Разное

Фото василий александрович сухомлинский: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Василий Александрович Сухомлинский — краткая биография

ФИО:Сухомлинский Василий Александрович
Дата рождения:28 сентября 1918 г.
Место рождения:с. Васильевка, Кировоградская область
Знак зодиака:Весы
Деятельность:Педагог, писатель
Дата смерти:2 сентября 1970 г. (51 год)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Война
  • Педагогическая деятельность
  • Личная жизнь
  • Принципы воспитания
  • Заключение

Выдающийся педагог. Его новаторские идеи уникальны и сделали переворот в системе образования.

Детство и юность

Он родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка Кировоградской области. Его детство проходило в трудные времена, среди голода, нищеты и разрухи. Родители были малоимущими, но богатыми душевно. В семье царила дружелюбная атмосфера, родители не наказывали детей и не ссорились между собой в их присутствии.

Отец — Александр Емельянович работал деревенским плотником и столяром. Также проводил уроки труда, руководил избой-читальней, проявил себе как корреспондент.

Мама — Оксана Иудовна была домохозяйкой. Занималась детьми, увлекалась шитьем.

Василий был не единственным ребенком. Кроме него в семье росли Иван, Сергей и Мелания.

Василий Сухомлинский (слева) с сестрой Меланией и братом Сергеем (1929 г.)

В 1933 году, окончив семилетку, он поступает в Кременчугский педагогический институт. Начавшиеся проблемы со здоровьем вынуждают его вернуться домой.

Василий Сухомлинский в 1934 г.

И в 1935 году он начинает преподавать украинский язык и литературу. В 1936 году переводится на заочное отделение Полтавского института.

В 1939 году с отличием заканчивает учебу.

Василий Сухомлинский в 1939 г. с друзьями по учебе

Война

  • В июле 1941 года уходит добровольцем на фронт. Но уже в начале 1942 получает тяжелое ранение. Врачи так и не смогли извлечь осколок, попавший в сердце, и не давали никаких надежд на выздоровление. Однако, вопреки прогнозам, он пошел на поправку. Его лечение проходило на Урале. Медицинская комиссия признала его непригодным для службы, и не дала разрешения идти на фронт. Он вынужденно остается в Удмуртии, в поселке Ува.
  • С 1942 по 1944 директор местной школы.
  • Узнав об освобождении Украины от фашистов, в 1944 году возвращается на родину. Едет в сопровождении жены, с которой познакомился во время плановых проверок школы. Ему предлагают должность начальника районного отдела народного образования. Однако административная работа пришлась ему не по душе, и он возвращается к любимому делу.

Василий Сухомлинский в молодости

Педагогическая деятельность

В 1948 году становится директором школы в поселке Павлыш и находится на этом посту 23 года, до конца своих дней.

Вся жизнь педагога тесно переплелась с его трудовой деятельностью. Среди своих воспитанников он проводил большую часть своего времени, отдавал им все силы и любовь. Его идеи в профессии тесно переплелись с жизненными ценностями. Параллельно с директорской работой, работал в следующих направлениях:

  • Проводил семинары по педагогике и психологии.
  • Разрабатывал факультативные занятия по семейной жизни.
  • Обучал старшеклассников основам этикета.
  • Организовывал работу родительского клуба.
  • Работал над проектами «Школа радости» и «Школа под открытым небом».

Его родное учреждение становится экспериментальной и исследовательской площадкой. Много внимания уделял изучению соотношения труда и отдыха, наблюдал за уровнем утомляемости. Предложил учителям заранее знакомиться с родителями будущих учащихся и помогать подготавливать ребенка к обучению.

Его называли «солнечным учителем», а методы – спасительными. Сторонник гуманистической педагогики, где во главу угла ставится личность ребенка. Он разработал уникальную систему, ввел инновации, чем заслужил славу новатора.

В 1955 году успешно завершает написание научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

По его настоянию на территории был посажен сад из фруктовых, лиственных и хвойных деревьев. За каждым школьником закреплялось до 10 деревьев. А уроки для младших классов проводились в саду, в беседках. Для девочек были обустроены комнаты, где находились книги о женской физиологии, гигиене и материнстве.

Был против единой школьной формы. Считал, что ребенок имеет право носить свободную одежду, но иметь эстетически опрятный внешний вид.

Василий Сухомлинский с детьми

  • С 1957 член-корреспондент Академии наук. Вместе с тем пишет сказки и рассказы для детей, которые учат добру, справедливости и ответственности. Работает над написанием книг и статей. Всего им написано более 30 книг и 500 статей. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Пишет программу «Воспитание красотой». Его работы печатались огромными тиражами и переводились на разные языки.
  • В 1958 году за достижения в работе ему присуждается звание лучшего учителя УРСР. Широкое признание идеи и методы получили в разных странах мира, особенно в Китае и Японии.
  • В начале 1960-х годов ездил на Кубу, был на приеме у Фиделя Кастро. Также посетил Германию, Венгрию, Болгарию.
  • В 1968 получает звание Героя Социалистического труда.
  • Умер 2 сентября 1970 года в достаточно молодом возрасте. Ему был 51 год. Причиной смерти стал все тот же осколок, находившийся в сердце со времен войны.
  • В 1974 году посмертно присуждается Государственная премия УРСР за книгу «Сердце отдаю детям».

Личная жизнь

У него было два брака. Первый раз женился в 1939 году. Семья трагически распалась. Уходя на фронт, он оставил беременную жену в оккупированной Полтаве. Вера с малолетним сыном были убиты немцами за помощь партизанам. Василий мужественно перенес смерть близких людей, не утратив доброго отношения к людям.

В 1943 году вновь решил создать семью. Его второй женой стала Анна Девятова, учитель русского языка. Вместе они преподавали. Жена обеспечивала мужу комфорт и уют, занималась обустройством дома. В семье родился сын Сергей и дочь Ольга. Она пошла по стопам отца. Ольга Васильевна профессор, доктор психологических наук. Вспоминает, что отец не повышал на них с братом голос и не наказывал. Воспитывал личным примером. Был простым человеком, не привередливым в еде и одежде.

С семьей

Организовывал для семьи поездки в разные города с целью посещения театров, выставок, ознакомления с памятниками культуры и архитектуры.

Принципы воспитания

  • Необходимо полностью верить в ребенка и дать ему право свободно делать выбор. Не стоит заставлять исследовать и не наказывать за ошибки и провинности. Важно сохранять разумный баланс.
  • Между дошкольным и школьным образованием должна быть тесная взаимосвязь.
  • Оценки необходимо ставить только в подростковом возрасте. Младшие классы не оцениваются.
  • Необходимо создавать доверительные отношения с учениками, побуждая их делиться своими проблемами.
  • Нельзя увеличивать скорость усвоения и подачи новых знаний. Необходимо делать акцент на развитии способностей детей.
  • Особое внимание детям-подросткам. Считал, что успешная подготовка ребенка к жизни, обучение владению эмоциями решает проблему трудных подростков.

Он организовывал учебный процесс так, чтобы он приносил всем участникам радость. Такой подход к делу считался очень смелым. Как известно, в стране правил авторитарный режим. У него было много противников, его методы активно критиковали. Он не отступал и работал над достижением ожидаемого результата. Что требовало от него огромного мужества и выдержки.

Заключение

Методы Сухомлинского уникальны тем, что формируют в детях чувство собственного достоинства. Он первый смог в условиях авторитарного режима превратить обучение в радость от полученных знаний и наслаждение творчеством. Способствовал объединению школы и семьи. В центр поставил продвижение ребенка от успеха к успеху, что стало основным ориентиром для многих педагогов последующих поколений.


 

Василий Сухомлинский | это… Что такое Василий Сухомлинский?

Толкование

Василий Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1957), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). С 1948 года — директор Павлышской средней школы.

Портрет Сухомлинского в Павлышской школе

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Родился в Васильевской волости Александрийского уезда Херсонской губернии (теперь — Кировоградской области)

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практику многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Некоторое время учился в медицинском техникуме, но вскоре вступил на рабфак, потом был принят в педагогический институт. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко «Путевка в жизнь». В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко. Он работал преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 добровольцем идет на фронт. Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Василий работал директором средней школы, потом — заведующим РОНО. Сухомлинский прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи. Заслуженный учитель УССР.

  • Статья о В.Сухомлинском на сайте «Великих Украинцев»(укр.)

Wikimedia Foundation.
2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • Гьяни
  • Сложные слова

Полезное

биография великого учителя

Своими величайшими открытиями человечество обязано смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Те, чьи взгляды на окружающий мир сильно отличались от тех, что считались нормальными. Таким человеком, без сомнения, был Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.

Жизнь украинского учителя

Родился Василий Сухомлинский, биография которого рассматривается в данной статье, в Херсонской губернии. В селе Васильевка (Александрийский уезд), где мальчик появился 28 сентября 19 г.18 лет, его отец, хотя и простой рабочий, был очень почитаемым человеком и активистом. Мать воспитывала, кроме Василия, еще троих детей. Примечательно, что все они выбрали для себя педагогическую специальность.

Василий Сухомлинский, биография которого достойна восхищения, учился в местной школе, где показал себя очень способным учеником. После семилетки поступает в Кременчугский пединститут (1934), но из-за болезни прерывает учебу. Семнадцатилетним юношей он начал свою педагогическую практику, которую не оставлял до конца жизни. Кроме того, он продолжал заочно учиться в Полтавском пединституте. Окончил с отличием в 1939, после чего работал учителем литературы и украинского языка в разных школах.

Сухомлинский: биография и творчество

Любимая работа доставляла Сухомлинскому удовольствие, но реалии жизни не могли оставить его в стороне. В 1941 году пополнил ряды Красной Армии и принял участие в боевых действиях. Он был тяжело ранен, затем чудом выжил, но потерял жену и сына. После войны продолжил педагогическую практику: работал директором школы, написал кандидатскую диссертацию (которую защитил в 1955).

Работы Сухомлинского отличал революционный подход к учебному процессу, к самому ученику. Он был исследователем с большим сердцем, так как каждая строчка его произведений дышала любовью и вдохновением. Он обратил внимание на проблемы студентов, улучшил организацию работы, создал целую педагогическую систему, которая была не только оригинальной, новой, но и гуманистической. Учитель от Бога, он считал, что ребенку нужно помочь развить талант, врожденные способности, личность, привить любовь к другим людям и живой природе.

Василий Сухомлинский, биография которого представляет собой удивительную историю верности своему делу, написал немало книг. «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании» и другие, но каждая из них защищала гуманистические идеалы воспитания и написана с проникновенным художественным стилем.

Значение педагогического труда-практики

Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его критиковали за то, что он не полностью соответствовал советской идеологии, что она была проникнута христианским духом. Сам автор был атеистом, но в природе видел божественное начало.

Великий учитель умер 2 сентября 1970 года.

Сорвать цветок, не потеряв ни капли воды

Подумайте, как часто вы вспоминаете свои школьные годы и самое главное, какие эмоции они вызывают. Если вам нравится иногда ностальгировать, у вас были хорошие учителя. День учителя отмечают 5 октября, но мало кто знает ответ на вопрос «Почему?» На самом деле никакой тайны в этой дате нет. 5 октября 1964 г. в Париже состоялась международная конференция ЮНЕСКО, на которой была подписана Рекомендация о статусе учителей. В этом документе объяснялась профессия учителя, говорилось о важности педагогики и ее роли в обществе, а также о необходимости создания достойных условий труда для учителей во всем мире.

В СССР 29 сентября 1965 года вышел указ о праздниках, согласно которому День учителя назначался на первое воскресенье октября. Во многих бывших советских республиках его до сих пор отмечают в первое воскресенье. В 1994 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры объявила праздник международным, и Россия решила отмечать его в один день со всем миром. В 1995 году Борис Ельцин учредил конкурс «Учитель года», который проводится до сих пор. В День учителя мы вспомним выдающихся педагогов прошлого и кратко расскажем о том, какие подходы к детям им удалось найти.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Дворяне 19 века говорили по-французски. Их детей обучали иностранные наставники. Вспомните первого учителя Петруши Гринева, француза, или немца Карла Ивановича из толстовского «Детства». Совершенно понятно, что фундаментальных знаний они дать не могли, но с первых лет обучали детей языку и грамоте. Иностранные языки также использовались в школах, в том числе интернатах. Константин Ушинский был одним из первых педагогов, поднявших проблему сохранения национальной культуры (статья «О необходимости сделать русские школы российскими»). Его также называют творцом русской научной педагогики. Ушинский предлагал уделять первоочередное внимание нравственному воспитанию учащихся, отвергая представление о нравственности как врожденном и естественном свойстве. Так, он заложил в систему образования глубокие философские категории.

Лев Семенович Выготский (1896–1934)

Психолог по образованию, Лев Семенович Выготский связал психологию и педагогику, что впоследствии привело к возникновению новых направлений: педологии и коррекционной педагогики. Исследователь подчеркнул важность научного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Он говорил, что воспитание – это не приспособление к окружающей среде, а процесс формирования личности. Все свои представления он основывал на личной активности ребенка, а не на внешних факторах воздействия. Сейчас это кажутся банальными истинами, но в свое время его размышления оказали революционное влияние на русскую педагогику.

Макаренко Антон Семёнович (1888–1939)

Макаренко Антон Семёнович считается новатором в работе со студентами. Его идея проста и ясна: ученика надо уважать. По мнению Макаренко, студент как личность формируется в коллективе, где он имеет определенный набор прав, обязанностей и собственную активную позицию. Таким образом человек приобретал «опыт быть личностью». Антон Семёнович также отрицал догмы в педагогике, считая, что правильных или неправильных решений совершенно быть не может. Он также совершил прорыв в работе с проблемными подростками. Если вам интересно узнать об этом больше, посмотрите советский фильм Педагогическая поэма, , где последовательно показан подход Макаренко как система, прежде всего, проб и ошибок. Антон Семёнович Макаренко во многом предвосхитил основы современного гуманистического образования.

Макаренко Антон Семёнович считается новатором в работе со студентами

Источник: livejournal.com

Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970)

Для Сухомлинского Василия Александровича ребенок был превыше всего, и все процессы обучения и воспитания были направлены на формирование личности ученика. Целью Сухомлинского было воспитать Счастливого Человека с богатым внутренним миром, системой ценностей и верой в человечество. Чуткость, деликатность, по мнению педагога, впоследствии формируют уважение к себе. Василий Александрович был в душе настоящим поэтом. Красиво и точно описал процесс обучения, детей и миссию учителя,» Дети должны жить в мире красоты, игр, сказок, музыки, рисования, фантазии, творчества. Такой мир должен окружать ребенка даже тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, то, что чувствует ребенок, поднимаясь по первой ступеньке лестницы познания, что он переживает, определяет весь его дальнейший путь к познанию. Когда вы думаете о мозге ребенка, вы представляете себе нежную розу с дрожащей каплей росы на лепестке. Какая забота и нежность нужны, чтобы не потерять каплю при срыве цветка».

Еще Лев Николаевич Толстой, открывший в конце жизни школу для крестьянских детей, отмечал: « Если учитель сочетает любовь к труду и ученикам, он становится совершенным учителем ». Кстати, Лев Николаевич, будучи человеком строгих правил и аскетом в позднем возрасте, разрешал своим ученикам спать в конце класса, потому что был уверен, что если они зевают – он их просто не сможет заинтересовать.

Соловейчик Симон Львович (1930–1996)

Симон Львович Соловейчик, будучи не только теоретиком педагогики, но и публицистом, издал книгу «Педагогика для всех», в которой очень хорошо отразилась его философия и отношение к преподаванию. Педагогика, по его мнению, выходит за рамки классной комнаты и школьного двора. Соловейчик стал одним из учителей-новаторов и был убежден в необходимости сотрудничества между учениками и учителями. «Детей не надо воспитывать — с детьми надо дружить», — писал Симон Львович. Во многом это привело современную педагогику к мысли, что ученики также способны учить своих педагогов. Нужно просто наладить с ними диалог.

Summerhill School

Поговорим о другом подходе к образованию: совершенно немыслимом для своего времени, но уникальном и любопытном. В 1921 году в сотне миль от Лондона открылась школа Саммерхилл. Основоположником новой идеологии стал шотландский психолог А.С. Нил. Личная свобода занимает центральное место в философии учреждения. Дети сами составляют расписание, принимают решения и проводят встречи. Здесь все решает голосование, где голос учителя и даже директора приравнивается к голосам учеников. А самое интересное, что если ребенок не хочет идти на занятия, он может просто поиграть в саду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *