Разное

Эмоциональный интеллект подростков: Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков

Особенности эмоционального интеллекта подростков | Дефектология Проф

При взаимоотношении с внешней средой человек встречается с необходимостью понимать чувства, эмоции, потребности других людей. Умение распознавать эмоции и «переживания» свои и окружающих, умение сочувствовать позволяет быть более счастливой и успешной личностью, быстрее найти взаимопонимание с окружающими, учитывать их интересы, потребности, умело разрешать конфликты, повышать уровень социального интеллекта. Большую роль в социальной сфере и личной жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей (эмпатия) [2].

Эмоции играют важную роль в жизни человека и по-разному влияют на психическое и психологическое здоровье, его деятельность. Эмоции — это своеобразное личностное субъективное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, они сами по себе являются жизненной ценностью. Важно не только уметь понимать свои чувства и эмоции, но и уметь их переживать, выражать, также важно уметь ими управлять, от эмоционального состояния человека зависит здоровье, его психофизиологический комфорт [4].

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в школьном возрасте, т.к. происходит эмоциональное становление детей, развитие самопознания, понимания своих чувств, чувств и потребностей окружающих. В начале у детей присутствует недостаточный уровень сформированности эмпатии — эмоциональной отзывчивости, уровня сочувствия, сопереживания, уровня умений выражать свои чувства. В процессе развития ребенка до взрослости происходят многочисленные изменения, в том числе изменения эмоционального интеллекта, этот период понимается как «детство» — в нем происходит интенсивный рост организма и формирование психических функций и основных жизненных ценностей человека .

Следует учитывать, что в понятии «взрослость» основным критерием является возможность принятия самостоятельных решений и ответственность, которую за эти решения приходится человеку нести.

В современных условиях осмысление, изучение феномена детства и его особенностей дает возможность разработать направления для образовательной системы, правильно организовать процесс обучения современных детей, способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, дает право получить информацию для педагогов, родителей в отношении особенностей развития личности ребенка до его взрослой жизни.

Остановимся на особенностях эмоционального интеллекта подросткового возраста (12-14лет), эмоционального сочувствия — эмпатии, ведь её развитие — одна из важнейших сторон формирования личности, которая обеспечивает нравственное развитие подростка и формирование жизненных ценностей. Эмпатия влияет на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует формирование личности в социуме, а представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания [1].

В подростковом возрасте в характере ребенка присутствует много противоречий, остро переживается переход от детства к взрослости. Присутствует негативная противоречивость, например: нежность и жестокость, отзывчивость и безразличие, апатия и целеустремлённость, романтическое настроение и цинизм, повышенная требовательность к окружающим и безразличие. Подростки показывают протест против взрослых запретов, правил, становятся более требовательными, проявляют конфликтное отношение к окружающим. Также у подростков присутствует позитивное: происходит формирование сознательного отношения к себе, эмоционального отношения к своей личности, стремление к самостоятельности. Поведение подростка регулируется его самооценкой, она чаще завышенная, ее формирование происходит в процессе общения с окружающими [3].

Проведено исследование в подростковой среде по определению эмоциональной отзывчивости по тесту ЭмИНД В.Люсин, в таблице №1 показаны уровни с учетом гендерных отличий. (Количество обследованных: 135 человек в возрасте 12-14 лет).

Таблица №1. Уровни эмоциональной отзывчивости.






уровни

12 лет (59 чел. )

13 лет (32 чел.)

14 лет (44 чел.)

 

девочки (22ч)

мальчики (37ч)

девочки (15ч)

мальчики (17ч)

девочки (26ч)

мальчики (18ч)

высокий

8ч/36%

4ч/11%

1ч/6%

1ч/6%

1ч/4%

2ч/11%

средний

3ч/14%

18ч/49%

7ч/47%

14ч/82%

11ч/42%

7ч/39%

низкий

11ч/50%

15ч/41%

7ч/47%

2ч/12%

14ч/54%

9ч/50%

При сравнении результатов(таблица №1) мальчики в 13 лет показали 82% — средний уровень сочувствия и только 12% — низкий, т. е. данная группа детей более чувствительная к эмоциям, чувствам других людей.

В возрасте 13 лет — переломная точка кризиса подросткового возраста, этому возрасту свойственна переменчивость настроения, самочувствия, ранимость, эмоциональные переживания, здесь в исследуемой группе мальчики более чувствительны, возможно, это зависит и от социокультурных условий, особенностей воспитания [3].

Таблица№2.Общие показатели результатов диагностики эмоциональной отзывчивости.





уровень

Девочки-63 человека

Мальчики -72 человека

высокий

16%

10%

средний

34%

54%

низкий

50%

36%

Сравнительный анализ результатов показал (таблица №2), что среди девочек низкий уровень эмоциональной отзывчивости имеют 50%, а среди мальчиков — 36%, ниже на 20%; а высокий уровень отзывчивости у девочек только 16%, мальчиков -10%. По результатам диагностики можно отметить, что среди исследуемых подростков уровень эмоциональной отзывчивости недостаточно сформирован. При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте подростков чаще возникает недопонимание между детьми и педагогами, детьми и родителями, чаще возникают конфликтные ситуации, с которыми труднее справиться, это влияет на психологический климат в классных коллективах, на психофизиологический комфорт обучающихся. Педагогам и родителям нужно знать, что важно развивать эмоциональный интеллект для формирования личности, учитывать, что его развитие в свою очередь влияет на учебно-воспитательный процесс. Развитие эмпатии особенно важно в возрасте 12-14 лет, т.к. происходит быстрое развитие нравственных ценностей личности. Набор жизненных ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, окружающие люди, важную роль при этом играют педагоги, правильная организация учебно-воспитательного процесса.

В рамках психолого-педагогического сопровождения по ФГОС проведен тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». (Автор: С.В. Бубнова). Количество обследованных — 165 человек.

Результаты диагностики показывают, что подростки отмечают высокий уровень своих ценностей на 1 месте 86ч\52% — приятное времяпровождение, отдых; на 2 месте- 78ч\42% помощь близким людям; на 3 месте — 52ч/32% — забота о своем здоровье.

 

Таблица №3. Диагностика ценностных жизненных ориентаций личности.













Ценностные ориентации

Высокий уровень

Низкий уровень

Приятное времяпровождение, отдых

86ч\52%

8ч/5%

Материальное благосостояние

46ч/29%

11ч/7%

Поиск нового и наслаждение прекрасным.

29ч/18%

46ч/28%

Помощь и милосердие к другим людям

78ч\42%

3ч/3%

Любовь

50ч/30%

31ч/20%

Познание нового в мире, природе, человеке

22ч/13%

38ч/23%

Высокий социальный статус

19ч/12%

53ч/32%

Признание и уважение окружающих.

46ч/28%

37ч/22%

Социальная активность

11ч/7%

43ч/26%

Общение

22ч/13%

41ч/23%

Здоровье

52ч/32%

22ч/13%

В результате диагностики выделились на низком уровне ценностные ориентации:

Высокий социальный статус и управление людьми — 53ч/32%,

Поиск нового и наслаждение прекрасным — 46ч/28%,

Социальная активность — 43ч/26%,

Стремление к живому общению — 41ч/23%.

Отмеченные показатели показывают, что подростки заботятся больше о себе, о своем здоровье, об отдыхе, могут помогать, сочувствовать близким людям, проявление самостоятельной активности в обществе недостаточное, проявляется безразличие к окружающим, эгоизм.

Сравнивая диагностики, можно отметить, что в 12-14 лет недостаточно сформирован эмоциональный интеллект и в свою очередь социальный интеллект, что является важной причиной особенностей развития личности ребенка в современных условиях, влияет на становление успешной и счастливой личности в обществе.

В подростковом возрасте учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план, ведущая деятельность – общение — чаще виртуальное [3].

Проведено анкетирование в 6-8 классах ( количество детей:90 чел.) по определению предпочитаемого досуга, подростки ставят на 1 место — общение в социальных сетях — 33%, на 2 место — занятие спортом — 26% , на 3 место — прогулки с друзьями — 15%, на 4 место — слушание музыки — 12%, просмотр кинофильмов — 10%, и только 6% — чтение книг.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими,правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов диагностик, можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков в процессе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, на повышение уровня сформированности нравственных жизненных ценностей. Педагогам, психологам необходимо при планировании мероприятий в учебно-воспитательном процессе учитывать психологические особенности подростков в современных условиях для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, использовать в своей работе занятия на повышение эмоционального интеллекта.

Используемая литература:

1. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. -2012. –№2.

2.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2004.

3.Реан А.А. Психология подростка / А.А. Реан. — М.: Прайм — Еврознак, 2018.

4.Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как развить эмоциональный интеллект | РБК Тренды

Каждая эмоция может стать ресурсом для достижения цели, поэтому развитие эмоционального интеллекта — важная составляющая успеха, уверена психолог Виктория Шиманская

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Эмоциональный интеллект (для подростков) — Nemours KidsHealth

Более одного вида интеллекта

Возможно, вы слышали, как люди упоминают IQ, когда говорят об интеллекте и о том, насколько человек умен. (Например, «Моему брату не нужно учиться так много, как мне, потому что у него очень высокий IQ».) IQ означает «интеллектуальный коэффициент». Это может помочь предсказать, насколько хорошо кто-то может учиться.

IQ — это всего лишь один из показателей наших способностей. Помимо интеллекта существует множество других видов интеллекта. Например, пространственный интеллект — это способность мыслить в трехмерном пространстве. Музыкальный интеллект — это способность распознавать ритм, каденцию и тон. Спортивные, артистические и механические способности — это другие типы интеллекта.

Одним из важных типов интеллекта является эмоциональный интеллект.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность понимать, использовать и управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект иногда для краткости называют EQ (или EI). Точно так же, как высокий IQ может предсказать лучшие результаты тестов, высокий EQ может предсказать успех в социальных и эмоциональных ситуациях. EQ помогает нам строить прочные отношения, принимать правильные решения и справляться с трудными ситуациями.

Один из способов думать об EQ состоит в том, что он является частью того, чтобы быть умным человеком . Понимание людей и умение ладить с ними помогает нам добиться успеха практически в любой сфере жизни. На самом деле, некоторые исследования показывают, что EQ важнее, чем IQ, когда речь идет об успеваемости в школе или успехах на работе.

Некоторые люди от природы обладают хорошими навыками EQ. Над ними должны работать другие. Хорошая новость заключается в том, что каждый может стать лучше. В отличие от IQ, люди могут улучшить свой эмоциональный интеллект , если они знают, что делать.

P

Улучшение EQ

Эмоциональный интеллект — это сочетание нескольких различных навыков:

Осознание своих эмоций

Большинство людей испытывают множество различных эмоций в течение дня. Некоторые чувства (например, удивление) длятся всего несколько секунд. Другие могут оставаться дольше, создавая настроение счастья или печали. Способность замечать и точно обозначать эти повседневные чувства — самый базовый из всех навыков EQ.

Осознание эмоций — простое замечание их так, как мы их чувствуем, — помогает нам управлять своими эмоциями. Это также помогает нам понять, что чувствуют другие люди. Но некоторые люди могут прожить весь день, не замечая своих эмоций. Практикуйтесь в распознавании эмоций, когда вы их чувствуете. Назовите их в уме (например, скажите себе: «Я благодарен», «Я разочарован» и т. д.). Сделайте ежедневной привычкой осознавать свои эмоции.

Понимание того, что чувствуют другие и почему

Люди естественным образом созданы для того, чтобы пытаться понять других. Частью EQ является способность представить, как другие люди могут чувствовать себя в определенных ситуациях. Это также о понимании того, почему они чувствуют то, что они делают.

Способность представить, какие эмоции может испытывать человек (даже если вы на самом деле этого не знаете), называется эмпатией. Эмпатия помогает нам заботиться о других и строить хорошие дружеские отношения. Он подсказывает нам, что говорить и как вести себя с тем, кто испытывает сильные эмоции.

Управление эмоциональными реакциями

Мы все злимся. У всех нас есть разочарования. Часто важно выразить то, что вы чувствуете. Но управлять своей реакцией означает знать , когда , , где , и , как выражать себя.

Когда вы понимаете свои эмоции и умеете ими управлять, вы можете использовать самоконтроль, чтобы сдерживать реакцию, если сейчас неподходящее время или место для ее выражения. Тот, у кого хороший EQ, знает, что неуважительная, слишком напряженная, слишком импульсивная или вредная реакция на эмоции может повредить отношениям.

Выбор настроения

Частью управления эмоциями является выбор настроения. Настроения – это эмоциональные состояния, которые длятся некоторое время. У нас есть сила решить, какое настроение подходит для ситуации, а затем войти в это настроение. Выбор правильного настроения может помочь кому-то получить мотивацию, сосредоточиться на задаче или попробовать еще раз вместо того, чтобы сдаваться.

Люди с хорошим EQ знают, что настроение — это не только то, что с нами происходит. Мы можем контролировать их, зная, какое настроение лучше всего подходит для конкретной ситуации и как войти в это настроение.

P

EQ: В разработке

Эмоциональный интеллект развивается по мере взросления. Если бы это было не так, все взрослые вели бы себя как маленькие дети, выражая свои эмоции физически через топот, плач, удары, крики и потерю контроля над собой!

Некоторые навыки, составляющие эмоциональный интеллект, развиваются раньше. Они могут показаться проще: например, распознавание эмоций кажется простым, если мы знаем, на что обращать внимание. Но навык EQ управления эмоциональными реакциями и выбора настроения может показаться труднее освоить. Это потому, что часть мозга, отвечающая за самоуправление, продолжает развиваться после подросткового возраста. Но практика помогает развивать эти мозговые пути.

Мы все можем работать над развитием еще более сильных навыков эмоционального интеллекта, просто осознавая, что мы чувствуем, понимая, как мы туда попали, понимая, что чувствуют другие и почему, и выражая свои эмоции искренними словами, когда это необходимо.

Роль эмоционального интеллекта в развитии подростков.0088 Z.A Nusaibah Nur Furqani

Доступен в Интернете с 22 января 2020 г.

DOI
10.2991/assehr.k.200120.058Как использовать DOI?
Ключевые слова
обзор, эмоциональный интеллект, развитие подростков
Резюме

В этом обзоре представлены точные результаты исследований в комплексной литературе по подросткам, а также разъясняется, что эмоциональный интеллект имеет основополагающее значение для развития подростков и играет важную роль на этапах развития. 15 журналов используются для обзора национальных и международных публикаций за 2004–2018 гг. Судя по гендерным различиям, у мальчиков-подростков более низкий уровень эмоционального интеллекта, чем у девочек-подростков. Эмоции сильно влияют на поведение подростков на этапах развития. Высокий эмоциональный интеллект влияет на процесс хорошего социального взаимодействия, формирование хорошей самооценки, снижение преступности несовершеннолетних и повышение академических способностей. Подростки с низким эмоциональным интеллектом склонны к плохому поведению, допускают отклонения и нарушения в отношении себя, такие как фрустрация, конфликтные нарушения, обострение психического здоровья. Следовательно, эмоциональный интеллект, которым обладают подростки, может развивать их социальные отношения, уменьшать их стресс и разочарование, улучшать их понимание эмоций других людей и предотвращать или уменьшать преступное поведение. Роль этого эмоционального интеллекта может быть развита в образовательной или клинической среде и имеет значение для родителей и учителей.

Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Загрузить статью (PDF)

Название тома
Труды 5-й конференции АСЕАН по психологии, консультированию и гуманитарным наукам (ACPCH 2019)
Серия

Социальные науки и исследования
0100

Дата публикации
22 января 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *