Определение гармония: гармония | это… Что такое гармония?
Гармония в музыке
Одним из важнейших понятий в музыке является гармония. Мелодия и гармония тесно связаны. Именно гармоничное сочетание звуков и дает право мелодии называться мелодией.
Цель урока: разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использоваться их на практике.
Вы уже имеете все необходимые для этого базовые знания. В частности, знаете, что такое тон, полутон и ступени звукоряда, что поможет вам разобраться с таким базовым объектом гармонии как интервалы, а также ладами и тональностью.
Содержание:
- Что такое гармония
- Интервалы
- Лады
- Тональность
- Гаммы
- Тест на проверку знаний
По секрету скажем, что к концу этого урока вы получите некоторые базовые знания, необходимые для написания музыкального произведения в жанрах поп и рок. А пока приступаем к учебе!
Что такое гармония
Эти аспекты гармонии тесно взаимосвязаны. Мелодия воспринимается, как благозвучная тогда, когда она построена с учетом определенных закономерностей сочетания звуков. Чтобы понять эти закономерности, нам нужно познакомиться с объектами гармонии, т.е. категориями, так или иначе объединенными понятием «гармония».
Интервалы
Базовый объект гармонии – это интервал. Под интервалом в музыке подразумевается расстояние в полутонах между двумя музыкальными звуками. С полутонами мы познакомились на предыдущих уроках, поэтому сейчас затруднений быть не должно.
Разновидности простых интервалов:
- Прима – 0 полутонов или унисон.
- Малая секунда – 1 полутон.
- Большая секунда – 2 полутона.
- Малая терция – 3 полутона.
- Большая терция – 4 полутона.
- Чистая кварта – 5 полутонов.
- Увеличенная кварта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
- Уменьшенная квинта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
- Чистая квинта – 7 полутонов.
- Малая секста – 8 полутонов.
- Большая секста – 9 полутонов.
- Малая септима – 10 полутонов.
- Большая септима – 11 полутонов.
- Октава – 12 полутонов.
Итак, под простыми интервалами подразумеваются интервалы между звуками в пределах октавы. Если интервал больше октавы, такой интервал именуется составным.
Разновидности составных интервалов:
- Малая нона – малая секунда + октава = 13 полутонов.
- Большая нона – большая секунда + октава = 14 полутонов.
- Малая децима – малая терция + октава = 15 полутонов.
- Большая децима – большая терция + октава = 16 полутонов.
- Чистая ундецима – чистая кварта + октава = 17 полутонов.
- Увеличенная ундецима – увеличенная кварта + октава = 18 полутонов.
- Уменьшенная дуодецима – уменьшенная квинта + октава = 18 полутонов.
- Чистая дуодецима – чистая квинта + октава = 19 полутонов.
- Малая терцдецима – малая секста + октава = 20 полутонов.
- Большая терцидецима – большая секста + октава = 21 полутон.
- Малая квартдецима – малая септима + октава = 22 полутона.
- Большая квартдецима – большая септима + октава = 23 полутона.
- Квинтдецима – 2 октавы = 24 полутона.
Первый и главный вопрос: как это запомнить? На самом деле это не так сложно.
Как и зачем запоминать интервалы
Из общего развития вам наверняка известно, что развитию памяти способствует тренировка мелкой моторки пальцев рук. Если вы будете тренировать мелкую моторику на клавиатуре фортепиано, вы разовьете не только память, но и музыкальный слух. Мы рекомендуем приложение Perfect Piano, которое можно скачать в Google Play:
Далее вам остается регулярно проигрывать все вышеуказанные интервалы и проговаривать их названия вслух. Начинать можно с любой клавиши, в данном случае это не принципиально. Важно точно отсчитывать количество полутонов. Если сыграть одну клавишу 2 раза – это интервал в 0 полутонов, две соседние клавиши – это интервал в 1 полутон, через одну клавишу – 2 полутона и т.д. Добавим, что в настройках приложения можно установить удобное лично для вас число клавиш на экране.
Второй и не менее животрепещущий вопрос – зачем? Зачем вам знать и слышать интервалы, кроме как для освоения основ теории музыки? А вот тут дело не столько в теории, сколько в практике. Когда вы научитесь узнавать все эти интервалы на слух, вы будете запросто подбирать любую понравившуюся мелодию на слух, как для голоса, так и для исполнения на музыкальном инструменте. Собственно, большинство из нас и берет в руки гитару или скрипку, садится за фортепиано или барабанную установку как раз для того, чтобы исполнить любимые произведения.
И, наконец, зная названия интервалов, вы легко сориентируетесь, о чем речь, если услышите, что музыкальное произведение построено, к примеру, на квинт-аккордах. Это, кстати, распространенная практика в рок-музыке. Вам достаточно вспомнить, что чистая квинта – это 7 полутонов. Поэтому просто добавляете к каждому звуку, издаваемому бас-гитарой, 7 полутонов, и получаете квинт-аккорды, используемые в понравившемся вам произведении. Рекомендуем ориентироваться именно на бас, потому что он обычно более отчетливо слышен, что важно для начинающих исполнителей.
Чтобы услышать основной звук (тонику), нужно поработать над развитием музыкального слуха. Вы уже начали это делать, если скачали Perfect Piano и поиграли интервалы. Кроме того, вы можете с помощью этого приложения или настоящего музыкального инструмента попытаться услышать, какая нота звучит в унисон с тоникой (основным звуком) интересующего вас музыкального произведения. Для этого просто нажимайте клавиши подряд в пределах большой и малой октавы или проигрывайте все ноты на гитаре, зажимая 6 и 5 (басовые!) струны последовательно на каждом ладу. Вы заметите, что одна из нот явно попадает в унисон. Если ваш слух вас не подвел, это и есть тоника. Чтобы убедиться, что слух не подвел, найдите эту ноту одной-двумя октавами выше и сыграйте. Если это тоника, вы снова попадете в унисон с мелодией.
Прочие способы развития музыкального слуха мы рассмотрим в последующих уроках. Пока наша главная задача состоит в том, чтобы сделать более зримым понятие интервала в музыке для вас, как для начинающих музыкантов. Поэтому продолжим разговор про интервалы.
Часто можно встретить обозначения интервалов не в полутонах, а в ступенях. Тут имеются в виду только основные ступени звукоряда, т.е. «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Повышенные и пониженные ступени, т.е. диезы и бемоли, в подсчет не входят, поэтому количество ступеней в интервале отличается от количества полутонов. В принципе, подсчет интервалов в ступенях удобен для тех, кто собирается играть на фортепиано, потому что на клавиатуре основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам, и эта система выглядит очень наглядно.
Всем остальным удобнее считать интервалы в полутонах, т.к. на остальных музыкальных инструментах основные ступени звукоряда визуально никак не выделены. Зато, к примеру, на гитаре выделены лады. Они ограничены так называемыми «порожками», расположенными поперек гитарного грифа, на котором натянуты струны. Нумерация ладов идет от головы грифа:
Кстати, слово «лад» обладает множеством значений и имеет непосредственное отношение к теме гармонии.
Лады
Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.
Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.
В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.
Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:
На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.
И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.
И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.
Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.
Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин [И. Способин, 1963]. Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.
Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.
Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них [Шугаев, 2015]:
А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.
Тональность
Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.
Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.
Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.
Формула тональности:
Тональность = тоника + лад
Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.
Основные виды тональностей:
✔ | Минорная. |
✔ | Мажорная. |
Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.
Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.
Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.
В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.
Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.
Это варианты представления минорных тональностей:
Далее варианты обозначения мажорных тональностей:
Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.
Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.
Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.
Разновидности тональностей:
- Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
- Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
- Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».
В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.
Гаммы
Про гаммы хоть раз слышал каждый, у кого кто-то из знакомых посещал музыкальную школу. И, как правило, слышал в негативном контексте – мол, скучно, утомительно. И, вообще, непонятно, зачем их разучивать. Для начала скажем, что гамма – это последовательность звуков в тональности. Другими словами, если последовательно выстроить все звуки тональности, начиная с тоники, это и будет гамма.
Каждая из тональностей – минорная и мажорная – строится по своим закономерностям. Тут нам снова нужно будет вспомнить, что такое полутон и тон. Напомним, тон – это 2 полутона. Теперь можно переходить к построению гаммы:
Запомните эту последовательность для мажорных гамм: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Теперь посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «до мажор»:
Ноты вы уже знаете, поэтому по картинке видите, что в гамму «до мажор» входят ноты С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), С (до). Перейдем к минорным гаммам:
Запомните схему построения минорных гамм: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «ля минор»:
Чтобы проще было запомнить, обратите внимание, что в мажорной гамме сначала идет большая терция (4 полутона или 2 тона), а потом малая (3 полутона или полутон + тон). В минорной гамме сначала идет малая терция (3 полутона или тон + полутон), а потом большая (4 полутона или 2 тона).
Кроме того, вы видите, что в гамму «ля минор» входят те же ноты, что в «до мажор», только начинается она с ноты «ля»: А, В, C, D, E, F, G, A. Чуть ранее мы приводили эти тональности в качестве примера параллельных. Думается, сейчас самый подходящий момент остановиться на параллельных тональностях подробнее.
Мы выяснили, что параллельные тональности – это тональности с полностью совпадающими нотами и разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Ввиду того, что ноты полностью совпадают, у параллельных тональностей совпадает количество и вид знаков (диезов или бемолей) при ключе.
Мы акцентируем на этом внимание потому, что в специальной литературе можно встретить определение параллельных тональностей как таких, что имеют одинаковое количество и вид знаков при ключе. Как видите, это вполне простые и понятные вещи, но изложенные научным языком. Полный список таких тональностей представлен ниже:
Зачем нам нужны эти сведения в практическом музицировании? Во-первых, в любой непонятной ситуации можно сыграть тонику параллельной тональности и разнообразить мелодию. Во-вторых, так вы облегчите себе задачу подбора мелодии и аккордов, если пока не различаете на слух все нюансы звучания музыкального произведения. Зная тональность, вы просто ограничите круг поиска подходящих аккордов теми, что подходят к этой тональности. Как вы это определите? Тут нужно сделать два уточнения:
1 | Первое: аккорды записываются в том же формате, что и тональность. Аккорд «ля минор» и тональность «ля минор» в записи выглядят как Am; аккорд «до мажор» и тональность «до мажор» пишутся как С; и так со всеми остальными тональностями и аккордами. |
2 | Второе: подходящие друг другу аккорды расположены рядом друг с другом на квинтово-квартовом круге тональностей. Это не значит, что нельзя найти подходящий аккорд на некотором удалении от основного. Это значит, что вы точно не ошибетесь, если будете для начала компоновать те аккорды и тональности, которые находятся рядышком. |
Квинтово-квартовым кругом эта схема называется потому, что по часовой стрелке основные звуки тональностей отстоят друг от друга на квинту (7 полутонов), а против часовой стрелки – на чистую кварту (5 полутонов). 7 + 5 = 12 полутонов, т.е. замкнутый круг образует октаву:
К слову, такой подход как компоновка рядом стоящих аккордов может выручить начинающих композиторов, в которых проснулась страсть к сочинительству, однако изучение теории музыки пока находится на начальной стадии. Да и композиторы, достигшие известности, тоже практикуют такой подход. Для наглядности приведем несколько примеров.
Подбор аккордов к песне «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»:
А вот примеры из современной поп-музыки:
Подбор аккордов к песне «Обезоружена» в исполнении Полины Гагариной:
И достаточно свежая премьера 2020 года наглядно показывает, что тренд жив:
Подбор аккордов к песне «Голый Король» в исполнении Алины Гросу:
Для тех, кто спешит начать играть, можем посоветовать видео, посвященное ладам и гаммам от музыканта и преподавателя со стажем Александра Зилкова:
А желающим глубже вникнуть в теорию и узнать больше о гармонии в музыке рекомендуем книгу «Очерки современной гармонии», которую написал много лет назад искусствовед, преподаватель Московской консерватории Юрий Холопов, и которая до сих пор актуальна [Ю. Холопов, 1974].
Абсолютно всем рекомендуем пройти проверочный тест и при необходимости восполнить пробелы в знаниях прежде, чем переходить к следующему уроку. Эти знания вам точно пригодятся, поэтому желаем удачи!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
А теперь переходим к полифонии и сведению.
Ольга Обломова
← 2 Нотная грамота4 Полифония и сведение →
Основы музыкальной теории. Что такое гармония
Гармония — система, которая определяет, как звуки сочетаются между собой. В этой части разберемся в ее устройстве и основных функциях.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»
Поговорим о гармонии.
🏛 Искусство музыки со времен древней Греции было теснейшим образом связано с основами мироздания, космосом, философией и математикой. И понятие гармонии — гармонии мира, гармонии сфер, сложного, но совершенного устройства — одно из основополагающих качеств музыки. В музыке гармония в широком смысле — это проекция философско-эстетического понимания на мир звуков.
🎼 Но есть более узкие значения: например, гармония как предмет музыкальной теории. Науку о гармонии как системе аккордов первым разработал французский композитор Жан-Филипп Рамо в середине 1720-х годов. Эта наука изучает отношения звуков внутри тональности: интервалы (то есть отношения одного звука к другому), аккорды (отношения трех и больше звуков) и взаимоотношения аккордов между собой.
✍️ Помните, в первой части мы говорили, что привычная нам классическая музыка — это то, что создано в промежутке от конца 17 до начала 20 века. «Окно», в которое попадает так называемая классико-романтическая гармония, еще более узкое — около 150 лет, со второй половины 18 до начала 20 века. Это база классической музыки, то, что изучают в музыкальных школах, училищах и консерваториях. В этой системе написана подавляющая часть привычной нам академической музыки. И хотя формальное временное окно узкое, те же принципы использовали композиторы уже в 17 веке, а многие продолжают использовать до сих пор. Вся «понятная» музыка 20 и 21 века, то, что кажется на слух ясным и знакомым, создано в рамках классико-романтической гармонии.
Из чего же состоит эта гармония 👇
🧱 Основа классико-романтической гармонии — трезвучие, условное «до-ми-соль». Трезвучия — кирпичики, из которых складывается здание музыкального произведения. Само устройство трезвучия восходит к гармонии сфер: складывается из первых четырех звуков (условные «до-до-соль-ми») натурального обертонового ряда — самых сильных и ярких — и таким образом концентрирует в себе естественный природный ореол основного звука (условного «до»).
🟠 То, как трезвучия взаимодействуют между собой, образует гармоническую систему. В классико-романтической гармонии есть три главных функции: тоника (трезвучие на первой ступени лада), доминанта (трезвучие на пятой ступени лада) и субдоминанта (трезвучие на четвертой ступени лада).
🔹 Тоника — это центр, самая устойчивая точка вселенной, с нее все начинается и ею все заканчивается.
🔹 Доминанта — это главный, самый деятельный оппонент тоники. Между ними существуют напряженные отношения: доминанта всегда должна разрешиться в тонику. Если этого не произойдет, у вас останется ощущение, что сочинение не окончено.
🔹 Субдоминанта — третья по значимости функция. Ее отношения с тоникой не такие острые, но она тоже требует разрешения.
🎹 Послушайте начало известной сонаты Моцарта до мажор. На протяжении 30 секунд он обходится исключительно этими тремя аккордами: тоника, субдоминанта и домината. Первый момент (0.28), который вы ощутите как остановку (но не завершение!) — это переход в царство доминанты.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Da3tqPtk21D-Pw
🔄 Обратите внимание на момент в районе 0.50: это окончание главной темы сонаты, и Моцарт два раза повторяет оборот «доминанта — тоника». Такой гармонический оборот называется «кадансовым» и выполняет роль точки в предложении. В классической гармонии он всегда завершает развитие темы и раздела формы.
🔝 От всех остальных ступеней лада тоже можно построить трезвучия. Их значение в системе подчиненное, в классической гармонии они не могут появиться просто так, без подготовки, а если появляются — значит, происходит что-то особенное.
➿ Продолжайте слушать сонату. На 1.42 начинается разработка и, чтобы сразу обозначить начало чего-то нового, Моцарт без предупреждения и перехода вместо мажорной тоники дает минорную. А затем начинает водить слушателя по лабиринту разных аккордов — мы чувствует себя неспокойно, неустойчиво, нет тоники — нет почвы под ногами.
Прослушайте всю разработку и попробуйте определить, на какой минуте вернулась главная тема и главная тональность?
💪 Давайте немного потренируем слух узнавать базовые гармонические последовательности с помощью знакомой музыки.
🔹 Послушайте самое начало Симфонии №40 Моцарта. С точки зрения гармонии она начинается хрестоматийно: тоника, субдоминанта, доминанта. Попробуйте почувствовать переходы между аккордами.
Дослушайте до второго проведения темы (около 0.25). Обратите внимание, что теперь Моцарт сопровождает мелодию совсем другими аккордами, и она меняет свое настроение на более светлое.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qibbR3BAAccZbA
🔹 Потренируемся еще. С этих же трех аккордов — тоники, субдоминанты, доминанты (но в другой тональности) — начинается медленная часть знаменитой симфонии Гайдна «Сюрприз» (№94). Попробуйте услышать, как шагает бас, а с ним меняется гармония.
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/UFtyLk3fWQSw0A
🔹 Из трех аккордов можно сделать очень много! Вот пять арий из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, в них вся первая часть арии построена только на трех главных аккордах, а «куплет» арии Фигаро «Мальчик резвый…» — на двух!
→ Ария Фигаро
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/cabXiCCVf7r6Sw
→ Ария Фигаро
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Ux0EAHVjj9TFag
→ Ария Керубино
Аудио-пример: https://yadi. sk/d/Arh9l51y1F0WmQ
→ Ария Сюзанны
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/NnwdkEkyUlQyiQ
→ Ария Графини
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/WA4g6iA-QckAWg
🔹 Обратите внимание, что в сонате Моцарта из первой карточки, в симфониях Моцарта и Гайдна первая ощутимая остановка, «запятая» в музыкальной мысли, всегда происходит на неустойчивой гармонии — на доминанте. Это один из базовых законов классического синтаксиса в музыке, так называемая «вопросно-ответная структура». Чередование аккордов разных функций и разной удаленности от тоники позволяет создавать и музыкальный синтаксис, и форму и характер.
🔹 Если кирпичик гармонии — это трезвучие, но кирпичик в музыкальной форме называется «период». Он состоит из двух предложений: первое заканчивается на неустойчивой гармонии (часто доминанте), второе — на тонике. Доминанта — тоника, вопрос — ответ. Таким образом композиторы достигают ощущения завершенного целого.
🔹 Посмотрите, как это работает, например, в теме Аллегретто из Симфонии №7 Бетховена. Правда, Бетховен был нарушителем порядка, поэтому первую остановку он делает не на доминанте, а на третьей ступени (тихая музыка: включайте погромче).
Аудио-пример на Ютубе
🔹 Или возьмем начало Симфонии №3 Бетховена — первые 20 секунд. Все хорошо, начало с крепкого тонического аккорда. Но внезапно, «без объявления войны» происходит короткий сдвиг в далекую диссонирующую гармонию: помните, мы говорили, что это показатель сложно устроенного героя? Но так как это лишь начало истории, то Бетховен быстро возвращается на «правильный» путь и возвращается к устою через базовую последовательность «субдоминанта — доминанта — тоника».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/hlZmTud5aRvnlA
🔹 А в «Оде к радости» (финал Симфонии №9) Бетховену нужно, чтобы все звучало просто, плакатно, поэтому в теме он обходится только двумя гармониями — тоникой и доминантой. Опять обратите внимание: «запятая» на доминанте, «точка» — на тонике.
Аудио-пример: https://yadi. sk/i/27tIyEFdBlOs3A
🔹 Еще наглядный пример того, как работает в классической музыке синтаксис и «вопросно-ответная структура» — финал Симфонии №40 Моцарта.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ui9beiYn8oP3uQ
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Все то, о чем мы говорили выше — это законы, которые работают в системе классико-романтической гармонии. Ее еще называют мажоро-минорной системой, так как все, что здесь происходит — происходит в рамках мажора и минора. Иногда могут вмешиваться старинные или народные лады, но эти случаи связаны с какой-то специальной выразительной задачей.
Давайте теперь посмотрим, что бывает с гармонией за рамками мажоро-минорной системы 👇
🎶 Чтобы возникло понятие гармонии, нужно минимум два звука, звучащих одновременно. Самый ранний вид европейского многоголосия — это органум, жанр и тип композиции церковной музыки. Органумы бывали разными, наиболее распространены варианты, когда один голос стоит на месте, а второй движется, или когда голоса движутся параллельно. Послушайте два примера.
→ Органум Леонина, композитора первой половины 13 века, одного из главных представителей парижской Школы Нотр-Дам, где процветал органум.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pB30TFwmV-AmUA
→ А вот пример параллельного органума.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/hS_EhcazJ79WiA
〰️ В эпоху барокко начала формироваться мажоро-минорная система, но еще очень сильны были влияния старых ладов и полифонии, где законы вертикальной гармонии были подчинены линейной логике движений голосов. Однако наша привычная гармоническая система все больше крепла, хотя и могла вести себя причудливо.
Послушайте начало оперы Клаудио Монтеверди «Орфей». Ее открывает «Токката» (аналог увертюры), в ней полторы минуты звучит одна единственная гармония — тоника. Зато потом начинается короткая «симфония», в ней аккорды живут уже по законам привычной нам классической системы, хотя их соединения, последовательности еще не совсем такие, как у венских классиков.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/80xjFnv8j0PZaQ
А вот у Рамо, того самого, который написал первый теоретический труд по нашей гармонии, уже хорошо слышны привычные «тоника-доминанта»
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/PgGQ89Svk0R9Qw
Классический синтаксис в гармонии тоже продолжал устаканиваться на протяжении всего барокко. В музыке, где сильно влияние импровизационных жанров, он мог быть очень свободным. Послушайте с точки зрения гармонии начало Токкаты ре минор Баха.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/oimt4DvVZb7axA
А это хотя и обработка старинного лютеранского хорала «Проснитесь, голос к нам взывает», но гармония вполне классическая. Послушайте начало, слышите знакомую последовательность: тоника — субдоминанта — доминанта — тоника?
Аудио-пример: https://yadi. sk/i/dZAaGm-w3Lhu6g
🎹 В 19 веке в музыке романтиков гармония могла использоваться по-разному. Иногда, как в первой песне из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, композитору достаточно пары-тройки основных аккордов.
→ Шуберт — «В путь»
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/elEgKIvs-Myiyg
🦋 А в главной теме из сюиты Шумана «Бабочки» гармония помогает создать образ: композитор не задерживается на основных аккордах, а сразу заставляет мелодию и гармоническую последовательность «взлетать», делать круг и лишь затем возвращаться к тонике.
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/dLawcyghna9qTQ
➿ В эпоху романтизма происходит очень важных процесс: ослабевает базовая связь «тоника — доминанта». Композиторы все больше любят красочное сопоставление тональностей, не скованных жесткой логикой причинно-следственных связей.
✍️ Много для разрушения традиционных ценностей классико-романтической гармонии сделал Рихард Вагнер. Послушайте начало вступления к опере «Лоэнгрин». Его занимает колористическое сопоставление аккордов.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jtR5HRs_bf8KIA
📖 А во вступлении к «Тристану и Изольде» он впервые заглянул за пределы классической системы: в нем на протяжении долгого времени вообще нет ни одного устойчивого аккорда. Неслучайно даже появилась книга «Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера». Это действительно был кризис.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vRmLguMKh4Jw4Q
🎨 Система все больше продолжала разваливаться. Много для ее расшатывания сделали импрессионисты: помните их красочные гармонии, напоминающие смелые живописные сочетания?
→ Дебюсси, «Облака»
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/m2tIjFOPm8G2_w
🌀 К концу 19 века роль центра, тоники все больше ослабевает. На этот процесс интуитивно работают очень разные композиторы: вспомните смелые уходы от тональности в поздней музыке Листа, в операх Рихарда Вагнера появлялись целые фрагменты, где тонику уловить было практически невозможно.
🔜 Радикальный выход за рамки мажоро-минорной системы в начале 20 века предприняли сразу несколько композиторов, но главным теоретиком атональности считается австрийский новатор Арнольд Шенберг. В молодости он сочинял очень красивую музыку, рождавшуюся на развалинах романтической гармонии. Послушайте начало его струнного секстета «Просветленная ночь», написанного в 1899 году.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/FYdqsruJ6VcofA
🎹 Через десять лет в фортепианных пьесах опус 11 Шенберг нашел в себе силы полностью отказаться от тонального центра, от мажора и минора, от любой опоры — и вышел в открытый космос атональности.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/AI8g4OzEP_eJ6w
курс Level One
Как устроена музыка
Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Гармония Определение и значение — Merriam-Webster
гар · мо · ный
ˈhär-mə-nē
1
а
: сочетание одновременных музыкальных нот в аккорде
Она научила его петь гармонию.
б
: структура музыки в отношении композиции и последовательности аккордов
песня со сложными гармониями и ритмами
с
: наука о структуре, соотношении и последовательности аккордов
2
а
: приятное расположение частей : соответствие
картина, демонстрирующая гармонию цвета и линии
б
: соглашение, соглашение
Стандарт, который мы утвердили сегодня, находится в гармонии с основными положениями нашего закона. — Heighs Implement Co. против Missouri Hwy and Transp. Сообщение , 859 S.W.2d 681 (1993)
с
: внутреннее спокойствие : спокойствие
период относительной гармонии
3
а
: переплетение разных счетов в единое повествование
б
: систематическое расположение параллельных литературных отрывков (как в Евангелиях) с целью демонстрации согласия или гармонии
4
архаичный
: мелодичный звук : мелодия
Синонимы
- баланс
- когерентность
- близость
- созвучие
- созвучие
- оркестровка
- пропорция
- симметрия
- симфония
- unity
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
песня со сложной гармонии и ритмы
на ее лице была ангельская гармония , которая очаровывала ведущих художников того времени
Недавние примеры в Интернете
Еще неделю назад две наши семьи, жившие [sic] в гармония .
— Ингрид Васкес, Peoplemag , 21 декабря 2022 г.
Работа также ссылается на поставленный Кингом диагноз ВИЧ в 2018 году, показывая, как эти разные реальности и идентичности живут в гармонии друг с другом.
— Энди Сондерс, , время , 21 декабря 2022 г.
В другой ванной комнате, спроектированной Джэ Джу, тщательный баланс между чистым современным стилем и 200-летними костями дома живет в 9.0021 гармония .
— Аманда Симс Клиффорд, House Beautiful , 19 декабря 2022 г.
Более полное наслаждение жизнью также входит в эту смесь, и с Венерой и Меркурием в гармонии с вашим знаком Солнца будьте готовы к некоторым эмоционально волнующим встречам.
— Кэтрин Мерлин, Town & Country , 16 декабря 2022 г.
Для садовника это равносильно путешествию в кресле: пара открывает небольшую ферму на севере Франции на основе концепции пермакультуры, формы сельского хозяйства, предназначенной для работы в гармония с природой, а не в оппозиции к ней.
— Сьюзен Браунштейн, , Кливленд, , 14 декабря 2022 г.
Детали из латуни перекликаются с декором арок на входе в здание, в то время как роскошные королевские фиолетовые бархатные стулья сочетаются с гармонией с предметами из кристаллов аметиста.
— Пейдж Реддингер, , отчет Робба , 6 декабря 2022 г.
Но что действительно заставляет этот свежий сериал петь — в гармония — это богатая, полная жизнь, предоставленная ее друзьям, которые не застряли на ее орбите, а путешествуют по своим собственным ярким мирам.
— Сотрудники Los Angeles Times, Los Angeles Times , 2 декабря 2022 г.
Nucleus содержит 8 активных ингредиентов и 14 неактивных ингредиентов, и все они работают в гармонии для решения проблем с тазобедренными суставами и суставами у вашего щенка.
— Роллинг Стоун , 1 декабря 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «гармония». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское armony , от англо-французского armonie , от латинского гармония , от греческого, соединение, гармония, от Harmos соединение — больше под рукой
Первое известное употребление
14 век, в значении, определенном в смысле 4
Путешественник во времени
Первое известное использование гармонии было
в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи рядом с
гармония
гармонограф
гармония
гармония сфер
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Гармония».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/harmony. По состоянию на 1 января 2023 года.
существительное
гар · мо · ный
ˈhär-mə-nē
1
а
: сочетание музыкальных нот, сыгранных вместе в виде аккордов
б
: структура музыки в отношении того, как она написана и как ноты сгруппированы в аккорды
с
: наука о гармонии
2
а
: приятное или подходящее расположение частей
б
: agreement sense 1b
lives in harmony with nature
More from Merriam-Webster on
harmony
Nglish: Translation of harmony for Spanish Speakers
Britannica English: Translation of harmony для носителей арабского языка
Britannica. com: статья в энциклопедии о гармонии
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
год чудес
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
- стационарный
канцелярские товары
Проверьте свой словарный запас с помощью нашего теста из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Гармония Определение и значение | Британский словарь
1 НАЙДЕНО:
гармония (существительное)
гармония
/ˈhɑɚməni/
существительное
множественное число
гармонии
гармония
/ˈhɑɚməni/
сущ.
множественное число
гармонии
Британский словарь определения ГАРМОНИИ
1
:
сочетание различных музыкальных нот, играемых или исполняемых одновременно, для создания приятного звучания
[не в счет]
Она научила его петь гармонию . [=как петь ноты, которые приятно сочетаются с другими нотами]
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
— часто используется после в
Она научила его петь в гармонии .
Они пели в идеальной гармонии .
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
[число]
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
2
[единственное число]
:
приятное сочетание или расположение разных вещей
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
◊ Когда вещи находятся в гармонии или когда одна вещь находится в гармонии с чем-то другим, они хорошо сочетаются друг с другом или очень хорошо согласуются друг с другом.
Каждая часть двигалась в совершенной гармонии .
Две машины связаны и работают в гармонии .
Этот принцип не соответствует нашим идеалам.
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
◊ Когда люди находятся в гармонии или в гармонии друг с другом, они живут вместе мирно и дружно.
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
◊ Привести что-то в гармонию с чем-то другим — значит изменить это так, чтобы оно согласовывалось или соответствовало чему-то другому.
[+] больше примеров
[-] скрыть примеры
[+] Примеры предложений
[-] Скрыть примеры
◊ Когда вещи не гармонируют или когда одна вещь не гармонирует с чем-то другим, они плохо согласуются или сочетаются.