Разное

Когда у новорожденных появляется хватательный рефлекс: Безусловные рефлексы новорожденного

Содержание

Рефлексы новорожденных | Мамоведия — о здоровье и развитии ребенка

Вы когда-нибудь задумывались о том, как выглядит тело вашего новорожденного ребенка и каковы его рефлексы?

Если вы когда-либо держали на руках новорожденного, значит точно заметили несколько необычных вещей. Новорожденный малыш способен взаимодействовать с внешним миром и реагировать на раздражители посредством набора неонатальных рефлексов, которые позволяют ему немедленно адаптироваться к внематочной жизни.

Рефлексы новорожденных – это «врожденные», автоматические и инстинктивные реакции, которые зависят от среднего мозга (части мозга, которая также играет важную роль в развитии зрения и слуха ребенка) и спинного мозга.
Наличие или отсутствие этих рефлексов указывает на целостность нервной системы. По сути, организм сообщает вам, здоров ли ваш ребенок или у него есть какие-то проблемы, которые лучше всего проконсультировать у педиатра.
Кратко рассмотрим самые главные рефлексы новорожденных детей.

Дыхательный рефлекс

Первое действие, которое новорожденный должен предпринять при рождении, – это дышать. Через первые крики воздух попадает в легкие и расширяет их, активируя автономное дыхание. С этого момента начинается сердечно-легочное кровообращение: частота сердечных сокращений может достигать 180 ударов в минуту.

Ползание по груди

Среди неонатальных рефлексов также есть ползание по груди, врожденная способность, проявляющаяся в первые минуты жизни: ребенок, опираясь на грудь матери, способен инстинктивно и с помощью запаха – подползти к соску и начать сосать молозиво.
Однако для проявления этой способности необходимо, чтобы ребенка сразу после рождения положили на грудь матери – кожа к коже – и оставили в покое, без постороннего вмешательства (даже мытье/вытирание следует отложить на потом).

Сосательный рефлекс

Младенец поворачивает голову в поисках груди. Сосательный рефлекс снижается и исчезает примерно через 10-11 месяцев после рождения.
Глотание активируется при контакте пищи с глоткой. Этот механизм отличается от сосания тем, что ребенок не сосет при глотании, глотательный рефлекс больше не пропадет, он будет служить всю жизнь.

Защитный рефлекс

Здоровому малышу этот рефлекс помогает рефлекторно повернуть голову в сторону, оказавшись лежа на животе, чтобы не задохнуться. Данный рефлекс у новорожденного проявляется в первые часы жизни. 

Водолазный рефлекс (или нырятельный рефлекс)

Он позволяет новорожденному испытывать апноэ при погружении в воду. Это неонатальный рефлекс, когда рефлекторно перекрываются дыхательные пути ребенка. 
По мнению некоторых ученых, это «память» о внутриутробной жизни, для других реакция новорожденного сравнима с реакцией всех млекопитающих, которые, падая в воду, задерживают дыхание, даже если они не принадлежат к водным видам.

Нырятельному рефлексу суждено исчезнуть в течение первых недель жизни. Но даже когда этот рефлекс еще активен, малыш никогда не должен оставаться вне поля зрения во время купания.

Рефлекс Бабинского

Его можно заметить, когда мы касаемся внутренней стороны стопы, большой палец ноги сгибается внутрь, если вместо этого касаться внешней стороны стопы, большой палец ноги вытягивается, а пальцы ног растопыриваются.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если держать ребенка в вертикальном положении, чтобы ступни оказались на кровати, ребенок начнет делать один шаг, а затем другой, и будет казаться, что он может медленно шагать.
Помните, что это всего лишь рефлекс, а не реальные шаги, как может показаться. Позже этот рефлекс исчезает, примерно в возрасте 2–3 месяцев.

Рефлекс Моро

Новорожденный широко раскидывает ручки, как бы испугавшись, выгибает спину и гримасничает, пока не заплачет. Эти движения возникают при резких изменениях окружающей среды (например, резкий громкий звук) или положения новорожденного. Этот рефлекс будет исчезать к 6 месяцам жизни.

Хватательный рефлекс

В этом рефлексе мы можем наблюдать, что ребенок будет пытаться схватить предмет, дотрагивающийся до его ладони. Хватка будет достаточно сильной, чтобы заставить ребенка приподняться на несколько мгновений.
Этот рефлекс исчезнет примерно к 9-10 месяцам, когда ребенок сможет произвольно расслабиться; уже через 3–4 месяца рефлекс ослабнет, и, чтобы убедиться в этом, нужно будет сильнее надавливать на ладонь. 

Хватательный рефлекс также есть и на ступнях малыша, если прикоснуться к стопе, вы заметите как ребенок подвернет пальцы внутрь стопы, якобы пытаясь захватить предмет.

Рефлекс Галанта

Проведя вдоль позвоночника с одной стороны, удерживая ребенка на весу, вы увидите, как его тело изогнется в сторону раздражения, и подогнет ножку. Данный рефлекс проявляется с 5-6 дня рождения и исчезает после 6 месяцев. 
Отличный способ развить у малыша проприоцепцию (ощущение относительного положения частей тела и их движения), и чувствительность собственного тела – детский массаж.

Рефлекс Ландау

Этот рефлекс является предшественником вертикального положения тела. Проявляется он в позе лежа на животе, когда ребенок разгибает и поднимает вверх голову, удерживаясь на руках, выгибает спину дугой и поднимает ноги. Этот рефлекс возникает примерно в два-три месяца и исчезает в год жизни.
 

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как: 

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы родители могут отмечать уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3] Малыши, приобретая новый навык, стараются развивать его, пробуя повторить снова и снова.

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5] Они же могут сопровождать скачок роста и возрастной кризис.

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Ребенка в этом возрасте невозможно избаловать руками, по сути для него продолжается период донашивания. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

ВозрастСенсорные и моторные акты
1 мес.Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес.Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес.Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

ВозрастДвигательные функции
1 мес.Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес.Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес.Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

ВозрастРазвитие коммуникации со взрослым на первом году жизниГолосовые реакции
1 мес.Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общенииКрик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес.Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослымКрик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес.Активное бодрствование; комплекс оживления при общенииКрик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

 Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 901-909.
  2. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 919-920.
  3. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. I
  4. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 158-159.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. – М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Рефлексы новорожденных | Педиатрия | Медицинский центр Детройта

В Tenet Healthcare мы хотим дать вам советы по здоровому образу жизни, которые помогут вам прожить долгую жизнь без боли.

Рефлексы новорожденных, также известные как детские рефлексы или младенческие рефлексы, являются нормальными и имеют решающее значение для выживания ребенка. Это мышечные реакции ребенка, непроизвольные движения или неврологические реакции на стимуляцию или триггеры, которые могут включать звук, свет, внезапные движения, а также поглаживание или прикосновение.

Почему важны рефлексы?

Врачи и медсестры проверяют рефлексы ребенка, чтобы определить, правильно ли функционируют его мозг и нервная система. Если вы заметили у своего ребенка аномальные рефлексы, обратитесь к врачу, так как это может указывать на дисфункцию центральной нервной системы.

Какие существуют типы рефлексов у новорожденных?

Существует множество различных типов рефлексов новорожденных. Вы заметите многие из них, когда будете общаться со своим ребенком, и они могут быть очень милыми и забавными. Некоторые рефлексы возникают только в определенные периоды развития ребенка, но некоторые могут сохраняться годами, вплоть до взрослой жизни. Однако стоит отметить, что у некоторых взрослых с повреждением головного мозга или перенесших инсульт могут наблюдаться и детские рефлексы.

Семь наиболее распространенных типов рефлексов новорожденных:

  1. Рефлекс Моро

    Младенцы обычно демонстрируют полный рефлекс Моро, который включает руки, голову и ноги в первые 12 недель после рождения. Также называемый рефлексом испуга, рефлекс Моро обычно возникает, когда ребенок пугается громким звуком, внезапным движением или ярким светом. В ответ на триггер ребенок внезапно поднимает ручки и ножки, сгибает их назад к телу, а затем запрокидывает голову назад. Собственный крик вашего ребенка также может напугать его/ее и вызвать рефлекс Моро.

    У некоторых младенцев наблюдается аномальный рефлекс Моро, который затрагивает только одну сторону тела. У других детей может вообще не быть рефлекса Моро. Некоторые причины аномального или отсутствующего рефлекса Моро могут включать инфекции, мышечную слабость, родовые травмы, повреждение периферических нервов и спастический церебральный паралич.

    Когда исчезает рефлекс испуга?

    Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, обычно сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится от пяти до шести месяцев.

  2. Рефлекс укоренения

    Этот рефлекс новорожденного начинается с прикосновения или поглаживания уголка рта ребенка или когда он касается кожи или соска матери. При срабатывании вы заметите, что ребенок повернет голову и откроет рот, чтобы следовать и «корениться» в направлении поглаживания. Рефлекс укоренения помогает ребенку найти грудь или бутылочку, а также помогает подготовить его/ее к сосанию.

    Когда пропадает рефлекс копания?

    Рефлекс укоренения у младенцев обычно длится около четырех месяцев. После этого укоренение становится добровольной реакцией, а не рефлексом.

  3. Сосательный рефлекс

    Этот тип рефлекса обычно начинается, когда ребенок находится в утробе матери примерно на 32 неделе. Если вы беременны, вы можете увидеть, как ваш ребенок сосет пальцы или руки во время УЗИ. Когда ребенок рождается, сосательный рефлекс происходит в два этапа. Во-первых, при стимуляции нёба или когда вы кладете материнскую грудь или бутылочку ему в рот, ребенок кладет губы на сосок и сжимает его между языком и нёбом. Затем ребенок перемещает свой язык к соску, чтобы сосать и доить грудь.

    Недоношенным детям может потребоваться несколько недель, чтобы правильно сосать и глотать, поэтому некоторые врачи рекомендуют вводить зонд для кормления через нос в желудок, чтобы помочь им получить необходимые им питательные вещества.

    Когда пропадает сосательный рефлекс?

    Сосательный рефлекс обычно сохраняется до четырехмесячного возраста ребенка.

  4. Тонический шейный рефлекс

    Тонический шейный рефлекс, также известный как фехтовальный рефлекс, возникает, когда голова ребенка поворачивается в одну сторону. Это срабатывает, когда вы гладите или постукиваете сбоку по позвоночнику ребенка, когда он лежит на животе. Например, если голова ребенка поворачивается вправо, правая рука вытягивается, а затем левая сгибается в локте, образуя так называемую «фехтовальную» позицию.

    Когда исчезнет тонический шейный рефлекс?

    Тонический шейный рефлекс может сохраняться, пока ребенку не исполнится пять-шесть месяцев.

  5. Хватательный рефлекс

    Поглаживание или прикосновение к ладони ребенка может привести к тому, что ребенок автоматически сомкнет руки. Например, когда вы кладете палец на ладонь ребенка, он схватит его и удержится за вашу руку из-за хватательного рефлекса.

    Когда исчезнет хватательный рефлекс?

    Хватательный рефлекс может сохраняться до тех пор, пока ребенку не исполнится пять-шесть месяцев.

  6. Рефлекс Бабинского

    Рефлекс Бабинского возникает, когда вы сильно поглаживаете подошву стопы ребенка. Большой палец ноги ребенка перемещается вверх или к верхней части стопы, а другой палец раздвигается веером.

    Когда исчезает рефлекс Бабинского?

    Рефлекс Бабинского обычно сохраняется до достижения ребенком двухлетнего возраста, но у некоторых он исчезает через год.

  7. Шаговый рефлекс

    Этот милый рефлекс также называют рефлексом ходьбы или танца. Шаговый рефлекс возникает, когда вы держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались плоской поверхности. Вы заметите, что ребенок будет двигать ногами, как если бы он ходил или пытался делать шаги, хотя он еще слишком мал, чтобы ходить.

    Когда исчезает шаговый рефлекс?

    Шаговый рефлекс часто длится около двух месяцев.

Какие типы рефлексов могут сохраняться во взрослом возрасте?

И у младенцев, и у взрослых могут проявляться следующие типы рефлексов:

  1. Мигательный рефлекс

    Этот тип рефлекса возникает, когда глаза моргают из-за внезапного яркого света или при прикосновении к ним.

  2. Кашлевой рефлекс

    Кашель возникает как защитный рефлекс на тепло, кислоту и другие инородные тела в дыхательных путях.

  3. Рвотный рефлекс

    Рвотный рефлекс или рвотный рефлекс возникает при стимуляции задней части рта или горла при удушье, при прикосновении к нему и т. д.

  4. Чихательный рефлекс

    Человек чихает при раздражении носовых ходов.

  5. Рефлекс зевоты

    Когда организму требуется больше кислорода, возникает рефлекс зевоты.

Когда обращаться к педиатру в Детройте?

Обратитесь к педиатру в Детройте, если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или если у него/нее продолжают проявляться рефлексы новорожденного сверх нормы, поскольку это может быть признаком дисфункции нервной системы.

Один из наших педиатров в Детройте может провести обследование, которое поможет определить, есть ли у вашего ребенка патологические младенческие рефлексы. Если ваш ребенок родился недоношенным, не сравнивайте его или ее развитие с развитием доношенных новорожденных. Недоношенные дети, как правило, отстают в плане развития от доношенных детей.

Что такое ладонный хватательный рефлекс?

Ладонный рефлекс хватания — один из многих примитивных рефлексов младенцев — непроизвольный двигательный паттерн, с которым мы все рождаемся. Вы знаете, как младенцы в основном имеют мертвую хватку — они могут схватить вас за палец, ваши волосы, вашу одежду — это работает ладонный рефлекс!

Пальмарный рефлекс вызывается давлением на ладонь младенца, в результате чего пальцы смыкаются вокруг предмета, на который оказывалось давление, а также захвата или удерживания — смертельная хватка! Помните, это непроизвольное движение — оно происходит до того, как младенец научится контролировать свои руки. В одном исследовании 2020 года говорится, что

«ладонный рефлекс, вероятно, служит для создания основного двигательного паттерна, который закладывает основу для получения этой произвольной способности. Кроме того, это отражение создает взаимодействие и связь между младенцем и взрослым».

В младенчестве руки и рот напрямую связаны, что означает, что ладонный рефлекс также активируется, когда младенец сосет грудь/пьет из бутылочки. Вы можете увидеть эту связь, когда младенец сосет — руки рефлекторно сжимаются в координации с сосанием.

Пальмарный рефлекс появляется примерно на 11 неделе внутриутробного развития и должен оставаться активным только до 3-6-месячного возраста. Это примерно в то же время, когда младенец начинает контролировать свои руки и намеренно начинает тянуться к предметам.

Как интегрируется ладонный рефлекс?

Хотя не существует единого научного метода обеспечения полной интеграции примитивных рефлексов, есть некоторые моменты, которые необходимо учитывать при обсуждении интеграции ладонного рефлекса.

Поговорим о сенсорной интеграции. Предоставляя младенцу различные типы сенсорной стимуляции, в мозге будут развиваться новые нервные пути, что будет стимулировать новое движение и когнитивное развитие. В статье о сенсорной интеграции обсуждалось, что участие в сенсомоторной деятельности способствует адаптивному поведению посредством нейропластических изменений — проще говоря, испытывая различные типы сенсорной активности, наш мозг может меняться и, таким образом, способствовать новому поведению.

Итак, какие типы сенсорной активности вы должны предоставить своему новорожденному ребенку? Будь проще!

  • Естественные движения — это всегда отличный вариант: вместо того, чтобы носить новорожденного в переноске или коляске, используйте накидку, чтобы носить новорожденного на теле, чтобы обеспечить более естественное движение.
  • Время на животе. Мы все слышали это снова и снова — время на животе обязательно! Систематический обзор 2020 года показал, что время, проведенное на животе, положительно связано с общей моторикой и общим развитием. Но как начать лежать на животике с новорожденным? Просто положите новорожденного к себе на грудь, на животик — это отличное начало. Затем включение времени на животе в повседневную игру бодрствования начнет устанавливать режим и улучшит толерантность в долгосрочной перспективе.
  • Обеспечьте достаточную тактильную стимуляцию рук, лица и ног. Это может включать в себя нежный массаж, помощь ребенку в прикосновении к различным текстурам в окружающей его среде и выполнение грязных игровых действий (конечно, под присмотром!).
  • Разнообразие образов, звуков, запахов и тактильных ощущений. Чем разнообразнее и чаще, тем лучше!

Поскольку все новорожденные разные и каждый опыт уникален, нет единственного способа гарантировать, что ладонный рефлекс будет успешно интегрирован к 3-6 месяцам. Однако, используя описанные выше стратегии, вы можете быть более уверены в том, что ваш ребенок получает сенсорный опыт, необходимый для возможной интеграции примитивных рефлексов.

Какие факторы могут способствовать неинтегрированному ладонному рефлексу?

В статье из Международного журнала педиатрии говорится, что ладонный рефлекс может сохраняться дольше, по сравнению с «нормальными» младенцами, «у младенцев со спастической гемиплегией или квадриплегией, тогда как он очень слаб у младенцев с церебральным параличом (ДЦП) атетоидный тип».

Кроме того, исследование устойчивости примитивных рефлексов и связанных с ними проблем у детей выявило следующие потенциальные факторы неинтегрированных примитивных рефлексов:

  • Стресс во время беременности
  • Злоупотребление психоактивными веществами во время беременности
  • Кесарево сечение роды
  • Повреждение головного мозга во время родов
  • Недоношенность и низкая масса тела при рождении
  • Серьезное заболевание в течение первого года жизни
  • Недостаточная стимуляция и положение на животе
  • Отсутствие свободного времени передвижения по полу
  • Стрессовая среда
  • Недостаточное питание / недостаточная прибавка в весе

Кроме того, если ребенок успешно интегрировал свои примитивные рефлексы, внезапный или хронический приступ травмы, стресса или травмы может повторно активировать эти рефлексы.

Хотя нет гарантии интеграции рефлекса, существуют факторы, которые следует учитывать, если у вашего ребенка неинтегрированный ладонный рефлекс.

Как выглядит неинтегрированный ладонный рефлекс

Симптомы, связанные с неинтегрированным ладонным рефлексом у детей старшего возраста:

  • Проблемы с мелкой моторикой, включая захват мелких предметов, письмо от руки, самостоятельное кормление и манипулирование застежками одежды
  • Возможные проблемы с речью и артикуляцией
  • Попадание в рот во время мелкой моторики (высовывание языка и т. д.)
  • Тактильная гиперчувствительность — особенно к рукам
  • Проблемы с направленностью (влево или вправо)
  • Дисграфия

Один из способов оценки сохраненного ладонного хватательного рефлекса

Что делать, если у моего ребенка неинтегрированный ладонный рефлекс?

Если у вашего ребенка проявляются какие-либо из вышеперечисленных симптомов/проблем, первым шагом будет разговор с вашим педиатром. Обсудите свои опасения — если ваш педиатр знаком с интеграцией примитивных рефлексов, возможно, у него уже есть готовый план действий. Если ваш педиатр не знаком с интеграцией примитивных рефлексов, не стесняйтесь поделиться тем, что вы узнали! Если вы когда-нибудь почувствуете дискомфорт или что ваши опасения отодвинуты в сторону, не бойтесь искать нового педиатра.

Многие эрготерапевты (ОТ) обучены методам интеграции примитивных рефлексов. Ищите один! Поговорите с друзьями и членами семьи, чтобы узнать, знают ли они кого-то конкретного. Используйте группы Facebook и Instagram, чтобы найти кого-то, кто проходит обучение. Физиотерапевты (PT), краниосакральные терапевты и хиропрактики также могут иметь знания об интеграции примитивных рефлексов. Поиск подходящего специалиста может занять некоторое время, поэтому не сдавайтесь!

Между тем, есть несколько различных упражнений и игр, которые вы можете включить в распорядок дня вашего ребенка и которые могут способствовать интеграции ладонного рефлекса.

Для младенцев сокращение времени бодрствования в контейнерах является лучшим способом интегрировать ладонный рефлекс. В частности, проводите время каждый день на животе, чтобы обеспечить тактильную стимуляцию рук, лица и ног! Попробуйте положить ребенка на разные поверхности, пока он лежит на животике: одеяла с разной текстурой, траву и т. д.

Если ваш ребенок младше 3 лет, сосредоточьтесь на развитии мелкой моторики: объекты большого размера — небольшие объекты, которые помогают развить клешневой захват, а также более крупные объекты, чтобы обеспечить возможность успешного захвата.

  • Выполните множество игровых заданий с контейнерами — поместите игрушки в контейнер. Попробуйте контейнеры для сортировки по форме, банки для монет и т. д.
  • Ползание, требующее, чтобы вся рука была на земле, пальцы растопырены. Регулярное ползание, медвежьи прогулки и т. д.
  • Лазание, требующее использования всей руки, например скалолазание, удерживание перекладин и т. д.
  • Сенсорные корзины с различными тактильными средами, такими как бобы/рис, крем для бритья, пластилин и т. д.
  • Если ваш ребенок подрос, вы можете сосредоточиться на тех же занятиях, что и выше, просто сделайте их более сложными! А также попробуйте следующие действия:

    • Последовательное прикосновение пальцами — коснитесь кончиком большого пальца кончика каждого пальца, слегка постукивая и образуя букву «О». В комплекте обеими руками!
    • Попробуйте поиграть с китайскими шарами Баодин.
    • Мять и разминать лист бумаги одной рукой за раз.
    • Задания мультисенсорной обработки с одновременным использованием рук и рта (ползание при выдувании ватного тампона по дорожке/к цели)

    Если ваш ребенок борется с некоторыми признаками/симптомами, связанными с неинтегрированным ладонным рефлексом, попробуйте некоторые из следующих стратегий:

    • Проблемы с речью и артикуляцией:
      • Найдите квалифицированного логопеда.
      • Тренируйтесь замедляться во время разговора, чтобы точнее формировать звуки и позволять ребенку наблюдать за вашими движениями и подражать им.
      • Играйте в звуковые игры — издавайте разные звуки ртом и имитируйте их друг другу.
    • Попадание в рот во время выполнения мелкой моторики:
      • Жуйте жвачку или сосите леденцы во время выполнения упражнений на мелкую моторику, чтобы диссоциировать движения.
    • Тактильная гиперчувствительность:
      • Выполняйте грязные игры как можно чаще. Используйте различные сухие и влажные тактильные среды, такие как рис или крем для бритья, даже попробуйте продукты в виде пюре.
        • Не форсируйте. Будьте примером для своего ребенка, и он будет подражать вам, если вы будете делать это последовательно и показывать, как это может быть весело.
        • Используйте предпочитаемые игрушки с тактильным грязным носителем — испачкайте игрушки, а затем купайте их!
    • Проблемы с направленностью (знание левого и правого направления после 8 лет):
      • Практика! Используйте действия из реальной жизни, чтобы указывать в определенном направлении, во время прогулок на свежем воздухе и т. д.
      • Когда ваш ребенок использует доминирующую руку во время письма или приема пищи, определите ее! Посмотрите, смогут ли они определить вашу доминирующую руку.
      • Играйте в игры «Саймон говорит», чтобы касаться различных частей тела и использовать инструкции влево/вправо. Например, «дотронься до левого уха правой рукой».
      • Нам нравится эта игра под названием «Поверни направо, поверни налево»!
    • Дисграфия:
      • Предоставьте наглядную модель того, что ребенок должен написать. Это может помочь уменьшить переворачивание букв.
      • Используйте маркер, чтобы сориентироваться, с чего начать писать, и определить размер букв.
      • Используйте мультисенсорный подход при письме. Попробуйте использовать указательный палец ведущей руки, чтобы писать буквы на песке, креме для бритья и т. д.

    Последнее замечание

    Продолжая свой путь через интеграцию примитивных рефлексов, помните, что ваш ребенок уникален и с ним все в порядке! Даже если у них неинтегрированный ладонный рефлекс и кажется, что они борются больше, чем другие дети, ваша задача состоит в том, чтобы просто помочь им на этом пути и оказать максимальную поддержку.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *