Разное

Моцарт для новорожденных: Музыка Моцарта для новорожденных слушать онлайн бесплатно или скачать

Эффект Моцарта для детей: волшебство классической музыки

Рада встрече с вами, дорогие друзья!

О силе музыки известно достаточно давно, она может влиять на настроение, вызывать разные эмоции. Для каждого человека есть своя «идеальная» мелодия, и музыкальные предпочтения разнятся у всех.

Эстетическое удовольствие – это не единственный плюс музыкальных произведений. Существуют мелодии, которые способны не только поднимать настроение, но и улучшать умственные способности, заставляют мозг работать эффективнее.

Особой силой обладают классические произведения, а понятие эффект Моцарта изучается до сих пор. Гипотеза о том, что музыка великого композитора вызывает усиленную работу мозга.

А в детском возрасте способствует образованию новых синапсов или связей в головном мозге продолжает исследоваться учёными и в наши дни. Эффект Моцарта для детей обладает доказанной эффективностью.

Содержание

  1. В чём же заключается чудодейственный эффект?
  2. Польза для будущих мам
  3. Польза для карапузов
  4. На что влияет музыка Моцарта
  5. Резюмируем 

В чём же заключается чудодейственный эффект?

Проводя различные исследования, учёными было обнаружено, что например, крысы, которым включали музыку Моцарта, проходили извилистый лабиринт лучше своих собратьев, которые жили в тишине.

А студенты университета справились с тестированием успешнее, чем их однокурсники, которые слушали популярные песни, либо находились в тишине.

Во время изучения мозга магнитным резонансом было обнаружено, что отдельные участки головного мозга реагируют на музыкальное сопровождение, но только произведения Моцарта вызывали реакцию всего мозга.

Удивительно, но факт заключается в том, что «эффект Моцарта» существует и позволяет родителям с ранних лет использовать данный дополнительный способ для успешного развития детей.

Некоторые исследователи делают предположения, что столько уникальная особенность именно этих мелодий вытекает из того, что сам композитор начал свою карьеру очень рано, уже в возрасте 4 лет Моцарт начал сочинять. Возможно, что на каком-то интуитивном уровне он создал произведения, которые по своим частотам и ритмам совпадают с биоритмами человеческого мозга.

Польза для будущих мам

Популярные методики раннего развития предлагают начинать процесс игрового обучения с пелёнок, то есть как можно раньше. «Эффект Моцарта» сможет помочь мамам приступить к развитию малыша ещё в момент его нахождения в утробе.

Уже достаточно давно известен тот факт, что находясь в животике у мамы, малыш может воспринимать слова, обращённые к нему, легко перенимает эмоции мамы и, конечно, слышит окружающие звуки.

Прослушивание произведения Моцарта в период беременности становится прекрасным началом для успешного развития карапуза и расслабления самой женщины.

В этот момент малыш, скорее всего, будет живо откликаться шевелениями. Подобное времяпрепровождение обязательно отзовётся пользой в будущем.

Существует мнение, что та музыка, которую кроха часто слушал, находясь в утробе матери в жизни станет для него успокаивающей. Музыкальные паузы беременная может устраивать в любое комфортное время, устроившись поудобнее и наслаждаться прекрасными звуками, которые окажут благотворное влияние и на её организм, и на развитие малыша.

В странах Европы практикуется и прослушивание классических произведений в роддомах, что, конечно же, положительно сказывается на состоянии матерей и малышей.

Польза для карапузов

Сила музыки проявляется и в лечебных свойствах. Практика применения музыкальных композиций автора в период восстановления новорождённых после родовой травмы, кесарево сечения, тяжёлых родов или вследствие недоношенности было замечено, что восстановительный процесс проходил быстрее.

Подобные выводы были сделаны на основе показаний приборов, которые отслеживают процессы жизнедеятельности крох, проходящих реабилитацию по той или иной причине.

Помня об исследованиях, которые проводились многими учёными можно сказать, что прослушивание произведений Моцарта полезно начинать как можно раньше, ведь, как известно развитие мозга человека активно происходит до трёх летнего возраста.

На что влияет музыка Моцарта

Учёные утверждают, что музыка действительно влияет на развитие детей. На что именно влияет подобное прослушивание произведений Моцарта:

  1. Помимо очевидной пользы в виде улучшения слуха, благотворно сказывается на будущих речевых способностях.
  2. Активно задействует участки мозга маленького человека, отвечающие за его творческий потенциал, то есть, возможно, затронет именно тот участок, который в будущем подарит ему определённый талант или навык.
  3. Детки легче успокаиваются под именно эти авторские мелодии, так как они очень близки к тембру человеческого голоса.
  4. Активность мозга усиливается, во время прослушивания, «включаются» весь головной мозг и даже те участки, которые не подвластны другим произведениям.

Слушать композиции можно в любое время. Опираться стоит лишь на собственные ощущения и настроение крохи, ведь положительные эмоции принесут ещё большую продуктивность.

Определённо не следует заниматься этим круглосуточно, достаточным будет включения мелодий во время кормления, игр. Особенно интересным процесс станет, если мама и малыш потанцуют под музыку или сделают её фоном своих игровых занятий.

Резюмируем 

Можно с уверенностью утверждать, что «эффект Моцарта» — это не миф, он действительно существует. Изучение происходит и в наши дни, но уже сейчас каждая мама может воспользоваться таким прекрасным «инструментом» как музыка, чтобы помочь своему малышу расти и развиваться в полной мере.

Конечно, ни один исследователь или педагог не утверждает, что если ребёнок вырос без музыкального сопровождения, он не станет успешным, талантливым или потеряет что-то в своём развитии – нет.

Практически все навыки человек может развивать самостоятельно, как в детском, так и уже в сознательном возрасте, если имеет достаточное упорство, желание трудится в том направлении, которое выбрал.

Музыка великого гения может стать прекрасным полезным и приятным дополнением. Прослушивание композиций Моцарта не гарантирует невероятного результата в обучении и не сделает ребёнка вундеркиндом, но, возможно, поможет ему раскрыть большее количество ресурсов для дальнейшего успешного их применения.

Это действие не займёт много времени и не потребует практически никаких усилий со стороны, поэтому, почему бы не воспользоваться случаем и не насладиться удивительным эффектом прямо сейчас.

Надеюсь статья оказалась для Вас полезной.

Наслаждайтесь музыкой и будьте счастливы!

Пишите комментарии и подписывайтесь на новые статьи блога.

С уважением, Юлия Полонская

Можно ли воспринимать всерьез «эффект Моцарта»

29Июн

Можно ли воспринимать всерьез «эффект Моцарта»

Безпала Оксана Володимирівна2023-06-05T22:09:31+03:00




By
Безпала Оксана Володимирівна


Без категории, Диагностика слуха, Защита слуха


0 Комментариев

Вполне естественно, что родители неустанно пекутся об умственном развитии своих чад. Некоторые, особо продвинутые пользователи интернета, давно уже ознакомились с так называемым «эффектом Моцарта», благодаря которому — как уверяют его создатели — легко можно повысить когнитивные способности ребенка. Молодым родителям сегодня предлагается масса продукции, способствующей этой цели: в интернет-магазинах можно найти разнообразные книги и компакт-диски. Считается, что слушать классическую музыку необходимо начинать с самого юного возраста, фактически с рождения. Тем не менее сначала стоит ознакомиться, что говорят по этому поводу компетентные лица — ученые, которые провели множество экспериментов и собрали неопровержимые научные доказательства.

История возникновения идеи

Все началось с опубликованной в журнале «Природа» в начале 90-х годов прошлого века статьи, которая привлекла внимание общественности. В ней рассказывалось о том, как влияют классические музыкальные произведения на работу мозга. Мысль многим показалась вполне здравой. Моцарт был гениальным человеком, писал сложную музыку, поэтому было разумным предположить, что каким-то образом она сможет положительно воздействовать на умственные способности человека. И действительно, постоянное соприкосновение с прекрасным и давало ощущение слияния с гениальным интеллектом австрийского композитора.

Видимые результаты

Мир настолько проникся этой заманчивой теорией, что классическая музыка стала пользоваться невероятной популярностью. Итальянские фермеры, производящие сыр «моцарелла», в целях стимуляции коров провели в свои хлева колонки, чтобы животные могли наслаждаться нетленными произведениями и вырабатывать больше молока. А губернатор одного из американских штатов предложил дарить всем новорожденным диски с классикой, чтобы с первых дней жизни повышать младенцам интеллект.

Некоторые недочеты в исследованиях

Эксперименты, предварявшие создание теории, стоит изучить повнимательнее. Исходя из данных, находящихся в оригинальном документе, понятие «эффект Моцарта» тут вообще не употреблялось. Более того, в исследованиях участвовали вовсе не новорожденные, и даже не дети более старшего возраста, а студенты. Было задействовано всего лишь около четырех десятков человек, которых разделили на группы. Первая группа после решения предложенной задачи находилась в полнейшей тишине, второй давали прослушивать расслабляющие композиции. Соната Моцарта для двух фортепиано предназначалась участникам третьей группы. Выяснилось, что именно третья группа студентов показала наилучшие результаты при мысленном моделировании фигур. Помимо того, эта же третья группа лидировала при работе над пространственными задачами. Но, невзирая на это, доказательств того, что интеллект студентов повышается не временно, а навсегда, получено, увы, не было.

Шестнадцать дополнительных исследований

Чтобы систематизировать полученные в процессе исследований сведения, решено было провести дополнительные эксперименты. По их итогам ученые пришли к выводу, что способность человека мысленно манипулировать формами улучшается при прослушивании музыки, однако происходит это лишь на короткий промежуток времени. Интересно, что не только произведения Моцарта обладали подобным эффектом: точно так же вели себя испытуемые в ходе прослушивания отрывков из аудиокниг и при звучащей музыке других композиторов. Главным условием для усиления мозговой активности была любая музыка, которая приносила человеку удовольствие.

Исследования с участием детей

Заинтересованные лица решили продолжить эксперименты и в 2006 году пригласили в качестве испытуемых детей. Было набрано восемь тысяч детей, при этом половине из них давали слушать Моцарта, а другой половине — песни английских исполнителей поп-музыки. Результаты последующих тестов поразили исследователей. Вопреки ожиданиям, вторая группа детей проявила себя лучшей первой, которая наслаждалась Моцартом.

Выводы, сами собой вытекающие из проведенных исследований, однозначны: если мелодия приносит человеку радость, то его мозг автоматически активизируется, а когнитивные способности существенно увеличиваются. Кстати, такой способностью обладает не только музыка. Легкий физический труд или чашка бодрящего напитка также стимулируют умственную деятельность.

В связи с вышеизложенным родители должны уяснить, что сам по себе Моцарт не принесет ребенку ни вреда, ни пользы. Если ребенок расположен слушать классику, смело пользуйтесь этим фактом, если нет — не стоит насиловать сознание маленького человека.

Если вы заметили ухудшение слуха немедленно обращайтесь квалифицированных ЛОР врачей.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Ваше имя

Ваш телефон

Выберите Центр
Центр Слуха метро Нивки в г. КиевЦентр Слуха метро Оболонь в г. КиевЦентр Слуха метро Дарница в г. КиевЦентр Слуха метро Университет в г. КиевЦентр Слуха в г. ЛьвовЦентр Слуха в г. Белой ЦерквиЦентр Слуха в г. Кривом РогеЦентр Слуха в г. Кременчуг

Дата консультации

Кратко о проблеме

Или воспользуйтесь нашими чат-ботами

Ваши данные защищены политикой конфиденциальности.

Автор

Безпала Оксана Володимирівна

Отоларинголог (ЛОР) для дітей та дорослих

Беспала О. В. занимается диагностикой, консервативным лечением и профилактикой заболеваний уха, горла, носа и гортани у взрослых и детей. Также выполняет диагностику слуха. В своей работе следует международным стандартам и принципам доказательной медицины. Обратитесь к ней за консультацией, если вам понадобился квалифицированный врач-ЛОР в Киеве.

Опыт работы: более 2 лет

Для консультации с врачом воспользуйтесь нашими чат ботами:

Беспала О. В. занимается диагностикой, консервативным лечением и профилактикой заболеваний уха, горла, носа и гортани у взрослых и детей. Также выполняет диагностику слуха. В своей работе следует международным стандартам и принципам доказательной медицины. Обратитесь к ней за консультацией, если вам понадобился квалифицированный врач-ЛОР в Киеве.

Опыт работы: более 2 лет

Для консультации с врачом воспользуйтесь нашими чат ботами:


Представление о том, что Моцарт делает вашего ребенка умнее, — один из самых устойчивых мифов родителей.

Многие родители считают, что классическая музыка делает детей умнее.

Они ошибаются.

«Нет убедительных доказательств того, что прослушивание Моцарта или прослушивание чего-либо еще что-то делает для интеллекта или когнитивных навыков в областях, не связанных с музыкой», — говорит Сэмюэл Мер, аспирант Гарварда, изучающий мощное, но загадочное влияние музыки на людей.

Так почему миф об «эффекте Моцарта» сохранился?

Все началось в начале 1990-х, когда небольшая группа студентов Калифорнийского университета в Ирвине послушала немного Моцарта, в частности, Сонату для двух фортепиано ре мажор, K448.

Исследователи Гордон Шоу, Фрэнсис Раушер и Кэтрин Ки разделили 36 студентов на три группы: одна слушала Моцарта, другая слушала рассказы о «самовнушении», а третья сидела молча.

Затем всем группам был предложен тест для измерения пространственного IQ, который звучал примерно так: «представьте, что вы мысленно разворачиваете лист бумаги, который много раз сгибали, а затем разрезали; Сможете ли вы правильно выбрать развернутую бумагу из пяти примеров?» Те, кто слушал Моцарта, набрали в среднем 8-9 баллов.IQ на баллы выше, чем у остальных. Эффект длился 15 минут.

Рождение движения

Когда трио опубликовало свое исследование в 1993 году, движение «Музыка делает вас умнее» взорвалось среди родителей маленьких детей, несмотря на то, что авторы не заявляли об «эффекте Моцарта», а испытуемыми были студенты колледжей, а не младенцы. Губернатор Джорджии рекомендовал каждому ребенку, родившемуся в его штате, бесплатно получить компакт-диск с классической музыкой (Sony предложила выпускать их бесплатно). Дон Кэмпбелл утверждал, что Моцарт сделал вас умнее, здоровее и счастливее, написав Эффект Моцарта , Эффект Моцарта на детей,  и маркетинг множества сопутствующих товаров.

Видеоролики Baby Einstein с куклами и классической музыкой на заднем плане стали неотъемлемой частью набора инструментов для родителей без чувства вины — в конце концов, эти продукты позиционировались как образовательные. И родители всегда ищут простые решения бесконечного множества головоломок, связанных с воспитанием детей: как заставить детей есть, спать, надевать обувь и, конечно же, учиться. Преподавание, оказывается, тяжело и утомительно; разместить Моцарта на Spotify и позволить музыке делать свою работу очень просто.

Ученые выявили три возможные теории, объясняющие кратковременное улучшение, которое продемонстрировали слушатели Моцарта при предсказании форм: нейробиологический эффект, при котором прослушивание сложной музыки стимулирует паттерны возбуждения коры головного мозга, аналогичные тем, которые используются при пространственном мышлении; эффект «переноса», при котором навыки, приобретенные в одной области, переносятся в другую; и эффект возбуждения и настроения, предполагающий, что музыка стимулирует мозг, что, в свою очередь, улучшает когнитивные функции.

В 1999 году Кристофер Чабрис, в то время работавший в Гарвардской высшей педагогической школе, провел метаанализ 16 исследований влияния музыки на когнитивные способности и обнаружил небольшое влияние на навыки пространственного мышления, которое он приписал «прерывистому небольшому положительному эффекту «возбуждения от удовольствия»» (то, что первоначальные авторы исключили).

Другие исследования и метаанализы также показали небольшой эффект, вызываемый всеми видами музыки, включая Yanni. Одно исследование с участием 8 000 британских детей показало, что 10 минут прослушивания струнного квинтета ре мажор Моцарта улучшили способность предсказывать формы бумаги, но поп-музыка таких групп, как Blur (pdf), оказалась еще более эффективной.

Получается, что прослушивание музыки помогает улучшить краткосрочные навыки предсказания формы, но мало что дает для улучшения общего интеллекта в долгосрочной перспективе.

Почему вечные споры? «Людям нравятся простые ответы», — говорит Мер, изучающий, среди прочего, социальное воздействие музыки на младенцев. «У них есть давние представления о научных фактах, которые оказываются полным бредом».

Какой вред?

Даже если это не делает их умнее, классическая музыка точно не повредит развитию младенца. И если это успокаивает родителя, это, вероятно, успокоит и ребенка.

Политикам и родителям лучше подходят хорошо изученные решения для улучшения когнитивных функций, а также важных некогнитивных качеств, таких как настойчивость. Дэниел Уиллингэм, профессор психологии в Университете Вирджинии, отмечает, что существует достаточно доказательств того, что дети узнают больше, когда их родители читают им, и это обучение накапливается. Когда вам читают, это помогает в раннем обучении, которое помогает подготовиться к дальнейшему обучению.

«Исследование, показывающее, что чтение делает маленького ребенка умнее, намного сильнее, чем исследование «Эффекта Моцарта», — пишет Уиллингем.

Верить в то, что прослушивание Моцарта сделает вашего ребенка умнее, немного похоже на веру в то, что Lumosity предотвратит слабоумие или Малыш Эйнштейн «воспитает» вашего ребенка. Обеим компаниям пришлось признать тот факт, что их рекламные заявления об улучшенном интеллекте были преувеличены: Baby Einstein, принадлежащая Disney, предложила возмещение родителям, чьи дети не увидели улучшений, а Lumosity заплатила 2 миллиона долларов Федеральной торговой комиссии, чтобы урегулировать претензии о том, что его «тренировка мозга» эффект был преувеличен.

Музыка — прекрасный подарок для ребенка. Дисциплина, настойчивость и удовольствие — вот то, что они могут получить от этого. Но навязчивое проигрывание классической музыки в надежде на то, что она повысит IQ ребенка в более позднем возрасте, звучит неправильно.

Моцарт для ребенка? Некоторые говорят, что, возможно, не

Реклама

Skip Advertisement

См. Статью в его первоначальном контексте с
3 августа 1999 г., Раздел F, Стр. 1Купить репринты

Посмотреть на timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Правда или ложь: исследования мозга показывают, что прослушивание классической музыки для двухлетних детей делает их умнее.

Учитывая шумиху вокруг так называемого эффекта Моцарта, большинство людей можно было бы простить, если бы они быстро ответили: «Правда!» Губернатор Джорджии Зелл Миллер настолько убежден, что раздает компакт-диски каждой новой матери в штате. А во Флориде новый закон требует, чтобы дети ясельного возраста в государственных школах каждый день слушали классическую музыку.

Но правда в том, что исследования, лежащие в основе эффекта Моцарта, проводились на студентах колледжей, а не на маленьких детях. «Эффект» — увеличение производительности при выполнении конкретной задачи пространственного изображения — длился всего несколько минут. Исследования не включали никаких исследований мозга, только тесты поведения. И попытки воспроизвести результаты не увенчались успехом, в том числе исследование ученых Аппалачского государственного университета, опубликованное в прошлом месяце в журнале Psychological Science.

Что с этим делать? В «Мифе первых трех лет», который должен быть опубликован в следующем месяце в «Свободной прессе», д-р Джон Бруер утверждает, что ажиотаж вокруг эффекта Моцарта — и, в более общем плане, преувеличения, а иногда и искажения того, что нейробиологи знают о развивающемся мозге, — напрасно заставил встревоженных родителей и педагогов спешить, чтобы убедиться, что дети получают именно тот тип «обогащенной» стимуляции в возрасте до 3 лет, чтобы они не пострадали. подопечные последствия. Он также утверждает, что это побудило законодателей формировать образовательную политику, основанную в основном на неверном толковании и преувеличении.

«Научно обоснованная политика должна рассказать вам что-то об основных причинах и механизмах», — сказал доктор Бруер, президент Фонда Макдоннелла в Сент-Луисе, который финансирует исследования в области неврологии и познания. «Если наука о мозге не подтвердит это, мы рискуем растратить ресурсы».

На самом деле, утверждает он, нейронаука со всем ее высокотехнологичным сканированием мозга и молекулярным волшебством все еще мало что может сказать (на самом деле доктор Бруер говорит «вообще ничего») о том, как преподаватели должны учить, а родители — воспитывать. И наука о мозге, которая существует, утверждает он, посылает сообщение, которое значительно более оптимистично, чем «все готово к 3 годам», которое некоторые родители и педагоги уносят домой.

Хотя критика доктора Бруэра будет воспринята многими как крайняя, он не единственный эксперт, который возражает против неточности, с которой результаты нейробиологии преподносятся на публичной арене. Даже некоторые из исследователей, чьи работы часто цитируются в публичных презентациях, говорят, что их выводы были неверно истолкованы нетерпеливыми политиками и политиками.

Одно из популярных представлений, которое д-р Бруер оспаривает в своей книге, состоит в том, что годы с нуля до 3 являются периодом развития или «критическим периодом», в течение которого должны происходить определенные типы обучения, если они вообще имеют место.

В действительности, говорит он, термин «критический период» правильно применяется только к очень специфическим аспектам человеческого функционирования, большинство из которых необходимы для выживания организма. Например, способность нормально видеть зависит от соответствующей зрительной стимуляции в первые годы жизни.

Многие аспекты языкового развития также зависят от раннего воздействия. А младенцы, как показали исследования детей, перенесших тяжелую депривацию, и обезьян, выращенных в изоляции, нуждаются в надлежащем уходе, если они хотят достичь нормального социального и эмоционального развития. (Ни одна неврология еще не связывает исследования качества ранних отношений с изменениями в структуре или функциях мозга, хотя два исследования сканирования мозга, до сих пор не опубликованные, получили широкую огласку).

Однако даже в этих случаях, утверждает д-р Бруер, «дополнительная» стимуляция не требуется; достаточно обычного опыта и воспитания, которые обеспечивают большинство родителей, и того, что задумано эволюцией. А когда дело доходит до способности думать, учиться и рассуждать, говорит он, наука указывает на то, что такого критического периода не существует. Скорее, мозг способен учиться и изменяться на протяжении всей жизни, и многие ранние дефекты могут быть устранены в более позднем возрасте.

«Что было полностью проигнорировано, — сказал он, — так это то, что новые результаты, кажется, показывают пожизненную пластичность мозга».

Д-р Бруер без колебаний призывает к ответу тех, кого он считает ответственными. Он возлагает большую часть вины, например, на средства массовой информации и, в частности, на научных журналистов, которые, по его словам, в своем стремлении подорвать интерес публики к науке о мозге часто упускали существенные оговорки, ограничивающие степень обобщения исследований, иногда сообщали об исследованиях до того, как они были опубликованы или проанализированы коллегами, и слишком быстро применяли результаты исследований на животных к человеческим детям.

Но у доктора Бруэра есть много поводов для критики. В свой список виновных он также включает «Отправные точки», авторитетный отчет Фонда Карнеги о потребностях детей младшего возраста, в котором 3 из 132 страниц были посвящены неврологии, организациям по защите прав детей, таким как фонды «От нуля до трех» и «Я твой ребенок», Конференцию Белого дома по развитию и обучению детей младшего возраста, состоявшуюся в 1977 году, и даже нескольких ученых, которые, как он утверждает, виновны в преувеличении последствий своей работы.

В таком случае неудивительно, что «Миф о первых трех годах» вызвал споры еще до того, как попал в книжные магазины. Критики доктора Бруэра, по большей части, не оспаривают тот факт, что результаты нейронауки иногда преувеличивались или использовались неправильно. «Нет никаких сомнений в том, что эти крайности существуют, и это опасно», — сказал доктор Дэвид Гамбург, почетный президент Фонда Карнеги, возглавлявший кампанию «Отправные точки».

Но д-р Гамбург и другие, критически упомянутые в книге, сказали, что их раздражало в нападении д-ра Бруэра то, что он, казалось, игнорировал огромное количество исследований в других областях, кроме неврологии — например, психологии развития, — которые показывают, что первые годы жизни действительно критически важны. Они утверждают, что такие исследования ясно демонстрируют, что то, что родители делают в первые три года, имеет значение, и подчеркивают необходимость того, чтобы родители были настроены на этапы развития, а также ценность таких занятий, как чтение и общение с маленькими детьми.

«Неврология или нет, но за последние 30 лет мы узнали огромное количество информации с помощью научно обоснованных исследовательских механизмов», — сказал Мэтью Мелмед, исполнительный директор Фонда от нуля до трех. «И нам действительно есть что сказать и дать родителям много советов о раннем возрасте».

Г-н Мелмед, д-р Гамбург и другие, упомянутые в книге д-ра Брюэра, говорят, что их организации никогда не предполагали, что в трехлетнем возрасте окно закрывается, или что более поздние детские годы — или взрослая жизнь, если уж на то пошло — не важны. И они обеспокоены тем, что появление книги под названием «Миф о первых трех годах жизни» отправит родителей в другую, столь же ошибочную крайность — отбросит поле деятельности на 20 лет назад, как выразился один эксперт, — и затруднит защиту интересов в стране, которая, по сравнению с другими западными странами, не известна тем, что ставит здоровье и благополучие своих самых маленьких граждан в приоритет.

Некоторые нейробиологи также не согласны с утверждением доктора Бруэра о том, что нейробиология ничего не может сказать о раннем детстве. Доктор Патрисия Куль, чья книга «Ученый в колыбели» (Уильям Морроу), написанная совместно с двумя другими учеными, будет опубликована в следующем месяце, сказала, что, по ее мнению, доктор Бруер высказала некоторые важные замечания. Но результаты исследований «показали нам, что младенцы — это не просто симпатичные лица, но и величайшие обучающиеся машины во Вселенной», — сказал доктор Куль, профессор речи и слуха в Вашингтонском университете.

«Младенцы пересматривают свои представления о людях и вещах в мире на основе новой информации, точно так же, как это делают ученые», — сказал доктор Куль. «Разница в том, что дети делают это быстрее и глубже, чем взрослые, потому что их мозг менее вовлечен — буквально менее загроможден — чем наш». Книга Бруэра, журналисты и организации по защите детей будут более осторожны в том, как они преподносят науку на публичной арене, особенно потому, что к хору присоединяются и другие критические голоса.

Например, в готовящейся к публикации в журнале Child Development статье д-р Росс А. Томпсон, специалист по психологии развития из Университета Небраски, и д-р Чарльз Нельсон, нейробиолог из Университета Миннесоты, делают те же выводы, что и д-р Бруер, подчеркивая важность рассмотрения развития мозга как явления, которое начинается задолго до рождения и продолжается на протяжении всей жизни, и указывают на области, в которых результаты исследований в области неврологии были чрезмерно упрощены или искажены.

И некоторые ученые, чья работа привлекла внимание общественности, высказывают недовольство. Доктор Фрэнсис Раушер, например, соавтор первоначальных исследований эффекта Моцарта, сказала, что ей не нравится то, как пресса искажает ее результаты, и ее смущают усилия, подобные предпринятым губернатором Миллером в Джорджии. «Я не думаю, что это может повредить», — сказал доктор Раушер, который сейчас является доцентом кафедры когнитивного развития в Висконсинском университете в Ошкоше. «Я за то, чтобы знакомить детей с прекрасным культурным опытом. Но я думаю, что эти деньги лучше потратить на программы музыкального образования», — сказала она.

Работа доктора Уильяма Гриноу из Университета Иллинойса, изучающего влияние на крыс выращивания в сложной или неблагополучной среде, иногда приводится в качестве доказательства того, что «обогащение» должно быть обеспечено в первые годы жизни, если оно вообще должно быть обеспечено. Но доктор Гриноу тоже не очень доволен такой конструкцией своих открытий. «Большую часть из 30 лет я демонстрировал, что это неправда», — сказал он в интервью прошлой осенью.

Тем не менее, вопрос о том, какая часть жизни ребенка описана в первые три года жизни, важен для каждого родителя и воспитателя и имеет особую остроту для родителей, усыновивших детей старшего возраста, которые, возможно, страдали от тяжелых лишений ранее в своей жизни.

Нужна, по мнению многих специалистов, трезвая, всесторонняя попытка рассмотреть всю литературу раннего детства, отделив науку от преувеличений, того, что известно от того, чего нет. Именно для этого Национальный исследовательский совет созвал комитет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *