Разное

Как проявляется аутизм у новорожденных: ᐈ Ранние признаки аутизма у детей

Содержание

Признаки аутизма у детей до 1 года. Симптомы и ранние признаки аутизма у новорожденных.

Признаки аутизма у детей до 1 года. Симптомы и ранние признаки аутизма у новорожденных.

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 17 февраля, 2020

Обновлено: 25 марта, 2021

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Содержание статьи:

  • 1 Причины развития
  • 2 Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?
    • 2.1 Характерные проявления
    • 2.2 Нежелание взгляда и перемен
  • 3 Диагностика
  • 4 Ранняя коррекционная работа
  • 5 Список использованной литературы

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

Типичными считаются:

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Характерные проявления

Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:

  • Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
  • Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.
  • Отсутствие предвосхищающей позы. Ребенок не тянется к рукам взрослых, никак не реагирует, если над ним наклоняются. Не проявляет желания быть взятым на ручки.
  • Особенности улыбки. В норме, уже в 3 месяца малыш способен улыбаться и реагирует таким образом на появление приятных ему взрослых. Охотно улыбается в ответ. Аутисты начинают улыбаться вовремя. Но для них вызывающий улыбку фактор – не люди, а приятные ощущения или интересные изображения, музыка.
  • “Особенные” груднички практически не изъявляют желания общаться с новыми появившимися взрослыми, не проявляют недовольства, если те никак на них не реагируют. То есть не стремятся к взаимодействию.
  • Отсутствующая, или наоборот – чрезмерная привязанность к матери. То есть, малыш просто не воспринимает мир вокруг без матери рядом с ним. И наоборот, абсолютно не переживает если рядом с ним нет постоянного взрослого, одинаково отстраненно реагирует на всех людей.

Нежелание взгляда и перемен

Малыши с аутичными чертами отличаются неспособностью долго удерживать зрительный контакт. Для них лицо матери также является притягательным объектом, но сфокусироваться надолго они на нем не могут.

Внимательно посмотрев, быстро отводят взгляд или смотрят словно мимо, вскользь.

По мере взросления, перечисленные черты РАС прогрессируют и трансформируются в типичные проявления аутизма к 2 годам. Такие, как избегание зрительного контакта, нетерпимость к любым изменениям в окружающей обстановке.

Как проявляется аутизм у детей до года, новорожденных, зависит от особенностей каждого конкретного случая и степени развитости отклонения.

Диагностика

Как определить, распознать аутизм у новорожденного ребенка до года, знают педиатры и психиатры, работающие с таким отклонением.

В случае выявления подозрительных особенностей в поведении малыша, ему рекомендуют дополнительное обследование. Это требуется, чтобы определиться с диагнозом, исключив органическое поражение мозга. Также ищут отличия аутизма от СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Особое внимание уделяется изучению структуры центральной нервной системы. Проводят:

  • электроэнцефалографию;
  • МРТ – магнитно-резонансную томографию ;
  • эхоэнцефалографию;
  • компьютерную томографию;
  • кардиоинтервалографию;
  • обследование сосудов головного мозга по методике УЗИ с допплеровским датчиком.

Это период, когда подвижность младенца увеличивается, растет число способов общения с миром станет больше. Хотя, как правило, точный диагноз ставится не раньше 3 лет.

Ранняя коррекционная работа

Зная, как заподозрить у ребенка до 1 года аутизм, опираясь на симптомы, проявленные во младенчестве, доктора планируют исследование мозга, системы кровообращения и вегетативной нервной системы маленького пациента.

Если инструментальное обследование не находит проблем, врачи в праве заявить о возможном наличии расстройства аутического характера. Сразу же следует начать коррекционную работу, с самого юного возраста.

Реальная польза от столь раннего вмешательства может оказаться достаточно низкой из-за особенностей созревания психики особых детей. Но ее советуют начинать, так как подстройка окружающего мира под потребности аутиста с раннего периода поможет максимально не травматично расти ему самому и привыкнуть к изменившейся повседневной жизни его родителей.

Для каждого пациента составляется план лечения. Набор упражнений подбирается в зависимости от конкретных проявлений РАС и реакций на терапию малыша.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Подробнее о аутизме Подробнее о детях

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×


Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

Известно, что в своем наиболее характерном виде синдром раннего детского аутизма проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.

Исследователи утверждают, что развитие маленького аутичного ребенка необычно уже с самых первых месяцев его жизни.

Родители, вспоминая раннее развитие ребенка, тоже определяют его как особое с самого начала. Тем не менее диагноз до двух лет, как правило, не ставится. Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту — педиатру или невропатологу. Чаще всего, однако, специалисты успокаивают родителей, считая их опасения напрасными, так как признаки, о которых они говорят, в это время, как правило, укладываются, или почти укладываются в общие параметры моторного и речевого развития. В других случаях специалисты могут расценивать настораживающие особенности раннего развития как признаки других нарушений самого широкого спектра, например, как проявление детского церебрального паралича, сенсорных, речевых нарушений, невропатии, минимальной мозговой дисфункции.

К.С. Лебединская (1991), анализируя эти обычные для раннего возраста диагностические ошибки, указала на следующие их причины:

  • нечеткость жалоб родителей, обусловленная противоречивостью проявлений ребенка, их кажущейся нелогичностью;
  • трудность оценки данных проявлений самими специалистами, поскольку в этом случае задержка, отставание развития одних функций могут сочетаться с опережающим развитием других;
  • массивностью фона неспецифической возрастной симптоматики нарушения развития и накопления у аутичных детей различных негрубых неврологических знаков.

Знание специалистами опорных точек раннего выявления аутистического дизонтогенеза является крайне необходимым. Ранняя диагностика приближает нас к возможности начать коррекционную работу в начале формирования будущих симптомов раннего детского аутизма. Изучение закономерностей раннего психического дизонтогенеза поможет определить пути начального коррекционного воздействия и предупредить развитие наиболее глубоких форм аутизма. v Разработка адекватных методов коррекционного воспитания, которыми должны быть вооружены прежде всего родители аутичных детей, возможна только при понимании логики того, что происходит с ребенком в раннем возрасте: что в развитии дефицитарно уже на самых ранних этапах, как постепенно искажается развитие. Эти знания позволяют определить первейшие задачи коррекции, наметить тактику их разрешения.

В настоящее время мы располагаем достаточными знаниями о раннем периоде жизни аутичного ребенка. Клиническая картина ранних проявлений описана достаточно подробно (10, 25 и др.). Психологические исследования в последние годы тоже ориентированы в значительной степени на ранний возраст (19, 22 и др.).

Начальный период психического развития аутичного ребенка до сих пор мало доступен для прямого исследования. Поскольку, как уже указывалось выше, до двухлетнего возраста диагноз, как правило, ребенку не ставится, исследователь вынужден работать с данными, получаемыми ретроспективно, в процессе сбора сведений у близких ребенка. Ранний период жизни ребенка реконструируется в многократных беседах, воспроизводятся основные события жизни семьи, воспоминания документируются фотографиями, дневниковыми записями, если они велись. Все чаще исследователи получают возможность оценить развитие, поведение ребенка, просматривая семейные видеозаписи.

Хотя общая картина раннего развития такого ребенка описана в различных исследованиях сходно, ученые ставят разные акценты, выделяя как характерные те или иные особенности сенсорного и речевого развития, исследовательской и познавательной активности, развития его инстинктивно-аффективной сферы, навыков коммуникации и социального поведения. В нашем исследовании нас интересовало развитие аффективных механизмов взаимодействия ребенка и окружающего мира, в котором центральное место занимает, конечно, мать или другой близкий ребенку взрослый человек.

В основу этого подхода (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, 1991) положено представление о том, что исходная биологическая дефицитарность аутичного ребенка определяет прежде всего нарушение развития его аффективной сферы, что влечет за собой не только нарушение развития коммуникации, социального взаимодействия, но и искажение развития психических функций: сенсомоторной, речевой, когнитивной. Именно на этом примере наиболее очевидно проявляется единство когнитивного и аффективного развития, о котором говорил Л.С.Выготский.

Наряду с общими закономерностями аутистического дизонтогенеза мы выделяем четыре его варианта, отличающиеся прежде всего степенью и характером аффективной дезадаптации, которой закономерно соответствуют разные по тяжести варианты нарушения когнитивного развития (10, 11).

Мы постараемся далее представить эту общую тенденцию и ее варианты, но сначала должны напомнить, хотя бы в общих чертах, параметры раннего аффективного развития в норме, общие закономерности формирования системы аффективной регуляции поведения ребенка (12). Развитие этой системы происходит в постепенном освоении все более сложных и разнообразных форм контакта с окружающим миром. Логика аффективного развития сама обусловлена той последовательной сменой важнейших адаптационных задач, которые встают перед ребенком в процессе онтогенеза.

Первой такой витально важной задачей становится взаимное приспособление младенца и матери друг к другу в обычных ситуациях взаимодействия во время кормления ребенка, пеленания, купания, укладывания спать и т. п. Эти ситуации повторяются изо дня в день, и младенец вырабатывает в них первые аффективные стереотипы поведения, первые индивидуальные привычки отношений. Так происходит адаптация к достаточно однообразным, стабильным условиям окружения. Стабильный ритм обыденной жизни прежде всего задает мать ребенка. Она является организатором и постоянной посредницей удовлетворения абсолютно всех витальных потребностей ребенка: в сытости, тепле, тактильном контакте, комфорте, общении.

Усвоение этих стабильных форм жизни является первым реальным адаптационным достижением ребенка. Младенец первых 2-3 мес. жизни, когда аффективные стереотипы контактов нарабатываются особенно активно, характерно нетерпелив, тяжело реагирует на изменение распорядка дня — нарушения режима кормления, сна, может переживать перемену обстановки; привыкая «к рукам», манере общения человека, ухаживающего за ним, тяжело переносит его замену (Brazelton, 1972).

Эти ранние стабильные формы взаимодействия со средой через мать, развиваются, совершенствуются ребенком в течение всего первого года жизни, его аффективные стереотипы расширяются, наполняются новым содержанием. Уже с трех месяцев взрослый становится для ребенка аффективным центром любой ситуации. И если в течение первых двух месяцев жизни активные аффективные проявления ребенка носят в основном негативный характер — их приспособительный смысл состоит в сигнальном воздействии на взрослого, в призыве удовлетворить насущные потребности, устранить неприятное, то завершение этих месяцев в норме характеризуется возникновением равновесия в выражении положительных и отрицательных эмоций (3).

Взаимодействие ребенка с матерью все больше начинает определяться положительными эмоциями, на первый план выходит потребность в общении, внимании взрослого, поддержке, эмоциональном тонизировании. Начинает развиваться новый класс индивидуальных аффективных стереотипов ребенка, новые способы установления и поддержания коммуникации, непосредственного эмоционального общения. Ребенок развивает эти индивидуальные способы коммуникации через усвоение ритуалов эмоционального взаимодействия со взрослым, стереотипов ранних игр. На их основе возникает первое объединение внимания матери и ребенка, общее сосредоточение на каком- то объекте, первое протодекларативное действие.

К 5-6 мес. ребенок уже распознает основные проявления эмоций своих близких и вслед за этим начинает их выражать дифференцированно и адекватно. От примитивного заражения, пластической имитации эмоционального состояния и его выражения ребенок постепенно приходит к возможности его реципрокной координации, в результате у него появляется возможность более эффективного и дифференцированного воздействия на близкого. С другой стороны, формируется и обратная связь — ребенок постепенно начинает учитывать реакцию взрослого на свои действия.

Таким образом, развитие уже первых эмоциональных стереотипов коммуникации ребенка и матери качественно меняет взаимоотношения ребенка и его окружения в целом. Более ориентируясь на эмоциональные реакции близкого, ребенок становится менее зависимым от непосредственных стимулов окружения, мать становится основным регулятором поведения ребенка.

Дифференцированная разработка основных бытовых стереотипов, растущая ориентация на реакции матери приводят к тому, что в период 7-8 мес. ребенок приобретает значительно большую аффективную стабильность в контактах с миром. (18). Он уже не так зависит от изменения отдельных деталей в стереотипах бытовых процедур, особенно, если мама при этом ведет себя уверенно и спокойно; мама может «уговорить» ребенка чуть подождать, потерпеть, занять его игрушкой в условиях дискомфорта.

Вместе с тем и эти, более сложные способы стабильных, надежных отношений с миром сами по себе оказываются недостаточными — ребенок становится уязвим по-новому. Он проявляет тревогу при нарушении стереотипа отношений с близкими. Теперь наиболее характерной является тревога при уходе матери — центра его аффективной адаптации к миру. Результатом разработки стереотипа индивидуальных отношений с близкими является и характерный для ребенка 8 мес. страх чужого лица.

В это время ситуации жизни младенца меняется и ставит перед ним новые важные задачи адаптации. Это связано прежде всего с тем, что малыш физически растет и становится все более выносливым, подвижным, любопытным, таким образом, он все чаще сталкивается с неожиданными, нестабильными ситуациями. А.Валлон характеризует этот возраст тем, что «новое» начинает меньше пугать и больше доставлять удовольствие. Возникает и потребность, и возможность развития новых аффективных механизмов адаптации к меняющемуся, неопределенному миру, возможность аффективной экспансии окружающего. Это механизмы, которые и возьмут на себя ответственность за сохранение уверенности в себе, конструктивности в условиях нарушения привычной стабильности в отношениях с миром.

Такой механизм активной индивидуальной адаптации будет сформирован, конечно, значительно позже, но уже сейчас ребенок с постоянной поддержкой матери уже опробует его, пока просто для удовольствия. Он охотно включается в новые игры, связанные с некоторым «риском», например, радуется, когда его подкидывают и ловят. Он начинает исследовать свои новые возможности, игрушки, предметы обихода, получает новые впечатления и, совершая первые подвиги, уползает от матери в неизвестность, с восторгом возвращаясь обратно.

С приобретением навыков самостоятельного передвижения в пространстве, а также с развитием речи начинается новый этап взаимодействия ребенка со средой. Постепенно уменьшается доля ранних форм общения, основанных на прямом заражении, и увеличивается доля опосредованного контакта взрослого с ребенком через вещи, игрушки, слово, жесты, позволяющие объединить внимание на каком-то общем действии, общей цели, общем объекте интереса.

В то же время, получив возможность самостоятельного передвижения, ребенок переживает и первый кризис в отношениях со взрослым. Он временно попадает под влияние силовых воздействий окружающего поля. Для этого времени характерно стремление ребенка безоглядно бежать по направлению заинтересовавшего его предмета, совершать действия, продиктованные ситуацией: бесконечно закрывать и открывать двери; лезть во все ящики подряд, не сосредотачиваясь на их содержимом; отдирать обои, отстающие от стены; залезать на все лестницы, стулья. Взрослый часто не может увести ребенка от какого-то случайно привлекшего его внимание объекта.

Происходит временная дезадаптация сложившейся системы стабильных отношений ребенка с миром через близкого человека. Взрослый перестает справляться, потому что в эту уже отлаженную систему начинают встраиваться еще незрелые механизмы, ответственные за индивидуальную адаптацию ребенка к динамичной, изменчивой среде. В это время возникает «кризис первого года», который Л.С.Выготский определял как переломный момент развития. Взрослый перестает быть непременным условием адаптации ребенка, ребенок временами теряет его как основной аффективный ориентир.

При попытке родителей подавить нежелательные тенденции, действовать простыми запретами у ребенка могут возникать протестные реакции, он становится негативистичным, капризным, возможна даже агрессия по отношению к близким. Часто маме кажется, что она теряет эмоциональный контроль над ситуацией контакта с малышом, контроль, который еще недавно казался ей само собой разумеющимся. Наиболее безболезненно этот сбой во взаимодействии преодолевается, если мама серьезно воспримет новые проблемы малыша и поможет ему разрешить трудные для него положения.

Точно также, как на ранних этапах при выработке первых аффективных стереотипов, когда мать была достаточно пластична в поиске удобной для малыша формы кормления или купания, она должна быть чувствительна и к тем трудностям организации поведения, которые возникают у ребенка под воздействием внешнего поля. Она может предупредить трудности, переключить внимание ребенка, отвлечь его, показав жестом, назвав словом те впечатления, которые организуют его поведение в нужном направлении (классическое: «вон птичка летит»). Мать же постепенно обучает ребенка приемам самоорганизации, в которых, как считает Л.С.Выготский, основным является использование речи для планирования поведения.

Мы видим, что развитие системы аффективной организации отношений ребенка с миром происходит достаточно драматично и в норме. Уже на самых ранних этапах развития ребенок переживает не только периоды стабильности — результат становления аффективных стереотипов контакта со средой, — но и периоды тревоги, страхов. Уже здесь, в самом раннем возрасте начинают закладываться и необходимые механизмы аффективной адаптации к динамике мира, но их подключение тоже ставит на некоторое время под угрозу всю систему отработанных стабильных отношений с миром. Все эти свидетельства временной дезадаптации тем не менее отражают закономерную динамику развития отношений ребенка с миром, и их отсутствие тоже может свидетельствовать о нарушении его правильного хода.

Посмотрим теперь, как складывается взаимодействие маленького аутичного ребенка с окружающим миром на начальных этапах его развития и в чем его основные отличия от аффективно благополучного развития.

Неблагополучие, как нам представляется, нельзя связывать с отдельными патологическими симптомами, оно проявляется, скорее, в настораживающих тенденциях развития. Однако брать во внимание какую-либо одну тенденцию без учета поведенческого контекста было бы ошибочно. Так, ребенок может быть сверхосторожным или совсем «не чувствовать края», но одной этой особенности не достаточно для того, чтобы сделать заключение об общем неблагополучии аффективного развития. Лишь рассмотрение всего комплекса поведенческой адаптации к миру и человеку позволяет дать достаточно объективную оценку индивидуальным проявлениям ребенка, тенденциям его развития. И задачей нашей является поиск таких комплексных паттернов поведения, которые могут быть более значимы прогностически.

Раннее развитие аутичного ребенка в целом укладывается в примерные сроки нормы; вместе с тем существует два варианта общего своеобразного фона, на котором происходит развитие. В первом случае у такого ребенка с самого начала могут проявляться признаки слабости психического тонуса, вялости, малой активности в контактах со средой, невыраженность проявлений даже витальных потребностей (ребенок может не просить есть, терпеть мокрые пеленки). При этом он может есть с удовольствием, любить комфорт, но не настолько, чтобы активно требовать его, отстаивать удобную для себя форму контакта; инициативу во всем он предоставляет матери.

И позже такой ребенок доставляет мало хлопот потому, что он «никуда не лезет», «стоит, где поставишь» — не стремится активно исследовать среду. Часто родители описывают таких детей как очень спокойных, «идеальных», удобных. Они могут оставаться одни, не требуя постоянного внимания, родителей устраивает, что такого ребенка можно оставить в комнате на коврике в уверенности, что он не сдвинется с места.

В других случаях дети, напротив, уже в самом раннем возрасте отличаются особой возбудимостью, двигательным беспокойством, трудностями засыпания, особой избирательностью в еде. К ним трудно приспособиться, у них могут вырабатываться особые привычки укладывания спать, кормления, процедур ухода. Свое недовольство они могут выражать так резко, что становятся диктаторами в разработке первых аффективных стереотипов контакта с миром, единолично определяя, что и как надо делать.

Такого ребенка трудно удержать на руках или в коляске. (Характерен случай, когда маме во время прогулки приходилось привязывать малыша к коляске, иначе он перевешивался через край, раскачивал коляску и в любой момент мог упасть.) Возбуждение обычно возрастает к году. Когда такой ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он становится абсолютно неуправляемым: бежит без оглядки, ведет себя абсолютно без «чувства края». Активность такого ребенка, однако, носит полевой характер и никак не связана с направленным обследованием среды.

Вместе с тем и родители пассивных, подчиняемых, и родители возбужденных, трудно организуемых детей часто отмечали тревожность, пугливость, легкое возникновение у детей состояния сенсорного дискомфорта. Многие родители сообщают, что их дети были особенно чувствительны к громким звукам, не переносили бытовых шумов обычной интенсивности, наблюдалась нелюбовь к тактильному контакту, характерная брезгливость при кормлении; в ряде случаев отмечалось неприятие ярких игрушек. Неприятные впечатления во многих случаях надолго фиксировались в аффективной памяти ребенка.

Необычная реакция на сенсорные впечатления проявлялась и в другом. При стремлении ограничить сенсорный контакт с миром, при недостаточной направленности на обследование окружающего отмечалась захваченность, очарованность ребенка определенными стереотипными впечатлениями — зрительными, тактильными, слуховыми, вестибулярными, проприоцептивными. Получив эти впечатления однажды, ребенок вновь и вновь стремился к их воспроизведению. Лишь после длительного периода увлечения одним впечатлением его сменяло пристрастие к другому.

Характерна для такого ребенка завороженность светом лампы, ритмом музыки или стихов, которые читали родители, определенным движением, узором орнамента на обоях, игрой со своими ручками, с тенью от них на стене. Позже — это могло быть увлечение шелестом и мельканием листаемых страниц, выкладыванием и созерцанием ряда из кубиков, колечек от пирамидок, увлечение конструктором. Характерна трудность отвлечения ребенка от подобных впечатлений, так, девятимесячный ребенок до полного изнеможения растягивает эспандер, другой ребенок засыпает над конструктором.

Захваченность ритмическими повторяющимися впечатлениями вообще характерна для раннего возраста. До года закономерно доминирование в поведении «циркулирующих реакций», когда ребенок повторяет одни и те же действия ради воспроизведения эффекта — стучит игрушкой, прыгает, закрывает и открывает дверь. Ребенок с нормальным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность. Он даже предпочитает прыгать на руках у взрослого, а не в одиночестве в манеже, с большим удовольствием вокализирует в присутствии взрослого, с наслаждением манипулирует игрушкой в присутствии взрослого, нарочито привлекая его внимание, например тем, что начинает выкидывать игрушки из манежа.

В случае раннего детского аутизма близкому практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка. Чем больше ребенок выглядит захваченным ими, тем сильнее отвергает попытки взрослого вмешаться в его особые занятия, помочь ему, научить чему-то другому. Кажется, что вмешательство близкого портит ему удовольствие, мать все более начинает чувствовать, что ребенку без нее лучше, чем с ней. Особые сенсорные увлечения начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими, а значит от развития и усложнения взаимодействия с окружающим миром.

Особенно грубые проявления этой тенденции сосредоточения ребенка на поиске стереотипного впечатления, стереотипной аутостимуляции могут напоминать признаки так называемого госпитализма. Однако, в случае госпитализма аутостимуляция обусловлена объективной невозможностью контакта с матерью, здесь ребенок противится попыткам близких установить контакт, добиться общих эмоциональных переживаний.

Эта явная преграда в развитии отношений возникает не вдруг и не случайно. Мы видим, что взаимодействие матери и ребенка не ладится уже на самых первых этапах приспособления друг к другу. Ребенок или пассивно принимает ту форму отношений, которую задает мать, или, «не слушая ее», становится диктатором. И в том, и в другом случае не возникает активного взаимодействия, при котором внутри первых аффективных стереотипов ухода развиваются предпосылки реципрокного контакта, эмоциональных стереотипов коммуникации.

Обратимся подробнее к самым истокам проблем формирования связи аутичного ребенка с матерью, проблем формирования того основного стержня, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется в норме система отношений ребенка со средой.

Нормальный ребенок склонен развиваться социально практически с самого рождения. У младенца очень рано обнаруживается избирательный интерес к социальным стимулам: человеческому голосу, лицу. Уже в первый месяц жизни ребенок может проводить значительную часть бодрствования в глазном контакте с матерью (17). Как известно, коммуникация с помощью взгляда является фундаментом для развития последующих паттернов коммуникативного поведения. Именно контакт через взгляд несет функцию запуска и регуляции процесса общения.

Многие матери аутичных детей рассказывают о том, что их ребенок не фиксировал взгляда на лице взрослого, смотрел мимо, «сквозь». До недавнего времени существовало мнение, что аутичный ребенок вообще избегает взгляда человека, потому что он является для него слишком сильным раздражителем (22, 27 и др.).

Клинические наблюдения и исследования более старших аутичных детей показали, что дело обстоит сложнее. Человек, его лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго остановить на нем свое внимание, взгляд как бы колеблется, это и желание приблизится, и желание уйти (20).

Контакт со взрослым привлекателен для аутичного ребенка, но социальная стимуляция не попадает в диапазон его комфорта ( G.Dawson, 1987). Мы знаем, что успешность раннего развития зависит от возможности ребенка переживать удовольствие, видя его в лице матери, от возможности синхронизироваться с ее эмоциональным состоянием. В свою очередь, взгляд ребенка, проявление им удовольствия регулируют активность матери, подкрепляют ее. Аутичный ребенок с самого начала недостаточно включается в это развивающее взаимодействие.

Первая улыбка, по сообщению родителей, появлялась у такого ребенка вовремя, однако она не была адресована взрослому и возникала как реакция и на приближение взрослого, и на ряд приятных ребенку впечатлений (тормошение, звук погремушки, пестрая одежда матери и т.д.). Явное «заражение улыбкой» наблюдалось лишь у части детей (по данным F.Volkmar — в трети наблюдаемых случаев).

Ограниченность возможного контакта «лицом к лицу» мешает выработке первых форм координации взглядов, мимических, голосовых реакций, организации первого возможного «разговора», — обмена эмоциональными реакциями, который в норме наблюдается уже к 3 мес. Наряду с нарушением развития первых стереотипов бытового взаимодействия нарушается становление стереотипов эмоционального контакта.

Если в норме к 3 мес. появляется устойчивый «комплекс оживления» — предвосхищение ребенком ситуации контакта, в котором он становится его активным инициатором, требующим внимания, эмоциональной активности взрослого, младенец принимает антиципирующую позу, протягивает ручки по направлению ко взрослому, то подобные проявления не характерны для маленьких аутичных детей. На руках матери многие из них чувствуют себя дискомфортно: они не принимают позу готовности, ощущается безразличие ребенка, или его напряжение, или даже сопротивление («как будто хотел вырваться», по воспоминаниям одной мамы).

Способность дифференцировать выражение лица, интонации обычно возникает при нормальном развитии между 5 и 6 мес. (Существуют экспериментальные данные (Field,1982), свидетельствующие о наличии такой способности и у новорожденного.) Аутичные дети хуже различают выражение лица близких и даже могут неадекватно реагировать на улыбку или на грустное выражение лица матери. Известно, что и взрослым трудно понимать эмоциональное состояние аутичного младенца. Он выражает себя очень своеобразно, не так, как это делают нормально развивающиеся младенцы (23).

Таким образом, в первое полугодие жизни у аутичного ребенка наблюдаются нарушения в развитии начальной фазы коммуникативных навыков, основным содержанием которой является налаживание возможности обмена эмоциями, выработка общих эмоциональных смыслов каждодневных ситуаций, что происходит в общении лицом к лицу ребенка и взрослого (Adamson, Bakeman, 1982).

К концу первого — началу второго полугодия жизни у ребенка, развивающегося нормально, имеется четкая дифференциация «своих» и «чужих», и среди «своих» наибольшая привязанность возникает к матери как основному ухаживающему лицу или заменяющему ее человеку, что говорит о достаточной разработанности индивидуальных стереотипов эмоционального общения.

По данным историй развития, многие из аутичных детей во втором полугодии жизни все же выделяют близкого. По результатам эксперимента M.Sigman и ее коллеги (24) заключают, что привязанность формируется, поскольку аутичный младенец дает реакцию на отделение от матери так же, как и другие дети.

Привязанность аутичного ребенка проявляется, однако, чаще всего лишь как негативное переживание отделения от матери. В положительных эмоциях привязанность, как правило, не выражается. Ребенок, правда, может радоваться, когда близкие тормошат, развлекают его, однако эта радость не адресована близкому, ребенок не стремится разделить ее с ним.

Такая привязанность имеет характер скорее примитивной симбиотической связи ребенка с матерью, когда мать воспринимается только как основное условие выживания. Это становится особенно очевидным при появлении малейшей угрозы разрушения такой связи. Так, например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня поднималась температура, а при более длительном ее отсутствии возникали рвота, отказ от еды. Мы помним, что в норме в это время ребенок тоже тревожится при уходе матери, однако он уже сосредоточен на эмоциональном контакте и, как правило, не реагирует на недолгую разлуку столь тяжело.

Недостаточность развития эмоциональной связи, разработки индивидуальных стереотипов коммуникации с близкими проявляется и в характерном для многих аутичных детей отсутствии наблюдаемого в норме к концу первого года жизни «страха чужого». Такие дети могут с одинаковым безразличием идти на руки и к близким, и к чужим, незнакомым людям.

К концу первого года у нормального ребенка обычно складываются дифференцированные стереотипы отношений с разными членами семьи, со своими и незнакомыми людьми. У аутичных детей симбиотическая привязанность к одному лицу обычно возрастает и сопровождается с трудностями контакта с другими близкими, иногда наблюдается периоды стойкого предпочтения только мамы, когда игнорируются все остальные, затем — только папы или бабушки — того, кто обеспечивает бытовой стереотип жизни.

После полугода в норме, благодаря развитию стереотипов, ритуалов общения, игр, во взаимодействиях ребенка со взрослым появляется возможность взаимного сосредоточения внимания не только друг на друге, но и на внешних объектах. Мать может привлечь ребенка, окликнув его по имени, показав ему предмет, протянув руку по направлению к нему и, чуть позже, обращаясь с вопросом: «Где папа?», «Где часики?», «Где глазки?». Через некоторое время ребенок сам начинает использовать указательный жест, вокализацию не только как ответ, но и как активное привлечение внимания матери к интересующему его событию или к объекту. P. Mundy и M.Sigman (22) считают неспособность к объединению внимания, к общему сосредоточению на объекте одним из наиболее ранних явных проявлений детского аутизма.

Первые тревоги родителей аутичных детей, действительно, формируются, как правило, именно в это время. Близкие обращают внимание на то, что ребенок не откликается на имя (возникает даже подозрение на снижение слуха), не следит за указательным жестом, не научается показывать сам. Как он не испытывал желания разделить свое эмоциональное состояние с близкими, так он не стремится и поделиться своим удовольствием от манипуляций предметами, игрушками, не оказывает их близкому, не привлекает его внимания к ним.

Нарушения активности, сенсорная ранимость, недостаточность развития аффективных стереотипов взаимодействия, эмоционального контакта — все это толкает ребенка на поиски дополнительной аутостимуляции. И вот тут близкие сталкиваются с тем, что они не могут «прорваться» к ребенку, добиться эмоционального контакта, сенсорная аутостимуляция ребенка активно преграждает им путь к нему; они ничего не могут противопоставить полевым тенденциям, под влияние которых полностью попадает такой ребенок, когда получает возможность самостоятельного передвижения.

В норме к полутора годам появляются признаки истинной имитации, подражания, что приходит на смену возникшим на более раннем этапе «мимитическому заражению», сопровождающим жестам. Эти новые формы подражания выражаются в отсроченном воспроизведении ребенком характерных для его близких интонаций, жестов, манеры поведения. У аутичного ребенка развитие этих форм надолго задерживается.

Трудности взаимной координации внимания, организации поведения ребенка создают серьезные препятствия дальнейшему взаимодействию, развитию высших психических функций ребенка. Это определяет первазивное искажение развития всех психических функций. Ребенок сосредоточивается на сенсорной аутостимуляции, на стереотипной игре звуками, словами, но не осваивает предметных, речевых действий, которым его пытается учить взрослый.

Таким образом, к полутора годам тревога близких, как правило, нарастает: они осознают трудности контакта с ребенком, невозможность управлять им, учить его; часто замечают, что ребенок не использует даже доступные ему жесты, слова, действия для коммуникации; для поведения ребенка все более характерной становится однообразность, стереотипность.

Между годом и двумя более явно проявляется искажение развития психических функций, родителей начинает беспокоить развитие речи ребенка. На этом необходимо остановиться подробнее. Дальнейшая динамика психического развития аутичного ребенка, а также ее варианты, мы надеемся, будут освещены в следующей публикации.

Аутизм — причины возникновения, симптомы заболевания, диагностика и лечение болезни


По последним данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 детей приходится один ребёнок с расстройством аутистического спектра. Статистики по взрослым людям пока нет. В этой статье мы подробно разберём: аутист – кто это простыми словами; особенности заболевания; каковы причины возникновения аутизма у детей, как не пропустить его первые признаки, насколько всё поправимо, а также можно ли не допустить проблему?

Что такое аутизм?


Синдром аутизм – психологическое и психическое заболевание. Один из диагнозов серии расстройств аутистического спектра (РАС). По наблюдениям специалистов, у мужчин он встречается в 4-7 раз чаще, чем у женщин. Люди-аутисты довольно замкнуты, редко идут на контакт, пугливы и практически безэмоциональны. Им тяжело адаптироваться в обществе.


Случается так, что диагноз врачи ставят уже во взрослом возрасте. Пациент обычно сильно шокирован медицинским заключением, но после, поразмыслив, понимает, почему его жизнь несколько отличается от жизни остальных людей.


Люди с синдромом аутизма не просто малообщительны. Они словно живут в своём собственном мире. Реальность даётся им плохо.


Вариации болезни бывают разные, поэтому степень развития интеллекта у таких людей разнится от серьёзной отсталости до гениальности.


Среди людей, страдающих от расстройства аутистического спектра, действительно много известных личностей: композитор Вольфганг Амадей Моцарт, кинорежиссёр Стенли Кубрик, певицы Сьюзан Бойл и Кортни Лав, актёр Энтони Хопкинс.

Симптомы аутизма


В чём проявляется аутизм у детей, каковы его признаки и симптомы?

У детей


Наблюдать первые признаки проявления аутизма у детей можно уже в течение года после рождения малыша. Сюда относятся:


  • отсутствие зрительного контакта с другими людьми;

  • нежелание играть в элементарные игры;

  • отсутствие улыбки.


Далее к ним присоединяются:


  • отсутствие речи;

  • избегание любого общения;

  • истерики без повода;

  • невозможность играть в ролевые игры;

  • повышенная тревожность;

  • наличие определённых своеобразных ритуалов, от которых ребёнок отказывается избавляться;

  • крайне негативное отношение к любым изменениям;

  • монотонная двигательная активность: раскачивание, хождение по кругу и т. д.


Конечно, это не говорит о наличии у ребёнка однозначного расстройства аутистического спектра. Однако это серьёзный повод показать его доктору.

У подростков


Пубертатный период сложен сам по себе – гормональные перестройки, психическое взросление. Тяжело приходится даже здоровому ребёнку. Что уж говорить про детей с диагнозом аутизм. Если аутизм у подростков не был особо заметен ранее, то сейчас он усилится:


  • больше заметна склонность к одиночеству;

  • замкнутость;

  • усталость даже от минимального общения;

  • повышенная чувствительность к громким звукам, яркому свету;

  • непонимание и несоблюдение общепринятых социальных норм поведения;

  • скудная мимика;

  • возможно проявление агрессии, депрессии, панические атаки, приступы эпилепсии.

У взрослых


Аутичность проявляется и у взрослых людей. Симптомы, как правило, усиливаются в течение всей жизни. Если нет коррекции, то человеку приходится непросто.


Аутизм у взрослых имеет следующие признаки:


  • практически полное отсутствие эмоций и мимики;

  • невозможность наладить общение с окружающими;

  • периодически сильная раздражительность или вспышки гнева;

  • многократный повтор некоторых фраз или движений;

  • не любят смотреть в глаза;

  • маленький круг интересов;

  • отсутствие рефлексии собственного поведения;

  • тяжёлая адаптация к любым правилам, часто полное их непринятие.

Такие люди обычному человеку кажутся странными, «не от мира сего». На самом деле, им требуется помощь специалиста. Наши врачи могут дистанционно проконсультировать вас и рассказать об особенностях общения с людьми с данным заболевание.


Причины аутизма


На сегодняшний день учёные не могут достоверно установить причины развития аутизма. Более того, сейчас всё больше врачей склоняется к тому, что аутизм – это не заболевание, а синдром, т. е. определённый набор психологических и поведенческих симптомов. Предположительно их провоцируют:


  • сбои в генах;

  • органические поражения центральной нервной системы;

  • гормональные сбои;

  • нарушение обмена веществ;

  • вирусы и инфекции;

  • увлечение антибиотиками;

  • воздействие вредных химических соединений при беременности матери;

  • наследственность.


Также медики предполагают, что к аутизму ведут некоторые психогенные факторы.

Патогенез диагноза


Из-за трудностей в поисках причин расстройств аутистического спектра, установить точную картину патогенеза тоже не представляется возможным. Пока существуют лишь теории. Среди них:


  • нарушение развития головного мозга после вскоре после зачатия;

  • чрезмерное количество нейронов, ведущий к избытку локальных связей в ключевых участках мозга;

  • сбой нейромиграции на ранней стадии развития;

  • дисбаланс возбудительно-тормозных нейросетей;

  • нарушение формирования синапсов и дендритных шипиков.


РАС синдром, как правило, сопровождается рядом других диагнозов.

Формы и классификация аутизма


Здесь аутизм лучше рассматривать в системе расстройств аутистического спектра. Он включает в себя пять типов нарушений:








Тип нарушения


Описание


Синдром Аспергера


имеет только лёгкую степень


Классический аутизм (синдром Каннера)


три степени: лёгкая, средняя и тяжёлая


Атипичный аутизм


лёгкая и средняя степень


Синдром Ретта


имеет среднюю и тяжёлую степень


Детское дезинтегративное расстройство


средняя и тяжёлая степени поражения


Синдром Аспергера


Если ребёнок с синдромом Аспергера вовремя получит свой диагноз, то имеет вполне хорошие шансы на нормальное будущее. Да, проблемы с коммуникацией у них остаются, но прочие симптомы выражены не так сильно и поддаются коррекции. У них нет сильных проблем с речью.

Классический аутизм


Здесь диагноз имеет обязательную связку в виде:


  • повторяющихся движений;

  • проблем с социализацией;

  • отсутствия эмоций.


На разных стадиях – разная степень выраженности.

Атипичный аутизм


Как правило, хорошо проявляется после трёх лет. До этого времени взрослые могут списывать состояние на особенности характера и темперамента. В отличии от классической версии заболевания, имеет частичную симптоматику, когда она не вся чётко выражена.

Синдром Ретта


Часто сопровождается умственной отсталостью и поражает преимущественно девочек. Первые месяцы жизни ребёнка диагноз никак не проявляется. После полугода у малыша снижается тонус мышц, он начинает медленно расти, терять уже привычные навыки. Дают о себе знать приступы эпилепсии, тревожность, проблемы с дыханием. После десяти лет дети, как правило, обездвижены.

Детское дезинтегративное расстройство


Обычно возникает на третьем году жизни. Ребёнок постепенно теряет речь, контроль над работой своего организма, навыки коммуникации. Всё это со временем приводит к глубокой умственной отсталости.

Осложнения при аутизме


РАС часто протекает вкупе с другими диагнозами, которые дают свои осложнения. В целом можно выделить следующие последствия:


  • нарушение поведения, иногда ребёнок не может себя контролировать;

  • снижение интеллекта. В зависимости от степени поражения, человек может вести достаточно нормальный образ жизни либо стать инвалидом;

  • проблемы со сном, сопутствующие психические расстройства;

  • эпилепсия;

  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта;

  • невозможность распознать другие диагнозы;

  • социальная дезадаптация.

Диагностика аутизма


Окончательный диагноз может поставить только врач психиатр. Он сделает это на основе ряда диагностических тестов, наблюдения за ребёнком, опроса родителей и обследования. В домашних условиях неспециалисту это сделать проблематично даже на основе тестирования, которое легко найти в интернете. Единственное, что точно должно насторожить взрослых – это классическая триада: избегание ребёнком общения, частые однообразные движения и задержка речи.


Всё это формируется у малыша постепенно, поэтому основная масса диагнозов ставится в возрасте 2-3 лет.


Заметим, что в России тяжело диагностировать проблему, т. к. нет единых стандартов для проверки предполагаемых аутистов. В идеале вердикт должна выносить целая комиссия, состоящая из психолога, невролога, психиатра и педагогов. Из-за схожести некоторых симптомов с другими заболеваниями неопытный специалист может поставить неправильный диагноз. Особенно часто это случается в раннем возрасте ребёнка. Упущенное время обязательно даст свои плоды.

Лечение аутизма


От аутизма нет лекарств, да и полностью вылечить его нельзя. Можно только корректировать в течение всей жизни.

Лечение аутизма у детей


Чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем лучше может стать исход дела. Сегодня разработано множество рекомендаций и методик, позволяющих максимально адаптировать ребёнка к жизни в обществе. В основном подобная терапия рассчитана на обучение детей действиям в определённых ситуациях. Здесь важно понимать один момент: работа с маленьким аутистом даст положительный результат только при комплексных усилиях родителей, врачей и педагогов.

Шанс на то, что у человека с диагнозом аутизм родится здоровый ребёнок, безусловно есть. Однако риски наследования заболевания достаточно высокие. Лучше заранее получить консультацию нашего врача, который по телефону объяснит все риски и опасности.


Лечение аутизма у взрослых


Если диагноз РАС ставится уже взрослому человеку, то лечение строится на основе корректирующей тот или иной симптом психотерапии. Медикаментозная терапия направлена на подавление тревоги и устранение депрессии.

Как жить с ребёнком-аутистом


Малыш с таким диагнозом требует к себе повышенного внимания и заботы. Часто кто-то из родителей вынужден уходить с работы, чтобы заниматься развитием сына или дочери. Существует ряд общих рекомендаций для мам и пап, воспитывающих особенное чадо:


  • обязателен строгий распорядок дня, который не должен нарушаться;

  • когда приучаете ребёнка к разным навыкам, повторяйте необходимые действия как можно чаще;

  • резкая смена обстановки – табу;

  • старайтесь как можно чаще общаться с ребёнком;

  • если малыш позволяет, устанавливайте с ним плотный телесный контакт: обнимайте, целуйте, качайте, прикасайтесь к нему.

  • запрещено повышать голос и наказывать, особенно физически;

  • позволяйте ребёнку оставаться какое-то время наедине с собой;

  • не допускайте его переутомления;

  • поддерживайте инициативы малыша;

  • не торопите ребёнка;

  • старайтесь способствовать физическому развитию ребёнка.


Если врач назначает какие-то лекарства, важно не пропускать их приём. Однако ни в коем случае не прописывайте медикаменты самостоятельно!

Инвалидность


Оформлять инвалидность ребёнку или нет – решает каждая семья самостоятельно. Главное, что она даётся сроком либо от пяти лет и более, либо бессрочно до совершеннолетия.


Решение о выдаче статуса инвалида принимает специальная комиссия. Она смотрит на такие параметры как:


  • самообслуживание

  • возможность жить в обществе самостоятельно

  • возможность учиться и зарабатывать

  • контролировать себя


Важно! Прежде чем встанет вопрос об оформлении инвалидности, нужно пройти курс лечения. Только в случае, когда понятна его бесполезность, доктор может предложить такой вариант.

Профилактика аутизма


Предотвратить аутизм невозможно. Всё потому, что неизвестна точная причина его появления. Есть шанс не допустить осложнений и минимизировать последствия развития болезни.

Частые вопросы


Как распознать у ребёнка аутизм?


+


Основные симптомы: максимальный отказ от общения, однообразные повторяющиеся движения, задержка речи. Также заболевание имеет множество других проявлений.


Может ли учиться в обычной школе ребёнок с диагнозом аутизм?


+


Да, если позволяет степень заболевания. Окончательное заключение даст врачебная комиссия.


Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой?


+


Степенью проявления симптомов.


Почему нет лекарства от аутизма?


+


Чтобы разработать лекарство от заболевания, нужно понять, что послужило его причиной. В случае с аутизмом наука пока не смогла точно определить, из-за чего он развивается.


Что такое РАС?


+


Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа схожих между собой проявлений заболеваний.


В каком возрасте диагностируют аутизм?


+


Первые признаки патологии, где есть аутистический спектр, можно наблюдать на первом году жизни малыша. Однако окончательный диагноз ставят к 2-3 годам.


Каковы причины аутизма у новорождённых? Бывает ли приобретённый аутизм?


+


Аутизм — это врождённая патология. Её нельзя приобрести или заразиться ею.


В чём проявляется психосоматика аутизма?


+


Как правило, с отрицанием реальности. Аутистам сложно в нашем мире.

Заключение эксперта


Диагноз аутизм в последнее время звучит всё чаще, и современная медицина пока не в состоянии избавить от него человечество. Аутистический спектр обширен и по типам, и по тяжести заболевания. Однако при хорошей терапии и правильной коррекции можно добиться значительных результатов.

Признаки, диагностика и последующие шаги

Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) — это состояние развития, которое может повлиять на то, как человек ведет себя, взаимодействует и общается. Некоторые ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста могут включать избегание зрительного контакта, задержку развития речи и ограниченную мимику.

Медицинские работники используют термин РАС, потому что аутизм представляет собой спектр, означающий, что он может вызывать различные виды поведения и характеристики различной степени тяжести.

Они называют это нарушением развития, потому что оно обычно развивается до того, как человеку исполнится 2 года. Однако человек может получить диагноз РАС в любом возрасте.

РАС не является болезнью и не требует лечения. Однако человеку может быть легче управлять некоторыми характеристиками РАС с помощью поддержки или терапии.

Поддержка с раннего возраста может помочь улучшить развитие аутичного ребенка, его языковые и интерактивные навыки.

В этой статье перечислены возможные ранние признаки РАС и объяснены шаги, которые следует предпринять после постановки диагноза.

Обычно признаки РАС проявляются у ребенка в возрасте от 12⁠ до 24 месяцев. Однако признаки РАС у детей могут развиваться и за пределами этого возрастного диапазона.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) отмечают, что ребенок может проявлять признаки РАС в возрасте 9 месяцев. Тем не менее, Фонд науки об аутизме утверждает, что ранние признаки РАС могут появиться у детей уже в возрасте 2 месяцев.

Диагностика РАС является сложной задачей. Одна из причин этого заключается в том, что это состояние проявляется по-разному у всех людей.

Младенцы могут достигать вех развития в несколько разном возрасте, даже если у них нет никаких проблем со здоровьем. Однако некоторые различия в развитии указывают на то, что ребенок может быть аутичным. К ним относятся:

Отсутствие зрительного контакта и совместного внимания

Совместное внимание относится к двум людям, которые одновременно фокусируются на одном и том же объекте после того, как один предупреждает другого об этом предмете с помощью вербальных или невербальных сигналов. Например, родитель или опекун укажет на игрушку или расскажет о ней ребенку, а затем ребенок посмотрит на игрушку. Совместное внимание — важный способ связи и взаимодействия с другими людьми.

Согласно статье 2016 года в PLOS ONE , примерно с 9-месячного возраста ребенок должен иметь возможность регулярно смотреть в глаза и делиться вниманием со своими опекунами.

Детям, страдающим аутизмом, может быть трудно уловить эти социальные сигналы, и они могут игнорировать человека или объект, на который они указывают.

Не отзывается на свое имя

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, ребенок должен быть в состоянии отзываться на свое имя примерно с 6-месячного возраста.

Однако исследование 2017 года показало, что дети, у которых развивается РАС, часто не реагируют на свое имя в 9 лет.месяцев.

Трудности с невербальной коммуникацией

CDC утверждает, что примерно с 9-месячного возраста ребенок должен уметь указывать на предметы. В этом возрасте они также должны уметь копировать звуки и жесты других людей.

Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что в возрасте 18 месяцев аутичные дети указывали и жестикулировали гораздо реже, чем дети, не страдающие аутизмом. Отсутствие невербальной коммуникации может указывать на задержку в развитии речи.

Ограниченная мимика

К 4 месяцам ребенок может копировать выражения лица, например улыбаться или хмуриться. Ребенок также должен уметь спонтанно улыбаться и сообщать другим, если ему грустно. В 6 месяцев малыш должен распознавать эмоции других людей и уметь реагировать на них.

С другой стороны, аутичный ребенок может не реагировать на улыбку или другие выражения лица. Они также могут реагировать на определенные выражения или переживания неуместным выражением лица.

Задержка языкового развития

К 1 году ребенок должен уметь произносить от одного до трех отдельных слов и пытаться копировать слова, которые говорят другие люди.

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств отмечает, что у аутичных детей могут возникнуть проблемы с развитием языковых навыков и пониманием того, что говорят другие люди. По данным March of Dimes, около 40% аутичных детей вообще не разговаривают.

Регрессия

Регрессия — это когда ребенок начинает терять навыки, которые у него были ранее, такие как вербальное общение или социальное поведение. Исследование 2015 года показало, что почти треть аутичных детей теряют некоторые навыки в дошкольном возрасте.

По данным Фонда науки об аутизме, человеку следует поговорить с врачом, если двухмесячный ребенок не делает следующее:

  • реагирует на громкие звуки
  • наблюдает за движущимися предметами
  • улыбается другим
  • подносить руки ко рту
  • держать голову в положении лежа на животе и отжиматься

Человек должен обратиться к врачу, если 4-месячный ребенок не делает следующее:

  • держит голову неподвижно
  • издает звуки
  • подносит предметы ко рту
  • отталкивает ногами, когда родитель или опекун ставит ноги на твердую поверхность
  • двигает обоими глазами во всех направлениях

медицинская консультация для 6-месячного ребенка, который кажется необычно вялым или ригидным или не является таковым:

  • тянуться к предметам
  • проявлять привязанность к своим родителям или опекунам
  • реагирует на окружающие звуки
  • произносит гласные звуки
  • смеется

Человек может ожидать, что здоровый 9-месячный ребенок будет:

  • смотреть туда, куда указывает человек
  • реагировать на свое имя
  • 4
  • 4
  • 4
  • 4
  • 4 лепет
  • распознавание людей
  • сидение без посторонней помощи
  • игры туда-сюда
  • перенесение веса на ноги с опорой
  • перекладывание игрушек между руками

Человек должен поговорить с врачом, если у 12-месячного младенца есть признаки регрессии или нет:

  • указывая на предметы
  • жестикулируя, например, махая или качая головой
  • произнося отдельные слова, например, вставать, пока или сока
  • ползать
  • стоять, с поддержкой

РАС возможен, если 18-месячный ребенок теряет навыки, которые у него были раньше или нет:

  • показывая, чтобы показать вещи другим
  • распознавание знакомых предметов, таких как ложки или чашки
  • подражание другим
  • использование не менее шести слов
  • демонстрация способности изучать новые слова
  • реакция, когда родитель или опекун уходит или возвращается человек думает, что его ребенок может быть аутистом, ему следует обратиться к врачу. Врач начнет диагностику с наблюдения и оценки поведения ребенка.

    Если врач подозревает РАС, он может порекомендовать дальнейшее обследование.

    CDC отмечает, что 1 из 54 детей в США страдает аутизмом.

    Скрининг задержки развития включает врач, наблюдающий за ребенком. Врач также задаст родителям или опекуну вопросы о поведении ребенка.

    Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить рутинную оценку развития младенцев при всех посещениях и скринингах задержки развития в возрасте 9, 18, 24 или 30 месяцев. Врач должен проводить специальные скрининги на РАС, когда ребенку 18 и 24 месяца.

    Хотя определенные задержки в развитии могут вызывать беспокойство, дети развиваются и растут в своем собственном темпе. Однако может быть полезно иметь представление о том, каких вех должен достичь ребенок и когда.

    Если человек хочет отслеживать, как развивается его ребенок, CDC предлагает список основных этапов развития. У CDC также есть приложение для отслеживания вех, которое включает в себя контрольный список, советы и рекомендации.

    РАС — это нарушение развития, и ребенок может быть аутистом. Чем раньше медицинский работник поставит диагноз РАС, тем раньше ребенок сможет получить любую необходимую поддержку.

    Человек может искать различные признаки, если он думает, что его ребенок страдает аутизмом. Хотя медицинские работники обычно диагностируют РАС у детей в возрасте до 2 лет, у человека первые признаки РАС могут проявиться в любом возрасте. AAP рекомендует, чтобы младенцы проходили регулярный скрининг на РАС и другие нарушения развития.

    Любой, кто замечает признаки аутизма у ребенка, находящегося под его опекой, должен поговорить с врачом.

    Распознавание признаков аутизма у младенцев

    Как родитель или опекун младенца, вы имеете возможность наблюдать за его развитием с близкого расстояния. Вы можете видеть небольшие изменения в повседневном поведении, которые указывают на то, что ребенок формирует новые навыки и способности.

    Если вы знаете, что искать, вы сможете обнаружить ранние признаки различий в развитии, таких как аутизм. Это связано с тем, что самыми ранними признаками аутизма являются не наличие неожиданного поведения, а отсутствие навыков или способностей, которые обычно развиваются к определенному возрасту.

    Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что большинство родителей детей, страдающих аутизмом, замечают некоторые признаки в течение первого года жизни, а от 80 до 90 процентов замечают различия в развитии к тому времени, когда их ребенку исполняется 2 года.

    Ваши наблюдения и инстинкты важны, потому что раннее выявление различий в развитии дает ребенку, находящемуся под вашим присмотром, преимущество ранней диагностики.

    Аутизм не меняет внешности ребенка. Это состояние влияет на то, как младенцы общаются и как они относятся к окружающему миру.

    Аутизм описывается как состояние «спектра», поскольку признаки, симптомы и способности могут сильно различаться. Если вы заметили какие-либо из этих различий в развитии, важно поговорить о них с врачом вашего ребенка или медицинским работником.

    Рекомендуемое обследование развития

    Американская академия педиатрии рекомендует всем младенцам проходить обследование развития при посещении врача в возрасте 9, 18 и 30 месяцев, а также обследование на предмет выявления аутизма при посещении врача в возрасте 18 и 24 месяцев.

    Отказ от зрительного контакта

    Младенцы обычно устанавливают зрительный контакт с другими людьми с самого раннего возраста. К 2 месяцам младенцы обычно могут находить лица и умело устанавливать зрительный контакт. Зрительный контакт позже становится способом построения социальных отношений и получения информации об их окружении.

    Исследователи обнаружили, что дети, у которых развивается расстройство аутистического спектра (РАС), начинают меньше смотреть в глаза примерно в возрасте 2 месяцев. Снижение зрительного контакта может быть ранним признаком аутизма.

    Маленькое указание или жестикулирование

    Младенцы обычно учатся жестикулировать раньше, чем они учатся говорить. На самом деле жестикулирование — одна из самых ранних форм общения. Аутичные дети обычно показывают и жестикулируют гораздо реже, чем дети с неаутичным развитием. Меньшее указание иногда может указывать на возможность языковой задержки.

    Еще одним показателем разницы в развитии является то, что взгляд младенца не следует за вами, когда вы указываете на что-то. Этот навык иногда называют «совместным вниманием». Совместное внимание часто снижено у аутичных детей.

    Ограниченная реакция или отсутствие реакции на свое имя

    В возрасте 6 месяцев большинство младенцев осознают свое собственное имя, особенно когда его произносит мать.

    Младенцы с аутизмом обнаруживают разницу в развитии: к 9 месяцам многие дети, у которых позднее развивается РАС, не ориентируются на собственные имена. Исследователи говорят, что это обычно проявляется как образец отсутствия ответа, а не единичный случай.

    Снижение эмоций в выражении лица

    Выражение лица — это невербальный способ передачи мыслей и чувств.

    Исследования выражения эмоций у аутичных младенцев ограничены, но в исследованиях с участием детей школьного возраста исследователи обнаружили, что аутичные дети выражают меньше эмоций через мимику, чем дети с неаутичным развитием.

    Это не обязательно означает, что аутичные дети испытывают меньше эмоций, просто их меньше проявляется на их лицах, когда они это делают.

    Задержка языка или речи

    Младенцы и дети младшего возраста начинают говорить в разном возрасте.

    Исследования показывают, что маленькие дети с аутизмом часто произносят и понимают меньше слов, чем дети с неаутичным развитием в возрасте 12 месяцев. Если ребенок не говорит ни одного слова к 16 месяцам или не использует фразы из двух слов к 2 годам, рекомендуется поговорить с педиатром.

    Национальные институты глухоты и других коммуникативных расстройств говорят, что языковое развитие может быть «неравномерным», с исключительным языковым развитием в одних областях и нарушением в других областях.

    Регрессия

    Когда младенец или малыш начинает терять навыки и способности, которые начали развиваться, это может быть признаком аутизма. Родителям и опекунам также может быть очень тяжело наблюдать за происходящим.

    Исследователи не знают, почему происходит регрессия. Нет никаких известных связей с какими-либо детскими переживаниями, болезнями или лекарствами.

    Около трети аутичных детей теряют навыки после младенчества и до дошкольного возраста. Примерно в 94 процентах случаев теряются языковые навыки. Если ваш ребенок бормотал, поддерживал зрительный контакт, жестикулировал и демонстрировал другие виды социального поведения и перестал делать это в раннем возрасте, это следует обсудить с вашим педиатром.

    Как отслеживать развитие вашего ребенка

    Хотя дети растут в своем индивидуальном темпе, вы можете воспользоваться руководством Центра по контролю и профилактике заболеваний, чтобы получить общее представление о том, каких навыков следует ожидать в каждом возрасте. Вы также можете загрузить приложение Milestone Tracker от CDC.

    Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор различий в развитии, которые влияют на то, как люди общаются, ведут себя и взаимодействуют с другими людьми.

    По оценкам CDC, каждый 54-й ребенок страдает аутизмом. Хотя мальчиков с аутизмом больше, чем девочек, это состояние встречается во всех этнических и социально-экономических группах.

    Поскольку аутизм имеет множество различных характеристик, исследователи полагают, что у него могут быть разные причины. Вот краткий обзор возможных причин, которые могут способствовать развитию РАС:

    • генетика
    • воздействие определенных токсинов окружающей среды, таких как загрязнение воздуха в результате дорожного движения или пестициды
    • хромосомные заболевания, такие как туберозный склероз или ломкость X синдром
    • некоторые лекарства, принимаемые во время беременности, такие как талидомид, вальпроевая кислота
    • рождение у пожилых родителей
    • низкий вес при рождении
    • потеря кислорода во время родов
    • матери с диабетом, ожирением или определенными иммунными нарушениями
    • иммунные нарушения, нарушения обмена веществ и различия в связях мозга

    Исследование причин постоянный. Многократные исследования показали, что вакцины (иммунизации) не вызывают аутизм.

    Родители детей-аутистов часто задаются вопросом, виноваты ли они в диагнозе своего ребенка. Если вы замечаете признаки аутизма у ребенка, находящегося под вашим присмотром, возможно, вы сомневаетесь в своих решениях или обвиняете себя в различиях в развитии вашего ребенка. Вы также можете чувствовать давление, чтобы принять правильное решение, когда вы говорите с медицинскими работниками о ранней диагностике. Эти мысли и чувства очень распространены, но помните, что в аутизме нет ничьей вины.

    Возможно, вам будет полезно:

    • связаться с другими родителями через группы поддержки
    • пройти дополнительное обучение по вопросам РАС, которое поможет снизить стресс , прогрессивная мышечная релаксация и выразительное письмо
    • работа с семейным терапевтом или консультантом, чтобы разобраться в своих чувствах и вооружить вас навыками преодоления трудностей

    Некоторые признаки и симптомы аутизма развиваются по мере того, как младенцы становятся малышами и дошкольниками. Вот что вы можете заметить:

    • повторяющиеся движения, такие как взмахи руками или вращение
    • сильный интерес к некоторым специальным предметам
    • чрезмерное выстраивание игрушек в ряд
    • проблемы с восприятием или пониманием чувств других
    • желудочно-кишечные проблемы, такие как запор, диарея, газообразование , боль в животе
    • соблюдение распорядка, системы и расписания
    • трудности с выражением эмоций свободно
    • повторяющиеся слова и фразы
    • сильные эмоции при неожиданных изменениях

    Некоторые стратегии могут помочь детям с аутизмом развить дополнительные навыки, которые помогут им в повседневной жизни. Поскольку характеристики аутизма настолько разнообразны, мультимодальный подход обычно является наиболее эффективным.

    В зависимости от симптомов вашего ребенка могут быть полезны одна или несколько из следующих терапий:

    • когнитивно-поведенческая терапия
    • терапия совместного внимания
    • терапия управления поведением
    • обучение социальным навыкам
    • логопедия
    • физиотерапия
    • трудотерапия
    • медикаментозное лечение
    • образовательные вмешательства
    • лечебное питание

    Аутизм — это спектр неврологических различий, которые развиваются в детстве.

    Хотя лекарства от аутизма не существует, многие в аутичном сообществе считают, что эти неврологические различия не нуждаются в лечении. Это просто другой способ общения и взаимодействия с миром.

    Десятилетия исследований показали, что раннее вмешательство может оказать сильное влияние на здоровье детей, страдающих аутизмом. Когда терапия начинается в раннем детстве, аутичные дети выигрывают от невероятной приспособляемости своего растущего мозга и нервной системы.

    Некоторые признаки аутизма могут проявляться в младенчестве, например:

    • ограниченный зрительный контакт
    • отсутствие жестикулирования или указания пальцем
    • отсутствие совместного внимания
    • отсутствие реакции на слух
    • приглушенность выражения лица
    • 4 отсутствие или потеря речи

    Если вы заметили какие-либо из этих различий в развитии, важно поговорить с педиатром или медицинским работником вашего ребенка. Ранняя диагностика и вмешательство являются ключом к улучшению состояния здоровья детей, страдающих аутизмом.

    Хотя «лекарства» от аутизма не существует, существует ряд хорошо изученных и эффективных методов лечения, которые могут улучшить навыки, уменьшить тревогу и улучшить самочувствие вашего ребенка.

    Наблюдая за развитием своего ребенка и при необходимости обращаясь за помощью, не забывайте заботиться о себе с той же преданностью, которую вы проявляете к своему сложному и чудесному ребенку.

    Распознавание признаков аутизма у младенцев

    Будучи родителем или опекуном младенца, вы имеете возможность наблюдать за его развитием с близкого расстояния. Вы можете видеть небольшие изменения в повседневном поведении, которые указывают на то, что ребенок формирует новые навыки и способности.

    Если вы знаете, что искать, вы сможете обнаружить ранние признаки различий в развитии, таких как аутизм. Это связано с тем, что самыми ранними признаками аутизма являются не наличие неожиданного поведения, а отсутствие навыков или способностей, которые обычно развиваются к определенному возрасту.

    Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что большинство родителей детей с аутизмом замечают некоторые признаки в течение первого года жизни, а от 80 до 90 процентов замечают различия в развитии к тому времени, когда их ребенку исполняется 2 года.

    Ваши наблюдения и инстинкты важны, потому что раннее выявление различий в развитии дает ребенку, находящемуся под вашим присмотром, преимущество ранней диагностики.

    Аутизм не меняет внешности ребенка. Это состояние влияет на то, как младенцы общаются и как они относятся к окружающему миру.

    Аутизм описывается как состояние «спектра», поскольку признаки, симптомы и способности могут сильно различаться. Если вы заметили какие-либо из этих различий в развитии, важно поговорить о них с врачом вашего ребенка или медицинским работником.

    Рекомендуемые скрининги развития

    Американская академия педиатрии рекомендует всем младенцам проходить скрининги развития при посещении врача в возрасте 9, 18 и 30 месяцев, а также специальные скрининги на аутизм при посещении в возрасте 18 и 24 месяцев.

    Отказ от зрительного контакта

    Младенцы обычно устанавливают зрительный контакт с другими людьми с самого раннего возраста. К 2 месяцам младенцы обычно могут находить лица и умело устанавливать зрительный контакт. Зрительный контакт позже становится способом построения социальных отношений и получения информации об их окружении.

    Исследователи обнаружили, что дети, у которых развивается расстройство аутистического спектра (РАС), начинают меньше смотреть в глаза примерно в 2-месячном возрасте. Снижение зрительного контакта может быть ранним признаком аутизма.

    Маленькое указание или жестикулирование

    Младенцы обычно учатся жестикулировать раньше, чем они учатся говорить. На самом деле жестикулирование — одна из самых ранних форм общения. Аутичные дети обычно показывают и жестикулируют гораздо реже, чем дети с неаутичным развитием. Меньшее указание иногда может указывать на возможность языковой задержки.

    Еще одним показателем разницы в развитии является то, что взгляд младенца не следует за вами, когда вы указываете на что-то. Этот навык иногда называют «совместным вниманием». Совместное внимание часто снижено у аутичных детей.

    Ограниченная реакция или отсутствие реакции на свое имя

    В возрасте 6 месяцев большинство младенцев осознают свое собственное имя, особенно когда его произносит мать.

    Младенцы с аутизмом обнаруживают разницу в развитии: к 9 месяцам многие дети, у которых позднее развивается РАС, не ориентируются на собственные имена. Исследователи говорят, что это обычно проявляется как образец отсутствия ответа, а не единичный случай.

    Снижение эмоций в выражении лица

    Выражение лица — это невербальный способ передачи мыслей и чувств.

    Исследования выражения эмоций у аутичных младенцев ограничены, но в исследованиях с участием детей школьного возраста исследователи обнаружили, что аутичные дети выражают меньше эмоций через мимику, чем дети с неаутичным развитием.

    Это не обязательно означает, что аутичные дети испытывают меньше эмоций, просто их меньше проявляется на их лицах, когда они это делают.

    Задержка языка или речи

    Младенцы и дети младшего возраста начинают говорить в разном возрасте.

    Исследования показывают, что маленькие дети с аутизмом часто произносят и понимают меньше слов, чем дети с неаутичным развитием в возрасте 12 месяцев. Если ребенок не говорит ни одного слова к 16 месяцам или не использует фразы из двух слов к 2 годам, рекомендуется поговорить с педиатром.

    Национальные институты глухоты и других коммуникативных расстройств говорят, что языковое развитие может быть «неравномерным», с исключительным языковым развитием в одних областях и нарушением в других областях.

    Регрессия

    Когда младенец или малыш начинает терять навыки и способности, которые начали развиваться, это может быть признаком аутизма. Родителям и опекунам также может быть очень тяжело наблюдать за происходящим.

    Исследователи не знают, почему происходит регрессия. Нет никаких известных связей с какими-либо детскими переживаниями, болезнями или лекарствами.

    Около трети аутичных детей теряют навыки после младенчества и до дошкольного возраста. Примерно в 94 процентах случаев теряются языковые навыки. Если ваш ребенок бормотал, поддерживал зрительный контакт, жестикулировал и демонстрировал другие виды социального поведения и перестал делать это в раннем возрасте, это следует обсудить с вашим педиатром.

    Как отслеживать развитие вашего ребенка

    Хотя дети растут в своем индивидуальном темпе, вы можете воспользоваться руководством Центра по контролю и профилактике заболеваний, чтобы получить общее представление о том, каких навыков следует ожидать в каждом возрасте. Вы также можете загрузить приложение Milestone Tracker от CDC.

    Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор различий в развитии, которые влияют на то, как люди общаются, ведут себя и взаимодействуют с другими людьми.

    По оценкам CDC, каждый 54-й ребенок страдает аутизмом. Хотя мальчиков с аутизмом больше, чем девочек, это состояние встречается во всех этнических и социально-экономических группах.

    Поскольку аутизм имеет множество различных характеристик, исследователи полагают, что у него могут быть разные причины. Вот краткий обзор возможных причин, которые могут способствовать развитию РАС:

    • генетика
    • воздействие определенных токсинов окружающей среды, таких как загрязнение воздуха в результате дорожного движения или пестициды
    • хромосомные заболевания, такие как туберозный склероз или ломкость X синдром
    • некоторые лекарства, принимаемые во время беременности, такие как талидомид, вальпроевая кислота
    • рождение у пожилых родителей
    • низкий вес при рождении
    • потеря кислорода во время родов
    • матери с диабетом, ожирением или определенными иммунными нарушениями
    • иммунные нарушения, нарушения обмена веществ и различия в связях мозга

    Исследование причин постоянный. Многократные исследования показали, что вакцины (иммунизации) не вызывают аутизм.

    Родители детей-аутистов часто задаются вопросом, виноваты ли они в диагнозе своего ребенка. Если вы замечаете признаки аутизма у ребенка, находящегося под вашим присмотром, возможно, вы сомневаетесь в своих решениях или обвиняете себя в различиях в развитии вашего ребенка. Вы также можете чувствовать давление, чтобы принять правильное решение, когда вы говорите с медицинскими работниками о ранней диагностике. Эти мысли и чувства очень распространены, но помните, что в аутизме нет ничьей вины.

    Возможно, вам будет полезно:

    • связаться с другими родителями через группы поддержки
    • пройти дополнительное обучение по вопросам РАС, которое поможет снизить стресс , прогрессивная мышечная релаксация и выразительное письмо
    • работа с семейным терапевтом или консультантом, чтобы разобраться в своих чувствах и вооружить вас навыками преодоления трудностей

    Некоторые признаки и симптомы аутизма развиваются по мере того, как младенцы становятся малышами и дошкольниками. Вот что вы можете заметить:

    • повторяющиеся движения, такие как взмахи руками или вращение
    • сильный интерес к некоторым специальным предметам
    • чрезмерное выстраивание игрушек в ряд
    • проблемы с восприятием или пониманием чувств других
    • желудочно-кишечные проблемы, такие как запор, диарея, газообразование , боль в животе
    • соблюдение распорядка, системы и расписания
    • трудности с выражением эмоций свободно
    • повторяющиеся слова и фразы
    • сильные эмоции при неожиданных изменениях

    Некоторые стратегии могут помочь детям с аутизмом развить дополнительные навыки, которые помогут им в повседневной жизни. Поскольку характеристики аутизма настолько разнообразны, мультимодальный подход обычно является наиболее эффективным.

    В зависимости от симптомов вашего ребенка могут быть полезны одна или несколько из следующих терапий:

    • когнитивно-поведенческая терапия
    • терапия совместного внимания
    • терапия управления поведением
    • обучение социальным навыкам
    • логопедия
    • физиотерапия
    • трудотерапия
    • медикаментозное лечение
    • образовательные вмешательства
    • лечебное питание

    Аутизм — это спектр неврологических различий, которые развиваются в детстве.

    Хотя лекарства от аутизма не существует, многие в аутичном сообществе считают, что эти неврологические различия не нуждаются в лечении. Это просто другой способ общения и взаимодействия с миром.

    Десятилетия исследований показали, что раннее вмешательство может оказать сильное влияние на здоровье детей, страдающих аутизмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *