Логопедические стихи: Логопедические стихи на развитие речи. Детские стихи.
Стихи на букву (звук) Ч
чо-чо-чо, чо-чо-чо
— У меня болит плечо,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Раз болит — пойди к врачу,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Нет, к врачу я не хочу,
ча-ча-ча, ча-ча-ча
— Буду плакать у врача,
чи-чи-чи, чи-чи-чи
— Помогают нам врачи,
чу-чу-чу, чу-чу-чу
— Ну, тогда пойду к врачу.
че-че-че, че-че-че
Мы мечтаем о мяче.
чи-чи-чи, чи-чи-чи
Очень нам нужны мячи.
чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нам купили по мячу.
ча-ча-ча, ча-ча-ча
Вот уж в речке два мяча.
чи-чи-чи, чи-чи-чи
Нам опять нужны мячи.
че-че-че, че-че-че
Мы мечтаем о мяче.
Про
бычка
Встретил
ёжика бычок
И лизнул его
в бочок.
И, лизнув его
в бочок,
Уколол свой
язычок.
А колючий ёж
смеется:
—
В рот не суй, что попадётся!
***
Утром дед спросил у внучки:
– Почему не
моешь ручки?
Отвечает
внучка:
– Я не
белоручка!
Весёлые
чижи.
Жили в
квартире
Сорок четыре,
Сорок четыре
весёлых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз.
Чиж за
кухарку,
Чиж за
хозяйку,
Чиж на
посылках,
Чиж-трубочист.
Печку топили,
Кашку варили,
Сорок четыре
весёлых чижа:
Чиж с
поварёшкой,
Чиж с
кочергой,
Чиж с
коромыслом,
Чиж с
решетом.
С. Маршак, Д. Хармс
***
Вьётся недалечко
реченька-река.
Маленькая речка —
меньше ручейка.
Не поплыть, не нырнуть —
только ножки окунуть
Чуть-чуть.
Е. Благинина.
***
Я ручку куплю у волшебника лично —
такую, что пишет диктант на «отлично».
М. Пляцковский.
***
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский.
***
Вот какой невежда чижик —
не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
но никак не научу!
Скачет он и днём, и ночью
и о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю — он никак!
В магазине
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок.
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка.
— Пятачок и пятачок —
нате гривенничек.
Э. Мошковская
Чей ручей?
— Вовочка, чей это зайчик?
— Это мой зайчик.
— А чья эта
тачка?
— Танечкина.
— А чьи эти дочка и сыночек?
— Твои, мамочка.
— А вот тот ручеёк, чей он?
— Чей ручеёк? Ничей. Он ничейный.
Четыре Анюточки
Четыре Анюточки,
не устав ни чуточки,
пляшут третьи суточки
всё под прибауточки.
Чок-чок, каблучок,
чуки-чуки-чуки-чок!
Е. Благинина.
Чернота
Черной ночью чёрный кот
прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе — чернота.
Отыщи-ка там кота.
Е. Измайлов.
***
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке.
Курочка на чурочке.
Зайчик на тачке,
а мальчик на собачке.
***
– Чей ты , ручей?
– Черных грачей,
Чечетки,
чирка,
Чижа, червячка,
Чащобы
дремучей
И речки под
кручей.
В. Лунин.
***
Чижик был в
гостях у тетки,
Он на чай
летал к чечетке.
Чудо – чай
вечерком
Да вприкуску с
червячком
Са-хар-ным.
А. Пудваль.
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
звонко бьёт со дна.
В. Берестов.
Мужчина
Если мальчик плачет,
значит, есть причина.
Если слёзы прячет,
значит, он — мужчина.
Э. Блинова.
Тайка
Четыре утайки
у девочки Тайки.
Мчатся за Тайкою
девочки стайкою.
Пятки стучат, глазки блестят.
Нынче девчонки ребят обхитрят.
Источник: logopedonlain
Неудачник
Я вывеску
старался
прочесть
наоборот,
Но сколько ни пытался,
мне просто не везёт.
Я просто неудачник,
читается Дом Мод.
М. Пластов.
Черепаха
Черепашка! Черепашка!
Первый раз она, бедняжка,
очутилась под дождём.
— Мама! Кто стучится в дом?
Г. Виеру.
Разноцветные сны
Тому, кто лёг на правый бочок,
может присниться белый бычок.
Тому, кто лёг на левый бочок,
может присниться чёрный бычок.
А тому, кто спит на
спинке,
красные яблоки снятся в корзинке.
А. Седугин.
Бычок в клевере
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок.
Как барабан, его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг несётся во весь дух
к бычку рассерженный
пастух.
Бочком из клевера бычок.
Бочком бычок — и наутёк!
Я. Райнис
Сыч
— Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?
— Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не
говоришь?
— Говорить чушь, чушь не хочу, не хочу.
Тут — лес, тут — глушь, тут — ночь, и я
молчу.
— Сыч! Сыч! Закричи, чтоб не скучно было,
сыч!
Прилетят к тебе сычи. Ты покличь их!
Покличь!
— Нет! Нет! Не хочу, не хочу
кричать.
Ты мне, скучному сычу, не мешай…
скучать.
М. Кудинов.
Костяная рубашонка
У Чере-черепашонка
костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки,
хоть носи её сто лет!
Шили эту рубашонку
Своему черепашонку —
чере-мама, чере-папа,
чере-баба, чере-дед.
В. Орлов.
Светлячки
Сидят на пеньке светлячки,
надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка,
нашёл на пеньке червячка.
— Так вот ты какой, светлячок?!
— Такой вот! — сказал червячок.
Г. Лагздынь.
Разговор с котом
— Почему ты чёрен, кот?
— Лазил ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Пёс в пыли меня валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это!
В. Левановский.
Часы
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
но часы стоят на месте.
В.
Орлов.
Мячик
Чуть ударишь этот мячик,
начинает он скакать:
скачет, скачет, скачет, скачет,
скачет, скачет, скачет, скачет,
скачет, скачет, скачет, скачет
и не может перестать.
Л. Керн.
Бычок
На дворе стоит бычок
и жуёт свой язычок.
Плачет бедный: Му-му-му!
Надо сена дать ему.
А не то свой язычок
глупый скушает бычок.
С.
Коган.
Чомга.
У
рыжей чомги на макушке
Пучками
перья врозь торчат,
Как
будто чутко ловят уши
Тревожный
зов ее чомчат.
П. Барто.
Чиж.
–
Чижик-пыжик, где ты был?
– Я в саду чечетку бил.
Ножки
пляшут чисто, четко,
Получается
чечетка!
В. Кожевников.
Ключ.
Много
разных есть ключей:
Ключ
– родник среди камней,
Ключ
скрипичный, завитой,
И
обычный ключ дверной.
Д. Лукин
***
Вот
пришел из сада мальчик,
Поднимает
кверху пальчик,
Манит
дедушку: «Дедульчик!
Принеси-ка
быстро стульчик!
Расстегни-ка
мне замочек,
Опусти
воротничочек!
Ой!
Запутался шнурочек.
Развяжи-ка
узелочек!
И
поправь-ка мне носочек!»
Бабушка
спешит: «Ах, внучек!
Хочешь
есть? Покушай супчик!
Съешь
бульончик! Вот батончик,
Вкусный
блинчик, пышный пончик!
Вот
огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик
и бананчик!»
«Я
наелся! Ну, бабульчик!
Отодвинь-ка
быстро стульчик!
Я
возьму еще бананчик
И
улягусь на диванчик.
Эй,
дедульчик! – крикнул мальчик, –
Принеси-ка
мне журнальчик!
И
не шаркай так, дедульчик!
Воду
выключи, бабульчик!
Не
шумите! И молчок!
Отдыхает
ваш внучок!!!»
И. Лопухина.
***
Жарче
дырчатая тучка,
Поливай
водичкой ручки,
Плечики
и локоточки,
пальчики
и ноготочки.
Трём
мочалкою коленочки,
Щёточкой
трём хорошенечко
Пяточки,
ступни и пальчики…
Чисто-чисто
моем мальчика!
И. Лопухина.
Качели.
Ах,
качели! Эх, качели!
Вниз
качели, вверх качели.
Вверх
и вниз кач-кач!
Ты
держись! Ты не плачь!
Если
грустно, не печалься,
На
качелях покачайся!
А. Ахундова.
Логопедические стихи
Логопедические стихи в работе логопеда, как средство профилактики речевых нарушений с использованием приемов самомассажа лица и массажа пальцев и кистей рук.
В данной статье, я бы хотела рассказать о двух причинах, которые могут влиять на нарушения речи у детей. А так же о значении стихов в работе логопеда, и том, как написанные мною стихи помогают мне выполнять профилактику речевых и моторных нарушений. Одна из причин нарушения речи у детей — это тонус мышц лица. Для того что бы нормализовать тонус мышц лица, в своей работе с детьми я использую самомассаж лица. Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Следующая причина нарушения речи у детей — это слабая моторика пальцев и кистей рук. Развитие моторики так же необходимо для подготовки руки к письму. Кисти руки – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений: массажный шарик су-джок, сосновые шишки, карандаши, прищепки. Для того, чтобы детям был интересен процесс самомассажа лица и самомассажа кистей и пальцев рук, я читаю ребенку стихотворение, строки которого сопряжены с действиями которые выполняет ребенок. Почему именно стихи? Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной — разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг. Мой творческий подход заключается в том, что я пишу стихи по определенным темам и потом использую их в работе с детьми. Это могут быть темы: овощи и фрукты, времена года, игрушки, космос и многие другие темы. Вот несколько примеров моих стихов, с помощью которых вы можете провести занятие со своими детьми в домашних условиях.
Ко дню космонавтики актуальна тема стиха о космосе. С помощью данного стиха изучаем космос, совмещаем приемы массажа пальцев и самомассажа лица.
Тема стиха: «Космос»
Космос изучать хочу! (потирание ладоней)
Туда во сне я полечу.
Нужно срочно засыпать,(разогретыми ладонями проводим вверх и вниз)
Буду звезды я считать.
Один, два, три четыре, пять. (шариком су-джок проводим по каждому пальцу)
Всех их мне не сосчитать.
Засыпаю…(проводим круговыми движениями пальцев по глазницам)
Я скафандр надеваю, (поглаживать лоб от середины к вискам)
И корабль запускаю.
Я стремительно лечу,(потирание носа от переносицы к крыльям носа)
Луну я изучать хочу!
Остановка…(закрыть лицо ладонью)
Вот луна.
Ох, холодная она!(сжимаем и разжимаем кулачки)
Беру ручку и тетрадь(водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Нужно все мне записать.( водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Посмотрите!(соединяем в кулачок большой палец с остальными пальцами)
Вот луна.
Спутник у земли она.(скрещиваем между собой пальцы обеих рук)
На ней кратеры, холмы, (сжимаем левую руку в кулак и проводим указательным пальцем правой руки по косточкам, затем меняем руки) Они с земли нам не видны.
Ой, гудит корабль мой, (массируем уши)
Нужно срочно мне домой!
До свидания луна!(сжимаем , разжимаем ладони)
Сон прощай,
Земля — ура!!!(тянем руки вверх
О.Стасенко
Тема стиха : «Овощи»
С помощью данного стиха изучаем овощи, нормализуем тонус мышц лица.
Что весною нам сажать?
Нужно срочно нам узнать. ( движения пальцами от середины лба к вискам).
Спросим у овощевода, (растирают губы от середины к сторонам)
Он начальник огорода.
Расскажи овощевод ( открыть и закрыть рот, имитация жевания)
Как сажаешь огород?
Сначала я беру редиску(круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Не сажаю ее близко,
А затем лучок, петрушку, лист салата и капустку тоже не сажаю густо! (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Про картофель не забыл, (оттягивание ушных вниз).
Еще его не посадил.
Как земля теплее станет, (потирание щек)
Вот тогда пора настаёт.
Овощи не забывайте, орошайте, поливайте! (легкое постукивание подушечками пальцев по всей по щекам и лбу)
О.И. Стасенко –логопед ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
Логопедические занятия онлайн на месяц поэзии
«Мы все пишем стихи; просто поэты — это те, кто пишет словами».
~ Джон Фаулз
Апрель — месяц поэзии! Эксперт-логопед E-Therapy Дайана Мартин создала подробное руководство с ресурсами, играми и логопедическими занятиями, которые идеально подходят для уроков ELA, Speech and Language и SEL. Начните здесь с ее видеообзора:
#038;enablejsapi=1&origin=https://www.electronic-therapy.com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; Автовоспроизведение; буфер обмена-запись; зашифрованные носители; гироскоп; картинка в картинке» allowfullscreen>
Ваши ученики стонут, охают и вздыхают, когда их просят написать стихотворение? Может быть, они говорят, что вообще ненавидят писать. Знакомство с поэзией — отличный способ изменить их представление о себе как о писателях. Независимо от того, являетесь ли вы SLP, учителем специального образования или консультантом, стихи и написание стихов могут помочь в решении множества учебных задач.
Стихи, как правило, являются более короткими, более доступными текстами и могут казаться более легкими для восприятия, чем более длинные подборки, которые учащимся предлагается прочитать, написать или обсудить. Моделирование вашего собственного мышления, письма и процесса письма (моделированное письмо, совместное письмо) — все это важные стратегии, которые помогут вашим ученикам осознать, что как учитель или терапевт вы понимаете, что значит бороться с идеями и выражать свои мысли словами. . Студентам будет полезно услышать, как вы читаете стихи, говорите о стихах и пишете стихи.
Начните урок поэзии с погружения
В рамках погружения в поэзию поделитесь письменными текстами стихов во время их чтения (совместное чтение) и составьте список того, что учащиеся замечают. Полезным инструментом в этом процессе является использование виртуальной комнаты для изучения поэзии. Это позволяет учащимся взаимодействовать с поэзией глазами писателя.
Чтобы учащиеся развивали свои навыки обсуждения стихов, письма и чтения, они должны чувствовать себя в безопасности, чтобы идти на риск. Часто учащимся говорят только о том, что они сделали не так в своем письме или чего не хватает. Изложение слов на бумаге кажется очень рискованным, если обратная связь кажется негативной. Обратная связь должна назвать и отметить несколько вещей, которые автор сделал хорошо, и одну вещь, которую нужно исправить. Предлагая исправление, объясните учащемуся, как это исправление сделает их стихотворение сильнее.
Погружение в поэзию также показывает учащимся, что они могут подражать другим поэтам и использовать их стихи в качестве учебных текстов, точно так же, как великие художники учатся, подражая мастерам-художникам.
Использование модуля «Поэзия» Учебное пособие содержит более 30 ссылок и идей уроков, которые помогут вашим ученикам перейти от процесса погружения к написанию собственных поэтических набросков.
Поэзия может использоваться для обучения, практики и/или укрепления следующих целей:
- Стратегии понимания
- Задавать вопросы и делать логические выводы
- Образный язык (сравнение, метафора, олицетворение, идиоматика)
- Определение основной идеи или темы
- Назначение знаков препинания, пробелов, разрывов строк
- Синонимы
- Прилагательные
- Существительные
- Глаголы
- Точка зрения
- Навыки артикуляции (слова, фразы, предложения, разговор)
- Техники беглости речи, такие как легкое начало, легкие контакты, вытягивание, отмена, пауза и фразировка.