Дислексия дисграфия: Дислексия и дисграфия: как распознать, как учить
Дислексия и дисграфия: как распознать, как учить
Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Что это за нарушения и как учить детей с такими особенностями?
Функциональная система письма и чтения формируется постепенно; механизмы, ее обеспечивающие, созревают в целом к началу школьного обучения (к 7 годам).
Освоение грамоты — сложный процесс, на который влияют не только внутренние факторы, определяющие готовность ребенка к овладению навыками, но и внешние. В большинстве случаев трудности освоения грамоты преодолеваются в процессе обучения, по мере развития и упрочения навыков письма, если у ребенка есть необходимая поддержка со стороны учителя и родителей.
Чтобы избежать педагогических ошибок и устранить негативные педагогические факторы, учителям необходимо ориентироваться на понимание возможностей и индивидуальных особенностей ребенка, позволяющее выстроить оптимальный маршрут обучения.
Однако у 12 — 37% (по разным данным) детей после семи лет выявляются нарушения, которые определяются как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Эти нарушения могут встречаться как изолированно, так и в сочетании, что бывает в 75% случаев. При этом дети имеют сохранный интеллект, слух, зрение (или оно может быть скомпенсировано с помощью очков).
Как проявляется дислексия и дисграфия
Дислексия проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, а также букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, искажение грамматической формы слова, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.
Дети с нарушением чтения испытывают значительные трудности при самостоятельной работе с текстом.
О дисграфии свидетельствует в первую очередь неправильное соотношение звуковой оболочки слова и ее графического обозначения. Это выражается в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др., зеркальное письмо), пропусках и перестановках букв и слогов. При недоразвитии устной речи на письме отмечаются также грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.
Дети, имеющие нарушения письма и чтения, происхождение которых связано с неречевыми функциями (зрительно-пространственной ориентировкой, графомоторными дефицитами), могут не иметь значительных отклонений в устной речи (в ряде случаев может быть незначительно нарушено звукопроизношение). Они могут демонстрировать эффективные коммуникативные умения и иметь достаточно широкий круг сведений об окружающем мире.
Выраженность дисграфии и дислексии может быть различной: от отдельных несистематических специфических ошибок до полной неспособности к чтению (алексия) и письму (аграфия).
Последствия дисграфии
Даже незначительные нарушения приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые предполагают работу с текстовым материалом (включая тексты задач).
У многих учащихся с нарушениями письма и чтения страдает процесс регуляции деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате дети с дислексией и дисграфией оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости.
Низкая успеваемость приводит к снижению мотивации вплоть до учебного негативизма, к проблемам школьной адаптации и социализации в целом.
Как преодолеть дислексию и дисграфию
При дислексии и дисграфии ошибки чтения и письма повторяются и становятся устойчивыми. Они не исчезают сами собой и не устраняются за счет использования обычных педагогических методик. Специализированные дополнительные занятия учителей с такими детьми оказываются малоэффективными.
Детям с нарушениями чтения и /или письма требуется специальная коррекционная помощь. Если такая работа не ведется, а взаимодействие предметников с логопедом не отлажено, то трудности закрепляются или даже нарастают.
Чтобы преодолеть нарушения, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: логопедическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, а часто и медицинскую.
Диагностика нарушений
Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.
Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (заключение педиатра), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.
Нейропсихологическое обследование и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.
Как строится работа
Задача нейропсихологической работы — перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.
Детям с нарушениями письма и/ или чтения необходима психологическая поддержка, которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.
Логопедическая работа планируется в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений. Логопед учитывает все полученные рекомендации и заключения и планирует занятия, цель которых — нормализация процессов письма и / или чтения, формирование и закрепление соответствующих навыков.
Координация деятельности логопеда и учителей предполагает выработку рекомендаций относительно того, как подавать учебный материал детям с нарушениями чтения и /или письма, и требований к оценке письменных работ и результатов чтения.
Работа с вербальным материалом строится по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Он может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач) в графический или предметный (схемы, модели).
Предупреждение нарушений письма и чтения
Эта работа проводится с дошкольниками и продолжается в первом классе в процессе обучения грамоте. Развитие устной речи, способности к наблюдению за языковым материалом, его анализу, синтезу, обобщению (развитие метаязыковой способности), формирование базовых неречевых функций (ориентировка в пространстве и на листе бумаги, развитие графических и моторных умений) является предметом содружественной работы логопеда и педагогов, работающих с детьми соответствующего возраста (воспитателя, учителя). Такая работа позволяет создать и упрочить необходимую функциональную базу, обеспечивающую освоение грамоты.
Фото:
Unsplash
что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать
Фото автора Gustavo Fring: Pexels
По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с различными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией и дискалькулией.
Но большинство детей с такими нарушениями чаще слышат от окружающих обвинения в лени и глупости. Вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой рассказываем, как вовремя распознать дислексию у ребёнка и почему об этом должны знать не только врачи, но и все, кто работает с детьми.
Что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия?
Это трудности в освоении навыков чтения, письма и счёта соответственно. Такие нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках. Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран. Тем не менее многие отечественные врачи ставят эти диагнозы крайне редко.
Вероятнее всего, это связано с тем, что и в СССР, и в России не было практики диагностики и лечения дислексии, дисграфии и дискалькулии. Когда ребёнок не может что-то написать, прочитать, посчитать, зачастую он становится пациентом дефектолога. Ему ставят задержку в развитии или умственную отсталость.
К счастью, сейчас ситуация меняется, и об этих нарушениях говорят всё больше, их активно исследуют. Специалисты разрабатывают различные методики реабилитации. Однако вместе с тем появились две другие крайности. С одной стороны, есть последователи советской школы, которые отрицают существование дислексии, дисграфии и дискалькулии и продолжают списывать всё на задержку психического развития. Это в корне ошибочная позиция.
С другой стороны, сторонники западных подходов используют в работе англоязычные источники. Они фокусируются на сложности кодирования и утверждают, что дислексия не поддаётся полной коррекции, что дислексия — это навсегда. Но это не совсем так, и проблема именно в подходе. Не всё, что написано о трудностях с чтением и письмом на английском, верно для русскоязычной выборки.
В русском языке кодирование существенно проще, чем в английском, поэтому у нас вполне возможна полная реабилитация там, где на Западе о ней не идёт и речи.
Как диагностируют такие нарушения?
Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства, хотя окончательный диагноз ставят в 7–9 лет. То есть тогда, когда эти навыки на базовом уровне уже должны быть сформированы. Очень важно, что за трудностями с освоением чтения и письма часто скрываются разные причины.
Одна из наиболее распространённых — нарушение фонематического слуха. Это значит, что ребёнок слышит громкость, интонацию, но не различает фонемы. То есть «ба-ба», «па-па», «ма-ма», например, звучат для него одинаково, он не может отделить их друг от друга. В такой ситуации стоит обратиться к логопеду, это решаемая проблема — в большинстве случаев фонематический слух можно развить.
А вот на какие ещё симптомы стоит обратить внимание:
- Регулярная замена звуков при чтении и букв на письме (не случайная, а вместо одной буквы всегда идёт конкретная другая).
-
При чтении/письме ребёнок трёт глаза, жалуется на головную боль. -
Не может удержать строку при чтении — перепрыгивает между ними, читая слово с одной, а потом сразу с соседней. -
Не понимает смысла прочитанного, не может назвать только что прочитанное слово, не запоминает его. -
Изменяет окончания слов, не дочитывает слово до конца, «угадывает» слова. -
На письме пропускает буквы, слоги и даже целые слова. -
Испытывает сложности с ориентацией в пространстве, расположением текста на листе, соблюдением строчек при письме. -
Попытки читать справа налево, зеркальное написание букв после старшего дошкольного возраста. -
Высокая утомляемость из-за процесса чтения или письма — буквально через несколько минут ребёнок «выдыхается». -
Неправильно называет знакомые буквы, цифры, знаки, формы. -
Путает направления стрелок, с трудом оперирует понятиями «право», «лево», «верх», «низ». -
При чтении и письме допускает «неожиданные» ошибки — там, где правильное написание обычно не вызывает никаких затруднений. -
Ребёнок жалуется, что буквы или цифры «скачут», «танцуют», «убегают», «прячутся».
Можно ли решить эту проблему?
В большинстве случаев, если своевременно обратиться к грамотным специалистам — нейропсихологам, логопедам, — проблема может быть решена. Дислексия, дисграфия и дискалькулия редко принимают тотальные формы, когда человек вообще ничего не может прочесть, написать или посчитать. Ситуацию всегда можно скорректировать до того уровня, чтобы справляться с не слишком большими и не слишком сложными заданиями. Это важно, потому что утомляемость у людей с такими диагнозами очень сильная, иногда доходит даже до головной боли.
В первую очередь нейропсихологи выясняют, насколько хорошо работают отдельные функции, которые входят в состав сложных навыков чтения, письма и счёта: сукцессивные функции, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Затем подбирают специальные упражнения, которые помогают выстроить нейронные связи. Именно они отвечают за работу нарушенных функций.
Например, если проблема в вестибулярном аппарате, нарушены движения глаз и ребёнок не может удерживать взгляд на одной строке во время чтения. В таком случае ему предстоит заниматься физическими упражнениями. В других случаях дети работают с разрезанными, перевёрнутыми буквами, учатся различать их. Иногда они выполняют упражнения с мячиками, отстукивают ритмы.
В реабилитации регулярность занятий куда важнее их продолжительности. Если есть задача создать нейронные связи, пять минут каждый день намного лучше, чем 40 минут раз в неделю. Конечно, у многих нет возможности ходить к нейропсихологу или логопеду каждый день, поэтому специалист может просто давать задание на пару недель вперёд и брать с родителей обещание, что они будут следить за его выполнением.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
автор материала
Кирилл Матюпатенко
#когнитивное развитие
#дислексия
#дисграфия
#дискалькулия
#когнитивные нарушения
#базовая грамотность
Назад
Дисграфия и дислексия: как помочь детям в школе и дома
Дети всё чаще сталкиваются с самыми разными нарушениями речи. И дело здесь не в лени или способностях ребенка. Но тогда в чем? И как помочь? Рассказывает Татьяна Иванова, учитель-логопед, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО.
Как показывают исследования, у каждого второго ребенка в дошкольном возрасте и начальных классах есть проблемы в освоении родного языка, речи и письма. Классификаций нарушений речи несколько. Мы рассматриваем клинико-педагогическую. В ней есть две группы: это нарушения письменной речи и устной. Во второй категории много подвидов проблем, связанных с говорением. Но для школьников начальных классов актуальнее нарушения письменной речи: дисграфия и дислексия.
- Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «ыба» вместо «рыба». Если ребенок совсем не может овладеть письмом, это называется «аграфия».
- Дислексия — это нарушение речи, при котором страдает чтение: ребенок неправильно распознает и воспроизводит буквы. Например, меняет местами и читает «цевток» вместо «цветок». Смысл текста искажается. Полная неспособность к чтению называется «алексия».
Как диагностировать нарушения речи
Учителя-логопеды вправе поставить заключение «дисграфия» или «дислексия» только после первого года обучения. Потому что в первом классе ребенок только учится чтению и письму, и мы не вправе говорить о стойких нарушениях. Но можем отмечать сложности в написании и прочтении букв, соотнесении буквы со звуком, в пропусках, недописывании, нарушении согласования, неправильном написании букв. И если они повторяются систематически, в начале второго года можно говорить о реальных проблемах, а не естественных ошибках.
Тревожные звоночки дисграфии:
- Пропуск букв, гласных, согласных при стечении: вместо «каша» ребенок пишет «кш», вместо «мягкий» может написать «мякий».
- Недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк», а «ий» пропущено.
- Ошибки в согласованиях: когда «мяч красная» вместо «красный».
- Замены букв: вместо «л» написана «м», и получается, например, «мампа», а не «лампа». Часто дети путают «б» и «д» в прописном варианте, и получается «делка», а не «белка».
Тревожные звоночки дислексии:
- Перестановки букв местами или их пропуск: тот же «мякий» вместо «мягкий».
- Недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко».
- Додумывание окончаний: тот же «мяч красная», хотя в тексте «мяч красный».
- Долгие попытки вспомнить букву: ребенку очень сложно соотнести написанное со звуком, который должен быть.
Еще один важный момент касается смысла: ребенок должен понимать, что он прочитал. О чем говорится в предложении, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее. Причем важен и прямой смысл, и причинно-следственные связи: «А почему Маша расплакалась?» Если этого понимания нет, мы можем говорить, что нарушение чтения как таковое у ребенка может быть в начальной стадии.
Что делать учителям
Учителю начальных классов будет сложно работать с ребенком с дислексией или дисграфией в ходе обычного урока в классе, потому что детей много, есть четкая программа и расписание тем. А детям с нарушениями речи важны внимание и время: с ними нужно чуть дольше, чуть глубже позаниматься. И самому учителю важно разобраться: проблема действительно в логопедических ошибках или просто в орфографических, когда ребенок не освоил правила.
Очень важно на педагогическом совете в школе определить, какие ошибки считаются дисграфическими, чтобы за них не снижать оценки. Утвердить список логопедических ошибок стоит приказом директора образовательного учреждения. Да, мы не можем ставить ребенку пять, если у него дисграфические ошибки, но и наказывать двойкой его не следует: ребенок не виноват, и ему нужна помощь.
В рамках урока можно использовать некоторые простые упражнения на работу с буквами и словами:
Играем с мячом
Например, сделать пятиминутку с игрой в мяч для отработки лексико-грамматического строя речи: единственного и множественного числа. Учитель произносит «стол», кидает детям мяч, и они должны сказать «столы». Аналогично можно согласовывать числительные с существительными: учитель говорит «один стол», дети — «два стола». Или вариант посложнее: «один письменный стол» — «два письменных стола». И так хотя бы до пяти досчитать. Дети понимают, что слова у нас меняются, окончания тоже и при написании и чтении это нужно учитывать.
Ищем буквы
Мне очень нравится упражнение, в котором детям нужно найти буквы в абсолютно любом тексте разного формата, направления, цвета. Если это гласные, например «и», то красным карандашом обвести все буквы «и» в тексте. Чтобы усложнить, даем две буквы и два карандаша. Так можно закрепить понимание разницы в схожих по написанию буквах, например «и» и «ш». Звук «ш» согласный и твердый, поэтому карандаш у нас синий. А буква «и» у нас гласная и красная.
Лепим и выкладываем буквы
Чтобы не перепутать одну букву с другой, надо иметь достаточно развитые внимание и память. Если у ребенка эти процессы несовершенны, то нужно подключить разные анализаторы. Не просто ручкой прописываем буквы, а дома выкладываем их из счетных палочек, прописываем, например, на листе бумаги, потом можем выложить из шнурочка. Получаются задания, в которых можно и творчество проявить, и интерес ребенка поддержать.
Ищем звуки
Эффективны и упражнения, когда ребенок должен услышать слово и сказать, какой первый звук в слове. Например, я говорю «стол» и спрашиваю: «Какой звук будет первым?», «Какая буква будет первой?». Дальше берем более сложные варианты: например, слово «яма». Какой будет первый звук? Да, это «й». А вот теперь ребенок должен подумать, какую букву он будет писать. Дети знакомятся с гласными и должны уже соотнести, что в слове «яма» два звука — «й» и «а», которые должны быть написаны в одной букве «я».
Чтобы учителю было проще работать с такими детьми, можно пройти бесплатный курс повышения квалификации «Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении». Он рассчитан на 29 дней — это 72 часа обучения и шесть модулей. Курс состоит из видеолекций и практических занятий, которые помогут разобраться, как обеспечить всем детям в классе правильные условия, адаптировать программу под конкретные особенности учеников, выстроить индивидуальный подход, взаимодействовать с родителями. Пройти курс можно в любое время, доступ к материалам не ограничен.
Фото: Vectorium / shutterstock
Что делать родителям
Описанные выше упражнения важно делать не только в классе, но и дома. У родителя намного больше возможностей заниматься со своим ребенком, фокусироваться на индивидуальных проблемах — например, на пропуске слогов. Но чтобы эта работа была эффективной, учитель и родитель должны стать партнерами. Учитель должен донести до мамы и папы не что ребенок плохой и на двойки учится, а что у него есть определенные проблемы, которые требуют внимания.
Что педагог может предложить? Прежде всего это тематические родительские собрания, где он должен разъяснять материал первого или второго класса. Рассказать про звуковой анализ и синтез, например. Это то, что родители когда-то сами изучали, но спустя много лет могли забыть. Им нужно подсказать, чем позаниматься с ребенком.
Тем родителям, у чьих детей уже определены нарушения речи, учитель может предложить конкретные материалы. Например, сегодня в продаже есть много рабочих тетрадей для коррекции дисграфии. Можно отрабатывать по ним дома разные темы, а учитель будет проверять и контролировать процесс. Это важно для ребенка, потому что он будет получать оценку своей деятельности: «Какой ты молодец, что постарался». Особенно если это будет похвала в адрес сразу двоих: «Как вы здорово с мамой отработали этот материал».
Не менее ценны и различные курсы: например, «Уроки для мозга» — развитие когнитивных способностей у детей 1–4-х классов. Это набор тренировок, которые разработаны с психофизиологом и нейропсихологом, для улучшения памяти, внимания, творческого и логического мышления, которые важны для освоения чтения и письма.
Важно, чтобы родители были с учителем на одной стороне и вместе с ребенком, а их главной целью стали помощь и поддержка. Тогда будут хорошие результаты.
Иллюстрация: Vectorium / shutterstock
Дислексия, Дискалькулия, Дисграфия, Диспраксия | Barnsley College
Дислексия – это особая проблема обучения, возникающая из-за трудности обработки речи. Дислексия может повлиять на любой уровень интеллекта. Вы часто демонстрируете высокий вербальный интеллект и артикуляцию. Вы можете преуспеть в использовании компьютера, 3D-дизайне, архитектуре и искусстве. Хотя симптомы меняются с возрастом и опытом, они не исчезают.
Как дислексия влияет на мое обучение?
Обработка слуха :
- У вас могут возникнуть трудности с определением различий между звуками, что приведет к трудностям с правописанием.
Визуальная обработка:
- Отпечаток может колебаться, прыгать, расплываться, плавать вне последовательности или выпадать со страницы.
- Вам может быть трудно отслеживать текст по странице при чтении.
- Возможно, вы сможете распознавать слова как отдельные буквы, но не сможете расположить их в правильном порядке.
Моторная обработка:
- У вас могут возникнуть трудности с почерком и произношением длинных слов.
Почерк и презентация:
- Ваши навыки могут быть нарушены из-за плохой моторики и путаницы при ориентации влево и вправо. Это означает, что ваши записи не всегда точны.
Создание письменной работы:
- Возможно, между вашим пониманием, идеями и способностями к устной речи и стандартом письменной работы может быть несоответствие.
Делать заметки:
- Слушать и писать одновременно может быть сложно.
Кратковременная память:
- У вас могут возникнуть проблемы с запоминанием инструкций, сообщений, чисел, фактов. Плохая последовательная память может повлиять на задачи копирования.
- Вы часто не запоминаете группы слов и копируете по одному слову.
Организация:
- У вас могут возникнуть проблемы с планированием и организацией, упорядочиванием дел, пропуском шагов.
Фонологические трудности:
- Вы можете неправильно прочитать или расслышать слова. Примером этого является «Вынуть фишки, всплыть… вместо того, чтобы вынуть косточки, нарезать».
Направленные и пространственные трудности:
- Это может означать, что вы пропускаете слова или целые строки при чтении.
- Это влияет на возможность «просматривать и сканировать».
Тайм-менеджмент:
- Вы с трудом оцениваете, сколько времени занимает дело, а также запоминаете даты и встречи.
Копирование с доски или кодоскопа:
- Бывает сложно найти правильное место на доске, удержать группу слов, запомнить их в правильной последовательности и правильно написать.
Новые слова:
- Встречая новое слово или слово, в котором вы не уверены, вы часто копируете по одной букве за раз.
- Вы можете потерять свое место, когда переписываете письма каждый раз, когда отводите взгляд.
Дальнейшие рекомендации, информацию и поддержку по дислексии можно получить по адресу: Британская ассоциация дислексии или Dyslexia Action.
Стратегии поддержки обучения для людей с дислексией
Используйте дифференцированные ресурсы и различные стили обучения:
Используйте различные визуальные, слуховые и кинестетические ресурсы и действия. Например, делать записи, делать заметки или выделять в наглядной и красочной форме, изучать фотографии/изображения/видео, постановку.
Оборудование:
- Вы получаете следующие необходимые «наборы»: маркер для выделения ключевых точек; стикеры для пометок на страницах; небольшой дырокол для раздаточных материалов.
- Вы должны датировать все, чтобы облегчить поиск.
- Ноутбук для обработки текста может решить проблемы с почерком и презентацией.
Инструкции:
- Инструкции должны иметь четкую последовательность.
- Убедитесь, что вы внимательно слушаете инструкции, а не читаете или копируете их.
- Запишите напоминания о крайнем сроке. Выделите ключевые моменты.
Раздаточные материалы/ресурсы:
- Сообщите своему преподавателю, если вы предпочитаете материал на пастельных тонах, а не на белой бумаге.
Использование языка:
- Используйте словарь для поиска слов, которые вы не понимаете.
- Запишите все слова и их значение в глоссарий, чтобы вы могли просмотреть его, а не искать. Держите это где-нибудь под рукой — в дневнике, школьной папке или мобильном телефоне. Если вы пользуетесь глоссарием в телефоне, убедитесь, что ваш репетитор знает об этом.
Подведите итоги и проверьте:
- Задайте вопросы, чтобы убедиться, что вы полностью поняли содержание занятия.
Экзамены:
- У вас может быть право на получение доступа к дополнительным сведениям о доступном типе поддержки.
Диспраксия
Диспраксия — это распространенное заболевание, которое влияет на мелкую и/или общую моторную координацию, что также может повлиять на речь. Диспраксия может повлиять на ваше чтение, письмо, координацию, баланс и самообслуживание. Это пожизненное состояние, которое проявляется во всем диапазоне интеллектуальных способностей. То, как диспраксия влияет на человека, может меняться со временем, будет влиять на всех по-разному, а также может меняться в зависимости от окружающей среды. Проблемы, влияющие на координацию, могут повлиять на участие в образовании, жизни и работе.
Как диспраксия влияет на мое обучение?
Последовательность и планирование:
- Вам может быть сложно спланировать последовательность действий, необходимых для выполнения задачи.
Поиск информации:
- У вас могут возникнуть трудности с поиском знаний и информации, которые были изучены и известны.
Достижение:
- Часто ваш уровень достижений ниже вашего уровня интеллекта.
Крупная моторика:
- Могут возникнуть трудности с балансом и крупной моторикой. Эти навыки не становятся автоматическими.
- Возможно, у вас плохое телесное и пространственное восприятие. Это может серьезно повлиять на обучение по таким предметам, как физкультура и танцы.
Мелкая моторика:
- Серьезные трудности будут отмечены при рисовании, письме и подобных задачах, таких как затенение или маркировка диаграмм.
- У вас могут возникнуть трудности с правильным использованием ножниц или нажатием клавиш на маленьком калькуляторе. Рисование тонкой кистью, вероятно, потребует более концентрированных усилий, чем для других.
Рукописный ввод:
- Качество рукописного ввода быстро ухудшается при длительном рукописном вводе. Зажатие ручки часто вызывает боль в запястье, поэтому заметки от руки могут занять больше времени, чем другие, и результаты обычно трудно прочитать.
- Вы с трудом умещаете слова в доступное место и можете втиснуть слова в конце строки. На самом деле вы можете вообще не уложиться в строчку, а буквы и цифры могут быть плохо и неровно образованы.
- Проблемы с моторной памятью могут вызвать замену слов, образованных сходными движениями (например, r/b/h или d/g/a). Делать аккуратные заметки сложно, а иногда и невозможно.
Орфография:
- Орфография может быть нарушена, так как часто возникают проблемы с чтением/запоминанием фигур или последовательностью букв, а также с чтением собственного письма.
Чтение:
- На чтение может повлиять плохая моторика, что затрудняет перелистывание страниц книги.
- Вы можете помять края страницы или по ошибке перевернуть две или три страницы за раз. Однако некоторые с диспраксией хорошо читают и пишут.
Говорение:
- Диспраксия может повлиять на вербальные навыки, поскольку вам приходится искать нужное слово или последовательность слов. Это приводит к затруднениям при чтении вслух.
Личная организация:
- Личная организация может быть плохой. Вы можете часто опаздывать, потому что забыли расписание или смотрите не на тот день или время суток.
- У вас может быть привычка брать книги и материалы у сверстников, терять их или забывать возвращать.
- У вас могут возникнуть проблемы при запуске задач и/или работе с расширенными частями работы.
Дополнительные рекомендации, информацию и поддержку по диспраксии можно получить по адресу: Dyspraxia Foundation или Young Minds.
Стратегии поддержки обучения для людей с диспраксией
В классе:
- Убедитесь, что вы правильно слушаете инструкции, а не читаете или копируете их.
Окружающая среда:
- Поддерживайте спокойную учебную среду, где отвлекающие факторы сведены к минимуму, и делайте регулярные перерывы по мере необходимости.
Используйте дифференцированный ресурс:
- Рукописные заметки, вероятно, будет трудно читать, поэтому по возможности используйте текстовый редактор.
- Составление списка ключевой лексики будет полезно для поддержки орфографии.
Чтение:
- Чтобы было легче ориентироваться в текстах, используйте стикеры для пометок каждой главы или раздела, чтобы облегчить поиск страниц.
- Выделить ключевые точки.
Здоровье и безопасность:
- Потенциальные проблемы с использованием оборудования или хранением и заливкой требуют, чтобы вы сообщали наставнику, если у вас возникли трудности с использованием оборудования и обращением с ним.
- В походах больше шансов заблудиться.
Убедитесь, что у вас есть мобильный телефон и подробная информация о том, куда идти, если вас отделят от группы.
Инструкции:
- Разбейте большие задачи на более мелкие части, например, напишите более длинное эссе и проработайте каждый пункт краткого изложения.
- Делайте красочные и визуально интересные заметки, так как это помогает памяти и концентрации.
- Объясните, что вы поняли, чтобы убедиться, что вы полностью поняли всю инструкцию
Личная организация:
- Поместите копию своего расписания в начале своего дела, чтобы его было легко найти и сослаться на него.*
- Используйте файлы разного цвета для организации работы.
- Назначьте дату на работу, чтобы помочь с организацией.
Экзамены:
- Вы можете иметь право на льготы при сдаче экзаменов, чтобы узнать информацию о доступном типе поддержки.
Дисграфия
Дисграфия — это состояние, при котором возникают проблемы с письменной работой. Часто ваш почерк будет плохо оформленным, трудным для чтения, представляет собой смесь курсивных и печатных букв, а также буквы разного размера. Однако это больше, чем «грязный» почерк. Хотя человек может писать, процесс письма более сложен или невозможен. Почерк включает в себя «мелкую моторику», которая используется вместе со способностью мозга обрабатывать информацию; человеку с дисграфией нужно будет больше концентрироваться и использовать рабочую память для выполнения письменных заданий. Это может ухудшиться из-за давления, ограничивая время для выполнения задачи.
Дискалькулия
Дискалькулия — это особая неспособность к обучению в математике. Это влияет на ваше понимание концепций, связанных с числами, с использованием символов или функций. Проблемы могут повлиять на вас в колледже, но также могут создать трудности в вашей повседневной жизни.
Последнее обновление: 7 марта 2022 г.
Лечение дислексии и дисграфии: стратегии обучения детей
Советы преподавателям
2 ноября 2020 г.0003
«Скажи своей руке, что делать». «Волшебное c становится d». «Бззззз»
Это может звучать довольно загадочно, но это мощное напоминание для всех учащихся, особенно для учащихся с дислексией или дисграфией.
Что такое дислексия и дисграфия?
Термины «дислексия» и «дисграфия» имеют греческое происхождение и означают состояние (ia), имеющее нарушение (dys) лексики (слова) или графики (буквы).
Дислексия затрагивает каждого пятого ученика. Это наиболее распространенная неспособность к обучению. Эти учащиеся могут испытывать трудности с чтением, правописанием слов и эффективным использованием языка.
По данным Мичиганского университета, от 70 до 80% людей с трудностями при чтении, вероятно, страдают той или иной формой дислексии. Симптомы включают:
- Трудность понимания отдельных звуков в словах
- Перестановка последовательностей букв и цифр
- Переворачивание букв и цифр и/или запись их задом наперед в возрасте старше 7 или 8 лет
- Не видит или не признает пунктуацию в письменном тексте
- Пропуск слов при чтении
- Трудно писать
Дети с дисграфией имеют проблемы с письменной речью из-за плохого планирования движений. У них также могут возникнуть проблемы с организационными навыками и движениями, которые должны выполняться в автоматическом, определенном порядке. В результате они могут писать как заглавными, так и строчными буквами.
По данным Национального центра проблем с обучаемостью (NCLD), настораживающие признаки дисграфии включают:
- Крепкий, неудобный захват карандаша и положение тела
- Неразборчивый почерк
- Избегание заданий по письму или рисованию
- Быстро устаешь при письме
- Говорить слова вслух во время письма
- Незаконченные или пропущенные слова в предложении
Звучит так, что нужно преодолеть многое, но есть простые и эффективные средства поддержки.
Обучение учащихся с дислексией или дисграфией
Говоря о том, как помочь ребенку с дислексией или дисграфией, мы слышим такие слова, как прямой, явный, систематический, мультисенсорный, и, конечно же, прежде всего, это должно быть весело. Именно в этом и заключается преимущество «Обучения без слез» — оно очень эффективно и по-прежнему очень интересно как для ученика, так и для учителя.
Вот некоторые стратегии и инструменты, которые можно использовать для поддержки учащихся с дислексией и дисграфией:
- Двигаясь в правильном направлении
Программа «Обучение без слез» разработана, чтобы быть быстрой и скоординированной попыткой устранить неудачи, которые как правило, происходят естественным образом, а также могут быть ценным учебным пособием для людей с дислексией и дисграфией. Формирование букв начинается с прописных букв, которые легче произносить и которые лучше выделяются среди традиционно проблемных строчных букв (B, D, P, Q по сравнению с b, d, p, q).Написание заглавных букв сначала устанавливает столь необходимую привычку формировать буквы сверху вниз и слева направо, используя серую блочную бумагу, имеющую точку в правильном начальном месте как для заглавных, так и для цифр. Учебный язык является прямым и естественным (верхний, средний, нижний, левый и правый) без путаницы позиционных терминов. Термины используются последовательно на протяжении всей программы и в разных классах, что обеспечивает усиление этих уроков год за годом.
- Keep It Moving
Произнося букву или цифру, ученик рассказывает, что он делает. Попросите студента: «Скажи своей руке, что делать». Это дает дополнительные инструкции, заставляя их повторять построение букв, когда они пишут букву: «Большая линия вниз, лягушка прыгает вверх, маленькая кривая в середину, маленькая кривая вниз — заглавная Б». Ученик может начать урок, используя воздушное письмо, предлагая вращательные движения плечами. Затем, используя два пальца для дополнительного сенсорного ввода, учащийся может обвести букву, написанную на плотной бумаге 8½ x 11, или использовать набор деревянных деталей на коврике для деревянных деталей, чтобы построить, а затем обвести заглавную букву.Дальнейшая эффективная практика может быть выполнена с использованием метода Wet-Dry-Try. Использование мела на грифельной доске дает сопротивление, которое помогает контролировать выполняемую работу — важная поддержка для людей с дисграфией. Он также обеспечивает неврологическую обратную связь с мозгом, чтобы улучшить память о формировании букв. Для создания строчных букв используйте доску с двойными линиями. Эти кинестетические и мультисенсорные действия являются ключевыми стратегиями для людей с дислексией или дисграфией.
Мы все очень хорошо понимаем путаницу с ч/д и необходимость обучения студентов-дислектиков стратегиям исправления этой ошибки. Истории писем студентов «Обучение без слез» помогают решить эту проблему. Инверсии характерны для всех учащихся до 2-го класса. Учащиеся с дислексией и дисграфией находят это более сложным, и отклонения могут продолжаться и после 2-го класса. Буквенные истории для этих неприятных букв укрепляют правильную ориентацию букв как при письме, так и при чтении! Если вы скажете своей руке, что «Magic c становится d», это станет визуальным эффектом, который они также смогут использовать при чтении.
Поместите прозрачную пленку на короткий отрывок и обведите маркером Magic c внутри каждой буквы d с помощью сухостираемого маркера. Видение Magic c внутри d во время чтения укрепит правильную ориентацию и разницу между b и d при чтении и письме.
История медоносной пчелы одинаково эффективна, и описанные выше стратегии можно использовать и с этой историей. Сделав сначала строчную букву h, она затем преобразуется в b, говоря вашей руке, что это медоносная пчела. Эта история может стать еще более быстрым напоминанием, если только издать жужжащий звук, чтобы напомнить колеблющемуся ученику, задающемуся вопросом, в какую сторону идет буква b. Это простое напоминание способствует запоминанию ученика, и он строит свою память о формировании буквы. Не говорите им, что делать — просто напомните им, чтобы они думали об этом сами.
Также можно использовать прозрачность, чтобы выделить h внутри b. Выделяйте только одну букву за раз в отрывке. Не забывайте о простоте и избегайте чрезмерного стимулирования материала.
- Практика, Практика, Практика
Потребность в простоте — еще одна ключевая особенность практических материалов «Обучение без слез» и студенческих изданий. Рабочие тетради для студентов, студенческие издания Building Writers, Journals, Double Line Writing Paper и A+ Worksheet Maker Lite обеспечивают простую, но структурированную практику. Студенческие выпуски Building Writers направляют борющегося писателя с предоставленной поддержкой контента, контрольным списком и возможностями более легкого использования своего воображения. - Keep It Short and Sweet
Может показаться, что это много, но факт в том, что всего от пяти до десяти минут в день достаточно, чтобы надолго улучшить способность вашего ребенка писать бегло, разборчиво и без особых усилий.их часть. Наша цель — сделать письмо интересным способом изложить свои мысли на бумаге. Практика чистописания ведет к мастерству, которое позволяет писать только о содержании, а не о построении. «Обучение без слез» делает чистописание легким для изучения и обучения. Следует отметить, что для учащихся 3-го класса и старше курсив может быть намного проще, чем шрифт для ребенка с дислексией. Не думайте, что вам нужно отточить печать, прежде чем перейти к столь же эффективной учебной программе «Обучение без слез».
- Не забывайте о клавиатуре!
В дополнение к каллиграфии, набор на клавиатуре является еще одним методом письменного производства, которому необходимо обучать, чтобы избежать техники поиска и клевания. Это дополнительный способ записи, а не замена. И то, и другое необходимо в современном мире. Когда дается более длинный проект, включающий наброски, черновые наброски и отредактированные версии, клавиатура лучше подходит для ребенка с дисграфией, которого беспокоит мысль о том, чтобы так много писать и переписывать.Мы считаем, что в наш век технологий для детей важно как печатать, так и писать. Вы можете найти больше информации о клавиатуре без слез здесь.
Письмо должно быть веселой частью учебы, а не ужасной рутиной.
- Wet-Dry-Try
Wet-Dry-Try — это мультисенсорная обучающая деятельность, которая учит учащихся правильно ориентировать буквы и цифры и формировать их. Учащиеся практикуют образование заглавных, цифр и строчных букв в простых пошаговых последовательностях.Приложение Wet-Dry-Try, доступное как в виде доски Slate Chalkboard, так и в виде приложения для рукописного ввода для iPad, может использоваться дома в качестве родителя, опекуна или специалиста по трудотерапии или в рамках учебной программы в классе.
Обучение без слез может помочь при дислексии или дисграфии!
Learning Without Tears содержит инструменты и рекомендации, которые помогут вам поддержать детей с дислексией или дисграфией. От практических обучающих манипуляций до цифровых ресурсов — наши ресурсы разработаны так, чтобы быть простыми, увлекательными и увлекательными.
Посетите наш интернет-магазин, чтобы ознакомиться с полной коллекцией учебных материалов!
Связанные теги
Home Connection Советы по обучению
Связь с домом, советы преподавателям, мультисенсорное обучение, готовность
Развитие почерка с помощью практик, соответствующих возрасту 2–5 лет
13 августа 2021 г.
0
4 мин
Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Домашняя связь
Почему развитие грамотности важно для детей?
17 июня 2021 г.
0
4 мин
Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Home Connection
Называние букв — не прямой путь к грамотности: вот почему
15 апреля 2021 г.
4
2 минуты
Нет комментариев
СДВГ и нарушения обучаемости: дислексия, дисграфия и др.
- СДВГ и тесты симптомов
- СДВГ Сопутствующие заболевания и сопутствующие состояния
Неспособность к обучению
Есть ли у вашего ученика признаки СДВГ или нарушения обучаемости? Педагоги и родители используют эту таблицу, чтобы определить, какие симптомы указывают на дислексию, дисграфию, диспраксию, нарушение слуховой обработки, нарушение обработки речи и/или нарушение невербального обучения.
Эйлин Бейли
проверено
Обновлено 6 ноября 2019 г.
Эл. адрес
В : У одной из моих восьмиклассниц проблемы с вниманием и концентрацией внимания, когда я даю ей задание по чтению. Она смотрит в окно или осматривает класс. У нее проблемы с чтением большинства материалов, независимо от того, читает ли она вслух или на экране компьютера. Может ли у нее быть нарушение обучаемости, а не СДВГ?
В приведенной ниже таблице перечислены симптомы неспособности к обучению, которые дадут вам представление об источнике проблем вашего ученика. Если вы заметили симптомы, поговорите с психологом и родителями об оценке.
ДЛЯ ЭТИХ СИМПТОМОВ КЛАССА… | УЧИТЫВАТЬ ЭТО |
| Нарушение слуховой обработки |
| Дискалькулия |
| Дисграфия |
| Дислексия |
| Нарушение обработки речи |
| Нарушения невербального обучения |
| Зрительно-перцептивный/зрительно-моторный дефицит (Не нарушение обучаемости, но многие дети с СДВГ также имеют нарушение обучаемости.) |
| Гиперактивный СДВГ (Не нарушение обучаемости, но часто встречается наряду с другими расстройствами обучения.) |
| Диспраксия (Не нарушение обучаемости, но слабость исполнительных функций часто наблюдается у тех, кто имеет нарушения обучаемости или СДВГ. ![]() |