Разное

Крахмал в банане опыт с йодом: Что будет если капнуть йод на банан, картофель, яблоко и морковь

Содержание

Опыт: цвет белого хлеба | Публикации

Берем белый хлеб, макаем его в чай — и он моментально становится черным! На детей такой фокус производит сильное впечатление. Но никакого волшебства тут нет, только химия. Ведь «чай» на самом деле — это слабый раствор йода.

Как ни жаль, но человеческий организм запасает энергию в виде жировых отложений. А вот растения накапливают свои ресурсы в форме крахмала. Это вещество является смесью двух разных полимеров глюкозы: ветвистых структур амилопектина и неразветвленных цепочек амилозы. Крахмал — основной углевод в составе самых важных пищевых продуктов, включая пшеницу, рис, кукурузу. Обнаружить его позволяет реакция, известная химикам еще с начала XIX века. При взаимодействии с йодом крахмал приобретает сине-фиолетовую окраску, да такую интенсивную, что становится видимым даже в самых малых количествах.

Нам понадобится

Йод — 5%-ный спиртовой раствор из аптеки подойдет идеально. Чем сильнее его развести, тем менее темной будет окраска.

Крахмал встречается во всех зерновых и корнеплодах. Попробуйте провести эксперименты с мукой, картофелем, кукурузой, а также с бананом.

Крахмал содержится в пище, приготовленной из этих растений. Испытать йодом можно макароны, кисель и кашу.

Что происходит

1. Йод в комплексе

В реакцию вступают оба полимера в составе крахмала: атомарный йод проникает в полости их структур и закрепляется внутри, образуя клатраты — комплексные соединения. Кстати, эта реакция обратима. При нагревании йод снова выйдет из амилозы и амилопектина и крахмал приобретет свою обычную окраску.

2. Синий против красного

Чистый крахмал имеет белый цвет, однако крупные ионы йода деформируют его полимерные цепи и вызывают изменение окраски. Амилопектин становится красно-фиолетовым, амилоза — темно-синей, настолько густого тона, что подавляет более слабые красные оттенки.

3. Настройка оттенков

Рекомендуем поэкспериментировать с продуктами, содержащими разное количество крахмала, а также с растворами йода разной степени разведения. После опытов продукты можно съесть: в разумных количествах йод совершенно безвреден, хотя и приятным его резкий вкус и запах не назовешь.

Иодометрия

Под действием различных веществ-восстановителей йод легко переходит в форму отрицательно заряженного иона. Этим пользуются в аналитической химии для определения некоторых соединений по их реакции с йодом. Крахмал здесь служит индикатором: чем больше в растворе сохранится непрореагировавшего йода, тем интенсивнее окрасится добавленный к нему крахмал, и значит, тем меньше в нем было исходного восстановителя. Что и требовалось показать.

Фото: DIOMEDIA (X2), SPL / LEGION-MEDIA (X2), ISTOCK (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2019

Редакция «Вокруг света»

Сегодня читают

Тест на возраст мозга: сможете найти 5 предметов на этой картинке

Тест на возраст мозга: попробуйте найти на картинке 10 предметов

Это почти невозможно: сможете найти белку на картинке?

Любой школьник ответит на эти вопросы по истории (а вот вы точно ошибетесь)

Тест на внимательность: только 2 из 10 человек смогут с ним справиться

Продукты с низким содержанием крахмала.

В каких продуктах содержится крахмал. В каких овощах содержится крахмал

Современные принципы правильного питания предполагают, что каждый сознательный человек должен знать, чем он питается. Одним из основных компонентов нашего повседневного рациона является крахмал, а его избыток или недостаток способны создать настоящие проблемы со здоровьем, потому попробуем разобраться, что такое крахмал, зачем он нужен, где он есть, а где его нет.



Значение крахмала для организма человека

Питание человека должно быть сбалансированным в плане пополнения организма белками, углеводами и жирами. Именно углеводы считаются основным источником энергии в организме, особенно глюкоза, которая расщепляется довольно легко и с большим выделением тепла. Сама глюкоза, кстати, в чистом виде в продуктах встречается довольно редко, а проще всего организму ее получать именно из крахмала, тем более что тот содержится в огромном количестве продуктов питания.

Следовательно, первое свойство, ради которого крахмалосодержащие продукты стоит употреблять активнее – это подпитка организма энергией. Но на этом польза пищи, содержащей крахмал, не заканчивается. Ведь такое вещество полезно для полезных бактерий в кишечнике и повышения иммунитета, а также помогает наладить выработку желудочного сока и нормализовать уровень сахара в крови.



Впрочем, регулировать количество крахмала в рационе иногда стоит и для того, чтобы ограничивать его количество.
Так, избыток крахмала при малоподвижном способе жизни гарантированно приведет к набору веса, а в некоторых случаях этот компонент провоцирует такие побочные действия, как метеоризм или различные нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. По этой причине диетологи после постановки некоторых диагнозов советуют пациенту уменьшить количество крахмалистых овощей и фруктов в своем меню, для чего их необходимо знать.

Следует обратить внимание еще и на тот факт, что крахмал бывает натуральным и рафинированным. Первый, как это часто бывает с натуральными продуктами, не так уж и вреден – он присутствует преимущественно в корнеплодах, кашах и некоторых овощах. При таком питании набор веса вероятен лишь при гигантских порциях или совершенной неподвижности, так что ограничения обычно не накладываются. Другое дело – добавки на основе рафинированного крахмала, поскольку они очень калорийны и быстро насыщают, но согнать спровоцированный такой едой лишний вес очень проблематично. Ситуацию усугубляет еще и то, что подобные добавки (например, загустители) могут присутствовать в самых неожиданных продуктах, где крахмалу, казалось бы, не место.



Где этого вещества много?

Полный список крахмалистых продуктов питания составить весьма проблематично – как раз из-за тех добавок, которые могут присутствовать фактически где угодно. По этой причине просто рассмотрим только те виды еды, которые содержат много крахмала без всяких добавок.

  • Злаки.
    Согласно народной поговорке, физически слабый человек «мало каши ел», а все потому, что именно в таком продукте процент содержания крахмала максимальный. В среднем содержание этого вещества здесь составляет около 70-75%, что очень много. Среди популярных разновидностей пищи из этой категории исключений особо не наблюдается. Утверждение о крахмалистости злаков справедливо для пшеницы и кукурузы, риса и овса, каш и муки из всех этих злаков, хлебобулочной и макаронной продукции, даже для гороха и бобов.

Единственным исключением являются соевые продукты.



  • Корнеплоды и некоторые другие овощи.
    Плоды огородничества, особенно растущие под землей, тоже зачастую богаты крахмалом, хоть и не так радикально, как злаки. Особо выделяется здесь чеснок, где крахмала целых 26%, а из того, что люди едят массово и в больших количествах – картофель (15-18%). Даже растущие на поверхности помидоры могут стать источником крахмала, хоть его здесь сравнительно немного – около 5%.
  • Фрукты.
    Большинство фруктов в свежем виде содержат крахмала совсем немного, а практически единственным исключением следует считать свежие бананы. Другое дело, что у такой пищи основную долю веса занимает вода, а потому, высушив фрукт, можно в несколько раз повысить концентрацию рассматриваемого вещества. По этой причине сухофрукты, особенно яблочные, грушевые и абрикосовые считаются очень калорийными и противопоказанными тем, кто имеет проблемы с лишним весом.



Продукты без крахмала

Если диета требует сильно уменьшить количество потребляемого крахмала, то следует отказаться от большинства готовой магазинной продукции – там этот ингредиент наверняка присутствует в виде той или иной добавки. Наверняка придется отказаться от каш и выпечки, равно как и от макарон, а также от многих соусов. Впрочем, вряд ли хоть один диетолог посоветует отказаться от крахмала полностью – он ведь представляет определенную пользу для организма. Задача пациента – просто несколько снизить его поступление, так что при правильно составленной диете можно даже не отказывать себе в небольшом количестве выпечки.



Так, к некрахмалистым диетическим продуктам относятся, например, грибы, но основная потребность организма в пище будет восполняться за счет различных овощей. Список доступных вариантов не так уж ограничен: баклажаны и брокколи, обычная, брюссельская и пекинская капуста, зеленый горошек и тыква, огурцы и сладкий перец. Все эти компоненты позволят не только приготовить вкусный салат без лишних полисахаридов, но и побаловать себя более изысканными блюдами вроде овощного рагу или даже сладкой тыквенной каши.

На этом список доступных компонентов не заканчивается, дальше идут «приправы» к основной еде: шпинат и щавель, чеснок и цикорий, зелень сельдерея и петрушка.



Среди фруктов тоже есть варианты, как полакомиться десертом и не превысить нормальную дозировку крахмала. Из круглогодичных фруктов наиболее доступны яблоки, но не все. Диетологи советуют выбирать зеленые и твердые плоды, поскольку в них полисахаридов меньше. Остальные некрахмалистые фрукты скорее относятся к сезонным, но их сезоны не совпадают между собой, потому разнообразие в меню можно вносить круглый год благодаря клубнике, дыням и нектаринам. Из импортных, но популярных в нашей стране фруктов с низким содержанием крахмала можно отметить экзотический авокадо.



О том, что скажет диетолог про углеводы из некрахмалистых овощей, смотрите в следующем видео.

Кухня — это центр жизни нашей семьи. Здесь пьют чай, обсуждают последние новости и конечно же химичат.

Мы с Владиком химичим, начитавшись книг, а Макарка химичит по своей собственной программе — то соли в чай насыплет, то средство для посуды пробует на вкус. Весело у нас на кухне.

В продолжение темы индикаторов на кухне

напишу об одном чудном веществе, с которым замечательно проводить опыты вместе с ребенком. Это крахмал — обычный картофельный. С кукурузным тоже можно провести фантастические опыты, но сегодня не о нем.

Опыты с крахмалом и йодом

С помощью йода можно заставить посинеть картошку.

От йода синеет крахмал — это вещество которого очень много в картошке. Поэтому опыты с посиневшей картошкой проводят часто. Мы решили пойти дальше и проверить продукты, которые нашли в холодильнике, на наличие крахмала. Мы капали йодом на лимон, дайкон, яблоко, сырой картофель, вареный картофель, вареную морковь, чеснок, колбасу, сало, хлеб, овсяные хлопья.

Яркое окрашивание у хлеба, картофеля, при том, что активнее прореагировали вареный картофель, овсянка, морковь. Можно сделать вывод, что в этих продуктах содержится крахмал, а в остальных его либо нет, либо количество незначительное.

Обратите внимание, что вареный картофель окрасился ярче, чем сырой. В одной книге нашла такое объяснение для деток. Крахмал находится в сырых овощах как-будто в коробочках, а при варке коробочки разрушаются, и йоду легче добраться к крахмалу и прореагировать с ним.

На эту тему провели еще один опыт.

Сварили клейстер из крахмала. На кружку воды взяли одну столовую ложку крахмала. Итак, в стаканчиках (слева на право):

  • клейстер + 2 капли йода,
  • крахмал в воде + 2 капли йода,
  • просто вода с йодом.

Кстати йод лучше растворяется в масле, чем в воде (вдруг кому пригодится).

Красиво получилось! И очень хорошо видно, что йод с крахмалом активнее прореагировал именно в клейстере.

Продолжим экспериментировать!

Попробуем обесцветить крахмально — йодную фиолетовость!

Черным-черно получилось! Отдельно приготовили раствор из 60 мл воды и 1000 мг аскорбиновой кислоты. Купили в аптеке драже аскорбинки (по 50 мг в каждой), измельчили 20 штучек. Только вот в начале моя математика дала огромный сбой, и я измельчила не 20 штучек, а 200 штук

Аскорбиновый раствор начинает бороться с йодом и побеждает его! Раствор почти обесцвечивается.

Многие, наверное и позабыли о простом рецепте клейстера из крахмала. Если да, то рады быть полезными. Друзья, мы стараемся показать вам, что наука — это весело. И если у вас есть интересные вопросы, на которые вы хотите получить экспертные ответы — напишите нам. Мы ответим на них в ближайших выпусках рубрики “ПочеМук ”. Давайте делать Веселую Науку вместе. +100500 к карме тем, кто делится статьями с нашего сайта в социальных сетях и рассказывает о нас своим друзьям. До скорой встречи, друзья.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Ваша Галина Кузьмина

В основе питания народов мира – продукты, содержащие крахмал. В нашей стране – пшеница и картофель, в Китае и Индии – рис, в Центральной и Южной Америке – кукуруза. В крахмалосодержащих продуктах много энергии, но они не участвуют в строительстве тканей организма. Животный крахмал полезнее растительного. В ряде случаев обе разновидности могут нанести вред.

Состав и разновидности крахмала

Данное вещество – сложный углевод (полисахарид), в его составе остатки молекул глюкозы. Плохо растворимо в воде, что помогает выполнять основную функцию – продолжительное время сохранять питательные вещества.

С его помощью растения накапливают запасы энергии, образуют в зелени крохотные зернышки.

Процессы гидролиза преобразуют крахмалосодержащие зернышки в водорастворимые сахара (глюкозу). Через мембраны клеток они проникают в части растения. Глюкоза – питание ростка при появлении из семени.

При пережевывании продуктов, содержащих крахмал, слюна частично расщепляет его до мальтозы (комплексный сахар). Действие секрета поджелудочной железы завершает процесс в тонком кишечнике.

Растительные продукты с крахмалом приносят максимум пользы, если их употреблять не в кашах или размоченными, а тщательно пережевывать, не запивать.

  • Перед едой полезно смолоть цельные зерна, добавить порошок к овощному салату.

Животные запасают глюкозу в печени и в форме гликогена (животного крахмала). Его медленный гидролиз поддерживает в крови постоянный между приемами пищи.

Растительные крахмалы

Картофельный
. Данный продукт отличает высокая скорость усвоения. Его расщепление до глюкозы – в 10-12 раз быстрее, чем у крахмалосодержащих злаковых и зерновых (несколько часов).

Быстрому усвоению способствует тонкий маслянистый слой под кожицей молодого картофеля. Как правило, при чистке его срезают. В том числе поэтому полезен картофель, запеченный в кожуре или отваренный в мундире.

Большинство блюд из картофеля организм быстро эвакуирует, они не нагружают органы пищеварения.

Рисовый
. Продукт богат крахмалом, оказывает вяжущее действие. Сваренный без и масла, рис полезен при заболеваниях мочеполовой системы, усиливает лактацию, успокаивает, улучшает цвет лица. В круглом рисе крахмала больше всего, что вызывает разваривание и слипание зерен.

Пшеничный
. Продукты с пшеницей полезны при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, растворяют соли в мочеполовой системе, расширяют сосуды. Наружно ванны с крахмалом применяют для избавления от зуда, при детском диатезе.

Ржаной
. Продукты применяют при сахарном диабете, для усиления сопротивляемости, связывания и вывода вредных веществ.

Овсяной
. Кисели и другие продукты помогают при физическом и интеллектуальном переутомлении. Выводят избыточный , помогают при сахарном диабете, малокровии, бессоннице.

Кукурузный
. Продукты оказывают омолаживающее действие. Экстракт из зерен препятствуют развитию опухолей. Применяют как желчегонное средство или для повышения свертываемости крови.

Животный крахмал

Растительный крахмал – не что иное, как органический клей. Если забыть вымыть тарелку после каши или картофеля, отвердевшие остатки пищи удаляет только горячая вода и жесткая щетка.

В составе сложной формулы растительного крахмала – глюкоза, основной источник энергии организма. Ее химическая формула состоит из тех же элементов, что у гликогена, но их пространственное расположение в растительной и животной разновидностях различно.

Поэтому ферменты для расщепления гликогена не полностью расщепляют глюкозу из растительной разновидности.

Организм труднее усваивает такую пищу, скапливает продукты расщепления, что требует дополнительных затрат энергии для выведения. Данные вредные вещества – причина атеросклероза, остеохондроза, других заболеваний.

Некоторые исследователи считают, что причина развития сахарного диабета – истощение ферментной системы из-за многолетней переработки растительного крахмала. В крови повышен уровень не глюкозы («сахара»), а продуктов неполного расщепления. Они «забивают» ткани, что нарушает микроциркуляцию.

Более полезный организму крахмал содержит печень животных или рыб, в которой до 10% гликогена.

Поэтому чем меньше потреблять крахмалистой пищи, тем больше здоровья. О вреде продуктов, содержащих крахмал, еще в начале ХХ века писал Арнольд Эрет в книге «Целебная система бесслизистой диеты».

Список и таблица продуктов, содержащих крахмал

Овощи и фрукты содержат до 10% . Созревание яблок увеличивает количество крахмала, хранение – уменьшает. Его много в зеленых – в спелых он в виде в сахара.

Наибольшее количество крахмала в продуктах из злаков, бобовых, рисе. Рекомендуемая диетологами доля – 10% дневного рациона.

Некрахмалистые овощи: капуста, огурцы, репа, морковь, сладкий перец, репчатый, петрушка, тыква.

Таблица продуктов, которые содержат крахмал

Продукт (100г)Содержание крахмала, г
Крупы
Рис75
Кукуруза65
Овес61
Гречиха60
Пшеница60
Пшено59
Ячмень58
Рожь54
Мука
Рисовая79
Ячменная71
Пшеничная70
Кукурузная65
Блюда
Макароны72
Каши55
Кисели50
Хлеб белый47
Хлеб ржаной44
Бобовые
Нут50
Горох48
Чечевица41
Соя35
Фасоль27
Овощи
Картофель18,2
Брюква18
Редька15
Свекла14
Тыква2
Чеснок2
Петрушка1,2
Баклажан0,9
Сельдерей корень0,6
Капуста0,5
Помидор0,3
Редис0,3
Репа0,3
Морковь0,2
Лук репчатый0,1
Огурец0,1
Перец сладкий0,1
Фрукты
Бананы7
Яблоки0,80
Смородина черная0,60
Груша0,50
Клубника0,10
Слива свежая0,10

Вред крахмала

Злаки наиболее трудно усвоить даже в отваренном виде. Данные продукты вызывают брожение и газообразование.

Зерна, злаки, крахмалосодержащие продукты противопоказаны маленьким детям – их организм не вырабатывает необходимые ферменты. Даже у двухгодовалого они менее активны, чем у взрослого.

Поэтому до двухлетнего возраста крахмалистой пище лучше предпочесть фрукты – чернослив, финики. Они легки в усвоении, дают достаточно энергии, не требуют длительного переваривания.

Изменено: 26.06.2019

Пикуль Юлия

Ученица проводит ряд опытов с основными продуктами питания, доказывая содержание крахмала. Доказывает гипотезу: только ли в растительных продуктах содержится крахмал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнила: обучающаяся 4 класса

МОАУ СОШ с. Томское
Пикуль Юлия

Руководитель:
Моисеенко Г.М.
учитель

Начальных классов

Цель исследования:
определить наличие крахмала в продуктах питания, изучить значение данного вещества для организма человека.

Задачи исследования:

  • узнать, что за вещество «крахмал»;
  • изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
  • определить наличие крахмала в основных продуктах питания;
  • узнать, где ещё, помимо пищевой промышленности, используется крахмал

Гипотеза:
Натуральный крахмал содержится в продуктах растительного происхождения

В настоящее время много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Врачей и родителей тревожит другая крайность – лишний вес у детей. Чтобы человек был жизнерадостным и здоровым, его питание должно быть разнообразным и полезным. Часто можно слышать утверждение, что питание человека должно быть сбалансированным. Это значит, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры, и углеводы. Об этом я узнала на уроках окружающего мира, а также о том, что углеводы являются источником энергии человека.
Из всех углеводов, к которым относится и крахмал, он занимает наибольшую долю, так как содержится во всех основных пищевых продуктах растительного происхождения. Это мучные изделия и крупы. Противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах не конфеты и другие сладости, а
крахмал!

Чтобы узнать о роли крахмала в питании, я стала изучать тему:

Я предположила, что
если подробнее изучу крахмал, познакомлюсь с его свойствами, то эти знания помогут мне оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Где же прячется крахмал? В каких продуктах он есть? Всегда ли нас предупреждают производители, что в составе того или иного продукта содержится крахмал? Для своего исследования я взяла фрукты и овощи и ещё некоторые продукты питания.

Первым я провела испытание картофеля на содержание крахмала. Йодные пятна на срезе клубня стали синими. Реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте.

Всего на сегодняшний день для получения крахмалов используется более 50 видов растений, но наиболее популярен в России картофельный крахмал, калорийность которого достигает 300 ккал на 100 грамм.

Проверяем овощи и фрукты на крахмал. Опытам с йодом подвергли ломтики моркови, свежий срез яблока, банана и перец.

Вывод:
крахмал содержится во многих овощах и фруктах, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал. Например, крахмал содержится в картофеле, на срезе яблока, банана и моркови пятнышко йода слегка посинело. А вот в перце крахмала не оказалось.

Исследую другие продукты питания, молочные:
творог домашний, молоко «Амурское раздолье», которое нам выдают в школьной столовой, мороженое Благовещенского молочного комбината, сыр «Российский» производства МИС «Серышевский». В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют в него крахмал или муку.

В составе йогурта «Fruttis» на упаковке крахмал не указан, производители держат в тайне, заменяя его словом «загуститель».

Исследование майонеза фирмы «Янта» «Провансаль» Иркутского масложиркомбината дало положительный результат: крахмал не обнаружен.

На уроке мы изучали, что крахмалосодержащими являются все продукты, сделанные из муки: хлеб, макароны, вермишель, хлебобулочные изделия, крупы. Хочу в этом убедиться и провожу свои опыты с продуктами из муки. На блюдце кладу кусочек пшеничного чёрного хлеба и капаю йод. Йод моментально меняет цвет на тёмный, почти чёрный! Также наличие йода подтверждает опыт с кусочком белого хлеба, печеньем и булочкой из школьной столовой.

Крахмал содержится в пшенице, закономерно, что хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, как и булка из нашей школьной столовой, а также, печенье. Каша из гречневой крупы показала наличие крахмала. Проверила я на содержание крахмала и мясные продукты. В принципе, в мясе не должен содержаться крахмал. Опыт показал, что в колбасу производства города Свободного, ветчину, и полукопчёную «Георгиевскую» добавлен крахмал: пятно йода на срезе стало фиолетовым. В ветчине производства МИС «Серышевский» крахмала не оказалось. В магазине продавец пояснила, что продукция этого предприятия пользуется большим спросом у населения.

Наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупа, картофеле. Крахмал содержится в продуктах растительного производства, он заложен самой природой. Именно этот крахмал в умеренных количествах полезен для организма человека. Крахмал, который входит в состав молочных продуктов, в майонез – это крахмал, используемый, как загуститель. Это так называемый рафинированный крахмал, то есть, крахмал, полученный в результате химической обработки. В основном он применяется как загуститель в производстве соусов, йогуртов, майонеза, кетчупа, мороженого. А также в процессе изготовления дешёвых мясных продуктов, чтобы увеличить вес. Крахмалы, в том числе рафинированные, допущенные для пищевого применения, не оказывают вредного влияния на организм человека. Однако, всем понятно, что продукты, напичканные таким крахмалом, не могут быть отнесены к здоровому питанию. Например, в соусе он проходит для организма бесследно, чего не скажешь о дешёвых сосисках, состоящих из соевого белка и крахмала-загустителя. Как же сделать правильный выбор?

Полностью отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Даже важно, чтобы они были в нашем рационе питания. Но их должно быть не более 20% от всей пищи, а не 80-90, как это сейчас принято. В большом количестве крахмал, как углевод, вреден. Особенно для людей, страдающих сахарным диабетом. Крахмал необходим для жизнедеятельности человека. Но нужно употреблять его в умеренных количествах и лучше в составе натуральных продуктов: корнеплодов, фасоли, гречневой и овсяной каши, фруктов, да и от киселей не стоит отказываться.

Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Надо больше двигаться, заниматься спортом, поменьше есть булочек и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит нашему здоровью. Теперь я знаю, что если в школьной столовой я выбрала на обед плов или рожки, да ещё кисель, то в этот раз я откажусь от булочки. Так как данные продукты содержат большое количество углеводов. В следующий раз я возьму суп или борщ и к чаю булочку.

Я узнала, что крахмал является основным источником углеводов – одного из важнейших компонентов пищи, а именно, глюкозы, для нашего организма. Ещё я узнала, что крахмал используют не только в пищевой промышленности. Его применяют при изготовлении бумаги и картона. Мы выполняли подклейки в технике папье-маше и использовали клейстер. Крахмал идёт на производство спичек и красок. Даже великий художник Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, что делало краски более густыми, вязкими и прозрачными. Крахмал используют в медицине для изготовления мазей, таблеток и порошков.

Литература:

  • Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
  • http://tolkslovar.ru/
  • http://www.slova.ru/article/14184.html

Одним из поставщиков углеводов в организм человека является крахмал. Он расщепляется и превращается в глюкозу. Она необходима для протекания всех процессов в организме. Поэтому очень важно знать, в каких продуктах содержится крахмал, чтобы обязательно включать их в свой рацион. Больше всего его в овощах, фруктах, злаках и бобовых. Неслучайно с древности у всех народов эти продукты являются основой рациона. А русские богатыри становились сильными, питаясь в основном кашей.

Для всех растений крахмал является основным запасом питательных веществ. Поэтому продукты питания растительного происхождения содержат это вещество. Больше всего его находится в семенах, плодах и корнях растений. Узнав, в каких продуктах содержится крахмал, можно понять, что это вещество должно быть в рационе всех людей. Ведь это та пища, которую рекомендуют все специалисты по здоровому питанию. Эта еда издавна была основной у многих народов.

Итак, в каких продуктах есть крахмал? Прежде всего это все зерновые, особенно рис, ячмень, гречка, пшеница и кукуруза. Из овощей это картофель, морковь, свекла и все бобовые. Натуральный крахмал — это медленно усвояемое вещество, которое расщепляется до глюкозы. Этот процесс начинается еще во рту, поэтому, чтобы он лучше переваривался, пищу нужно тщательно пережевывать.

Для лучшего усвоения крахмала рекомендуется подвергать продукты, его содержащие, температурной обработке. Но при длительном воздействии высокой температуры из него образуется ядовитое вещество, которое вызывает рак. Не рекомендуется долго жарить эти продукты. Например, или чипсы — очень трудноусвояемая еда. Поэтому крупы или картофель лучше варить, запекать или тушить.

Те, кто хочет похудеть, стараются исключить из своего рациона продукты,

содержащие крахмал. На самом деле людям, ведущим малоподвижный образ жизни, не требуется много углеводов. Можно просто узнать, в каких продуктах много крахмала, и ограничивать их употребление. Ведь при плохом пищеварении и малых затратах энергии лишние углеводы будут откладываться в жир.

Хотя все, что говорят о вреде этого вещества, относится прежде всего к рафинированному крахмалу. Его добывают чаще всего из картофеля или кукурузы, используя для этого фосфаты, пеногасители и отбеливатели. Именно этот белый порошок и вызывает проблемы пищеварения и нарушение обмена веществ.

В каких продуктах содержится крахмал, изготовленный искусственно? Это все кондитерские изделия, конфеты, выпечка, хлеб и макароны. Его добавляют во все консервы, детское питание, колбасные изделия, мороженое, йогурты и даже напитки. Иногда его искусственно расщепляют до более легкоусвояемых веществ. Такой крахмал называют модифицированным. Он используется для создания однородного продукта, лучшего его смешивания и придания густоты.

Нужно знать, в каких продуктах содержится крахмал, еще и для того, чтобы правильно сочетать пищу. Ведь он почти не переваривается в присутствии других сахаров, белков или кислот. Поэтому вредно есть хлеб с сыром, кашу с вареньем или картошку с мясом. Именно такие сочетания и создают те проблемы, которые приписывают крахмалу.

Бананы для биохимии – наука в школе

Автор(ы): Саша Глардон, Томас Шойбер

Узнайте о различных биохимических процессах с помощью этих быстрых и простых экспериментов с одним из самых любимых фруктов в мире.

Бананы — одни из самых популярных фруктов во всем мире — ежегодно их съедают более 100 миллиардов человек. Они являются не только основным продуктом питания для миллионов людей, но и важным источником дохода и занятости, особенно в Латинской Америке.

Наряду с бананами бананы относятся к роду Musa , который включает около 70 видов. Однако сегодня большинство сладких бананов получают из одного сорта под названием Кавендиш. Эти бананы выращиваются с использованием бесполого размножения, поэтому они генетически идентичны. Однако эта утрата биоразнообразия делает их особенно уязвимыми для атак паразитов, как это происходит в настоящее время при глобальном заражении грибком Fusarium w1 .

Как ни странно, бананы также помогают понять биохимические процессы. В этой серии быстрых упражнений с бананами учащиеся узнают о метаболизме сахара, хранении крахмала, производстве меланина и молекулах, ответственных за вкус банана. Занятия подходят для учащихся средней школы и включают химию на нескольких разных уровнях.

Бананы — полезная модель для изучения различных химических процессов в живых организмах.
Hanna_photo/Shutterstock.com

Задание 1. Измерение содержания сахара с помощью рефрактометра

Прежде чем начать, дайте учащимся шесть бананов разной степени зрелости (см. . Какой банан, по мнению ваших учеников, самый сладкий? Большинство студентов голосуют за черный банан, но верно ли их предположение? Студенты могут провести слепую дегустацию, чтобы определить, какой образец самый сладкий на вкус. Узнают ли их вкусовые рецепторы правильный ответ? Чтобы выяснить это, студенты измеряют содержание сахара в различных бананах с помощью рефрактометра. Мероприятие займет около 20 минут.

Материалы

  • Бананы разной степени зрелости (по три банана каждой из шести степеней зрелости, т.е. всего 18 бананов)
  • Многомасштабный рефрактометр
  • Вилка
  • Чаша
  • Мягкая влажная ткань

Процедура

  1. Очистите наименее спелый банан (банан 1 в таблице 1) и отрежьте кусочек длиной около 3 см.
  2. С помощью вилки разомните банан в миске до получения полужидкой кашицы.
  3. Нанесите немного целлюлозы на верхнюю часть узла призмы рефрактометра. Закройте пластину дневного света, чтобы пульпа распределилась по всей поверхности призмы без пузырьков воздуха или сухих пятен.
  4. Держите рефрактометр в направлении естественного источника света и смотрите в окуляр. Вы увидите круглое поле с делениями, показывающими % Брикса — количество граммов сахарозы в 100 граммах образца (например, 1 г сахарозы в 100 г образца = 1% Брикса). Возможно, вам придется сфокусировать окуляр, чтобы четко видеть деления.
  5. Запишите содержание сахара в % Brix.
  6. Очистите прибор (как пластину дневного света, так и верхнюю часть главной призмы) тканью.
  7. Повторите эти действия как минимум для трех разных бананов одинаковой степени зрелости, а затем рассчитайте среднее содержание сахара (см. таблицу 1 и рисунок 1).
  8. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не запишите и не рассчитаете содержание сахара в бананах 1–6.

Таблица 1: Среднее содержание сахара и изображения, показывающие окрашивание раствором Люголя для
содержания крахмала в бананах разной степени зрелости

Jill Skarvan Рисунок 1: Среднее содержание сахара в бананах разной степени зрелости (1–6)
Jill Skarvan

Задание 2: Анализ содержания крахмала с помощью йода

Здесь учащиеся используют раствор Люголя для проверки наличия крахмала в различных бананах, показывая, что количество крахмала уменьшается в процессе созревания. Это действие занимает примерно десять минут.

Материалы

  • Бананы разной степени зрелости (по три банана каждой из шести степеней зрелости, т.е. всего 18 бананов)
  • Йодный раствор Люголя: 2% йодид калия с 1% йодом в воде (I 3 К)
  • Кухонный нож
  • Щетка

Процедура

  1. Разрежьте каждый банан вдоль пополам.
  2. Кисточкой покройте поверхность банана раствором Люголя.
  3. Подождите одну минуту и ​​сравните разные результаты (см. таблицу 1).

Обсуждение

В процессе созревания фермент амилаза катализирует расщепление крахмала (полисахарида) до простых сахаров – сначала до мальтозы (дисахарид), а затем до глюкозы (моносахарид). По активности банан с самым высоким содержанием сахара (в форме моносахаридов и дисахаридов) — это банан 3 в таблице 1. После этой стадии созревания содержание сахара начинает снижаться, поскольку большая часть крахмала превращается в простой сахара, а банан продолжает использовать глюкозу для клеточного дыхания.

Это явление также демонстрируется реакцией с окрашиванием йодом Люголя: незрелые бананы имеют более высокое содержание крахмала, чем спелые бананы, о чем свидетельствует более темное окрашивание раствором йода Люголя. При дальнейшем созревании окрашивание значительно уменьшается из-за меньшего количества крахмала.

В слепом дегустационном тесте учащиеся могут не выбрать банан с самым высоким содержанием сахара как самый сладкий. Другие факторы, которые могут повлиять на вкус, включают мягкость банана и содержание в нем воды. Более того, поскольку амилаза также присутствует в нашей слюне, продукты, содержащие много крахмала (но мало сахара), становятся сладкими после жевания, поскольку амилаза расщепляет часть крахмала до сахара.

Обсудите со своими учениками некоторые из следующих вопросов:

  • Какой банан самый сладкий?
  • Почему содержание сахара увеличивается в начале процесса созревания, а к концу снижается?
  • Как изменяется содержание крахмала в процессе созревания?
  • Больше крахмала в бананах в начале процесса созревания по сравнению с концом или меньше? Можете ли вы объяснить, почему?
  • Сладость связана исключительно с количеством присутствующего сахара или на сладость влияют другие факторы?

Задание 3: Поиск «склада» крахмала

В этом упражнении учащиеся готовят микроскопические образцы, используя банановую мякоть из самых и наименее спелых бананов. Под микроскопом учащиеся могут увидеть клеточные органеллы, хранящие крахмал (амилопласты), и понять, почему эти органеллы исчезают в процессе созревания. Это действие занимает примерно 15 минут.

Материалы

Рисунок 2: Два образца банановой мякоти
для просмотра
под микроскопом

Сэмюэл Гинзбург

  • Мякоть банана из задания 1 (бананы 1 и 6 из таблицы 1)
  • Раствор Люголя
  • Микроскоп
  • Предметные стекла для микроскопа
  • Покровные стекла

Процедура

  1. Нанесите небольшое количество банановой мякоти на предметное стекло и добавьте одну каплю раствора Люголя (рис. 2).
  2. Поместите покровное стекло поверх образца. Используя микроскоп с увеличением от 100 до 400 раз, попытайтесь определить местонахождение органелл, которые хранят крахмал в банане.
  3. Повторите шаги 1 и 2 с другим образцом банановой мякоти.

Обсуждение

Амилопласты отвечают за синтез и хранение гранул крахмала посредством полимеризации глюкозы. В незрелых бананах окрашивание раствором Люголя йода окрашивает крахмал и амилопласты в темно-фиолетовый цвет (рис. 3). В более спелых бананах реакции с раствором нет, потому что количество крахмала снижено и в этих образцах больше нет амилопластов (рис. 4).

Обсудите со своими учениками некоторые из следующих вопросов:

  • Почему в образец банана добавлен йод?
  • Как называется органелла, запасающая крахмал в растениях?
  • Какие различия вы видите между этими органеллами в разных образцах бананов и почему?

Рисунок 3: Окрашенные йодом амилопласты в клетках незрелого банана, вид под микроскопом подарок.
Samuel Ginsburg

Упражнение 4. Окрашивание бананов в черный цвет

Рисунок 5. После погружения половинки
банана в кипящую воду кожа
становится черной из-за
выработки меланина.

Саша Глардон

Учащиеся узнают о влиянии выработки меланина и повреждении клеток в бананах с помощью этого простого упражнения, в котором банан погружают в горячую воду, в результате чего кожа становится черной. Действие занимает примерно пять минут.

Материалы

  • Желтый банан (например, банан 2 из таблицы 1)
  • 1-литровый стакан с кипяченой водой

Процедура

  1. Опустите половину банана в горячую воду.
  2. Через одну минуту погруженная в воду половина банана станет черной (рис. 5).

Обсуждение

Когда банан погружают в горячую воду, его клетки подвергаются воздействию тепла, вызывая повреждение клеток. В ответ вырабатывается темный пигмент меланин, в результате чего кожура банана становится черной. Этот пигмент защищает внешние клетки (как растений, так и животных) от повреждения ультрафиолетом, а также противодействует присутствию свободных радикалов благодаря своим антиоксидантным свойствам. Меланин образуется в результате окисления аминокислоты тирозина, которое катализируется медьсодержащим ферментом, называемым тирозиназой. Когда клетки банана повреждаются, высвобождается тирозиназа. Производство меланина не влияет на процесс созревания, но поскольку спелые бананы старше и, следовательно, имеют больше повреждений клеток, они становятся более коричневыми.

Обсудите со своими учениками некоторые из следующих вопросов:

  • Почему банан чернеет?
  • Что вызывает такое изменение цвета?
  • Погружение банана в горячую воду ускоряет процесс созревания?
  • В чем разница между бананом, погруженным в горячую воду, и естественным черным бананом?

Задание 5: Изготовление искусственных ароматизаторов бананов

Это задание подходит для учащихся в возрасте 16–19 лет и включает в себя синтез искусственных ароматизаторов. Используя 2-метил-1-бутанол, учащиеся могут получить органическое соединение изоамилацетат (3-метилбутилэтаноат), запах которого напоминает бананы и груши. Или, используя 1-пентанол, учащиеся могут получить соединение амилацетат (пентилэтаноат), которое имеет запах, похожий на бананы и яблоки. Мероприятие займет около 15 минут. Вы можете разделить свой класс так, чтобы одна половина производила изоамилацетат, а другая половина производила амилацетат. Затем группы могут сравнить запахи.

Материалы

  • Уксусная кислота (CH 3 COOH)
  • 2-метил-1-бутанол (C 5 H 12 O) или 1-пентанол (C 5 H 12 O)
  • Серная кислота (H 2 SO 4 )
  • Варочные камни
  • Горелка Бунзена
  • Пробирка
  • Стакан 500 мл

Указание по технике безопасности

В этом эксперименте используется серная кислота. Учащиеся должны носить защитные очки и перчатки и следовать обычным правилам безопасности на уроках химии. Как и в случае любого химического эксперимента, учащиеся не должны пробовать ароматизатор. См. также общее примечание по безопасности.

Процедура

  1. Внесите 2 мл уксусной кислоты в пробирку.
  2. Добавьте в пробирку 2 мл 2-метил-1-бутанола или 1-пентанола.
  3. Смешайте эдукты и добавьте одну каплю серной кислоты.
  4. Нагрейте смесь над пламенем горелки Бунзена в течение примерно двух минут, не доводя до кипения. Добавление кипящих камней в пробирку поможет избежать перегрева. Позаботьтесь о том, чтобы повернуть отверстие пробирки подальше от людей.
  5. Перелейте содержимое пробирки в стакан на 500 мл, чтобы усилить запах.

Обсуждение

Изоамилацетат и амилацетат являются основными компонентами бананового ароматизатора, хотя производители ароматизаторов обычно держат свои точные рецепты в секрете. Изоамилацетат получают конденсацией 2-метил-1-бутанола с уксусной кислотой, тогда как амилацетат получают конденсацией 1-пентанола с уксусной кислотой. Обе реакции этерификации катализируются серной кислотой (рис. 6). Как и у всех фруктов, натуральный вкус банана представляет собой смесь нескольких компонентов w2 , поэтому искусственным ароматизаторам трудно точно скопировать вкус и запах.

Обсудите со своими учениками некоторые из следующих вопросов:

  • Как пахнут продукты реакций?
  • Какая молекула отвечает за типичный вкус банана?
  • В чем разница между искусственным и натуральным ароматизатором и почему они пахнут по-разному?

Рисунок 6: Реакции этерификации с получением изоамилацетата (вверху) и амилацетата (внизу)
Саша Глардон

Дополнительные мероприятия: Узнайте больше о бананах

Вы можете провести ряд дополнительных экспериментов, чтобы узнать больше о биологии и химии бананов, а также получить ссылки на другие междисциплинарные темы. Например, вы можете:

  • Выделить ДНК банана, чтобы понять, что все живые организмы (включая бананы) содержат ДНК, которая хранит генетическую информацию, которая передается от родителей к потомству.
  • Продемонстрируйте клеточное дыхание, поместив банан в герметичный контейнер и используя CO 9Датчики 0081 2 и O 2 для измерения изменяющихся уровней этих соединений.
  • Узнайте больше о расщеплении крахмала, его влиянии на уровень сахара в крови и хранении гликогена в печени, измеряя уровень сахара в крови каждые 15 минут после употребления банана (если это разрешено в вашей стране).
  • Изучение важности биоразнообразия в связи со вспышками болезней.
  • Узнайте об исторических, экономических и этических факторах, связанных с торговлей бананами.

Веб-ссылки

  • w1 – Одна из самых разрушительных болезней, поражающих бананы в настоящее время, вызывается грибком Fusarium . Узнайте больше, посетив веб-сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.
  • w2 — Джеймс Кеннеди, учитель химии из Австралии, создал забавную графику, показывающую список ингредиентов «полностью натурального банана».

Ресурсы

  • Узнайте больше о производстве бананов и торговле ими на веб-сайте Banana Link.
  • Узнайте об истории бананов в видео от National Geographic.

Учреждения

Наука на сцене

Автор(ы)

Доктор Саша Глардон — учитель биологии и химии в гимназии Боймлихоф, а Томас Шойбер — учитель биологии в гимназии Киршгартен, оба в Базеле, Швейцария. Они представляли Швейцарию на фестивале Science on Stage в Дебрецене, Венгрия, в 2017 году своими экспериментами с бананами.

Обзор

В этой статье описывается подборка простых, но значимых экспериментов с использованием обычного фрукта (банана) для понимания некоторых основных метаболических процессов. Например, процесс созревания (и последующие изменения цвета и сладости) используется для иллюстрации превращения крахмала в мальтозу и глюкозу. Чтобы получить максимальную пользу от этих занятий, учащиеся должны понимать разницу между простыми и сложными сахарами. Учителя могут использовать предложенные вопросы, чтобы начать обсуждение, опираясь на них, чтобы максимизировать результаты обучения в ходе занятий.

Моника Менесини, учитель естественных наук средней школы (на пенсии), Италия

Лицензия

CC-BY

Загрузить

Загрузить эту статью в формате PDF

Open Textbooks | Siyavula

Загрузите наши открытые учебники в различных форматах, чтобы использовать их так, как вам удобно. Нажмите на обложку каждой книги, чтобы увидеть доступные для загрузки файлы на английском и африкаанс. Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! См. различные открытые лицензии для каждой загрузки и пояснения к лицензиям в нижней части страницы.

Математика

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)

Наука

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)

Лицензирование наших книг

Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! Один и тот же контент, но разные версии (фирменные или нет) имеют разные лицензии, как объяснено:

CC-BY-ND (фирменные версии)

Вам разрешается и поощряется свободное копирование этих версий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *