Разное

Знание родителями интересов детей: СК РФ Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей \ КонсультантПлюс

Содержание

Права и обязанности родителей в области образования

Законы, регулирующие права и обязанности родителей в школе

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.

Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

<<Форма демодоступа>>

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

<<Блок перелинковки>>

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 

Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
                                 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

<<Форма курс 1-4>>

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).  

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Воспитание познавательных интересов и любознательности

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Гуси-лебеди» г. Альметьевска» Әлмәт шәһәре «40-нчы катнаш төрдәге балалар бакчасы “Казлар-аккошлар” мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе


Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызванные новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.


Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.


Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.


Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.


В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям.


Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.


Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого –педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материл, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значить знать». Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по – иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.


В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.


Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ его усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т.п.   В детском саду родители могут проконсультироваться о том, что и как читать старшим дошкольникам, как беседовать с ними о прочитанном. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.


Воспитатели:


Ахметзянова Ф.А. — 1 кв.кат.


Идрисова А.Р. — 1 кв.кат.

Основные международные документы по защите прав ребёнка


 


Основные международные документы, касающиеся прав детей:


 


Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).


Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)


 


В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:


 


Семейный кодекс РФ (1996).


Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».


Закон «Об образовании».


 


В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.


Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.


 


Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:


— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;


— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.


Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.


Ребенок обладает личными правами:


— Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.


— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.


— На сохранение своей индивидуальности.


— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.


— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать).


— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.


— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.


— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.


Ребенку гарантируются социальные права:

—  На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.

— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.


— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.


— На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование.


— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.


 


Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.


Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 


 


 


 


 


       КУЗНЕЦОВА Анна Юрьевна


        Уполномоченный


        при Президенте


       Российской Федерации по правам ребенка


 


      Юридическая консультация и горячая линия


+7 (499) 251 – 77 – 40


Консультации по телефону предоставляются:


с понедельника по четверг с 9:00-12:-00 и с 13:00-18:00


в пятницу с 9:00-12:-00 и с 13:00-16:4


 


Официальный сайт: 


 

Что заставляет вашего ребенка «тикать»? Использование интересов детей для развития навыков общения

Лорен Лоури
Hanen Certified SLP and Clinical Staff Writer

Были ли вы когда-нибудь на вечеринке и разговаривали с кем-то, с кем у вас нет ничего общего? Разговор быстро идет под откос, вы оба чувствуете себя неловко и вам нечего сказать. И наоборот, общаться с кем-то, кто разделяет с вами общие интересы, легко и приятно. Вам не нужно думать о том, что сказать дальше, и вы мотивированы, чтобы поделиться своими идеями.

То же самое относится и к детям. Как только мы внимательно изучим то, что привлекает внимание детей, и найдем способы присоединиться к ним в их интересах, мы сможем взаимодействовать с ними таким образом, чтобы развивать их коммуникативные навыки. Эта предпосылка настолько важна, что Центр повседневного изучения детского языка (CECLL) в Соединенных Штатах занимается исследованием влияния использования детских интересов и повседневной деятельности на их коммуникативные и языковые навыки.

Зачем использовать интересы детей для построения коммуникации?

Дети учатся более эффективно, когда взрослые вовлекают их в повседневную деятельность, основанную на их интересах.

Многие исследования показали, что дети учатся более эффективно, когда взрослые вовлекают их в повседневную деятельность, основанную на их интересах. Недавно исследователи из CECLL сравнили 41 исследование (в котором участвовало более 4000 детей) и обнаружили, что у детей улучшались коммуникативные и языковые результаты, когда их интересы были включены в повседневную учебную деятельность. Это было верно как для детей с задержкой общения и инвалидностью, так и без нее [1]. Исследователи объясняют, что включение интересов детей с большей вероятностью:

  • мотивировать детей к общению и поддерживать общение дольше
  • предоставить родителям больше возможностей для развития общения своего ребенка

Исследования также показали, что [2]:

  • многие первые слова младенцев связаны с конкретными мотивирующими ситуациями и действиями
  • Изучение языка у малышей и старших дошкольников часто связано с конкретными событиями и занятиями

Итог….когда опекуны говорят об интересах детей во время мотивации повседневной деятельности, дети с большей вероятностью будут взаимодействовать, уделять внимание и изучать новые слова.

Как узнать об интересах вашего ребенка

Хотя вы можете знать многие интересы вашего ребенка, более внимательное изучение может дать вам новую информацию. Первым шагом в использовании интересов ребенка для построения общения является наблюдение за его интересами . Чтобы наблюдать за интересами ребенка, вам нужно [3]:

  • быть на его физическом уровне — это может означать лежать или сидеть на полу, или сидеть напротив вашего ребенка на его высоком стульчике.
  • быть лицом к лицу – чтобы вы могли видеть, что интересует вашего ребенка.
  • подождите — вместо того, чтобы начинать взаимодействие, остановитесь и подождите, чтобы сначала посмотреть, что делает ваш ребенок. Откажитесь от собственных планов и сосредоточьтесь на интересах вашего ребенка.

Чтобы собрать информацию об интересах вашего ребенка, вы должны наблюдать за ним в течение дня, выполняя как можно больше действий. Вы можете записать интересы своего ребенка в список или заполнить контрольный список, например «Контрольный список интересов ребенка»[4], разработанный исследователями из CECLL. Размышление над следующими вопросами также может помочь вам определить интересы вашего ребенка [5]:

Что заставляет вашего ребенка улыбаться и смеяться?
Что привлекает и удерживает внимание вашего ребенка?
Что приводит вашего ребенка в восторг?
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?
Чем ваш ребенок усердно занимается?
Что «выявляет лучшее» в вашем ребенке?
Что побуждает вашего ребенка пробовать что-то новое?
Что чаще всего выбирает ваш ребенок?

Когда вы начнете собирать информацию об интересах вашего ребенка, вы можете заметить, что его интересы можно разделить на два типа интересов [6]:

  • личные интересы – это любимые занятия ребенка, например, машинки, водные игры или музыка.
  • ситуационные интересы – эти интересы возникают, когда что-то в деятельности, материале или человеке привлекает внимание ребенка или приглашает его принять участие. Ситуативный интерес часто возникает, когда ситуация является новой, интересной или неожиданной.

Если опекуны воспользуются мотивирующими интересами и ситуациями, у детей будет больше возможностей научиться общаться.

Представьте себе ребенка, который любит воду. Этот ребенок любит играть в ванне, бегать по разбрызгивателю на заднем дворе, играть с водой в детском саду и делать вид, что купает свою куклу. Этот ребенок имеет личный интерес к воде. Теперь представьте другого ребенка, который идет в школу с мамой в дождливый день. На тротуаре образуются большие лужи, и он начинает прыгать и плескаться в лужах, смеясь и показывая маме, какие большие брызги он умеет делать. У этого ребенка ситуативный интерес к воде, возникшей в этот момент из-за луж. Если воспитатели воспользуются этими мотивирующими интересами и ситуациями, у детей будет больше возможностей научиться общаться [6].

Как использовать интересы детей для развития общения

Как только вы узнаете интересы своего ребенка, вы можете включать их в течение дня, чтобы использовать все возможности для обучения. Подумайте, какие интересы [7]:

  • встречаются чаще всего
  • легко впишется в расписание вашей семьи
  • обеспечивают хорошие возможности для обучения

Например, если ваш ребенок любит автомобили, вы можете посмотреть на свой распорядок дня и обнаружить, что следующие занятия связаны с автомобилями:

  • езда в машине каждый день по дороге в детский сад
  • еду на автомойку
  • заправка автомобиля газом
  • чтение книг об автомобилях
  • игра с машинками во время игры

Затем в рамках каждого из этих занятий у него будет много возможностей использовать его интерес к автомобилям для более продолжительного взаимодействия и разговоров. Например, играя с автомобилями, вы можете по очереди делать вид, что заправляете их бензином, спускаете их по пандусу или сажаете пассажиров внутрь. Или когда вы вместе проходите автомойку, вы можете поговорить о том, что происходит , пока ваша машина движется по конвейерной ленте. Подумайте, сколько языков вы могли бы смоделировать всего за одно взаимодействие с автомобилями!

Использование интересов и повседневной деятельности ребенка дает гораздо больше возможностей для обучения, чем это возможно во время занятий с логопедом.

