Разное

Игры для детей для адаптации: Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

Мусилович Татьяна Анатольевна

педагог-психолог Отдела ранней помощи

ГБОУ «ППЦ», г.Тольятти

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу. Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Преимущества игры перед другими средствами:

  • позволяет маленькому ребенку ощутить себя «всемогущим»;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение,
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • дает возможность переживать массу эмоций.

Являясь одной из граней окружающего мира, игра влияет на развитие памяти, мышления, внимания, речи, происходит усвоение в ней социальных и нравственных норм. Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Важно, что традиционная игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу), но должны систематически повторяться;
  • использование музыки, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
  • инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
  • не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
  • не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;
  • периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

Игры, направленные на формирование групповой сплоченности

  1. «Давайте познакомимся!»

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, он легкий и обычно яркий, красочный).Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

  1. «Раздувайся, пузырь!»

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

  1. «Гусеница»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении они преодолевают следующие препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», спрятаться от «диких животных».

  1. «Медведи»

Ведущий (сначала это может быть игрушка, затем ребенок) догоняет детей, разбегающихся по комнате. Те, до кого дотронулся ведущий, берутся за руки и образуют «цепочку». Следующих «медведей» ловят «цепочкой».

Игры с песком

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Песочница может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо. К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным). Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.

1. Отпечатки наших рук: поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям. Песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки.

2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев:

задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик).

3. Скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения:

задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Наряду с играми с песком можно проводить игровые действия с водой. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Игры для налаживания контакта с ребенком

  1. «Дай ручку!»

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

  1. «Привет! Пока!»

Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

  1. «Коготки-царапки»

Педагог читает стихотворение и изображает котенка: У белого котенка мягкие лапки (поглаживает одной рукой другую). Но на каждой лапке коготки-царапки (сжимает и разжимает пальцы)! Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

Игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения

  1. «Кленовые листочки»

Педагог включает спокойную музыку и каждому ребенку раздает кленовые листочки. Говорятся такие слова: Представьте, что вы-кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, кружатся под музыку. Листопад, листопад (кружатся, изображая листочки),листья желтые летят (подбрасывают листочки вверх).Под ногой шуршат, шуршат (ходят по листочкам),скоро станет голым сад (ложатся на пол и слушают музыку).

  1. «Поезд»

Педагог предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

  1. «Догонялки» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает:«Вот мои ребятки». Вариант: игра проводится с мишкой.

  1. «Чертим разные фигуры»

Педагог садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета. Подобные игры способствую развитию творческих навыков.

  1. «Зайка»

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» — сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть. С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.

 

Список используемой литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
  3. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1997.
  4. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
  5. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
  6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
  7. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

Картотека игр в период адаптации | Картотека на тему:

Игры в период адаптации

При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают стрессовую ситуацию. Возрастная система адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, ребенок часто болеет.

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • возраста детей;
  • состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  • биологического и социального анамнеза ребенка в период беременности матери.

В д/с попытки решения проблемы адаптации в основе сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму д/с. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление  об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в д/с. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребенку в д/с? плачет? Ничего страшного, поплачет и престанет». В таких случаях процесс привыкания  затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к д/с.

Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в  группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в д/с.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.  

  1.  Создание эмоционально благоприятной

атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в д/с. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилия  воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней чувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты – они слишком большие. Чтобы ребенку было приятно приходить в д/с, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его уютным, занавески, бордюр по краю стены. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо если в группе есть домик, где ребенок может побыть один.

Желательно рядом с домом разместить живой уголок. Растения благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который бы удовлетворял двигательную потребность детей.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны  выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.

Психологи установили, что изодеятельность для детей это возможность выплеснуть свои эмоции на бумагу. Уголок изодеятельности в доступном месте поможет решить проблему, когда он хочет выразить свои чувства. Особое удовлетворение детям доставляет рисование фломастерами-маркерами, оставляющие толстые лини, на прикрепленной стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, выбранный ребенком, поможет понять его психическое состояние.

Умиротворяюще на детей действуют игры с песком, водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимний период желательно иметь уголок песка и воды в помещении. В ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту ребенка. Для увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливаются аппетит, труднее нормализуется сон. Проблемы со сном не только вызваны напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Такая простая вещь как прикроватная занавеска может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид. В период адаптации надо сохранить временно привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат правилам д/с. ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать отрицательное отношение к новой обстановке.

Ласковое обращение с ребенком помогает быстрее адаптироваться ребенку. Хорошо иметь в группе семейный альбом, где в любой момент ребенок может подойти и увидеть свою маму.

2. Работа с родителями

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей,  сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и д/с. С родителями необходимо выяснить все особенности ребенка, черты характера, поведения, интересы, склонности.

Целесообразно в первые дни родителям приводить ребенка только на прогулку. Причем желательно приводить и на утреннюю и на вечернюю прогулку, когда родители приходят за детьми. В первые дни целесообразно приводить ребенка позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез у других детей.

Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить посмотреть на группу, познакомить с режимом дня, обсудить, как облегчить период адаптации.

3. Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей  детей, места проведения.

«Иди ко  мне»

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«Пришел Петрушка»

Материал: Петрушка, погремушки.

Ход игры: Воспитатель приносить Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей»

Ход игры: Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая  трубочкой, а не дуя в нее. Пытается поймать мыльные пузыри, а потом наступает на пузырь и спрашивает детей, куда делся пузырь. Затем учит детей выдувать пузыри.

«Хоровод»

Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки, идет по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы в круг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе прыгают.

«Покружимся»

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться с ним.

Затем взрослый читает стишок и действует по его содержанию. Ребенок выполняет движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом приостановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Прячем мишку»

Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку, так чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, прячется в другое место. В конце игры прячется сам ребенок.

«Солнышко и дождик»

Ход игры: дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко». Воспитатель говорит: «На небе солнышко!» Можно гулять». Дети бегают. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» — бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

«Поезд»

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я –паровоз, а вы –вагончики» дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» — говорит взрослый и все начинают двигаться, затем замедляет ход и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Хоровод с куклой»

Материал: кукла средних размеров.

Ход игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит по очереди подержать куклу. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу.

«Догонялки»

Ход игры: кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, кукла находит и обнимает детей: «Вот мои ребятки».

«Солнечные зайчики»

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры: Воспитатель  зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Игра с собачкой»

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Собирание «сокровищ»»

Материал: корзина.

Ход: На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, веточки) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

«Делаем коллаж»

Материал: обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, пенопласт, пряжа.

Ход игры: Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли любоваться.

«Ловись, рыбка»

Материал: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры: В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому — брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рубку.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их, игра начинает сначала.

«Игра с кистями рук»

Ход игры: (выполняя движения, воспитатель просит детей выполнять за ним). Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струя дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком об кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп-хлоп. и т.д.

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить большой палец).

«Покатаемся на лошадке»

Материал: лошадка –качалка.

Ход игры: Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-но» ребенок повторяет тихо: «Нно-но». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук 2н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»

материал: воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры: Воспитатель держит на уровне лица вертушку и рожок, показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

«Книжка-угадайка»

Материал: записная книжка с проволочной спиралью

Ход игры: наклеивают в записной книжке через страницу картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

«Прогулки по очертаниям разных фигур»

Материал: широкая плотная лента.

Ход игры: с помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте, начиная с круга. Взрослый берет малыша за руку, и идет вместе с ним и поет любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним передвигаясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру.

«Вместе с мишкой»

Материал: игрушечный медвежонок

Ход игры: Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, нравится тебе пить из чашки!» «Миша, нравится тебе пить из чашки?» делает вид, что мишку поит чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

«Чертим разные фигуры»

Материал: принадлежности для рисования

Ход игры: Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка», таким образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные фигуры, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.

«Игра с куклой»

Материл: кукла

Ход игры: Дайте ребенку его любимую куклу, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

«Собираем игрушки»

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, их на место убираем».

«Передай колокольчик»

Материл: колокольчик

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик» девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени.

Зайка

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Позови»

Материл: мяч

Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть?» Позови. Мальчик зовет: «Вова, иди играть» После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

«Мяч в кругу»

Ход игры: дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Все дальше и выше»

Материл: яркий мяч

Ход игры: ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше», малыш ловит мяч. Упражнение повторяется с другим ребенком.

«Бегом к дереву»

Ход игры: В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку? «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое место, отмеченное лентой, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

«Мы топает ногами»

Ход игры: Играющие становятся на расстоянии друг друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

«Огуречик-огуречик»

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

«Мяч»

Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз. Два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть! После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

«Бегом к дереву»

Ход игры: дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась по кругу. Воспитатель говорит или поет.

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки, дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Адаптация обычных игр, чтобы каждый мог играть в них

Адаптация обычных игр, чтобы каждый мог играть в них

СКАЧАТЬ ЭТОТ PDF-файл


Дети с ограниченными возможностями хотят играть, как и любые другие дети. Они хотят взаимодействовать, быть активными, общаться, заводить друзей и участвовать в веселье. Все, что требуется, — это внести некоторые коррективы в обычные детские игры, и дети с ограниченными возможностями смогут принять в них участие. Вот примеры того, как можно легко модифицировать популярные игры, чтобы каждый мог присоединиться к ним:

Игра в пятнашки

Вместо того, чтобы пытаться прикоснуться друг к другу, используйте безопасный и мягкий предмет, например лапшу из пенопласта. Что касается маркировки, уточните, что метки должны располагаться на теле, а не на стуле или ходунках. Подумайте о том, чтобы потребовать две метки, дать детям дополнительное время для движения или замедлить стиль движения других детей.

Прятки

Вместо того, чтобы прятаться физически, рассмотрите возможность выбора объекта, представляющего себя, и вместо этого спрячьте его. (Установите основные правила относительно того, где другим разрешено прятать вещи.)

Вышибалы

Для детей, использующих инвалидные коляски, установите такие правила, как мяч не может ударять только по инвалидной коляске, а должен попадать в тело участника. Рассмотрите возможность присвоения игрокам номеров и использования этих номеров в том порядке, в котором они должны быть отмечены. Это поможет детям, использующим инвалидные коляски или ходунки, которые могут передвигаться медленнее.

Захват флага

Эту классическую игру можно сделать забавной для детей с любым уровнем способностей, слегка изменив правила: добавьте дополнительные флаги, используйте несколько объектов в качестве флагов, создайте дополнительные команды (вместо двух), а также добавьте костюмы и реквизит. чтобы задействовать детское воображение.

Шашки и другие настольные игры

Адаптируйте эти игры для детей с ослабленным зрением, создав текстурированные поверхности для игровых фигур. Например, игровые фигуры можно выделить, приклеив фактурную поверхность или проделав в них отверстия. Для детей с проблемами ловкости используйте большие игровые элементы, чтобы их было легко хватать, или держатели карт для карточных игр. И рассмотрите возможность использования регулируемого по высоте стола, чтобы дети в инвалидных колясках могли легко добраться до игровой доски.

Волейбол сидя

Все игроки должны сидеть, скрестив ноги, с опущенной сеткой (или самодельной сеткой). Используйте пляжный мяч для безопасной и легкой игры.

Другие игры, на которые стоит обратить внимание:

Парашюты

Яркие и развевающиеся на ветру парашюты неудивительно, что дети с любым уровнем подготовки любят парашюты. Вы можете пристегнуться к инвалидной коляске и смотреть, как она движется, или сесть в круг и взорвать ее в воздухе. Положите сверху мягкие игрушки или пойте песни, чтобы добавить веселья.

Twister

Расставьте на полу точки или маркеры, доступные для детей с разным уровнем способностей. Включите музыку, чтобы дать детям время передвигаться по месту любым способом, в том числе кататься, шаркать или ползать. Когда музыка остановится, подсчитайте количество пройденных мест. Гигантские точки на полу или точки краски/мела для улицы.

Мини-гольф футбол

Думайте об этом как о мини-гольфе ногами. Бросание мяча в мусорное ведро, корзину для белья или картонную коробку для игрушек — отличное упражнение на равновесие и координацию.

Пузыри

Пузыри должны стать международным языком развлечений на свежем воздухе! Если ваш ребенок с особыми потребностями не может надуть их самостоятельно, пусть дети по очереди играют в игры «лопай мыльные пузыри», чтобы включить всех.

Уважаемые,
Если мы не можем включить всех в игру,
мы играем неправильно

Каждый ребенок и молодежь с ограниченными возможностями заслуживает участия в играх со своими друзьями. Проявите творческий подход и изобретательность — вы обнаружите, что легко адаптировать игры для детей с любыми способностями.

лучших адаптированных физкультурных игр: 5 занятий для детей

Когда ты ребенок, все сложно, потому что все новое.

Прыжки на одной ноге, ловля мяча, сальто — все это может быть сложной задачей, когда вам четыре года, и вы все еще изучаете, как устроен мир.

Для детей с ограниченными возможностями или особыми потребностями ориентироваться в мире даже для простых задач становится еще сложнее. Детям с физическими или умственными ограничениями может быть трудно бегать на улице, заводить друзей и правильно выражать свои чувства. Это вещи, которым большинство детей учатся по мере взросления, но учащимся с ограниченными возможностями может быть трудно не отставать.

Важно помнить, что все дети заслуживают возможности играть и учиться, как и любые другие дети их возраста, особенно потому, что это обучение может иметь огромное значение в их жизни.

К счастью, вам могут помочь адаптированные игры и занятия по физкультуре.

Что такое адаптированный PE?

Адаптированное физическое воспитание (APE) — это форма физической активности, модифицированная для удовлетворения потребностей детей с особыми потребностями. Адаптированные физкультурные игры предназначены для учащихся с физическими или умственными недостатками, которые ограничивают их способность участвовать в регулярных физических нагрузках. Это могут быть дети с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, церебральным параличом, мышечной дистрофией и другими заболеваниями.

В дополнение к обеспечению безопасных условий для физической активности всех учащихся независимо от инвалидности, APE также предоставляет уникальные возможности для социализации и интеграции.

Адаптивные игры PE можно модифицировать, изменив требования к пространству или используя адаптивное оборудование, такое как специальные мячи, а не стандартные. Внесение модификаций сделает их доступными не только для людей с ограниченными возможностями, но и для тех, у кого их нет.

Как изменить занятия для учащихся с ограниченными возможностями?

Многие упражнения по физкультуре могут быть легко изменены для любого учащегося, но адаптированные игры по физкультуре должны быть созданы специально для учащихся с особыми потребностями.

Прежде чем вы начнете вносить изменения в свои занятия по физкультуре, сначала вы должны понять количество и степень способностей и ограничений каждого учащегося.

Ребенок в инвалидной коляске? Он или она невербальны? Есть ли у них расстройство сенсорной обработки, которое делает определенные звуки или текстуры подавляющими?

После того, как вы оценили потребности своих учеников, пришло время выяснить, какие виды деятельности лучше всего подходят для них. Консультации с детским психологом и терапевтом, которые обучены удовлетворять потребности этого сообщества, могут помочь.

Детям с расстройствами аутистического спектра, например, могут нравиться занятия, направленные на задействование их органов чувств и/или структурирующие их. Это может включать сочетание слуховых подсказок с физической активностью, чтобы помочь им научиться слушать и следовать инструкциям.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в адаптированные физические упражнения может помочь им развить двигательные навыки и координацию, освоить навыки социализации, такие как чередование или поддержание зрительного контакта, и даже успокоить их сенсорные потребности.

Стратегии модификации для учащихся с ограниченными возможностями включают:

  • Изменение продолжительности или продолжительности занятий.
  • Волейбольные и теннисные сетки опущены для участия учащихся с ограниченными двигательными навыками.
  • Используйте более крупные и мягкие мячи или используйте легкие биты, чтобы избежать травм мышц у учащихся с нарушениями верхних конечностей.
  • В баскетболе и футболе разрешайте учащимся ходить или бегать в ограниченном пространстве.

Вам не нужно останавливаться на изменении обычных видов спорта и занятий. Игры, ориентированные на адаптивное физическое воспитание с нуля, — отличный способ убедиться, что все весело проводят время и учатся.

Адаптированные игры по физкультуре

Отличительной особенностью адаптированных игр по физкультуре является то, что они инклюзивны.

Когда игры по физкультуре модифицируются для участия учащихся с ограниченными возможностями, это помогает им чувствовать себя важными и важными. Это дает им возможность освоить социальные навыки, сблизиться со своими одноклассниками и взаимодействовать с ними на одном уровне.

Когда они занимаются регулярными физическими упражнениями, у них развиваются более крепкие кости, мышцы и сердечно-сосудистая система, что делает их более устойчивыми к травмам и болезням.

Вот несколько инклюзивных игр на физкультуру, которые вы можете попробовать:

Поло с воздушными шарами

Эта игра сочетает в себе футбол и баскетбол, чтобы создать веселый урок физкультуры.

Начните с разделения учащихся на две равные команды, по одной на каждой стороне площадки.

Затем надуйте два воздушных шара и привяжите их к концам кольца баскетбольного кольца. Затем поместите футбольный мяч на стороне каждой команды.

Первый учащийся каждой команды получает воздушный шар и должен попытаться поместить его в ворота соперника, не удерживая воздушный шар.

Если игрок может это сделать, он получает очко. Если нет, их противник получает ход с воздушным шаром. Если учащийся уронит шарик или он лопнет, он должен сесть и ждать следующего хода своей команды.

Тот, кто наберет больше всего очков в конце урока, объявляется победителем.

Эту игру можно адаптировать для разных возрастов и уровней способностей:

  • Сокращая или увеличивая время, необходимое каждому игроку, чтобы попасть шариком в ворота соперника.
  • Использование маленьких шаров для младших школьников и больших для старших.
  • Использование корта меньшего или большего размера в зависимости от способностей и возраста учащегося

Адаптированные вышибалы

Эта игра отлично подходит для учащихся с нарушениями верхних конечностей или слабой зрительно-моторной координацией.

Чтобы адаптироваться к обычному вышибалам, разделите класс на две команды и попросите их встать по обе стороны площадки для вышибалы.

Затем надуйте несколько воздушных шаров и разделите их поровну между членами команды. Теперь учащиеся попытаются бросить воздушные шары в своих противников, не получив при этом удара.

Если кто-то получил удар, он должен сесть и подождать до следующего хода своей команды. Побеждает последний человек, стоящий с обеих сторон.

Эту игру можно адаптировать для разных возрастов и уровней способностей:

  • Сокращение или увеличение времени между ходами.
  • Использование меньших шаров для младших школьников и больших для старших.
  • Использование корта меньшего или большего размера в зависимости от способностей и возраста учащегося.

Лотки и лестницы в натуральную величину

Если у вас мало места в спортивном зале, то вот забавная игра, в которой нужно использовать свое воображение.

Сначала вам нужно установить игровое поле в натуральную величину. Используйте обручи, конусы и веревки или скотч на полу, чтобы разметить места, желоба и лестницы. Вы можете найти пример отличной доски для желобов и лестниц в натуральную величину здесь. Вы можете использовать совпадающие буквы, цифры или символы, чтобы показать, какие желоба и лестницы соединены друг с другом. Вам также понадобится спиннер. Вы можете получить его на Amazon, использовать этот виртуальный спиннер для занятия или сделать его самостоятельно. Большие игральные кости также подойдут, если они у вас есть под рукой.

Когда игровое поле будет готово, разделите класс на группы по четыре-шесть учеников и дайте каждой группе по спиннеру. Теперь вы готовы играть!

Лотки и лестницы в натуральную величину Правила игры:
  1. По очереди крутите спиннер.
  2. Переместить на количество клеток, указанное на счетчике или кубиках.
  3. Если вы приземлились на ячейку желоба, переместитесь на дно желоба.
  4. Если вы приземлились на поле с лестницей, переместитесь на вершину лестницы.
  5. Если клетка, на которую вы приземлились, занята, человек в этой клетке возвращается на первую открытую клетку, на которую он пришел.
  6. Побеждает первый до конца!

Эту игру можно адаптировать для разных возрастов и уровней способностей:

  • Сокращение или увеличение времени между ходами.
  • Использование меньших лестниц для младших школьников и больших для старших.
  • Использование доски меньшего или большего размера в зависимости от способностей и возраста учащегося.
  • Включая упражнения на каждую ячейку, которые учащиеся должны выполнить, когда приземлятся на эту ячейку.

Танцевальная разминка

Это упражнение отлично подходит для учащихся с плохой моторикой.

Начните с воспроизведения музыки и попросите класс двигать руками, ногами, туловищем или головой в такт музыке. Вы также можете использовать это как возможность рассказать ученикам о различных группах мышц, попросив учеников назвать названия, хлопая в ладоши каждой из них.

Эту игру можно адаптировать для разных возрастов и уровней способностей:

  • Сокращение или увеличение времени между ходами
  • Добавление или удаление шагов в танцевальном номере для облегчения/усложнения в зависимости от способностей учащихся
  • Использование различных типов визуальных подсказок для слабовидящих учащихся

Адаптированный баскетбол

Эта игра отлично подходит для учащихся с нарушениями зрения поражение верхних конечностей или плохая зрительно-моторная координация.

Чтобы адаптироваться к обычному баскетболу, разделите класс на несколько команд и попросите их встать по обе стороны от баскетбольной площадки. Затем надуйте кучу воздушных шаров и разделите их поровну между членами команды.

Теперь учащиеся попытаются бросить шарики в своих противников, не получив при этом удара. Если кто-то получает удар, он должен сесть и ждать следующего хода своей команды. Побеждает последний человек, стоящий с обеих сторон. Эту игру можно адаптировать к разным возрастам и уровням способностей следующим образом:

  • Сокращение или увеличение времени между ходами
  • Использование меньших воздушных шаров для младших школьников и больших для старших
  • Использование меньшего или большего корта в зависимости от способности ученика и возраст

Общие адаптированные стратегии физического воспитания

Вот несколько стратегий, которые можно использовать для вовлечения в ваши игры учащихся с разными способностями:

  • Уменьшите количество людей в каждой команде, если у учащегося плохая моторика.
  • Увеличьте время между ходами, если учащийся не может быстро ответить.
  • Предоставляйте учащимся с физическими или умственными недостатками дополнительные перерывы во время занятий.
  • Чтобы детям было проще выполнять шаги, вы можете использовать картинки или словесные подсказки, чтобы показать, что они должны делать.
  • Дайте каждой команде футболку разного цвета, на которой будет видно, кто входит в их команду, чтобы было легче отслеживать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *