Основные педагогические идеи ушинского: Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования | Статья (старшая группа):
Васильева Мария Семеновна,
воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Радуга» ГО «город Якутск»
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского
в современной системе образования
Воспитание, скромное по наружности дело,
в тоже время является одним из величайших
дел истории, на котором зиждутся царства
и живут целые поколения.
К.Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский — крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие русской педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Для меня Константин Дмитриевич Ушинский — великий основатель научной педагогики, «народный учитель». Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о личности педагога.
Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а основой воспитания — свободный труд.
Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта.
В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы:
- Живое восприятие материала;
- Переработка в сознании полученных образов;
- Систематизация знаний;
- Закрепление знаний и навыков.
По мнению Константина Дмитриевича, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:
- если оно будет связано с жизнью,
- если будет построено в соответствии с природой ребенка,
- если преподавание ведется на родном языке.
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).
Основными педагогическими идеями Ушинского являются:
- Идея народности воспитания. Константин Дмитриевич считал, что благо заключается не в подражании западным образованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания:
- воспитание должно быть самобытным, национальным;
- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет содержание и характер воспитания;
К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык.
- Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества.
- Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания, лучший хранитель человеческой нравственности. Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности.
- Традиции и родной язык. Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством.
- Теория и практика. Теории обязательно должна сопутствовать практика.
- Основа педагогики. Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевич считает, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — «… в основании наука философская, …а искусство воспитания… в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению…, » — поясняет ученый.
- Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Цель воспитания по Ушинскому — воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.
- Воспитание нравственности — один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
- Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский. Он отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование.
- К. Д. Ушинский о педагоге. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».
Все меняется, как и меняется система образования. Постоянно вносятся изменения, новшества, хочется добиться идеальности в образовании и воспитании молодого поколения. Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправдано, поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности. Обращаясь к педагогическим мыслям прошлого, можно найти большое количество мудрости и советов для решения современных проблем в воспитании детей.
Идеи Ушинского и в настоящее время представляются наиболее актуальными и современными. Константин Дмитриевич создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной педагогике. Огромное внимание в развитии ребенка Ушинский уделяет дидактическим целям беседы, которую рассматривает как развивающий метод обучения. Необходимость гуманитарного образования в настоящее время — открытая проблема, возможность решения которой было предложено великим русским педагогом. Дидактическая беседа — необходимое условие пробуждения «ума и сердца ребенка», которая «должна сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище, а потом уже развернуть перед ним книгу, благословит его на дальнейший самостоятельный процесс». Для таких бесед, по мнению Ушинского, необходимо выбрать предметы, которые можно наблюдать. Это могут быть события не только русской и всеобщей истории, литературы, речь идет не только о гуманитарных науках, но «беседы для обсуждения» необходимы и по математике. Особо подчеркивается «словесное преподавание», которое «гораздо важнее книжного». «Представляя ученикам тот или иной предмет, учитель представляет им самим наблюдать его, высказывать свои наблюдения; представлять, воображать и вспоминать то, что они наблюдали, выводить правильное заключение».
Исходя из наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагает сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков. Поэтому сегодня одним из самых современных методов обучения дошкольников и младших школьников являются занятия на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов.
Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.
Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать детей системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, педагог должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.
Актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека. Развитие человека Константин Дмитриевич понимал как развитие всестороннее — физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни, хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении — активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни.
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и духовно — нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования и сейчас. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком.
Планируя работу по духовно – нравственному воспитанию,мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Таким образом, мы видим, что педагогические идеи К.Д. Ушинского актуальны и в современном мире. Они пользуются повышенным интересом и продолжают переосмысливаться в XXI веке. Константин Дмитриевич Ушинский единогласно признается великим, гениальным педагогом, идеями и опытом которого и по сей день широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Труды К.Д. Ушинского являются подлинной педагогической энциклопедией, которая не утратила своей актуальности и в наши дни, и являются, как и прежде, настольной книгой для воспитателя, учителя, методиста и психолога.
Литература:
- Детский мир и хрестоматия (1861) – Ушинский К.Д. – читать книгу онлайн. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2589904/ (дата обращения: 31.01.2023).
- Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
- Константин Ушинский – биография писателя и произведения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/konstantinushinskiy/ (дата обращения: 09.02.2023).
- Учение К.Д. Ушинского о воспитании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/uchenie-k-d-ushinskogo-ovospitanii/(дата обращения: 10.02.2023).
- Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.
- Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008.
С чего началась русская педагогика: идеи Константина Ушинского
Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся ровно 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое — именно благодаря Ушинскому. «Фоксфорд» совместно с Национальной электронной библиотекой запускает проект, посвящённый юбилею легендарного педагога. Вместе мы рассказываем о жизни и достижениях Константина Дмитриевича и его идеях, не теряющих актуальности.
За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а после поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров — историка Тимофея Грановского и философа в области государства и права Петера Редкина, — Ушинский сам захотел стать преподавателем.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
Сокровища в шкафу
После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году бывший коллега по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Будучи простым учителем, он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества. К тому же именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Титульный лист статьи, сделавшей К. Д. Ушинского знаменитым
Источник: rusneb.ru
Подрыватель устоев
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.
Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:
- отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
- добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
- полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
- открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
- ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
- сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
<<Форма демодоступа>>
Родное слово
В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Страницы «Родного слова» К. Ушинского
Источник: mel. fm
Педагогика как искусство
В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека.
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.
Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
У нас всё внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности.
<<Форма семейного образования>>
Естественный патриотизм
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
Первое, чем должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту его нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».
Обучение в диалоге
Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.
Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший.
Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.
Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому.
Быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле.
В заключение
Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.
И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, искусства преподавания Ильина, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова и других хороших программ. В честь 200-летия великого педагога Национальная электронная библиотека создала проект, благодаря которому каждый может узнать подробно о жизни и творчестве Константина Дмитриевича и почитать оригинальные издания его произведений. Приглашаем ознакомиться по ссылке.
Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, такие как наш «Фоксфорд», где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания. В этом вы можете убедиться сами, открыв бесплатный недельный доступ к нашей учебной платформе.
2014 № 2(ru)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
9001 4
В ЧЕСТЬ 190-ЛЕТИЯ К.Д. УШИНСКИЙ
Гражданские и идейные корни К.Д. Завод Ушинского | |
Днепров Е.Д. | |
Статья посвящена системному анализу К.Д. Мировоззрение Ушинского . | |
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, социально-педагогическое движение, педагогика личности, педагогика деятельности, педагогика свободы, педагогика общественного блага. |
Путь в педагогику: субъективные предпосылки развития российской науки | |
Булкин А. П., Кукушкина И.Ю. | |
В статье исследуются предпосылки, приведшие к формированию российской педагогики. В нем рассматриваются ключевые этапы карьеры К.Д. Ушинского и анализируются причины, побудившие педагога и юриста заняться педагогикой как наукой и стать основоположником отечественной педагогики. | |
Ключевые слова: культура, образование, гимназия, университет, английский язык, педагогика, педагогическая антропология. |
К.Д. Ушинский – Педагогическое право | |
Данилина Е.А. | |
Автор статьи описывает взгляды К.Д. Ушинского по проблемам права. Статья подготовлена на основе К.Д. Ушинского, которые он читал в Ярославском Демидовском лицее в период между 1846 и 1848 гг. Лекции К.Д. Ушинского были впервые опубликованы А.Н. Острогорского и вошла в состав «Неопубликованных произведений К.Д. Ушинского», которые были изданы в Петербурге в 1908 г. Автор делает вывод, что вся концепция педагогической системы К.Д. Ушинский основывается главным образом на своих правовых воззрениях, на уверенности в том, что человек должен знать «внутренний организм государства и законы, по которым существует государственная жизнь в этом организме». | |
Ключевые слова: педагогика, право, преподавание, публичное право, частное право, гражданское право. |
К.Д. Родное слово Ушинского | |
Ветчинова М.Н. | |
В статье анализируются мысли К.Д. Ушинского о русском языке, о важности изучения родного языка и о его воспитательном потенциале. В статье приведены его высказывания о роли русских сказок и пословиц в обучении чтению. Его цитаты о важности изучения иностранных языков также приведены в тексте. | |
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, родное слово, русский язык, воспитание. |
Значение К.Д. Педагогические идеи Ушинского в современном образовательном пространстве | |
Кочерга И.В. | |
Статья посвящена антропологизации педагогики, в частности идеям К.Д. Ушинский. Он определил роль учителя в образовательном пространстве школы и обосновал основные факторы развития личности. | |
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, антропологизация, воспитание, русская история, народность, личность, богатое культурное наследие, педагогика. |
Роль национальности в формировании народной школы | |
Берестнева А.Б. | |
В статье развивается мысль о том, что каждый народ должен строить свое воспитание и образование в связи с этнической составляющей. Национальная идеология является основой образования. «Народный учитель» представлен как носитель и транслятор национальных традиций. | |
Ключевые слова: этнические особенности, родной язык, народная школа, теория воспитания. |
Воплощение идей К.Д. Ушинского в жизнь в практике тьюторского воспитания и социализации детей | |
Ткачева А. Н. | |
В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского о проблемах воспитания и использовании зарубежного опыта в отечественной педагогике, национальности образования, взглядах на педагогику как науку о воспитании и становлении человека, взгляде на образование как социальное явление. Также автор дает характеристику и направления тьюторского обучения и социализации детей и рассуждает о возможных путях использования наследия великого ученого в организации современного образовательного пространства и практики педагогов. | |
Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная деятельность педагога, педагогика гуманной личности, зарубежные модели воспитания, наставничество, тьюторская поддержка, тьюторская стратегия. |
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Образование в Европейском Союзе | |
Савина А. К. | |
Автор характеризует работу образовательных систем стран ЕС в контексте реализации положений Маастрихтского договора. В статье раскрываются основные направления интеграции образования, направленные на достижение общих стратегических целей. | |
Ключевые слова : Европейский союз, Маастрихтский договор, системы образования, интеграция. |
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Культурологические и гуманистические модели образовательной среды: логика взаимодействия | |
Коростелева А.А. | |
В статье рассматриваются вопросы развития современной образовательной парадигмы, призванной стать элементом культуры. | |
Ключевые слова: образовательная модель, гуманистическая образовательная модель, культурологическая образовательная модель, образовательная парадигма, интеграция, гуманизация, самоактуализация. |
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ |
Использование дидактических маршрутов в школьном образовании | |
Мареш Т. | |
В статье охарактеризованы «дидактические тропы» – уникальная форма специальных школьных экскурсий для школьников. | |
Ключевые слова: региональный подход в образовании, региональное образование, дидактические маршруты. |
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Латинский алфавит для русских слов | |
Белоозеров В.Н. | |
Статья посвящена проблеме транслитерации русских слов. | |
Ключевые слова: транслитерация, практическая транскрипция, кириллица, русский алфавит, стандарты, ГОСТ. |
Обучение основам игры на фортепиано на основе моделирования музыкального ритма | |
Дедик М.Ю. | |
В статье анализируется подход к развитию чувства музыкального ритма и обучению игре на фортепиано, основанный на моделировании музыкального ритма в различных областях двигательной деятельности учащихся. Автор описывает возможности использования данного подхода в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного музыкального образования. | |
Ключевые слова: дополнительное образование, художественно-эстетическое воспитание, игра на фортепиано, чувство музыкального ритма, формула ритма, субтитры. |
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ |
Всероссийская научно-практическая конференция в честь 19-летия0 лет К.Д. Ушинский | |
Дедик П.Е., Диренштейн Е.Е., Цапенко А.М. | |
Статья посвящена Всероссийской научно-практической конференции в честь 190-летия со дня рождения К.Д. Ушинский. Конференция организована Научно-педагогической библиотекой имени Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке Российской академии образования и наук. Конференция состоялась 27-28 марта 2014 г. в Научно-педагогической библиотеке им. Ушинского РАО. | |
Ключевые слова: конференция, К.Д. Ушинского, научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского, идеи К.Д. Ушинский. |
XI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад?» | |
Вяземский Е.Е. | |
Статья посвящена XI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад?» который проходил с 19 по 20 февраля 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. | |
Ключевые слова: международная конференция, эффективная школа, эффективный детский сад, федеральный государственный образовательный стандарт, повышение качества образования. |
Общие и частные дидактические проблемы современного образования | |
Осмоловская И.М. | |
В статье рассматривается совместный круглый стол Института теории и истории педагогики РАО и Института содержания и методики образования РАО «Общие и частные дидактические проблемы в современном образовании», который состоялся 20 марта 2014 г. | |
Ключевые слова: дидактика, методика преподавания предметов, гуманитарные науки, естествознание, искусство, антропологический подход, образовательные реформы. |
РАЗМЫШЛЕНИЕ О КНИГАХ |
Родовая травма Доктора Живаго | |
Ланин Б. А. | |
«Доктор Живаго» был запрещен к печати в Советском Союзе. Британцы предлагали ЦРУ получить копии романа за железным занавесом. Идея сразу же получила поддержку в Вашингтоне. Статья размышляет о причастности ЦРУ и утверждает, что художественная ценность книги имеет гораздо большее значение, чем новые исторические факты, которые мы недавно узнали. Эта рефлексия сочетается с критическим анализом самого романа. | |
Ключевые слова: Пастернак, Нобелевская премия, цензура, советская литература. |
В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ |
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 2(17) 2014 |
Видеолекция Президентской библиотеки о основоположнике отечественной научной педагогики Константине Ушинском
21 февраля 2023 года в Президентской библиотеке состоялась видеолекция «Константин Ушинский: воспитатель человеческого духа», приуроченная к 200-летию со дня рождения ученого-педагога. Мероприятие стало первым в серии лекций об истории образования в России и приурочено к Году учителей и наставников.
Константин Дмитриевич Ушинский – первый профессиональный педагог, систематизировавший научные знания, определивший задачи и содержание отечественной педагогики. В основе его педагогического метода лежит отказ от «педагогики страха», от поддержания дисциплины методом «кнута и пряника». Автор популярных рассказов для детей и школьных учебников, в том числе для читателей на русском языке, Ушинский выступал за философское осмысление процесса обучения и воспитания. «Формирование человека в человеке» — этот принцип лежит в основе научно-педагогических взглядов Ушинского.
Известные ученые рассказали об основоположнике русской педагогики на видеолекции Президентской библиотеки.
«Константин Ушинский: «Истинно гуманное воспитание есть воспитание человеческого духа» – эту тему затронул в ходе видеолекции главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования Михаил Викторович Богуславский, Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Он рассмотрел основные положения воспитательной системы Ушинского и его педагогические подходы к укреплению и развитию человеческого духа.
Видеолекция также осветила жизнь и творческий путь Константина Ушинского, сохранив память о нем и его творчестве. На этой теме остановился Константин Юрьевич Милованов, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, кандидат исторических наук.
Дмитрий Александрович Донцов, доцент кафедры методологии психологии психологического факультета МГУ им. такие нравственно-эстетические качества, которые раскрывают, развивают и укрепляют в каждом ученике уникальную, неповторимую личность.
Василиса Юрьевна Капустина, старший преподаватель кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ, кандидат педагогических наук, рассказала о педагогической антропологии Константина Ушинского.
Видеозапись лекции доступна на канале Президентской библиотеки Rutube.
Президентская библиотека регулярно проводит интерактивные уроки и видеолекции.