Разное

Как понимать музыку классическую: Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Содержание

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную.

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Как слушать классическую музыку • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Курс

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Курс был опубликован 1 октября 2015 года

Лекции

i

1/4

Читают Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро

20 минут

1/4

Чем музыка отличается от шума

Как композиторы приручили шум, зачем стали использовать швабры, тарелки и железки и какие звуки можно извлечь из обычного контрабаса

Читают Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро

20 минут

Конспект

Поделиться:

    2/4

    Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

    14 минут

    2/4

    Мифы о классической музыке

    Классика — это шедевры великих композиторов, доступные только серьезной, подготовленной публике и исполняемые в специальных местах, — и другие ошибочные мнения

    Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

    14 минут

    Конспект

    Поделиться:

      3/4

      Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

      18 минут

      3/4

      Зачем играть на старинных инструментах

      Кому пришло в голову воскрешать забытую музыку и восстанавливать инструменты, на которых давно никто не играет, и чем это грозит традиционным представлениям о классике

      Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

      18 минут

      Конспект

      Поделиться:

        4/4

        Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

        20 минут

        4/4

        Оркестр без дирижера

        Как функционирует оркестр без диктатора, могут ли музыканты понять друг друга и как в СССР был поставлен уникальный эксперимент

        Читают Петр Айду, Григорий Кротенко

        20 минут

        Конспект

        Поделиться:

          Вам есть 18 лет?

          Чтобы получить доступ
          к лекции, подтвердите,
          что вам исполнилось 18 лет

          Конспект

          Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.


          Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.


          Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека. В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов). С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.


          В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума. Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных. Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.


          Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.  

          Конспект

          Мы сталкиваемся со многими стереотипными представлениями о классической музыке.


          Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу, европейская классическая музыка является вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует еще несколько великих музыкальных классических традиций: иранская, арабская, китайская классика, — не меняющиеся на протяжении длительного времени.


          Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи как бы подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент. На самом деле нотная запись дает лишь условные указания, и, только хорошо понимая множество других обстоятельств создания музыки, музыкант может воспроизвести ее адекватно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию. Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.


          Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами. Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии  Филармония — (от греч. phileo — «люблю» и harmonia — «гармония, музыка»)..


          Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка не может быть несерьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.


          Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушателей должен быть некий абсолютный слух. На деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоты звуков. Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью упражнений.


          Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит вовсе не великому композитору, а произведение великого композитора, наоборот, довольно слабое. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать все самое выдающееся и новаторское. Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах. На самом деле это не так, и в свое время Бах считался старомодным композитором. Если ограничиться в музыке только шедеврами, то невозможно будет понять, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он — шедевр. Простой современный слушатель вряд ли отличит Моцарта от Сальери.  

          Конспект

          Мысль реконструировать забытую музыку и вообще забытую культуру — это модернистская идея. В XVI–XVII веках не было такого понятия, как старинная музыка. Так, опера шла, как правило, несколько представлений, после чего писалась новая. Правда, если покопаться в документах прошлого, можно найти указания на то, что некоторые музыканты задумывались о том, что можно играть музыку, написанную прежде, на инструментах, современных этим произведениям. Но в целом история открытия старинной музыки началась в 1901 году, когда было основано первое концертное Общество старинных музыкальных инструментов.


          В XX веке даже появилась мода на подделки под музыку эпохи барокко. Сама эта музыка открывалась постепенно. Так, Вивальди стал знаменит только

          в 20-х годах XX века.


          В 1960-е годы начинает развиваться течение аутентичного исполнительства: его лидеры — Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, братья Кёйкен — выдвигают тезис о том, что музыку нужно исполнять на тех инструментах, для которых она была написана, и в соответствии с правилами той эпохи, когда музыка была сочинена. Они стали изучать теоретические труды, трактаты, авторские манускрипты с характерными особенностями записи. И вот вы берете текст, берете инструмент, на котором играл, скажем, Моцарт, и язык композитора начинает оживать: сам инструмент диктует, как произносить моцартовский текст.


          Постепенно аутентичное движение распространяется практически на всю музыку, не столько старинную, но и уже на классическую: на Бетховена, Чайковского, Малера. Чтобы не нарушать внутренний баланс музыки, ее стали исполнять такими составами и на тех инструментах, для которых она была создана, таким образом, постепенно отбирая репертуар у традиционного симфонического оркестра. 

          Конспект

          Кажется, что в оркестре должен быть дирижер, так же как в автомобиле должен быть водитель. Однако дирижер в оркестре появился только в XIX веке. Можно считать, что только с бетховенской симфонической музыки началась эпоха дирижирования как отдельной профессии.


          Естественно, в любом ансамбле всегда был один лидер или несколько (обычно первая скрипка или клавесинист), и до поры не требовалось отдельно стоящего человека, вооруженного неслышимым инструментом в виде палочки. Но постепенно оркестры стали разрастаться — число участников концерта стало исчисляться сотнями. Одновременно в эпоху романтизма появился культ героя, который возносится над толпой. Так фигура, которой изначально отводилась техническая роль, получила исключительное право на интерпретацию. Вообще, вся симфоническая музыка романтизма устроена таким образом, что эта форма музицирования оказывается удобной и логичной.


          Однако симфонический оркестр без дирижера все-таки возможен. Таким был Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс. Он был образован в Москве в 1922 году и просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был Лев Моисеевич Цейтлин, выдающийся скрипач, — под его авторитет собрались музыканты из разных оркестров и театров и дали свой первый концерт.


          Персимфанс разработал систему, как коллектив без лидера может сыграть вместе партитуру: во-первых, особый способ посадки оркестрантов на сцене — по кругу, частично спиной к зрителю. Во-вторых, условные обозначения, которыми помечались в партитурах ключевые места. На самый первый концерт было потрачено шестнадцать репетиций, а дальше, с усовершенствованием метода работы, их становилось все меньше, и постепенно на каждую программу их приходилось уже около шести.


          Персимфанс вывел симфоническую музыку за пределы филармонических площадок и исполнял ее, например, в цехах заводов — это была новаторская идея в духе того времени. Работал он по принципу камерного ансамбля: все участники процесса были равноправны, хотя существовал актив, отвечающий за выбор произведения, предварительное изучение партитуры и выработку концепции исполнения.


          Персимфанс издавал свой журнал с подробностями об исполняемой музыке, раздавал анкеты, в которых спрашивал мнение зрителей, — это была целая музыкальная организация со своей философией и стилем. В 1927 году именно Персимфанс привез в Советский Союз Прокофьева. Луначарский наградил ансамбль званием заслуженного коллектива республики, а правительство выделило денежный приз — первую и последнюю поддержку от государства.


          В 1929 году, когда Луначарский был отправлен в отставку, партийные покровители ансамбля начинают один за другим терять посты: получилось так, что сочувствующие Персимфансу партийцы оказались противниками Сталина в вопросе о земле. В 1930 году все эти люди были отстранены от руководства, потом начались знаменитые процессы и стало ясно, что конец Персимфанса не за горами.


          Кроме того, условия работы музыкантов на своих основных местах постепенно стали такими, что они просто не успевали репетировать и в конце концов приняли решение разойтись.


          В 2008 году в Москве деятельность Персимфанса была возобновлена.  

          Материалы к курсу

          Музыканты — о жизни и музыке

          Лекторы курса рассказывают смешные истории

          Важнейшие произведения в истории музыки

          15 сочинений, после которых мир стал другим

          Предыстория попсы

          Хроника становления музыки все более массовой и популярной

          Главные изобретения в классической музыке

          Струна Пифагора, гвидонова рука, граммофон и многое другое

          Что хочет сказать дирижер

          Исполнение знаменитого бетховенского «Та-та-та-та-а-а» главными дирижерами мира

          Как слушать современную музыку

          «Что хотел сказать автор» — объясняют сами авторы

          Где слушать классическую музыку

          Почему машина подходит для рока и барокко, но не для Вагнера

          Знаменитые композиторы-дилетанты

          Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и не только

          Несколько эпизодов из истории фортепиано

          Печальная судьба главного инструмента современности

          Семейство контрабасов

          Почти 400 лет истории инструмента и его метаморфозы

          Что читать о классической музыке

          Самые полезные книжки об истории и теории музыки, на взгляд лекторов

          Как слушать Лунную сонату

          Новый взгляд на надоевшую музыку Бетховена

          Радио романтика

          Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана

          Патриотическая музыка

          От Ивана Грозного до СССР: история духоподъемной музыки нашей страны

          Сказители-звезды

          7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера

          Мотет, написанный в честь купола

          Как композитор Возрождения повторил в музыке пропорции одного из самых знаменитых храмов

          Краткий учебник по русскому авангарду

          Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

          Как полюбить японскую традиционную музыку

          Минимальные знания для того, чтобы научиться слушать гагаку

          Приключения одного концерта

          Как нашелся потерянный концерт, написанный в России в начале XIX века

          Что слушали в дореволюционной России

          Плейлист с короткими рассказами об исполнителях

          Политическая опера Екатерины Великой

          Музыкальная пропаганда Греческого проекта

          Радио ArzamasНемцы против Гитлера

          Новый курс Татьяны Тимофеевой — о том, как военная элита, христианские круги, интеллектуалы и простые немцы сопротивлялись режиму национал-социалистов и почему это было сложно

          Спецпроекты

          Обложка: Поющие ангелы. Деталь панели Гентского алтаря. Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. 1432 год​ 

          © Hugo Maertens / Bridgeman Images / Fotodom

          Курс был опубликован 1 октября 2015 года

          Руководство для начинающих по изучению классической музыки

          Без сомнения, каждый должен был слышать о классической музыке и первое, что приходит на ум, вероятно, это лифтовая музыка или исполнение оркестра. Однако как насчет его происхождения или того, как он впервые появился? Вы когда-нибудь задумывались об этом?

          Если вы новичок или даже продвинутый игрок, вам может быть любопытно, как возникла классическая музыка, тогда позвольте нам дать вам некоторое представление о ней.

          Справочники по классической музыке, история и часто задаваемые вопросы

          Что такое классическая музыка?

          Классическая музыка, характеризующаяся длительными литургическими звуками, как правило, не сопровождается текстами или песнями, музыка всегда говорит сама за себя, поскольку сочинена таким образом, чтобы рассказать историю.

          Характеризуется как литургический, потому что в 1700-1800-х годах во время религиозных церемоний использовалась классическая музыка. Он не всегда имеет приподнятый ритм или мелодию. Несмотря на то, что это не что иное, как современная поп-музыка, классическая музыка имеет большую глубину. Он может начинаться спокойно и расслабленно и непрерывно нарастать на протяжении всей композиции.

          Когда зародилась классическая музыка?

          Первоначально играл и исполнялся для западноевропейской элиты в 1750-1830 годах, использовал особый стиль игры на фортепиано, состоящий из концерта, симфонии и сонаты. Теперь он также трансформировался в различные современные стили, такие как джаз, поп и рок.

          Кто начал классическую музыку?

          Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), немецкий композитор, известный как отец классической музыки, которого также поддерживает цитата Людвига ван Бетховена как «первоначального отца гармонии».

          Каждый март классические музыканты во всем мире отмечают день рождения этого жанра музыки в том же месяце, что и день рождения Баха (21 марта 1685 года).

          Какие инструменты обычно используются в классической музыке?

          Наиболее распространенными инструментами, используемыми при исполнении классической музыки, являются рояль, скрипка, арфа, контрабас, виолончель, акустические барабаны, мандолина и укулеле. Кроме того, при исполнении классической музыки можно использовать различные духовые и духовые инструменты.

          В то время как гитара обычно используется для исполнения поп-музыки или соло в стиле хэви-метал на сцене, определенный тип гитары (классическая и акустическая) также может использоваться для исполнения классической музыки.

          Итак, если вы тот, кто хочет быть адептом в двух или более разных стилях, возьмите классическую и рок-гитару. Особенно, если вы новичок в игре на инструменте, лучше всего записаться на уроки игры на гитаре для начинающих, чтобы по-настоящему овладеть искусством игры на инструменте с нуля.

          Что такое оркестр?

          Оркестр — это группа музыкантов, состоящая из струнников, духовых, духовых и перкуссионистов под руководством дирижера, исполняющих произведение классической музыки.

          Два вида Классического оркестра:
          1. Концертный оркестр – большая группа ансамблевых инструменталистов.
          2. Камерный оркестр – небольшой ансамбль.

          Кто такой композитор классической музыки?

          Композитор классической музыки — это музыкант, записывающий различные классические музыкальные ноты, которые другие музыканты исполняют в качестве солистов или в составе оркестра для создания симфонии.

          Самые известные композиторы классической музыки:

          1. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – наиболее известен автором Бранденбургских концертов.
          2. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – был музыкальным вундеркиндом. Моцарт сочинил свои первые симфонии в нежном возрасте 5 лет. Он даже выступал для королевы до 11 лет. Он сочинил некоторые из самых известных симфоний, которыми до сих пор наслаждаются и играют по сей день.
          3. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – создал серию удивительных симфоний.

          Какие преимущества дает изучение классической музыки?

          Говорят, что классическая музыка стимулирует работу мозга, воздействуя на различные части мозга из-за ее сложной конструкции. Многие студенты-музыканты, которые берут уроки игры на фортепиано в Сингапуре, используют его в качестве фоновой музыки во время учебы.

          Обычно он включает в себя различные чувства и эмоции и может быть использован на любом мероприятии в качестве фоновой музыки для создания хорошей атмосферы.

          Заключение

          Классическая музыка не оставит равнодушным никого. Поэтому неудивительно, что многие изо всех сил стараются выучить этот прекрасный музыкальный жанр. Хотя существует множество инструментов, подпадающих под эту категорию, вы можете обнаружить, что имеете глубокую связь только с одним музыкальным инструментом. Итак, попробуйте все музыкальные инструменты — ведь вы никогда не узнаете, какую радость может принести вам музыка!

          Примечание: Если вы хотите узнать больше о наших Уроки классического фортепиано , напишите нам сообщение ниже.

          Поделиться этой публикацией

          Как слушать и понимать великую музыку, 3-е издание

          349,95 $ 599,95 $

          Умение ценить непревзойденную красоту, гениальность и силу концертной музыки может навсегда обогатить вашу жизнь. Почему это так? Как объясняет отмеченный наградами композитор и профессор Роберт Гринберг: «Музыка, самое абстрактное и возвышенное из всех искусств, способна передать нам невероятное количество выразительной, исторической и даже философской информации, при условии, что наши антенны включены и указывал в правильном направлении. Небольшое образование имеет большое значение для оживления и придания актуальности музыкальному корпусу, который, по мнению многих, находится за пределами их понимания».

          Подробности

          Почему стоит разбираться в концертной музыке?

            • Навыки, привносимые слушанием музыки,— воображение; абстрактное, неконкретное мышление; интуиция; а инстинктивная реакция и доверие к этим инстинктам — слишком долго не культивировались в нашей образовательной системе и культуре.
            • Музыка как универсальный невербальный язык позволяет нам прикоснуться к социальным, культурным и эстетическим традициям разных культур и исторических эпох. Мы начинаем больше осознавать нашу общую человечность, а также мудрость и видение других.
            • Музыка позволяет нам выйти за пределы собственного мира и погрузиться в совершенно другие реальности.
            • И последнее, но не менее важное: хорошую музыку приятно слушать, она относительно недорога — мы можем слушать ее сами или вместе с другими — и существует множество способов расширить наши знания и понимание искусства.

          Инструменты, времена, композиторы и их музыкальная грамматика

          Профессор Гринберг дает вам выдающееся понимание музыкальных форм, приемов и терминов — грамматических элементов, которые позволяют вам свободно говорить на языке музыки. Это не скучные понятия. Профессор Гринберг предупреждает нас о необходимости в них:

          «Музыка, как и всякая лженаука, требует адъективной палитры, с помощью которой мы можем выделить события, которые без соответствующих терминов мы могли бы даже не заметить. Интересен вопрос, в какой степени язык позволяет нам воспринимать вещи, не связанные с языком. Я твердо верю, что если у вас есть правильное слово для обозначения чего-то, вы можете это воспринять. Я думаю, что моя любимая лженаука, когда дело доходит до такого рода вещей, — это дегустация вин, когда нужно придумать палитру прилагательных, которая сама по себе почти карикатура. Но какими бы глупыми ни были эти фразы — «О, это имеет привкус молодого табака и старого дуба, благоухающего малиной», — какими бы глупыми ни были эти термины, они позволяют нам проводить различия, без которых мы, возможно, вообще не сможем провести черту. . Так мы создадим полезный словарный запас».

          Богатый контекст

          Профессор Гринберг учит мощному влиянию социального контекста на музыкальное творчество. Автор бестселлеров Джеймс Коллинз в журнале Inc. поясняет: «В сериале «Гринберг» история западной цивилизации сочетается с историей великой музыки от Древней Греции до 20 века. 48 лекций Гринберга наполнены страстью и знаниями. Курс иллюстрирует взаимодействие между социальными изменениями и инновациями и предлагает уникальный взгляд на ускорение изменений, вызванных 20-м веком».

          Лекции профессора Гринберга показывают, как музыкальное творчество на протяжении всей истории нашей цивилизации служило ярким средством выражения великих духовных, интеллектуальных, политических, социальных и экономических сил.

          Будь то глубокое влияние лютеранской духовности на Баха или влияние Французской революции на Бетховена (это всего лишь два примера), вы увидите, как эти силы пронизывали жизни создателей и слушателей музыки в разные исторические эпохи. . Вы также поймете, как эти силы стимулировали создание музыкальных шедевров, которые являются одновременно трансцендентными произведениями искусства и композициями, глубоко укоренившимися в соответствующих эпохах, рассказывающими нам что-то важное о человеческом состоянии в каждом из них.

          Композиторы

          В этом курсе рассматривается вклад почти всех крупных композиторов. Но одна из целей профессора Гринберга — сделать их музыку доступной, и для этого мы должны признать, что каждый из них был человеком и не более того. (В какой-то момент он замечает, что английский перевод имени Джузеппе Верди был бы просто «Джо Грин».) Вы будете помнить их музыку и никогда не забудете композиторов, которые оживают на лекциях. Рассмотрим введение профессора Гринберга к Берлиозу:

          «Гектор Берлиоз начинает писать Фантастическую симфонию в 1829 году и заканчивает ее в 1830 году, в том же году, когда он заканчивает консерваторию, так что ему всего 27 лет, и он все еще учится своему ремеслу.

          « Фантастическая симфония — экспериментальное произведение искусства, если оно когда-либо существовало. Это абсолютно авангардная музыка. В нем делается попытка объединить четыре великие любви Берлиоза, какими он их чувствовал тогда и какими они оставались на протяжении всей его жизни. Эти четыре великие любви, в произвольном порядке, таковы: во-первых, пьесы Шекспира и шекспировское чувство драмы; во-вторых: симфонии Бетховена, которым поклонялся Берлиоз; третье: опера, ради которой жил Берлиоз; и мы не должны забывать четвертую большую любовь жизни Берлиоза: самого себя. Это очень автобиографическое произведение. Опять же, мы должны понимать, что автобиография очень типична для эгоизма и экспрессивного баловства 19-го века.th- и действительно, художник 20-го века».

          Музыка

          Используя музыкальные пассажи для иллюстрации своих тезисов, профессор Гринберг познакомит вас с великолепными произведениями Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, Верди, Вагнера, Брамса, Чайковского, Стравинского и многих других. Многие иллюстративные произведения вы слушали всю свою жизнь — вы уже никогда не услышите их в прежнем виде после того, как их раскроет профессор Гринберг. Посмотрите на названия лекций в этом курсе, чтобы увидеть, сколько вы узнаете.

          Как слушать и понимать великую музыку, 3-е издание лекций

          1. Музыка как зеркало
          2. Источники — Древний мир и ранняя церковь
          3. Средневековье
          4. Введение в эпоху Возрождения
          5. Месса Возрождения
          6. Мадригал
          7. Введение в эпоху барокко
          8. Особенности стиля музыки эпохи барокко
          9. Национальные стили — Италия и Германия
          10. Фуга
          11. Барочная опера, часть 1
          12. Барочная опера, часть 2
          13. Оратория
          14. Кантата лютеранской церкви
          15. Пассакалья
          16. Форма Риторнелло и Концерт в стиле барокко
          17. Просвещение и знакомство с классической эпохой
          18. Венский классический стиль, гомофония и каденция
          19. Форма классической эпохи — тема и вариации
          20. Форма классической эпохи — менуэт и трио: предыстория барокко
          21. Форма классической эпохи — Менуэт и Трио Форма
          22. Форма классической эпохи — форма рондо
          23. Форма классической эпохи — Сонатная форма, часть 1
          24. Форма классической эпохи — Сонатная форма, часть 2
          25. Форма классической эпохи — Сонатная форма, часть 3
          26. Симфония — музыка для каждого
          27. Сольный концерт
          28. Опера классической эпохи — восстание Opera Buffa
          29. Опера классической эпохи, часть 2 — Моцарт и оперный ансамбль
          30. Французская революция и знакомство с Бетховеном
          31. Симфония Бетховена №.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *