Диагностика готовности к обучению в школе ее виды: Виды диагностики готовности к школе | Тест (подготовительная группа):
Виды диагностики готовности к школе | Тест (подготовительная группа):
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Существует большое количество диагностических программ, которые можно разделить на три группы:
— программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
— программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
— смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции и предпосылки учебной деятельности.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Методика «Кругозор»
С.А.Банков
(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)
Цель: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.
Возраст: 5-7 лет.
п/п
Вопросы
Общая осведомленность
1
Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)
2
Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла
3
Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)
4
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной (1 балл)?
5
В каком городе ты живешь (1 балл)?
6
Каких ты знаешь диких животных? Назови (1 балл).
7
Каких ты знаешь домашних животных? Назови (1 балл).
8
Что делает почтальон (врач, учитель) (по 1 баллу за каждого)?
9
Что больше 8 или 5 (1 балл)? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2 (2 балла).
Ориентация во времени
10
Сейчас утро или вечер (1 балл)?
11
Какое сейчас время года (1 балл)?
12
Назови четыре времени года (в любом порядке) (4 балла).
13
Назови дни недели, начиная с понедельника (2 балл).
Ориентация в пространстве
14
Покажи свой правый глаз, левое ухо (1балл)? Зачем нам нужны глаза, уши (1 балл)?
Знание цветов
15
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга) (1 балл)?
Оценка результатов:
21 и более баллов – высокий уровень
15 — 20 баллов – хороший уровень
7 – 14 баллов – средний уровень
6 и менее баллов – низкий уровень
Методика «Аналогии»
(мышление: анализ, обобщение)
Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».
Слова:
- ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА — …
- МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…
- ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…
- ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ — …
- ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …
- УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…
Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.
10-12 – высокий;
7-9 — хороший;
4-6 – средний;
3 и менее – низкий.
Методика «Домик»
Н. И. Гуткина
(произвольность внимания)
Цель: оценка уровня произвольности внимания.
Возраст: 5-10 лет.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.
Ошибками считаются:
- отсутствие какой-либо детали 4б.
- увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.
- неправильно изображенный элемент рисунка 2б.
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.
- отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.
- залезание линий одна за другую. 1б.
Оценка результатов:
0б. – высокий уровень
1-2б. – хороший
3-4б. – средний
более 4б. – низкий
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
(восприятие)
Цель: определить уровень восприятия.
Возраст: 3-7 лет.
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
- Балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне восприятия
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
- балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Рисовальный тест Куглера
Цель: оценка уровня развития мелкой моторики, помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Возраст: 6-7 лет.
Инструкция: « Посмотри на фигуру и нарисуй такую же».
Процедура обследования: тест состоит из семи усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигуры предъявляются поочередно по мере выполнения последующей.
Оценка результатов: Фигура с изображением креста (5) обязательно должна быть выполнена ребенком семи лет. С ней справляется и шестилетние дети. Невыполнение рисунка восьмилетним ребенком свидетельствует с большей вероятностью о слабоумии. Незрелым к школьному обучения считается ребёнок , который перед поступлением в школу не может нарисовать последних три фигуры (5, 6,7).
Выводы об уровне развития мелкой моторики:
7 – высокий уровень
6 – хороший
5 – средний
4 и менее – низкий
Методика определения эмоциональной самооценки
А. В. Захаров
(эмоциональная самооценка)
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Возраст: 4-7 лет.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.
Оценка результатов: нормой для ребенка является указание на третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка.
При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.
Цветовой тест
М. Люшер
(эмоциональные состояния)
Цель: определить психофизиологическое состояние ребенка, его, активность и коммуникативные способности.
Возраст: 4-7 лет.
Процедура обследования: для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке. Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.
Оценка результатов:
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.
Методика «Диктант»
Д.Б. Эльконин
(произвольность поведения)
Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.
Возраст: 5-7 лет.
Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.
Процедура обследования:
- Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.
- На втором этапе дети выполняют рисунок.
- Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.
В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.
Оценка результатов:
После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.
4 балла — если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.
3 балла — если в задании была допущена одна ошибка.
2 балла — за несколько ошибок.
1 балл — рисунки, совершенно не похожие на образец.
Выводы об уровне произвольности:
4 балла – высокий.
3 балла – хороший.
2 балла – средний.
1 балл –низкий.
Диагностическая программа Ю. Гильбух
Данная программа предназначена для экспрессдиагностики основных компонентов готовности к школе: она занимает всего 20 -25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти, логического мышления и умственной активности.
1. Тест фонематического слуха
2. Тест словаря
3. Тест копирования бессмысленных слогов
4. Тест кратковременной памяти и умозаключений
«Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека»
помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Содержит 3 задания.
1. Рисование фигуры человека.
2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Диагностика готовности к школе — Neuroflex
В прошлом году школы Украины приняли 448 тысяч первоклашек. Сколько из этих детей действительно были готовы к школе неизвестно. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в классе и успевал за программой без ударов по самооценке и потери мотивации, он должен быть достаточно зрелым психически. Готовность к школе можно определить при помощи специальных диагностических методик, и в случае необходимости подтянуть или скорректировать еще не полностью развитые навыки и функции. В этой статье мы расскажем об аспектах готовности к школе, о том как ее определить и на что обратить внимание родителям, чьи дети уже в школе и им там непросто.
10 минут 1781 Ivanov Roman
Содержание
- Какие навыки нужно развить при подготовке к школе
- Методы диагностики готовности к школе
- Чем грозит недостаточная готовность к школе
- Почему ребенок не справляется в начальной школе
- Что делать, если ребенку тяжело в первых классах
Какие навыки нужно развить при подготовке к школе
Говоря о готовности к школе, нужно ориентироваться не только на усидчивость и восприятие информации, но и на другие факторы. Эти факторы определяют будет ли вашему ребенку интересно в коллективе, сможет ли он успевать за классом и многое другое.
Социальные навыки
Ребенок с хорошо развитыми социальными навыками умеет ладить с детьми и взрослыми, ведет себя соответственно ситуации, может играть в группе и самостоятельно, соотносит свое поведение с поведением других в игре и общении.
Эмоциональные навыки
Ребенок может на определенном уровне управлять эмоциями, фокусироваться на задачах, следовать указаниям и инструкциям учителей, справляться со стрессом в новой школьной среде. Он понимает, что такое правила, как они работают, например, что нельзя бегать во время урока. Может их придерживаться — контролироваться свои импульсы и ситуативные потребности, например, когда хочется бегать, а нужно заниматься.
Языковые навыки
Ребенок разговаривает, или использует альтернативную систему коммуникации, например, карточки peks, слушает взрослых и других детей. Может четко сообщить о своих потребностях и состояниях, понимает истории и начинает распознавать некоторые написанные буквы и звуки.
Когнитивные навыки
Ребенок лучше понимает базовые причинно следственные связи, он умеет ждать и понимает, например, что такое «работать по очереди».
Физическое здоровье и координация
Ребенок здоров, у него всё в порядке с координацией — может бегать, прыгать, лазать, ловить мяч и бросать его в нужном направлении. У него развита мелкая моторика, например, может держать карандаш, перелистывать страницы в книге.
Независимость и навыки самообслуживания
Ребенок самостоятельно может одеться, раздеться, сходить в туалет, распаковать обед и убрать за собой.
При диагностике готовности ребенка оценивают и учитывают навыки в трех категориях:
- интеллектуальную;
- социальную;
- эмоционально-волевую.
Методы диагностики готовности к школе
Когда родители не уверены, готов ли ребенок к школе, они часто обращаются за советом к учителю начальных классов или воспитателю в дошкольной группе. Их мнение действительно важно, но оно субъективно. Также часто возникает ситуация, когда и воспитатели, и психолог не рекоммендуют отдавать ребенка в школу, а родители настаивают. В таком случае важно опираться на результаты диагностики — так вы будете действовать в интересах ребенка. Объективно оценить пора ли отдавать ребенка в первый класс можно при помощи методики NEPSY-II. Она с высокой точностью покажет:
- уровень речевого развития ребенка,
- способность концентрироваться, контролировать импульсы, распределять внимание;
- способность выполнять математические, пространственные задания,
- соответствие ребенка нормам развития, слабые и сильные стороны;
- уровень понимания социальных взаимоотношений, эмоций других людей.
По результатам диагностики родители получают развернутый отчет о готовности ребенка к школе и личные рекомендации. Психолог рекомендует на что обратить внимание, какая, возможно, нужна коррекция, чтобы подготовить ребенка к школе по всем аспектам.
Диагностика готовности к щколе в центре Neuroflex
Чем грозит недостаточная готовность к школе
Как неподготовленность влияет на мотивацию
Часто дети попадают в школу не будучи готовыми по нескольким факторам зрелости. Например, у ребенка хорошо развиты когнитивные способности и координация, но ему сложно следовать инструкциям, он на ровном месте конфликтует с другими детьми. Получается, что на уровне знаний ребенок готов к школе, а на социальном уровне — нет. Могут быть не сформированы функции, которые необходимы для учебы. Например, ребенок маленький и еще не выполнил задачи развития предыдущих этапов — не доиграл. Не сформированы функции внимания и исполнительные функции на том уровне, который нужен для школы. Из-за критики, конфликтов, непонимания, сравнения с другими, самооценка ребенка стремительно падает, а вместе с ней и мотивация учиться, слушать преподавателя, ходить в школу в целом. Если отдать ребенка в школу раньше, чем он к этому готов, он не начнет развиваться быстрее, а скорее закроется и будет страдать. Если ребенок еще маленький, ему будет полезнее игра, а школа для него будет разрушительна и преждевременна.
Как ребенок учит новое и почему важно, чтобы получалось
Чтобы ребенок эффективно и с удовольствием учился, ему нужно постоянно перемещаться между двумя зонами: зоной «силы» и зоной развития. Для любого развития нужны усилия, потому что когда мы учимся, то сталкиваемся с препятствиями. Чтобы их преодолеть нужна уверенность в себе. Мы точно знаем, что зачастую первоклашка может написать букву или выучить стих если постарается, а он в этом еще не уверен. Чтобы концентрироваться на задаче, прилагать усилия, у ребенка должна быть зона «силы», находясь в которой он не сомневается в своих способностях. Поэтому очень важно вовлекать ребенка в активности, в которых он может проявить свои сильные стороны и акцентировать внимание на успехе.
Почему ребенок не справляется в начальной школе
Мы понимаем, что когда родители говорят о том, что их ребенок не справляется с программой начальной школы, их в первую очередь волнуют не оценки, а психологическое благополучие ребенка. Проблемы в школе могут быть спровоцированы разными факторами, например:
- Завышенный уровень требований. Прежде чем волноваться о том, что ваш ребенок не успевает за программой, разберитесь с самой программой. Возможно, учитель старается давать как можно больше материала или заданий «со звездочкой» для каждого. У когнитивного развития есть нормы, и если ваш ребенок не успевает за слишком нагруженной программой, но потянул бы обычную — он в норме. Вы можете решить поменять класс или скорректировать обучение. Бывает и так, что ребенок интеллектуально готов к такой нагрузке, а психологически нет — стресс и соревновательность в классе мешают ему сосредоточиться и демотивируют.
- Ребенка слишком рано отдали в школу. В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл приводит результаты исследований, которые показывают, что за редким исключением отдавать ребенка в школу «пораньше» — плохая идея. Даже полгода разницы в этом возрасте играют роль, дети постарше вырываются вперед, учителя начинают уделять им больше времени, давать более сложные задания и т.д. Незначительный первоначальный разрыв усиливается очень быстро и может определить будущее ребенка. Прежде чем погрузиться в школьный процесс, ребенок должен пройти все предыдущие этапы развития. При этом большая часть навыков формируется во время игр, которые взрослым могут казаться чересчур детскими и бессмысленными.
- Психологический дискомфорт. Здесь может проявиться и эмоциональная или социальная незрелость, и какой-то внешний фактор. Если по результатам диагностики эмоционально-волевые и социальные характеристики ребенка в норме, нужно искать причину дискомфорта извне. Это может быть и несовместимость с преподавателем, и какой-то конкретный конфликт с другими учениками, и даже ваше повышенное или недостаточное внимание к школьным делам ребенка.
- Нарушения развития школьных навыков или внимания и поведения. Бывает, что ребенку трудно выполнять простые задачи, даже после многократного повторения, ему значительно сложнее чем другим даются чтение, письмо и т.д. Иногда роль играют и очевидные поведенческие нарушения: ребенок проявляет немотивированную агрессию, не может сконцентрироваться, плохо запоминает сказанное и т.д.
Что делать, если ребенку тяжело в первых классах
Диагностика готовности к школе и коррекция
Согласно исследованиям, проведенным в США, у каждого десятого ребенка встречается дислексия, дисграфия и/или дискалькулия. Намного эффективнее диагностировать их до начала школьного года. Специалист даст вам рекомендации по коррекции и вы органично введете их в программу подготовки. Если же дислексия, дисграфия или расстройства поведения обнаруживаются уже в школе, с ними по-прежнему можно эффективно работать. Главное — не ждать пока ребенок «перерастет» если диагностика показывает, что нужно поработать над определенными навыками и компетенциями.
Диагностика дислексии в центре Neuroflex
Создание поддерживающей среды для усиления мотивации
Вне зависимости от того, насколько ваш ребенок готов к школе, есть смысл создавать ему «подушку безопасности», зону комфорта, в которой ему не просто приятно, но в которой он набирается сил для развития. Если вы видите, что у ребенка что-то хорошо получается — акцентируйте его внимание на этом. Если в каком-то кружке или студии всё идет отлично, не спешите думать, что «он из этого вырос, нужно что-то посложнее». Ребенку, у которого не всё получается в школе, обязательно нужно занятие, которым он будет укреплять уверенность. Любые коррекционные занятия требуют волевого участия ребенка, и вера в себя ему очень пригодится.
Не торопитесь отдавать ребенка в школу, если не уверены, что он к ней готов. Если у вас есть сомнения, обратитесь к специалистам для диагностики. Даже если вас ребенок уже начал учебу и что-то идет не так, помните, что провести диагностику и скорректировать разные аспекты школьной зрелости ребенка можно практически на любом этапе обучения.
Поделиться:
Запишитесь на консультацию
Ваше имя (обязательно)
Номер телефона (обязательно)
Электронная почта
Ваши вопросы
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете Политику конфиденциальности и даете согласие на обработку своих персональных данных
Окончательный контрольный список готовности к школе для родителей и учителей
Поделиться
Электронная почта
Что такое подготовка к школе и как точно узнать, готов ребенок к школе или нет?
Это руководство, написанное для учителей и родителей, представляет собой обзор и включает в себя контрольный список готовности к школе для удобства.
Читайте дальше, чтобы узнать, что такое готовность к школе, как узнать, готов ли ребенок, и что вы можете сделать, чтобы помочь детям добиться этого.
В области дошкольного образования готовность к школе означает, готов ли ребенок получать пользу от формального образования в групповом контексте.
Что означает готовность к школе?
Готовность к школе означает, что ребенок усвоил необходимые навыки, чтобы быть в состоянии справляться и преуспевать в первом классе школы, известном как первый класс или первый класс в большинстве стран.
Первый класс школы первый формальный год. Все годы, предшествующие этому классу, считаются неформальным обучением.
Подготовка к детскому саду
Год перед первым классом также считается важным годом и в основном является полуформальной подготовкой к началу школьного обучения.
В зависимости от того, в какой стране вы живете, этот класс может называться «детский сад», «год приема», «класс R», «класс 0» или что-то подобное.
Хотя большинство контрольных списков навыков подготовки к школе предназначены для детского сада, этот год не следует ошибочно принимать за официальное начало школьного обучения, поскольку детский сад по-прежнему должен включать в себя много игрового обучения.
Приведенный ниже контрольный список можно использовать в качестве общего контрольного списка для подготовки к детскому саду. Однако некоторые навыки, такие как распознавание звуков и букв, все еще будут развиваться в течение этого года.
Как измеряется готовность к школе?
В отличие от старшеклассника, сдающего вступительный экзамен сидя, целостное развитие маленького ребенка нельзя измерить с помощью теста.
Это особенно верно, потому что огромная часть их готовности связана с физической, эмоциональной и социальной зрелостью.
Не существует точных критериев и реального способа установить 100% готовность, потому что все дети совершенно разные и развиваются с разной скоростью. Они также имеют разные сильные и слабые стороны.
Все контрольные списки готовности в Интернете имеют разные критерии, хотя они имеют много общего. Контрольный список — это просто общее руководство.
Таким образом, дети готовы к школе, когда:
- Они соответствуют большинству критериев контрольного списка
- Они способны справляться в формальной среде
- Они эмоционально зрелые
- Они взаимодействуют и ведут себя так же, как и сверстники того же возраста
Готовность, конечно, не точная наука. Это определяется пониманием ребенка и определением того, справится ли он, по вашему мнению, с начальной/начальной школой.
Школьные оценочные тесты
Некоторые школы предпочитают проводить оценку готовности к школе, когда дети переходят в первый класс.
Тест обычно довольно короткий, так как у детей этого возраста ограниченная способность концентрировать внимание.
Этот вид оценки обычно включает проверку конкретных навыков, таких как слуховая память ребенка или фонологическая осведомленность (например, умение слышать рифмующиеся звуки).
Оценки могут дать некоторое представление о способностях ребенка. Не будет строгого измерения критериев, а скорее будет сформировано мнение о прогнозируемой общей способности ребенка вписаться в формальную оценку.
Как выглядит подготовка к школе?
Чтобы дети считались готовыми к школе, они должны развить свои эмоциональные, социальные, физические и когнитивные навыки.
У ребенка, готового к школе, хорошо развиты:
- Физические и двигательные навыки
- Зрительное, слуховое и тактильное восприятие
- Навыки слушания
- Коммуникативные навыки, языковые способности и широкий словарный запас
- Предматематические навыки (способность манипулировать бетонными материалами)
- Базовые навыки в области химии, физики и биологии (через игры и открытия, например, кубики и вода)
- Навыки решения проблем
- Способность выражать себя через искусство, музыку и рассказы
- Любовь к книгам и желание читать
Критерии готовности к школе
Ниже приводится примерный перечень критериев для определения готовности к школе.
Вехи установлены в четырех областях развития – эмоциональной, социальной, физической и когнитивной.
Эмоциональное развитие
- Демонстрирует независимость
- Легко разбирается в школе
- Имеет здоровую самооценку и чувствует себя компетентным
- Признает власть и соблюдает простые правила дома и в школе
- Навыки самообслуживания – самостоятельно одеваться, есть и ходить в туалет
- Может ходить куда угодно без родителей – напр. остаться у бабушки, навестить друга
- Выражает чувства здоровым образом
- Работает над задачей самостоятельно
- Работает тихо и спокойно
- Задает вопросы и при необходимости обращается за помощью
- С легкостью следует домашнему и школьному распорядку
- По-взрослому справляется с разочарованиями
- Проявляет настойчивость и решительность при работе над задачей
- По очереди и делится с другими
- Формирует здоровые отношения со сверстниками
- Общается с более чем одним сверстником (не только с одним «особенным» другом)
- Настойчив, когда это необходимо, а также может следовать чужому примеру
- Решает конфликт надлежащим образом и независимо (не всегда сообщая об этом взрослому)
- Демонстрирует манеры без подсказки -e.g. говорит пожалуйста, спасибо и извините
- Уважает чужую собственность
- Работает совместно в группе
- Проявляет уважение и слушает, когда кто-то говорит — сверстник или взрослый
Физическое и моторное развитие
- Легко бегает, лазает и ловко передвигается
- Равновесия при ходьбе по балке
- Различает левый и правый
- Подбрасывает и ловит мяч
- Ходит по прямой
- Прыжки на одной ноге и со скрещенными ногами
- Стоять на одной ноге 5 секунд, сохраняя равновесие
- Пропуски
- Пересекает среднюю линию
- Правильно держит карандаш или мелок (тренога)
- Режет по линии и управляет ножницами
- Занимается ли деятельностью, требующей контроля мелкой моторики, например, склеивание, отрывание, размещение колышков на доске
- Определяет свою доминирующую руку
- Ритмично двигается под музыку
- Сидит за столом некоторое время с хорошей осанкой, не сутулясь и не уставая
- Сидит на полу/ковре со скрещенными ногами, не переворачиваясь
Когнитивное развитие
- Распознавание форм и цветов
- Собирает пазл
- Замечает сходства и различия в изображении
- Отличает передний план от фона на изображении
- Оценки, планы и оценки
- Подсчет с однозначным соответствием (например, касание одного предмета за раз)
- Группирует, классифицирует и сортирует объекты и информацию
- Копирует простой шаблон
- Базовое сложение и вычитание (например, сколько на единицу больше?)
- Использует математические термины, такие как больше, меньше, сначала, в целом, длиннее, короче, и т. д.
- Имеет представление о времени – дни недели, времена года, утро/день/вечер и т. д.
- Понимает причину и следствие (например, последствия определенных действий)
- Решает проблемы с проницательностью
- Отлично слушает
- Способен следовать словесным инструкциям (по крайней мере, инструкции из 2 или 3 частей)
- Слушает рассказ и вспоминает последовательность событий
- Отвечает на вопросы по рассказу и запоминает детали
- Запоминает простые песенки и детские стишки
- Определяет рифмующиеся слова
- Слышит начальные и конечные звуки в трехбуквенных словах, например. летучая мышь
- Идентифицирует и обсуждает персонажей в рассказе
- Выражает мнение об истории
- Проявляет интерес к книгам и чтению
- Знает названия некоторых букв
- Говорит четко и правильно использует грамматику
- Имеет хорошо развитый словарный запас
- Участвует в обсуждениях дома и в школе
- Концентрируется на одной задаче не менее 20 минут
- Завершает задачи
Этот контрольный список должен дать вам хорошее представление о том, где находится ваш ребенок.
Важна ли готовность к школе?
Чтобы дети могли полностью раскрыть свой потенциал и получить пользу от формального образования, чрезвычайно важно быть готовыми.
Когда детей переводят в класс, к которому они не готовы, это не только не приносит им пользы, но и может привести к регрессу.
Им может быть сложно поддерживать академический или эмоциональный уровень, что может негативно сказаться на их самооценке и эмоциональном развитии.
Им даже может быть трудно социализироваться, если они еще недостаточно созрели для группы, что отрицательно сказывается на их социальном развитии.
Как подготовить ребенка к школе
Даже если ребенок посещает дошкольное учреждение, родители также могут сыграть большую роль в подготовке к школе.
Я твердо верю, что дети учатся у своих родителей гораздо большему, чем у кого-либо другого. Родители – первая связь ребенка с миром. Они учатся без остановки, наблюдая за ними и взаимодействуя с ними.
Это не означает, что родители должны напрягать своих детей, пытаясь подготовить их. Как вы прочтете здесь, тяжелая работа и обучение связаны с игрой.
Читайте дальше, чтобы узнать, как подготовить детей к школе.
Подготовка к школе начинается в младенчестве
Готовность к школе – это не то, что дети приобретают внезапно, достигнув совершеннолетия. Это совокупность всех знаний и навыков, которые ребенок усвоил с самого рождения.
Готовность больше зависит от общей зрелости и уровня навыков, чем от изучения конкретных вещей или наличия определенных знаний.
Это одна из причин, по которой я не думаю, что родители должны следовать «программам» для дошкольников. Эти программы обычно имеют набор тем, и все мероприятия расписаны по дням, и их нужно выполнять в определенной последовательности.
Чаще всего их откладывают в сторону, когда становится слишком много усилий, чтобы следовать за ними, или жизнь мешает.
Дошкольное учреждение не является жестким, и время, проводимое ребенком дома, также не должно быть таким.
Обучение через игру
Так как же дети приобретают все эти замечательные навыки, которые подготовят их к формальному образованию?
Через не что иное, как старое доброе играть .
К сожалению, это становится немного недооцененным в сегодняшнем обществе, которое забивает расписание детей безостановочными дополнительными занятиями и слишком рано вводит формальные занятия, такие как чтение и письмо.
Игра — самый важный вид деятельности для общего развития вашего ребенка.
Важно, чтобы у вашего ребенка было достаточно возможностей для участия во всех видах игр.
Должно быть достаточно времени для свободной игры, когда ваш ребенок сам решает, во что ему играть и где играть, а также должно быть время для занятий под руководством взрослых.
Мероприятия по подготовке к школе и советы для родителей
Любая игровая деятельность, в которую вы вовлечены вместе с ребенком, или любая свободная игра, в которой участвует ваш ребенок, является частью подготовки к школе.
В чем вы можете изменить ситуацию, так это в том, что предложите вашему ребенку разнообразную деятельность, которая, следовательно, будет направлена на развитие разных навыков.
Вам не обязательно постоянно играть с ребенком.
Иногда это так же просто, как взять разные материалы или внести предложения и предложить новые идеи. В других случаях вы захотите по-настоящему принять участие и вместе заняться чем-то или поиграть в игру, чтобы поработать над определенным навыком.
Самое главное, чтобы вы знали о навыках, которые дети должны освоить перед поступлением в школу, и старались везде, где это возможно, создать игровую возможность для работы над этими различными навыками.
Каким навыкам вы должны научить своего ребенка?
Вкратце, ваши дети должны освоить эти основные навыки в игре:
- Мелкая моторика
- Крупная моторика
- Языковые навыки
- Навыки слушания
- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие (включая фонологическое восприятие)
- Предварительные навыки чтения
- Предварительные навыки письма
- Ранние математические навыки
- Социальные навыки
- Эмоциональный интеллект
Зачем детям нужны эти навыки?
Все, что ваш ребенок должен делать в школе, зависит от этих базовых навыков. Такие простые вещи, как держать карандаш и писать, требуют хорошо развитой крупной и мелкой моторики, а также навыков визуального восприятия.
Чтобы научиться читать, детям необходимо отличное слуховое и зрительное восприятие. Изучение букв и звуков, которые они издают, — это еще не все, что нужно для чтения. Вот лишь несколько вещей, связанных с обучением чтению:
- Слышать звуки – напр. через изучение детских стишков
- Слышать рифмующиеся слова и узоры
- Различение одинаковых или разных звуков
- Услышать начальный звук в слове и конечный звук
- Слышать отсутствующие звуки
- Видеть и различать буквы – важно понимать форму
- Восприятие сходства и различия (не путать b и d )
- Умение определять закономерности (читать слова наизусть)
- Иметь хорошую зрительную память (запоминать общие закономерности в словах)
Многие задания в школе требуют сочетания различных навыков, поэтому лучший шанс, который вы можете дать своему ребенку, — убедиться, что у него есть все основы.
Как научить ребенка этим навыкам?
Многие из этих навыков можно освоить естественным образом во время свободной игры; однако их также следует изучать с помощью игровых игр и занятий под руководством взрослых.
Вы можете найти все навыки, упомянутые выше, и найти идеи для работы над всеми этими навыками.
Что делать, если мой ребенок не готов к школе?
Если вы просматриваете контрольный список и чувствуете, что ваш ребенок может быть не готов, не беспокойтесь и не думайте, что вы сделали что-то не так. Я учил многих детей, которые остались на второй год в дошкольном или детсадовском классе и продолжали хорошо учиться в школе.
Чем младше ребенок при повторении, тем легче это будет. Повторение более высокого класса (например, 5-го или 6-го) оказывает более разрушительное воздействие на ребенка, поскольку затем он борется с чувством некомпетентности и теряет своих сверстников в своем классе.
Худшее, что вы можете сделать, это подтолкнуть ребенка, если ясно, что он будет сопротивляться. Игра в догонялки все время и чувство некомпетентности и неспособности не помогут их развитию в долгосрочной перспективе.
Повторить начальный класс совсем не серьезно. Просто позвольте этому быть, если это необходимо, и вместе со школой продолжайте помогать своему ребенку, насколько это возможно.
Признаки того, что ваш ребенок не готов к школе
Это очень общие рекомендации, но если у вашего ребенка проявляются некоторые из этих характеристик, ему или ей может потребоваться дополнительное время, чтобы созреть:
- Выглядит моложе своих сверстников
- Имеет короткую продолжительность концентрации внимания и плохую концентрацию
- Плохая зрительно-моторная координация
- Движется неуклюже или некоординированно
- Проблемы с мелкими моторными навыками, такими как резка, удерживание карандаша и т. д.
- Зависит от взрослых в выполнении задач по уходу за собой
Надеюсь, этот контрольный список для подготовки к школе был вам полезен.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Информация в этой статье основана на моей собственной квалификации и опыте преподавания, а также на информации, которой поделилась Марти Питерс в своей книге «Язык и готовность к школе», а также в книге «Всеобучаемость: программа развития». для маленького ребенка», Джоанн Хендрик.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .
Поделиться
Электронная почта
Подготовка к школе — Kid Sense Развитие ребенка
Что такое подготовка к школе?
Готовность к школе показывает, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детского сада). Подготовку к школе можно активно облегчить с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу. В то время как многие люди считают академические знания (например, написание своего имени, счет до 10, знание цветов) важными навыками подготовки к школе, на самом деле готовность к школе относится к гораздо более широкому спектру навыков. В дополнение к некоторым академическим навыкам, навыки подготовки к школе также включают в себя уход за собой (самостоятельное пользование туалетом и открывание коробок для завтрака), внимание и концентрацию, физические навыки (например, умение сидеть прямо в течение всего учебного дня), эмоциональную регуляцию, языковые навыки и игровые и социальные навыки.
Почему важны навыки подготовки к школе?
Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже сформированных при поступлении в школу, дети могут очень быстро играть в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются вперед быстрее. Учащиеся, которые начинают учебу с базовыми (или базовыми) навыками, быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, кто начинает учебу только до , затем начинают медленный процесс подготовки к школе.
Какие строительные блоки необходимы для подготовки к школе?
- Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации.
- Сенсорная обработка: Точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, влияющая на внимание и обучение, влияющая на то, как вы сидите, держите карандаш и слушаете учителя.
- Рецептивная речь (понимание): Понимание устной речи (например, инструкций учителя).
- Выразительная речь (использование языка): Воспроизведение речи или языка, понятных другим (например, разговор с друзьями).
- Артикуляция : Способность четко произносить отдельные звуки в словах.
- Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка (например, что мне нужно взять с собой в школу?).
- Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных реакций ребенка на проблемы).
- Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
- Планирование и установление последовательности: Последовательное выполнение многоэтапной задачи/действия для достижения четко определенного результата (например, задача вырезания и вставки или простая математическая таблица).
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с подготовкой к школе?
Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, он может:
- Легко разочароваться, когда на него возлагают какие-то ожидания.
- Пытаться следовать инструкциям в повседневной деятельности.
- Полагайтесь на родителей в выполнении задач по уходу за собой, таких как одевание.
- Не приучать к туалету (дневное время).
- Пытаются выполнять задачи так же долго, как их сверстники (продолжительность зависит от задач)
- Быть социально незрелым (например, неспособным делиться, быть неспособным измениться при изменении правил игры).
- Имеют плохие рецептивные и/или выразительные языковые навыки.
- С трудом понимают последствия своего поведения.
- Не интересоваться книгами и/или сидячими делами.
- Плохо взаимодействуют со своими сверстниками (как в классе, так и вне его).
- Имеют ограниченные игровые навыки (и не могут изменить свою игру, чтобы добавить новые игровые предметы или людей).
- Не поддавайтесь новым видам деятельности и/или руководствуйтесь рекомендациями по развитию новых навыков.
- Не поддавайтесь влиянию других, чтобы учиться.
Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе?
Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, у него также могут возникнуть трудности с:
- Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации в социально приемлемым образом.
- Рецептивная речь (понимание): Понимание языка.
- Выразительный язык (с использованием языка): Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, нужд, мыслей и идей.
- Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
- Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции.
- Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими, а также быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
- Планирование и определение последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи/действия для достижения четко определенного результата.
- Навыки самообслуживания: , такие как самостоятельное одевание и пользование туалетом.
- Общая моторика: Физические навыки всего тела с использованием основных силовых мышц туловища, рук, ног, таких как бег, прыжки и навыки игры с мячом.
- Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открывание коробок с обедом, завязывание шнурков.
Что можно сделать, чтобы улучшить навыки подготовки к школе?
В преддверии начала школы могут быть полезны следующие мероприятия:
- Ожидания родителей: Повышайте ожидания ребенка в отношении таких задач по уходу за собой, как одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка к выходу из дома. Предоставляйте только словесную, а не физическую «помощь» для выполнения задач, где это возможно.
- Социальные навыки: Поощряйте ребенка развивать отношения с другими (незнакомыми) детьми того же возраста и организуйте подходящие «игровые свидания» для практики социального взаимодействия, когда взрослые активно способствуют этой игровой практике.
- Книги: Познакомьте ребенка с книгами, чтобы подготовить его к обучению грамоте, чтобы он научился сидеть и читать всю книгу целиком.
- Ранняя подготовка: Начните готовить ребенка к школе в возрасте 4 лет, рассказывая об ожиданиях в школе, соответствующем поведении и регулярно участвуя в «сидячих» занятиях.
- Сотрудничество: Работайте с воспитателем дошкольного учреждения ребенка, чтобы определить любые признаки дефицита или медленного развития, чтобы можно было целенаправленно работать с этими областями до ребенок идет в школу.
- Визуальные стратегии: Используйте наглядные материалы (например, расписания в картинках), чтобы помочь ребенку понять распорядок дня как дома, так и в дошкольном учреждении (детском саду). Вы даже можете заранее сделать наглядное пособие для школы (примечание: во многих коммерческих книгах в качестве отправной точки используется примерное наглядное расписание). Визиты в переходный период — это хорошее время, чтобы узнать у учителя, какой у него будет примерный график, и, в идеале, одновременно сделать несколько соответствующих фотографий.
- Экскурсии: Подготовьте ребенка к школьным экскурсиям, посетив такие места, как библиотека, зоопарк, торговый центр, и помогите ребенку понять правильное поведение в этих условиях. Посещение школьной игровой площадки, туалетного блока и двери класса по выходным или во время школьных каникул перед началом занятий также может помочь познакомить ребенка с новой обстановкой.
- Развитие мелкой моторики: Это область, которая будет занимать большую часть занятий в школе, поэтому развитие этих навыков позволит ребенку гораздо легче и охотнее участвовать в деятельности. На самом деле это означает практиковаться в вырезании, раскрашивании, рисовании и написании их имени.
Какие занятия могут помочь улучшить навыки подготовки к школе?
Есть много простых действий, которые родители и учителя могут выполнить, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе.
Предлагаемые задачи и мероприятия по подготовке к школе приведены в этой полезной таблице.
Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности с подготовкой к школе?
Терапевтическое вмешательство, помогающее ребенку с трудностями при подготовке к школе, важно, поскольку:
- У вас есть только один шанс легко и успешно поступить в школу — бросьте на это все, что у вас есть, чтобы создать позитивное отношение «любви к школе» в первые дни, которое поможет вам пережить любые трудные времена. Если вы сомневаетесь, действуйте заранее, чтобы сохранить чувство собственного достоинства!
- Выполнение как рутинных, так и незнакомых заданий (которых регулярно требует школа) может показаться очень сложной задачей, что снижает самооценку и ограничивает участие. Практика этого в первую очередь в комфортной домашней обстановке поможет развить комфорт в условиях школы.
- Чтобы определить конкретные области разбивки навыков, чтобы на них можно было специально нацелиться, в идеале до поступления в школу, чтобы устранить любые препятствия на пути к легкому и успешному поступлению в школу.
- Открыть для себя увлекательные инновационные способы помочь ребенку развить понимание областей навыков, необходимых для успешной учебы в школе.
- Переход в школу может быть затруднен, если ребенок не хочет следовать инструкциям (например, инструкциям в классе, требованиям к академическим заданиям), поэтому повторная предварительная практика может помочь сгладить переход.
- Социальная изоляция может повлиять не только на ребенка, но и на родителей, если ребенок не заводит новых друзей в школе. Таким образом, развитие социальных навыков имеет первостепенное значение, поскольку, по крайней мере, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, что во многом зависит от социальных связей в школе.
Если не лечить, к чему могут привести трудности с подготовкой к школе?
Если у детей возникают трудности с подготовкой к школе, у них также могут возникнуть трудности с:
- Нелюбовь к школе, учебе, а иногда и к учителю, который является носителем школьных требований.