Разное

К чему во сне снится сталин: Сонник сталин к чему снится сталин во сне. К чему снится сталин сонник

К чему снится Сталин (к юбилею 1937 года. Из воспоминаний репрессированного)

К чему снится Сталин (к юбилею 1937 года. Из воспоминаний репрессированного)

…В этой камере тоже сидели старейшие большевики, высшие командиры Красной Армии, участники гражданской войны и Октябрьской революции. Естественно, что все мы были воинствующими атеистами, не верили ни в бога, ни в черта, но после страшных пыток, избиений, морально подавленные, униженные, отданные на расправу любому вахтеру, мы невольно начали поддаваться суевериям.
В частности, по утрам было принято (если кому удавалось увидеть что-либо во сне) рассказывать и обсуждать сны. Так как все мы надеялись, что Сталин не знает всего о том, что творится в НКВД, то, получая раз в десять дней четвертинку писчего листа бумаги для заявления, все обычно писали на имя Сталина. Естественно, постоянно думая о нем, мы часто видели Сталина во сне, говорили с ним, доказывали ему свою невиновность, жаловались на палачей-следователей и т. п.
Но вскоре мы стали замечать, что почти всегда, когда кто-либо видел во сне Сталина, его на следующую ночь вызывали на допрос и жестоко избивали. Постепенно на почве массового психоза у всех нас укоренилась вера в эти зловещие сны. Увидев во сне Сталина, каждый с ужасом ждал, что на следующий день будет подвергнут жестоким пыткам.
Лично я испытал это на себе два или три раза, когда видел во сне Сталина и на следующую ночь бывал жестоко избит. Конечно, меня, как и других, много раз били без всяких предварительных сновидений, но тем не менее, когда кто-либо рассказывал о своем сне, где фигурировал Сталин, вся камера выражала сочувствие увидевшему такой сон.
Когда кто-либо (увы, очень редко) видел хороший сон, например, о том, как он, оказавшись на свободе, проводил время вместе со своими близкими, вся камера с удовольствием слушала рассказ о таком сне и требовала самого детального изложения всех подробностей.
Однажды я увидел сон, будто бы иду по болоту и ноги мои все больше и больше увязают в трясине; и вот я начинаю проваливаться в болото по пояс, по грудь, грязь уже доходит до шеи, вот-вот захлестнет рот. Вокруг никого нет. Но вдруг в самый последний момент, когда моя гибель казалась уже неизбежной, откуда-то появились два незнакомых человека, протянули мне руки и с легкостью вытащили на поверхность. Весь в поту, я проснулся. Когда я рассказал товарищам о своем сне, все в один голос стали предсказывать мне, что я непременно выйду на свободу…

Когда Сталин приходил во сне

«Я часто, идя по улице и всматриваясь в типы и лица, думала – куда делись, как замаскировались те миллионы людей, которые по своему социальному положению, воспитанию и психике не могли принять советского строя, не могли идти в ногу с рабочими и бедняцким крестьянством, в ногу к социализму и коммунизму? И вот эти хамелеоны на 20-м году революции обнаружились во всем своем лживом облачении. Ни элементарной честности, ни патриотизма, ни чисто животной хотя бы привязанности к своему государству в них не нашлось. Вредить, продаваться, шипеть, ненавидеть, предавать, только бы не процветание самого справедливого строя».  

Это последняя запись в дневнике оперной певицы Марии Сванидзе. Со Сталиным ее связывали сложные личные и почти родственные отношения – она была женой брата его первой супруги. Эти строки она написала 7 августа 1937 года. Через пять месяцев ее арестовали, а затем приговорили к расстрелу «за сокрытие антисоветской деятельности мужа».

Корпус советских дневников (уже больше 45 тысяч записей) собирают организаторы проекта «Прожито«. О том, как обычные люди реагировали на большой террор, Радио Свобода поговорило с соавтором проекта Ильей Венявкиным.

– Дневниками 30-х годов я изначально занимался как исследователь. И мой знакомый Михаил Мельниченко, который занимался советскими политическими анекдотами, пригласил меня присоединиться к проекту «Прожито». У нас не было самоцели сфокусироваться на дневниках периода Большого террора, просто их введено в научный оборот гораздо больше.

– Хотя, наверное, дневники позднего советского времени лучше сохранились, люди еще живы…

​– Да. И у нас есть сейчас какие-то встречи, нам отдают дневники разные люди, но с ними всегда все становится сложнее. Нам недавно принесли коробку с дневниками, и там пара десятков тетрадей, и это здорово. Но, с другой стороны, учитывая, что они все рукописные, ты понимаешь, что перелопатить это трудно.

– И как это выглядит? Вот вы общаетесь с человеком, чей родственник писал дневник, и говорите, что надо вынести на поверхность, по сути, всю его жизнь…

​– С глобальной точки зрения не надо ничего объяснять, потому что всем и так понятно, что судьбы простых людей важны. Из таких историй складывается история страны, и это большая и важная задача. Но часто нам говорят: «я не очень выдающийся человек», или, «мне кажется, у меня скучные дневники, я там записывал, что я ел, какие фильмы смотрел, и мне кажется, что это никому не интересно». На это у нас всегда есть простой ответ: это решаем не мы, а это решают историки. Например, какой-нибудь мельник Меноккио, когда его допрашивала инквизиция, не думал, что Карло Гинзбург на этом материале напишет книгу «Сыр и черви». Сейчас, мне кажется, можно однозначно сказать, что нет такого текста, который произвел человек, который не был бы интересен тем или иным исследователям.

– Был, я помню, один мужчина, автомеханик, который расписывал, как он по деталькам чинил старые «ЗИЛы»…

– Да, вот это отдельная история. Потому что одна из важных задач этого проекта – это подумать, как вписывать разный человеческий опыт в эту историю. Условно говоря, сейчас мы более-менее понимаем, как вписывать опыт террора в большой исторический нарратив. А вот что делать с опытом механика автобазы – нам сложнее, потому что он пишет о каких-то вещах, которые нам представляются более анекдотичными или менее значимыми. И это большой вопрос, что с этим делать.

– Проследить, как меняются убеждения конкретных людей, получается?

​– Пока такая работа сделана на больших исторических деятелей или литераторов. Вот с Борисом Пастернаком такая работа сделана, биография, его этапы притягивания к власти и отталкивания от нее, протеста, демаршей и так далее – она прослежена и написана. С большей частью дневников наших авторов это не сделано, поэтому мы можем делать только общие суждения относительно того, как работают слова. Видно, что государственное насилие, которое просто разлито по тому периоду, очень сильно вторгается в дневниковые тексты.

В частности, когда в дневниках люди фиксируют свои сны, оказывается, что они не свободны от новостной повестки. К примеру, Сталин приходит к вам во сне. И это показатель. Конечно, можно допустить, что этот сон вымышлен, но часто бывают сны нелицеприятные для человека, который их пишет. В частности, есть сон крестьянина Андрея Аржиловского, когда ему снится, что Сталин его насилует. Таких снов достаточно много, и они про насилие, про власть государства над конкретным человеком. И это в каком-то смысле показательно, потому что если говорить обо всем, советский человек даже во сне не может избавиться от зримого или незримого присутствия государства, государственного насилия.

– А что это за крестьянин? Его сон я у вас в проекте не видел.

​– Это Андрей Аржиловский – его дневник действительно сильно не замечен и недооценен. У него отдельная, непростая история. Аржиловский – крестьянин-самоучка, который сначала попадает в ссылку, потом возвращается из ссылки, заново пытается поднять свою семью. Дети от него отвыкли, потому что они очень много времени провели порознь, и он пытается обратно встроиться в советское общество. Пишет какие-то фельетоны в советские газеты, его опять арестовывают и расстреливают в 1937 году.​

«Назовите чепухой, но тем не менее и сны есть факт. Хочется записать интересный сон. Кто-то сказал мне, что я могу увидеть Сталина. Фигура историческая, увидеть любопытно. И вот…

Небольшая комната, простая, мещанская. Сталин пьяный, «в дрезину», как говорят. В комнате одни мужчины; из мужиков  я и еще один чернобородый. Не говоря ни слова, Виссарионович повалил чернобородого мужика, закрыл простыней и яростно изнасиловал… «И мне то же будет!»  в отчаянии подумал я, припоминая тифлисские обычаи, и хотел бежать; но после сеанса Сталин как будто несколько отрезвел и вступил в разговор:

 Почему вы интересуетесь видеть меня лично?

 Ну, как же: портреты портретами, а живой человек, да еще великий,  совсем другое дело,  сказал я.

В общем, для меня дело кончилось более благополучно и меня даже угощали…»

Из дневника Андрея Аржиловского. 18 декабря 1936 года

 И вот наступает 1936 год. Общая тональность записей накануне Большого террора как-то меняется?

​– Есть одна важная вещь, которая из разговора, к сожалению… не то что уходит, ее как-то все произносят, но это так скользит – это вопрос про государственный террор в 20-м веке и в Советском Союзе. К сожалению, так получилось, что 1936-37 год не был исключением. История о репрессиях, когда она локализуется в 1936-37 годах под лейблом «Большой террор», – это, конечно, уход от проблемы в ее полном объеме и желание представить это явление государственного насилия в каком-то обозримом виде. Но если мы посмотрим разные дневники, то террор в Советском Союзе, особенно в первые 40-50 лет его существования – вещь совершенно повседневная и неизбывная.

В результате коллективизации, в результате прямых репрессий, голода, плохо продуманного переселения погибло очень много людей – больше, чем от террора 1937-38 годов. Но для городской интеллигенции 1932-33 годы, когда по всей стране коллективизация проходила, по дневникам москвичей это время вполне себе благостное. Писатели обсуждают создание Союза советских писателей и надеются на скорую либерализацию, на то, что сейчас драконовские меры закончатся и наступит нормальная городская жизнь. Не замечая, что в их стране миллионы людей погибают. Это вопрос оптики.

Поэтому эта идея, что мы можем всматриваться в 1936 год, понимая, что люди живут накануне террора, это во многом упрощение, потому что люди, в принципе, все время живут в эпоху террора, они просто могут его не замечать.

 Но коллективизация для горожан это что-то далекое.

​– Да, конечно. И в этом смысле важна эмоция удивления, которую как раз дневники конца 30-х годов хорошо фиксируют: как же так, как могло оказаться столько врагов народа среди высших эшелонов власти, кому же теперь верить, как же это может быть, и означает ли это, что каждый человек может оказаться врагом? И это, действительно, удивление, потому что это инспирированная Сталиным кампания, которая ни на чем не базировалась совершенно, которая придумала большое количество антисоветских заговоров там, где их не было.

Это возмущение, удивление связано с абсолютной растерянностью, потому что такого рода террор очень сильно подрывает все основы повседневной жизни и все интерпретационные рамки. Вот как вы можете себе объяснить, что происходит? До середины 30-х долго и постепенно складывался советский язык и советские модели объяснения действительности, в которые все худо-бедно встраивались. У всех были определенные роли.

– Да и первое советское поколение уже как-то сформировалось.

​– Как раз эти молодые люди вполне себе понимали, как устроено это новое общество, какие у него цели, на каком языке им нужно говорить, как писать, что думать, для того чтобы быть советскими людьми. Такой массовый, иррационально-точечный террор, когда вы не можете предсказать, кто именно сейчас окажется следующим, он эти основы во многом подрывал.

То есть была такая понятийно-правовая рамка, и она срывается, и это лишает уверенности всех! Потому что не очень понятно, что дальше будет с советским человеком. Вот если вы попали под подозрение, какой у вас есть механизм вернуть доверие к себе? В принципе, никакого. То есть вы болтаетесь таким образом, пока кто-то случайным образом не решит вашу судьбу. От вас ничего не зависит.

 Но люди же как-то пытались объяснить для себя действия государства?

​– В записях, которые мы видим, очень много следов того, чтобы логику государственного насилия как-то присвоить себе. Как-то ее через себя пропустить, чтобы она стала живой, как-то придать этим словам смысл. Вот вам говорят, что кругом шпионы, и с ходу вы не можете с этим согласиться, вам надо с этой мыслью прожить, понять, как это могло быть. Да, они и правда много ездили в командировки… Ну, то есть ваша мысль направлена на то, чтобы эту идею подтверждать разными гипотезами. Начинается такой разговор с адвокатом дьявола.

При этом важно, что не все люди, которые пишут в этот момент дневник, воспринимают государство как что-то враждебное. Они до этого вполне себе могли с государством солидаризироваться. А сейчас им надо сделать еще один такой скачок и уже солидаризироваться с тем, что совсем уже тяжело. Особенно на уровне дневника. Потому что митинги, на которых люди ходят и кричат: «Смерть фашистам! Повесить! Раздавить гадину!» – это как бы все-таки коллективные действия, а тут – дневник, там…

– Откровения перед самим собой…

​– Ну тут как-то сложнее, немножко другая риторическая модель. Дневник во многом про то, как вы сами себя представляете, как вы общаетесь с сами собой, с богом или с каким-то высшим разумом, с кем-то другим, но про себя. Вы же не в газету «Правда» пишете. Видно, что мысли на этот счет очень сильно активизируются после смерти Сталина, в 50-60-е годы. И мы сейчас видим, что Большой террор остается важной точкой интеллектуального напряжения, что вот 70 лет прошло, но очень сложно перестать про него думать. В том числе и потому, что в то время про него нельзя было думать, это такой отложенный процесс. Если бы тогда об этом можно было думать, спорить и обсуждать, может быть, сейчас уже это не нужно было делать в таком объеме.

Но ведь то, что мы говорим, тут тоже важно, что террор является очень важным образом, который существует в коллективной памяти. Вообще, одно из самых страшных достижений советской власти – это что слово «расстрел» может всплыть в речи совершенно на раз, в риторическом плане: «расстрелять их за это», «таких сволочей к стенке надо ставить», «Сталина на вас нету»…

 Да, я не представляю себе, как в Германии может всплыть фраза «Гитлера на вас нет»…

​– Да, и казалось бы, любое претендующее на здравость общество должно было эту стадию пройти, но оно не проходит. У нас на риторическом уровне допустить физическое уничтожение других людей готовы огромные слои населения. Слава богу, этого давно в таких масштабах не происходит, 70 лет массовых расстрелов у нас нет, и смертную казнь в России даже отменили. Но образ того, что конфликты надо решать физическим устранением оппонентов, причем без какого-либо установления их вины, правового процесса и так далее, он сохраняется.

«С нашими хозяевами приключилась ужасная беда. Сегодня часов в 12 неожиданно приходит с работы хозяин. Маруся, дочь его, думала, что он заболел, так он был взволнован и бледен. Но вслед за ним зашли еще два человека и стали делать обыск. Они обыскали хозяйскую половину, а потом двинулись к нам. Люди эти были полны какой-то ледяной вежливости. Я совсем онемела и не могла сделать ни одного движения. У нас стоял хозяйский шкаф с бельем. Осмотрев шкаф, двое агентов НКВД хотели было осматривать и наши вещи, но хозяин сказал, что мы дачники. Хозяин был бледен как полотно и так растерялся, что, когда его спросили, указывая на меня: «Это ваша дочь?»  он ответил: «Да!» Потом они все ушли на хозяйскую половину и о чем-то долго говорили. Потом мы слышали, как хозяин громко, с надрывом, будто удерживая слезы, сказал: «Ну, прощайте…» Тогда все заплакали, и громче всех  Маруся. Она с криком бросилась к отцу: «Тятя, тятя… куда тебя?.. » Хозяин не выдержал и заплакал. Маруся вцепилась в него с таким отчаянием, что и у меня брызнули слезы. Хозяин наконец с трудом оторвал от себя дочь и быстро вышел. Вслед за ним ушли эти вежливые и холодные люди. Ушли. И все, в том числе и мы  дачники  плакали. Я пошла в комнату хозяев и стала утешать Марусю. Маруся, немного успокоившись, вдруг вскочила и сказала:

 Пойду за отцом!  И быстро ушла.

После обеда Маруся вернулась с матерью. Мать как вошла, так и запричитала. Бабушка стала утешать ее, и хозяйка рассказала, что хозяина взяли в тюрьму по подозрению в троцкизме.

Я долго размышляла над этим случаем. Вспомнила о том, что арестованы отцы у Ирмы и Стеллы. Что-то происходит. Долго думала и пришла к выводу: если и мой отец окажется троцкистом и врагом своей родины, мне не будет его жаль!

Написала, но (признаюсь) червь сомнения сосет…»

Нина Костерина, комсомолка. Запись от 22 августа 1937 года

Источник: Радио «Свобода»

Русская мечта — все об империи

Мужчина протестует в Санкт-Петербурге против ввода российских войск в Украину, март 2014 года.

МОСКВА — По словам Ленина, Иосифа Сталина, основателя Красной Империи СССР , особенно понравилась «острая пища». Спустя десятилетия Владимир Путин теперь тот, кто подает горячие блюда.

Пустые полки в магазинах и длинные очереди за туалетной бумагой, возможно, остались в прошлом в России, но изобилие никогда не приводило к демократии в России. Это только помогло возродиться империалистическому мышлению.

Русская мечта — чтобы страна была великой Империей и внушала страх. Интервью, которые я недавно давал в Москве, заканчивались одними и теми же словами: «Сначала Олимпиада в Сочи, потом мы присоединили Крым. А теперь мы выиграли чемпионат по хоккею!»

Вот в народном анекдоте говорится, что «пока все думали, что Россия стоит на коленях, она просто шнуровала армейские сапоги. ..»

Последние 20 лет говорили, что мы строим западное общество. Однако тонкий слой, представлявший собой либерализм, исчез в мгновение ока. Мы закончили играть как Запад. Ему не хватает чувствительности — он прагматичен. Запад вырождается, а в России все о добре и духовности.

Владимир Путин взял на себя роль защитника этих традиционных ценностей.

Забудьте где-нибудь еще, оставайтесь в России

Россия теперь фундаменталистская нация. Опасно признавать себя атеистом или даже начинать дискуссию об этом. Отряды добровольцев выслеживают геев на улицах и избивают их. Некоторые могут даже пройти весь путь и убить их. Кампания против ресторанов быстрого питания McDonald’s стартовала в сети и всего за несколько дней собрала десятки тысяч подписей.

Патриоты призывают людей не отдыхать за пределами России. Власти даже пообещали выплатить приличную сумму тем, кто отдыхает в Крыму. Деньги текут рекой, когда любишь путинскую новую Россию.

Владение иностранными языками стало даже подозрительным. Забудьте о Сорбонне, поступайте в колледж прямо здесь! Российские исследователи также ограничивают свои поездки за границу. А парламент проголосовал за специальный закон, запрещающий усыновление российских сирот иностранцами. Это касается даже больных детей, прозябающих в детских домах, где не хватает самого элементарного — бинтов и йода.

Евразия — новый Запад

Однако кажется, что лидеры живут в другой России. Депутаты по-прежнему получают медицинскую помощь за границей. Они по-прежнему отправляют своих детей в западные университеты, прячут деньги в западных банках и покупают недвижимость в западных странах.

Фото: Роберт Коуз-Бейкер.

Но сейчас Россия поворачивает на Восток. В моде Евразия, Евразийский экономический союз, призванный уравновесить ЕС. Мы больше не в Европе. Шоу о Китае — ныне союзнике России — транслируются каждый день по телевидению. Прокитайские мнения здесь выросли на 40% всего за один год.

Кремль открыто говорит, что Запад всегда был и всегда будет первым врагом России. Его обвиняют во всем, от распада Советского Союза до Чернобыльской катастрофы и затопления атомной подводной лодки «Курск». Интернет? Изобретение западных спецслужб. Доллар? Бумажка без стоимости.

А Крым точно принадлежит России.

Россия бросила миру вызов. Он становится местом сбора всех антизападных сил по всему миру. У него есть сильные стороны — ядерное оружие и энергоресурсы. Триумф страны вскружил голову и напоминает 19Германия 30-х годов. Последние опросы показывают, что 71% населения в настоящее время настроено враждебно по отношению к западному миру, особенно к Соединенным Штатам.

Пора уезжать

В результате началась новая волна эмиграции — самая крупная со времен распада СССР. Уходят лучшие из нас, те, кто думал, что строят европейскую Россию. А если сами не уезжают, то их дети уезжают за границу. В московских школах и больницах все чаще стали нанимать таджикских или узбекских учителей или врачей. Русские ушли.

Вам не нужно читать газеты, чтобы понять, что происходит сегодня в России. Просто послушайте людей, ожидающих перед европейскими консульствами в Москве. Некоторым из них я задавал извечный русский вопрос: «Что делать?». Все ответили, что пора уходить. «В 1990-е мы мечтали превратить Россию в западную страну, — сказал один из них. «Я работал в обществе «Мемориал». Мы собрали доказательства ужасающих сталинских репрессий. Но теперь в этом нет необходимости. Некоторые хотят превратить Волгоград обратно в Сталинград».

«Силач, который восстановит Империю, снова в моде», — сказал другой. «Это поражение для меня».

«Я ухожу, потому что я лесбиянка», — объяснила женщина. «У нас с подругой двое детей. Я не хочу, чтобы их у нас забрали и поместили в детский дом». Другой москвич сказал, что его отец был антизападным, «и он говорит, что сейчас из России уезжают только предатели».

«Но я ненавижу это». ,» добавил он. «Мы — самая большая страна в мире. Мы население рабов, которые ходят в церковь и крестятся, в то время как нация ворует и убивает. Я написал, что я за Майдан на своей странице в Facebook. не представьте, какую грязь и ненависть это принесло! Это происходит пока в сети, но это только вопрос времени, когда это распространится на улицы. Я боюсь, что может быть гражданская война…»

Мы выбираем войну вместо мира. Мы выбираем прошлое вместо будущего. Телефон зазвонил, когда я заканчивал эту работу. «Я читал ваши книги и ваши статьи. Я видел, как вы валите Россию в грязь», — сказал голос. «Вы, люди, «пятая колонна»! Предатели! Мы будем помнить всех и каждого из вас. Скоро придет ваш час!»

Я положил трубку и подошел к окну. У меня сложилось впечатление, что то, что сказал человек, уже началось.

*Светлана Алексиевич — белорусско-белорусская писательница и журналист-расследователь, специализирующаяся на советском и постсоветском обществе.

Аарон Леонард: рецензия на книгу Джеффри Робертса «Молотов: воин холодной войны Сталина» (Потомак, 2011 г.

)

Аарон Леонард — независимый писатель и частый сотрудник HNN.

Джеффри Робертс знакомит нас с Вячеславом Михайловичем Молотовым в 1976 году, спустя много времени после того, как он ушел из власти. Молотов говорит нам: «Нечасто, но иногда мне снится Сталин. В чрезвычайных ситуациях. В разрушенном городе. не могу найти выход. Потом я встречаю его, словом, странные сны, очень смущенные». В таких тревожных снах нет ничего удивительного. Двадцатый век был во многих отношениях самым ужасным временем в истории человечества: две мировые войны, голод, геноцид и, во второй половине века, призрак полного ядерного уничтожения. Молотов, будучи премьер-министром СССР с 19С 30 по 1941 год, министр иностранных дел СССР с 1939 по 1949 год и снова с 1953 по 1956 год чаще всего оказывался в центре всего этого.

Робертс представляет более детальную картину Молотова, чем другие биографы, человека, чей ум и дотошность подходили ему для выполнения строгих требований представлять Советы в сфере внешней политики. Молотов Роберта не совсем раболепен перед Сталиным — хотя, когда дело доходит до драки, он вступает в линию — и еще меньше трусит перед Хрущевым. Как бы то ни было, пересматривать жизнь Молотова — значит ходить по канату, и Джеффри Робертс прекрасно с этим справляется.

Есть Молотов, преданный коммунист, самоотверженно жертвующий тем, что он считал более справедливым миром, только для того, чтобы в конечном итоге оказаться во власти во время Великой чистки конца 1930-х годов с ее усилиями по решению реальных, предполагаемых и воображаемых проблем. самыми ужасными и бессовестными средствами. Затем Молотов — лицо советской внешней политики — политики, которая, лишенная своих социалистических и интернационалистских притязаний, слишком часто руководствуется яростным национализмом.

Ключевая роль Молотова была во время Второй мировой войны, и именно здесь все становится самым сложным — и ужасным. Когда Советы не смогли заключить сделку с Англией и Францией, чтобы предотвратить подъем Германии в 1939 году, они заключили сделку. .. с Германией. В переговорах Молотова с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом это означало, что Германия и Советы не будут нападать друг на друга — до поры до времени. Едва чернила высохли, как немцы встали на расчищенный путь, чтобы вторгнуться в Польшу, развязав Вторую мировую войну. Красная Армия последовала семнадцатью днями позже, разделив Польшу между Германией и Советским Союзом и проложив путь для советской аннексии Прибалтики, а также для катастрофической Зимней войны с Финляндией. Таким образом, Советы, преследуя свои государственные интересы, подлили свое особое масло в огонь этого пожарища. В конце концов они не оказали себе никакой услуги — хотя до сих пор ведутся споры о том, в какой степени эта передышка принесла им пользу, — ибо 19 июняВ 41 году немцы, воспользовавшиеся временным миром с Советами, чтобы завоевать большую часть Западной Европы, начали одну из самых кровавых кампаний в истории человечества — операцию «Барбаросса» — вторжение в Советский Союз.

Под руководством Сталина и с помощью дипломатии Молотова Советы — которые, как отмечает Робертс, приняли на себя основную часть боевых действий и смертей в той войне (восемь миллионов погибших военных и шестнадцать миллионов гражданских лиц, или десять процентов советского населения) — — смогли разгромить гитлеровские войска. Победа была во многом пирровой. Советы превратились из оккупантов в оккупантов в Восточной Европе. Сталин и его кадры, на которые в лучшие времена смотрели с подозрением, теперь рассматривались Соединенными Штатами и Великобританией как угроза. Это было небезосновательно, как цитирует Робертс Молотова: «Иногда трудно провести черту между стремлением к безопасности и стремлением к расширению». Однако советская внешняя политика действовала не в вакууме. Соединенные Штаты стремились застолбить свое место в послевоенном мире, и разработка атомного оружия была немаловажной частью этого.

Книга идет вразрез с утверждениями о том, что Молотов не был простым оплотом непреклонности времен холодной войны. В нем описывается, как, пока Сталин был еще жив, он вел тяжелую битву, чтобы сохранить некое подобие Великого Альянса и уменьшить холодную войну. Позже, при Хрущеве, мы узнаем о его попытках заключить сделку с западными державами с той же целью. В конечном итоге он потерпел неудачу, поскольку, как отмечает Робертс, «его усилия положить конец [холодной войне] и объединить разделенную Европу были сорваны сначала Сталиным, а затем Хрущевым. Но неспособность Молотова реализовать свое видение не должна закрывать нам глаза на важность его усилий».

Тем не менее, после ужасов чисток (в которых он, как и Хрущев, разделял вину), развода с женой, когда она попала в немилость Сталина, нападения Хрущева на Сталина, изгнания из партии (хотя он был восстановлен Леонидом Брежневым в конце жизни), Молотов не раскаивался. В 1985 году в возрасте 95 лет он сказал: «Со временем Сталин будет реабилитирован историей. В Москве будет музей Сталина. Безошибочно! По многочисленным просьбам». Хотя он производит впечатление неправого человека, защищающего неоправданное, все гораздо сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *