Разное

Охарактеризовать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста: Статья «Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста»

Содержание

Просвещение родителей


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Оренбург

2009

УДК 37.018.262

ББК 74.9р

Р 95

Рецензенты:

заслуженный учитель Российской Федерации Павел Петрович Дурманов;

заслуженный учитель Российской Федерации Андрей Степанович Голубничий;

заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Михайловна Шевченко;

кандидат педагогических наук Светлана Александровна Алешина

Научный редактор: доктор исторических наук, профессор

Вячеслав Александрович Лабузов

Руководитель проекта: доктор педагогических наук, профессор

Валентина Григорьевна Рындак

Авторы: д. пед. наук, проф. В.Г. Рындак (Введение; Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе; Вместо заключения), к. п.н., проф. М.Б. Насырова (Введение, Программа педагогического всеобуча для родителей: 10-11 классы), к.п.н., доцент Н.М. Михайлова (Программа педагогического всеобуча для родителей: 5-9 классы), к.п.н., ст. препод. Н.М. Науменко (Программа педагогического всеобуча для родителей: дошкольники, 1-4 классы)

Авторы-составители: д. пед. наук, проф В.Г. Рындак (Методики изучения учащегося, Методики изучения семьи учащегося), к.п.н., проф. М.Б. Насырова (Сценарии родительских собраний), к.п.н., доцент Н.М. Михайлова (Методики изучения учащегося, Методики изучения семьи учащегося, Сценарии родительских собраний, Организация родительских собраний), к.п.н., ст. препод. Е.В. Конькина (Методы педагогической диагностики)

Рындак, В.Г. и др.

П

Р 95

едагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 205 с.

ISBN 978-5-91442-028-1

Настоящее издание посвящено осмыслению приоритетов и педагогических ориентиров воспитания ребенка в семье и школе, проблем организации педагогического просвещения родителей в современных социокультурных условиях. Авторами разработаны конкретные пути и механизмы вывода семьи на более продуктивный уровень взаимодействия с образовательным учреждением. Предложены программа педагогического всеобуча для родителей, сценарии родительских собраний; приведены методики педагогической диагностики, методики изучения воспитанников и их семей.

В пособии использованы материалы Л.В. Зинчук, Н.А. Алексеевой, В.А. Седовой, У.С. Богдановской, М.А. Александровой, З.А. Шиповой, В.Н. Щербаковой, Т.Н. Коноваловой, Н.А. Бобовкиной, И.Ю. Смирновой, С.В. Заваденко, Е.Н. Прейскуранта, Е.В. Шаповаловой, Н.М. Клюхиной.

Издание адресовано руководящим и педагогическим работникам, родителям и всем тем, кто заинтересован в организации партнерских отношений между школой и семьей как главными институтами воспитания Человека.

УДК 37.018.262

ББК 74.9р

ISBN 978-5-91442-028-1

© Министерство образования Оренбургской области, 2009

© В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко, 2009

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. ..

7

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………….

11

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА……………………………………….

18

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА………………………………………………………….

26

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕЙ ЮНОСТИ………………………………………………….

31

Глава 1. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ….

37

ДОШКОЛЬНИКИ…………………………………………………………………………

37

Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста……

37

Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте………………………………………

37

Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста……………………

37

Тема 4. Становление характера дошкольника……………………………………………

38

Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………………………

38

Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах. …………………………..………………

38

Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста. ………………..………………

38

Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе и как выбрать школу для ребенка..………………………………………………………..

38


Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе……………

39

Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.…………………………………………………………..

39


I КЛАСС……………………………………………………………………………………

39

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой……………………………………………………………………………

39


Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте………………………

40

Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть..………..

40

Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

40

Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе……………………………………………………………………..

40


Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника. ……………………………………..

40

Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника..………………………………………………………………………………….

41


Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста………….

41

Тема 9. Организация семейного чтения……………………………………………………

41

Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей…………………………………………………

41

II КЛАСС…………………………………..………………………………………….……

41

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс. .…………..…

41

Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста…….……

42

Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства……………

42

Тема 4. Самооценка младшего школьника……………………………………………..…

42

Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста……………..……

42

Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе..………………………..………

42

Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.………………………

43

Тема 8. Детская агрессивность и ее причины. ……………………………………………

43

Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………

43


Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей………………………………………………….

43

III КЛАСС……………………………….………………………………………………….

43

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс…………………….

43

Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника……………………………….

43

Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица. ……………………………

44

Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против……

44

Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали….

44

Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение…………………………..

44

Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления. ……………………………………………

44

Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей……………………………………….………….

44

IV КЛАСС……………………………….………………………………………………….

44

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс……………………

44

Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста………

45

Тема 3. Телевизор: помощник или враг……………………………………………………

45

Тема 4. Ребенок среди сверстников. ………………………………………………………

45

Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя…..

45

Тема 6. Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников………………………………………………….…………………..….……….

45


Тема 7. «Прощай, начальная школа» …………………………………………………..…

46

V КЛАСС…………………………………………………………………………………….

46

Тема 1. Возрастные особенности подростка………………………………….……………

46

Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника…………………………..……….……

46

Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка……………………………. ..

46

Тема 4. Мотив как регулятор поведения…………………………………………….……

47

Тема 5. Формирование самосознания подростка…………………………………………

47

Тема 6. Социализация ребенка в семье……………………………………………………

47

Тема 7. Ценности современного подростка…………………………………….…………

47

Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество…………………………………………

47
Тема 9. Конвенция ООН «О правах ребенка» ……………………………………………
47

VI КЛАСС…………………………………………………………………………………..

48

Тема 1. Формирование воли шестиклассника……………………………………………

48

Тема 2. Воспитание характера школьника……………………………………………..…

48

Тема 3. Самооценка школьника-подростка…………………………………………….…

48

Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми. …………………………………………

48

Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи……………………………….……

48

Тема 6. Нравственное развитие школьника………………………………………………

49

Тема 7. Проблемное поведение подростка……………………………………………..…

49

Тема 8. Общение в семье…………………………………………………………………..

49

Тема 9. Детское общественное объединение…………………………………………..…

49

VII КЛАСС…………………………………………………. ………………………..…….

49

Тема 1. Воспитание детей в семье………………………………………………………….

49

Тема 2. Социализация личности………………………………………………….……….

49

Тема 3. Межличностное общение подростков……………………………………………

50

Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка…….…………………………………………….…….

50

Тема 5. Проблемное поведение подростка………………………………………..………

50

Тема 6. Ориентация подростков на социально значимые ценности…………………….

50

Тема 7. Эстетическое воспитание подростка……………………………………..………

50

Тема 8. Право, ребенок и его окружение………………………………………………….

50

VIII КЛАСС……………………………………………………………..…………………

51

Тема 1. Духовные ценности семьи…………………………………………………..……

51

Тема 2. Конфликты и пути их решения……………………………………………………

51

Тема 3. Содружество школы и семьи…………………………………………………..….

51

Тема 4. Детско-родительские отношения.………………………………………………..

51

Тема 5. Воспитание толерантности подростка…………………………………….……..

51

Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения………………………

52

Тема 7. Общение родителей с детьми………………………………………………….….

52

Тема 8. Право, ребенок и его окружение…………………………………………………

52

IX КЛАСС………………………………………………………….……………………….

52

Тема 1. Культура общения подростка…………………………………….……………….

52

Тема 2. Путь к согласию, или Как разрешить конфликт…………………………………

52

Тема 3. Патриотическое воспитание школьников……….………………….……………

52

Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков……………………………………

52

Тема 5. Мотив как регулятор поведения……………………………………………..……

53

Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи……………………………….……

53

Тема 7. Ребенок и милиция…………………………………………………………………

53

X КЛАСС……………………………………………………………………………………

53

Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника…………

53

Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников………………………

53

Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника……………………

54

Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.………………………………………………………………………………….

54


Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье…………………………

54

XI КЛАСС…………………………………………………………………………………. .

54

Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию……………………………………………………………………………………….

54


Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?………………………………..

54

Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ…………………

55

Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников……………………………….………………………………………………….

55


Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма……………………………………………………………….…………………….

55


Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница…………………………. .

55

Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник……………………………………

55

Тема 8. Воспитание в семье семьянина: сущность и основные направления…………..

55

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ
……………………………………………………………………..

56


2.1. Проблемы современного ребенка………………………………………………….….

56

2.2. Возрастные особенности школьника…………………………………………………

57

2.3. Современный ученик как педагогический ориентир………………………………..

63

2.4. Типы и особенности современной семьи…………………………………………….

63

2. 5. Семья с единственным ребенком……………………………………………………..

65

2.6. Многодетная семья…………………………………………………………………….

65

2.7. Неполная семья…………………………………………………………………………

66

2.8. Малообеспеченная семья………………………………………………………………

66

2.9. Семья со средним достатком………………………………………………………….

67

2.10. Очень состоятельная семья…………………………………………………………..

67

2.11. Отношение детей к миру взрослых………………………………………………….

70

2.12. Опасность излишней опеки……………………………………………………….….

72

2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений…………

72

2. 14. Уроки любви…………………………………………………………………………..

73

2.15. Уроки труда……………………………………………………………………………

73

2.16. Уроки ответственности……………………………………………………………….

74

2.17. Дети – наши учителя………………………………………………………………….

76

2.18. Учимся быть отцами………………………………………………………………….

77

2.19. Дети делают мужчину мужчиной…………………………………………………….

79

2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж…………………………………………..……….

80

2.21. Миссия отца в семье глазами детей…………………………………………………

81


2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей………………………………………

84

2. 23. Творческое развитие школьника в процессе социализации……………………….

87

2.24. Как приблизить школу к ученику…………………………………………………….

89

2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи………………………………………

92

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………………

96

Глава 4. СЦЕНАРИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ………………………………

100

Понимаем ли мы своего ребенка?………………………………………………..……..…

100

Мы дружная семья…………………………………………………………………………..

103

Профилактика употребления наркотиков и других психотропных веществ……….….

105

Как ваши дети выбирают профессию?………………………………………………….

108

Проблемы полового воспитания подростков………………………………………..……

108

Давайте познакомимся!…………………………………………………………………….

111

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы………………………..………….

112

Союз семьи и школы………………………………………………………………………………………….

115

Типы семейного воспитания………….……………………………………………………

118

Роль семьи в формировании личности……………………………………………………

120

Планирование работы с детьми на новый учебный год………………………………….

122

Поощрение и наказание в воспитании ребенка…………………………………………. .

124

О, сколько нам открытий чудных………………………………………………………….

127

Колесо истории……………………………………………………………………………..

129

Этот трудный подростковый возраст…………………………………………………………

131

Педагогика и жизнь…………………………………………………………………………

133

Позитивная самооценка как условие успешного развития личности.………………….

135

Свободное время – для души и с пользой!..………………………………………………

136

В семье растет сын…………….……………………………………………………………

138

В семье растет дочь………….……………………………………………………………..

143

Мир в семье……………………. ……………………………………………………………

148

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка……………………………………

150

Общение родителей с детьми………………………………………………………………

153

Свободное время и семейный досуг……………………………………………………….

155

Подросток в мире вредных привычек………………………………………………………..

157

Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника………………………

160

Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу..…………………………………..

162

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников…………….

167

Педагогом стал бы я. ……………..…………………………………………………………….

169

ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ……………………

173

5.1. Методы педагогической диагностики…………………………………………..……

173

5.2. Методики изучения учащегося……………………………………………….……….

179

5.3. Методики изучения семьи учащегося…………………………………………………

188

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….

197

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….………………………….

201

Каталог: METODKOPILKA
METODKOPILKA -> Музыкальная терапия как средство коррекции и расширения эмоциональной сферы детей
METODKOPILKA -> Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Скачать 2. 66 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

воспитание, психологические особенности, возрастные характеристики, новообразования, обучение, эмоциональное и психическое развитие личности

Дети дошкольного возраста (ДВ) — это дети от 3 до 6–7 лет. В психологии дошкольный возраст делится на несколько периодов:

  • младший ДВ – 3-4 года;
  • средний ДВ – 4-5 лет;
  • старший ДВ – 5-7 лет.

На протяжении всех этапов детский организм активно растет и развивается. К семи годам ребенок вырастает примерно на 20-25 см, увеличивается масса тела и объем мозга.

Психологические особенности дошкольников

В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы высшей нервной деятельности. Гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности. А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как:

  • восприятие и анализ окружающего мира;
  • наглядное мышление;
  • логическое мышление;
  • произвольное внимание;
  • смысловая память.

Речь начинает отыгрывать ключевую роль в процессе познавания окружающего мира. Посредством общения ребенок учится основам различных видов деятельности. Чтобы успешно выполнять различные действия, ребенку достаточно словесной инструкции и объяснений, если у него уже имеются четкие наглядные примеры.

Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в ДВ, среди которых:

  • игры: развитие моторики, мыслительных процессов, обучение;
  • изобразительная деятельность: рисунки, поделки, фигурки из пластилина и другие предметы, сделанные ребенком, которые являются результатом его первой продуктивной деятельности.

Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным помогут различные развивающие игры и посильный труд.

Помогая родителям в выполнении бытовых задач, дети углубляют свои знания и навыки, а также приобретают новые умения, которые понадобятся им на этапе школьного обучения. Особенностью дошкольного возраста является постоянное стремление к освоению новых видов деятельности. Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, подражание взрослым. В игре, прежде всего, ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, он учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются его нравственные оценки (появляются понятия «хорошо», «плохо»), формируются новые потребности, осваиваются новые виды творческой деятельности (рисование, лепка из пластилина). Дети в игровой форме имитируют жизнь взрослых.

Многие дети в этом возрасте посещают детский сад, тем самым получают первые опыты социального взаимодействия.

В этом возрасте ребёнок начинает более полно воспринимать окружающий мир. Основным объектом его наблюдений являются родители.

У детей дошкольного возраста развивается память, но она пока ещё носит непроизвольный характер. Всё, что вызывает у ребёнка эмоциональный всплеск, он запоминает.

Изменение характера в процессе развития детей дошкольного возраста

По достижении трехлетнего возраста ребенок начинает активно взаимодействовать со взрослыми. Он может выполнять простые задачи по обслуживанию собственного быта и стремится реализовать эту долю самостоятельности. Удовлетворение данной потребности необходимо для легкого перехода ребенка из раннего возраста в дошкольный и начала формирования характера личности.

Развитие детей дошкольного возраста должно проходить в рамках сюжетно-ролевой игры. Эта стратегия носит название концепции ведущей деятельности. Ее суть заключается в прививании ребенку способностей к различным формам трудовой деятельности. Благодаря игровому обучению дети получают базовые навыки моделирования различных предметов, рисования, лепки и др. Неотъемлемой частью развития сознания в этот период является составление определенной иерархии мотивов и желаний, среди которых четко выделяются более и менее значимые.

Составляя характеристику дошкольного возраста, следует отметить, что импульсивное и ситуативное поведение у детей постепенно заменяется личностным, которое провоцируется полученными представлениями и образами. Деятельность ребенка направляется на достижение определенного результата, что особенно четко проявляется в таких родах деятельности, как рисование, конструирование и др. Со временем дети переходят от подражания существующим образцам к воплощению собственных проектов, созданных их воображением.

Средний ДВ является периодом максимальной активизации воображения и способностей к творческим формам деятельности. Психологическая особенность детей дошкольного возраста – преимущественно образное и наглядно-действенное мышление. Однако в этом периоде происходит также закладывание основ логического мышления, смысловой памяти и координации функций психики. 4-5 лет – это своеобразный пик в эмоциональном развитии ребенка.

Воспитание и обучение дошкольников

К концу дошкольного периода ребенок полностью осознает, что он способен управлять собственным поведением. Это новая ступень самосознания, которая позволяет перейти к усвоению действующих в обществе прав поведения и норм нравственности. Действиями ребенка начинают руководить не только его желания, но требования окружающих. Трудности с поведением у дошкольников связаны с повышенной эмоциональностью. Эффективным средством для решения данной проблемы является общение с другими детьми. На данном этапе развития сверстники являются для ребенка более интересными партнерами для совместной деятельности, чем взрослые.

Воспитание детей дошкольного возраста – одно ключевых направлений в педагогике. Обучение дошкольников имеет определенную специфику:

  • Усвоение новых знаний и навыков происходит в игровой форме или с помощью других методов предметной деятельности.
  • Развитие психических функций, воображения и мыслительных процессов осуществляется в процессе рисования, конструирования, лепки, моделирования аппликаций и т.д.
  • Характерной особенностью всех творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать друг друга, что позволяет выбрать наиболее интересный для ребенка род деятельности.
  • Основной задачей в старшем ДВ становится подготовка к школе.

В процессе формирования навыков учебной деятельности совершенствуются такие способности, как выполнение заданий по образцу, ориентация на определенный метод действий, выработка мелкой моторики руки и т.д. Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. Не стоит думать, чем больше вы проводите времени с ребёнком, тем лучше он будет воспитан. Важно не качество, а количество.

Общение у дошкольников, формирование авторитетов

У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка.

Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.

У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.

Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:

  • полученный опыт коммуникации со взрослыми;
  • полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
  • личностный опыт;
  • уровень умственного развития.

В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является:

  • предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
  • формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
  • моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
  • развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.

Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем ДВ дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.

Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.

Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста — словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества — это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

  • Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
  • Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
  • Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
  • Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

Социальный дошкольный | ECLKC

Дошкольное учреждение

Подраздел: Отношения со взрослыми

Цель P-SE 1. Ребенок вовлекается и поддерживает позитивные отношения и взаимодействие со взрослыми.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Легко взаимодействует с доверенными взрослыми.
  • Вступает в некоторые позитивные взаимодействия с менее знакомыми взрослыми, например, с родителями-добровольцами.
  • Проявляет привязанность и предпочтение к взрослым, которые регулярно общаются с ними.
  • При необходимости обращается за помощью к взрослым.

Цель P-SE 2. Ребенок участвует в просоциальном и кооперативном поведении со взрослыми.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Вступает в просоциальное поведение со взрослыми, например, использует уважительный язык или приветствует.
  • Прислушивается к взрослому, когда его об этом просят.
  • Следует указаниям взрослых и ожиданиям надлежащего поведения.
  • Спрашивает или ждет разрешения взрослых, прежде чем что-то делать, когда они не уверены.

Дошкольники инициируют более длительные и более взаимные взаимодействия со взрослыми, которым доверяют, например, задают вопросы или обсуждают идеи.

Подобласть: Отношения с другими детьми

Цель P-SE 3. Ребенок участвует и поддерживает позитивное взаимодействие и отношения с другими детьми.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Вступает в позитивное взаимодействие с другими детьми и поддерживает их.
  • Использует различные навыки для входа в социальные ситуации с другими детьми, например, предлагает что-то сделать вместе, присоединиться к существующему занятию или поделиться игрушкой.
  • По очереди разговаривает и взаимодействует с другими детьми.
  • Развивает дружбу с одним или двумя любимыми другими детьми.

Цель P-SE 4. Ребенок участвует в совместной игре с другими детьми.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Участвует в совместных играх, таких как использование согласованных целей, планирование, роли и игры с правилами, по крайней мере, с одним другим ребенком одновременно.
  • Демонстрирует готовность учитывать чужие идеи во время общения и игры.
  • Демонстрирует удовольствие от игры с другими детьми, например, словесным обменом, улыбками и смехом.
  • Участвует в размышлениях и разговорах о прошлом игровом опыте.

Цель P-SE 5. Ребенок использует базовые навыки решения проблем для разрешения конфликтов с другими детьми.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Распознает и описывает основные социальные проблемы в книгах или картинках, например, когда оба ребенка хотят одну и ту же игрушку, и во время взаимодействия с другими детьми, например: «Как вы думаете, почему ваш друг может быть грустным?»
  • Использует базовые стратегии разрешения распространенных конфликтов, такие как совместное использование, чередование и компромисс.
  • Выражает чувства, потребности и мнения в конфликтных ситуациях.
  • Обращается за помощью к взрослым, когда это необходимо для разрешения конфликтов.

Задержки в развитии могут повлиять на социальное и эмоциональное развитие детей, в том числе на способность вступать во взаимные взаимодействия и регулировать свои эмоции. Взрослые могут использовать кукол, чтобы помочь детям взаимодействовать друг с другом и научить их демонстрировать различные эмоции.

Подобласть: Эмоциональное функционирование

Цель P-SE 6. Ребенок выражает широкий спектр эмоций и распознает эти эмоции в себе и других.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Распознает и обозначает основные эмоции в книгах или на фотографиях.
  • Использует слова для описания своих чувств.
  • Использует слова для описания чувств взрослых или других детей.

Цель P-SE 7. Ребенок проявляет заботу и беспокойство по отношению к другим.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Делает сочувственные заявления взрослым или другим детям.
  • Предлагает поддержку взрослым или другим детям, которые находятся в бедственном положении.

Цель P-SE 8. Ребенок управляет эмоциями с возрастающей самостоятельностью.*

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Выражает чувства в соответствии с ситуацией.
  • Ищет помощи у взрослых, когда чувства наиболее сильны.
  • Использует ряд копинг-стратегий для управления эмоциями при поддержке взрослого, например, используя слова или делая глубокий вдох.

* То же, что и цель P-ATL 1

Дети, изучающие два языка (DLL), могут демонстрировать социальные и эмоциональные навыки на своем родном языке, английском или на обоих языках.

Подобласть: Чувство идентичности и принадлежности

Цель P-SE 9. Ребенок осознает себя уникальной личностью, обладающей собственными способностями, характеристиками, эмоциями и интересами.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Описывает себя, используя несколько различных характеристик.
  • Демонстрирует знание собственной уникальности, такой как таланты, интересы, предпочтения или культура.

Цель P-SE 10. Ребенок выражает уверенность в своих силах и положительное отношение к себе.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Демонстрирует удовлетворение или ищет признания при выполнении задачи или решении проблемы.
  • Выражает собственные идеи или убеждения в групповом контексте или во взаимодействии с другими.
  • Использует положительные слова для описания себя, например, добрый или трудолюбивый.

Цель P-SE 11. У ребенка есть чувство принадлежности к семье, сообществу и другим группам.

  Индикаторы
  К 60 месяцам
 
  • Идентифицирует себя как часть различных групп, таких как семья, сообщество, культура, религия или дошкольное учреждение.
  • Рассказывает личные истории о членстве в разных группах.
  • Выявляет сходства и различия в себе в знакомых средах и условиях.

Культурное происхождение детей влияет на то, как они проявляют интересы, подражают другим или участвуют в игровых ситуациях. Некоторые культуры поощряют детей выделяться как личности, в то время как другие культуры подчеркивают групповую идентичность.

Подробнее:

Подготовка к школе

Тип ресурса:
Статья

Последнее обновление: 20 ноября 2020 г.

10 обязательных качеств для воспитателей дошкольного образования

от Bluefield University | 13 августа 2021 г.

Терпение, общение и любовь к маленьким детям — вот лишь некоторые из качеств, которые вам понадобятся, если вы хотите стать воспитателем дошкольного образования. Маленькие дети двигаются со скоростью мили в минуту, не всегда являются лучшими слушателями и узнают почти все, как будто это совершенно новое. Вы можете быть первым взрослым человеком за пределами их семьи, с которым они взаимодействуют. Это большая ответственность! Но вы, возможно, уже обладаете многими качествами, которые сделают вас отличным педагогом для детей. И награды довольно крутые. Помимо улыбок, объятий и восхищения ваших маленьких поклонников, вы можете прикоснуться к будущему мудростью, которую вы передаете, моральными уроками, которые вы преподаете, и великим примером, который вы подаете.

Если вы любите детей и хотите изменить их жизнь, дошкольное образование позволит вам начать с самого начала. Какие из этих важных качеств у вас есть?

1. Терпение

Маленькие дети, полные любопытства и волнения, стремящиеся учиться, трогать и делать, могут быть импульсивными и реактивными. Вот почему так важно для взрослых в их жизни быть терпеливыми, понимающими и спокойными. Вы должны понимать, что дети, находящиеся на вашем попечении, могут не всегда понимать, что уместно. Это зависит от вас, чтобы научить их. Укажите им путь и уделите им свое неторопливое время и внимание.

2. Страсть к преподаванию

Учителя всех мастей вступают в эту роль, потому что они просто не могут представить себе ничего другого. Они рождены, чтобы учить. Вы чувствуете то же самое? Если вы не в восторге от работы и ответственности по обучению молодых учеников, вам, возможно, придется найти другой карьерный путь.

3. Любовь к маленьким детям

Маленькие дети не умеют завязывать шнурки на ботинках, застегивать куртки или рассуждать так, как это умеют дети даже на несколько лет старше. Но они чертовски милые! Если вы собираетесь формировать их будущее, вы должны любить возрастную группу и всех очень разных личностей, с которыми вы, вероятно, столкнетесь.

4. Забота и сострадание

Дети нуждаются в заботе, нежности и любви. Вы должны быть теплыми и искренними, чтобы завоевать их доверие и внимание. И вы должны заботиться о человеке в целом и понимать препятствия, с которыми он может столкнуться, будь то бу-бу во время игры или семейная жизнь, которая далеко не идеальна.

5. Гибкость

Вы можете начать свой день с полностью сформулированного плана, а затем ваши ученики полностью собьют вас с пути. И это может быть регулярным явлением. Эти молодые люди все еще растут и развиваются и иногда работают по собственному графику. Важно быть вдумчивым и организованным планировщиком, но также быть готовым к повороту, когда того требуют обстоятельства.

6. Эмпатия

Представьте, что вы маленький и напуганный? Вы давно не были ребенком, но вам нужно уметь сопереживать этим маленьким детям и их большим эмоциональным переживаниям.

7. Творчество

Обучение в этой возрастной группе требует комфортных занятий с декоративно-прикладным искусством, рассказыванием историй, упражнениями и развивающими играми. Важно сохранять актуальность и пробовать новые виды деятельности, чтобы ваши ученики и их короткие периоды внимания были вовлечены.

8. Организация

Маленькие дети любят структуру и предсказуемость. Хорошая организация поможет вам выполнять многозадачность, одновременно реагировать на конкурирующие потребности и иметь структуру, обеспечивающую бесперебойную работу. Чтобы отточить свои организаторские способности, используйте любые календари, приложения и инструменты, какие сможете, чтобы облегчить себе жизнь и жизнь ваших учеников.

9. Навыки общения

Вы можете хорошо общаться с людьми своего возраста, но как вы относитесь к детям? Это требует сильных навыков слушания и способности сформулировать то, что вы имеете в виду, таким образом, чтобы они поняли. Вам также нужно будет переключать передачи, когда вы разговариваете с родителями, коллегами и членами администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *