Какой национальности имя моисей: Тайное имя Моисея
Моисей — биография, личная жизнь пророка
Моисей, Моше, Муса… Три великие религии считают его своим пророком, а одну из них — иудаизм — он основал. Однако до сих пор ученые спорят, существовал ли этот человек на самом деле, когда он жил и что именно совершил.
Деяниям Моисея посвящены четыре из пяти книг библейского Пятикнижия (Торы). Первая из них -Шмот, или «Имена», — в христианской традиции названа «Исход» в напоминание о главном событии, связанном с именем пророка. Уход евреев из Египта, их долгое странствие по пустыне и обретение «обетованной», обещанной Богом земли в Палестине без Моисея были бы невозможны. Однако сам он на эту землю так и не ступил — умер на ее границе, исполняя собственное пророчество: новой родины не увидит ни один человек, родившийся в рабстве.
Рабами евреи были в Египте, куда пришли когда-то в поисках лучшей жизни. Ставший советником фараона мудрец Иосиф привел на берега Нила своего отца Иакова (он же Израиль) и всех родных, которые быстро обжились там, умножились и разбогатели. Это не понравилось следующему фараону, который собрал всех евреев в пограничной области Гошен, заставив их строить крепости и склады продовольствия для будущих войн. Жизнь евреев «сделалась горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами», но они выживали, рожали детей…
Тогда злодей-фараон приказал убивать всех сыновей племени Израиля. Одним из этих обреченных был новорожденный сын Амрама и Иохаведы, которого любящие родители решили спасти. По легенде, они положили его в плетеную корзинку и пустили в Нил, но кишащая крокодилами река мало подходила для спасения ребенка. Как и для купания дочки фараона, которая будто бы случайно нашла младенца, пожалела его и взяла на воспитание. Похоже, родные малыша специально подбросили его царевне, выведав предварительно, что она бездетна и мечтает о сыне.
Будто случайно оказавшаяся рядом Иоха-веда тут же напросилась в кормилицы мальчика, чтобы не расставаться с ним. Царевна (в Агаде, сборнике преданий на библейские темы, ее зовут Батья) дала найденышу имя Моше, по-еврейски «спасенный из воды». Но дочь фараона никак не могла знать язык варваров-азиатов. Скорее уж она назвала его Мосе, «сын». Это слово входило в имена самых знатных египтян; например, Тутмос означает сын Тота, Рамсес — Ра.
Быть может, Моисей тоже носил такое имя, а это означает, что он мог быть законным сыном вельможи или даже самого фараона. Например Эхна-тона, который учредил культ единого бога Атона — это могло найти отражение в единобожии евреев. Зигмунд Фрейд в книге «Этот человек Моисей» предположил, что еврейский пророк был соратником Эхнатона, жрецом по имени Осарсиф. После смерти царя он со своими сторонниками ненадолго захватил власть в Египте, но потом был изгнан в пустыню и там основал новую религию.
Похоже, Моисей и правда владел мудростью египетских жрецов, которую его наивные соплеменники считали колдовством, и вполне мог быть знатным царедворцем, бежавшим из страны после очередной смены власти. Но не во времена Эхнатона: тогда, в середине XIV века до нашей эры, египтяне владели Палестиной и не пустили бы туда беглецов-евреев.
Иудейская традиция относит Исход к середине XVI века до н. э., когда из Египта выгнали владевших им прежде азиатов-гиксосов, часть которых могла завладеть Землей обетованной. Но тогда, как утверждают археологи, в Палестине, носившей еще имя Ханаан, ничего заметного не происходило. Иное дело — середина XIII века до н.э., когда местные города-государства один за другим пали под ударами пришельцев с юга.
Обожженные развалины и кости говорят о жестокости захватчиков, которыми могли быть только потомки Израиля. В то время Египет резко ослабел после смерти великого Рамсеса II, угнетавшего покоренные племена (и заставлявшего их строить крепости возле границ). Теперь одни из этих племен подняли восстания, а другие, подобно евреям, спешили покинуть страну, чем и воспользовался Моисей.
С самого детства он был смутьяном, не желавшим следовать правилам. По легенде, сидя как-то на коленях фараона, он сорвал с него корону и надел на себя. За такое святотатство жрецы потребовали его казни, но приемная мать Батья заявила, что на него нашло безумие. В доказательство она велела дать ему на выбор игрушку и раскаленный уголь, и мальчик схватил уголь, а потом еще и сунул его в рот. Обжегшись, он так и остался косноязычным: его невнятные, истинно пророческие слова понимали только брат Аарон и сестра Мариам, которые растолковывали их другим.
Моисей рос в кругу знатных египтян и лишь изредка навещал родных — отверженных рабов. Однажды на стройке он увидел, как здоровяк-надсмотрщик избивает изможденного еврея, и в гневе убил обидчика, а тело закопал в песок. Кто-то увидел это и донес властям; убийце пришлось бежать на Синай, к племени мадианитян. Там он встретил девушек, которых не подпускала к колодцу толпа пастухов. Моисей снова вступился за слабых, и одна из девушек, Сепфора, или Ципора («птица»), влюбилась в него. Вскоре она стала его женой и родила сыновей Гершома и Елеазара, которые впоследствии ничем себя не проявили. Сепфора тоже куда-то исчезла, и позже Моисей женился на эфиопке, снова нарушив принятые правила.
В Библии сказано, что у мадианитян он прожил целых 40 лет — «а всего его жизни было 120 лет». Как и все, бывший вельможа пас скот и однажды забрел с овцами к горе Хорив (Синай), где увидел необычное видение. Из горящего, но не сгорающего куста -«неопалимой купины» — с ним заговорил сам Бог, впервые назвавший человеку свое истинное имя. «Я есть Сущий», — сказал он, что по-еврейски звучит как Яхве (позже это имя запретили произносить, заменяя эпитетами — Саваоф, Адонай, Элохим и так далее). После этого он потребовал, чтобы Моисей отправился к фараону и добился, чтобы тот отпустил евреев из «дома рабства».
Пророк трижды отказывался, говоря, что лишен дара слова («человек я не речистый»), что ни народ, ни фараон его не послушают, но Всевышний настаивал. Для убедительности он дал Моисею силу творить чудеса, а в помощники и переводчики ему назначил брата Аарона. Вдвоем они покинули мадианитян (похоже, отношения пророка с новыми родичами так и не сложились) и отправились в Египет. Каким-то образом дойдя до царя, Моисей озвучил требование, известное большинству в трактовке Луи Армстронга: «Let my people go!» — «Отпусти мой народ!»
Когда фараон отказался, пророк пригрозил наслать на его подданных десять «казней египетских». Поочередно донимаемый нашествиями жаб, мошек, «песьих мух», мором скота, огненным градом, нашествием саранчи, царь вначале упорствовал, потом обещал отпустить евреев, но каждый раз из вредности брал обещание назад. В конце концов страну покрыла тьма, такая густая, что ее можно было потрогать руками, — «у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».
Устрашенный фараон согласился освободить евреев, но велел им оставить в Египте все имущество и скот. Тогда Моисей объявил последнюю, самую страшную казнь: «Умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона до первенца рабыни». Евреям он велел помазать дверные косяки кровью жертвенного ягненка, и ангел смерти прошел мимо их домов. С тех пор отмечается праздник Пасхи, или Песах, что означает «прохождение», освобождение от страха и угнетения.
После этого фараон все-таки отпустил евреев со всем имуществом — а заодно с заимствованным ими у египтян по совету Моисея золотом и серебром. В спешке беглецы не успели заквасить хлеб и испекли пресные лепешки, или мацу, — с тех пор непременную деталь еврейской Пасхи. Как утверждается, в путь вышли 600 тысяч одних только взрослых мужчин, но на деле беглецов было раз в сто меньше. Пока они двигались на восток, фараон пожалел об утрате такого множества рабов и направился за ними со всей своей армией, включая 600 колесниц.
Увидев издалека поднятую ими пыль, евреи подняли ропот: «Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне!» Но Моисей остался спокоен: после его молитвы волны моря разошлись и пропустили евреев на другой берег, а кинувшихся в погоню египтян потопили всех до одного вместе с фараоном. Прежде считалось, что злополучным царем был сын Рамсеса II Мернептах, чье захоронение долго не могли найти. Потом И оно отыскалось, но, быть может, фараон вовсе не погиб в волнах. Кстати, Библия не утверждает, что чудо случилось на Красном море: возможно, дело было на одном из болот Суэцкого перешейка, которое евреи перешли по тайной тропинке, а тяжелая египетская конница застряла.
Как бы то ни было, Моисей и его народ оказались на воле — в безжалостной пустыне, грозившеи им смертью от голода и жажды. Вода в немногочисленных источниках была горькой, но пророк велел бросить в нее кору какого-то дерева — снова жреческая мудрость? — и она сделалась пригодной для питья. Но еды не было, и евреи снова начали роптать о временах рабства, «когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта». Моисей снова помолился, и наутро пустыня оказалась покрыта белыми шариками «манны небесной», из которой можно было печь хлеб.
Один ученый немец предположил, что речь идет о сладких каплях сока, застывающих на ветках пустынного тамариска, но вряд ли такой малости хватило бы для пропитания — а ведь евреи питались манной все сорок лет пути. Но еще удивительнее, что они потратили эти сорок лет на путь, занимающий от силы несколько месяцев. Правда, они шли в Палестину не напрямую, поскольку на побережье обосновался воинственный народ филистимлян, а через весь Синай, потом за Иордан и уже оттуда, с востока, к Земле обетованной, но и это не объясняет продолжительности странствия.
Или библейские цифры сильно преувеличены, или Моисей сознательно стремился сплотить свой народ в скитаниях и убрать со сцены поколение, которому плошка с мясом была дороже свободы. Скоро оказалось, что пустыня не так уж безлюдна — на евреев напали разбойни-ки-амаликитяне. Во время битвы Моисей молился Богу о победе; когда он терял силы, враги начинали побеждать, и родным пришлось держать старика. В итоге израильтяне победили, и Моисей приказал «изгладить память амаликитян из поднебесной».
Так и повелось: в каждом встречном поселении евреи предавали мечу всех мужчин старше десяти лет, а женщин брали в наложницы (потом, когда Господь запретил это, убивали и их). На третий месяц после ухода из Египта они подошли к горе Синай, где Моисей снова увидел Бога -на сей раз в облаке дыма. Господь приказал евреям стать лагерем у горы, но не подниматься туда под страхом смерти. Пророк один взошел на вершину и оставался там сорок дней, получив за это время подробные инструкции о том, как сделать Израиль «царством священников и народом святых». Суть сказанного, десять библейских заповедей, Всевышний записал своей рукой на двух каменных плитах-скрижалях, изобретя заодно алфавит.
Взяв с собой скрижали, Моисей спустился вниз. Оказалось, что в его отсутствие «народ святых» тут же впал в ересь. Решив, что пророк сгинул бесследно, евреи заставили Аарона отлить для них золотого тельца и стали поклоняться ему как богу — а ведь вторая заповедь гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения». В гневе Моисей разбил и тельца, и принесенные скрижали, а потом велел тем, кто остался ему верен, без разбора убивать своих друзей и родных.
Истребив три тысячи человек, он успокоился и снова отправился на гору просить прощения у Господа. Еще через сорок дней он вернулся, причем от лица его исходили лучи благодати — чтобы не ослепить встречных, ему пришлось накрыть голову покрывалом. Средневековые толкователи Библии перевели слово «карнаим» (лучи) как «рога», поэтому знаменитая статуя Микеланджело изображает пророка рогатым.
Моисей принес с собой новые скрижали взамен разбитых и поместил их на хранение в ковчег Завета — деревянный ящик, украшенный золотыми статуями херувимов. Ковчег, в свою очередь, поставили в скинию, большой шатер, который день и ночь охраняли члены нового сословия священников (когенов). Они же должны были толковать Божьи заповеди, чтобы непонятливые израильтяне не извратили их. Моисей взял у старейшин всех 12 колен, или родов, их жезлы, сложил вместе и объявил, что главой священников будет тот, чей жезл наутро покроется цветами.
Неудивительно, что расцвел жезл его брата Аарона из колена Леви, однако когена-ми стали только сам Аарон и его потомки. Их недовольные родичи во главе с Кореем подняли бунт, обвинив Моисея в обмане: «Ты не привел нас в землю, в которой течет молоко и мед, и еще хочешь властвовать над нами!» Оскорбленный пророк взмолился о наказании святотатцев, и они провалились под землю вместе с семьями и всем имуществом. В итоге левиты смирились с ролью помощников когенов в служении Богу.
Этот случай не укрепил популярность Моисея — его почитали и боялись, но не любили. Слишком уж он был непреклонным, суровым (в отличие от доброго Аарона), слишком многого требовал от своего народа. Да и он устал от упрямства и неблагодарности евреев, в сердцах называя их «народом жестоковыйным». Правда, когда Бог — кажется, тоже потерявший терпение — угрожал истребить «избранный народ», пророк раз за разом вымаливал для него прощение. В очередной раз это случилось уже на подходе к Ханаану, когда евреи снова начали роптать и проситься обратно в Египет.
Всевышний напустил на них ядовитых змей, но велел Моисею воздвигнуть на столбе медного змия, чтобы каждый, кто посмотрит на него с верою, исцелился бы от яда. За грехи народа был наказан сам пророк: это случилось, когда он в очередной раз добывал воду из скалы и не просто приказал ей литься, как велел Бог, а ударил в скалу жезлом. За эту небольшую провинность он был наказан запрещением ступить на Землю обетованную: «Я дам тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».
Подойдя к Иордану, евреи отправили в Ханаан разведчиков, которые сообщили неутешительные вести: страна богата, но хорошо укреплена, и ее воинственные жители вовсе не собираются покоряться чужеземцам.
Тогда Моисей, которому уже исполнилось 120 лет, написал последнюю книгу Торы, Второзаконие, или Дварим, где дал народу новые законы для будущей оседлой жизни. После этого он поднялся на гору Нево в стране Моав, нынешней Иордании, откуда была хорошо видна цветущая долина Иордана. Оглядев просторы страны, которую предстояло завоевать его воспитаннику Иисусу Навину, пророк опустился на землю и скончался. Евреи оплакивали его тридцать дней, но могилу почему-то не сохранили: «Никто не знает места погребения его даже до сего дня».
Похоже, после смерти Моисей-Моше оказался таким же неудобным для кого-то, каким был при жизни.
Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка, заповеди 2023
Биография
Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.
Пророк Моисей
Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.
В иудаизме
Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.
Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.
За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.
Нахождение Моисея
Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.
Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.
Пастух Моисей
Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.
Моисей перед пылающим кустом
На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.
Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.
Десять казней египетских: Наказание кровью
Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.
И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.
И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.
Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.
Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный град
И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.
Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.
А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.
Десять казней египетских: Казнь первенцев
За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.
Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.
По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.
Моисей раздвигает море
После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.
В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.
Моисей с заповедями
Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.
В христианстве
История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».
Православная икона Моисея
В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.
Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.
В исламе
В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.
Реальные факты
Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.
Моисей, разбивающий скрижали Завета
К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.
За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.
Смерть
Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.
Смерть Моисея
Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.
До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.
Память
- 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
- 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
- 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
- 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
- 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
- 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
- 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
- 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
- 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
- 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
- 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
- 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
- 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
- 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
- 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт
Моисей: значение имени и происхождение
Перейти к основному содержанию
Перейти к навигации по заголовку
Значения
Библейские имена Значение:
В библейских именах значение имени Моисей: «Вынутый, извлеченный».
Египетские детские имена Значение:
В египетских детских именах значение имени Моисей: Сын. В Библии Моисей вывел израильтян из Египта на поиски земли обетованной. В другой библейской истории, когда Моисей сошел с горы, он принес с собой Десять заповедей, данные ему Богом для человечества.
Еврейские детские имена Значение:
В еврейских детских именах значение имени Моисей: Спасенный из воды.
Американские имена для младенцев Значение:
В Американских именах для младенцев значение имени Моисей: «Вынуть, вытащить».
Похожие истории
Детские имена
60+ самых красивых имен для радужных детей
Детские имена
Если вы чувствуете, что самые популярные детские имена используются слишком часто, попробуйте эти альтернативы
Детские имена
Красивые ангельские детские имена со значением «чудо»
Детские имена
Лучшие имена для детей, вдохновленные поп-культурой, из книг, сериалов, фильмов и т.
д.
Детские имена
Дженни Слейт чуть не назвала свою дочь Баграт, что красивее, чем вы думаете
Поиск по определенной категории
Choose a GenderBaby Boy NamesBaby Girl NamesChoose a LetterABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZChoose an OriginAfrican Baby NamesAfrican-American Baby NamesAmerican Baby NamesAnglo-Saxon Baby NamesArabic Baby NamesAramaic Baby NamesArmenian Baby NamesArthurian Legend Baby NamesAsian Baby NamesAssyrianAustralian Baby NamesBasque Baby NamesBavarian Baby NamesBiblical NamesCambodian Baby NamesCeltic Baby NamesChinese Baby NamesContemporaryCornishCzech Baby NamesCzechoslovakian Baby ИменаДатские детские именаГолландские детские имена | Значения и происхождение детских имен детских имен детские имена детские имена детские имена детские имена детские детские имена детских имен детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имена детские имен Детские именаПолинезийские детские именаПортугальские детские именаРумынскийРумынскийРусские детские именаСанскритские детские именаСкандинавские детские именаШотландские детские именаШекспировские детские именаСингальскийСлавянские детские именаИспанские детские именаШведские детские именаШвейцарскиесирийскиеТевтонские детские именаТайскиеТурецкие детские именаУкраинские детские именаНеизвестноВьетнамские детские именаВаллийские детские именаИдишские детские имена
Или поиск по имени ребенка
Искать:
дополнительная программа чтения с экрана
Было ли имя Моисея египтянином? — Библейская Одиссея
Джона Хаддлестана
Имена в Библии имеют большое значение и часто сопровождаются объяснением их этимологии или происхождения. История имени Моисея является образцовой.
«Когда ребенок вырос, она [мать Моисея] привела его к дочери фараона, и она взяла его как своего сына. Она [дочь фараона] назвала его Моисеем [Евр. Моше ], «потому что, — сказала она, — я вытащила его [евр. мешитиху ] из воды» (Исход 12:10).
Египетская принцесса дает ребенку имя, отражающее его открытие. Этимологическая связь основывается на игре слов между именем Моше и редко встречающимся еврейским глаголом mashah (черпать [из воды]), который в других местах библейского текста встречается только дважды (Пс. 18:16 [Евр. Пс. 18:17//2Sam 22:17]; некоторые переводы читаются на иврите mosheh как глагол в Ис. 63:11, «вытягивающий свой народ [из воды]»). Но, как уже давно заметили библеисты и ранние комментаторы, эта конкретная этимология проблематична, потому что на иврите моше имеет активное значение («тот, кто вытягивает» или «выдвижной [из воды]»). Более точная этимология даст еврейскую пассивную форму mashuy , относящуюся к младенцу Моисею, вытащенному из воды. Но библейские этимологии, как правило, не являются научными или лингвистически строгими, поэтому некоторые ученые продолжают утверждать, что нет причин сомневаться в еврейском происхождении имени.
Тогда возникает вопрос: почему египетская принцесса выбрала еврейское имя? Знала ли эта дочь фараона иврит? Консультировалась ли она с кем-то, кто знал иврит, или, как утверждали некоторые более поздние еврейские толкователи, выучила его сама? Если имя не еврейское, то какое? От куда это?
Здесь на сцену выходит Египет. Откройте страницы почти любого недавнего библейского словаря, комментария к Исходу или библейского справочника, и вы, вероятно, найдете имя Моисей, связанное с египетским глаголом 9.0061 ms/msi («родить») или родственное существительное ms («ребенок», «сын»), различные формы которого встречаются в египетских королевских и нецарских именах. Глагол ms включен в царские имена при рождении фараонов Нового Царства Яхмоса («бог луны рождается») и Тутмоса («Тот рождается») в виде суффикса – mose . В греческих формах имен глагол ms становится – mosis : Амосис и Тутмос. Имя Рамсес следует той же схеме: Re-mes-su 9.0062 («Ра – тот, кто его родил»). Глагол также встречается в нецарских личных именах, таких как Птахмос («Птах рождается») и Рамос («Ро рождается»). Все вышеперечисленные имена содержат то, что ученые называют божественным или теофорическим элементом, но еврейское имя Моисей стоит особняком в библейском тексте; к нему не привязано имя бога. Ученые спорят о том, могло ли оно когда-то включать в себя имя бога, которое позже было опущено.
Чтобы поддержать мнение о том, что имя Моисея всегда было самостоятельным, но при этом сохраняло свои египетские корни, ученые привели примеры личного имени Моисей/Мес в Древнем Египте. Это имя можно найти в письмах и юридических документах Нового Царства, а также в одном громком деле о наследовании земли, возбужденном истцом по имени Моисей. Среди гробниц Мемфиса можно найти часовню Моисея ( меси ). Вполне вероятно также, что египетское имя Меси было сокращенной ссылкой на узурпатора престола конца 19-й династии Аменмессе («Амон — тот, кто его породил»), чье бурное правление длилось всего несколько коротких лет. Хотя в отношении событий, связанных с этим фараоном, существует много неопределенностей, египтолог Рольф Краусс утверждал, что библейский писатель намеренно смоделировал биографию Моисея на основе жизни Аменмессе.
Если имя египетское, что признают не все ученые, то это противоречит еврейской этимологии. Знал ли библейский автор/редактор о его египетском происхождении? Некоторые утверждают, что более поздний редактор, полностью осведомленный о происхождении имени, добавил еврейскую этимологию, чтобы подтвердить еврейскую принадлежность Моисея. Другие утверждают обратное: более поздний редактор понятия не имел, что делать с (египетским) именем, и поэтому добавил объяснение на иврите.
Несмотря на популярность египетского происхождения имени, можно понять смысл еврейского, не прибегая к египетскому.