Нужно ли детям: Что на самом деле нужно детям?
Что на самом деле нужно детям?
62 877
Родителям
Меньше игрушек, хороших и разных
Недавно я была в гостях у молодой семьи в Швейцарии. Их дочери полтора года. Меня поразило, как мало у нее игрушек. А те, что есть, — это в основном наследство родителей или даже бабушек: фарфоровая кукла, деревянные кубики, мишка Тедди, пара зверушек, три-четыре книжки.
Такой фамильный винтаж в особой цене, бережное отношение к нему естественным образом передается девочке. И она вполне довольна своим набором, с интересом распределяет роли в нехитром домашнем спектакле, с радостью спешит в свой уголок, едва проснувшись.
На самом деле обилие игрушек ребенка изнуряет. Ведь надо все время делать выбор? А сосредоточиться практически невозможно. Внимание рассеивается, неудовлетворенность накапливается, капризы и требование все новых и новых вещей становятся нормой.
Родители зачастую переоценивают потребности детей и недооценивают их возможности — играть в то, что есть, получать удовольствие от самой игры, а не от бесконечных вариантов.
«Избыточно большое количество игрушек в детской говорит о потребности заместить ими эмоциональное участие в ребенке, заботу родителей.
Другой вариант — это компенсация отсутствия у нас, взрослых, такого изобилия», — считает детский психолог Ирина Млодик.
Если игрушки накапливаются, можно отсортировать те, которые ребенок перерос, сломанные или на время убрать повторяющиеся. А потом ими же «обновить» ассортимент ко всеобщему удовольствию.
Безопасность превыше всего
Иногда кажется, что можно сделать жизнь проще, если не думать о правилах. Сегодня спим и едим три раза, завтра как получится, ведь обстоятельства так быстро меняются! Если в такой калейдоскоп вовлечены наши дети, то не стоит удивляться тому, что они испытывают беспокойство, становятся пугливыми и рассеянными.
Сами того не замечая, мы лишаем их чувства элементарной стабильности. Особенно если речь идет о жизни «на два дома» в случае развода, когда ребенок проводит время то с отцом, то с матерью.
Учитывать интересы ребенка не значит строить мир, в центре которого исключительно он, — это значит, что ребенок должен быть посвящен в правила этого мира, а задача взрослых — их соблюдать.
«Дети — часть нашей семейной системы, важная, но часть, — поясняет Ирина Млодик. — И в этой системе обязательно должно быть место всем взрослым. Они обеспечивают соблюдение традиций и правил семьи, которые оберегают ребенка, давая ему возможность безопасно расти и развиваться».
Самые простые семейные традиции способны внести в жизнь ребенка нужный ритм, ощущение безопасности
Однажды мы отдыхали с четырехлетней Мартой, внучкой моего мужа. Она очень скучала без мамы, но, как ни странно, утешали ее не креативные «хеппенинги», которые мы наперебой ей предлагали, пытаясь угадать детское желание, а привычные ей домашние ритуалы.
Марта не ложилась спать, не приготовив себе одежду на завтра, от белья до резинки для волос. После душа просила, чтоб ее намазали кремом, а после завтрака аккуратно собирала всю посуду — и в эти минуты успокаивалась.
«Дети действительно нуждаются не в попустительстве их сиюминутным желаниям, а в дисциплине, традициях и правилах, которые помогают им научиться регулировать самих себя, свой день, — так они понимают, как регулируется жизнь в принципе, — подтверждает Ирина Млодик. — Детям важно, чтобы слышали их желания и реагировали на них. Причем не обязательно согласием, можно и отказом, потому что детям важно научиться переживать фрустрацию рядом со значимыми близкими».
Самые простые семейные традиции способны внести в жизнь ребенка нужный ритм, ощущение безопасности.
Ожидание книжки перед сном — это ведь не столько страсть к историям, сколько подтверждение домашнего покоя и обещание завтрашнего дня — такого же благополучного, с неизменной маминой сказкой на ночь.
Да здравствует скука!
Маленькому Емельяну скоро три — а он до сих пор не осваивает ни один музыкальный инструмент, не занимается плаванием, танцами и не учит французский. Что себе думают его родители?
Родители думают, что у Емельяна нормальное детство. Что плавать он научится в море, французский выучит, когда поедет во Францию, а музыку — вообще когда захочет.
А первоклассник Даниил ходит на уроки английского, тенниса, рисования и еще к логопеду. В маминой машине между всем этим он может посмотреть на айпаде мультфильм. Главное, чтобы не скучал!
Родители выглядят уставшими, но удовлетворенными: у ребенка ни минуты свободной, он непрерывно развивается. По существу же ребенок непрерывно занимается одним делом — удовлетворяет амбиции родителей.
Для того чтобы у ребенка начали складываться собственные интересы, ему необходимо свободное время
«Действительно, это новомодный тренд — постараться дать детям все, окружить их тотальной заботой, сделать их центром взрослого мира, — подтверждает Ирина Млодик. — Дети нуждаются в нашем внимании. Но внимание это заключается в нашей личной включенности и готовности откликнуться, а не в наборе разнообразных нагрузок, которые мы способны обеспечить».
Для того чтобы у ребенка начали складываться собственные интересы и способность критически осмыслять свои дела, ему необходимо свободное время. В самом буквальном смысле свободное — безнадзорное и, может быть, неограниченное.
«Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа», — говорил Александр Сергеевич Пушкин. Человек должен находить себе занятия без внешних указаний, пусть это будут размышления, валяние на диване под музыку, болтовня по телефону с приятелями, перебирание коллекции самолетиков. Это одно из важных условий для медленного, но верного развития личного самовыражения.
Родители, кстати, могут подать хороший пример, отложив смартфоны или отказавшись от слишком плотных планов на выходные. Скука в том смысле, в каком мы ее избегаем, то есть время, проведенное без видимых результатов, может быть весьма плодотворной.
Вас услышали
Как-то мы с подругой на кухне обсуждали семейные и несемейные проблемы, а рядом с нами занимался своими делами ее пятилетний сын. Когда мы замолчали, мальчик, не отрываясь от пластилина, подвел итог: «Да… пришла беда — отворяй ворота».
Нас умиляют взрослые мысли устами младенцев. И мы не замечаем, как начинаем втягивать детей в поток собственных переживаний. Выстроить шлюзы между взрослым и детским миром бывает непросто.
«Конечно, мы должны делиться с детьми эмоциями, в том числе негативными, но информация должна быть пропущена через определенные фильтры, — настаивает Ирина Млодик. — Мы не должны делиться тем, что составляет нашу сексуальность, и обсуждать чьи-либо любовные похождения.
А если озвучиваем какие-то проблемы, мы должны рассказать ребенку, как собираемся с этим справляться, чтобы он понимал: могут быть трудности, но они преодолимы».
Кроме того, в наших силах хотя бы выключить телевизор, радио и… помолчать самим. В тишине гораздо легче услышать собственного ребенка, а ему намного спокойнее без тревожных разговоров взрослых.
Об эксперте
Ирина Млодик – детский психолог. Подробнее на ее сайте.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Каждый день обещаю себе не обращать внимания на чужие слова. Но ничего не выходит»
Как болезнь Пика уничтожает личность: подлинная история
Мой дом — мои правила: глава из бестселлера Ольги Примаченко «К себе нежно»
Для оптимизма, интеллекта и спокойствия: какая еда улучшит работу мозга — советы диетологов
«Секс с мужчиной сошел на нет. Стоит ли продолжать тратить время на эти отношения?»
«Мне 48, нет ни мужа, ни любовника. Где найти нормального мужчину?»
Опасные игры: правила для любовников
Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство
Нужно ли детям на каникулах соблюдать режим сна?
Каникулы — долгожданное время свободы для любого школьника. Вместе с распорядком дня, из которого пропадают занятия и кружки, меняется и режим сна. Влияет ли это на здоровье и психоэмоциональное состояние школьника и нужно ли родителям организовывать сон ребенка вне учебы? Об этом мы спросили врача-сомнолога, эксперта сервиса помощи в борьбе с бессонницей Somly Ирину Завалко.
Некоторым детям действительно удобнее позже ложиться и вставать
С точки зрения физиологии и циркадных ритмов важно поддерживать стабильный режим: ложиться спать и вставать каждый день в одно и то же время с минимальными отклонениями. То есть просыпаться в выходные на час позже, чем в будни для организма приемлемо. Но если в рамках недели ложиться то в полночь, то в 10 вечера, а вставать то в 6 утра, то в 9 — плохое самочувствие обеспечено.
При этом в длительной перспективе — на недели или месяцы — смещение режима не принесет резкого отрицательного эффекта. Большинство школьников, особенно ученики средних и старших классов, легко приспосабливаются к более позднему режиму.
Дело в том, что в подростковом и раннем юношеском возрасте дети нередко становятся «совами». Это объясняется физиологическими изменениями в этот период. Ругать ребенка за то, что он стал поздно ложиться, бессмысленно. Подросток может засыпать каждый день в 22:00, если у него образом выстроен режим. Но ему гораздо удобнее и приятнее ложиться и вставать позже.
Советы для организации «каникулярного» режима для ребенка
Помните о том, что даже ученику старших классов требуется больше времени на сон, чем взрослым — независимо от того, во сколько он ложится спать.
1. При перестройке режима школьника убедитесь, что он сможет выспаться
Следует организовать пространство в комнате ребенка так, чтобы его не разбудил солнечный свет, проникающий через светлые шторы или дверь, шум с улицы или из других комнат.
2. Оцените, сколько времени нужно вашему ребенку, чтобы выспаться
В среднем детям от 7 до 13 лет требуется 9-11 часов в день, а подросткам с 14 до 17 лет — 8-10 часов. Норма сна индивидуальна для каждого ребенка. Но, как правило, она находится в рамках этих значений или отклоняется от них примерно на час.
3. Зафиксируйте выбранный режим
Конечно, можно иногда поднять ребенка раньше обычного, чтобы поехать за город, пойти в лес или на рыбалку. Однако если вы планируете будить школьника ранним утром чаще двух-трех раз в неделю, то лучше выстроить режим сна исходя из этого.
«Школьный» режим нужно вернуть еще до начала занятий
Если для вашей семьи подходит более поздний режим, то разрешите ребенку сместить сон на удобное для вас время. Однако в таком случае надо будет заранее подготовиться к учебе и помочь ребенку перестроить режим обратно.
Сначала нужно организовать ранний подъем. Время отхода ко сну при этом сместится с отставанием на один-три дня. Не стоит укладывать ребенка спать против его воли — здесь необходимо ориентироваться на его сонливость.
Изменить режим можно резко. Это сэкономит время, но вызовет у школьника недосып на два-три дня. Поэтому такие быстрые перемены лучше производить заранее, хотя бы за неделю до начала учебного года.
Другой вариант — растянуть процесс перехода на несколько суток: каждый день будить ребенка на полчаса раньше, пока вы не достигнете нужного времени пробуждения. Так организм успеет привыкнуть, и школьник не почувствует дискомфорта.
Понравилась статья, поделитесь ей в социальных сетях:
Предыдущая статья
Музыка, подогрев и сканирование роста: что умеют современные массажные кресла?
Следующая статья
Зачем люди в прошлом спали в колпаках и чепчиках?
Что нужно знать детям, чтобы пойти в школу? — Лучший уход за детьми — Penn State Extension
Многие взрослые считают, что дети должны уметь произносить азбуку, считать до 20 и знать свои цвета и формы еще до того, как пойдут в школу. Если вы поговорите с воспитателем детского сада, вы можете услышать совсем другой ответ.
Воспитатели детских садов говорят, что детям больше всего нужны социальные и эмоциональные навыки, чтобы пойти в школу. Это такие вещи, как возможность по очереди, контролировать себя, работать в группе, заводить друзей, разговаривать с учителями и другими детьми. К сожалению, исследования показывают, что многие дети идут в школу без этих навыков.
Вот список простых вещей, которые могут сделать опекуны и родители, чтобы помочь детям подготовиться к школе.
Общение с другими
- Найдите время, чтобы дети могли играть с другим ребенком или в небольших группах.
- Помогите детям научиться делиться с другими.
- Научите детей ждать своей очереди.
- Научите детей решать проблемы, не задевая других.
Внимание
- Читайте детям и задавайте вопросы, чтобы они научились слушать.
- Играйте в игры и пойте песни, чтобы помочь детям научиться следовать указаниям (положить руку на голову, коснуться носа, наступить на бумагу и т. д.).
Подготовка к чтению
- Читайте детям каждый день.
- Покажите детям, как пальцами следить за словами на странице слева направо и сверху вниз.
- Посмотрите на картинки и попросите ребенка рассказать, что происходит в рассказе.
- Играйте с детьми в словесные игры, например, составляйте глупые слова, которые рифмуются, или подбирайте начальные звуки в словах, например, «д» в слове «собака».
- Расскажи о буквах по имени и звуку.
- Напечатайте имя ребенка и произнесите буквы.
- Сыграйте с детьми в игру, чтобы вспомнить все известные им противоположности (большой-маленький, больше-меньше, высокий-низкий и т. д.).
- Позвольте детям поиграть с карандашами, мелками, фломастерами и бумагой (помните, что каракули — это первый шаг в обучении письму).
- Дайте детям детские ножницы и старые журналы, чтобы они могли вырезать картинки. Резание развивает мышцы рук, необходимые для письма.
Подготовка к математике
- Считаем пальцы рук и ног, дни недели, кубики в грузовике и т. д.
- Дайте детям возможность использовать математику (Поставьте на стол тарелку для каждого ребенка, вставьте кубик в каждое отверстие в коробке, убедитесь, что у каждого ребенка есть лист бумаги).
- Попросите детей выстроить пластиковые крышки или пуговицы от самой большой до самой маленькой.
Цвета и формы
- Укажите простые формы, такие как квадрат, круг и треугольник. Попросите детей помочь вам найти эти фигуры в вашем доме.
- Нарисуй глупые картинки из кругов, квадратов и треугольников.
- Сыграйте в игру «Я шпион». Скажите: «Я вижу что-то зеленое». Дети должны угадать, что это такое.
- Раздайте детям старые журналы. Попросите их вырезать картинки красного цвета и наклеить их на бумагу. Затем найти зеленые картинки, синие и т. д.
- Поставьте коробку с пуговицами, чтобы дети могли рассортировать их по цвету. Положите все красные пуговицы в тарелку, все синие в другую и т. д.
- Сделайте простые узоры и покажите их детям, например, зеленая пуговица, красная пуговица, зеленая, красная и т. д.
Навыки самопомощи
Помогите детям приобрести навыки, необходимые им для поступления в школу.
- Научите детей пользоваться пуговицами и молниями, чтобы одеваться самостоятельно.
- Помогите детям научиться пользоваться ванной и мыть руки без помощи взрослых.
СОВЕТЫ 5-2
Загрузить публикацию
Что нужно знать детям, чтобы пойти в школу? (PDF)
Детали статьи
Название
Что нужно знать детям, чтобы пойти в школу?
Серия
bkc-tip-502
Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на
запрос.
У вас нет товаров в корзине.
Сколько времени нужно детям в одиночестве?
Семья
Одиночество может помочь детям расти, но некоторым этого может быть недостаточно.
Фейт ХиллБеттманн / Гетти
Сохраненные истории
Эта статья была опубликована в информационном бюллетене One Story to Read Today, в котором наши редакторы рекомендуют один обязательный к прочтению выпуск The Atlantic с понедельника по пятницу. Зарегистрируйтесь здесь.
Что делать, если у моего ребенка нет друзей? Вероятно, эта мысль рано или поздно приходит в голову большинству родителей. Люди, как правило, беспокоятся о развитии у малышей социальных навыков, о том, что подростки будут включены в школу, и о том, что подростки найдут поддерживающую группу друзей; они удивляются мальчику, играющему в одиночестве в песочнице, и опасаются малопосещаемой вечеринки по случаю дня рождения. Но хотя они и зацикливаются на том, что дети слишком много времени проводят в одиночестве, взрослые обычно не задумываются о том, есть ли у детей достаточно из них. На самом деле, как сказали мне исследователи, людям совершенно не нравится мысль об одиноком ребенке.
Детская жизнь, честно говоря, не всегда располагает к одиночеству; младшие нуждаются в присмотре, а старшие часто заняты попытками приспособиться. Это правда, что время, проведенное в одиночестве, обычно увеличивается с течением жизни, и что на протяжении большей части американской истории у детей почти не было уединения или свободного времени. Но, тем не менее, современные психологи считают, что когда молодые люди предоставлены сами себе, может произойти какое-то важное событие.
В 2022 году большинство детей в США не трудятся на фабриках и не помогают воспитывать множество братьев и сестер. Но многие из них заняты школьными занятиями и постоянно растущим числом внеклассных занятий, а в промежутках подключены к социальным сетям. Современный акцент на обогащении детства привел многих детей к стрессу и истощению, лишенным качественного одиночества или контроля над своими днями. Что происходит с ними, когда шум никогда не прекращается?
С момента рождения большинство детей ищут маленькие моменты, чтобы уединиться. Даже младенцы отказываются от некоторых взаимодействий, разрывают зрительный контакт и плачут, если их опекун пытается снова вовлечь их. Исследователи заметили, что дети начального возраста, как правило, отвлекаются после сложной задачи, требующей когнитивных или межличностных отношений, и берутся за одинокую деятельность, такую как чтение или рисование. Вы, наверное, видели подростка в наушниках или в капюшоне. Даже в этих небольших рывках одиночество служит цели.
Маленькие дети обычно используют время, проведенное в одиночестве, чтобы справиться с переполняющими их чувствами. Роберт Коплан, психолог из Карлтонского университета, привел пример, который он часто видит: малыши, которых ругают родители, уходят в свою комнату. «Если бы у вас была скрытая камера, — сказал он, — вы бы увидели, что они могут разыгрывать эту сцену с куклой… кукла будет ими, а кукла — мамой». Думая и репетируя самостоятельно, они начинают лучше регулировать «сильные эмоции» и учатся на своих ошибках. Паола Корсано, которая исследует детское одиночество в Университете Пармы в Италии, сказала мне, что игра в одиночку может даже развить навыки концентрации и планирования.
По мере того, как дети становятся старше, их способность к уединению и самоанализу начинает возрастать, а вместе с ними и их потребность в таких тихих моментах. Есть причина, по которой подростки известны тем, что прячутся в своей комнате; они находятся в периоде самопознания, и время, проведенное в одиночестве, помогает им понять, кто они такие, кроме сверстников или своей семьи. Вирджиния Томас, профессор психологии в колледже Миддлбери, сказала мне, что подростки начинают больше сосредотачиваться на больших вопросах: «Кто я и во что я верю, куда я иду в своей жизни и что это значит?» Они также склонны быть чувствительными к социальному давлению, и одиночество может помочь им дышать и перезаряжаться.
Исследования показывают, что подростки, которые проводят умеренное количество времени в одиночестве, получают более высокие оценки и имеют более низкий уровень депрессии, чем те, кто этого не делает. И Томас сказал, что когда они думают над этими вопросами идентичности, получающаяся в результате «само-связь» может служить им до конца их жизни. По мнению Томаса, вместо того, чтобы легко поддаваться влиянию окружающих, они с большей вероятностью будут принимать решения, соответствующие их собственным ценностям. Конечно, такое отражение может произойти и во взрослом возрасте — многие взрослые проходят терапию, отмечает она, пытаясь разобраться в себе. Но если вы обдумаете важные жизненные вопросы, пока вы молоды, у вас может быть фора.
Очевидно, все это не означает, что дети должны постоянно быть одни; разным детям требуется разное количество времени, проведенного в одиночестве. Но насколько это разумно, они должны определять это соотношение, а не взрослые. Исследования показали, что когда молодые люди сами ищут уединения, эффект от них гораздо более положительный, чем если бы оно было им навязано. Иногда они хотят побыть в одиночестве, да, но они также могут просто хотеть некоторой автономии. К сожалению, на протяжении большей части истории детям было трудно найти это.
Современная молодежь не первая, кто подвергается ущемлению в одиночестве. Стивен Минц, историк из Техасского университета в Остине, рассказал мне, что на протяжении веков американские дети обычно имели многочисленных братьев и сестер, спали с ними в одной постели по ночам и работали днем. В 19 веке, во время промышленной революции, люди стали отказываться от жестоких фабричных условий для детей. Со временем у детей появилось больше свободного времени — для общения и игр, а также для чтения, прогулок и самостоятельности. Когда пожилые люди сегодня оглядываются на свое детство, они, как правило, восторженно отзываются о соседских детях, бегающих по улице, лазающих по деревьям и играющих в мяч. Но свободное детство также давало широкие возможности насладиться тишиной и ясным умом.
Эта эпоха длилась недолго. Сдвиг начался примерно в середине 20-го века, сказала мне Кристен Лашуа, историк из Университета Авангард. Взрослые стали видеть своих детей ранимыми и впечатлительными, а позже и окружающий мир опасным. Нормы сместились в сторону постоянного присмотра за маленькими детьми, чтобы обеспечить как их физическую безопасность, так и их успех в будущем. Сегодня дети в каком-то смысле более свободны, чем большинство детей в истории, но за ними часто наблюдают и вовлекают в запланированные действия. Эти внеклассные занятия могут быть отличными, но подумайте, что выжимается из них. «Одна вещь, для которой уединение может быть действительно полезным, — это неструктурированное время», — сказал мне Томас. «У вас есть это чувство свободы, чтобы исследовать свои собственные интересы, исследовать природу, исследовать мир». Корсано сказал мне, что многие родители, напротив, воспринимают свободные моменты в расписании своих детей как «пустоту», которую нужно заполнить — обычно вместе с другими детьми, потому что они считают социализацию своей главной целью.
И когда молодые люди сейчас одни, они часто разговаривают по телефону или компьютеру. Это не обязательно плохо; одно исследование показало, что использование социальных сетей помогло студентам колледжа лучше относиться к одиночеству, и вполне возможно, что подростки и даже дети младшего возраста находят это таким же утешительным. Но эти платформы также могут мешать пользоваться преимуществами одиночества. Коплан сформулировал это следующим образом: истинное одиночество можно определить как пребывание «за кулисами», освобожденное от внимания социальных ожиданий. Но если вы все еще болтаете с друзьями или даже просто думаете о том, как ваши сверстники оценивают ваше присутствие в Интернете, вы не совсем в курсе.
Так должны ли родители беспокоиться об одиночестве своих детей? У современных американских детей, у многих из которых мало братьев и сестер, нет табеля учета рабочего времени и есть собственная спальня, может показаться, что у них достаточно времени, чтобы побыть одному, особенно по сравнению с их историческими предшественниками. Но наше общество требует уединения, пожалуй, больше, чем когда-либо. Рождающимся детям не нужно было так сильно беспокоиться о развитии личности, потому что у них не будет того же выбора, что и во взрослой жизни. Лашуа, изучавший опыт детей в 17-м и 18-м веках, сказал мне, что даже 12-летние в ту эпоху имели для них свой путь: «Ты подмастерье часовщика, и ты собираешься делайте часы всю свою жизнь. И это то, что ты делаешь». Это был другой мир.
В этом мире родители могут продолжать устраивать игры и записывать своих детей на футбол. Но они также могут спросить, как их дети относятся к этому графику, и убедиться, что они знают, что иногда можно отступать. Они также могут сами моделировать одиночество. Томас сказал мне, что, когда теплые и внимательные родители говорят что-то вроде «Мама сейчас одна» или «Папе нужно просто заняться своими делами прямо сейчас», это дает детям неявное разрешение делать то же самое.
Конечно, некоторым детям нужно время, чтобы привыкнуть к одиночеству. «Это немного похоже на шпинат, — сказал мне Коплан. «Нужно научиться любить». Без отвлекающих факторов трудные мысли и эмоции могут выйти на первый план. Но «навыки одиночества» можно развивать постепенно — даже с шагом в 20 минут, как сказал мне Томас. В конце концов, есть надежда, что дети смогут преодолеть этот дискомфорт и научиться сидеть со своими чувствами.
Родители тех детей, которые от природы любят одиночество, должны знать, что они не обязательно антисоциальные одиночки. Эти дети существовали всегда: историк одиночества Дэвид Винсент сказал мне, что даже много веков назад дети, работающие в сельском хозяйстве, находили «свободу дня», чтобы играть в игры или читать, когда взрослые были вне поля зрения. Недавно его 7-летняя внучка, которая проводит большую часть своего времени на уроках игры на скрипке и в других классах, вытащила книгу за обеденным столом, «полностью отказавшись от компании, пока не посоветуют поступить иначе». Возможно, когда-нибудь ее одиночество будет поглощено еще большим количеством занятий или испорчено социальными сетями.