Направление работы воспитательной работы в школе: 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Организация эффективной воспитательной работы в школе (с видео)
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, нравственности. Об организации воспитательной работы в школе читайте в нашей статье.
1 Воспитательная система класса
2 Цели воспитательной системы класса
3 Направления работы с учащимися
3.1 Смотрите видео об опыте воспитательной работы одной из школ
4 Особенности воспитания младших школьников
5 Работа со старшеклассниками
6 Советы педагогу
Воспитательная система класса
Занимаясь планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен строить её на системном подходе.
Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом.
Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:
- нетерпимость учеников друг к другу
- эгоизм
- сложности в межличностном общении между учениками
- нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо
- агрессия и нервозность детей.
Исходя из этого, педагог должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:
- создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания
- каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
Школа должна быть местом, где можно раскрыть свои способности
А для этого необходимо вести воспитательную работу в классе, основанную на системном подходе.
Цели воспитательной системы класса
- Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
- Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.
Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:
- Содействие формированию культуры общения между учениками.
- Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
- Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
- Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитание толерантности.
- Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
- Сплочение классного ученического коллектива.
- Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
- Помощь в профессиональной ориентации.
- Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.
«Главный смысл воспитательной системы в классе в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания».
Важно научить учеников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы
Ценность классного руководителя в том, что именно он помогает учащимся не только учиться, но и включаться в различные коллективные виды деятельности, а также совместно решать проблемы. Каждый педагог должен организовывать воспитательную работу в классе на основании возрастных особенностей учеников, их интересов и предпочтений.
Направления работы с учащимися
При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:
- познавательно-информационное, интеллектуальное
- историко-патриотическое, краеведческое
- трудовое
- профориентационное
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- экологическое
- духовно-нравственное.
«Каждое направление классный руководитель раскрывает самостоятельно, ориентируясь на свой опыт и лучший педагогический опыт, на тенденции развития образования и рекомендации государственных структур, которые регулируют деятельность образовательных учреждений».
Нужно обогащать учебную работу воспитательными моментами
Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:
- обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры
- проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей
- активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
- развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
- анализировать уровень учебной работы учащихся
- осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
- по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.
«Совет. Для того чтобы воспитательная работа была результативной, учителю следует заботиться о постоянном повышении своей психолого-педагогической компетенции».
Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:
- контроль над посещаемостью учащихся
- популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующие здоровый образ жизни
- проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами
- проведение специализированных тренингов и игр
- организация конкурсов сочинений
- кинолектории.
Смотрите видео об опыте воспитательной работы одной из школ
http://www. youtube.com/watch?v=31IiLZlHrHsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Школа №10 поделилась опытом воспитательной работы. (http://www.youtube.com/watch?v=31IiLZlHrHs)
Особенности воспитания младших школьников
Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки. Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить. Ввиду этих особенностей развития младшего школьника, воспитательная работа должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка, повышения его обучаемости.
Воспитательная работа в начальной школе должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка
В начальной школе один из необходимых аспектов воспитательной работы — взаимодействие с семьёй ребёнка. Родители в содружестве с педагогом будут вместе идти к цели успешной адаптации маленького ученика и облегчения его обучения. В начальной школе от родителей также зависит:
- режим дня ученика
- выполнение домашнего задания
- правильное питание
- физическая активность.
Когда организм ребёнка подстроится под школьную систему и выработает определённый ритм, ученик втянется в учебный процесс, а родители при поддержке учителя будут контролировать процесс со стороны.
Важными направлениями воспитания младших школьников также являются:
- воспитание самостоятельности
- овладение навыками дисциплины
- приучение к труду, к выполнению домашних обязанностей
- развитие навыков самоорганизации.
При обучении в начальной школе у учеников происходит активное развитие познавательных интересов. Задача здесь воспитателя — максимально содействовать стремлению к получению новых знаний. Обычно это делают, используя систему оценок и поощрений. Осторожно с наказаниями и порицаниями: такой подход вовсе не способствует активизации познавательной деятельности учеников и их ответственного отношения к учёбе, а только побуждает к равнодушию и утрате дисциплины.
У младших школьников уже формируются склонности к отдельным видам деятельности, областям знаний. На этом этапе учителю важно не вести профильное обучение, а обучать ребёнка всесторонне.
Немаловажно и патриотическое воспитание. В начальной школе оно направлено на осознание своей значимости, формирование чувства любви к родине.
Не следует забывать и о физическом воспитании учеников, так как именно в этот период у детей развивается скелет, формируется осанка и т. д. Детей нужно привлекать к соблюдению здорового образа жизни, учить бороться с ленью и слабостью. Всё это будет направлено на формирование самодисциплины и воли.
Работа со старшеклассниками
Старшекласснику нужно помочь в самоопределении и раскрытии творческого потенциала
Главные направления воспитательной работы со старшеклассниками:
- предупреждение массового распространения моделей антиобщественного, негативного, девиантного поведения
- формирование позитивной социальной направленности у молодёжи
- воспитание лидерства
- поддержание здорового образа жизни
- профессиональное самоопределение.
Задачи:
- обучение основам внутреннего самоуправления и саморегуляции
- обучение пониманию себя и окружающих
- помощь в раскрытии своего потенциала
- формирование ответственного отношения к своим поступкам.
Воспитательная работа со старшеклассникам предусматривает:
- единство учебно-воспитательного процесса, целью которого является всестороннее развитие личности
- ориентация тинэйджеров на вечные общечеловеческие ценности
- воспитание патриотизма.
Советы педагогу
Формируйте воспитательное пространство целостно
Наши советы помогут педагогам качественно организовать воспитательную работу в школе, чтобы она принесла плоды:
- Формируйте воспитательное пространство целостно, стремитесь обеспечению единства его компонентов — обучения и воспитания.
- Определяйте содержание воспитания, его формы и методы с учётом возраста и индивидуально-психологических особенностей учеников.
- Всесторонне изучайте детей: их индивидуальные особенности, интересы и склонности. Сохраняйте и анализируйте информацию, которую получили.
- Узнавайте о новых педагогических технологиях, обеспечьте вариативность воспитательной работы.
- Включайте воспитательные элементы в учебный процесс.
- Развивайте детской творчество во всём.
- Учитывайте региональную специфику.
- Ориентируйте учеников на общечеловеческие ценности.
- Воспитывайте высокие гражданские качества, прививайте любовь к Отечеству, уважение к людям.
- Взаимодействуйте с семьями учащихся.
Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, учащимися. Качественная воспитательная работа охватывает множество направлений деятельности, способствующих оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала. Помните, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.
Воспитательная программа (по ФГОС) для основной школы. 5–9-е классы
Введение
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Перечень основных направлений:
- Гражданско-патриотическое — «Я и моя Родина»
- Духовно-нравственное — «Я и окружающие люди»
- Интеллектуально-познавательное — «Я и мир знаний»
- Экологическое и трудовое — «Я и моя планета»
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни — «Я и здоровье»
- Эстетическое — «Я и красота вокруг»
Направленность:
Данная программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования; гимназии; лицее).
Пояснительная записка
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.
Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это — классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
- Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
- Создание психологически комфортной обстановки в классе;
- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение — постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности — максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности — соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества — воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я — концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
- Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
- Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
- Компетентностный подход — формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
- Комплексный подход — необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.
Основные направления воспитательной деятельности
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом — любовь к своей стране,
во втором — ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв
Гражданско-патриотическое — «Я и моя Родина».
- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
- создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты:
- знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
- уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
- знает свои права и обязанности;
- чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
- способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
- осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
- определяет свои профессиональные интересы.
Духовно-нравственное — «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв
- формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;
- изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
Прогнозируемые результаты:
- понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
- уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
- умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
- готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;
- знает основы коммуникативной культуры личности;
- владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
- участвует в акциях милосердия;
- коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Интеллектуально-познавательное — «Я и мир знаний»
Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв
- формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
- создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты:
- умеет развивать свои интеллектуальные способности;
- умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
- владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;
- умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
- наблюдателен,умеет логически мыслить;
- владеет богатым словарным запасом;
- испытывает интерес к познавательной деятельности;
- способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
- использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
Экологическое и трудовое — «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека —
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
- знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
- умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
- ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
- выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
- трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
- имеет знания о производстве, трудовых умениях;
- готов к выбору профессии.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни — «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
- демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты:
- работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
- принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
- понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
- знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- умение управлять своим здоровьем;
- соблюдает нормы личной гигиены;
- владеет простыми туристическими навыками;
- систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Эстетическое — «Я и красота вокруг»
Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д.С. Лихачёв
- знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
- формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты:
- умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
- имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
- умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
- пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
- готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Этапы реализации программы
Сроки реализации | Этап | Содержание деятельности |
Май 2010- | Подготовительный | — изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса; |
Сентябрь 2010- | Организационный | — знакомство с классным коллективом; |
Октябрь 2010- | Деятельностный | — работа по основным направлениям воспитательной программы; |
Апрель 2015- | Рефлексия | — соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами; |
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса». — М., -1990г.
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». — М.: 5 за знания, 2009. — 432 с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». — Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / Под редакцией П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. — 640 с.
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. — Волгоград: Учитель, 2007. — 109 с.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. — П.С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.
- http://mon.gov.ru/
- http://pedagogik.mgou.ru/
- http://standart.edu.ru/
- http://www.ug.ru
Ed Directions — Консультанты по вопросам образования, PD и школьная переориентация
От детского сада до старшей школы мы стремимся повышать успеваемость учащихся, устранять пробелы в успеваемости и в первую очередь ориентировать образование на потребности учащихся.
Educational Directions специализируется на индивидуальных программах и стратегиях повышения успеваемости, направленных на повышение успеваемости учащихся, повышение лидерских качеств школьных преподавателей и сотрудников, а также положительное влияние на культуру и результаты школ K-12.
Мы работаем с руководителями штатов, округов и школ над разработкой стратегий воздействия, которые фокусируются на трех основных факторах изменений — эффективности учителей, успеваемости учащихся и школьной культуре. Затем каждый трек может быть приведен в соответствие с конкретными уровнями обучения, государственными стандартами, предметами и школьными потребностями, а затем разбит на программы обучения для учителей и учащихся.
Сотрудники Educational Directions хорошо разбираются в проблемах, с которыми сегодня сталкиваются педагоги. Наши тренеры не только имеют средний стаж работы в сфере образования более 35 лет, но и более 15 лет в нашей компании. Это гарантирует, что ваши школьные руководители и ученики изучат новаторские методики академической успеваемости от тренеров, которые полностью понимают, где находятся ваши школы, а также где они должны быть.
Подход Educational Directions меняет представление школы о «работе». Наше внимание к определению «правильной работы» и работе над ней способствует повышению успеваемости каждого учащегося. Наше обучение профессиональному развитию сосредоточено на том, чего учащийся должен достичь в определенное время учебного года, и на стратегиях подготовки школ к предоставлению этого опыта учащимся. В школах наши тренеры помогают применять эти стратегии к конкретным обстоятельствам и потребностям школы. Мы устраняем коренные причины неэффективности сверстников, уделяя больше внимания работе учащихся, чем результатам тестов, которые лишены контекста.
Улучшение обучения учащихся
Educational Directions использует ряд стратегий для улучшения обучения и успеваемости учащихся. В основе нашего подхода – наше понимание Пятисторонней модели, а также внимание к ритму учебного года и типам опыта, которые учащиеся должны получать в каждую часть года. Мы также будем использовать различные точки данных, помимо результатов тестов, для определения и отслеживания успеваемости учащихся. Преподаватели и сотрудники образовательных направлений используют данные, портфолио и образцы оценок в обсуждениях PLC, чтобы принимать решения о потребностях учащихся.
Расширение возможностей для обучения
Еще одним ключевым элементом подхода Educational Directions к учащимся является акцент на равных возможностях в опыте как учащегося, так и исполнителя. Академические и управленческие ритуалы и процедуры используются для создания равной основы опыта для всех студентов и исполнителей. В рамках этого Educational Directions использует диагностические инструменты, чтобы определить, где учащиеся находятся в качестве учеников и исполнителей, в качестве отправной точки для разработки плана по переходу всех учащихся к переходным ожиданиям, установленным для этого конкретного учебного года.
Инновационные методы обучения
Educational Directions поощряет инновации, обучая школьное руководство и преподавательский состав составлять ориентированные на учащихся блоки и планы уроков. Мы устанавливаем цели на год, переводим их в планы курсов, разделов и уроков и используем для определения конкретных компетенций, ожидаемых от всех учащихся. Диагностика, которая определяет, где учащиеся начинают этот процесс обучения, помогает определить типы и уровни работы, которые учащиеся должны испытать, чтобы перейти от того, где они находятся, к тому, где они должны быть к концу учебного года.
Мониторинг успеваемости учащихся
Разработка настоящей учебной программы по принципу «планируй назад — делай вперед» зависит от тщательного мониторинга не только оценок учащихся; это также зависит от учебных и исполнительских компетенций, отношения и восприятия, необходимых для того, чтобы учащийся продемонстрировал свой исполнительский потенциал и совершил успешный переход на следующий уровень.
Образовательная методология и модель успеваемости
Образовательные направления определяют успеваемость учащегося как способность учащегося самостоятельно извлекать информацию из долговременной памяти и использовать эту информацию и эти процессы на том уровне, на котором он или она будут оцениваться.
Студенческий спектакль стоит на пяти ножках. Узнайте больше о нашей 5-ступенчатой модели успеваемости учащихся.
Мы разделили год на отдельные периоды, каждый из которых имеет приоритеты, ориентированные на независимого учащегося и исполнителя, который понимает уровень мастерства и прилагает максимум усилий. Эти периоды составляют то, что мы называем «-й ритм -го года учащегося».
Джо Десенси — президент Educational Directions. Он имеет степень бакалавра в Университете Беллармин, ученую степень в области управления компьютерными ресурсами в Университете Вебстера и докторскую степень в области обучения лидерству в Университете Сполдинга. Доктор ДеСенси работал с компаниями из списка Fortune 500, федеральными и местными органами власти, а также школьными округами на Юго-Востоке и Среднем Западе. Он разработал индивидуальное и корпоративное программное обеспечение, чтобы помочь школьным округам отслеживать данные и ориентироваться на потребности учащихся, а также имеет патенты на школьное программное обеспечение для управления данными и интеграцию с базами данных. Доктор ДеСенси также преподает в магистратуре курсы по лидерству, этике и стратегическому планированию в Университете Сполдинга.
Д-р ДеСенси — увлекательный и информативный оратор, выступавший по целому ряду тем: от профессионального развития и развития лидерских качеств до реформы образования, улучшения школ и революционной методологии обучения под названием «Ритм года учащегося».
Фрэнк Десенси
Основатель | Директор по инновациям
Франк Десенси — основатель и директор по информационным технологиям. образовательных направлений, ООО. и консультируется со школами и школьными округами.
Педагог на пенсии, Фрэнк проработал 35 лет на различных преподавательских и административных должностях. Он преподавал в университете, колледже, средней школе и средней школе, работал в центральном офисе специалистом по учебным программам и занимал должности директора и заместителя директора.
С 1993 по 1998 год Фрэнк был заслуженным преподавателем Кентукки (DE), помогая школам, которые были признаны «находящимися в упадке» или «находящимися в кризисе» в соответствии с положениями Закона Кентукки о реформе образования. Фрэнк помог разработать программу обучения STAR для новых DE и работал тренером в Академии лидерства в Кентукки. Вместе с двумя другими он разработал две с половиной системы управления данными для школ (подана заявка на патент).
Руководство по даче четких инструкций учащимся (которым они действительно будут следовать)
Учителя иногда удивляются, обнаружив, насколько четкие инструкции учащимся могут повлиять на их успехи в классе. Получив эффективные указания, учащиеся могут более эффективно взаимодействовать с материалом и, в конечном итоге, получить более продуктивный опыт.
Учителя могут предпринять несколько шагов, чтобы убедиться, что их ученики понимают инструкции и могут легко выполнять задания.
1. Используйте ясный и точный язык
Тридцать три года назад Чилкоут и Шталь написали окончательную основу для предоставления четких указаний. Они посоветовали использовать короткие, полные предложения и точные, конкретные термины, чтобы учащиеся могли понять, что от них ожидается. Они также предложили использовать существительные вместо местоимений — особенно при обучении младших школьников — и избегать расплывчатых терминов, таких как «некоторые», «несколько» или «пара».
Дополнительная литература: «Как сделать» для начинающих учителей.
Учителя также должны четко сформулировать ожидания от задания или задания. Объяснение учащимся того, что они должны делать, как они должны это делать и к какому сроку они должны это сделать, может помочь им понять и следовать вашим указаниям. Предоставление строгой и подробной рубрики вместе с заданием также может сделать работу как учителя, так и ученика более ясной и легкой.
2. Повторяйте свои указания
Мы предполагаем, что наши ученики слушают, когда мы говорим, но любой, кто преподает более пяти минут, знает, что это не всегда так. Учитель может давать указания и обнаруживать, что их ученики не обращают внимания или что ученики понимают инструкции только наполовину. Быстрый осмотр комнаты, некоторое перенаправление и некоторое повторение могут гарантировать, что каждый ученик сосредоточится и поймет, что ему нужно делать. Я часто пишу инструкции к заданиям на доске, в листе заданий и на нашей компьютерной платформе, чтобы студенты могли обращаться к ним во время работы.
3. Объясните цель задания
Когда вы объясните учащимся, почему их просят выполнить задание, они смогут больше оценить полученный опыт. Связь задачи с имеющимися у учащихся знаниями, предыдущими уроками или пройденным материалом поможет учащимся чувствовать себя более уверенно при выполнении задачи.
4. Убедитесь, что ваши ученики понимают. Задайте им конкретные вопросы о требованиях. Уточните все непонятные моменты. Предоставьте учащимся обратную связь, которая поможет им понять и выполнить задание.
5. Используйте соответствующий тон
Дело не только в том, что вы говорите; это также, как вы это говорите. Не кричи, не бормочи и не осуждай. Убедитесь, что темп подачи информации соответствует уровню обучения и способностям. Не спешите и не двигайтесь слишком медленно. Часто делайте паузы, чтобы дать учащимся время переварить информацию.
6. Опишите особенности
Если для задания требуются специальные материалы или определенный формат, обязательно сообщите об этом учащимся. В моем классе, например, на каждый вопрос нужно отвечать полным предложением, а ответов в одно предложение обычно недостаточно, чтобы ответить на вопрос. Создание и четкое объяснение таких особенностей настраивает ваших учеников на успех.
7. Приведите примеры
В 1965 году (но я помню это, как будто это было вчера) мой учитель первого класса попросил нас создать буклет с алфавитом. Я был в восторге от задания и усердно работал над ним каждый день в течение недели. После того, как я сдал его, я понял, что многие из студентов сделали искусные обложки для своих буклетов. Поскольку у меня не было примера для отражения, я не включил обложку, и моя гордость за свою работу быстро угасла.
То, что я помню этот урок почти 55 лет спустя, подчеркивает важность использования примеров при даче инструкций.