Но всегда помните, что следует следовать за ребенком – пусть он покажет вам и расскажет, что его интересует в автомобилях. Не говорите ему, что делать (например, «А теперь заправьте мою машину») и не задавайте вопросов, проверяющих его знания («Какого цвета ваша машина?»). Лучше сделайте комментарий о том, что он делает или на что смотрит, например: «У этой машины нет шин!» или «Вау, эта машина быстрая!» Он получит больше удовольствия от игры, а также узнает больше от этого типа языка.

Идея состоит в том, чтобы предоставить вашему ребенку как можно больше возможностей в течение дня общаться с вами. Исследователи из CECLL отмечают, что использование интересов ребенка и повседневных занятий дома дает гораздо больше возможностей для обучения, чем это возможно во время занятий с логопедом. Например:

  • Терапия два раза в неделю составляет всего 2% от общего времени бодрствования маленького ребенка.
  • Каждый день дошкольники участвуют примерно в 50 различных видах деятельности. Это означает примерно 100 000 возможностей обучения каждый год, не считая многочисленных возможностей обучения, которые могут возникнуть в рамках одного вида деятельности! [8]

Делитесь интересами вашего ребенка

Если вы работаете с логопедом, очень важно делиться с ним информацией об интересах вашего ребенка и вашей повседневной деятельности. Ваш логопед может дать вам идеи о том, как включить интересы вашего ребенка и какие стратегии вы можете использовать, когда вы взаимодействуете во время этих мотивирующих действий.

Выяснив, что заставляет вашего ребенка «тикать», вы сможете следовать его примеру и говорить о его интересах во время повседневных взаимодействий и разговоров. Таким образом, ваш ребенок будет мотивирован к общению с вами, и вы обнаружите, что у вас есть больше возможностей помочь ему освоить жизненно важные навыки общения.

Ссылки

  1. Рааб, М., Данст, С.Дж., и Хэмби, Д.В. (2013). Взаимосвязь между интересами маленьких детей и ранним изучением языка. Отчеты о ежедневном изучении языка детьми , № 5 . Доступно на http://www.cecll.org/products.php.
  2. Данст, С.Дж., Валентайн, А., Рааб, М., и Хэмби, Д.В. (2013). Повседневная деятельность как источник возможностей изучения языка для младенцев, малышей и дошкольников. Отчеты о ежедневном изучении языка детьми, № 6 . Доступно на http://www.cecll.org/products.php.
  3. Пеппер, Дж. и Вайцман, Э. (2004). Чтобы говорить, нужны двое: Практическое руководство для родителей детей с задержкой речи . Центр Ханен: Торонто.
  4. Данст, С.Дж., Рааб, М., и Триветт, К.М. (2013). Контрольный список интересов ребенка. В CJ Dunst & M. Raab (2013). Контрольный список и рекомендации по выявлению интересов маленьких детей. Инструменты для ежедневного изучения языка для детей , 3 .
  5. Данст, С.Дж., Гертер, С., и Шилдс, Х. (2000). Естественные возможности обучения на основе интересов. Серия монографий «Особенные дети раннего возраста» № 2 : «Природная среда и инклюзия» , 37–48.
  6. Рааб, М. (2005). Основанное на интересах участие ребенка в повседневной учебной деятельности. CASEinPoint: Взгляд на методы поддержки детей младшего возраста и семьи ; 1 (2).
  7. Данст, С. Дж. и Рааб, М. (2013). Контрольный список и рекомендации по выявлению интересов детей младшего возраста. Инструменты для ежедневного изучения языка для детей , 3 .
  8. Данст, CJ (2006). Возможности ежедневного обучения ребенка при посредничестве родителей: I. Основы и практическая реализация. CASEinPoint: Практика поддержки детей младшего возраста и семьи ; 2 (2).

The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом. Его миссия состоит в том, чтобы предоставить родителям, опекунам, педагогам дошкольного образования и логопедам знания и подготовку, необходимые им, чтобы помочь маленьким детям развить наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности. Сюда входят дети с задержкой речи или подверженные риску задержки развития речи, дети с проблемами развития, такими как аутизм, и дети с типичным развитием.

Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о том, как Hanen может помочь вам помочь детям общаться:

Emergent Curriculum | Центр раннего обучения

Установка сцены

Исследования постоянно указывают на несколько общих элементов, характерных для того, как маленькие дети учатся. Прежде всего, мы знаем, что дети используют игру как средство изучения и манипулирования своим физическим окружением. Также очевиден тот факт, что интеграция новых знаний лучше всего обеспечивается, когда дети активно вовлечены и когда учебный опыт соответствует их интересам, индивидуальным силам и стилям обучения. Традиционные подходы к обучению детей младшего возраста редко говорят об этих выводах. Фактически, традиционная учебная программа в классе по-прежнему инициируется учителем, который предлагает модули и темы, которые планируются и готовятся заблаговременно. С этой целью от учебных тем, ориентированных на ребенка, отказываются в пользу «шаблонной» учебной программы, которая рассматривает детей как пассивных участников процесса обучения, одновременно игнорируя важный вклад, который они могут внести в обогащение содержания учебной программы в качестве со-конструкторов. знания. Конечным результатом является ранний образовательный опыт, которому не хватает воображения и актуальности.

Что такое неотложная учебная программа?

Одним из методов разработки учебных программ, появившихся в противовес подходу «тема недели» к реализации программ, является формирующаяся учебная программа. Эмерджентная учебная программа основана на предпосылке, что дети достигают наибольшего успеха в обучении, когда опыт учебной программы учитывает их интересы, сильные стороны, потребности и жизненные реалии. Педагоги, приверженные этой философии, используют наблюдения за детьми в течение дня в качестве инструмента для построения содержания учебной программы. Затем предоставляются значимые возможности обучения для поддержки ключевых навыков развития, актуальных для конкретной возрастной группы. Когда постоянные возможности для практики приводят к овладению навыками, преподаватели реагируют на это, обогащая учебный опыт за счет планирования и выполнения все более сложных задач. По мере того как дети постоянно сталкиваются с этими «выполнимыми задачами» и справляются с ними, они начинают считать себя компетентными учениками. Кроме того, согласование содержания учебной программы с индивидуальными интересами и социальными реалиями служит для проверки всех форм разнообразия и вдохновляет страсть к обучению на всю жизнь.

В развивающемся учебном плане и взрослые, и дети проявляют инициативу и принимают решения. Эта способность влиять на решения и направления учебной программы означает, что иногда учебная программа также согласовывается между тем, что интересует детей, и тем, что, как известно взрослым, необходимо для образования и развития детей. Идеи для учебного плана возникают в ответ на интересы, вопросы и опасения, возникающие в определенной среде, определенной группой людей, в определенное время. Таким образом, эмерджентная учебная программа никогда не строится только на интересах детей; У учителей и родителей также есть интересы, которые стоит включить в учебную программу. Ценности и заботы всех вовлеченных взрослых помогают развитию культуры в классе.

Роль Учителя

Педагоги играют важную роль в их приверженности реализации новой учебной программы в классе. В начале опытные наблюдатели используют свои знания теории развития ребенка и следуют примеру ребенка, предоставляя детям материалы для активного изучения, чтобы вдохновить их на более глубокое понимание конкретной интересующей темы. Поскольку обучение требует повторной практики, эти интересы поддерживаются за счет постоянного планирования и реализации опыта, который бросает вызов каждому ребенку с учетом его/ее индивидуальных способностей. Как только достигнуто овладение навыком, интерес к обучению обогащается за счет добавления новых материалов, которые предлагают или поддерживают новые идеи. На этом этапе учитель поддерживает обучение ребенка, чтобы вывести его на новый уровень понимания. Это делается только тогда, когда ребенок продемонстрировал готовность развития двигаться вперед.

В дополнение к предоставлению постоянных возможностей для игрового исследования в рамках учебной программы, формирующаяся учебная программа также требует от педагогов документирования обучения по мере его развития. Документирование учебного опыта помогает учителям понять, где они были, и вдохновляет на идеи относительно дальнейшего развития учебной программы. Это также помогает детям помнить и понимать процесс собственного обучения и дает родителям конкретные представления о развитии их детей. Документация принимает различные формы в Центре раннего обучения Университета Торонто (ELC) и включает в себя использование письменных наблюдений (занесенных в книги планирования), отчеты о проделанной работе, фотографии, портфолио и журналы (с детьми дошкольного возраста). По запросу могут быть организованы родительские собрания для празднования индивидуальных достижений в течение года.

План программы

Планы программ, вдохновленные новым учебным планом, принимают различные формы. ELC использует веб-учебную программу, которую наши воспитатели дошкольного образования еженедельно размещают в качестве визуального отчета об учебном опыте, предлагаемом во всех областях учебной программы. Преимущество веб-учебной программы заключается в том, что она обеспечивает гибкость в реализации программы с учетом меняющихся потребностей и интересов детей. Это также поощряет творческое и открытое мышление, которое резко контрастирует с ограниченным, линейным подходом, типичным для более традиционных классов.

Групповые интересы на неделю указаны в центре веб-учебной программы. Опыт в каждой из областей учебной программы затем записывается как отражение этих интересов. Как правило, категории учебных программ варьируются в зависимости от возрастной группы, которую педагоги планируют, или отражают индивидуальные приоритеты программы. Программы для младенцев, малышей и дошкольников в ELC предлагают учебные программы в следующих областях: искусство/сенсорика; Язык; Общая/тонкая моторика; блочная игра; драма; Музыка; познание; и наука/математика.

Преимущества программы Emergent Curriculum

Учебная программа, основанная на программе Emergent, в настоящее время включена в каждую из программ для младенцев, малышей и дошкольников, предлагаемых в ELC. Таким образом, многочисленные преимущества этого подхода были отмечены для детей всех возрастов. В частности, новая учебная программа оказалась особенно полезной для обеспечения того, чтобы:

  • Интересы детей служили основой для разработки программ;
  • Обеспечивается проявление индивидуальных достоинств;
  • Поддерживаются уникальные потребности в обучении;
  • Содержание учебной программы является продолжением домашней/семейной жизни;
  • Поощряется более активное участие родителей;
  • Разнообразие празднуется во всей его полноте.

 

Родители и ванау | Te Whariki Online

Истории:
  • Поощрение бикультурных практик в мультикультурном сообществе
  • Воспитание чувства принадлежности: сообщество бабушек и дедушек
  • Помолвка Ванау – сила вопросов «быть и стать»
  • Семейный фонд знаний: место для посещения на дому
  • Права детей в многонациональном ДОО

Поощрение бикультурной практики в мультикультурном сообществе

Ключевые моменты
  • Благодарность Ванау за культурно значимую практику
  • Бикультурная практика – образ мышления

Top Kids Virginia Ave — это городская служба раннего обучения в Окленде. Он обслуживает мультикультурное сообщество, состоящее из более чем пятнадцати этнических групп, включая маори, тихоокеанских, восточноазиатских и ближневосточных народов.

В четырехлетней комнате группа преподавателей состоит из каиако, иммигрировавших в Новую Зеландию из Афганистана и Индии. Эта команда проявляет особый интерес к способам познания, бытия и действия те ао маори.

Воодушевленная и поддержанная лидером своего центра (Нгати Пороу), команда работала с тамариками над проектом по строительству небольшого варенуи для открытой площадки. Исследование и создание варенуи заняло несколько недель, и тамарики узнали о дизайне, математике и грамотности — все это в контексте создания чего-то целеустремленного.

Несколько семей маори, присутствовавших на службе, заметили усилия кайако по изучению местной культуры их приемной страны и предложили помощь и практическую поддержку в понимании и практике тиканга.

Для каяко ценность изучения тиканга заключалась не только в том, «почему», сколько и в том, «что». Например, они проводят повири для каждой новой семьи, чтобы проявить уважение и гостеприимство, а также передать истории и знания тех, кто ушел раньше.

Кайако регулярно слышат и видят влияние своего собственного обучения и изменений, которые они внесли в тамарики и семьи, многие из которых сталкиваются с тиканга и те рео маори впервые. Kaiako см.:

  • Маори вханау продолжают предлагать практическую поддержку
  • родители и ванау в восторге и гордятся тем, что их тамарики научили их основам языка и культуры маори – вайата, истории, ценности и протоколы
  • родителей, вдохновленных своими тамариками, просят у kaiako ресурсов для расширения собственного обучения.

Каиако говорят, что их изучение бикультурализма в рамках их учебной программы стало образом мышления и способом отдать дань своей новой стране. Это помогает их многочисленным иммигрантам-тамарики и ванау испытать чувство принадлежности, которое они сами обрели. Благодаря своему интересу, любопытству и исследованиям они обнаружили множество взаимосвязей между ценностями маори и ценностями их собственного культурного воспитания.


Воспитание чувства принадлежности: сообщество бабушек и дедушек

Ключевые моменты
  • Устойчивая практическая модель включения ванау
  • Бабушка и дедушка иммигрантов, принадлежащие и учащиеся

Дошкольное учреждение баптистского сообщества Northcote в Окленде в основном обслуживает семьи иммигрантов из Китая, Тайваня и Гонконга. В их семьях часто бабушки и дедушки являются главными опекунами дома.

Три года назад Кайако начала замечать, насколько изолированными кажутся многие бабушки и дедушки, живущие в чужой культуре с доминирующим языком, на котором они не говорят бегло. Когда эти бабушки и дедушки приводили внуков в центр, они, как правило, быстро отступали или казались неудобными. Каяко увидела бабушек и дедушек, которые в одиночестве гуляли по местным улицам, пока дети были в центре.

Зная, что уверенная в себе семья способствует развитию у ребенка чувства сопричастности и обучения, kaiako решила предложить бабушке и дедушке обычный утренний чай, используя комнату рядом с центром. Три года спустя это продолжает оставаться важным аспектом того, «что здесь важно».

Иногда бабушка и дедушка просто встречаются и болтают. В других случаях есть тема или приглашенный докладчик. Начальник центра всегда следил за тем, чтобы соотношение взрослых и детей могло покрыть освобождение одного каяко, который может говорить и переводить на китайском языке. Присутствуя, даже когда эти сеансы носят чисто социальный характер, каяко получает представление о том, о чем бабушка и дедушка хотят узнать больше.

В ходе этих бесед были затронуты следующие темы:

  • обучение математике в игре (при содействии центра kaiako)
  • чтение детям на их родном языке (при содействии директора школы)
  • связь между гигиеной полости рта и обучением (при содействии специалиста по гигиене полости рта)
  • первая помощь детям раннего возраста (при содействии лица, оказывающего первую помощь)
  • ценность обучения через игру (при содействии центра kaiako)
  • целевые цифровые технологии (при содействии центра kaiako)
  • понимание факторов преступности и статистики (родитель-полицейский).

Кайако считает, что польза от этих регулярных утренних чаев значительна. Они заметили следующие изменения:

  • бабушки и дедушки «выходят в центр с высоко поднятой головой» — приветствуют каяко, часто на своем родном языке, и остаются, чтобы участвовать в учебных мероприятиях, предлагаемых их внукам
  • повышенное доверие и реакция в ситуациях, когда каяко необходимо вести каверзные разговоры с семьями об обучении ребенка
  • больше уверенности в себе, чтобы внести свой вклад в учебную программу и помочь с культурными праздниками (например, однажды бабушка и дедушка приготовили 600 пельменей для события по китайскому календарю)
  • более тесные отношения с бабушками и дедушками, что, в свою очередь, положительно влияет на ожидания каяко и взаимодействие с детьми.

Когда ребенок начинает, kaiako обязательно сообщает об этом семье и подписывает их в группу WeChat «Утренний чай для бабушек и дедушек». Эти действия помогли сделать эту инициативу устойчивой с течением времени.


Взаимодействие с Ванау – сила вопросов типа «быть и стать»

Ключевые моменты
  • Улучшение общения с помощью простого английского
  • Узнать о стремлениях родителей

Kaiako в Big River Educare проводят внутреннюю проверку того, насколько эффективно они поощряют участие ванау в программе. В рамках этого они просмотрели вебинара Te Whariki и обсудили их в команде.

Вебинар «Решаем, что здесь важно» показал kaiako, что, хотя их отношения с родителями/ванау были очень хорошими, они редко доходили до подробных разговоров об обучении детей. В частности, kaiako определила, что их метод выяснения чаяний родителей до встречи по планированию часто заставлял родителей застревать в поисках ответа или соглашаться с тем, что предлагал kaiako.

Во время вебинара kaiako узнала, как другая служба успешно учитывала пожелания родителей, задавая очень конкретные вопросы на простом английском языке. Вдохновленная этим, компания Big River Educare kaiako решила протестировать свою собственную версию и разместила их в коридоре, где проходят родители/ванау. Их вопросов было:

  • Что вы цените в Big River Educare?
  • Что важно знать и делать детям?
  • Кем вы хотите, чтобы ваши дети были и стали?

Анализ данных показал, что в целом родителям/вханау было легче ответить на эти вопросы. Также было подчеркнуто, что родители/ванау ценят диспозиционное обучение, чего каяко не ожидала, но была рада видеть и поддерживать.

После опроса в коридоре kaiako опробовали те же самые вопросы «быть и стать», разговаривая с отдельными родителями/ванау и разрабатывая планы обучения каждого ребенка. Ранний мониторинг этого испытания показывает, что использование этих вопросов приводит к большему количеству «учебных бесед» с родителями/ванау, что, в свою очередь, делает учебную программу более чуткой к жизненному опыту и интересам детей.


Семейные фонды знаний: Место для домашних посещений

Ключевые моменты
  • Ценность посещений на дому
  • Приоритизация отношений для обучения

В рамках проекта TLRI учителя-исследователи использовали линзу фондов знаний для анализа интересов и запросов детей. Один учитель сообщил, что навещал Хантера, новозеландского ребенка с двойным наследием пасифика, островов Кука и Самоа, и его семью в их доме.

При посещении она узнала, что Хантер жил с мамой и папой, его 9-летняя сестра и две его тетушки, 11-летние близнецы. Перед посещением, из-за двойного наследия Хантера, учитель предполагал, что дома будут говорить на трех языках. Однако во время визита она узнала, что английский является основным языком, на котором говорят, потому что родители считали английский лучшим языком для получения хорошего образования. Только сейчас они возрождают некоторые из своих родных языков и поощряют Хантера изучать их.

Учитель и родители обсудили и расширили свои знания об интересе Хантера к музыке, особенно к игре на барабанах. Линза знаний показала, что эти способности и интерес к музыке проистекают из того, что музыка является важной частью семейной и общественной жизни Хантера, особенно их церковного опыта. Родители Хантера были так рады, что центр заметил и понял важность этого интереса, что купили Хантеру набор барабанов, чтобы играть дома.

Учитель считает, что этим посещением были разрушены «невидимые преграды». Хотя старшая сестра Хантера посещала тот же центр, его мать пришла в центр с опущенной головой и редко общалась с учителями. Однако после визита на дом учительница заметила, как сильно изменилось поведение матери. Теперь она улыбалась и свободно общалась со всеми учителями. Визит подчеркнул важность домашних посещений для противодействия предположениям и преобразования отношений.

Ссылки:

Хеджес, Х., и Купер, М. (2014). Пытливые умы, осмысленные ответы: Детские интересы, запросы и рабочие теории. Заключительный отчет Инициативе по исследованию преподавания и обучения. Веллингтон: NZCER.


Права детей в многонациональном ДОО

Ключевые моменты
  • Обеспечение качественных учебных программ для семей беженцев
  • Применение достоинства и доброты в качестве руководящих ценностей
  • Адаптация к ожиданиям родителей

Семейный центр Кэрол Уайт обслуживает преимущественно беженцев-мигрантов. Большинство родителей детей посещают образовательную программу в соседних зданиях. Двуязычный вспомогательный персонал помогает каяко в работе с детьми, родителями и ванау.

Их учебная программа основана на знании и осведомленности об опыте беженцев и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Учителя работают над тем, чтобы ценности достоинства и доброты воспитывались в центре и дома. Они прислушиваются к образовательным стремлениям родителей и удовлетворяют их посредством адаптации образовательной программы, приглашая семью к участию, а также делая видимым и объясняя желаемое обучение.

Центр признает обучающую роль родителей и признает, как дети учатся в социальном контексте на опыте, который представляет для них интерес и значение. Они предоставляют богатые возможности для вербального и невербального общения.

Ссылки:

Митчелл Л., Бейтман А., Оуко А., Геррити Р., Лиз Дж., Матата К., Сяо В. (2015). Преподавание и обучение в условиях раннего детства, отличающихся культурным разнообразием .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *