Как правильно воспитывать мальчика 4 лет: Воспитание детей 4-5 лет| Важные этапы развития| Советы психолога
Читать онлайн «Как правильно воспитать сына без отца», Владимир Леонов – Литрес
Если вы читаете эти строки – значит у вас есть вопросы. И вопросы эти определенного толка. Действительно, эта книга предназначена для женщин, которые воспитывают сына без отца. Нужно признать, что проблема достаточно сложная. Мальчишки – племя непростое, непоседливое и непокорное. Их и с отцом вырастить довольно трудно, не говоря о ситуации, когда все заботы о ребенке лежат на плечах одной женщины. Но все же это задача разрешимая. В истории немало примеров, когда мужчины воспитанные только одной матерью добивались в своей жизни значительных результатов, создавали прекрасные семьи, становились эталоном подражания для миллионов людей.
Легендарного мыслителя, философа и государственного деятеля древнего Китая Конфуция с полутора лет самостоятельно воспитывала одна мама. Молодая наложница Янь Чженцазай, после смерти отца своего ребенка, вынуждена была в одиночку поднимать сына на ноги.
Прославленный полководец Киевской Руси князь Святослав Игоревич в три года остался без отца. Согласно летописи, все свое детство будущий покоритель Хазарского каганата и Болгарского царства провел в Киеве под присмотром своей матери – княгини Ольги.
Отец видного российского писателя и общественного деятеля Александра Исаевича Солженицына погиб еще до рождения сына. В нужде и бедности будущего Нобелевского лауреата воспитала его мама, Таисия Захаровна.
Бараку Обаме не было и трех лет, когда его родители развелись. После этого он видел своего отца только один раз, когда ему было всего десять лет. С полной уверенностью можно сказать, что характер, моральные представления и мировоззрение сорок четвертого президента США формировались благодаря усилиям его матери – Энн Данхем.
Этот список – список удачных людей, воспитанных без отца – очень и очень длинный. В нем есть законное место и для вашего сына. Его ждет яркая и интересная жизнь. У него для этого есть все. Но в чем особенно ему повезло, так это в том, что у него такая мама как вы.
Да, да, именно такая мама как вы в состоянии правильно воспитать своего мальчика. И ни у кого в мире не получится сделать это лучше вас. Даже самые талантливые педагоги и воспитатели не в состоянии научить вашего ребенка тому, что можете дать вы, его мама. Не верите? Спросите воспитанников детских домов и приютов: «Кто вам больше всего нужен?» и чаще всего вы услышите в ответ: «Мама».
Сыновьям необходимы мамы, их теплота, их внимание, их чуткость и забота. Без настоящей материнской любви мальчику трудно стать отзывчивым сыном, сильным мужчиной, хорошим мужем и надежным отцом. Главное сейчас понять только одно: то, что у вас есть сын – большая удача как для него, так и для вас. А как добиться прекрасных результатов в воспитании вашего ребенка мы расскажем на страницах этой книги.
1.1. Нет неполных или полных семей, есть семьи счастливые или несчастливые
Человеческое счастье не меряется материальным благополучием, социальным статусом, групповыми нормами и культурными стандартами. Глубокое заблуждение, что деньги, богатство и достаток – непременное условие для счастливой жизни. Счастье – это особое внутреннее ощущение радости, доступное для каждого человека. Каждый день миллиарды людей сталкиваются со своим реальным счастьем, и только единицы умеют его почувствовать. Научиться радоваться мелочам, окружающими нас с утра и до ночи, – значит научиться быть счастливым. Сошлюсь на слова замечательного персонажа удивительной повести Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков» – мудрого дедушки Сполдинга, который в разговоре с журналистом Биллом Форестером удачно подметил, что мелкие радости куда важнее крупных. Точнее не скажешь.
Не ищите своего счастья на стороне, не ждите его в подарок от других. Знайте, что ваше первое счастье – это вы сами, второе счастье – это ваш сын, третье счастье – то, что вы вместе. И если вы действительно хотите быть счастливой, начните радоваться самой себе. Полюбите себя, и, как говорил великий скептик Оскар Уайльд, «у вас начнется роман на всю жизнь». Меня этому научила одна прекрасная женщина с неповторимого острова Сахалин. Утром, когда она вставала, то первым делом подходила к зеркалу и говорила: «Доброе утро, Любаша! Как я тебе рада!». После утреннего туалета Люба готовила себе чашечку «счастья». Так она называла горячий кофе, который с нескрываемым удовольствием пила тут же, на небольшой кухне, в своем плетеном кресле. Потом она шла в комнату восьмилетнего сына и словами «Вставай моя услада. Вставай моя радость» начинала его будить.
Весь ее день был буквально пронизан подобными мгновениями счастья. Она искренне радовалась тем скоротечным минутам и секундам удовольствия, которые щедро дарила ей жизнь: теплу солнечного лучика, улыбке бабушки-соседки, вкусу хорошо приготовленной еды, удобному дивану, запаху цветов, прохладе вечера, красоте звездного неба.
Люба жила со своим сыном вдвоем, скромно, на ее небольшую зарплату воспитателя детского сада. У нее также были проблемы и печали. Только она воспринимала их без излишней трагичности, как временные трудности, преодоление которых, по ее словам, «дарит радость достижения». Более того, глядя на свою маму, был счастливым и ее мальчик. Вечером, перед сном, он рассказывал ей, что у него за прошедший день случилось 14 радостей, и начинал перечислять свои нехитрые, но такие важные для восьмилетнего ребенка достижения. Тут было все: и правильно решенная задачка по математике, и разрешение погладить соседскую собаку, и понравившиеся мамины котлетки на ужин…
Мой вам совет: берите пример с Любы и ее сына. Становитесь охотниками за радостью. Смело маркируйте свои мимолетные ощущения удовольствия. Коллекционируйте маленькие удачи, тките из них большую радость. Лучшего счастья в мире нет.
В педагогике, социологии и психологии принято разделять семьи на полные и неполные. Полные – это когда есть мама, папа и дети. Когда же ребенка воспитывает один родитель, семью называют неполной. Почти всегда, называя семью неполной, подразумевают что она, эта семья, изначально проблемная, неблагополучная. Уверен, что такой подход ошибочен и вреден.
Нередко встречаются семьи, где у ребенка есть и мать и отец, нет больших материальных затруднений, но царит разобщенность, равнодушие, взаимные упреки и постоянные ссоры. Разве такая семья счастлива?
Мне неоднократно приходилось видеть одиноких матерей, которые, несмотря на ограниченность средств, сумели в своей небольшой семье создать комфортные условия проживания для себя и своих детей, окружить их теплом и заботой, наладить с ними полное взаимопонимание. Специалисты объясняют этот феномен тем, что оставшийся родитель имеет более выраженную установку на воспитание сына или дочери. Другими словами, всю ответственность за состояние дел в такой семье несет один человек. При этом он не хнычет и не перекладывает вину за собственные неудачи и просчеты на кого-то другого, а обеспечивает ребенку эмоциональный уют и полноценное развитие.
Замечено, что в неполных семьях, где мамы настроены искать поддержку (психологическую, медицинскую и т. д.) на стороне, дети больше подвержены острым и хроническим заболеваниям. Во многом это объясняется тем, что такой родитель по-настоящему не самостоятелен, ищет малейший повод показать всем, что он несчастлив, а трудности, с которыми он сталкивается, в одиночку непреодолимы. Выход из этой ситуации один – не плакаться, не скулить и не расстраиваться из-за того, что вы живете без мужа. Успеха добивается тот, кто верит в себя и свои силы.
Думаю, что семью нужно классифицировать не по количеству родителей, а по взаимоотношениям в ней. Если между вами и вашим ребенком существует эмоциональный контакт, если ваш сын вам в радость, то вас нельзя причислить к неудачникам. А ваша семья, уже счастлива.
1.2. Чтобы сын был в радость
Правильное воспитание сына начинается с вашего отношения к нему. Когда ребенок чувствует и знает, что мама его любит только потому, что он ее сын, многих проблем можно легко избежать. Дети, лишенные материнской ласки и внимания, больше подвержены различным психическим отклонениям и соматическим заболеваниям. В этой связи интересны наблюдения американских врачей, проведенные во второй половине двадцатого века. Они сравнили нахождение детей в двух совершенно разных детских яслях для новорожденных. Одни ясли были предназначены для младенцев из очень обеспеченных семей, другие – для малышей бедных родителей.
В элитных яслях все было стерильно и комфортабельно. Каждый ребенок находился в отдельном застекленном боксе. Все предметы, окружавшие детей, тщательно дезинфицировались. Хорошо отобранный и обученный медицинский персонал профессионально ухаживал за младенцами: малышей пеленали, кормили их и играли с ними. Во избежание инфекций, в ясли строжайше был запрещен вход для посторонних, а также для родителей.
В «простых» яслях условия пребывания детей были заметно хуже. Стерильность и защищенность от инфекций не обеспечивалась на должном уровне. Малыши находились в общем помещении, куда постоянно приходили матери, которые кормили младенцев грудью и некоторое время были с ними.
Результаты наблюдений ошеломили всех. Оказалась, что смертность в комфортабельных и дорогих яслях была чуть ли не в пять раз выше, чем в бедных. По мнению специалистов, причиной таких итогов стала недостаточность общения детей с их мамами. Им элементарно не хватало материнской любви.
Нарушение позитивного контакта между мамой и сыном отражается не только на ребенке, но и на маме. Нередко это проявляется в повышенной тревожности. В результате молодая женщина начинает сильно и безосновательно переживать по поводу будущих событий в ее жизни, она начинает постоянно сомневаться в правильности своих поступков, появляется беспричинная головная боль или боль в желудке. Все это сопровождается неприятным чувством постоянного напряжения.
Изучение психологических особенностей подростков показали, что ответственность больше присуща мальчишкам, которые позитивно оценивают материнское воспитание и не воспринимают воздействующие методы мамы как сугубо распорядительные либо враждебные по отношению к себе. Чем меньше любви и больше суровости к сыну, тем выше вероятность, что он станет безответственным. У чересчур требовательных, авторитарных мамаш чаще всего вырастают так называемые «маменькины сынки», то есть слабые, податливые, внушаемые и несамостоятельные мужчины.
Одна из причин неправильного отношения к сыну кроется в том, что мама видит в нем черты его отца и бессознательно переносит на ребенка свою обиду на этого мужчину. Мальчик начинает страдать только из-за того, что между его биологическими родителями пробежала черная кошка, и его мама просто ненавидит папу. Как говорится – сын за отца в ответе.
Другим основанием плохого отношения к ребенку является социокультурный фактор. В нашем обществе укоренилось мнение, что мать-одиночка – неудачница. Если мама согласна с этим утверждением, то она исподволь начинает искать виновных в своих невезениях. И первым в этот список попадает ее сын.
Как-то я разговорился с одним из своих знакомых, служивших вместе со мной в морских погранвойсках. Мой сослуживец рассказал, что его первое детское воспоминание связано с криками мамы, которая ругала его из-за разбитой чашки, называя неудачником и, вместе с тем, обвиняя сына во всех своих проблемах. Мол, именно из-за него ей не повезло в жизни. У этого двадцатилетнего парня буквально все валилось из рук. Командиры боялись поручать ему какие-либо серьезные задачи, а многие сослуживцы в отношениях с ним старались держаться на большой дистанции. Считалось, что он притягивает несчастье. В конце концов, его списали на берег, но и на этом его злоключения не прекратились.
Исследования психологов показали, что даже среди матерей-педагогов, в одиночку воспитывающих детей, преобладает негативное отношение к своим малышам. Большинство из протестированных женщин считали, что их сыновья приносят неприятности: они капризные, ужасные, не дают спать, плачут, пачкаются, эгоистичны и т. п. Себя же такая мама видит в роли мученицы, которая растит ребенка одна, жертвуя собой.
Если мать-одиночка акцентирует внимание на отрицательных чертах своего ребенка, это явный признак того, что сын ей не в радость. Подобная позиция деструктивна, и ее во что бы то ни стало нужно кардинально изменить. Мамам нужны сыновья не меньше, чем они своим детям.
Главное предназначение любой женщины и мужчины состоит в продолжении человеческого рода. Это заложено в нас природой. Миллионы людей страдают из-за нарушений их репродуктивных способностей. Никакие достижения цивилизации не могут заменить радости материнства. Если у женщины есть ребенок – у нее есть все.
Ребенок приходит в этот мир, чтобы подарить своей маме неповторимую радость, научить ее не призрачному и не гламурному, а реальному, полноценному счастью. Материнство является одним из важнейших способов самовыражения и самоутверждения женщины как личности. Правильное воспитание сына никоим образом не может помешать маминой самореализации. Наоборот, оно может сделать ее жизнь колоритной, полной и по-настоящему успешной.
Когда мама радуется сыну, она не только дарит ему тепло своей любви – она становится обаятельной и сексуально привлекательной. Связано это с тем, что женщина в эти минуты испытывает особый душевный подъем, как говорится «светится счастьем». В таких случаях осанка, тело, а также мимика лица молодой мамы активно формирует ее эмоционально положительный образ, насыщая его женственностью, нежностью, добротой и успешностью. То есть именно теми качествами, которые особенно нравятся в женщинах мужчинам.
Подобное эмоциональное состояние объясняется тем, что радость за сына – это производная от радости за себя, за свое материнство. А когда человек искренне рад себе, у него достаточно высокий уровень самооценки. Это говорит о его уверенности в себе. Выходит, что женщина, которая не рада своему ребенку – это мама, которая не уверена в своих силах и имеет заниженный уровень самооценки. И свой комплекс неудачницы она со всей своей энергией выплескивает на родного мальчика.
Мой совет таким женщинам: становитесь личностью с нормальной степенью самооценки. От этого выиграете вы и ваш ребенок. Вы не будете сильно огорчаться, услышав неумные и несправедливые слова в свой адрес. Вы не будете бояться осуждения своего поведения. Вы не будете сильно зависеть от поддержки и одобрения окружающих. Вы заставите других вращаться вокруг вас и вашего малыша. И именно вам достанется львиная доля общественных благ.
В интернете можно встретить афоризм, приписываемый древнегреческим скульпторам: «Богиню можно лепить с женщины, которая дважды рожала. С девушки лепят только нимфу». Смелее лепите с себя богиню (для этого не обязательно дважды рожать, хватит и одного).
Возникает справедливый вопрос: «А как поднять свою самооценку?».
Запомните несколько правил:
1. Никогда не говорите и не думайте о себе плохо. Не вешайте на себя отрицательные ярлыки, к примеру: «неудачница», «идиотка», «недотепа», «уродина», «неспособная», «неисправимая», «слабая» и т. п.
2. Не давайте другим оскорблять вас как личность. Могут критиковать ваши действия, но не вас как человека.
3. Больше общайтесь с людьми, которые вас уважают и ценят.
4. Чаще говорите себе «я все смогу», «у меня все получится».
5. Постарайтесь сами помочь людям, которые испытывают страх и неуверенность.
Помогут вам и психотехнические упражнения, которые приведены ниже. Их можно делать все вместе или каждое по отдельности.
Начните с того, что сядьте поудобней, закройте глаза и сделайте 3–4 глубоких вдоха и полных выдоха. Почувствуйте себя спокойно и уверенно.
Вспомните самую раннюю ситуацию, когда обидно засмеялись над вашей оплошностью или упрекнули за досадный промах, когда сказали, что вы не справитесь, что у вас не получится, что вы неудачница. Это могли быть ваши родители, старшая сестра или старший брат, воспитательница или учительница. Вспомнили? Слышите как он или она плохо оценивает ваши действия? Ответьте им, скажите твердо и беспрекословно: «Стоп, папа, я ошиблась, но я запрещаю меня обижать, я все равно лучшая» или «Стоп, Зинаида Алексеевна, я не слабенькая, я сильная и у меня все получится».
Сделайте 2–3 полных вдоха и выдоха. Мысленно усильте свое чувство уверенности в два раза.
Составьте виртуальный список трех самых больших ваших неудач. Представьте, что они напечатаны на большом листе бумаги. Видите этот список? Прочтите первый пункт, второй, третий. Вообразите, что у вас в руке большая кисть. Вы с нескрываемым удовольствием окунаете ее в банку с красной краской и от всей души крест-накрест перечеркиваете этот список.
Сделайте 2–3 полных вдоха и выдоха. Усильте свое чувство уверенности еще в два раза.
Вспомните четыре наиболее значимых для вас ситуации личного успеха, во время которых вы чувствовали себя уверенно и компетентно. Это может быть удачный ответ на экзамене, сшитое вами платье, танец на вечере отдыха или сделанный вами отчет на работе. Вспомните, как вы себя тогда чувствовали. Пятым в этот список впишите рождение сына. Мысленно выгравируйте этот список на листе бронзы. Представьте, что у вас в руке молоток и вы с большим удовлетворением, намертво, навсегда прибиваете это лист металла к стене. Прикоснитесь к нему рукой, ощутите его тепло и незыблемость.
Сделайте 2–3 полных вдоха и выдоха. Усильте новое чувство уверенности в три раза.
Вообразите, что вас посетил человек, который вам всегда искренне радовался. Обратите внимание, как он выглядит, как он одет, как сидит или стоит, как глядит на вас (если он смотрит на вас без радости, мысленно попрощайтесь с ним и представьте другого действительно радующегося вам человека).
Теперь сами попробуйте стать человеком, который просто без причины радуется своему сыну. Скажите ему: «Я люблю тебя, сынок!». Скажите ему: «Ты у меня замечательный!». Скажите ему: «Ты у меня самый лучший!».
Сделайте 2–3 полных вдоха и выдоха. Усильте ваше чувство уверенности в десять раз. Хорошо запомните это свое состояние и ощущения в теле. Откройте глаза. Посмотрите вокруг себя. Закройте глаза и восстановите последнее чувство уверенности во всей его силе. В этом вам могут помочь те ощущения в теле, которые у вас были при последнем усилении чувства уверенности. Вспомните их. Это может быть тепло в животе, холод в затылке или еще что-то только вам присущее ощущение. Закрепите это чувство.
Откройте глаза, встаньте, походите по комнате. Присядьте, не закрывая глаз, и вновь вызовите это чувство уверенности. Когда вы почувствуете знакомые вам ощущения, усильте их максимально. Запомните это состояние. Спокойно выйдите из него. Встаньте и уже стоя восстановите последнее самое максимальное ощущение уверенности. Повторите это еще несколько раз, до тех пор, пока вы твердо не запомните это чувство и не сможете легко его вызвать.
Теперь скажите самой себе: «Всегда, в любой проблемной ситуации это чувство сразу будет приходить мне на помощь».
Попробуйте после всех этих упражнений подойти к сыну. Присядьте возле него, возьмите его за руку, посмотрите в его глаза. Обнимите его со спины. Почувствуйте его тепло. Скажите ему, что вы его любите. Почувствуйте, как вас накрывает волна радости. Научите своего самого родного человека двустишью, который я услышал от одной украинской поэтессы:
Моя мама – лучше всех!
Всех, кто с мамой, ждет успех!
Как воспитывать ребенка до пяти лет
Воспитание ребенка очень сложный и ответственный процесс, требующий терпения и огромной любви. Каждый родитель стремится, чтобы ребенок вырос воспитанным и нравственно зрелым человеком. Добиться этого очень трудно, но все же возможно. Заниматься воспитанием нужно с самого рождения, иначе момент будет упущен и достичь положительных результатов будет намного сложнее. Когда ребенок усвоил какие-то правила поведения, ему трудно перестроиться и перевоспитывать будет стоить родителям больших усилий.
Многие исследования и наблюдения за поведением детей привели к выводам, что основные нравственные понятия прививаются в возрасте до пяти лет. Поэтому очень важно научить малыша понятиям “плохо” и “хорошо” именно в этот период. Пусть малыш растет добрым, заботливым и понимает, что правильно, а что не правильно. Чувство справедливости должно сопровождать воспитание детей в такой ответственный момент и тогда родители смогут добиться желаемых результатов.
Как же воспитать правильно, чтобы не жалеть и не чувствовать себя виноватыми перед детьми в будущем? Конечно, каждый ребёнок индивидуален и подход к каждому малышу может отличаться кардинально. Все будет зависеть от темперамента и характера, также от обстановки в семье и конкретного случая. Поэтому к воспитанию своего чада стоит относится вдумчиво, ответственно. Все же есть некоторые общие правила, соблюдая которые, любой родитель сможет добиться послушания, понимания и усвоения правил нравственности детьми.
1 Будьте спокойны рядом с ребенком
2 Самый верный способ научить детей — собственный пример
3 Требования к ребёнку всегда одинаковы
4 Как добиться послушания ребёнка
Будьте спокойны рядом с ребенком
Многие родители считают, что без криков и нервов не возможно добиться послушания и правильного поведения ребёнка. Это очень ошибочное понятие, разрушающее психику малыша. Поэтому, как бы вам не хотелось крикнуть на ребёнка, лучше воздержаться. Рядом с ребёнком всегда ведите себя спокойно. Старайтесь создать в доме атмосферу любви и уважения, пусть взрослые не срывают плохое настроение на домашних. Благоприятная среда для воспитания детей всегда поможет вам добиться, чтобы ребёнок слушался вас и уважал старших. Если вы будете постоянно нервничать и кричать на ребенка, то последствием будет крик и плач, малыш не будет слушаться взрослых. В итоге вырастет нервный и не послушный ребёнок, с подорванным психическим здоровьем. Лечение таких малышей очень трудоемкий и дорогой процесс.
Самый верный способ научить детей — собственный пример
Малыши усваивают правила поведения, подражая взрослым. Наверно, многие замечали, как дети подражают взрослым в манере поведения, усваивают повадки окружающих и даже употребляют в своей речи слова, которые часто слышат от членов своей семьи. Поэтому, если хотите научить детей правильным манерам и хорошему поведению, то нужно самим вести себя соответственно. Таким способом ребёнок быстрее всего усваивает понятия “плохо” и “хорошо”. Так же можно подчеркивать хорошее поведение других детей. Например, мальчик помогает братику завязывать шнурки, а вы говорите своему чаду: “посмотри, какой заботливый брат” и так далее. Обычно, в детском саду или школе по поведению детей видно, как ведут себя взрослые дома. Дети своей непосредственностью выдают родителей с головой. Поэтому, следите за своим поведением, какие слова употребляете, что говорите и дети вырастут воспитанными и послушными.
Требования к ребёнку всегда одинаковы
Родители всегда должны придерживаться одинаковых правил для поведения ребёнка, можно договориться с домашними заранее. Если мама разрешила, а папа запрещает, это очень пагубно скажется на поведении детей. Последствием будет, что ребёнок будет добиваться своего путем манипулирования родителями, научится изворачиваться, чтобы не выполнять требования взрослых. Если, что-то запрещено, то должно быть под запретом всегда, и не должно зависеть от настроения родителей. Сегодня добрая, разрешаю, а завтра буду злая, поэтому нельзя. Научитесь правильно аргументировать свой запрет на что-то, объясните почему это нельзя. Например, нельзя играть с острыми предметами, потому что ребёнок может поранится, будет очень больно и так далее.
Предъявляя требования к ребенку, будьте постоянны, они должны быть одинаковыми всегда. Также соблюдайте режим, тогда малыш будет понимать, что есть какие-то ограничения и лучше усвоит правила поведения. Пусть ваш ребёнок будет дисциплинированным, заранее знает, что после обеда нужно спать, а потом можно пойти погулять. Понимая это малыш будет более спокойным и привыкнет соблюдать режим.
Как добиться послушания ребёнка
Когда мы видим послушных детей, то очень удивляемся, как возможно такого добиться. На самом деле это не так уж и трудно. Только крики и приказной тон вам не помогут. Таким способом вы добьетесь обратных результатов. Самым главным в науке послушания является слово “надо”, научите малыша правильному отношению к такому понятию. Ребёнок должен усвоить, что “надо” — это не прихоть взрослого и поэтому всегда говорите ребёнку, зачем нужно что-то делать. Если малыш будет знать, зачем нужно сделать какое-то задание и что должно быть в итоге, то скорее всего, он сделает дело с удовольствием и получит положительные эмоции. Станет гордится собой. Не забывайте проверять выполнил ли малыш задание и не позволяйте сачковать, если ребёнок поймет, что избежать работы не удастся, то он все равно выполнит, то что нужно. Желательно, что бы малыш научился делать все без напоминаний и без принуждения, таким образом разовьется в ребенке трудолюбие и ответственность.
Всем родителям самый главный совет, не откладывайте воспитание своего чада до лучших времен, а занимайтесь им с рождения. До пяти лет в каждом ребёнке закладываются основные понятия о жизни и главные нравственные качества. Если малыш достиг этого возраста, но не усвоил важных правил поведения, то в последствии перевоспитывать будет очень сложно.
Как воспитать самостоятельного ребенка
Фото: iStockphoto
Вы изо всех сил пытаетесь вывести детей за дверь, но ваш трехлетний ребенок обувается с невероятной скоростью. Соблазн взять верх огромен. Позволить вашему ребенку сделать это самому, безусловно, требует больше времени и терпения, но это одно из самых важных действий по воспитанию детей, говорит Джейн Хьюз, заведующая кафедрой раннего обучения и ухода за детьми в Университете Гранта Макьюэна в Эдмонтоне. «Когда дети учатся делать что-то для себя, они развивают позитивную самоидентификацию, и это заставляет их чувствовать себя компетентными и достойными». Вот что дети могут научиться делать для себя на каждом этапе от малыша до подростка, помня о том, что некоторые из них могут быть готовы раньше или позже, и что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку превратиться в самодостаточного молодого человека.
Детские годы (1–3)
«Я делаю это!» может стать ежедневной мантрой вашего малыша, и сейчас самое время начать взращивать этот независимый дух.
Пользование горшком: Примерно в возрасте от 24 до 36 месяцев дети в своем развитии готовы к приучению к туалету , и они покажут вам, когда заинтересуются, говорит Эммет Франкёр, педиатр по развитию в Монреальской детской больнице. «Им может быть любопытно, что взрослые пользуются туалетом, и они начинают подражать этому или начинают осматривать унитаз или горшок».
Советы тренера : Как только ваш ребенок проявит интерес, предложите ему использовать горшок один или два раза в день для начала. Когда он уходит, празднуйте и хвалите его.
Пить и наливать: Малыши могут перейти на чашки без крышек. Примерно в 18 месяцев дети также могут начать наливать себе напитки.
Советы тренера : Чтобы свести уборку к минимуму, предложите ребенку начать с небольшого кувшина, наполненного водой.
Есть ложкой: С того момента, как ваш ребенок сядет на стульчик для кормления, он может начать есть ложкой.
Советы тренера : Дайте ребенку ложку, как только он сможет ее выхватить. По словам Хьюз, удерживание столовых приборов помогает развить мелкую моторику , которую ваш ребенок будет использовать позже, чтобы держать карандаш.
Надевание пальто и обуви: Дети этого возраста способны сами надевать пальто и обувь, если у них есть время и терпение.
Советы тренера : Сделайте так, чтобы ребенку было легко доставать верхнюю одежду, надевать и убирать ее, установив крючок или ящик в пределах досягаемости, и предлагайте помощь, только если он расстроен.
Дошкольный возраст (3–4)
К трем и четырем годам дети «могут сосредоточиться на том, что им нужно делать», — говорит Франкёр.
Есть вилкой: Некоторые дети по-прежнему предпочитают есть пальцами, но они могут есть и вилкой.
Советы тренера : Дайте ребенку посуду и поощряйте его обслуживать себя. Когда вы обслуживаете себя, вы можете указать, какие продукты стоят на столе («Я хочу еще немного вкусного горошка»).
Купание и мытье головы: Дошкольники всегда должны находиться в ванне под присмотром, но большую часть стирки предоставьте им.
Советы тренера : Дайте ребенку мыло и мочалку и подскажите, какие части тела нужно мыть. Дошкольники могут сами намыливать волосы (и получать удовольствие, создавая пенные прически!), но им понадобится помощь, чтобы мыло не попало в глаза.
Выбор одежды и одевание: Если у вас нет наряда, запланированного для особого случая, позвольте вашей малышке выбрать одежду и одеться самой — каким бы несоответствующим ни был результат.
Советы тренера : Убедитесь, что ящики комода доступны и легко открываются. Храните несезонную одежду отдельно, чтобы она не спустилась на завтрак в купальном костюме посреди зимы. Чтобы помочь своему сыну Джаю отличить левую ногу от правой, мама из Торонто Бренда Ха прикрепила этикетки на внутренней стороне его ботинок и сказала ему, чтобы этикетки смотрели друг на друга, прежде чем он наденет их.
Школьный возраст (5–8 лет)
К пяти годам в той части мозга, где развиваются когнитивные функции, такие как планирование, запоминание, внимание и организация, происходит значительное развитие.
Использование туалета: К пяти годам дети могут чувствовать себя готовыми пойти в общественный туалет кабинку без мамы или папы (хотя им может понадобиться напоминание, чтобы помыть руки!).
Советы тренера : Поговорите о гигиенических проблемах с сиденьями в общественных туалетах, о том, что ими пользуется множество людей, и они могут быть мокрыми или грязными, а также о надлежащих способах протирания. Встаньте прямо у двери стойла на случай, если ей понадобится помощь.
Чистка зубов: К восьми годам большинство детей могут чистить зубы самостоятельно, а к 10 годам они могут научиться пользоваться зубной нитью, говорит детский стоматолог из Калгари Сара Халланд.
Советы тренера : Убедитесь, что у вашего ребенка есть зубная щетка, которая ему подходит — головки на зубных щетках с батарейным питанием часто слишком велики, поэтому задние зубы отсутствуют. Попробуйте палочки для зубной нити с ручками, такие как GUM Crayola Kids’ Flossers.
Еда ножом: Дети школьного возраста могут резать себе еду.
Советы для тренера : Покажите ребенку, как безопасно пользоваться ножом. В шесть лет Мадлен Уайс профессионально разделывает мясо. «Мы говорим ей, что она теперь одна из больших детей, и ей это нравится, потому что это отличает ее от младшего брата Сэма», — говорит ее мама Синтия Кишан.
Организация домашней работы: Некоторые дети рождаются организованными, а другим всегда будет нужна помощь в этой области. Но между восемью и девятью годами ваш ребенок может быть готов сам справляться со своей школьной работой.
Советы тренера : Помогите ребенку составить план, когда он будет делать домашнюю работу — например, после школы или после обеда, — и стратегию, как не отставать от сроков проекта. Купите ему бумажный календарь или установите ему календарь на домашнем компьютере; это позволяет вашему ребенку разработать организационные стратегии, чтобы в конечном итоге он мог самостоятельно контролировать свое расписание.
Подростковый возраст (9+)
Лимбическая система мозга развивается, позволяя детям принимать более правильные решения о людях и социальных ситуациях, говорит Франкёр.
Приготовление еды: К настоящему времени многие дети готовы сами приготовить школьные обеды и приготовить еду.
Советы тренера : Возьмите за правило приглашать детей помогать на кухне, наблюдая за тем, как они помешивают кастрюлю на плите или нарезают овощи, чтобы они приобрели уверенность и компетентность. 11-летняя Кайла Холл из Оквилла, Онтарио, помогает своим родителям выбирать продукты для школьных обедов и сама печет печенье и кексы. «Мы не заставляем детей на кухне, но позволяем им вести себя, когда они хотят печь или готовить вместе с нами», — говорит ее мама Элис Холл.
Езда в общественном транспорте в одиночку: Большинство 12-летних детей достаточно взрослые, чтобы ездить на автобусе или метро в одиночку или с друзьями.
Советы тренера : Отправьтесь вместе на экскурсию: вместо того, чтобы ехать в торговый центр, сядьте на местный автобус и пусть ваш ребенок возьмет на себя инициативу, чтобы доставить вас туда. «Это помогает разыгрывать с детьми разные сценарии, например, тренироваться, как спрашивать дорогу и у кого спрашивать», — говорит Пэтти Янг, мама 13-летней Майи Шаффер-Янг. «Я всегда говорю, если вам нужна помощь, обращайтесь к женщинам с детьми. Мы также дали ей телефон, чтобы она могла позвонить нам, и мы знали, что всегда можем связаться с ней».
Оставаться дома одному: В возрасте около 12 лет дети обычно готовы остаться дома одни или с младшими братьями и сестрами на несколько часов. Организация Child Safe Canada (childsafecanada.com) предлагает курсы по безопасности для детей в возрасте от 10 лет и старше.
Советы тренера : Постепенно прививать детям чувство ответственности . Начните с короткой прогулки, затем в следующий раз совершите короткую поездку в ближайший магазин и так далее, постепенно переходя к более длительным периодам отсутствия. Оставьте много инструкций и номер своего мобильного телефона и позвоните домой, чтобы зарегистрироваться. И если ваш ребенок облажается — может быть, пригласит друзей без разрешения — поговорите о том, что он мог бы сделать по-другому в следующий раз. И продолжайте давать детям шанс проявить ответственность за себя и других, — говорит Хьюз. «Это часть взросления».
Эта статья была первоначально опубликована 27 июля 2016 г.
Почему поведение 4-летнего ребенка более сложное? — Relavate
Вероятно, Лимбический Прыжок.
[Исходная статья взята с сайта AllanaRobinson.com]
Большинству родителей легче справляться с трудным поведением своих детей, когда они точно понимают, что его вызывает и почему это происходит. Когда вы знаете, что ваш ребенок плохо себя ведет по очень веской причине (будь то физическая, эмоциональная или экологическая), вы можете увидеть ситуацию с его стороны. Эта чуткая точка зрения, в свою очередь, поможет остановить0157 вам от выхода из себя, чтобы вы могли помочь своему ребенку разобраться со своими чувствами в более позитивном ключе.
Итак, помня об этом, сегодня мы поговорим о лимбическом прыжке . Это неофициальный термин, так что не гуглите — вряд ли найдете что-то полезное! Это термин, который я придумал для описания переходного периода, через который проходят дети в возрасте около четырех лет из-за развития лимбической системы мозга.
Объяснение лимбической системы
«Но что такое лимбическая система?» Я слышу, как ты плачешь – сиди спокойно, скоро все объяснится.
Прежде чем мы перейдем к тому, что такое лимбический скачок и как он может повлиять на вашего ребенка, вам нужно иметь представление о различных физических областях мозга и о том, что они делают.
Лимбическая система — это часть вашего мозга, отвечающая за три основные функции: эмоции, память и возбуждение.
Есть несколько отделов головного мозга, которые составляют лимбическую систему, включая миндалевидное тело, гиппокамп, таламус, гипоталамус, базальные ганглии и поясную извилину.
Вы можете думать о лимбической системе как о своего рода мосте, соединяющем примитивные функции мозга низшего уровня с высшими психическими функциями, такими как мышление, анализ и оценка.
Когда мы говорим о лимбическом скачке, это в основном касается миндалевидного тела. Это часть мозга, которая берет на себя управление, когда нам может угрожать опасность, запуская реакцию «беги или сражайся». Вы можете думать об этом как о встроенной системе безопасности мозга.
Что такое лимбический прыжок?
Итак, мы подошли к лимбическому скачку. Многие родители обнаруживают, что, когда их дети достигают четырехлетнего возраста, их поведение внезапно становится чрезвычайно сложным, практически ни с того ни с сего.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными — они определенно больше не малыши, они могут хорошо общаться и много заботиться о себе. Из-за этого многие родители чувствуют, что они, наконец, прошли сложную фазу малыша, а затем БАМ! Лимбический прыжок наступает!
Если у вас есть четырех- или пятилетний ребенок, вы, вероятно, точно понимаете, о чем я говорю. Многие родители с ребенком в возрасте около четырех лет начинают замечать, что их ребенок внезапно становится очень эмоциональным по любому поводу, плачет и злится по малейшему поводу.
Такое поведение может крайне озадачивать и огорчать родителей, и может даже показаться, что ваш ребенок регрессирует и внезапно не может делать то, что он делал самостоятельно в течение многих лет. Завязывание шнурков становится колоссальной задачей. Когда им говорят принести себе стакан воды, они падают на пол, рыдая. Если положить игрушку не в то место, вы станете САМЫМ ХУДШИМ РОДИТЕЛЕМ!
Как вы можете себе представить, этот этап может вызвать большой стресс для всей семьи, не в последнюю очередь для рассматриваемого ребенка, который, кажется, воспринимает все как личное нападение. Вы, вероятно, обнаружите, что ваш ребенок даже не может сказать, почему он расстроен, что является явным признаком 9.0157 стресс поведение, а не плохое поведение.
Эмоциональный эффект лимбического скачка
Так что же именно здесь происходит?
Часто в жизни детей происходит много перемен, когда им исполняется четыре года, и поэтому многие родители автоматически предполагают, что это резкое изменение в поведении является реакцией на то, что их младший брат или сестра начинают уделять больше внимания.
Да, это правда, изменения в ожиданиях и рутине могут вызвать изменения в поведении, но главная причина такой чрезмерной эмоциональной реакции не в том, что они борются с переходом, а в том, что они собираются через лимбический скачок.
Давайте рассмотрим это подробнее. Если вы изучите схемы мозга растущих детей, вы увидите, что в миндалевидном теле наблюдается период быстрого роста, примерно в возрасте четырех лет.
В настоящее время в этой области мозга происходит огромная активность. Мозг выращивает нейроны и синапсы слишком быстро, чтобы успевать за ними. Это означает, что какое-то время электрические сигналы в мозгу дают осечку и выходят из строя.
Вы должны помнить, что мозг представляет собой электрическую систему. Нейроны запускают электрический импульс, чтобы отправить сообщения туда, куда им нужно.
А теперь представьте, что вы пытаетесь переустановить электропроводку в своем доме, не отключая сначала электричество. В итоге вы получите перекрещенные провода, летящие искры и электричество, проходящее повсюду. Это именно то, что происходит, когда в мозгу вашего ребенка растут новые нейроны и синапсы, и это делает миндалевидное тело сверхчувствительным и бдительным к любым раздражителям.
По сути, мозг вашего четырехлетнего ребенка запускает реакцию «сражайся или беги» на всевозможные вещи, которые не представляют реальной угрозы. Точно так же, как домашняя сигнализация, которая не настроена должным образом и срабатывает каждый раз, когда лист падает на газон, ваш ребенок находится в состоянии повышенной готовности, и его «сигнализация» срабатывает по малейшему поводу.
Помощь вашему ребенку во время лимбического прыжка
В зависимости от ребенка лимбический скачок может длиться от нескольких месяцев до целого года или даже дольше.
Этот период может быть чрезвычайно сложным как для родителей, так и для ребенка. Самое эффективное, что вы можете сделать как родитель, — это придерживаться последовательного и предсказуемого распорядка и помочь ребенку чувствовать себя в максимальной безопасности.
Работайте вместе с ними над навыками, которые помогут им успокоиться, когда они испытывают стресс. Поговорите с ними очень спокойно, чтобы выяснить, почему что-то вызвало эмоциональную реакцию. Практикуйте правильные дыхательные привычки.
Прежде всего, дайте ребенку слабину! Из-за всего, что происходит в мозгу в это время, четырехлетние дети по своей природе испытывают стресс из-за того, что находятся в состоянии повышенной готовности. Многие родители насмехаются над идеей, что четырехлетнему ребенку есть из-за чего беспокоиться, но в этом возрасте что угодно может быть стрессором. Мы обсуждали это раньше: все, что вызывает расход энергии, является стрессором, и в этом возрасте дети будут тратить большую часть своей энергии, пытаясь отрегулировать повышенную бдительность своего мозга.
Быть в стрессе утомительно , как вы, наверное, знаете! Поэтому максимально облегчите ребенку жизнь. Это не означает, что мы позволяем нашим детям быть грубыми и бегать, делая все, что они хотят. Но постарайтесь иметь реалистичные ожидания: не ожидайте, что ваш четырехлетний ребенок будет сидеть тихо и вести себя вежливо в течение трех часов, проведенных с тетей Милдред, потому что они0157 физически не может !
Ищите способы помочь ребенку успокоиться и справиться со стрессом.