Разное

Эмоциональная незрелость у детей: ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Патология психического развития››

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Патология психического развития››

Термин «инфантилизм» был введен E. Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна —1,6 %.

Причинами психического инфантилизма чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.

Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т.  п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Психический инфантилизм. Что такое Психический инфантилизм?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

  • Причины психического инфантилизма
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы психического инфантилизма
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение психического инфантилизма
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Психический инфантилизм

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  • Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  • Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  • Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.
  • Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

    • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
    • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

    Симптомы психического инфантилизма

    Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

    Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

    Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

    Осложнения

    Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

    Диагностика

    Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

    • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
    • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
    • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
    • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

    Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

    Лечение психического инфантилизма

    Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

    • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
    • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
    • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

    Прогноз и профилактика

    Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

    Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении психического инфантилизма.

    Источники

    1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

    ВАЖНО
    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Помощь незрелым детям

    По мере того, как дети растут, мировые ожидания от них меняются со скоростью света. Школьная работа внезапно становится более сложной. Виды спорта, которые доставляли удовольствие, становятся более конкурентоспособными и физически требовательными. Занятия, игры и телепередачи, которые ваш ребенок и его друзья любили в один день, на следующий день считаются «детскими».

    Все дети с трудом приспосабливаются к меняющимся социальным нормам и ожиданиям родителей или учителей, но когда ребенок взрослеет медленнее, чем его сверстники, эти изменения могут заставить его чувствовать себя обделенным, смущенным или сбитым с толку тем, что делают его друзья. К счастью, как знает каждый ранее неуклюжий взрослый, незрелость обычно носит временный характер, но это не значит, что это легко для детей, которые находятся в гуще событий.

    «В большинстве случаев, когда дети растут, все выравнивается», — говорит Рэйчел Басман, PsyD, клинический психолог. «Они догонят. Но этот процесс может быть трудным». Наша роль как родителей, объясняет она, состоит в том, чтобы успокоить детей и дать им поддержку и опору, которые им нужны, чтобы пройти через это.

    Признаки незрелости у детей младшего возраста

    Дети, чьи дни рождения относят их к младшим ученикам в классе, с большей вероятностью будут менее зрелыми, чем их одноклассники, но возраст — не единственный фактор, поскольку дети взрослеют в разные темпы.

    У детей младшего возраста некоторыми признаками незрелости могут быть:

    • Потребность в небольшом дополнительном внимании или помощи, чтобы сделать то, что ее сверстники будут делать самостоятельно
    • Физическая координация ниже, чем у других детей ее возраста с трудом успокаивается, когда что-то идет не так
    • изо всех сил пытается адаптироваться к новым понятиям в школе
    • физически меньше или менее развита, чем другие дети ее возраста
    • Откладывание или избегание действий, которые являются новыми или сложными

    Признаки незрелости у детей старшего возраста

    По мере взросления детей незрелость может выглядеть следующим образом: неловкость, дискомфорт от новых социальных отношения, такие как свидания или групповые тусовки без присмотра

  • Ригидность или нежелание пробовать что-то новое
  • Устал от разговоров о сексе и сексуальности
  • Физически менее развит, чем его сверстники
  • Трудно адаптироваться к новым академическим задачам
  • Также важно отметить, что дети могут быть менее зрелыми в одной области и развитыми в другой. Например, ребенок может быть лучшим в своей группе по чтению, но чувствовать себя потерянным, когда дело доходит до социальной сложности средней школы, даже если кажется, что все ее друзья поняли это.

    Эмоциональная регуляция

    Суть взросления не в том, какие игрушки нравятся детям, и не в том, боятся ли они фильмов ужасов, в отличие от их друзей. Ключевой задачей взросления является приобретение набора невидимых навыков, называемых саморегуляцией, — способности понимать и управлять эмоциями и импульсами, когда они возникают. Детям, которые борются за саморегуляцию, труднее справляться даже с небольшими неудачами, они не умеют успокаиваться или контролировать импульсивное поведение. Например:

    • Ребенок, который раздражается, если его друзья не хотят играть в игру, которую он хочет, плачет, если не получает розовый кекс, или закатывает истерику, когда его просят убрать в комнате или накрыть на стол .
    • Подросток, который разбивает свой контроллер видеоигры, когда проигрывает, импульсивно прерывает разговор друзей или учителей или опаздывает на все подряд.

    Родители могут помочь, поощряя детей практиковать навыки и модели поведения, которые укрепляют и обучают навыкам саморегуляции.

    • Поговорите о том, как он может защитить себя, если окажется в сложной ситуации. Например: если ребенку не нравится то, чем занимаются его друзья, вы можете разработать сценарий, который он может использовать, чтобы разрядить ситуацию: «Вы знаете, это не мое дело, но вы, ребята, развлекайтесь, я догоню вас потом». ».
    • Работайте над переговорами и будьте терпеливы. Например, если девушка расстраивается, когда ее друзья не хотят играть в ее любимую игру, вы можете сказать: «Я знаю, это расстраивает, когда вы с Джен хотите заниматься разными вещами. В следующий раз, может, ты попробуешь договориться, что сначала будешь играть в игру, которую выберет она, а потом уже в ту, которую выберешь ты».
    • Практикуйте осознанность вместе с ребенком и покажите, как выглядит хорошая саморегуляция. Например: «Я тоже иногда расстраиваюсь, и бывает трудно успокоиться. Что, если мы оба согласимся сделать десять глубоких вдохов в следующий раз, когда начнем злиться или расстраиваться?»

    По мере того как дети приобретают более совершенные навыки саморегуляции, они будут чувствовать себя более уверенно и способными, когда дело доходит до решения новых или сложных задач, и смогут лучше принимать более разумные (и более зрелые) решения для себя.

    Будьте реалистичны в отношении рисков

    Мы хотим, чтобы наши дети росли со своей скоростью и чувствовали себя комфортно, были счастливы и увлечены тем, что они любят. Но давление, чтобы соответствовать тому, что делают другие дети, может быть сильным. Самая опасная часть незрелости — это возможность для детей быть смущенными, дразнящими или запуганными.

    Так как же родители могут балансировать между поддержкой ребенка там, где он есть, и гарантией того, что ему ничего не угрожает? Пусть ваш ребенок знает, что любить или делать то, что отличается от того, что делают его сверстники, не стоит стыдиться, но, возможно, ему нужно быть готовым к тому, что другие дети не захотят играть. Например, если ребенок любит играть с динозаврами, но его друзья перешли на Fortnite, вы можете составить план, как он будет говорить с ними об этом. Например, он мог сказать: «Сейчас я буду играть в динозавров, но мы можем позже поиграть вместе в пятнашки?»

    «Если ребенок все еще сосет палец или приносит в школу мягкую игрушку в возрасте, когда это уже не совсем уместно, это не конец света», — говорит доктор Басман. «Мы не хотим стыдить детей или закрывать их, говоря: «Не будь ребенком. Убери большой палец изо рта».

    Тем не менее, полезно предупредить ребенка, что его любимое занятие может не понравиться сверстникам. «Это шанс помочь детям понять, что некоторые виды деятельности допустимы только в определенных местах», — объясняет доктор Басман. «Вы можете сказать, что я знаю, что сосание большого пальца очень расслабляет, но вы знаете, что я не видел, чтобы другие дети делали это в школе. Интересно, значит ли это, что это то, что лучше делать дома? Что вы думаете?»

    Держите общение открытым

    К сожалению, никакое планирование или практика не могут полностью предотвратить возможность травли, поэтому родители должны держать свои антенны наготове.

    Лучший способ узнать, с чем сталкивается ваш ребенок, — поддерживать открытую линию связи. Это может потребовать настойчивости. Задавайте открытые вопросы и давайте детям как можно больше возможностей рассказать вам, что происходит в их жизни. Например, если ваш ребенок сообщает, что девушка, с которой он дружил, больше не хочет играть, используйте это как возможность заняться расследованием. Вместо того, чтобы говорить: «Ой, извините», что как бы прекращает разговор, попробуйте: «Это звучит огорчительно. Что-нибудь произошло или изменилось между вами, ребята, в последнее время? Если она не хочет отвечать или просто говорит: «Я не знаю», дайте ей немного времени, но обязательно зайдите позже.

    Проведите небольшое исследование

    Если вы обеспокоены тем, что незрелость вашего ребенка может вызвать у него проблемы, начните с изучения того, как выглядит его вселенная. Что другие дети в возрасте вашего ребенка слушают, читают, носят, смотрят и т.  д.? Как они соотносятся с интересами вашего ребенка? Если вы найдете что-то, что могло бы ее заинтересовать, но она еще не приняла участия, например, группу или телешоу, попробуйте составить план, чтобы посмотреть это вместе.

    А если у вашего ребенка есть интерес, который его друзья считают глупым, найдите где-нибудь — клуб, группу или класс, — где он сможет этим заниматься в спокойной обстановке без осуждения.

    Заручитесь поддержкой школы

    Наконец, если вы беспокоитесь, что вашему ребенку может быть некомфортно или над ним будут издеваться в школе, заручитесь поддержкой ее учителей или школьного психолога. «Если вы чувствуете, что вашему ребенку могут быть полезны небольшие дополнительные леса в школе, вы можете попросить их следить за хулиганами и, возможно, помогать ей в общении, пока она не почувствует себя более комфортно». Даже если вы не подозреваете, что над вашим ребенком издеваются, было бы неплохо запланировать встречу с учителем вашего ребенка . Возможно, он сможет дать вам лучшее представление о социальном и академическом давлении, с которым она сталкивается в школе.

    Когда следует беспокоиться

    В некоторых случаях незрелость может иметь другую причину. Ранние признаки СДВГ, некоторые нарушения обучаемости, тревожность и аутизм могут быть ошибочно приняты за заурядную незрелость. Поведение, которое кажется экстремальным или не исчезает по мере взросления ребенка, требует посещения детского педиатра или терапевта.

    Некоторые вещи, на которые следует обратить внимание, включают:

    • Задержку речи
    • Значительное нарушение координации, не соответствующее возрасту — например, ребенок, которому трудно пользоваться вилкой или трудно писать разборчиво долго в начальной школе
    • Полное отсутствие интерес к общественной деятельности
    • Серьезное беспокойство в связи с социальными ситуациями, такими как ночевки или вечеринки, или проблемы с заведением или сохранением друзей
    • Серьезные проблемы со сном, не соответствующие возрасту, например, 9-летний ребенок, который изо всех сил пытается спать всю ночь без вмешательства родителей
    • Академические трудности, которые значительно влияют на оценки
    • Проблемы с импульсивным контролем или концентрацией
    • Истерики или срывы в начальной или средней школе

    Однако в большинстве случаев незрелость — это всего лишь часть взросления, как узловатые колени или подтяжки. Предоставление вашему ребенку помощи и поддержки, в которых он нуждается, чтобы пройти его безопасным и менее напряженным способом, поможет ему встать на ноги, когда он догонит, и даст ему мощные инструменты для ухода за собой как сейчас, так и когда он «созреет».

    Одаренные дети: Эмоционально незрелые или эмоционально интенсивные?

    В этой статье Лесли Сворд исследует эмоциональную интенсивность одаренных детей с точки зрения чрезмерной возбудимости, которая является компонентом теории эмоционального развития Домбровски. Описания эмоциональной напряженности даются вместе с примерами поведения, связанного с эмоциональной напряженностью, которые часто ошибочно воспринимаются как эмоциональная незрелость. В нем делается вывод о том, что эмоциональная напряженность у одаренных важна для процесса обучения и что одаренные дети нуждаются в понимании и поддержке, чтобы принять свой богатый внутренний опыт и оценить эмоциональную напряженность как силу.

    Abstract
    В этой статье исследуется эмоциональная интенсивность одаренных детей с точки зрения чрезмерной возбудимости, которая является компонентом теории эмоционального развития Домбровского. Описания эмоциональной напряженности даются вместе с примерами поведения, связанного с эмоциональной напряженностью, которые часто ошибочно воспринимаются как эмоциональная незрелость. В нем делается вывод о том, что эмоциональная напряженность у одаренных важна для процесса обучения и что одаренные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, чтобы принять свой богатый внутренний опыт и оценить эмоциональную напряженность как силу.

    Введение

    Я очень непонятый человек… Люди думают, что моя жизнь легка, потому что я талантлив, но у меня много собственных проблем только из-за этих талантов. Меня часто ругают за то хорошее, что я делаю. С этим очень трудно справиться. Я очень чувствительный и эмоциональный человек. Я очень легко злюсь или огорчаюсь. Я также могу легко стать счастливым. Думаю, мне нравится эта часть меня. Все эти эмоции заставляют меня чувствовать себя хорошо… Я не очень уверенный в себе человек, хотя люди так считают. (Мужчина 16 лет; Пеховский 19 лет98)

    В области обучения одаренных часто недостаточно известно, что одаренность имеет как эмоциональную, так и когнитивную подструктуру: когнитивная сложность порождает эмоциональную глубину. Одаренные дети не только мыслят иначе, чем их сверстники, но и чувствуют иначе. Майкл Пеховски объясняет эту разницу в ощущении интенсивностью; расширенное поле субъективного опыта. «Напряженность, в частности, следует понимать как качественно отличную характеристику. Дело не в степени, а в другом качестве переживания: ярком, поглощающем, проникающем, объемлющем, сложном, властном — способ быть трепетно ​​живым». (цитируется по Silverman, 1993. с. 3)

    Сверхвозбудимость
    Эмоциональную напряженность можно понимать как положительную характеристику одаренных детей в контексте теории эмоционального развития Домбровского. Эмоциональное развитие протекает как функция взаимодействия между потенциалом развития личности и окружающей средой. Потенциал развития складывается из талантов человека, интеллекта, пяти форм психической сверхвозбудимости и способности к внутренней трансформации. (Добровский 1972; Piechowski 1979)

    Сверхвозбудимость (расширенное сознание и повышенная способность реагировать на раздражители различного типа) — это перевод с польского термина, который означает способность к сверхстимуляции. Термин сверхвозбудимость был выбран, чтобы передать идею о том, что стимуляция выходит далеко за рамки обычной и средней по интенсивности и продолжительности. Разница в интенсивности и чувствительности не только больше, чем обычно, это также разница в самом качестве переживания. Сверхвозбудимость можно рассматривать как избыток физической, чувственной, творческой, интеллектуальной и эмоциональной энергии, которая может привести к творческим усилиям, а также к продвинутому эмоциональному и этическому развитию во взрослой жизни. Как таковые, они являются положительной силой для одаренных, поскольку они питают, обогащают, расширяют возможности и усиливают талант. (Пеховский 1999)

    Повышенная возбудимость считается врожденной и проявляется в пяти формах:

    Психомоторная – избыток энергии, беспокойство, любопытство
    Чувственная – чувственное и эстетическое наслаждение
    Интеллектуальная – сильные признаки анализа и синтеза, теоретического мышления, зондирующих вопросов, обучение, решение проблем
    Воображение – яркая фантазия, спонтанные образы, чувствительность к воображаемой реальности
    Эмоциональное – интенсивность чувств: сложные эмоции и чувства, крайности эмоций, чувствительность, отождествление с чувствами других, трудности с адаптацией к изменениям. (Добровский 1972; Piechowski, цит. по Silverman, 1993)

    Эмоциональная сверхвозбудимость
    Высокий уровень эмоциональной сверхвозбудимости проявляется у одаренных детей, подростков и взрослых как способность к эмоциональной глубине. Глубина и интенсивность эмоциональной жизни выражаются одаренными через широкий спектр чувств, привязанностей. сострадание, повышенное чувство ответственности и скрупулезный самоанализ. Хотя они нормальны для одаренных и проявляются очень рано у одаренных детей, их часто ошибочно принимают за признаки эмоциональной незрелости, а не за свидетельство богатой внутренней жизни. (Пеховски и Коланджело 1984)

    Таблица 1: Формы и выражение эмоциональной напряженности.

    Интенсивность чувств: положительные чувства, отрицательные чувства, экстремальные эмоции, сложные эмоции, отождествление с чувствами других, совместный смех и плач

    Соматическое (телесное) выражение: напряжение в животе, замирание сердца, покраснение, покраснение

    Торможение : робость, застенчивость

    Сильная аффективная память

    Страхи и тревоги, чувство вины

    Озабоченность смертью, депрессивные и суицидальные настроения

    Чувства в отношениях: эмоциональные связи и привязанности, забота о других (эмпатия), чувствительность в отношениях, привязанность к животным, трудности в адаптации к новым условиям, одиночество, конфликты с другими из-за глубины отношений

    Чувства по отношению к себе: самооценка и самоосуждение, чувство неадекватности и неполноценности

    (Piechowski 1979)

    Эмоциональная интенсивность

    Описание эмоциональной интенсивности, испытываемой одаренными людьми, включает следующее:

    захлестнуло неожиданными волнами радости
    ощущение невероятной жизни
    так счастливо, что хочется смеяться и плакать или молчать и кричать одновременно
    прекрасная музыка или красота природы могут тронуть меня до слез
    даже самая большая боль была экстатической и полной жизни

     

    Эти же люди описывают свои внутренние переживания эмоциональной напряженности как:

    моменты неуравновешенности и отчуждения
    знакомое внезапно кажется чуждым
    чувство нереальности
    сильное чувство различия
    быстрые изменения перспективы
    неудовлетворенность собой
    внутреннее смятение
    чувство подавленности
    отчаяние. (Piechowski 1998)

    Меня часто переполняют эмоции. В такие моменты я чувствую потребность плакать и не контролировать это, сидеть в этом и понимать это. Эта эмоциональная интенсивность является силой, которая поддерживает мой личностный рост. (взрослая женщина)

    Иногда мои чувства настолько сильны, что мое сердце бешено колотится, в груди сжимается и я не могу отдышаться. (юноша-подросток)

    Всякий раз, когда меня вызывают в классе, волна красного цвета поднимается и заливает мое лицо. Он горит так сильно, что, я уверена, все его видят. (девочка, 10 лет)

    Когда я убиваю муху, муравья или любое другое насекомое, у меня внезапно возникает ощущение: «А надо ли было это делать? Это действительно похоже на то, как пойти и убить человека. Бьюсь об заклад, у животных есть своя жизнь, чувства. Они должны, потому что они действительно умны». В следующий раз, когда на пути появится муха, я просто отпущу ее, потому что чувствую себя виноватой. (женщина 13 лет, из коллекции Михаила Пеховски)

    Иногда красота цветущих деревьев или пение птиц наполняет меня благоговением, и я просто стою, не в силах пошевелиться. (женский возраст 12 лет)

    Два мальчика подрались на территории школы, и я расплакалась. Я не мог вынести их боли и жестокости. Другие дети называли меня младенцем и слабаком. Учитель сказал мне вести себя в моем возрасте. (мужской возраст 9)

    Я улавливаю чувства других людей. Я не знаю, как я это делаю. Это похоже на то, как если бы вас ударили мешком с песком на веревке. Это как войти в чужую жизнь. Меня переполняют эти чувства. (мужчина 14 лет)

    Иногда я полностью на связи с человеком. Это странно и убедительно одновременно. Я просто хочу связаться с ними. Мне даже не пришлось с ними разговаривать. (женщина 18 лет)

    Я была на уроке и в окно влетела оса. Остальные испугались, а учитель погнался за ним и убил. Умирать пришлось долго. Я чувствовал его боль внутри себя, я плакал и кричал на них всех одновременно. Никто не понял… для них это была просто оса. (женщины 14 лет)

    Я человек, у которого есть чувства… У меня есть друзья. Я люблю жизнь… ПРИМЕЧАНИЕ: У МЕНЯ ЕСТЬ ЧУВСТВА. (девушка 12 лет)

    Эмоциональная незрелость или эмоциональная напряженность?
    Майклу было 4 года, когда мама отвела его на просмотр фильма «Паутина Шарлотты». Он ушел из театра, безудержно рыдая, потому что паук умер, оставив ее детей одних в этом мире. В тот день он часами плакал и месяцами спустя продолжал говорить о смерти и печали. Его родители были обеспокоены тем, что он ушел в себя. Его учитель сказал, что он не будет общаться с другими детьми и не хочет играть со своими друзьями.

    Томас, 7 лет, описывается учителями как застенчивый и чувствительный мальчик, который прекрасно понимает потребности других детей. В классе он тихий и не решается заняться делами, пока у него не будет времени посмотреть и оценить их. Иногда ему не нравится шум и уровень активности в комнате, и в это время он проявляет крайние эмоции, часто плачет.

    Ребекка 8 счастливо работала над своим рисунком в классе, когда вдруг она бросила его на землю, топнула и разрыдалась, крича: «Это неправильно, я не могу сделать это правильно».

    Аннабель 6 научилась читать и писать до того, как пошла в школу. Она любила книги, особенно «Хоббита», который был ее любимым. В первый раз в школе ее заставили читать на уровне других детей ее возраста, и она стала замкнутой. Учитель сказал, что у нее плохие социальные навыки. На втором курсе она была расстроена и рассержена, начала плохо себя вести и срывать уроки. Было предложено, чтобы она посетила консультацию, чтобы исправить свое оппозиционное и антиобщественное поведение.

    Повышенная чувствительность к происходящему в мире — нормальная реакция одаренных детей. Однако они могут рассматривать свои собственные интенсивные внутренние переживания как свидетельство того, что с ними что-то не так. Другие дети могут высмеивать одаренного ребенка за резкую реакцию на, казалось бы, тривиальное происшествие, тем самым усиливая у ребенка чувство странности. Кроме того, чувствительность к несправедливости и лицемерию общества может привести многих эмоционально интенсивных одаренных детей к отчаянию и цинизму в очень раннем возрасте.

    Определение одаренности, данное Colombus Group, включает как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и охватывает концепцию асинхронности. (Silverman 1993) Асинхронность у одаренных означает отсутствие синхронности в темпах их когнитивного, эмоционального и физического развития.

    Это отсутствие синхронности создает большое внутреннее напряжение, например, когда пятилетний ребенок воспринимает лошадь глазами восьмилетнего, но не может воспроизвести лошадь в глине своими пятилетними пальцами и поэтому кричит от разочарования. (Морлок 1992)

    Roedell (1984) обсуждает уникальную уязвимость одаренных детей, связанную с асинхронностью: области уязвимости включают неравномерное развитие, перфекционизм, ожидания взрослых, чрезмерную чувствительность, самоопределение, отчуждение, неподходящее окружение и ролевые конфликты.

    Разрыв между развитыми интеллектуальными способностями ребенка и более соответствующими его возрасту социальными и физическими навыками приводит к нереалистичным ожиданиям в отношении результатов.

    Маленькие дети расстраиваются, когда их ограниченные физические возможности мешают строить сложные проекты, созданные в их чрезвычайно способном воображении. Взрослые, ожидающие, что социальная зрелость будет соответствовать высокому уровню интеллектуального развития, могут заклеймить очень четкого и логичного ребенка как поведенческую проблему, когда он или она проявляет соответствующую возрасту истерику. Эта ситуация ухудшается, когда давление со стороны учителей или родителей, направленное на достижение успеха, усиливает фрустрацию ребенка. (Роделл 1984)

    Из-за своей интеллектуальной сложности одаренный ребенок может вообразить широкий спектр жизненных сценариев, немыслимых для обычного ребенка. Они могут и действительно испытывают с большой интенсивностью эмоции, связанные с каждым сценарием, и это может привести к тому, что их охватят тревога и страх. Если взрослые в своей жизни реагируют морализаторством, пренебрежением или осуждением, эмоционально интенсивные одаренные дети могут чувствовать себя ненормально и решать: «Должно быть, со мной что-то не так… может быть, я сумасшедший… кажется, больше никто так не чувствует».

    Смутный (1998) объясняет, как одаренные дети глубоко сочувствуют другим. «Они чувствуют радости, боль, печали и надежды членов семьи, друзей, одноклассников и иногда огорчаются, когда не могут облегчить проблемы других… Одаренные дети часто плачут от жестокого обращения с животным. Они будут часто задавать вопросы и выражать озабоченность мировыми проблемами – бедностью, войной, разрушением окружающей среды». (p10) Это сочувствие к страданиям других делает одаренных детей особенно уязвимыми ко многим формам бесчувственности, которые они видят по телевизору, в школе или в окружающем мире. Часто эти дети чувствуют себя бессильными действовать, и это чувство беспомощности может привести их к отчаянию и критике самих себя, поскольку они чувствуют ответственность за эти ситуации.

    Одаренные дети «стремятся учиться». Они чувствуют потребность задавать вопросы (обо всем в жизни) и находить ответы. Многие эмоционально чувствительные одаренные дети, которые просто делают то, что для них естественно, чувствуют, что их одноклассники не любят их, не понимают почему и испытывают глубокое чувство боли, когда другие насмехаются над ними за то, что они знают ответы. Согласно Roedell (1984), если их ровесники называют их другими и странными, они могут усвоить это обозначение и стать эксцентричными социальными изолятами.

    Опять же, из-за своей интеллектуальной сложности одаренные дети — идеалисты; они способны рассмотреть возможности того, как все могло бы быть. В то же время они видят, насколько мир далёк от идеала, и испытывают острое разочарование, а иногда и отчаяние. Когда они пытаются поделиться своими проблемами с другими, они часто сталкиваются с такой реакцией, как отрицание, преуменьшение, недоумение или враждебность. (Webb 1998)

    Часто взрослые в жизни одаренных детей неосознанно усиливают перфекционизм, постоянно возлагая на них ожидания высокой производительности во всем. Учителя, родители и другие взрослые часто возлагают на одаренных детей неоправданно большие надежды; будь то прямо заявлено или подразумевается. (Линд 1998) Поскольку одаренные дети часто эмоционально чувствительны к ожиданиям других, они чувствуют себя обязанными им соответствовать. К сожалению, они часто встречают их ценой отрицания и подавления собственной страсти, собственного «я». (Grant & Piechowski 1999)

    Также вредно, когда взрослые игнорируют способности высокого уровня и вместо этого сосредотачиваются на предполагаемой эмоциональной незрелости, поведенческих проблемах или социальной незрелости. Недооценка способностей может привести к быстрому снижению самооценки и, следовательно, уверенности в себе.

    Эмоционально интенсивные дети могут затем отказаться от социального взаимодействия, потому что они чувствуют, что у них нет никого, кто мог бы понять или принять их. Этот уход может быть диагностирован как эмоциональное расстройство.

    Интеллектуальная сложность одаренных детей в сочетании с эмоциональной напряженностью означает, что они чаще, чем другие, испытывают тип депрессии, называемый экзистенциальной депрессией. (Webb 1998) Они могут осознать в очень раннем возрасте, что их жизнь бесконечна и коротка, что они одиноки и представляют собой всего лишь один очень маленький организм в довольно большом мире и что существует пугающая свобода выбора того, как жить своей жизнью. жизнь. Они видят, что делать выбор среди жизненных возможностей произвольно и что в конечном счете нет правильного выбора. Их реакциями на это могут быть недоумение, разочарование, гнев, а затем вспышки эмоций и неадекватное поведение. В этот момент они сомневаются в смысле жизни и задают вопрос: «Это все, что есть в жизни? Я маленький, ничтожный организм, который одинок в абсурдном, капризном мире, где моя жизнь мало что может значить, и тогда я умираю». (стр. 25)

    Когда я спрашиваю себя: «Кто я?», то отвечаю: «Незначительная крупинка в огромной вселенной, пытающаяся что-то сделать из себя, но, вероятно, безуспешно. Биологически несовершенное человеческое существо, обреченное в конце концов на верную смерть и забвение, хотя оно и пыталось что-то сделать из себя». Но иногда я получаю иррациональный ответ». «Вы совершенный разум. Тебе суждено стать сильным человеком». Этот ответ меня иногда пугает. (мужчина 15 лет, из коллекции Михаила Пеховски)

    Заключение
    Delisle (1995) твердо убежден, что область образования одаренных детей настолько запуталась в учебных планах, обучении и образовательной реформе, что потеряла свою душу.

    Пренебрежение эмоциональной жизнью детей влияет на их интеллектуальную жизнь и достижения, поскольку эмоции имеют решающее значение для процесса обучения и для полного развития личности и общества. Одаренные дети обладают мощными ресурсами для эмоциональной поддержки, но им нужна помощь, чтобы применить свое критическое мышление, способность к рассуждениям, изобретательность, воображение и готовность к исследованиям в соответствии с их собственной эмоциональной интенсивностью и чувствительностью. Они еще не прожили достаточно долго, чтобы развить объективность, которая для этого требуется. Родители и учителя находятся в лучшем положении, чтобы помочь одаренным детям облегчить их страхи, разочарования, грусть и неуверенность в себе, научив их использовать свои потрясающие интеллектуальные способности для поддержания своего эмоционального богатства. (Сильверман 1988)

    Для их интеллектуальных достижений и эмоционального развития жизненно важно, чтобы одаренные дети понимали, что их сильные чувства нормальны для них и что они чувствуют себя принятыми, понятыми и поддерживаемыми. В конце концов, именно эмоциональная напряженность обеспечивает движущую энергию, приверженность и настойчивость, которые поддерживают интеллектуальную концептуализацию и ведут к великим достижениям в мире. Одаренные эмоционально насыщенные дети нуждаются в помощи значимых в их жизни взрослых, чтобы принять свой богатый внутренний мир переживаний и оценить его как силу. Это означает, что эти взрослые должны принимать и ценить свой собственный эмоциональный опыт и чувства, чтобы они могли быть положительными образцами для подражания для одаренных детей. Однако говорить об эмоциях и оценивать их может быть очень сложно в обществе, которое ценит логическое мышление и рассматривает эмоции как противоположность рациональности.

    Если эмоциональная интенсивность воспринимается и позитивно представляется одаренным детям как сила, им можно помочь понять и оценить дар эмоций. Таким образом, одаренные дети получат возможность выразить себя в мире и использовать свои дары и таланты с уверенностью и радостью.

    Мои сильные эмоции иногда могут быть бременем; Я чувствую сильную боль, а также радость. Боль становится более терпимой, ее легче увидеть положительной, если меня понимают и поддерживают в ней. Я не хочу, чтобы другие люди прикасались к моей боли, вмешивались, забирали ее. Я хочу, чтобы мне предоставили право, достоинство, честность как человеческому существу, чтобы иметь и справляться со своей болью по-своему. Я хочу и должен чувствовать поддержку в этом. (одаренная взрослая женщина)

    Ссылки

    Домбровский. К. (1972) Психоневрозы — это не болезнь. Лондон: Гриф.

    Делиль. Дж. (1995) Потерянная душа одаренного образования. Одаренный ребенок сегодня, версия 10, июль/август

    Грант. Б.А. и Пеховский. М. М. (1999) Теории и добро: на пути к обучению одаренных детей, ориентированному на ребенка. Ежеквартальный бюллетень для одаренных детей V43/1

    Lind. С. (1998) Руководство для родителей по перфекционизму. Коммуникатор, ЦАГ. V29/3

    Морлок. М (1992) Одаренность: взгляд изнутри. Понимание наших одаренных, т. 4/3, 1.

    Пеховский. MM (1999) Сверхвозбудимость в энциклопедии творчества, MA Runco & SR. Pritzker (Eds.) Academic Press

    Piechowski. М. М. (1998) Эмоциональное развитие и эмоциональная одаренность. Раздаточный материал курса. Институт перспективного развития, Центр развития одаренных. Денвер, Колорадо

    Пеховски. М.М. (1979) Потенциал развития новых голосов в консультировании одаренных, редакторы Н. Коланджело и Т. Заффранн, издательство Kendall / Hunt Publishing Co.

    Piechowski. М. М и Коланджело. Н. (1984) Потенциал развития одаренных. Одаренный ребенок Ежеквартальный V28

    Roedell., W.C. (1984) Уязвимости высокоодаренных детей Roeper Review Volume 6/3

    Сильверман. Л.К. (1988) Эмоциональная учебная программа для одаренных в Ван Тасселе — Башка Эд. Комплексная учебная программа для одаренных учащихся Allyn & Bacon Inc Massachusetts USA

    Webb J.T. Экзистенциальная депрессия у одаренных людей в коммуникаторе, CAG.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *