Разное

Какие дети относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья: Дети с ОВЗ — что это такое

Содержание

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования?

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Относятся ли ч. 3 ст. 55 и с.3 ст. 79 Закона об образовании к детям – инвалидам или только к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082.

Обучающийся может иметь особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении, однако не иметь статуса «инвалид» и даже не иметь достаточных медицинских оснований для получения данного статуса. Однако в образовательных целях обучающемуся могут требоваться особая психолого-медико-педагогическая помощь и особая организация обучения и воспитания, необходимость которых устанавливается в результате проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Такое обследование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же готовит соответствующие рекомендации для образовательной организации.

Для обучающихся с инвалидностью, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся определяются, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).

Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Часть 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Толкование этих статей позволяет заключить следующее:

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию»
в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых
и индивидуальных коррекционных занятий».

Данные о количестве обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ. ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» созданы условия организации обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

  • школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, педагог-логопед, медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс дистанционного обучения 6 чел. прошли курсы повышения квалификации по подготовке педагогов-тьюторов; 2 чел. прошли курсы повышение квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

Все обучающиеся данной категории обеспечены учебниками, учебными пособиями. На занятиях используются специальные дидактические материалы.
Большое внимание в школе уделяется сохранению и укреплению здоровья. Работает медицинский кабинет, социально-психологическая служба, созданы условия для занятий адаптивной физической культурой. На уроках и во время перемен проводятся динамические паузы и физкультминутки.

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

Используются дидактические материалы

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Не используются

Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное использование

Обучающихся данной категории нет

Предоставление услуг ассистента

Да (при необходимости)

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь.  

  • Занятия логопеда
  • Коррекционные занятия педагога-психолога
  • Занятия внеурочной деятельности

Обеспечение доступа в здание

Доступ ограничен

Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Оказывается по мере необходимости

ФГОС для детей с ОВЗ

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

Специальное образование/Типы инвалидности

Информация о 13 видах инвалидности в соответствии с IDEA 2004 следующая: 

Нарушение слуха (ИИ)

Означает настолько серьезное нарушение слуха, что ребенок не может обрабатывать лингвистическую информацию посредством слуха, с усилением или без него, что отрицательно влияет на успеваемость ребенка.

Аутизм (AU)

Означает нарушение развития, значительно влияющее на вербальную и невербальную коммуникацию и социальное взаимодействие, обычно проявляющееся в возрасте до трех лет, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Другими характеристиками, часто связанными с аутизмом, являются участие в повторяющихся действиях и стереотипных движениях, сопротивление изменениям окружающей среды или изменениям в распорядке дня, а также необычные реакции на сенсорные переживания.

Слепоглухота (DB)

Сопутствующие нарушения слуха и зрения, сочетание которых вызывает такие серьезные потребности в общении и развитии и обучении, что они не могут быть учтены в специальных образовательных программах исключительно для детей с глухотой или слепых детей

Эмоциональное расстройство (ЭД)

Означает состояние, проявляющее одну или несколько из следующих характеристик в течение длительного периода времени и в заметной степени, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка:

  • Неспособность к обучению, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами или факторами здоровья;
  • Неспособность строить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и учителями;
  • Неуместные типы поведения или чувств при нормальных обстоятельствах;
  • Общее всепроникающее настроение несчастья или депрессии; и
  • Склонность к развитию физических симптомов или страхов, связанных с личными или школьными проблемами.

Эмоциональное расстройство включает шизофрению. Этот термин не применяется к детям, которые плохо приспособлены, если не установлено, что у них есть эмоциональные расстройства, как это определено в этом разделе.

Неспособность к обучению (LD)

Означает расстройство одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием речи, устной или письменной, которое может проявляться в несовершенной способности слушать, думать, говорить, читать, писать, писать по буквам или выполнять математические действия. расчеты. В эту категорию не входят проблемы с обучением, которые в первую очередь являются результатом нарушения зрения, слуха или моторики, умственной отсталости или эмоционального расстройства, а также экологических, культурных или экономических неблагоприятных условий.

Интеллектуальная инвалидность (ID)

Означает значительно ниже среднего общее интеллектуальное функционирование, существующее на фоне дефицита адаптивного поведения и проявляющееся в период развития, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

Множественные нарушения (MI)

Означает сопутствующие нарушения, сочетание которых вызывает такие серьезные потребности в обучении, что они не могут быть учтены в программах специального образования только для одного из нарушений. К множественным нарушениям не относится слепоглухота.

Чтобы соответствовать определению множественного поражения,

    1. ожидается, что инвалидность учащегося сохранится на неопределенный срок; и
    2. инвалидность серьезно снижает производительность в двух или более из следующих областей:
      • психомоторные навыки;
      • навыка самообслуживания;
      • связь

      • ;
      • социально-эмоциональное развитие; или
      • познание.

Ортопедические нарушения (НО)

Означает тяжелое ортопедическое нарушение, отрицательно влияющее на успеваемость ребенка. Термин включает нарушения, вызванные врожденной аномалией, нарушения, вызванные заболеванием, и нарушения, вызванные другими причинами

Другие нарушения здоровья (OHI)

Средства, обладающие ограниченной силой, жизнеспособностью или настороженностью, в том числе повышенная настороженность к раздражителям окружающей среды, что приводит к ограниченной настороженности в отношении учебной среды, обусловленной хроническими или острыми проблемами со здоровьем, и отрицательно влияет на успеваемость ребенка.

Нарушение речи (SI)

Означает коммуникативное расстройство, такое как заикание, нарушение артикуляции, нарушение речи или нарушение голоса, которое отрицательно влияет на успеваемость ребенка.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ)

Означает повреждение головного мозга, вызванное внешней физической силой, приводящее к полной или частичной функциональной инвалидности или психосоциальному нарушению, или к тому и другому, которое неблагоприятно сказывается на успеваемости ребенка. Черепно-мозговая травма не относится к врожденным или дегенеративным повреждениям головного мозга, а также к травмам головного мозга в результате родовой травмы.

Нарушение зрения (VI)

Означает нарушение зрения, которое даже при коррекции отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Этот термин включает как частичное зрение, так и слепоту.

Некатегоризированное раннее детство (NCEC)

Означает, что учащийся в возрасте от трех до пяти лет, который оценивается как имеющий умственную отсталость, эмоциональное расстройство, особую неспособность к обучению или аутизм, может быть охарактеризован как некатегоризированное раннее детство. Учащийся должен соответствовать всем критериям приемлемости для соответствующего состояния инвалидности, MR, ED, LD или AU, чтобы рассмотреть возможность использования NCEC.

Категории инвалидов IDEA | Понятно

В соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) государственные школы должны обеспечивать учащихся, отвечающих требованиям. Но не каждый ребенок, который борется в школе, соответствует требованиям. Чтобы быть застрахованным, на успеваемость ребенка в школе должна «отрицательно повлиять» инвалидность в одной из 13 категорий, указанных ниже.

1. Особая неспособность к обучению (SLD)

Категория «специфическая неспособность к обучению» (SLD) охватывает определенную группу проблем с обучением. Эти состояния влияют на способность ребенка читать, писать, слушать, говорить, рассуждать или считать. Вот несколько примеров того, что может попасть в эту категорию:

  • Дислексия
  • Дискалькулия
  • Нарушение письменной речи (вы также можете слышать, что это называется дисграфией)

SLD является наиболее распространенной категорией IDEA. В 2018–19 учебном году около 33 процентов учащихся, получивших квалификацию, поступили в эту категорию.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Проблемы в школе

  • Поддержка школы

2. Другие нарушения здоровья

Категория «другие нарушения здоровья» охватывает состояния, ограничивающие силу, энергию или внимательность ребенка. Одним из примеров является СДВГ, который влияет на внимание и .

3. Расстройство аутистического спектра (РАС)

РАС — нарушение развития. Он включает в себя широкий спектр симптомов, но в основном влияет на социальные и коммуникативные навыки ребенка. Это также может повлиять на поведение.

4. Эмоциональное расстройство

Различные проблемы психического здоровья могут подпадать под категорию «эмоциональное расстройство». Они могут включать тревожное расстройство, шизофрению, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и депрессию. (Некоторые из них также могут быть включены в категорию «другие нарушения здоровья».)

5. Нарушение речи или языка

Эта категория охватывает трудности с речью или языком. Типичный пример — заикание. Другими примерами являются проблемы с произношением слов или произнесением звуков голосом. Он также охватывает языковые проблемы, из-за которых детям трудно понимать слова или выражать свои мысли.

6. Нарушение зрения, в том числе слепота

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, считается слабовидящим. В эту категорию входят как частичное зрение, так и слепота. Если очки могут исправить проблему со зрением, то они не подходят.

7. Глухота

В эту категорию попадают дети с диагнозом глухота. Это дети, которые не слышат большинство или все звуки даже со слуховым аппаратом.

8. Нарушение слуха

Термин «нарушение слуха» относится к потере слуха, не подпадающей под определение глухоты. Этот тип потерь может меняться со временем. Быть слабослышащим — это не то же самое, что иметь проблемы со слуховой или языковой обработкой.

9. Слепоглухота

У детей с диагнозом слепоглухота наблюдается выраженная потеря слуха и зрения. Их коммуникативные и другие потребности настолько уникальны, что программы только для глухих или слепых не могут их удовлетворить.

10. Ортопедические нарушения

Ортопедические нарушения — это когда у детей отсутствуют функции или способности тела. Пример — детский церебральный паралич.

11. Интеллектуальная инвалидность

Дети с этим типом инвалидности имеют умственные способности ниже среднего. У них также могут быть плохие навыки общения, ухода за собой и социальные навыки. Синдром Дауна является одним из примеров состояния, связанного с умственной отсталостью.

12. Черепно-мозговая травма

Это черепно-мозговая травма, вызванная несчастным случаем или применением какой-либо физической силы.

13. Множественная инвалидность

Ребенок с множественной инвалидностью имеет более одного заболевания, покрываемого IDEA. Наличие нескольких проблем создает образовательные потребности, которые не могут быть удовлетворены в программе, разработанной для какой-либо одной инвалидности.

Узнать больше

Наличие инвалидности недостаточно для получения специального образования. Инвалидность должна иметь «неблагоприятное влияние» на образование ребенка.

  • Узнайте, как узнать, имеет ли ребенок право на получение специального образования.
  • Изучите руководство по индивидуальным программам обучения (IEP) для детей, имеющих право на специальное образование.
  • Прочтите о раннем вмешательстве для детей дошкольного возраста и младше.

Основные выводы

  • Каждая из 13 категорий инвалидности в IDEA может охватывать ряд трудностей.

  • Дислексия, дискалькулия и расстройство письменной речи подпадают под категорию «специфическая неспособность к обучению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *