петербург.
Летом 1870 г. Ушинский пережил тяжелое личное горе. На
охоте смертельно ранил себя его старший 17-летний сын Павлуша.
После гибели сына здоровье Ушинского резко ухудшилось. Осенью
1870г. вместе с младшими сыновьями отправился в Крым для
лечения и по дороге простудился.
Скончался он в Одессе 22 декабря 1870 года.

15. 3. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ПЕДАГОГИКУ

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский поновому взглянул на педагогику как науку. Он был
глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база.
Без неё педагогика может превратиться в собрание
рецептов и народных поучений. Прежде всего, по
мнению Ушинского, педагогика должна опираться на
научные знания о человеке, на широкий круг
антропологических наук.
Ушинский понял необходимость всестороннего
изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика
хочет воспитывать человека во всех отношениях, то
она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях».
Таким образом, Ушинский осуществил
педагогический синтез научных знаний о человеке,
поднял педагогику на качественно новый уровень.
Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической
системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция
народности воспитания. Отечественная педагогическая наука
должна быть построена, по мнению педагога, с учетом
национальных особенностей русского народа, отражать
специфику национальной культуры и воспитания. В статье
«О народности в общественном воспитании» Ушинский дает
глубокий анализ воспитания в духе народности.
Создавая русскую педагогику, Ушинский считал
невозможным подражать или механически переносить
в нее принципы воспитания других народов. Каждый
народ создает свою собственную систему обучения и
воспитания со своими национальными чертами и
творческими проявлениями.

19. Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с

жизнью народа
ОТСЮДА И ТРЕБОВАНИЯ:
— воспитание должно быть самобытным, национальным;
— дело народного образования должно находиться в руках самого
народа, который бы занимался его организацией, руководил и
управлял школой;
— народ определяет содержание и характер воспитания;
— все население должно быть охвачено просвещением,
общественным воспитанием;
— воспитание женщин наравне с мужчинами;
— подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

20. Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики

Истинная наука педагогика может развиваться только
на основе связи теории и практики, всестороннем
обобщении педагогического опыта — «теория не может
отказаться от действительности, факт не может
отказаться от мысли». Ушинский обращает внимание
не только на теоретическое, но и большое
практическое назначение педагогики.

21. Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности

Стремление детей к разнообразной деятельности
заложено в самой природе человека, это основной
закон детской психики. Деятельность Ушинский
рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо
без самостоятельной творческой деятельности, без
активности самого ребенка успешность воспитания и
обучения невозможна.

22. К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный

фундамент
«Воспитание мыслится Ушинским как
целенаправленный, преднамеренный процесс
«управления личностью» цель которого -подготовить
человека к жизни и активной трудовой деятельности,
воспитать гармонически развитого человека,
умеющего сочетать свои интересы с интересами
своего народа и всего человечества.

23. Важными задачами нравственного воспитания являются:

формирование мировоззрения, моральных знаний,
правильных взглядов на жизнь и формирование
системы убеждений;
развитие нравственных чувств, в частности и
эстетических;
воспитание навыков и привычек поведения;
Нравственное воспитание не должно строиться на страхе
наказания, утомительных «словесных назиданий».

24. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики

Особое внимание он уделял проблемам содержания
образования;
Содержание образования должно включать прежде
всего изучение родного языка, так как «родное слово
есть основа всякого умственного развития и
сокровищница всех знаний…», даже предметов,
раскрывающих человека и природу: историю,
географию, естественные науки, математику.

25. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя

Учение должно быть трудом, развивающим и
укрепляющим волю детей;
Обучение как специфическая форма процесса
познания имеет свою логическую структуру:
1-я ступень — познание на стадии чувственного
восприятия;
2-я ступень — познание на стадии рассудочного процесса;
3-я ступень идейного (разумного) познания, это ступень
формирования самосознания, мировоззрения.

26. Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения

Если развитие, формирование и воспитание личности
осуществляется в единстве своем через обучение, то
само обучение неизбежно, по мнению Ушинского,
должно быть развивающим и воспитывающим.
Обучение Ушинский считал могущественным органом
воспитания.

27. 4. УШИНСКИЙ О ПЕДАГОГИКЕ, КАК НАУКЕ И ИСКУССТВЕ

Ушинский считал, что главным признаком науки
должен служить ее предмет исследований,
завершающихся открытием истины, вытекающей из
самой сущности вещей;
Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может
образоваться искусство, которое будет показывать,
каким образом человек, может извлечь выгоды в
жизни, пользуясь положениями науки…»
В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг
утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что
неправильно было считать педагогику и медицину искусством
лишь на том основании, что они изучают практическую
деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно
считать, что любая теория, любая наука, приложенная к
практике, перестает быть наукой и становится искусством.
Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял
последовательности в решении вопроса о педагогике как науке
или искусстве.
К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук
только открывает факты и законы, но не занимается
разработкой их приложения и практической деятельности, то
педагогика существенно отличается в этом отношении.
Задачу педагогики Ушинский видел в “изучении человека во
всех проявлениях его природы со специальным
приложением к искусству воспитания”. Практическое же
значение педагогики заключается в том, чтобы “открывать
средства к образованию в человеке такого характера,
который противостоял бы напору всех случайностей
жизни…”

30. 5. УШИНСКИЙ О НАРОДНОМ УЧИТЕЛЕ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ

Проблема подготовки современного учителя — одна из
важнейших социально-педагогических проблем.
В самом начале своей педагогической деятельности К.
Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый
существенный недостаток в деле русского народного
просвещения есть недостаток хороших наставников,
специально подготовленных к исполнению своих
обязанностей»
Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,
что учитель — самый важный элемент в педагогическом
процессе.
Высокое общественное значение учителя определяет,
по мнению Ушинского, серьезные требования к нему.
Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение.
Также к важнейшим качествам он относит – знания
Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский,
необходимо всестороннее широкое образование.

32. Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи:

1) разработка наук, всесторонне изучающих человека
«со специальным приложением к искусству
воспитания»;
2) подготовка широко образованных педагогов;
3) распространение среди учителей и общественности
педагогических знаний и убеждений.

33. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен
ограничиваться полученными знаниями. Очень важно
развить в учителе способность и готовность к
постоянному расширению своего научного и
педагогического кругозора. Учитель учит успешно до
тех пор, пока учится сам.
Взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку
проникнуты большой любовью к народному учителю
и его благородному труду.

2014 № 2(ru)

 

  ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

  710003

5

4

4

В ЧЕСТЬ 190-ЛЕТИЯ К.Д. УШИНСКИЙ

 

Гражданские и идейные корни К.Д. Завод Ушинского

Днепров Е.Д.

 

Статья посвящена системному анализу К.Д. Мировоззрение Ушинского .

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, социально-педагогическое движение, педагогика личности, педагогика деятельности, педагогика свободы, педагогика общественного блага.

 

Путь в педагогику: субъективные предпосылки развития российской науки

Булкин А.П., Кукушкина И.Ю.

 

В статье исследуются предпосылки, приведшие к формированию российской педагогики. В нем рассматриваются ключевые этапы карьеры К.Д. Ушинского и анализируются причины, побудившие педагога и юриста заняться педагогикой как наукой и стать основоположником отечественной педагогики.

Ключевые слова: культура, образование, гимназия, университет, английский язык, педагогика, педагогическая антропология.

 

К.Д. Ушинский – Педагогическое право

Данилина Е. А.

Автор статьи описывает взгляды К.Д. Ушинского по проблемам права. Статья подготовлена ​​на основе К.Д. Ушинского, которые он читал в Ярославском Демидовском лицее в период между 1846 и 1848 гг. Лекции К.Д. Ушинского были впервые опубликованы А.Н. Острогорского и вошла в состав «Неопубликованных произведений К.Д. Ушинского», которые были изданы в Петербурге в 1908 г. Автор делает вывод, что вся концепция педагогической системы К.Д. Ушинский основывается главным образом на своих правовых воззрениях, на уверенности в том, что человек должен знать «внутренний организм государства и законы, по которым существует государственная жизнь в этом организме».

Ключевые слова:  педагогика, право, преподавание, публичное право, частное право, гражданское право.

 

К. Д. Родное слово Ушинского

Ветчинова М.Н.

 

В статье анализируются мысли К.Д. Ушинского о русском языке, о важности изучения родного языка и о его воспитательном потенциале. В статье приведены его высказывания о роли русских сказок и пословиц в обучении чтению. Его цитаты о важности изучения иностранных языков также приведены в тексте.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, родное слово, русский язык, образование.

 

Значение К.Д. Педагогические идеи Ушинского в современном образовательном пространстве

Кочерга И.В.

 

Статья посвящена антропологизации педагогики, в частности идеям К. Д. Ушинский. Он определил роль учителя в образовательном пространстве школы и обосновал основные факторы развития личности.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, антропологизация, воспитание, русская история, народность, личность, богатое культурное наследие, педагогика.

 

Роль национальности в формировании народной школы

Берестнева А.Б.

 

В статье развивается мысль о том, что каждый народ должен строить свое воспитание и образование в связи с этнической составляющей. Национальная идеология является основой образования. «Народный учитель» представлен как носитель и транслятор национальных традиций.

Ключевые слова:  этнические особенности, родной язык, народная школа, теория воспитания.

 

Воплощение идей К.Д. Ушинского в жизнь в практике тьюторского воспитания и социализации детей

Ткачева А.Н.

В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского о проблемах воспитания и использовании зарубежного опыта в отечественной педагогике, национальности образования, взглядах на педагогику как науку о воспитании и становлении человека, взгляде на образование как социальное явление. Также автор дает характеристику и направления тьюторского обучения и социализации детей и рассуждает о возможных путях использования наследия великого ученого в организации современного образовательного пространства и практики педагогов.

Ключевые слова:  воспитание, социализация, воспитательная деятельность педагога, педагогика гуманной личности, зарубежные модели воспитания, наставничество, тьюторская поддержка, тьюторская стратегия.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Образование в Европейском Союзе

Савина А.К.

 

Автор характеризует работу образовательных систем стран ЕС в контексте реализации положений Маастрихтского договора. В статье раскрываются основные направления интеграции образования, направленные на достижение общих стратегических целей.

Ключевые слова : Европейский союз, Маастрихтский договор, системы образования, интеграция.

 

ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Культурологические и гуманистические модели образовательной среды: логика взаимодействия

Коростелева А. А.

 

В статье рассматриваются вопросы развития современной образовательной парадигмы, призванной стать элементом культуры.

Ключевые слова:  образовательная модель, гуманистическая образовательная модель, культурологическая образовательная модель, образовательная парадигма, интеграция, гуманизация, самоактуализация.

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Использование дидактических маршрутов в школьном образовании

Мареш Т.

 

В статье охарактеризованы «дидактические тропы» – уникальная форма специальных школьных экскурсий для школьников.

Ключевые слова: региональный подход в образовании, региональное образование, дидактические маршруты.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Латинский алфавит для русских слов

Белоозеров В.Н.
 

Статья посвящена проблеме транслитерации русских слов.

Ключевые слова: транслитерация, практическая транскрипция, кириллица, русский алфавит, стандарты, ГОСТ.

 

Обучение основам игры на фортепиано на основе моделирования музыкального ритма

Дедик М. Ю.
 

В статье анализируется подход к развитию чувства музыкального ритма и обучению игре на фортепиано, основанный на моделировании музыкального ритма в различных областях двигательной деятельности учащихся. Автор описывает возможности использования данного подхода в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного музыкального образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, художественно-эстетическое воспитание, игра на фортепиано, чувство музыкального ритма, формула ритма, субтитры.

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Всероссийская научно-практическая конференция в честь 19-летия0 лет К. Д. Ушинский

Дедик П.Е., Диренштейн Е.Е., Цапенко А.М.
 
Статья посвящена Всероссийской научно-практической конференции в честь 190-летия со дня рождения К.Д. Ушинский. Конференция организована Научно-педагогической библиотекой имени Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке Российской академии образования и наук. Конференция состоялась 27-28 марта 2014 г. в Научно-педагогической библиотеке им. Ушинского РАО.
Ключевые слова: конференция, К.Д. Ушинского, научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского, идеи К.Д. Ушинский.

 

XI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад?»

Вяземский Е. Е.
 
Статья посвящена XI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад?» который проходил с 19 по 20 февраля 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Ключевые слова: международная конференция, эффективная школа, эффективный детский сад, федеральный государственный образовательный стандарт, повышение качества образования.

 

Общие и частные дидактические проблемы современного образования

Осмоловская И.М.
 
В статье рассматривается совместный круглый стол Института теории и истории педагогики РАО и Института содержания и методики образования РАО «Общие и частные дидактические проблемы в современном образовании», который состоялся 20 марта 2014 г.
Ключевые слова: дидактика, методика преподавания предметов, гуманитарные науки, естествознание, искусство, антропологический подход, образовательные реформы.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ О КНИГАХ

Родовая травма Доктора Живаго

Ланин Б.А.

«Доктор Живаго» был запрещен к печати в Советском Союзе. Британцы предлагали ЦРУ получить копии романа за железным занавесом. Идея сразу же получила поддержку в Вашингтоне. Статья размышляет о причастности ЦРУ и утверждает, что художественная ценность книги имеет гораздо большее значение, чем новые исторические факты, которые мы недавно узнали. Эта рефлексия сочетается с критическим анализом самого романа.

Ключевые слова: Пастернак, Нобелевская премия, цензура, советская литература.

 

В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 2(17) 2014

ШАЛВА АМОНАШВИЛИ: «Только тот, кто постоянно занимается самообразованием, имеет право воспитывать ребенка!» | Хакслў

Источник: themag.uz

 

Шалва Амонашвили – легендарный педагог и выдающийся ученый, основатель Международного центра гуманной педагогики, действительный член Национальной академии педагогических наук Украины. За его плечами более шестидесяти лет педагогического стажа. Кроме того, Шалва Александрович является отцом двоих детей и дедушкой семерых внуков.

Свой многолетний бесценный опыт работы с детьми Амонашвили положил в основу оригинальной педагогической концепции, которую он назвал Гуманной педагогикой. Он ориентирован на личность ребенка и абсолютное отрицание авторитарного педагогического стиля.

Специально для читателей нашего альманаха мы встретились с Учителем и поговорили с ним об очень важных, на наш взгляд, вещах…

Путь Амонашвили к гуманной педагогике был непростым. Будучи уже дипломированным востоковедом, он настолько увлекся общением с детьми, что обратился к педагогическим идеям Коменского, Ушинского, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинского.

В конце концов, в 1960 году этот интерес привел к получению докторской степени. кандидатская диссертация по педагогике. В 19В 72 году он стал доктором психологических наук, а в 1989 году избран академиком АПН СССР. В то же время взгляды Амонашвили на педагогический процесс претерпели изменения.

Находясь в постоянном творческом поиске, однажды даже отказался от кандидатской диссертации. диссертацию, поскольку она уже не соответствовала тем идеям, которые к тому времени стали прогрессивными и правильными. Неудивительно, что яркая и неугомонная творческая личность доставляла массу неудобств советским функционерам.

Представители официальной педагогики неоднократно подвергали его жесткой и несправедливой критике. Периодически предпринимались попытки сместить Амонашвили с занимаемых постов. Но время расставило все по своим местам.

Сегодня идеи Шалвы Александровича покоряют умы и сердца детей и их педагогов во многих странах мира. Например, Амонашвили настаивает на том, что «родители — это профессия», которой нужно учиться. А еще быть родителем – это большая ответственность, так как этимологически «ребенок» означает «новое существо», которое должно сохраняться и бережно взращиваться его воспитателями.

Поэтому среди советов мудрого Шалвы один из главных — исключить из общения с детьми раздражение и наказание. Дети не являются собственностью своих родителей. Не стоит пытаться навязать ребенку ту жизнь, которую вы считаете лучшей для него: он не вы, он отдельный человек, у которого свой путь. Для того чтобы воспитать ребенка, нужно самому быть ребенком, формировать отношения в игре и через игру.

Например, не запрещайте детям шалить, а, наоборот, участвовать в их шалостях. Также отличительной чертой гуманной педагогики Амонашвили является формирование у ребенка определенных моделей поведения путем «воспитания образами» и собственным примером.

Конечно, в небольшой статье не рассказать обо всех педагогических секретах, парадоксальных приемах и открытиях Учителя. Но познакомиться с ними можно, прочитав хотя бы одну из его многочисленных и очень увлекательных книг. Поэтому редакция альманаха решила дать читателям представление о личности Амонашвили, его образе мышления и мировоззрении.

 

Источник: izbrannoe.com

 

Скажите, пожалуйста, кого вы считаете своим учителем?

Шалва Амонашвили: У меня в школе была такая учительница. Я даже посвятил ей книгу и назвал ее «Учитель от Бога». Но самым главным источником педагогических идей для меня является Новый Завет. Когда мы читаем ее, мы общаемся с учителями всего человечества.

 

Как вы думаете, есть ли место религиозному образованию в современной школе?

S.A.: Как педагог с большим стажем скажу, что в школьной атмосфере должна присутствовать разумная религиозность. Я говорю не о религиозном воспитании, а о религиозности. Религиозный учитель любит своих детей – иначе и быть не может! Он любит даже самых вредных, которые срывают уроки. Такие дети могут вести себя так, как будто они ваши враги. Но что говорит Евангелие? «Любите наших врагов!» Я полностью принимаю эту педагогическую позицию.

 

У вас большой опыт, вы работали с детьми разных поколений: X, Y, Z… Как вы вообще относитесь к такой поколенческой концепции? Согласны ли вы с тем, что дети разных поколений разные и к ним нужен разный подход?

S. A.: Конечно, можно говорить о разных поколениях — X, Y и так далее. Потому что у каждого есть своя уникальность. Но я привыкла пользоваться понятием «ускоренные дети», оно мне все равно кажется лучшим.

Акселеры были в 50-х и 60-х годах, я знаю, хорошо понимаю и принимаю таких детей. Это они, когда выросли, подарили нам мобильные телефоны, компьютер, интернет и многие другие современные технологии.

Сейчас говорят о детях индиго, детях света и так далее. Я вижу, что такие дети действительно есть, они отличаются от представителей других поколений. И я верю в них не меньше, чем в ускорители. Моя гуманная педагогика прекрасно работает и помогает воспитывать как ускоренных детей, так и детей-индиго.

 

Раньше в традиционной системе образования учителями могли быть преимущественно мужчины. Сейчас эту роль в основном выполняют женщины. Как вы думаете, стоит ли вернуть в школу учителя-мужчину?

S.A.: Действительно, во всем мире наблюдается чрезмерная феминизация образования. Но я считаю, что для гармоничного воспитания необходимо сочетание, баланс энергии мужчины и энергии женщины.

Бывает, например, что ребенка, будь то девочка или мальчик, воспитывает только одна мать. В этом случае он энергетически, поведенчески, эмоционально все же получает что-то меньшее. То же самое можно сказать и о школьниках. Если учителями в школе будут только женщины или только мужчины, это приведет к дисбалансу.

Неполная семья, какой бы прекрасной она ни была, не сможет воспитать в ребенке гармоничную личность – скажется недостаток мужской или женской энергии. И то же самое в школе. Так же, как и семья, школа должна найти этот баланс.

 

Источник: znews.am

 

Считаете ли вы, что образование необходимо не только детям, но и родителям? Может быть, в первую очередь нужно заняться воспитанием взрослых?

ЮАР: Определенно! Есть такой закон: чтобы воспитать других, надо воспитать себя. Лев Толстой был прав, говоря: «Настоящее образование — это образование самого себя». Причем этот процесс должен происходить постоянно – он не может иметь конца.

Поэтому и я, и вы – никто из нас не может сказать, что мы полностью образованы. Есть взрослые, которые считают себя уже совершенными, которые считают, что они все знают и не нужно ничему учиться. Такие люди будут деформировать, угнетать личность ребенка, взявшись за его воспитание. Только постоянно занимаясь самообразованием, взрослый имеет право воспитывать детей. Мы не занимаемся самообразованием – мы теряем это право.

 

Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство

Вступи в клуб друзей

 

Влияет ли глобализация на систему образования? Вам не кажется, что мы идем к глобальному объединению ценностей и образования?

S.A.: Школа является носителем духа нации. Государство без этого духа будет порочным. Украина имеет уникальную культуру, национальный характер и традиции. Они воплощают дух нации. У украинцев есть Сковорода и Шевченко, у них есть своя уникальная история, отличающая их от других народов.

Школа должна беречь это сокровище, хранить в себе этот национальный дух. Но то, о чем я говорю, не имеет ничего общего с национализмом. Мировая культура есть взаимообогащение и дополнение. Это не один «цветок», а красивый «букет» из разных «цветов».

Например, есть грузинский дух и грузинская школа — наш подарок, наш вклад в мировую культуру. То же самое относится и к украинской школе. Он должен быть хранителем и защитником культуры. Если школа теряет это качество, то, повторяю вслед за Ушинским, она не работает на свой народ. Представьте, что в Украине останутся только вальдорфские школы — через 20 лет украинцы окажутся немцами, у них будет немецкое мышление, немецкий образ жизни…

 

Источник: playbuzz.com

 

Используя вашу метафору, можно сказать, что Украина – это тоже «букет». У нас есть носители венгерской, греческой, русской, татарской культуры…

S. A.: Посмотрите на поле. Он в основном покрыт красивой зеленой травой, похожей на ковер. Но на нем растут разные цветы, это не только естественно, но и красиво. У нас немцы, армяне в Тбилиси, езиды — «цветы» на лугу, а «зеленая трава» — грузины. На поляне всем найдется место, цветы ее не портят, а украшают. Нельзя ущемлять культуру и язык народов. Если вы сделаете это, вы рискуете потерять все поле и его первозданную красоту.

 

Как на практике не посягнуть на эти «цветочки»?

S.A.: Они должны свободно развиваться в среде, в которой находятся. Ведь неслучайно этот «цветок» «растет» в этом месте, у него своя экосистема, есть какие-то микросообщества. Относитесь к этим «цветам» с любовью и пониманием, поддерживайте законами, создавайте возможности для образования.

Они обогатят вас, но они также впитают в себя вашу культуру, у вас будет диалог культур. Различные культуры являются источником развития друг для друга. А если этот «цветок» уничтожить, то следующий… Если выполоть все цветы, то в итоге останется одна и та же трава — откуда такая культура берет источник разнообразия, развития, красоты, если на лугу больше ничего не растет, кроме травы?

Источник: fit4brain.com

В конце интервью, после традиции нашего альманаха мы попросили Шальву Амонашвили ответить на вопросы манела Пруста:

Что это —

9000 2 . Что это самая сильная черта характера?

Трудно сказать. Но, мне кажется, если бы вы спросили об этом людей, которые меня знают, они бы ответили, что это воля и целеустремленность.

 

Какие качества Вы цените в мужчинах?

Мужество.

 

Твой самый большой недостаток…

Конечно, я несовершенен. Если искать во мне недостатки, то их будет много. Но главный недостаток в том, что мне сегодня исполнилось 37 100 дней. Было бы лучше, если бы номер был другим. Например, 18000.

 

Ваше любимое занятие в жизни…

Творчество.

 

Ваше представление о счастье…

Счастье в моих руках. Я стараюсь создавать что-то для себя и для вас — в этом творчестве я нахожу счастье. Это спокойное, тихое счастье. Он внутри, а не снаружи. Поэтому на бурную радость человека, выигравшего «призовой» сектор на «Поле Чудес», это не похоже.

 

Ваше представление о несчастье…

Если человек теряет творчество, способность воспринимать что-то новое, жизнь останавливается. Конечно, такой человек становится несчастным.

 

Есть ли страна или город, который дает вам ощущение счастья и свободы?

Во-первых, это моя Грузия. Но то же самое я чувствую в Украине, странах Балтии, Казахстане… Это очень сильные импульсы. В том, что мы делаем, слышны голоса разных стран. Потому что к нам в Грузию приезжают многие, мы, в свою очередь, к кому-то приезжаем. Вместе мы радуемся, что у нас есть возможность обогащать друг друга, создавать эту атмосферу свободы и счастья.

 

Ваш любимый писатель…

Назову двоих: Руставели и Шекспира. Но Руставели, конечно, на первом месте. Я знаю многие его стихи наизусть. «Витязь в тигровой шкуре» переведен на многие языки.

В том числе, кстати, и на украинском языке. Также я обязательно должен назвать Достоевского, Пушкина, Сковорода. Из композиторов – Рахманинов и Чайковский, которых я в последнее время много слушаю.

 

Источник: fit4brain.com

 

У вас есть любимый литературный персонаж?

Да! Он у меня на рабочем столе. Специально для меня дочка сделала фигурку Тома Сойера. Почему он? Все просто – для таких, как Сойер, и существует педагогика.

 

Что ты ненавидишь?

Предательство. Это мешает людям развиваться и расти. И за тех, кто предает, и за тех, кого предают.

 

Есть ли у вас способность, которой вы хотели бы обладать, но которой у вас нет?

Да, есть. Это предвидение, способность предвидеть. А также связь с Небом. Хотя какое-то интуитивное чувство у меня развилось.

 

К какому пороку вы испытываете наибольшую снисходительность?

У человека есть два главных врага. В первую очередь – страх, потом – раздражение. Их надо искоренить до конца. Я пытался освободиться от раздражения и страха смерти. Мне кажется, что первое, что нужно сделать, чтобы очистить себя от страха, — это усердно поработать.

 

Какое ваше самое яркое детское воспоминание?

Бабушкины молитвы. Я любил слушать ее молитвы. Это было в 40-х…

 

Как бы вы хотели умереть?

Я много об этом думаю. Люди умирают по-разному. Одни – в результате несчастных случаев, другие – естественной смертью, третьи – тихо, во сне, четвертые – от коронавируса…

Хотелось бы узнать время своей смерти, хотя бы за два дня вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *