Разное

Дислексия дисграфия: Дислексия и дисграфия: как распознать, как учить

Содержание

Дислексия и дисграфия: как распознать, как учить

Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Что это за нарушения и как учить детей с такими особенностями?

Функциональная система письма и чтения формируется постепенно; механизмы, ее обеспечивающие, созревают в целом к началу школьного обучения (к 7 годам).

Освоение грамоты — сложный процесс, на который влияют не только внутренние факторы, определяющие готовность ребенка к овладению навыками, но и внешние. В большинстве случаев трудности освоения грамоты преодолеваются в процессе обучения, по мере развития и упрочения навыков письма, если у ребенка есть необходимая поддержка со стороны учителя и родителей.

Чтобы избежать педагогических ошибок и устранить негативные педагогические факторы, учителям необходимо ориентироваться на понимание возможностей и индивидуальных особенностей ребенка, позволяющее выстроить оптимальный маршрут обучения.

Однако у 12 — 37% (по разным данным) детей после семи лет выявляются нарушения, которые определяются как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Эти нарушения могут встречаться как изолированно, так и в сочетании, что бывает в 75% случаев. При этом дети имеют сохранный интеллект, слух, зрение (или оно может быть скомпенсировано с помощью очков).

Как проявляется дислексия и дисграфия

Дислексия проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, а также букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, искажение грамматической формы слова, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.

Дети с нарушением чтения испытывают значительные трудности при самостоятельной работе с текстом. 

О дисграфии свидетельствует в первую очередь неправильное соотношение звуковой оболочки слова и ее графического обозначения. Это выражается в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др., зеркальное письмо), пропусках и перестановках букв и слогов. При недоразвитии устной речи на письме отмечаются также грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.

Дети, имеющие нарушения письма и чтения, происхождение которых связано с неречевыми функциями (зрительно-пространственной ориентировкой, графомоторными дефицитами), могут не иметь значительных отклонений в устной речи (в ряде случаев может быть незначительно нарушено звукопроизношение). Они могут демонстрировать эффективные коммуникативные умения и иметь достаточно широкий круг сведений об окружающем мире.

Выраженность дисграфии и дислексии может быть различной: от отдельных несистематических специфических ошибок до полной неспособности к чтению (алексия) и письму (аграфия).

Последствия дисграфии

Даже незначительные нарушения приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые предполагают работу с текстовым материалом (включая тексты задач).

У многих учащихся с нарушениями письма и чтения страдает процесс регуляции деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате дети с дислексией и дисграфией оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости.

Низкая успеваемость приводит к снижению мотивации вплоть до учебного негативизма, к проблемам школьной адаптации и социализации в целом.

Как преодолеть дислексию и дисграфию

При дислексии и дисграфии ошибки чтения и письма повторяются и становятся устойчивыми. Они не исчезают сами собой и не устраняются за счет использования обычных педагогических методик. Специализированные дополнительные занятия учителей с такими детьми оказываются малоэффективными.

Детям с нарушениями чтения и /или письма требуется специальная коррекционная помощь. Если такая работа не ведется, а взаимодействие предметников с логопедом не отлажено, то трудности закрепляются или даже нарастают.

Чтобы преодолеть нарушения, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: логопедическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, а часто и медицинскую.

Диагностика нарушений

Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.

Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (заключение педиатра), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.

Нейропсихологическое обследование и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.

Как строится работа

Задача нейропсихологической работы — перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.

Детям с нарушениями письма и/ или чтения необходима психологическая поддержка, которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.

Логопедическая работа планируется в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений. Логопед учитывает все полученные рекомендации и заключения и планирует занятия, цель которых — нормализация процессов письма и / или чтения, формирование и закрепление соответствующих навыков.

Координация деятельности логопеда и учителей предполагает выработку рекомендаций относительно того, как подавать учебный материал детям с нарушениями чтения и /или письма, и требований к оценке письменных работ и результатов чтения.

Работа с вербальным материалом строится по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Он может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач) в графический или предметный (схемы, модели).

Предупреждение нарушений письма и чтения

Эта работа проводится с дошкольниками и продолжается в первом классе в процессе обучения грамоте. Развитие устной речи, способности к наблюдению за языковым материалом, его анализу, синтезу, обобщению (развитие метаязыковой способности), формирование базовых неречевых функций (ориентировка в пространстве и на листе бумаги, развитие графических и моторных умений) является предметом содружественной работы логопеда и педагогов, работающих с детьми соответствующего возраста (воспитателя, учителя). Такая работа позволяет создать и упрочить необходимую функциональную базу, обеспечивающую освоение грамоты.

                                

Фото: 
Unsplash

что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать

Фото автора Gustavo Fring: Pexels

По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с различными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией и дискалькулией.

Но большинство детей с такими нарушениями чаще слышат от окружающих обвинения в лени и глупости. Вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой рассказываем, как вовремя распознать дислексию у ребёнка и почему об этом должны знать не только врачи, но и все, кто работает с детьми.

Что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия?


Это трудности в освоении навыков чтения, письма и счёта соответственно. Такие нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках. Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран. Тем не менее многие отечественные врачи ставят эти диагнозы крайне редко.


Вероятнее всего, это связано с тем, что и в СССР, и в России не было практики диагностики и лечения дислексии, дисграфии и дискалькулии. Когда ребёнок не может что-то написать, прочитать, посчитать, зачастую он становится пациентом дефектолога. Ему ставят задержку в развитии или умственную отсталость.


К счастью, сейчас ситуация меняется, и об этих нарушениях говорят всё больше, их активно исследуют. Специалисты разрабатывают различные методики реабилитации. Однако вместе с тем появились две другие крайности. С одной стороны, есть последователи советской школы, которые отрицают существование дислексии, дисграфии и дискалькулии и продолжают списывать всё на задержку психического развития. Это в корне ошибочная позиция.


С другой стороны, сторонники западных подходов используют в работе англоязычные источники. Они фокусируются на сложности кодирования и утверждают, что дислексия не поддаётся полной коррекции, что дислексия — это навсегда. Но это не совсем так, и проблема именно в подходе. Не всё, что написано о трудностях с чтением и письмом на английском, верно для русскоязычной выборки.


В русском языке кодирование существенно проще, чем в английском, поэтому у нас вполне возможна полная реабилитация там, где на Западе о ней не идёт и речи.

Как диагностируют такие нарушения?


Уже в дошкольном возрасте можно понять, что с ребёнком что-то не так и есть повод для беспокойства, хотя окончательный диагноз ставят в 7–9 лет. То есть тогда, когда эти навыки на базовом уровне уже должны быть сформированы. Очень важно, что за трудностями с освоением чтения и письма часто скрываются разные причины.


Одна из наиболее распространённых — нарушение фонематического слуха. Это значит, что ребёнок слышит громкость, интонацию, но не различает фонемы. То есть «ба-ба», «па-па», «ма-ма», например, звучат для него одинаково, он не может отделить их друг от друга. В такой ситуации стоит обратиться к логопеду, это решаемая проблема — в большинстве случаев фонематический слух можно развить.


А вот на какие ещё симптомы стоит обратить внимание:

  • Регулярная замена звуков при чтении и букв на письме (не случайная, а вместо одной буквы всегда идёт конкретная другая).

  • При чтении/письме ребёнок трёт глаза, жалуется на головную боль.

  • Не может удержать строку при чтении — перепрыгивает между ними, читая слово с одной, а потом сразу с соседней.

  • Не понимает смысла прочитанного, не может назвать только что прочитанное слово, не запоминает его.

  • Изменяет окончания слов, не дочитывает слово до конца, «угадывает» слова.

  • На письме пропускает буквы, слоги и даже целые слова.

  • Испытывает сложности с ориентацией в пространстве, расположением текста на листе, соблюдением строчек при письме.

  • Попытки читать справа налево, зеркальное написание букв после старшего дошкольного возраста.

  • Высокая утомляемость из-за процесса чтения или письма — буквально через несколько минут ребёнок «выдыхается».

  • Неправильно называет знакомые буквы, цифры, знаки, формы.

  • Путает направления стрелок, с трудом оперирует понятиями «право», «лево», «верх», «низ».

  • При чтении и письме допускает «неожиданные» ошибки — там, где правильное написание обычно не вызывает никаких затруднений.

  • Ребёнок жалуется, что буквы или цифры «скачут», «танцуют», «убегают», «прячутся».

Можно ли решить эту проблему?


В большинстве случаев, если своевременно обратиться к грамотным специалистам — нейропсихологам, логопедам, — проблема может быть решена. Дислексия, дисграфия и дискалькулия редко принимают тотальные формы, когда человек вообще ничего не может прочесть, написать или посчитать. Ситуацию всегда можно скорректировать до того уровня, чтобы справляться с не слишком большими и не слишком сложными заданиями. Это важно, потому что утомляемость у людей с такими диагнозами очень сильная, иногда доходит даже до головной боли.


В первую очередь нейропсихологи выясняют, насколько хорошо работают отдельные функции, которые входят в состав сложных навыков чтения, письма и счёта: сукцессивные функции, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Затем подбирают специальные упражнения, которые помогают выстроить нейронные связи. Именно они отвечают за работу нарушенных функций.


Например, если проблема в вестибулярном аппарате, нарушены движения глаз и ребёнок не может удерживать взгляд на одной строке во время чтения. В таком случае ему предстоит заниматься физическими упражнениями. В других случаях дети работают с разрезанными, перевёрнутыми буквами, учатся различать их. Иногда они выполняют упражнения с мячиками, отстукивают ритмы.


В реабилитации регулярность занятий куда важнее их продолжительности. Если есть задача создать нейронные связи, пять минут каждый день намного лучше, чем 40 минут раз в неделю. Конечно, у многих нет возможности ходить к нейропсихологу или логопеду каждый день, поэтому специалист может просто давать задание на пару недель вперёд и брать с родителей обещание, что они будут следить за его выполнением.



Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

автор материала

Кирилл Матюпатенко

#когнитивное развитие
#дислексия
#дисграфия
#дискалькулия
#когнитивные нарушения
#базовая грамотность

Назад

Дисграфия и дислексия: как помочь детям в школе и дома

Дети всё чаще сталкиваются с самыми разными нарушениями речи. И дело здесь не в лени или способностях ребенка. Но тогда в чем? И как помочь? Рассказывает Татьяна Иванова, учитель-логопед, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО.

Как показывают исследования, у каждого второго ребенка в дошкольном возрасте и начальных классах есть проблемы в освоении родного языка, речи и письма. Классификаций нарушений речи несколько. Мы рассматриваем клинико-педагогическую. В ней есть две группы: это нарушения письменной речи и устной. Во второй категории много подвидов проблем, связанных с говорением. Но для школьников начальных классов актуальнее нарушения письменной речи: дисграфия и дислексия.

  • Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «ыба» вместо «рыба». Если ребенок совсем не может овладеть письмом, это называется «аграфия».
  • Дислексия — это нарушение речи, при котором страдает чтение: ребенок неправильно распознает и воспроизводит буквы. Например, меняет местами и читает «цевток» вместо «цветок». Смысл текста искажается. Полная неспособность к чтению называется «алексия».

Как диагностировать нарушения речи

Учителя-логопеды вправе поставить заключение «дисграфия» или «дислексия» только после первого года обучения. Потому что в первом классе ребенок только учится чтению и письму, и мы не вправе говорить о стойких нарушениях. Но можем отмечать сложности в написании и прочтении букв, соотнесении буквы со звуком, в пропусках, недописывании, нарушении согласования, неправильном написании букв. И если они повторяются систематически, в начале второго года можно говорить о реальных проблемах, а не естественных ошибках.

Тревожные звоночки дисграфии:
  • Пропуск букв, гласных, согласных при стечении: вместо «каша» ребенок пишет «кш», вместо «мягкий» может написать «мякий».
  • Недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк», а «ий» пропущено.
  • Ошибки в согласованиях: когда «мяч красная» вместо «красный».
  • Замены букв: вместо «л» написана «м», и получается, например, «мампа», а не «лампа». Часто дети путают «б» и «д» в прописном варианте, и получается «делка», а не «белка».
Тревожные звоночки дислексии:
  • Перестановки букв местами или их пропуск: тот же «мякий» вместо «мягкий».
  • Недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко».
  • Додумывание окончаний: тот же «мяч красная», хотя в тексте «мяч красный».
  • Долгие попытки вспомнить букву: ребенку очень сложно соотнести написанное со звуком, который должен быть.

Еще один важный момент касается смысла: ребенок должен понимать, что он прочитал. О чем говорится в предложении, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее. Причем важен и прямой смысл, и причинно-следственные связи: «А почему Маша расплакалась?» Если этого понимания нет, мы можем говорить, что нарушение чтения как таковое у ребенка может быть в начальной стадии.

Что делать учителям

Учителю начальных классов будет сложно работать с ребенком с дислексией или дисграфией в ходе обычного урока в классе, потому что детей много, есть четкая программа и расписание тем. А детям с нарушениями речи важны внимание и время: с ними нужно чуть дольше, чуть глубже позаниматься. И самому учителю важно разобраться: проблема действительно в логопедических ошибках или просто в орфографических, когда ребенок не освоил правила.

Очень важно на педагогическом совете в школе определить, какие ошибки считаются дисграфическими, чтобы за них не снижать оценки. Утвердить список логопедических ошибок стоит приказом директора образовательного учреждения. Да, мы не можем ставить ребенку пять, если у него дисграфические ошибки, но и наказывать двойкой его не следует: ребенок не виноват, и ему нужна помощь.

В рамках урока можно использовать некоторые простые упражнения на работу с буквами и словами:

Играем с мячом

Например, сделать пятиминутку с игрой в мяч для отработки лексико-грамматического строя речи: единственного и множественного числа. Учитель произносит «стол», кидает детям мяч, и они должны сказать «столы». Аналогично можно согласовывать числительные с существительными: учитель говорит «один стол», дети — «два стола». Или вариант посложнее: «один письменный стол» — «два письменных стола». И так хотя бы до пяти досчитать. Дети понимают, что слова у нас меняются, окончания тоже и при написании и чтении это нужно учитывать.

Ищем буквы

Мне очень нравится упражнение, в котором детям нужно найти буквы в абсолютно любом тексте разного формата, направления, цвета. Если это гласные, например «и», то красным карандашом обвести все буквы «и» в тексте. Чтобы усложнить, даем две буквы и два карандаша. Так можно закрепить понимание разницы в схожих по написанию буквах, например «и» и «ш». Звук «ш» согласный и твердый, поэтому карандаш у нас синий. А буква «и» у нас гласная и красная.

Лепим и выкладываем буквы

Чтобы не перепутать одну букву с другой, надо иметь достаточно развитые внимание и память. Если у ребенка эти процессы несовершенны, то нужно подключить разные анализаторы. Не просто ручкой прописываем буквы, а дома выкладываем их из счетных палочек, прописываем, например, на листе бумаги, потом можем выложить из шнурочка. Получаются задания, в которых можно и творчество проявить, и интерес ребенка поддержать.

Ищем звуки

Эффективны и упражнения, когда ребенок должен услышать слово и сказать, какой первый звук в слове. Например, я говорю «стол» и спрашиваю: «Какой звук будет первым?», «Какая буква будет первой?». Дальше берем более сложные варианты: например, слово «яма». Какой будет первый звук? Да, это «й». А вот теперь ребенок должен подумать, какую букву он будет писать. Дети знакомятся с гласными и должны уже соотнести, что в слове «яма» два звука — «й» и «а», которые должны быть написаны в одной букве «я».


Чтобы учителю было проще работать с такими детьми, можно пройти бесплатный курс повышения квалификации «Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении». Он рассчитан на 29 дней — это 72 часа обучения и шесть модулей. Курс состоит из видеолекций и практических занятий, которые помогут разобраться, как обеспечить всем детям в классе правильные условия, адаптировать программу под конкретные особенности учеников, выстроить индивидуальный подход, взаимодействовать с родителями. Пройти курс можно в любое время, доступ к материалам не ограничен.

Фото: Vectorium / shutterstock

Что делать родителям

Описанные выше упражнения важно делать не только в классе, но и дома. У родителя намного больше возможностей заниматься со своим ребенком, фокусироваться на индивидуальных проблемах — например, на пропуске слогов. Но чтобы эта работа была эффективной, учитель и родитель должны стать партнерами. Учитель должен донести до мамы и папы не что ребенок плохой и на двойки учится, а что у него есть определенные проблемы, которые требуют внимания.

Что педагог может предложить? Прежде всего это тематические родительские собрания, где он должен разъяснять материал первого или второго класса. Рассказать про звуковой анализ и синтез, например. Это то, что родители когда-то сами изучали, но спустя много лет могли забыть. Им нужно подсказать, чем позаниматься с ребенком.

Тем родителям, у чьих детей уже определены нарушения речи, учитель может предложить конкретные материалы. Например, сегодня в продаже есть много рабочих тетрадей для коррекции дисграфии. Можно отрабатывать по ним дома разные темы, а учитель будет проверять и контролировать процесс. Это важно для ребенка, потому что он будет получать оценку своей деятельности: «Какой ты молодец, что постарался». Особенно если это будет похвала в адрес сразу двоих: «Как вы здорово с мамой отработали этот материал».

Не менее ценны и различные курсы: например, «Уроки для мозга» — развитие когнитивных способностей у детей 1–4-х классов. Это набор тренировок, которые разработаны с психофизиологом и нейропсихологом, для улучшения памяти, внимания, творческого и логического мышления, которые важны для освоения чтения и письма.

Важно, чтобы родители были с учителем на одной стороне и вместе с ребенком, а их главной целью стали помощь и поддержка. Тогда будут хорошие результаты.

Иллюстрация: Vectorium / shutterstock

Дислексия, Дискалькулия, Дисграфия, Диспраксия | Barnsley College

Дислексия – это особая проблема обучения, возникающая из-за трудности обработки речи. Дислексия может повлиять на любой уровень интеллекта. Вы часто демонстрируете высокий вербальный интеллект и артикуляцию. Вы можете преуспеть в использовании компьютера, 3D-дизайне, архитектуре и искусстве. Хотя симптомы меняются с возрастом и опытом, они не исчезают.

Как дислексия влияет на мое обучение?

Обработка слуха :

  • У вас могут возникнуть трудности с определением различий между звуками, что приведет к трудностям с правописанием.

Визуальная обработка:

  • Отпечаток может колебаться, прыгать, расплываться, плавать вне последовательности или выпадать со страницы.
  • Вам может быть трудно отслеживать текст по странице при чтении.
  • Возможно, вы сможете распознавать слова как отдельные буквы, но не сможете расположить их в правильном порядке.

Моторная обработка:

  • У вас могут возникнуть трудности с почерком и произношением длинных слов.

Почерк и презентация:

  • Ваши навыки могут быть нарушены из-за плохой моторики и путаницы при ориентации влево и вправо. Это означает, что ваши записи не всегда точны.

Создание письменной работы:

  • Возможно, между вашим пониманием, идеями и способностями к устной речи и стандартом письменной работы может быть несоответствие.

Делать заметки:

  • Слушать и писать одновременно может быть сложно.

Кратковременная память:

  • У вас могут возникнуть проблемы с запоминанием инструкций, сообщений, чисел, фактов. Плохая последовательная память может повлиять на задачи копирования.
  • Вы часто не запоминаете группы слов и копируете по одному слову.

Организация:

  • У вас могут возникнуть проблемы с планированием и организацией, упорядочиванием дел, пропуском шагов.

Фонологические трудности:

  • Вы можете неправильно прочитать или расслышать слова. Примером этого является «Вынуть фишки, всплыть… вместо того, чтобы вынуть косточки, нарезать».

Направленные и пространственные трудности:

  • Это может означать, что вы пропускаете слова или целые строки при чтении.
  • Это влияет на возможность «просматривать и сканировать».

Тайм-менеджмент:

  • Вы с трудом оцениваете, сколько времени занимает дело, а также запоминаете даты и встречи.

Копирование с доски или кодоскопа:

  • Бывает сложно найти правильное место на доске, удержать группу слов, запомнить их в правильной последовательности и правильно написать.

Новые слова:

  • Встречая новое слово или слово, в котором вы не уверены, вы часто копируете по одной букве за раз.
  • Вы можете потерять свое место, когда переписываете письма каждый раз, когда отводите взгляд.

Дальнейшие рекомендации, информацию и поддержку по дислексии можно получить по адресу: Британская ассоциация дислексии или Dyslexia Action.

Стратегии поддержки обучения для людей с дислексией

Используйте дифференцированные ресурсы и различные стили обучения:

Используйте различные визуальные, слуховые и кинестетические ресурсы и действия. Например, делать записи, делать заметки или выделять в наглядной и красочной форме, изучать фотографии/изображения/видео, постановку.

Оборудование:

  • Вы получаете следующие необходимые «наборы»: маркер для выделения ключевых точек; стикеры для пометок на страницах; небольшой дырокол для раздаточных материалов.
  • Вы должны датировать все, чтобы облегчить поиск.
  • Ноутбук для обработки текста может решить проблемы с почерком и презентацией.

Инструкции:

  • Инструкции должны иметь четкую последовательность.
  • Убедитесь, что вы внимательно слушаете инструкции, а не читаете или копируете их.
  • Запишите напоминания о крайнем сроке. Выделите ключевые моменты.

Раздаточные материалы/ресурсы:

  • Сообщите своему преподавателю, если вы предпочитаете материал на пастельных тонах, а не на белой бумаге.

Использование языка:

  • Используйте словарь для поиска слов, которые вы не понимаете.
  • Запишите все слова и их значение в глоссарий, чтобы вы могли просмотреть его, а не искать. Держите это где-нибудь под рукой — в дневнике, школьной папке или мобильном телефоне. Если вы пользуетесь глоссарием в телефоне, убедитесь, что ваш репетитор знает об этом.

Подведите итоги и проверьте:

  • Задайте вопросы, чтобы убедиться, что вы полностью поняли содержание занятия.

Экзамены:

  • У вас может быть право на получение доступа к дополнительным сведениям о доступном типе поддержки.

Диспраксия

Диспраксия — это распространенное заболевание, которое влияет на мелкую и/или общую моторную координацию, что также может повлиять на речь. Диспраксия может повлиять на ваше чтение, письмо, координацию, баланс и самообслуживание. Это пожизненное состояние, которое проявляется во всем диапазоне интеллектуальных способностей. То, как диспраксия влияет на человека, может меняться со временем, будет влиять на всех по-разному, а также может меняться в зависимости от окружающей среды. Проблемы, влияющие на координацию, могут повлиять на участие в образовании, жизни и работе.

Как диспраксия влияет на мое обучение?

Последовательность и планирование:

  • Вам может быть сложно спланировать последовательность действий, необходимых для выполнения задачи.

Поиск информации:

  • У вас могут возникнуть трудности с поиском знаний и информации, которые были изучены и известны.

Достижение:

  • Часто ваш уровень достижений ниже вашего уровня интеллекта.

Крупная моторика:

  • Могут возникнуть трудности с балансом и крупной моторикой. Эти навыки не становятся автоматическими.
  • Возможно, у вас плохое телесное и пространственное восприятие. Это может серьезно повлиять на обучение по таким предметам, как физкультура и танцы.

Мелкая моторика:

  • Серьезные трудности будут отмечены при рисовании, письме и подобных задачах, таких как затенение или маркировка диаграмм.
  • У вас могут возникнуть трудности с правильным использованием ножниц или нажатием клавиш на маленьком калькуляторе. Рисование тонкой кистью, вероятно, потребует более концентрированных усилий, чем для других.

Рукописный ввод:

  • Качество рукописного ввода быстро ухудшается при длительном рукописном вводе. Зажатие ручки часто вызывает боль в запястье, поэтому заметки от руки могут занять больше времени, чем другие, и результаты обычно трудно прочитать.
  • Вы с трудом умещаете слова в доступное место и можете втиснуть слова в конце строки. На самом деле вы можете вообще не уложиться в строчку, а буквы и цифры могут быть плохо и неровно образованы.
  • Проблемы с моторной памятью могут вызвать замену слов, образованных сходными движениями (например, r/b/h или d/g/a). Делать аккуратные заметки сложно, а иногда и невозможно.

Орфография:

  • Орфография может быть нарушена, так как часто возникают проблемы с чтением/запоминанием фигур или последовательностью букв, а также с чтением собственного письма.

Чтение:

  • На чтение может повлиять плохая моторика, что затрудняет перелистывание страниц книги.
  • Вы можете помять края страницы или по ошибке перевернуть две или три страницы за раз. Однако некоторые с диспраксией хорошо читают и пишут.

Говорение:

  • Диспраксия может повлиять на вербальные навыки, поскольку вам приходится искать нужное слово или последовательность слов. Это приводит к затруднениям при чтении вслух.

Личная организация:

  • Личная организация может быть плохой. Вы можете часто опаздывать, потому что забыли расписание или смотрите не на тот день или время суток.
  • У вас может быть привычка брать книги и материалы у сверстников, терять их или забывать возвращать.
  • У вас могут возникнуть проблемы при запуске задач и/или работе с расширенными частями работы.

Дополнительные рекомендации, информацию и поддержку по диспраксии можно получить по адресу: Dyspraxia Foundation или Young Minds.

Стратегии поддержки обучения для людей с диспраксией

В классе:

  • Убедитесь, что вы правильно слушаете инструкции, а не читаете или копируете их.

Окружающая среда:

  • Поддерживайте спокойную учебную среду, где отвлекающие факторы сведены к минимуму, и делайте регулярные перерывы по мере необходимости.

Используйте дифференцированный ресурс:

  • Рукописные заметки, вероятно, будет трудно читать, поэтому по возможности используйте текстовый редактор.
  • Составление списка ключевой лексики будет полезно для поддержки орфографии.

Чтение:

  • Чтобы было легче ориентироваться в текстах, используйте стикеры для пометок каждой главы или раздела, чтобы облегчить поиск страниц.
  • Выделить ключевые точки.

Здоровье и безопасность:

  • Потенциальные проблемы с использованием оборудования или хранением и заливкой требуют, чтобы вы сообщали наставнику, если у вас возникли трудности с использованием оборудования и обращением с ним.
  • В походах больше шансов заблудиться. Убедитесь, что у вас есть мобильный телефон и подробная информация о том, куда идти, если вас отделят от группы.

Инструкции:

  • Разбейте большие задачи на более мелкие части, например, напишите более длинное эссе и проработайте каждый пункт краткого изложения.
  • Делайте красочные и визуально интересные заметки, так как это помогает памяти и концентрации.
  • Объясните, что вы поняли, чтобы убедиться, что вы полностью поняли всю инструкцию

Личная организация:

  • Поместите копию своего расписания в начале своего дела, чтобы его было легко найти и сослаться на него.*
  • Используйте файлы разного цвета для организации работы.
  • Назначьте дату на работу, чтобы помочь с организацией.

Экзамены:

  • Вы можете иметь право на льготы при сдаче экзаменов, чтобы узнать информацию о доступном типе поддержки.

Дисграфия

Дисграфия — это состояние, при котором возникают проблемы с письменной работой. Часто ваш почерк будет плохо оформленным, трудным для чтения, представляет собой смесь курсивных и печатных букв, а также буквы разного размера. Однако это больше, чем «грязный» почерк. Хотя человек может писать, процесс письма более сложен или невозможен. Почерк включает в себя «мелкую моторику», которая используется вместе со способностью мозга обрабатывать информацию; человеку с дисграфией нужно будет больше концентрироваться и использовать рабочую память для выполнения письменных заданий. Это может ухудшиться из-за давления, ограничивая время для выполнения задачи.

Дискалькулия

Дискалькулия — это особая неспособность к обучению в математике. Это влияет на ваше понимание концепций, связанных с числами, с использованием символов или функций. Проблемы могут повлиять на вас в колледже, но также могут создать трудности в вашей повседневной жизни.

Последнее обновление: 7 марта 2022 г.

Лечение дислексии и дисграфии: стратегии обучения детей

Советы преподавателям

2 ноября 2020 г.0003

 

«Скажи своей руке, что делать». «Волшебное c становится d». «Бззззз»

Это может звучать довольно загадочно, но это мощное напоминание для всех учащихся, особенно для учащихся с дислексией или дисграфией.

Что такое дислексия и дисграфия?

Термины «дислексия» и «дисграфия» имеют греческое происхождение и означают состояние (ia), имеющее нарушение (dys) лексики (слова) или графики (буквы).

Дислексия затрагивает каждого пятого ученика. Это наиболее распространенная неспособность к обучению. Эти учащиеся могут испытывать трудности с чтением, правописанием слов и эффективным использованием языка.

По данным Мичиганского университета, от 70 до 80% людей с трудностями при чтении, вероятно, страдают той или иной формой дислексии. Симптомы включают:

  • Трудность понимания отдельных звуков в словах
  • Перестановка последовательностей букв и цифр
  • Переворачивание букв и цифр и/или запись их задом наперед в возрасте старше 7 или 8 лет
  • Не видит или не признает пунктуацию в письменном тексте
  • Пропуск слов при чтении
  • Трудно писать

Дети с дисграфией имеют проблемы с письменной речью из-за плохого планирования движений. У них также могут возникнуть проблемы с организационными навыками и движениями, которые должны выполняться в автоматическом, определенном порядке. В результате они могут писать как заглавными, так и строчными буквами.

По данным Национального центра проблем с обучаемостью (NCLD), настораживающие признаки дисграфии включают:

  • Крепкий, неудобный захват карандаша и положение тела
  • Неразборчивый почерк
  • Избегание заданий по письму или рисованию
  • Быстро устаешь при письме
  • Говорить слова вслух во время письма
  • Незаконченные или пропущенные слова в предложении

Звучит так, что нужно преодолеть многое, но есть простые и эффективные средства поддержки.

Обучение учащихся с дислексией или дисграфией

Говоря о том, как помочь ребенку с дислексией или дисграфией, мы слышим такие слова, как прямой, явный, систематический, мультисенсорный, и, конечно же, прежде всего, это должно быть весело. Именно в этом и заключается преимущество «Обучения без слез» — оно очень эффективно и по-прежнему очень интересно как для ученика, так и для учителя.

Вот некоторые стратегии и инструменты, которые можно использовать для поддержки учащихся с дислексией и дисграфией:

  1. Двигаясь в правильном направлении
    Программа «Обучение без слез» разработана, чтобы быть быстрой и скоординированной попыткой устранить неудачи, которые как правило, происходят естественным образом, а также могут быть ценным учебным пособием для людей с дислексией и дисграфией. Формирование букв начинается с прописных букв, которые легче произносить и которые лучше выделяются среди традиционно проблемных строчных букв (B, D, P, Q по сравнению с b, d, p, q). Написание заглавных букв сначала устанавливает столь необходимую привычку формировать буквы сверху вниз и слева направо, используя серую блочную бумагу, имеющую точку в правильном начальном месте как для заглавных, так и для цифр. Учебный язык является прямым и естественным (верхний, средний, нижний, левый и правый) без путаницы позиционных терминов. Термины используются последовательно на протяжении всей программы и в разных классах, что обеспечивает усиление этих уроков год за годом.

     

  2. Keep It Moving
    Произнося букву или цифру, ученик рассказывает, что он делает. Попросите студента: «Скажи своей руке, что делать». Это дает дополнительные инструкции, заставляя их повторять построение букв, когда они пишут букву: «Большая линия вниз, лягушка прыгает вверх, маленькая кривая в середину, маленькая кривая вниз — заглавная Б». Ученик может начать урок, используя воздушное письмо, предлагая вращательные движения плечами. Затем, используя два пальца для дополнительного сенсорного ввода, учащийся может обвести букву, написанную на плотной бумаге 8½ x 11, или использовать набор деревянных деталей на коврике для деревянных деталей, чтобы построить, а затем обвести заглавную букву. Дальнейшая эффективная практика может быть выполнена с использованием метода Wet-Dry-Try. Использование мела на грифельной доске дает сопротивление, которое помогает контролировать выполняемую работу — важная поддержка для людей с дисграфией. Он также обеспечивает неврологическую обратную связь с мозгом, чтобы улучшить память о формировании букв. Для создания строчных букв используйте доску с двойными линиями. Эти кинестетические и мультисенсорные действия являются ключевыми стратегиями для людей с дислексией или дисграфией.

    Мы все очень хорошо понимаем путаницу с ч/д и необходимость обучения студентов-дислектиков стратегиям исправления этой ошибки. Истории писем студентов «Обучение без слез» помогают решить эту проблему. Инверсии характерны для всех учащихся до 2-го класса. Учащиеся с дислексией и дисграфией находят это более сложным, и отклонения могут продолжаться и после 2-го класса. Буквенные истории для этих неприятных букв укрепляют правильную ориентацию букв как при письме, так и при чтении! Если вы скажете своей руке, что «Magic c становится d», это станет визуальным эффектом, который они также смогут использовать при чтении. Поместите прозрачную пленку на короткий отрывок и обведите маркером Magic c внутри каждой буквы d с помощью сухостираемого маркера. Видение Magic c внутри d во время чтения укрепит правильную ориентацию и разницу между b и d при чтении и письме.

    История медоносной пчелы одинаково эффективна, и описанные выше стратегии можно использовать и с этой историей. Сделав сначала строчную букву h, она затем преобразуется в b, говоря вашей руке, что это медоносная пчела. Эта история может стать еще более быстрым напоминанием, если только издать жужжащий звук, чтобы напомнить колеблющемуся ученику, задающемуся вопросом, в какую сторону идет буква b. Это простое напоминание способствует запоминанию ученика, и он строит свою память о формировании буквы. Не говорите им, что делать — просто напомните им, чтобы они думали об этом сами. Также можно использовать прозрачность, чтобы выделить h внутри b. Выделяйте только одну букву за раз в отрывке. Не забывайте о простоте и избегайте чрезмерного стимулирования материала.
     

  3. Практика, Практика, Практика
    Потребность в простоте — еще одна ключевая особенность практических материалов «Обучение без слез» и студенческих изданий. Рабочие тетради для студентов, студенческие издания Building Writers, Journals, Double Line Writing Paper и A+ Worksheet Maker Lite обеспечивают простую, но структурированную практику. Студенческие выпуски Building Writers направляют борющегося писателя с предоставленной поддержкой контента, контрольным списком и возможностями более легкого использования своего воображения.

  4. Keep It Short and Sweet
    Может показаться, что это много, но факт в том, что всего от пяти до десяти минут в день достаточно, чтобы надолго улучшить способность вашего ребенка писать бегло, разборчиво и без особых усилий. их часть. Наша цель — сделать письмо интересным способом изложить свои мысли на бумаге. Практика чистописания ведет к мастерству, которое позволяет писать только о содержании, а не о построении. «Обучение без слез» делает чистописание легким для изучения и обучения. Следует отметить, что для учащихся 3-го класса и старше курсив может быть намного проще, чем шрифт для ребенка с дислексией. Не думайте, что вам нужно отточить печать, прежде чем перейти к столь же эффективной учебной программе «Обучение без слез».

     

  5. Не забывайте о клавиатуре!
    В дополнение к каллиграфии, набор на клавиатуре является еще одним методом письменного производства, которому необходимо обучать, чтобы избежать техники поиска и клевания. Это дополнительный способ записи, а не замена. И то, и другое необходимо в современном мире. Когда дается более длинный проект, включающий наброски, черновые наброски и отредактированные версии, клавиатура лучше подходит для ребенка с дисграфией, которого беспокоит мысль о том, чтобы так много писать и переписывать. Мы считаем, что в наш век технологий для детей важно как печатать, так и писать. Вы можете найти больше информации о клавиатуре без слез здесь.

    Письмо должно быть веселой частью учебы, а не ужасной рутиной.
     

  6. Wet-Dry-Try
    Wet-Dry-Try — это мультисенсорная обучающая деятельность, которая учит учащихся правильно ориентировать буквы и цифры и формировать их. Учащиеся практикуют образование заглавных, цифр и строчных букв в простых пошаговых последовательностях.

    Приложение Wet-Dry-Try, доступное как в виде доски Slate Chalkboard, так и в виде приложения для рукописного ввода для iPad, может использоваться дома в качестве родителя, опекуна или специалиста по трудотерапии или в рамках учебной программы в классе.

Обучение без слез может помочь при дислексии или дисграфии!

Learning Without Tears содержит инструменты и рекомендации, которые помогут вам поддержать детей с дислексией или дисграфией. От практических обучающих манипуляций до цифровых ресурсов — наши ресурсы разработаны так, чтобы быть простыми, увлекательными и увлекательными.

Посетите наш интернет-магазин, чтобы ознакомиться с полной коллекцией учебных материалов!

Связанные теги

Home Connection     Советы по обучению    

Связь с домом, советы преподавателям, мультисенсорное обучение, готовность

Развитие почерка с помощью практик, соответствующих возрасту 2–5 лет

13 августа 2021 г.

0
4 мин

Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Домашняя связь

Почему развитие грамотности важно для детей?

17 июня 2021 г.

0
4 мин

Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Home Connection

Называние букв — не прямой путь к грамотности: вот почему

15 апреля 2021 г.

4
2 минуты

Нет комментариев

СДВГ и нарушения обучаемости: дислексия, дисграфия и др.

  • СДВГ и тесты симптомов
  • СДВГ Сопутствующие заболевания и сопутствующие состояния

Неспособность к обучению

Есть ли у вашего ученика признаки СДВГ или нарушения обучаемости? Педагоги и родители используют эту таблицу, чтобы определить, какие симптомы указывают на дислексию, дисграфию, диспраксию, нарушение слуховой обработки, нарушение обработки речи и/или нарушение невербального обучения.

Эйлин Бейли

проверено
Обновлено 6 ноября 2019 г.

  • Эл. адрес

В : У одной из моих восьмиклассниц проблемы с вниманием и концентрацией внимания, когда я даю ей задание по чтению. Она смотрит в окно или осматривает класс. У нее проблемы с чтением большинства материалов, независимо от того, читает ли она вслух или на экране компьютера. Может ли у нее быть нарушение обучаемости, а не СДВГ?


В приведенной ниже таблице перечислены симптомы неспособности к обучению, которые дадут вам представление об источнике проблем вашего ученика. Если вы заметили симптомы, поговорите с психологом и родителями об оценке.

ДЛЯ ЭТИХ СИМПТОМОВ КЛАССА… УЧИТЫВАТЬ ЭТО
  • Трудность распознавания тонких различий звуков в словах.
  • Проблема с определением направления звука.
  • С трудом блокирует фоновый шум.
  • Трудности с пониманием порядка звуков.
  • Может медленно обрабатывать мысли.
  • Проблемы с пониманием метафор, шуток и сарказма.
Нарушение слуховой обработки
  • Трудности с пониманием чисел и изучением математических фактов.
  • Плохое понимание математических символов, в том числе положительных/отрицательных, разрядных значений, числовых рядов.
  • Проблемы с последовательностью событий или информации.
  • Трудно определить время.
  • Проблемы со счетом, в том числе со сдачей или подсчетом денег.
  • Проблемы с распознаванием образов.
  • Плохая способность упорядочивать числа на странице.
Дискалькулия
  • Неразборчивый почерк.
  • Неверный интервал при записи.
  • Плохое пространственное планирование на бумаге.
  • Проблема с орфографией.
  • Трудности при сочинении письма и одновременном мышлении/письме.
  • Использует необычный захват письменных принадлежностей.
  • Медленно при копировании информации.
Дисграфия
  • Недостаток беглости чтения, читает медленно.
  • Трудности с расшифровкой слов.
  • Может быть обратный порядок букв.
  • Трудности с пониманием прочитанного и запоминанием прочитанного.
  • Трудности с письмом и правописанием.
  • Проблемы с повторением известных слов.
  • Заменяет слова вида в предложении.
Дислексия
  • Трудность придания значения звуковым группам, словам, предложениям и рассказам.
  • Плохое понимание прочитанного.
  • Проблемы с маркировкой объектов.
  • Легко расстраивается из-за неспособности выразить себя.
  • Трудно вспомнить «правильное» слово для использования.
  • Проблемы с пониманием шуток.
Нарушение обработки речи
  • Неуклюжий.
  • Проблемы с интерпретацией невербальных сигналов, таких как выражение лица и язык тела.
  • Плохая координация мелкой моторики.
  • Трудно справляться с изменениями и переходами.
  • С трудом выполняет многоэтапные инструкции.
  • Задает много вопросов.
  • Может повторяться.
Нарушения невербального обучения
  • Пропускает тонкие различия в формах или печатных буквах, используя b вместо d, u вместо n.
  • Сбивается с места при чтении.
  • С трудом читает и может жаловаться на размытость или боль в глазах.
  • Проблема с копированием с доски или книги.
  • Проблемы с резкой.
  • Слишком крепко держит карандаш.
  • Плохая зрительно-моторная координация.
Зрительно-перцептивный/зрительно-моторный дефицит
(Не нарушение обучаемости, но многие дети с СДВГ также имеют нарушение обучаемости.)
  • Трудно сохранять сосредоточенность и внимание.
  • Трудности с контролем поведения (импульсивность).
Гиперактивный СДВГ
(Не нарушение обучаемости, но часто встречается наряду с другими расстройствами обучения.)
  • Проблемы с движением и координацией.
  • Плохой баланс.
  • Проблемы с языком и речью.
  • Проблемы с организацией.
  • Может быть чувствительным к прикосновению или шуму.
Диспраксия
(Не нарушение обучаемости, но слабость исполнительных функций часто наблюдается у тех, кто
имеет нарушения обучаемости или СДВГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2020 All Rights Reserved.