Разное

Магомед или магомет: Магомет или Магомед? · Вечерний Мурманск

Магомет или Магомед? · Вечерний Мурманск

В номере «Вечернего Мурманска» от 26.04.2014 года была публикация  «Вопрос ребром», в которой шла речь о замене мемориальной доски в честь выдающегося подводника Героя Советского Союза Магомета Гаджиева. И тема вдруг получила неожиданный поворот, подтолкнув к исследованию.

Буквально на следующий день в нашу редакцию обратился Расул Саидов, земляк знаменитого подводника.

— В настоящее время имя Гаджиева на доске написано неверно. В аварском языке нет мужских имен с окончанием на «т». Правильно оно должно писаться «Магомед», — заявил Расул.

За разъяснениями мы обратились к специалистам.

Вот что ответил на этот вопрос научный сотрудник краеведческого музея города Полярного Олег Вербин.

— Совсем недавно я общался с заместителем главы аула Мегеб (родина Гаджиева. — Прим. авт.) — Он однозначно сказал, что у дагестанцев нет имени Магомет. Есть только Магомед. Так что вопрос в конечной букве. Думаю, что будет правильным на табличке написать все же «Магомет», раз уж он сам себя так именовал и во всех документах под этим именем проходил.

Такой же точки зрения придерживается и кандидат исторических наук Мирослав Морозов, давно занимающийся историей подводной войны на Севере в 1941-1945 годах.

— Вообще, свет на этот вопрос могли бы пролить документы, содержащиеся в личном деле Гаджиева, которые хранятся в Центральном военно-морском архиве, — сообщил он. — Но их выдают только родственникам, да и то не всем. Из тех же документов, с которыми лично мне пришлось работать, выходит, что Гаджиев везде сам писал «Магомет», а отчество своих родных, в частности отца,  писал как «Магомедович». Я думаю, что его имя было русифицировано в момент получения документов, и далее он сам уже стал так подписываться. Судя по всему, Гаджиев был человеком весьма пунктуальным и внимательным к деталям и потому не перечил раз принятому написанию. На мой взгляд, нужно указывать то имя, которое стояло в его удостоверении личности, — Магомет.

Мирослав Морозов предоставил в распоряжение нашей редакции письмо супруги Гаджиева Екатерины Гаджиевой, датированное 22 декабря 1943 года, то есть написанное уже после гибели ее мужа 12 мая 1942 года (подводная лодка

«К-23», на которой находился Гаджиев, была атакована вражеским самолетом и потоплена).  

В этом документе, направленном в управление военно-морского издательства, женщина называет своего мужа также Магометом.

Но с таким написанием не согласны наши современники. На сайте мегебской средней школы имя Гаджиева указано как «Магомед». У их коллег из школы Буйнакска такое же написание. А в Каспийской флотилии числится базовый тральщик «Магомед Гаджиев», названный в честь подводника.

Но, судя по всему, неоднозначность в букве имени имеет более глубокие корни. Такой авторитетный источник, как Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, дает форму имени «Магомет». И он наиболее близкий по времени к дате рождения Гаджиева. Тома буквы «М»

(18-20-й) вышли в свет в 1896 году, а наш герой родился в 1907-м. Такое же написание имени  дает и Настольный энциклопедический словарь  товарищества «А. Гранат и Ко» 1895 года. 

Таким образом, получается, что в начале ХХ века официально имя писалось как «Магомет». И лишь позднее вариант с буквой «т» вышел из употребления. Причем держался в русском языке такой вариант имени очень долго.  В 1966 году увидел свет 8-й том Советской исторической энциклопедии Академии наук СССР. И здесь мы также встречаем написание «Магомет». Но только как форму имени пророка Мухаммеда. И точно такой же подход был у составителей фундаментального Большого энциклопедического словаря 1975 года издания. Правда, здесь указывается, что  «Магомет» — устаревшая форма.

Гаджиев же писал свое имя согласно «устаревшему» правописанию 1907 года, тот есть именно так, как оно, видимо, и было записано в документах о его рождении. Поэтому считать ошибочным написание «Магомет» нельзя, поскольку оно являлось нормой языка начала ХХ века.

Но однозначный ответ на вопрос, как же все-таки правильно писать — «Магомет» или «Магомед», могут дать  документы, выданные его родителям при рождении. Если они, конечно, сохранились.

Андрей КИРОШКО.

Фото Павла СТЕПАНЕНКО и из открытых Интернет-источников.

#Выбор редакции

кто это выдумал? • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История

В Средние века европейцы верили, что гроб с телом пророка Магомета (Мухаммеда) парит, удерживаемый магнитами, посреди Мекки. Историк Светлана Лучицкая объясняет, откуда взялся этот миф и при чем здесь античные боги, Вавилон и боязнь левитации

Автор Светлана Лучицкая

Паломник в Мекке. Фрагмент Каталонского атласа Авраама Крескеса. 1375 год © Wikimedia Commons

Об этом чуде сообщали многие средневековые хронисты, путешественники и пилигримы: в Мекке железный гроб пророка Магомета парит в воздухе без всякой опоры благодаря действию мощных магнитов. А паломники, увидев гроб, выкалывают себе глаза, уверенные, что ничего более удивительного они не увидят.

Эти представления были достаточно живучими на протяжении всего Средневековья, несмотря на то, что Магомет, как известно, умер и был похоронен не в Мекке, а в Медине. Одно из свидетельств — знаменитая каталонская карта мира конца XIV века. На ней мы видим храм пророка Магомета в Мекке, украшенный пятью минаретами, где в золотом саркофаге похоронено тело пророка, а расположенная рядом с изображением храма надпись гласит: «После визита гробницы Магомета паломников ослепляют, так как они больше не желают смотреть на бренный мир».

Откуда берет начало эта легенда?

Смерть пророка Магомета и превращения, происходившие с его бездыханным телом, очень занимали средневековых писателей. Сначала восточные христиане, первыми вступившие в контакт с миром ислама, а затем жители завоеванной мусульманами Испании создают полемические биографии пророка, в которых он изображается как сластолюбец, лжепророк и даже Антихрист. Авторы этих текстов, написанных в VIII–X веках на арабском, греческом, сирийском и латинском языках, как правило, не обращались к исламским источникам, пользуясь хорошо знакомыми легендами о святых и Антихристе.

В одной из биографий, пересказанной епископом Кордовы Евлогием, пророк предсказывает, что на третий день после смерти он, подобно Христу, воскреснет, и когда действительно умирает, то его приверженцы оставляют тело непогребенным. Но через три дня Магомет не воскресает, а вместо ангелов на зловоние трупа прибегают собаки и пожирают прах. Как понимали мораль этого рассказа средневековые христиане? Пророк пытался выдать себя за Мессию, но его позорная смерть свидетельствует о том, что он не Мессия, но Антихрист. И неважно, что никто из мусульман не верил в Мессию, а создатель ислама никогда не говорил о своем вознесении. По мнению христиан, Магомет должен был играть в исламе ту же роль, что и Христос в христианстве.

К северу от Пиренеев исламом интересовались еще меньше, а Магомета изображали как золотого кумира, которого почитают сарацины-идолопоклонники. Пророк ислама входил в воображаемый языческий пантеон, состоявший, как правило, из трех главных богов, и эта дьявольская троица (Терваган, Аполлен, Магомет) рассматривалась как реплика Троицы христианской. В эпосе и латинских хрониках сарацины служат своим богам: они обещают излить их золотых истуканов, если те помогут им победить христиан, а после своего поражения разбивают на куски статуи Магомета и других божеств.

Но в XII веке и на севере Европы возникают жизнеописания Магомета, в которых впервые упоминается легенда о его летающей гробнице. Почему именно в этот период? Это легко объяснить: начинаются Крестовые походы, с одной стороны обострившие интерес к исламу, а с другой — усилившие конфронтацию с мусульманским Востоком. В новых, часто стихотворных текстах писатели XII века не столько опровергают исламские догмы (о которых они зачастую не имеют представления), сколько — в идеологических целях — создают искаженный образ пророка, неявно сравнивая его с Иисусом и христианскими святыми.

В этих биографиях, принадлежащих перу Эмбрико Майнцского, Гвиберта Ножанского и др., Магомет уже не золотой идол и не Антихрист, но обманщик и еретик, добивающийся своих целей при помощи колдовства. Неслучайно в сочинении Майнцского учителем Магомета становится маг, причем Маг — это его имя. Он обучает будущего пророка демоническим искусствам. При поддержке своего наставника Магомет становится сначала королем Ливии, а затем, представляясь святым и совершая фальшивые чудеса, объявляет себя пророком и создателем нового ложного учения, основанного на инцесте и разврате. Бог наказывает Магомета, который начинает страдать падучей болезнью, затем же пророка внезапно настигает позорная смерть: его тело, расчлененное и поруганное (у Гвиберта Ножанского от Магомета остаются только пятки), пожирается свиньями. Именно из-за этого, как будут объяснять христианские авторы, у мусульман существует запрет есть свинину.

По словам Эмбрико Майнцского, учитель Магомета и его приверженцы собрали останки пророка и построили для него храм из белого паросского мрамора. Издали это здание казалось горой из чистого золота из-за сияния драгоценных камней, которыми оно было осыпано, подобно тому, как ночной небосвод усеян светлыми звездами. Это сооружение, поднятое вверх только благодаря действию встроенных в него магнитов, держалось в воздухе посредине небес и было похоже на арку, под которой, как говорит Эмбрико, и находился предназначенный для Магомета гроб:

Он, скажу я вам, был изготовлен из меди,

И так как в действительности магнит притягивал к себе медный гроб, В котором покоился король, то саркофаг висел в воздухе,

Что было следствием воздействия камней.

Вот почему простые люди, увидев это чудо с магнитом,

Почитали эту вещь за божественное знамение,

Веря — несчастные! — в то, что это чудо совершает сам Магомет.

И увидев это — глупые! — они поклоняются Магомету.

Вот что сотворило с людьми из Ливии магическое искусство!

Известно, что в средневековой символике всякие полеты и парение, которые рассматривались как карикатура на вознесение Христа, всегда приписывались демоническим силам и ассоциировались с магией. Парящий в небе Мекки гроб Магомета — последнее фальшивое чудо, с помощью которого пророку даже после смерти удается поддерживать невежественный народ в его заблуждении. Придумали ли христианские писатели этот образ сами? На самом деле рассказы о висящих в воздухе статуях и идолах известны со времен Античности. Многие раннехристианские писатели, в том числе блаженный Августин, сообщали о том, что язычники умели при помощи магнитов устанавливать в храмах как бы парящие между небом и землей железных истуканов древних богов — Марса, Венеры, Сераписа и др. , и так обманывали доверчивых людей. Рассказывая об идолах, поднявшихся в небо якобы по мановению божества, отцы христианской Церкви разоблачали язычество с его фальшивыми трюками. А христианские полемисты XII века просто заимствовали уже знакомый образ, продолжая Магометом ряд языческих псевдобогов.

Поскольку в латинских биографиях Магомет неявно сравнивается с Христом, то и образ парящей гробницы появляется совсем неслучайно. Парящий саркофаг Магомета — своеобразная реплика Гроба Господня. Для христиан это главная святыня, как и сама церковь Гроба Господня в Иерусалиме. С их точки зрения, и у сарацин тоже должен быть свой «храм», в котором находится гроб с останками тела Магомета, и это «святилище» средневековые писатели помещают в Мекке, которая становится настоящим спиритуальным центром мусульманского мира. Но если Гроб Господень в глазах христиан — настоящая святыня, то гробница Магомета — профанация, созданная при помощи магического искусства фальшивка, подобно тому, как учение пророка есть ложь и фальсификация.

Но дело не только в этом. Представления средневековых христианских писателей о местоположении гробницы Магомета были довольно смутными. Некоторые помещали саркофаг в Мекке, а другие — в Вавилоне, который еще в Апокалипсисе рассматривался как средоточие зла, город Антихриста. И христианские писатели с удовольствием переименовывают название города: оказывается, это не Мекка (Mecha), но Мёкка (Mœcha), что на латыни означает «блудница», «развратница». Со временем Мекка–Мёкка начинает занимать в эсхатологическом воображении средневековых христиан место, противоположное Иерусалиму: как Иерусалим — город спасения, так Мёкка–Вавилон — город погибели. Понятно, что образ города греха приобретает огромное значение во время Крестовых походов, каждый из которых обострял апокалиптические и эсхатологические настроения. Предсказанное в Откровении Иоанна Богослова окончательное торжество христианства латинская Европа прочно связывала с успехами крестоносцев. Считалось, что с наступлением конца света Мекку, духовную столицу сарацин, постигнет наказание Небес — она будет до основания разрушена. Эти настроения были особенно живучи во время Пятого крестового похода (1217–1221), когда в лагере крестоносцев распространялись пророчества о скорой победе христиан и о помощи с Востока. Основанием для таких настроений были искаженные слухи о происходившей в Центральной Азии военной экспансии монголов, среди которых, как знали крестоносцы, было немало несториан. В это время один из вождей похода, церковный писатель Оливер Кельнский, запишет в своей хронике:

«Некий христианский король, правитель нубийских христиан, разрушит город Мекку и разбросает за пределы города кости лжепророка Магомета. Он предсказывает и другие события, которые еще не свершились. Если его пророчества исполнятся, то это приведет к возвышению христианства и уничтожению агарян — мусульман».

В тот период Европа стала свидетелем и других событий, усиливавших апокалиптические настроения. Христианская миссия приобрела вселенский характер: миссионеры достигают края земли, отправляясь в Центральную Азию и на Дальний Восток. Хронисты говорили о необычных явлениях природы: падали звезды, происходили затмения, на небесах появлялись таинственные знаки. Но религиозное воодушевление христиан достигло предела, когда в 1258 году монголы взяли Багдад, который считался политическим центром сарацин. Для средневековых людей это событие было знаком близкого конца мусульманского мира. Английский хронист Мэтью Пэрис в своей Большой хронике откликнулся на происходившее следующими строками:

«Какой-то дьявольский огонь, может быть спустившийся из эфира, внезапно охватил огнем храм Магомета и разрушил его до основания… Потом такая же сила погрузила храм в недра земли, а в третий раз опустила его еще глубже и разрушила в самой бездне. И так весь город Мекка и его окрестности были уничтожены неугасимым огнем».

Этот дьявольский огонь был, с точки зрения христиан, божественным наказанием города и всех сарацин и знаком наступления апокалипсиса… Через некоторое время стало известно, что монголы приняли ислам, и надежды на помощь с Востока рухнули. Но если теперь нельзя было рассчитывать на легендарных восточных христианских правителей, то оставалось еще ожидать помощи от Бога. И средневековые люди не переставали мечтать о наступлении конца света и победе христианства, о разрушении Мекки и гибели ислама.

Потому образ золотого саркофага, висящего в воздухе, продолжал волновать воображение пилигримов, путешественников, теологов. В начале XV века бургундский пилигрим Бертрандон де ла Брокьер, путешествовавший по Востоку по поручению герцога Филиппа Доброго, рассказывает о парящем гробе Магомета, увидеть который приходят со всех концов мира сарацины, после визита добровольно лишающие себя зрения. Немецкий путешественник конца XV века Бернхард фон Брайденбах со страхом и отвращением описывает висящий в воздухе саркофаг пророка, а его современник, доминиканец Феликс Фабри, совершивший паломничество в Иерусалим, сообщает, что, по слухам, небесный огонь наконец-то пожрал храм Магомета и гроб погрузился в бездну. Со временем образ парящей гробницы пророка проникает в художественную литературу и фольклор — в итальянские рыцарские романы, венгерские пословицы…

Когда закончила свое существование легенда о парящем гробе Магомета? В конце XVII века Пьер Бейль, французский мыслитель и критик богословия, одним из первых попытался развенчать эту легенду. В своем «Историческом и критическом cловаре» он пишет:

«Огромное число людей рассказывают, что железный гроб Магомета парит, подвешенный в воздухе, под магнитным сводом. Они верят в это, как и в то, что приверженцы Магомета считают это самым большим чудом. Последователи учения пророка смеются, когда узнают, что христиане упоминают об этом как о достоверном факте».

Еще более нелепым считает философ представление, согласно которому «многие паломники, увидев гроб Магомета, выкалывают себе глаза, как если бы весь остальной мир стал недостойным их созерцания после того, как они посмотрели на столь удивительную и необычную вещь». Эти выдумки Пьер Бейль отвергает и напоминает, что пророк ислама «был похоронен в Медине, где он и встретил свою смерть».

Настоящее же разоблачение мифа произошло в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Эдуард Гиббон в знаменитом труде «История упадка и разрушения Римской империи» называет эту легенду «смешной» и «варварской» и с негодованием посвящает ее разоблачению несколько строк. Судя по тому, что британский политик не скупится на эмоции, можно предположить, что еще в те времена наивные представления о храме Магомета продолжали жить. В XVIII веке появятся новые биографии героя, принадлежащие перу французского историка Анри де Буленвилье, философа Вольтера, где уже не останется места средневековой легенде, а сам пророк будет изображаться не как еретик и лжесвятой, а как законодатель и завоеватель. Лишь после этого христиане Европы освобождаются от религиозного мифа и позволяют костям Магомета покоиться в Медине.

Источники

  • Лучицкая С.И. «Жизнь Магомета» Эмбрико Майнцского: легенда и история.

    От текста к реальности: (не)возможности исторических реконструкций. М., 2012.

  • Eckhardt A. Le cercueil flottant de Mahomet.

    Mélanges de philologie romane et de littérature médiévale offerts à Ernst Hœpffner par ses elèves et ses amis. Paris, 1949.

  • Reichert F. Der eiserne Sarg des Propheten. Doppelte Grenzen im Islambild des Mittelalters.

    Grenze und Grenzüberschreitung im Mittelalter. Berlin, 2007.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Стихотворение дня

Анатолий Мариенгоф

Запах дня

Фиалки

Кинокостюм дня

Желтый костюм Умы Турман из «Убить Билла»

Архив

История

Тест на знание любимых игрушек писателей, режиссеров и ученых

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Пророк Мухаммед и истоки ислама

Возникновение ислама неразрывно связано с пророком Мухаммедом, которого мусульмане считают последним в длинной череде пророков, в которую входят Моисей и Иисус. Поскольку Мухаммад был избранным получателем и посланником слова Божьего через божественные откровения, мусульмане всех слоев общества стремятся следовать его примеру. После священного Корана высказывания Пророка (хадисы) и описания его образа жизни ( сунна ) являются наиболее важными мусульманскими текстами.

Молодость
Мухаммед родился в самом могущественном племени Мекки, курайшитах, около 570 г. н.э. Сила курайшитов основывалась на их роли успешных торговцев. Несколько торговых путей пересекались в Мекке, что позволяло курайшитам контролировать торговлю вдоль западного побережья Аравии, на север в Сирию и на юг в Йемен.

Мекка была домом для двух широко почитаемых политеистических культов, чьи боги, как считалось, защищали ее прибыльную торговлю. Проработав несколько лет торговцем, Мухаммад был нанят Хадиджей, богатой вдовой, для обеспечения безопасного прохода ее караванов в Сирию. В конце концов они поженились.

Божественные Откровения
Когда Мухаммаду было около сорока лет, Мухаммад начал видеть и слышать голоса. В поисках ясности он иногда медитировал на горе Хира, недалеко от Мекки. В одном из таких случаев ему явился Архангел Гавриил ( Джибраил на арабском языке) и велел ему читать «во имя [вашего] господина». Это было первое из многих откровений, которые легли в основу Корана, священной книги ислама. Эти ранние откровения указывали на существование единого Бога, что противоречило политеистическим верованиям доисламского Аравийского полуострова.

Поначалу ошеломленный значением того, что ему было открыто, Мухаммед нашел непоколебимую поддержку в своей жене и постепенно начал привлекать последователей. Его сильное монотеистическое послание разозлило многих мекканских купцов. Они боялись, что пострадает торговля, которую, как они считали, защищали языческие боги. С этого момента Мухаммед подвергся остракизму в Мекке. Какое-то время влияние и статус его жены и его дяди, Абу Талиба, главы клана, защищали Мухаммеда от преследований. Однако после их смерти положение Мухаммеда в Мекке стало ужасным.

Хиджра
Эмиграция стала единственной надеждой Мухаммада и его последователей на выживание. В 622 году они направились в Медину, еще один город-оазис, где им была обещана свобода исповедовать свою религию. Переезд из Мекки в Медину известен как год хиджры года — бегство — и знаменует собой 1-й год исламского календаря, или год хиджры года.

Распространение послания ислама
В Медине Мухаммад продолжал получать божественные откровения и построил постоянно расширяющееся сообщество вокруг новой веры. Конфликт с курайшитами продолжался, но после нескольких лет ожесточенных столкновений Мекка сдалась. Мухаммед и его последователи вскоре вернулись и захватили город, уничтожив всех его языческих идолов и распространив свою веру в единого Бога.

Ночное путешествие и вознесение Пророка
Рассказы о вознесении ( mi’raj   ) Мухаммеда веками поражали воображение писателей и художников. Однажды ночью, когда Пророк спал, явился Архангел Гавриил и повел его в путь. Верхом на небесном коне Бураке Мухаммад путешествовал от Каабы в Мекке к «самой дальней мечети», которую мусульмане считают мечетью Аль-Акса в Иерусалиме. Там он молился с другими пророками, такими как Моисей, Авраам и Иисус, и вознесся на небеса, где Гавриил провел его через рай и ад и, наконец, встретился лицом к лицу с Богом. Затем он вернулся на землю, чтобы продолжить распространение послания ислама. Согласно исламской вере, Мухаммед был единственным человеком, который видел рай и ад еще при жизни.

После смерти Пророка: появление шиитских и суннитских сект в исламе
Когда Мухаммад умер в 632 году, он не назвал преемника. Одна фракция, шииты, считала, что только люди, имеющие прямое происхождение от Пророка, могут праведно руководить мусульманской общиной. Они думали, что Али, ближайший выживший кровный родственник Мухаммеда мужского пола, должен стать их следующим лидером (халифом). Другая фракция, сунниты, считали, что преемник Пророка должен быть определен на основе консенсуса, и последовательно избрали трех его наиболее доверенных сподвижников, которых обычно называют праведными халифами (Абу Бакр, Умар и Усман), лидерами мусульманская община; Али сменил их на посту четвертого халифа.

Сегодня исламское сообщество по-прежнему разделено на суннитскую и шиитскую ветви. Сунниты почитают всех четырех халифов, а шииты считают Али первым духовным лидером. Раскол между этими двумя фракциями привел к различиям в богослужении, а также в политических и религиозных взглядах. Сунниты составляют большинство и занимают большую часть мусульманского мира, в то время как шиитское население сосредоточено в Иране и Ираке, а значительная часть — в Бахрейне, Ливане, Кувейте, Турции, Пакистане и Афганистане.

Изображения пророка Мухаммеда
В этом разделе представлено несколько изображений пророка Мухаммеда. Эти изображения, хотя и довольно редкие, не являются чем-то необычным, поскольку в исламском мире было (и остается) много разных подходов к изображению Пророка и людей в целом. Эти взгляды резко различались от региона к региону и на протяжении всей истории; общества, создавшие обсуждаемые здесь произведения, относятся к числу тех, которые разрешили изображать Пророка. Созданные мусульманами для мусульман, эти изображения появляются в биографиях Пророка и его семьи, мировых и местных историях, а также в отчетах о небесном путешествии Мухаммеда (9).0003 mi’raj ), а также в художественных текстах. В каждом контексте они служат определенной цели. Они иллюстрируют повествование в биографиях и историях, а в литературных текстах служат визуальными аналогами письменных восхвалений Пророка. Изображение пророка Мухаммеда в начале книги придает ей высшую форму благословения и святости. Таким образом, его изображение было обычной практикой, особенно в восточных регионах исламского мира (см. также «Часто задаваемые вопросы»).


Предыдущий раздел Следующий раздел

Мухаммад | Биография, история и факты

Медина, Саудовская Аравия: Мечеть Пророка

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
570
Мекка
Саудовская Аравия
Умер:
8 июня 632 г. (62 года)
Медина
Саудовская Аравия
Известные члены семьи:
супруга Хадиджа
супруга Аиша
дочь Фатима
Предметы изучения:
ислам
Коран
Роль в:
Битва при Бадре
Битва у рва
Пакт Аль-Худайбия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Последние новости

мая. 31 января 2023 г., 23:46 по восточному времени (AP)

Кто жених и невеста на королевской свадьбе Иордании?

Он наследник престола одной из старейших монархий на Ближнем Востоке и потомок пророка Мухаммеда

24 мая 2023 г., 15:49 по восточноевропейскому времени (AP) Стадион получить полосы слежения

Ученые и студенты надели полосы слежения на четырех шумных птенцов сапсана, которые живут на крыше футбольного стадиона Мичиганского государственного университета

Популярные вопросы

Кем был Мухаммед?

Мухаммед был основателем ислама и провозвестником Корана, священного писания ислама. Он провел всю свою жизнь на территории современной Саудовской Аравии, от своего рождения около 570 г. н.э. в Мекке до своей смерти в 632 г. в Медине. Согласно исламской традиции, Коран, понимаемый как дословная транскрипция речи Бога (Аллаха), был открыт Мухаммаду поэтапно архангелом Гавриилом, начиная с 610 г.

Ислам

Узнайте больше об исламе.

Какая семья была у Мухаммеда?

Согласно исламской традиции, его отец умер до рождения Мухаммеда, а мать умерла, когда он был маленьким ребенком. Обычно говорят, что при жизни у него было 14 жен или наложниц. Хотя в то время в арабском обществе преобладала полигамия, он был моногамно женат на своей первой жене Хадидже до ее смерти после примерно 25 лет брака. У него было четыре дочери и по крайней мере два сына (оба умерли в младенчестве) от Хадиджи и, вероятно, еще один сын (который также умер молодым) от более поздней жены или наложницы Марии. Его младшая дочь Фатима вышла замуж за двоюродного брата Мухаммеда Али, четвертого преемника Мухаммеда на посту лидера мусульманской общины.

Фатима

Прочтите о дочери Мухаммеда Фатиме.

Каковы традиционные события жизни Мухаммеда?

Родившийся в Мекке около 570 г. н.э. Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже в 595 г. В 610 г. ему было видение архангела Гавриила. Его публичные проповеди вызвали противодействие со стороны других кланов его племени. Он совершил свое чудесное ночное путешествие (Исра) из Мекки в Иерусалим, где молился с Моисеем, Иисусом и другими пророками. После того, как его клан снял свою защиту, он бежал в Медину в 622 году и отразил две атаки мекканских войск в 625 и 627 годах. Он заключил перемирие с Меккой в ​​628 году, но позже заставил ее подчиниться. Он возглавил прощальное паломничество в Мекку, ставшее прецедентом хаджа, в 632 году, в год своей смерти.

Каковы научные источники биографии Мухаммеда?

В Коране очень мало конкретных подробностей о жизни Мухаммеда. Таким образом, большая часть такой информации поступает из литературы sīrah («биография»), состоящей из рассказов о его жизни различных писателей, датируемых в основном 8-м и 9-м веками. Однако эти сообщения непоследовательны, и некоторые из них включают чудесные элементы или истории, явно заимствованные из Библии. Тщательно сравнив отчеты, ученые выявили общие элементы, которые были в обращении к концу 7 века, а некоторые рудиментарные детали подтверждаются неисламскими источниками (например, сирийской хроникой и армянской историей), относящимися к первым несколько десятилетий после его смерти. традиционная дата смерти.

Подробнее читайте ниже:
Биографические источники

Почему изображения Мухаммеда вообще запрещены в исламе?

Многие (хотя и не все) мусульмане отвергают визуальные представления (например, изображения и скульптурные фигуры) религиозных деятелей или даже визуальные изображения живых существ, считая это формой идолопоклонства (поклонения физическим объектам), что противоречит с их монотеизмом. Принцип аниконизма (противодействие использованию икон или религиозных идолов) был ранней чертой ислама, хотя при некоторых исторических династиях или в некоторых регионах запрет применялся лишь частично или выборочно, например, при династии Аббасидов (750–1258 гг. ). ) он применялся только к общественным зданиям.

Ислам: исламская мысль

Прочтите об аниконизме в исламском изобразительном искусстве.

Мухаммад , полностью Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим , (род. ок. 570, Мекка, Аравия [сейчас в Саудовская Аравия] — умер 8 июня 632 г., Медина. ), основатель ислама и провозвестник Корана. Традиционно считается, что Мухаммед родился в 570 г. в Мекке и умер в 632 г. в Медине, куда он был вынужден эмигрировать со своими сторонниками в 622 г.

Биографические источники

Узнайте о жизни Мухаммеда, основателя ислама

Просмотреть все видео к этой статье

Коран дает мало конкретной биографической информации об исламском пророке: стихов называют Мухаммада (например, 3:144) и говорят о паломническом святилище, связанном с «долиной Мекки» и Каабой (например, 2:124–129, 5:97, 48:24–25) . В некоторых стихах предполагается, что Мухаммед и его последователи живут в поселении под названием al-madinah («город») или Ясриб (например, 33:13, 60) после того, как они ранее были изгнаны их неверующими врагами, предположительно, из мекканского святилища (например, 2:191). В других отрывках упоминаются военные столкновения между последователями Мухаммеда и неверующими. Иногда они связаны с топонимами, например, мимолетное упоминание о победе в месте под названием Бадр в 3:123. Однако в тексте не указаны даты ни одного из исторических событий, на которые он намекает, и почти ни один из современников коранического посланника не упоминается по имени (редкое исключение — 33:37). Следовательно, даже если признать, что корпус Корана достоверно документирует проповедь Мухаммеда, взятый сам по себе, он просто не дает достаточно информации даже для краткого биографического очерка.

Таким образом, большая часть биографической информации о Мухаммеде, которую исламская традиция хранит, встречается вне Корана, в так называемой литературе сира (араб. «биография»). Возможно, самым важным произведением в этом жанре является книга Мухаммада ибн Исхака (умер в 767–768 гг.) Kitāb al-maghāzī («Книга о военных походах [Пророка]»). Однако эта работа сохранилась только в более поздних переработках и сокращениях, наиболее известным из которых является труд Абд аль-Малика ибн Хишама (умер в 833–834 гг. ) 9 .0003 Сират Мухаммад расул Аллах («Жизнь Мухаммада, Посланника Бога»). Первоначальная книга Ибн Исхака была не его собственным сочинением, а скорее сборником автономных сообщений о конкретных событиях, имевших место во время жизни Мухаммеда, а также до нее, которые Ибн Исхак расположил в том порядке, который он считал правильным хронологическим, и к которым он добавил свои собственные комментарии. Каждое такое сообщение обычно предваряется списком имен, прослеживающих его через различных посредников до конечного источника, которым во многих случаях является очевидец — например, жена Пророка Аиша. Варианты материала, собранного Ибн Исхаком, а также дополнительные материалы о событиях жизни Мухаммеда сохранились в трудах других авторов, таких как Абд ар-Раззак (умер в 827 г.), аль-Вакиди (умер в 823 г.), Ибн Саад ( умер в 845 г.) и ат-Табари (умер в 9 г.23).

Тот факт, что такие биографические повествования о Мухаммеде встречаются только в текстах, датируемых 8-м или 9-м веком или даже позже, неизбежно поднимает вопрос о том, насколько можно быть уверенным в претензиях литературы сира на передачу точной исторической информации. Это не означает, что в работе обязательно присутствовал элемент преднамеренной фабрикации, по крайней мере, на уровне компилятора, такого как Ибн Исхак, который явно не сочинял истории на пустом месте. Тем не менее вполне ожидаемо, что некоторые популярные легенды вокруг такой выдающейся фигуры, как Мухаммед, станут популярными. По крайней мере, для историков, которые неохотно признают сообщения о божественном вмешательстве, проблема усугубляется чудесными элементами некоторых материалов, включенных в работу Ибн Исхака. Более того, некоторые из рассматриваемых нарративов являются явно адаптацией библейских мотивов, предназначенных для того, чтобы представить Мухаммеда равным или превосходящим более ранние пророческие фигуры, такие как Моисей и Иисус. Например, перед эмиграцией Мухаммада в Медину он, как говорят, получил присягу на верность от двенадцати жителей города, что является очевидной параллелью с Двенадцатью апостолами, а во время рытья оборонительного рва вокруг Медины Мухаммед, как говорят, чудесным образом насытил все работники из горсти фиников, вспоминая, как Иисус насытил множество. Наконец, вполне возможно, что некоторые сообщения о событиях в жизни Мухаммеда возникли не из исторической памяти, а из экзегетических рассуждений об историческом контексте отдельных стихов Корана.

Викторина «Британника»

Викторина «Религия, насилие и война»

Тщательно сравнивая альтернативные версии одного и того же биографического повествования, ученые смогли показать, что определенное количество преданий о жизни Мухаммеда — например, рассказ об эмиграции Пророка из Мекки в Медину — были в ходу уже во времена конец 7 века. Важным собирателем таких ранних преданий был Урва ибн аз-Зубайр, родственник Аиши, который, вероятно, родился в 643–644 годах и который, как правдоподобно считается, имел непосредственный доступ к бывшим сподвижникам Пророка. Более того, ряд рудиментарных сведений о Мухаммеде подтверждается неисламскими источниками, относящимися к первым десятилетиям после традиционной даты смерти Мухаммеда. Например, сирийская хроника, датируемая примерно 640 годом, упоминает битву между римлянами и «арабами Мухаммеда», а армянская история, составленная около 660 года, описывает Мухаммеда как торговца, который проповедовал арабам и тем самым спровоцировал исламские завоевания. Такие свидетельства обеспечивают достаточное подтверждение исторического существования арабского пророка по имени Мухаммед. Однако определенные противоречия с исламским повествованием о жизни Пророка сохраняются. Например, некоторые неисламские источники представляют Мухаммеда как еще живого, когда арабские завоеватели вторглись в Палестину (634–640 гг.), В отличие от исламской точки зрения, согласно которой Пророк к тому времени уже скончался.

Принимая во внимание все обстоятельства, нет веских оснований предполагать, что базовые основы традиционного исламского повествования о жизни Мухаммеда неисторичны. В то же время характер источников не таков, чтобы внушать уверенность в том, что мы обладаем исторически достоверными знаниями о жизни Пророка, настолько подробными, как склонны были предполагать многие более ранние ученые. В частности, обычная хронологическая структура жизни Мухаммеда, по-видимому, была разработана более поздними передатчиками и собирателями, такими как Ибн Исхак, а не восходит к самому раннему слою исламских преданий о Мухаммеде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *