Разное

Одиночество как социальная проблема: Одиночество как социальная проблема

Содержание

Проблема одиночества в социальной философии

скачатьскачать

Автор: Музашвили Д. З. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(59)/2010 — подписаться на статьи журнала

Вопросы одиночества всегда волновали многих философов, так как человек – это прежде всего социальное существо, окруженное другими индивидами, и, по идее, он не должен испытывать чувства одиночества. Тем не менее в реальной жизни нередко люди живут изолированно, стараются ни с кем не общаться и вести замкнутый образ жизни. Но особую актуальность эти вопросы приобрели в нашу постиндустриальную эпоху, когда наблюдается отчужденность людей друг от друга, когда рушатся традиционные семейные устои и коллективы. И не случайно они находятся в центре внимания многих отечественных философов.

Однако до сих пор остается неисследованной взаимосвязь одиночества с проблемой нарастания кризиса института семьи и брака в обществе, тогда как существуют веские основания для того, чтобы установить такую взаимосвязь и причислить негативные формы одиночества к тем социальным патологиям, причиной которых является нездоровая ситуация в современных семьях.

Как пишет Н. Х. Орлова, такие социальные отклонения, как «социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, проис-хождение которых обусловлено состоянием института семьи и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи»[1]. К перечисленным асоциальным явлениям можно добавить такие негативные, конфликтные формы одиночества, как изоляция и абсолютное одиночество личности. По мнению Д. А. Матеева, обе эти формы одиночества порождаются внешними факторами, представляют собой объективное последствие «выпадения индивида из социального окружения в силу условий и обстоятельств, не зависящих от самой личности»[2], ведут к негативным субъективным ощущениям одиночества и являются следствием действий «Другого» или общества в целом. Так, причиной изоляции социумом отдельного индивида, как правило, служит его несоответствие социальным ожиданиям, сопротивление манипуляции массовым сознанием и пренебрежение общественными нормами ради реализации своих прав и свобод, а причиной абсолютного одиночества является более глубинный конфликт индивидуальной личности с обществом – изначальная экзистенциальная «вброшенность» индивида в социум помимо его воли и безуспешные попытки, сохранив собственную исконную самобытность без потерь (что априори неосуществимо), найти себя в социуме. Ответ на вопрос о происхождении конфликтных форм одиночества, очевидно, лежит в плоскости семьи, так как именно семья призвана выполнять «соцзаказ» общества на воспроизводство и первичное воспитание управляемой личности. Семья – первая ячейка, где индивид овладевает начальными формами взаимодействия, получает первые навыки общения, воспринимает первые нормы и ценности, которые семья транслирует от общества, выполняя задачу социализации личности. Поэтому несомненно, что «..исследование взаимодействия механизмов функционирования социального института семьи в институциональной структуре общества дает возможность понять, как общество балансирует между двумя социальными крайностями, – тенденцией общества к тоталитарности и тенденцией личности к индивидуализму (проявление которого приводит к одиночеству. – Д. М.). Социальная реальность изначально устроена так, что именно институт семьи может и обязан противостоять обеим тенденциям. Поэтому в укреплении семьи обоюдно заинтересованы и личность, и общество»[3].

Взгляды на предназначение семьи и брака в современном обществе претерпели в конце XX – начале XXI в. значительные изменения. Технический прогресс, бурное развитие городов-мегаполисов, все большая виртуализация межличностных отношений и другие значимые социально-экономические факторы влекут за собой трансформацию человеческого сознания, ценностей, меняют способы удовлетворения бытийных потребностей и подчиняют человеческие взаимоотношения логике развертывания постиндустриальной реальности. Семья как малая социальная группа, микрокосм в социальном макрокосме, переживает все происходящие в социуме трансформации и неизбежно изменяется вместе с ним. Соответственно видоизменяются механизмы регулирования общественной деятельности людей – социальные институты, которые призваны закреплять определенные практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Такая формализация социальных связей и отношений невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Поэтому смена потребностей, ценностей, общественных норм с необходимостью приводит к дисфункции социальных институтов в том виде, в каком они существуют на момент перемен.

Как особый тип регламентации социальных связей и различных организационных форм регулирования поведения людей касательно их потребности в воспроизводстве рода, формировании отношений между полами, воспитании детей, межпоколенной связи и т. д., институт семьи и брака имеет своим итоговым предназначением поддержание жизнеспособности самого общества. Материально он представляет собой совокупность снабженных определенными средствами лиц, учреждений, каждое из которых осуществляет конкретную функцию в обществе. В целом сам институт семьи и брака выполняет в обществе несколько важных функций: репродуктивную, регулируя воспроизводство человеческого рода; социализации, отвечая за передачу новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм; рекреационную (восстановительную) функцию, защищая членов семьи от воздействия окружающего мира, осуществляя контроль и регулирование сексуальной жизни, а также быта и досуга. Каждая из вышеперечисленных функций служит фундаментальной – поддержанию жизнедеятельности общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества, касающиеся семьи и брака. Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, групп и общностей, но несводимы к сумме этих лиц и их взаимодействий. Таким образом, любой социальный институт носит надынди-видуальный характер, является самостоятельным общественным образованием, он включает в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, которые обязательны для всех людей, включенных в социальный институт. Тем самым социальные институты гарантируют сходное поведение людей, согласовывают и направляют их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, обеспечивают состояние стабильности в рамках той или иной социальной общности или общества в целом.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникать ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и деятельности социальных институтов. Нарушение общепринятых норм все большим количеством членов общества приводит к дисфункции института. Возникает неясность целей деятельности института, падение его авторитета и престижа, вырождение его отдельных функций в ритуальную деятельность, что мы и наблюдаем в современной действительности.

Так, все чаще те, кто живет в больших городах, выбирают для себя одиночество как наиболее комфортный способ существования, обеспечивающий им свободу, независимость и возможность посвятить себя своим индивидуальным целям. Ряды одиноких людей постоянно пополняются – об этом свидетельствуют статистика и социологические опросы. Но самое негативное в этой ситуации – то обстоятельство, что большинство одиноких людей находятся в детородном возрасте, что создает угрозу демографической ситуации и основания распространенному мнению о том, что общество «вырождается». Т. Н. Мальковская пишет, что «семья в некотором смысле является зеркалом общества, она дает зеркальное отражение общества текущего времени, но это еще и загадка “уходящего” и “приходящего” нового поколения России, некоторый срез какого-то события, процесса, явления»[4], поэтому нужно уделить пристальное внимание именно происходящим в обществе переменам. Тенденция к автономности, внесемейной жизни является результатом социальных изменений, которые происходят по причине усложнения и ускорения развития самого общества, перенасыщенного информацией, необходимости эффективно управлять своим временем, «уплотнять» его, а также по причине доступности многочисленных альтернатив поведения и как следствие – дезориентации людей в социальной реальности, тем временем все более виртуализирующейся за счет роста компьютерных и интернет-технологий. Виртуализация усложняет общество, так как размывает социальные статусы и роли индивидов, а это затрудняет человеку задачу объективной оценки и оперирования входящими потоками информации – вместо реальных социальных институтов и индивидов он воспринимает их образы: «сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым): социальные институты… теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру»[5].

Большую роль в том, что люди становятся далеки друг от друга, играет фактор урбанизации. Современные крупные мегаполисы – это города возможностей, но в то же время и одиночества. Люди нередко стараются сохранять вокруг себя как можно больше места – личного пространства, личной свободы. Они стремятся стать одинокими, но спустя время начинают испытывать дефицит эмоционального тепла, близких отношений, переживают, что никому не нужны. Например, в таком динамичном городе, как Москва, люди вечно спешат и все равно опаздывают. Они вроде бы спешат жить, любить и радоваться, но часто посвящают все свое свободное время депрессии. Город заставил их жить по своим правилам. Можно сделать вывод, что основным источником обостренного чувства одиночества у людей в городах является затрудненность акта коммуникации, обусловленная многочисленностью и высокой мобильностью населения, разобщенного ускоренными темпами развития городов, технологического прогресса, все большим уходом в виртуальную реальность, стрессовыми переживаниями, депрессивными состояниями и поэтому – чрезмерной замкнутостью на собственной потребности в безопасности и цельности личности. Все это мешает полноценному общению между людьми.

Статистику одиноких людей никто не ведет, но самый достоверный анализ можно получить, ознакомившись со статистикой браков и разводов в современном обществе и социологическими опросами на тему отношения респондентов к семье и браку. Согласно официальным данным Росстата, число браков в РФ в 2007 г. составило 1 262 500, в 2008 – 1 179 007, число же разводов: в 2007 – 685 910, в 2008 – 703 412[6]. Соответственно естественный прирост населения в России превратился в естественную его убыль и составил 470 323 человека за 2007 г. и 362 007 человек за 2008 г.[7]Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. число новорожденных вне брака составило 450 779 человек, в 2008 – 460 418 человек[8]. Многие россияне не верят в прочность и долговечность брака, считают, что институт брака исчерпал сам себя и является устаревшим явлением. Ситуация с регистрацией брака в зарубежных странах не особенно отличается от российской. Браки становятся недолговечными. Этому есть причины как социально-экономического, так и психологического характера. Психотерапевты часто объясняют нежелание мужчин заключать брак тем, что у взрослого мужчины страх перед семейной жизнью берет начало еще с детских лет, если его мать была женщиной властной, либо тем, что существует такой тип холостяков, которые росли в неполных или неблагополучных в социальном плане семьях. Даже если к тридцати годам они женятся, то через непродолжительный период времени следует развод, и происходит это потому, что такой тип мужчин не хочет или не может брать на себя ответственность, которая так необходима в семейной жизни. Таким образом, здесь мы снова возвращаемся к вопросу о роли семьи в воспитании человека. Если говорить о женщинах, то их одиночество в большей степени зависит от мужского, так как и женская численность значительно выше мужской. 36 % москвичек являются одинокими, а это довольно внушительная цифра.

Не остались в стороне эмансипация и сексуальная революция: по меткому замечанию Ю. И. Семенова, «дальнейшее развертывание “сексуальной революции” представляет огромную угрозу для общества. Страшна даже не девальвация правовых норм, а постепенное исчезновение всякого морального регулирования отношений между полами, снятие всех и всяческих ограничений»[9]. Таким образом, получается, что семья, с одной стороны, необходима, так как несет в себе залог выживания общества и приспособления индивида к социуму, а с другой – создание семей сталкивается с проблемой регулирования взаимоотношений полов в условиях, когда необходимо определенное соотношение между людьми, вступающими в брак[10].

Конечно, в наше время отсутствие свидетельства о браке еще не означает отсутствия постоянного партнера. Мужчина или женщина могут быть прекрасно образованными людьми, физически привлекательными и общительными, но зачастую у них не складывается личная жизнь. Многие подолгу живут одиноко и часто попадают в ситуацию, когда их одинокий статус начинает мешать личным взаимоотношениям, например, с друзьями, если у тех уже есть пара и они больше заняты друг другом, чем одиноким товарищем (ситуация «третий лишний»). Многие пары предпочитают жить на два дома, делить друг с другом радости и праздники, но не будни и проблемы.

Те, кто одинок, могут сознательно выбирать свое одиночество и соответственно организовывать свой быт по причине неудач на личном фронте, несостоявшихся встреч или тяжелый расставаний. С проблемами такие люди сталкиваются в основном в свободное время и в отпуске – когда на мероприятии требуется пара или в путешествии с туристической группой. Кроме того, одиноким часто задают неудобные вопросы (например, собственные родители донимают расспросами о том, когда они, наконец, станут дедушками и бабушками), так как то, что у успешного, в общем-то, человека нет пары, все еще вызывает удивление.

Заметим также, что некоторые жизненные блага одиноким людям обходятся намного дороже, поскольку в основном вся общественная жизнь организована для пар. Например, в гостинице за одиночный номер (сингл) приходится платить как за номер для двоих, а в ресторане могут посадить за самый неудобный столик. Получается, что современное общество в целом либерально настроено по отношению к одиноким людям и число молодых одиноких людей неуклонно растет, но в то же время многие из них считают, что общество относится к ним, как к больным, которые срочно нуждаются в терапии. Общество давно уже принимает одиночек и одинокий образ жизни как нормальное явление, возник даже целый потребительский рынок для одиноких людей: агентства эскорт-услуг, банки донорской спермы, уже изобретены и поступают в продажу кибернетические женщины – роботы «Roxxxy», которые реагируют на прикосновение и способны поддержать разговор. Давно стали привычными бюро или сайты знакомств, объявления в газетах, специализированные передачи для одиноких на радио и телевидении. В больших городах, как правило, развивается целая индустрия развлечений специально для одиноких, так как они представляют собой огромный покупательный потенциал.

С другой стороны, несмотря на некоторую долю терпимости, в современном обществе до сих пор распространены стереотипы восприятия одиноких людей как изгоев, неспособных к воспроизведению общепринятых стандартов поведения и имеющих проблемы в общении с окружающими. Происходит атрибуция негативных качеств по признаку одиночества. Так, большинство людей убеждены, что холостяки – эгоисты, «маменькины сынки», а незамужние женщины – старые девы. Общепринято, что каждая девушка должна после 18 лет выйти замуж и родить детей, и если сама девушка отвергает для себя такую судьбу, то обычно думают, что у нее есть какие-либо проблемы. Поэтому в подавляющем большинстве те женщины, которые не хотят выходить замуж, вынуждены создавать семью во имя продолжения рода и того, что называется «быть как все». Конечно, существуют случаи, когда одиночество женщин легко объяснимо их личностными качествами или негативными жизненными событиями, но причины одиночества женщин, по внешнему виду и личным качествам не напоминающих старых дев – красивых, стильно одевающихся и ведущих активный образ жизни, успешных в карьерном плане, но при этом неудачниц в личной жизни, – объяснить сложнее. Некоторые из них сознательно выбирают путь одиночества, а многие хотели бы начать жить семейной жизнью, но не получается, во многом потому, что сегодняшнее общество – это общество индивидуальных интересов, и людям все труднее обрести свою половинку. С неприятием и жалостью также обычно сталкиваются в обществе разведенные, одинокие пожилые люди, инвалиды, люди нетрадиционной ориентации. Стереотипы в отношении одиноких людей искоренить очень тяжело, даже если принять как очевидность, что человек имеет право устраивать свою судьбу так, как ему угодно. Стереотипам подвержены даже те, кто это понимает.

Ситуация в общественной сфере большинства развитых стран мира, сложившаяся в течение XX в., побуждает именно социальных философов обратить пристальное внимание на взаимосвязь деформации современного социального института семьи и увеличения количества одиноких людей. Чем больше одиноких людей в обществе, тем больше расшатываются позиции института семьи и брака и тем менее жизнеспособным является само общество, поскольку нарушается процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Фактически только в рамках социальной философии возможно создание общетеоретической концепции семьи как социального института, своего рода «системы сдержек и противовесов» в отношениях личности и общества и через это – объяснение сущности феномена одиночества, его социальной специфики как состояния, возникающего у человека вследствие противоречий между изначально коллективными условиями его бытия и его природной индивидуальностью, нуждающейся в раскрытии.

[1] См.: Орлова, Н. Х. Семья как объект социально-философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже XX–XXI столетий): дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2000. – С. 6.

[2] Матеев, Д. А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект: дис. … канд. филос. наук. – Новосибирск, 2008. – С. 95.

[3] См.: Балдицына, Е. И. К вопросу об актуализации социально-философского анализа семьи как социального института // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – № 1(13).

[4] Мальковская, Т. Н. Семья и власть в России XVII–XVIII столетий. – М., 2005. – С. 5.

[5] См.: Иванов, Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. I. – вып. 1.

[6] Демографический ежегодник России 2009: стат. сб. – М., 2009. – С. 120.

[7] Там же. – С. 66.

[8] Там же. – С. 173.

[9] Семенов, Ю. И. Социальная организация отношений между полами: возникновение и развитие // Социальная философия: учеб. / под ред. И. А. Гобозова. – М., 2003. – С. 232.

[10] Мальковская, Т. Н. Указ. соч. – С. 15.

Одиночество как философско-социальная проблема | Медицинские интернет-конференции


ID: 2017-06-4388-A-14421


Оригинальная статья (свободная структура)

Федотова Д.А., Грамкова И.И.


ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России.


Резюме

В статье рассматривается понятие «одиночество» как социально-философская проблема, а также развитие проблемы в контексте истории философии и настоящего времени.


Ключевые слова


одиночество, философия


Статья

Одиночество как философско-социальная проблема

Федотова Д.А., Грамкова И.И.

Научные руководители: к.ф.н., ассистент Живайкина А.А., ассистент Чебан А. Г.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В настоящее время одиночество становится глобальной общечеловеческой проблемой, потому что это «недуг» не одного человека, а всего общества в целом. Проблема связана не только с психологическим состоянием населения, она напрямую влияет на экономическое, социальное и культурное развитие человечества, ведь снижается уровень жизни, ухудшается физическое состояние и, как следствие, понижается общее благосостояние общества, потому что унылый, подавленный и расстроенный человек не может быть двигателем прогресса и искусства.

Современная жизнь принесла нам очень много материальных благ, но вместе с этим усложнила индивидуальный, личностный рост человека. В век информационных технологий сократилось количество личных встреч, бесед, разговоров наедине или в большой компании. Ритм жизни стал более интенсивным, человеку стало необходимо быстро решать проблемы и задачи. Человек перестал замечать движение времени, чувственно проживать каждый миг жизни, наслаждаться им.

Определяющими факторами современной социальной реальности является дефицит межличностных связей, состояние хаоса социального пространства, изменение картины мира под влиянием СМИ, отчуждение и т.д. Эти факторы приводят к необратимым изменениям внутреннего мира человека, и для некоторых одиночество оказывается губительным, для иных же — спасительным кругом. 

Философия — наука о всеобщем, об отношении человека к миру и к самому себе. Очень важно рассмотреть проблему одиночества именно с философской точки зрения, ведь необходимо понять путь жизни человека как часть бытия и общей истории становления человечества.

Во времена Античности Человеческое бытие не являлось самостоятельным. Оно понималось включенным в космические пределы и подчиненным законам Логоса. Космическое пространство, в котором находился человек, не выделяло его существование среди существования других «вещей», находящихся в естественной гармонии космоса. А, если все является целым, неделимым, то и об «одиночестве» как таковом речи не ведется. Таким образом, в античной культуре одиночество проявлялось в двух формах:

1)    Изгой, смертник-человек, исключенный из полиса;

2)    Мудрец, который стремится к единению с Космосом.

Иные же люди не рассматривались «вне полиса».

Средневековая интерпретация одиночества базируется на христианском отношении к нему. Ветхий Завет учит одиночеству-уединению, чтобы совершить молитвы, побыть наедине с Богом и с собой. То есть, в это время одиночество выступает способом самопознания. Это не означает оторванность от Бога, а только лишь придает необходимую форму. Именно в состоянии самости, сосредоточенности, освобождении от внешнего «шума»  человек уходит в состояние религиозного одиночества и может внимать Творцу.

В эпоху Нового времени отсутствует внимание к данной проблеме вследствие некоторых особенностей: близость философии к естествознанию и точным наукам, преобладание рационализма и  т. д.. Философов, от Декарта до Гегеля, объединяла одна общая черта в понимании человека. В основе их представлений лежало убеждение в том, что человек есть существо рациональное, способное самостоятельно управлять своей жизнью.

Современная онтология, в противоположность классической традиции, базируется на мысли Гераклита о вечном становлении и изменении бытия, выражая, тем самым, идею динамичности существования и перехода из одного состояния в другое. В философии ХХ в. онтологический поворот совсем не случайно совпадает с антропологическим поворотом. Становление и движение как принципиально значимые для существования человека характеристики имеют способность воздействовать на его сущность.

В современных же социальных теориях принято говорить о существовании двух типов идентичности — социально заданной и личностной (персональной), которая отражает индивидуальное в человеке.

В своих работах немецкий философ и социолог Юрген Хабермас выделяет два измерения: личную и социальную идентичность, благодаря которым реализуется Я-идентичность. Личностная идентичность обеспечивает связанность истории жизни человека. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования социальных систем, к которым принадлежит человек. 
Я-идентичность, при благополучном развитии, возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью. Ситуация одиночества возникает тогда, когда между личностной и социальной подструктурами появляются противоречия.

Неразрешимые противоречия и конфликты возникают как результат несоизмеримости внутренних устремлений Я, их внешней проявленности для мира Других и его ответного восприятия. Эти противоречия с неизбежностью приводят к одиночеству и способствуют возникновению кризиса идентичности. То есть, одиночество можно рассмотреть, как с позиции внутреннего мира человека, так и с позиции социального окружения.

Таким образом,  «одиночество» — это такое состояние человека, основное содержание и смысл которого определяется не только существующей реальностью (природой и/или обществом), но и им самим (его «я»).  Состояние человека во многом зависит от того, в какой мере он реализует свое собственное существование в окружающей его действительности. Несамостоятельному человеку, который не ощущает собственной жизненной состоятельности, легче принять окружающий его мир. Но любая самостоятельность исходит из противостояния человека окружающей действительности, порой целому миру, что и порождает реальную угрозу одиночества в этой создаваемой человеком собственной реальности. 


Литература

  1. Андриянова Е.А., Кузнецова М.Н., Горшенина В.И., Катрунов В.А. Философия заботы как мировоззрение / Современная формула заботы: консолидация идей и ресурсов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 13-14.
  2. Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б., Фахрудинова Э.Р. Индивидуализм в современном обществе /  Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. – 2013. – С. 29-32.
  3. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.
  4. Живайкина, А.А. Кузнецова М.Н. Интеракция больных с нарушениями психического здоровья на платформе Интернета // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2016. – Т. 6. – №1. – С.184-187.
  5. Кремплевская С.П., Живайкина А.А. Судьба человека и его свобода. Проблема самоопределения личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 5. – С. 801.
  6. Матвеева Н.Н., Кузнецова М.Н. Взаимосвязь философии и личности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2012. – Т. 2. – № 11. – С. 859.


Файл

2017-06-4388-A-14421.pdf

Одиночество — растущая социальная проблема.

Мы должны решить эту серьезную проблему общественного здравоохранения.

Чувство связи с другими людьми жизненно важно. Без него мы можем чувствовать себя в ловушке бесконечного и нежелательного состояния одиночества; изолированный, одинокий, одинокий. Как и любовь, одиночество — это сложная (составная) эмоция, смесь тревоги и ностальгии с базовой нотой грусти. Однако, в отличие от любви, одиночество обычно воспринимается негативно. Если любовь противоположна ненависти, то одиночество — ее отсутствие.

По крайней мере, в некоторых странах одиночество считается растущей социальной проблемой. На прошлой неделе, например, правительство Великобритании назначило Трейси Крауч министром по вопросам одиночества. Это назначение произошло на фоне правительственного доклада о социальной изоляции. Среди другой мрачной статистики в отчете говорится, что около 200 000 пожилых людей не разговаривали с друзьями или родственниками более месяца. В отчете влияние одиночества и социальной изоляции описывается как «в два раза более вредное, чем ожирение, и… сравнимое с курением 15 сигарет в день или алкоголизмом».

За последние несколько десятилетий исследования неоднократно обнаруживали, что люди, у которых хорошие социальные отношения и более сильное чувство социальной связи, как правило, менее склонны к депрессии, быстрее восстанавливаются после депрессивных эпизодов и реже рецидивируют. Помимо депрессии, социальные связи также способствуют улучшению физического здоровья. Исследования подтверждают это наблюдение при целом ряде состояний, включая болезни сердца, деменцию и инсульты. Когда люди говорят или поют о том, что чувствуют себя настолько одинокими, что могут умереть, это поэтично. Это также очень реально.

«Эпидемия одиночества» не ограничивается пожилыми людьми. В отчете Великобритании также говорится о повышенном уровне одиночества среди молодежи. Студенты университетов, которые чувствуют, что не вписываются в общество, проводят дни в относительной изоляции, не имея ничего, кроме дедлайнов в колледже и цифровых устройств для общения и поддержки.

________________________

Подробнее см. Мнение

Хусейн Ибиш  Администрация Трампа усугубила мрачную ситуацию для палестинцев

Тоби Харвард  Устойчивая энергетика может улучшить жизнь самых незащищенных жителей планеты

Дэмиен МакЭлрой  Почему британские политики ничему не могут научиться у Черчилля _____________________________

В таких странах, как ОАЭ, где относительно коллективистские культурные ценности продолжают формировать общество, одиночество может не быть такой проблемой, на самом деле, отсутствие уединения и «личного времени» является распространенной жалобой. Многие граждане ОАЭ продолжают жить в расширенных семьях. Кроме того, двоюродные братья, тети и дяди имеют статус, который может показаться странным людям из более индивидуалистических обществ (например, США, Великобритания и Австралия), и, если они вообще существуют, дома престарелых, редки. Они, конечно, не процветающая и часто скандальная индустрия, которой они стали в некоторых странах.

Даже в окружении семьи и друзей мы все равно можем испытывать одиночество. Имеет значение не обязательно физическое присутствие, а фактическое психологическое чувство связи, ощущение того, что тебя понимают и о нем заботятся, а также способность и возможность ответить взаимностью. Одиночество в толпе может вызывать особое недоумение и тревогу, особенно когда мы смотрим вокруг и видим, что другие люди, по-видимому, наслаждаются здоровым уровнем социальной связи.

Однако помимо граждан ОАЭ существует большое сообщество экспатриантов; в ОАЭ одно из самых высоких соотношений экспатриантов и граждан в мире. Многие из этих экспатриантов физически отделены, оторваны от своих давних друзей и расширенных семей. У некоторых экспатриантов может вообще не быть членов семьи или друзей в ОАЭ. Такая ситуация, очевидно, является благодатной почвой для расцвета одиночества, а одиночество — это состояние ворот к депрессии.

Содействие психологическому благополучию — счастью, если нужно, — должно включать инициативы, которые поощряют и облегчают человеческую связь. Нам нужно больше усилий, которые помогут нам объединиться, и нам нужен образовательный опыт, который не пренебрегает развитием навыков, необходимых для нашего общения. На низовом уровне это может быть организация общественных мероприятий (книжные клубы, кружки рассказчиков, командные виды спорта). На образовательном уровне нам необходимо уделять больше времени развитию социальных и эмоциональных компетенций у школьников.

Будучи биологическими организмами, мы по своей природе социальны, и одиночество — это психологическая боль, которую мы испытываем, когда наши социальные потребности не удовлетворяются. Желаю новому британскому министру по вопросам одиночества всяческих успехов с ее новым портфолио. Решение этой растущей глобальной проблемы общественного здравоохранения требует времени и усилий.

Доктор Джастин Томас, доцент Университета Зайда

Одиночество и социальная изоляция — советы, как оставаться на связи

На этой странице:

Прочтите и поделитесь этой инфографикой и расскажите о способах, которые могут способствовать здоровому старению.

Всем нужны социальные связи, чтобы выжить и процветать. Но с возрастом люди часто проводят больше времени в одиночестве. Одиночество может сделать пожилых людей более уязвимыми к одиночеству и социальной изоляции, что может повлиять на их здоровье и благополучие. Исследования показывают, что одиночество и социальная изоляция связаны с повышенным риском возникновения проблем со здоровьем, таких как болезни сердца, депрессия и снижение когнитивных функций.

Если у вас плохое здоровье, вы, скорее всего, будете социально изолированы или одиноки. Если вы социально изолированы или чувствуете себя одиноким, это может поставить под угрозу ваше физическое и психическое здоровье. Взрослые, которые одиноки или социально изолированы, менее здоровы, дольше остаются в больнице, чаще повторно госпитализируются и с большей вероятностью умрут раньше, чем те, у кого есть значимые и поддерживающие социальные связи.

В чем разница между одиночеством и социальной изоляцией?

Число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше растет, и многие из них социально изолированы и регулярно чувствуют себя одинокими. Вспышка коронавируса в 2020 году принесла еще больше проблем из-за соображений здоровья и необходимости практиковать физическое дистанцирование.

Одиночество и социальная изоляция разные, но взаимосвязанные. Одиночество — это мучительное чувство одиночества или разлуки. Социальная изоляция — это отсутствие социальных контактов и мало людей, с которыми можно регулярно общаться. Вы можете жить в одиночестве и не чувствовать себя одиноким или социально изолированным, и вы можете чувствовать себя одиноким, находясь с другими людьми.

Пожилые люди подвергаются более высокому риску социальной изоляции и одиночества из-за изменений в состоянии здоровья и социальных связей, которые могут сопровождаться старением, потерей слуха, зрения и памяти, инвалидностью, проблемами с передвижением и/или потерей семьи и друзья.

Как чувство одиночества или изоляции влияет на здоровье пожилых людей?

Социально изолированные или одинокие люди с большей вероятностью будут госпитализированы в отделение неотложной помощи или в дом престарелых. Социальная изоляция и одиночество также связаны с повышенным риском для:

Расскажите о социальной изоляции

Ознакомьтесь с набором инструментов для борьбы с социальной изоляцией и одиночеством, чтобы найти изображения и публикации в социальных сетях, анимированную графику (GIF), образовательные материалы и многое другое.

  • Высокое кровяное давление
  • Болезнь сердца
  • Ожирение
  • Ослабленная иммунная функция
  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Когнитивное снижение
  • Деменция, включая болезнь Альцгеймера
  • Смерть

Одинокие или социально изолированные люди могут слишком мало заниматься спортом, злоупотреблять алкоголем, курить и часто плохо спать, что может еще больше увеличить риск серьезных заболеваний.

Одинокие люди испытывают эмоциональную боль. Потеря чувства связи и общности может изменить то, как человек видит мир. Кто-то, кто испытывает хроническое одиночество, может чувствовать угрозу и недоверие к другим.

Эмоциональная боль может активировать в организме те же стрессовые реакции, что и физическая боль. Когда это продолжается в течение длительного времени, это может привести к хроническому воспалению (сверхактивному или длительному высвобождению факторов, которые могут повредить ткани) и снижению иммунитета (способности бороться с болезнью). Это повышает риск хронических заболеваний и может сделать человека более уязвимым для некоторых инфекционных заболеваний.

Социальная изоляция и одиночество также могут быть вредны для здоровья мозга. Одиночество и социальная изоляция связаны с ухудшением когнитивных функций и повышенным риском развития деменции, в том числе и особенно болезни Альцгеймера. Кроме того, низкая социальная активность и пребывание в одиночестве большую часть времени могут способствовать снижению способности выполнять повседневные задачи, такие как вождение автомобиля, оплата счетов, прием лекарств и приготовление пищи.

Нужна помощь при социальной изоляции или чувстве одиночества?

The Eldercare Locator обеспечивает связь населения с услугами для пожилых людей и их семей. Этот ресурс направлен на оказание помощи по широкому кругу проблем, затрагивающих пожилых американцев, включая социальную изоляцию и одиночество.

Позвоните в службу поиска пожилых людей по телефону 800-677-1116 или посетите сайт https://eldercare.acl.gov/, чтобы связаться с ним сегодня.

Дополнительные ресурсы о пожилых людях, социальной изоляции и одиночестве см. на странице «Расширяйте свои круги: предотвратите изоляцию и одиночество с возрастом» (PDF, 4,75M).

Как узнать о риске одиночества и социальной изоляции?

Лица, неожиданно оказавшиеся в изоляции из-за болезни близкого человека, разлуки с друзьями или семьей, потери подвижности, ухудшения зрения или слуха, инвалидности, отсутствия подвижности или доступа к транспорту, особенно подвержены риску одиночества и социальная изоляция.

Вы также можете подвергаться большему риску, если:

  • Живете в одиночестве
  • Не могу выйти из дома
  • Пережил серьезную утрату или перемену в жизни, например, смерть супруга или партнера или выход на пенсию
  • Борьба с деньгами
  • Являются сиделкой
  • Психологические или когнитивные проблемы или депрессия
  • Имеют ограниченную социальную поддержку
  • Проблемы со слухом
  • Проживание в сельской, небезопасной и/или труднодоступной местности
  • У вас есть языковой барьер там, где вы живете
  • Сталкиваться с дискриминацией по возрасту, расе, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности там, где вы живете
  • Не занимаются осмысленной деятельностью или чувствуют отсутствие цели

Людям с потерей слуха может быть трудно разговаривать с друзьями и семьей, что может привести к меньшему общению с людьми, социальной изоляции и более высокому уровню одиночества.

Как поговорить с врачом об одиночестве и социальной изоляции?

Если вы часто чувствуете себя изолированным или одиноким, вы можете сообщить об этом своему врачу или медицинскому работнику. Говорить о своем здоровье с врачом означает делиться информацией о том, как вы себя чувствуете физически, эмоционально и умственно. Описание ваших симптомов может помочь вашему врачу определить проблему.

Не забудьте сообщить о своих опасениях. Например, сообщите своему врачу о любых серьезных изменениях или стрессах в вашей жизни, таких как развод или смерть близкого человека. Врач, который знает о ваших потерях, лучше сможет понять, как вы себя чувствуете. Они могут дать рекомендации, которые могут оказаться полезными для вас.

Будьте откровенны и честны со своим врачом о своих привычках в отношении здоровья и о том, что происходит в вашей жизни. Это поможет им более полно понять состояние вашего здоровья и эмоциональное состояние и порекомендовать вам наилучшие варианты лечения. Узнайте больше о разговоре с врачом.

Как вы можете оставаться на связи с друзьями и семьей?

Поскольку у Карлы начались проблемы со зрением, ей пришлось отказаться от вождения и реже путешествовать. Но ей по-прежнему нравится проводить время со своими тремя внуками, хотя она живет в Мэриленде, а они — в Калифорнии. Карла читает им истории в видеочате и узнает, как у них дела, в социальных сетях. Она также поддерживает связь с друзьями по электронной почте и еженедельным телефонным звонкам. Карла чувствует себя намного счастливее, зная, что она может оставаться на связи с другими.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы защитить себя или близкого человека от негативных последствий одиночества и социальной изоляции. Во-первых, важно позаботиться о себе. Старайтесь заниматься спортом, правильно питаться, высыпаться (от 7 до 9 часов) и заниматься тем, что вам нравится, чтобы справиться со стрессом и оставаться как можно более психически и физически здоровым.

Прочтите и поделитесь этой инфографикой и помогите распространить информацию о том, как оставаться на связи, чтобы бороться с одиночеством и социальной изоляцией.

Также важно оставаться активным и общаться с другими. Люди, которые занимаются значимой, продуктивной деятельностью, которой они наслаждаются вместе с другими, чувствуют целеустремленность и, как правило, живут дольше. Например, помощь другим через волонтерство помогает вам чувствовать себя менее одиноким и дает вам ощущение миссии и цели в жизни, что связано с улучшением здоровья. Исследования показывают, что подобные занятия могут помочь поднять настроение, улучшить самочувствие и когнитивные функции.

Вот еще несколько идей, которые помогут вам оставаться на связи.

  • Найдите занятие, которое вам нравится, возобновите старое хобби или запишитесь на курсы, чтобы узнать что-то новое. Вы можете повеселиться и познакомиться с людьми со схожими интересами.
  • Выделите время каждый день, чтобы оставаться на связи с семьей, друзьями и соседями лично, по электронной почте, в социальных сетях, голосовом вызове или текстовом сообщении. Поговорите с людьми, которым вы доверяете, и поделитесь своими чувствами. Предложите занятие, которое поможет развить и укрепить существующие отношения. Отправка писем или открыток — еще один хороший способ поддерживать дружеские отношения.
  • Используйте коммуникационные технологии, такие как видеочат, умные колонки или даже роботы-компаньоны, чтобы оставаться вовлеченными и оставаться на связи.
  • Если вы не разбираетесь в технологиях, запишитесь на онлайн-курс или очное занятие в местной публичной библиотеке или общественном центре, чтобы научиться пользоваться электронной почтой или социальными сетями. Фото: Виктория Рувкун
  • Подумайте о том, чтобы завести питомца, если вы в состоянии о нем заботиться. Животные могут быть источником комфорта, а также снижать стресс и артериальное давление.
  • Оставайтесь физически активными и включайте групповые упражнения, например, вступайте в клуб ходьбы или тренируйтесь с другом. Взрослые должны стремиться как минимум к 150 минутам (2 1/2 часа) активности в неделю, которая заставляет вас тяжело дышать.
  • Представьтесь своим соседям.
  • Найдите религиозную организацию, где вы сможете углубить свою духовность и участвовать в мероприятиях и мероприятиях вместе с другими.
  • Ознакомьтесь с ресурсами и программами в местных социальных службах, общественных центрах и центрах для пожилых людей, а также в публичных библиотеках.
  • Присоединяйтесь к делу и участвуйте в жизни своего сообщества.

Советы Чтобы оставаться на связи, если вы живете одни с деменцией

Если вы или ваш близкий страдаете деменцией и живете одни, члены семьи, друзья или другие лица, осуществляющие уход, могут помочь вам по-разному.

  • Укажите человека, которому вы доверяете, например, соседа , , который может регулярно посещать вас лично или по видеозвонку и быть контактным лицом в экстренных случаях.
  • Узнайте о поддержке и услугах на дому и по месту жительства от агентств социального обслуживания, местных некоммерческих организаций и региональных агентств по проблемам старения.
  • Оставайтесь на связи с семьей и друзьями с помощью видеочатов, электронной почты и социальных сетей. Если вы не разбираетесь в технологиях, попросите помощи в обучении.
  • Общайтесь с другими людьми, у которых есть общие интересы. Попробуйте обратиться в группу поддержки онлайн или лично. Возможно, в вашем сообществе есть кафе памяти, которое вы можете посетить — безопасное место, где можно развлечься и пообщаться для людей, живущих с потерей памяти, а также для их семей и опекунов.

Ознакомьтесь с этим ресурсом, чтобы узнать больше об одиночестве и социальной изоляции, а также пройдите тест, чтобы узнать, подвержены ли вы риску одиночества или социальной изоляции: Расширьте свои круги: Предотвратите изоляцию и одиночество с возрастом (PDF, 4,75M).

Прочтите эту тему на испанском языке. Lea sobre Эсте тема на испанском языке.

Для получения дополнительной информации об одиночестве и социальной изоляции

Образовательно-справочный центр NIA по болезни Альцгеймера и связанной с ней деменции (ADEAR)
800-438-4380
adear@nia. nih.gov
www.nia.nih.gov/alzheimers
Центр NIA ADEAR предлагает информацию и бесплатные печатные публикации о болезни Альцгеймера и связанных с ней деменциях для семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников. Сотрудники центра ADEAR отвечают на телефонные звонки, электронную почту и письменные запросы и направляют к местным и национальным ресурсам.

AmeriCorps Seniors
800-942-2677
www.nationalservice.gov/programs/senior-corps

Eldercare Locator
800-677-1116
[email protected]
https://eldercare.acl.gov

AARP
888-687-2277 
877-4034-75902 (TTY) член www.aarp.org

Ассоциация болезни Альцгеймера
800-272-3900 
866-403-3073 (телетайп)
[email protected]
www.alz.org

01Affect4 https:// org

Family Caregiver Alliance
800-445-8106
[email protected]
www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *