Разное

Дети вундеркинды это: Судьба вундеркиндов: что происходит с детьми-гениями?

Содержание

Судьба вундеркиндов: что происходит с детьми-гениями?

Когда-то люди считали, что, вырастая, вундеркинды теряют свою одаренность и становятся неуклюжими в социальном отношении людьми, которые терпят неудачу во взрослой жизни. Однако исследования 1940-х и 1950-х годов показали, что наличие IQ выше среднего у одаренных детей приводит и к успеху «выше среднего», когда они становятся взрослыми. Подготовили сокращенный перевод статьи в 

The Saturday Evening Post, посвященной исследованию выдающегося психолога Льюиса Термана, в котором он в течение 30 лет изучал жизнь и взросление 1500 одаренных детей.

Так называемые вундеркинды — это дети в возрасте до 10 лет, которые уже в столь раннем возрасте демонстрируют навыки опытного взрослого. Обычно их развитый интеллект проявляется в областях, для которых характерно наличие узких заданных параметров и повторений, таких как математика, естественные науки, музыка и шахматы. Каждый (или почти каждый) родитель хочет верить, что его ребенок — гений, но лишь небольшой процент детей — от 6 до 10% — достаточно умны, чтобы их можно было отнести к категории «одаренных». Настоящие вундеркинды встречаются еще реже: таковым является только один ребенок из 5 миллионов.

Родители с нетерпением ждут проявления у своего потомства признаков блестящих способностей, потому что верят, что высокий интеллект, проявленный в детстве, означает многообещающее будущее. Однако еще совсем недавно родители одновременно с этим беспокоились: не чрезмерно ли умен их ребенок? Ведь одно дело быть одаренным, а другое — гением: долгое время считалось, что, вырастая, вундеркинды превращаются в болезненных, социально неловких взрослых, которые обычно терпят неудачу в жизни и карьере.

Вероятно, этот миф о вундеркиндах родился еще в далеких 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Полагая, что все мальчики (девочки в то время не являлись объектом исследования) рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, люди были не в восторге от того факта, что некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие. Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он был все еще жив в 1950-х годах, когда доктор Льюис Терман опубликовал результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Делая выводы, Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».

Терман выступал за вундеркиндов. Он продвигал идею тестирования IQ среди всех американских школьников, чтобы те немногие, кто рано развился не по годам, могли быть обнаружены и воспитаны должным образом. Он считал, что вундеркинды должны стать лидерами будущего. […]

Но, наверное, несправедливо возлагать столь высокие ожидания на детей с высоким IQ — как минимум потому, что теперь исследователи знают: для достижения успеха во взрослом возрасте нужно не просто родиться умным. По словам Малкольма Гладуэлла, успешный взрослый гений — это продукт привычек и личности. И если не по годам развитые дети не проявляют «любопытство, упорство и решительность», они могут никогда не реализовать весь потенциал своего интеллекта.

Последнее качество, кстати, особенно важно для вундеркиндов в области музыки: они должны обладать неистовым желанием справиться с исполнением музыкального произведения. Именно эта черта характера позволяет им заниматься по 6, 7, 8 часов в день семь дней в неделю. И на самом деле решимость может быть более сильным фактором, определяющим будущий успех, чем IQ.

Вот что бывает с вундеркиндами

У многих людей «скороспелость» чужого ребенка вызывает искреннее сочувствие. По их мнению, типичный не по годам развитый ребенок — это тот, кто изучает греческий язык в 4 года, математический анализ — в 6 лет, ядерную физику — в 8 лет, оканчивает Гарвард в 12 лет, а в 30 лет превращается в бездельника, который с трудом может найти работу посудомойщика.

Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.

Исследователи опровергли одно из самых заветных суеверий, когда обнаружили, что в представлении о том, что не по годам развитые дети являются жалкими существами, слишком серьезными, сутулыми, неуклюжими, напряженными и невротичными, совсем мало правды.

«Нашему эго было бы полезно верить в то, что все это правда, — говорил один из исследователей, — но данное представление совершенно неверно».

Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе. Эти и подобные им результаты вызвали удивление, разочарование и значительное раздражение у некоторых людей, а исследователей ругали за то, что они разрушили многие популярные и такие утешительные заблуждения. Как ни странно, в некоторых кругах их также осудили за «подрывные» и «недемократические» идеи.

Человек, стоящий за тестом на IQ

Для лидера этих ученых, доктора Льюиса Термана из Стэнфордского университета, такие обвинения были стандартной платой за развенчание мифов. В первый раз он вызвал скандал, когда доказал, что может узнать больше об интеллекте ребенка с помощью соответствующих ментальных тестов, чем учитель может узнать за год или некоторые родители — за 10 лет. Затем он огорчил некоторых преподавателей, заявив, что слишком многие учителя не признают исключительно блестящих учеников. Он вызвал негодование, когда сообщил, что умственный возраст среднего взрослого американца равен возрасту 15-летнего. Он вызвал гнев, когда отрицал, что любой ребенок может стать гением благодаря интенсивной умственной гимнастике в течение первых четырех или пяти лет жизни, а также когда опроверг широко распространенное мнение о том, что многие (если не большинство) великие гении мира в детстве были глупцами.

«Это правда, что Чарльз Дарвин был оценен своим учителем как интеллектуальный неудачник, — говорил Терман. — И, вполне вероятно, потому, что молодой Дарвин пристрастился носить в карманах насекомых и мелких животных, эта привычка неизменно нарушала покой в ​​классе. Есть доказательства, которые, похоже, показывают, что умственно одаренные дети с наибольшей вероятностью вырастут в мировых лидеров в таких областях, как политика, наука, образование, бизнес и искусство». Именно поэтому, по мнению Термана, такие дети заслуживают особого внимания в государственных школах и должны иметь специальные классы, специальную подготовку и особые образовательные преимущества. Некоторым педагогам подобные предложения казались ересью, поэтому они называли Термана врагом демократии №1. […]

В далеких 50-х годах, когда вышли результаты исследования, Терману исполнилось 75 лет. В возрасте, когда большинство людей довольствуются выходом на пенсию и отдыхом или слишком истощены, чтобы заниматься чем-то еще, он продолжал работать по 30–40 часов в неделю. Его деятельность гарантировала Терману звание одного из выдающихся психологов XX века, величайшего сторонника тестирования интеллекта и человека, который в значительной степени популяризировал — хотя и не изобрел — термин «коэффициент интеллекта», или IQ. […]

Недемократичная идея особого обучения одаренных детей не нова. «На протяжении многих столетий, — говорил Терман, — к детям-вундеркиндам относились со смесью восхищения, трепета и надежды. Их родителям завидовали, ведь ребенок, скорее всего, станет протеже принца или короля».

Затем количество вундеркиндов резко упало — это падение произошло в XVIII веке вместе с подъемом западной демократии и популяризацией идеи о том, что все люди рождаются равными — не физически, но умственно. Именно тогда широко распространилась идея — в которую до сих пор, очевидно, верит значительная часть населения, — что все мужчины рождаются с равным естественным интеллектом и что при надлежащем образовании любой мальчик может стать мудрым, богатым и даже президентом.

[…] Когда Терман готовил материал для своих первых лекций в Стэнфорде, он был заинтригован ментальными тестами, разработанными во Франции доктором Альфредом Бине. Аналогичные тесты, представленные в Соединенных Штатах за несколько лет до этого, все еще подвергались нападкам и высмеивались. Терман не нашел в них ничего смешного, но он видел, где их можно улучшить, расширить и сделать более полезными. В 1916 году он и его сотрудники из Стэнфорда представили первую из нескольких редакций тестов — тест Стэнфорда — Бине, который сейчас, вероятно, является самым известным и наиболее широко применяемым ментальным тестом в мире. Книга Термана об исследовании «Измерение интеллекта» была переведена почти на два десятка языков, включая египетский, сирийский и африкаанс, и ее продажи давным-давно превысили отметку в полмиллиона.

Тесты Стэнфорда — Бине и другие подобные им были созданы для того, чтобы определить умственный возраст ребенка. На их основе легко получить «коэффициент интеллекта», или IQ, — термин, изобретенный Уильямом Стерном, одним из первых исследователей в области индивидуальных различий. Чтобы рассчитать IQ, после измерения умственного возраста ребенка нужно просто разделить умственный возраст на хронологический возраст ребенка и умножить полученный ответ на 100.

Сегодня общепринято, что средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше

Возможно, самым захватывающим и, безусловно, одним из самых значительных исследований, вытекающих из этих измерений интеллекта, является крупномасштабное психологическое исследование одаренных детей в Стэнфорде, речь о котором шла выше. «Мы предложили, — говорил Терман, — проанализировать четверть миллиона школьников, выявить около тысячи детей с самым высоким IQ и изучить их — найти их характерные физические, умственные и личностные качества и посмотреть, какими взрослыми они станут».

[…] Когда был начат отбор одаренных детей, подготовленные полевые исследователи отправились к классным учителям в сотнях начальных школ Калифорнии и получили от них имена самых способных и самых юных учеников в каждом классе. Кандидатам на исследование были предложены стандартные умственные тесты, и те, чей IQ был 140 и выше, стали первыми одаренными детьми, выбранными для эксперимента. […] В конечном итоге испытуемых насчитывалось около 1500 человек (857 мальчиков, 671 девочка) в возрасте от 3 до 18 лет, которые составляли 1% или даже меньше от общего количества школьников. Их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам.

Эти 1500 мальчиков и девочек вскоре стали известны как «термиты». Некоторое время их также называли «гениями Термана», хотя против этого названия категорически выступал сам профессор. На сегодняшний день никто из этих детей не стал соперником Эйнштейна или Леонардо да Винчи, тем не менее группа стала всемирно известной благодаря тому, как она нарушила священные традиции и представления о гениальности. […]

Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен. Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.

Он был эмоционально устойчивым, ненасытно любопытным и схватывал все на лету. У него была выдающаяся память, большой словарный запас, и он необычайно интересовался такими вещами, как соотношения чисел, атласы и энциклопедии. Он был более надежным, реже поддавался искушению обмануть и был менее склонен к хвастовству или преувеличению своих знаний. Его склонность хвастаться знаниями определялась несколькими методами — например, его попросили указать, читал ли он такие книги, как «Дэвид Копперфильд» Диккенса, «Мальчик-изобретатель» Алджера, «Сбежавший с цирком» Хенти и «Рассказы бродяги» Марка Твена. Многие дети со средним IQ сообщили, что прочитали две или более книг; типичный «термит» признался, что не читал ни одну — либо только первую. Трех других книг никогда не существовало.

Исследователи подчеркнули, что одаренные дети широко варьируются по всем личностным характеристикам и семейному происхождению. Например, хотя средний «термит» происходил из семьи с доходом выше среднего, некоторые происходили из очень богатых семей, а другие воспитывались в семьях, у которых едва хватало денег на жизнь. Один мальчик, выросший в бедности, пошел в школу в 17 лет — за относительно короткое время он стал композитором с хорошей репутацией, автором трех книг и десятков статей по теории музыки, а затем, еще за три года, он написал книгу о мелодике, сочинил 60 оркестровых пьес и выучил два иностранных языка. […]

Терман и его соратники призывали родителей «термитов» воспитывать своих детей как можно более нормально. «Не ставьте своего ребенка в положение, которое практически вынуждает его играть роль вундеркинда, — говорили они. — Не заставляйте его выставлять себя напоказ. Позвольте ему нормально общаться в играх и других социальных мероприятиях с другими детьми, которые не слишком далеки по возрасту. […] Обеспечьте ему занятия и предоставьте ему все возможности для нормального социального развития. Сообщайте информацию, когда это необходимо, и помогите ребенку помочь самому себе. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги и предоставляйте их в большом количестве. Но помните, что книги — это еще не все».

[…] Шли годы, родители продолжали приглашать полевых исследователей в свои дома, отвечать на их вопросы и заполнять анкеты, которые им периодически отправлялись. Терман пообещал хранить в секрете личность и точный IQ своих «термитов» — обещание, которое он продолжал выполнять неизменно, хотя некоторые из детей или их родители сами раскрыли свою личность. Он также держал в секрете интимные подробности, которые многие из испытуемых начали ему открывать.

[…] Когда отчет о десятилетиях работы был наконец опубликован, он принес обнадеживающие новости родителям одаренных детей. Типичный не по годам развитый ребенок не стал глупым и не покончил жизнь самоубийством. Успешный, здоровый молодой «термит» вырос в успешного, здорового, хорошо адаптированного, разностороннего, счастливого в браке взрослого с хорошей работой и хорошим доходом, множеством друзей, положением в обществе и достойным послужным списком.

По сравнению со средними мужчинами и женщинами того же возраста одаренная группа в целом имела более низкий общий уровень смертности. Уровень разводов и уровень безумия были такими же, как в среднем по стране, но они реже страдали алкоголизмом и совершали гораздо меньше правонарушений. Примерно 88% «термитов» поступили в колледжи, и 68% окончили их, причем почти половина — с отличием. Однако удивительно, что оставшиеся сами бросили колледж: расследование показало, что эти студенты были ленивы, скучали, не желали следовать инструкциям профессоров или проводили слишком много времени, специализируясь или зарабатывая на жизнь.

«Стало очевидно, что высокий IQ — это важно, но еще не все», — отметил один из наблюдателей

Из мужчин, получивших формальное образование, очень большая доля — чуть более 80% — стали профессионалами или руководителями предприятий. Они добились блестящих успехов в качестве юристов, профессоров колледжей, инженеров, врачей, химиков, авторов, журналистов, художников и архитекторов. Средний доход работающих «термитов» был примерно на 70% выше, чем у среднего мужчины того же возраста. Около 85% одаренных мужчин и одаренных женщин вступили в брак; когда исследователи проверили их супругов, они обнаружили, что в большинстве случаев каждый «термит» связывал жизнь с кем-то, кто также обладал высоким IQ. В 10 случаях один «термит» вступал в брак с другим. «В этих 10 случаях, — говорил профессор, — обычно мужчина первым говорил своей супруге, что он „термит“. Женщины чаще перестраховывались, скрывая свой интеллект».

[…] Наконец, как выяснили исследователи, «термиты» оказали значительное влияние на свою страну. Почти 400 человек из группы опубликовали более 100 книг или монографий и 1500 технических, научных или популярных статей. В активе группы более 100 патентов, а также многочисленные научные и медицинские открытия. Один «термит», получивший степень магистра классической литературы в 20 лет, занялся бизнесом, а в 27 лет был главным инвестиционным аналитиком образовательного фонда стоимостью 40 миллионов долларов. Другой в возрасте 32 лет был координатором исследований в аэронавигационной лаборатории стоимостью 10 миллионов долларов. Одна женщина к 30 годам стала успешной профессиональной актрисой, профессиональной танцовщицей, иллюстратором учебников анатомии и физиологии, писательницей и чемпионкой по фигурному катанию. Другой был директором одной из крупнейших в мире лабораторий атомных исследований.

Некоторые «термиты» попали в беду. […] Четверо мужчин были отправлены в тюрьму (трое как несовершеннолетние правонарушители, и один как совершеннолетний правонарушитель) за преступления от мелких краж до подделки документов. […] Сообщалось, что среди женщин только две сталкивались с полицией: одна была арестована за бродяжничество и отправлена в тюрьму, другая, профессиональная проститутка, была несколько раз арестована, но в тюрьму не попала. […]

Исследователи пришли к выводу, что в среднем одаренная группа «берет на себя гораздо большую ответственность и лидерство, чем широкая публика или даже выпускники колледжей в целом». Еще одно исследование, проведенное чуть позже, предоставило дополнительные доказательства в поддержку этого вывода и, что особенно важно, указало на то, что дети «термитов» также имеют высокий IQ.

За эти и другие исследования, а также за превращение стэнфордского факультета психологии в один из лучших в стране Терман был удостоен, вероятно, двух высших наград в своей области — президентства в Американской психологической ассоциации и членства в американском «научном сенате», Национальной академии наук. Получив такие награды, обычный человек мог сесть и отдыхать всю оставшуюся жизнь… однако Терман использовал свои открытия как инструмент в своей самой тяжелой битве из всех — в своей решительной попытке добиться того, чтобы дети, умственно превосходящие других, получали такую ​​же степень специализированного образования, которую педагоги предоставляют детям умственно неполноценным. […]

СУДЬБА ВУНДЕРКИНДОВ. ВЫ ДУМАЛИ О НЕЙ?

На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <. ..>

Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <…>

Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла ‘Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца’, опубликованной в журнале Академии наук ‘Переменные звезды’. Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.

В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).

Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.

Открыть в полном размере

Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное — что с ним стало, когда вырос. ..


Мечта многих родителей — одаренный ребенок. «Вундеркинд» — дословно «чудо-дитя». Его основные признаки — любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!


ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ


Павлику было три года, когда он сам
научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат — таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).


Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, «подпольно» занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально «зашкалило». Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.


О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами»), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они…


В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность — и того раньше.


Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была «мала». Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы «инвалидами общения». «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», — всхлипывал маленький Паша.


Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью». И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на «отлично» заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: «Студент в красном галстуке…»


ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ


Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в «группу риска»: такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, — безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.


В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги
целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно,
ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается
быстрым разрушением физического здоровья.


Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных… Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…


«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.


«Талант — это поручение от Господа Бога», — сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, — трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.


Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром — и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении — мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов…


Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).


Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский… — перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из «Ностальгии» Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула — «горе от ума». Ее автор «бывший вундеркинд» Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум — это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.


Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.


Другая опасная ошибка — стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.


Шизоид, шизик — в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды — превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни — шизофрения, — они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.


Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак… Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже — среди более конкретных физиков.


ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?


Высокая одаренность, гениальность — это
всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.


Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище — Homo sapiens — экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений — именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?


По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70, а к восьми — 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.


Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно
поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств
на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения
одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная
система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый «brain
drain» («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.


История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды — большая ценность для общества.


Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.


Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих — Андрей Вознесенский.


«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.


Самый благоприятный вариант — так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное — хорошим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах». Дай им Бог еще больше удачи!


Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь — от общества: нужны ли ему его таланты?


А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.


«Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой», — пишет о своей жизни «чудо-ребенка» в книге «Бывший вундеркинд» создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?


ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ —
ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО


Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду — им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались «мускулы воли».


Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых — с пяти). Но самое главное — уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, «выполнить себя».


Обучение одаренных детей — дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину «штучное производство». Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных — многим из них приходится «доучиваться» по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!


А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?


Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.


А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью,
других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками.
И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам
достигает в жизни вершин.


Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.


В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.


Потом появился еще один вундеркинд — Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.


Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.


Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В.  С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.


Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе «Итон» в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы». Умственная работа должна быть трудной.


*


Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети — «как все», — ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, «как все». Наш долг — поддержать их хотя бы потому, что им трудно.


КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА


В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.


Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы — около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении — всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.


Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в
Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института
Российской академии образования.

о детях, которые поражают своими способностями – Учительская газета

Ранние успехи в образовании характерны для детей-вундеркиндов. Рассказываем об известных ребятах, которые как и россиянка Алисе Теплякова, рано добились впечатляющих результатов.

Фото: pexels.com

Истории одаренных ребят из разных стран собрал сайт Skillbox. ru. Специалисты затрудняются сказать точно, в чем именно секрет вундеркиндов – в методиках обучения либо врожденной гениальности. Но они отметили общие особенности, которые характеризуют ребят, быстро усвоивших школьную программу. Во-первых, они добиваются успехов не по возрасту. Уже в первые месяцы после рождения произносят слова, и до двух лет начинают читать. Во-вторых, как правило, все знания они получают в домашнем обучении. Ходить на занятия они сразу начинают в вуз. В-третьих, ими обычно занимаются мамы. Приводим несколько известных примеров одаренных детей.

Майкл Кирни, 1984 год (США)

Этого мальчика считают одним из самых молодых выпускников колледжа. Заговорил впервые в 4 месяца, а в 9 месяцев уже умел читать. Когда его ровесники только пошли в школу, он ее уже закончил – в 6 лет. На изучение материала старших классов у него ушел год домашнего образования.

В 10 лет Кирни получил первую учёную степень по антропологии. После этого он снова учился и стал химиком и специалистом по информатике.

Лоран Симмонс, 2009 (Бельгия)

9-летний Лоран практически побил рекорд и стал почти самым юным выпускником университета. Но несмотря на это «почти» его успехи блестящи: в 8 лет он окончил школу и поступил на факультет электротехники в Техническом университете в Эйндховене (Нидерланды). Чтобы освоить курсы 2 или 3 месяцев, он тратил всего неделю. И планировал за 9 месяцев пройти программу, рассчитанную на 3 года. В 9 лет он хотел получить ученую степень. Однако университет решил, что мальчику придется еще поучиться. Тогда из вуза его забрали родители. И летом 2011 года Симмонс в 11 лет стал бакалавром по физике в Университете Антверпена. О мальчике ранее писал сайт «Учительская газета».

Моше Каи Кавалин, 1998 (США)

В 4 месяца Кавалин произнёс первое слово — «самолёт» на китайском языке. В 7 лет он знал тригонометрию и все, что положено знать согласно обычной образовательной программе. Тогда мама стала водить его на занятия в колледж. После его окончания в 11 лет мальчик стал студентом Калифорнийского университета.

В 17 лет Моше приняли на работу в Национальное космическое агентство США. Там он помогал работать над технологией по наблюдению за дронами. Юноша получил лицензию пилота задолго до того, как смог водить автомобиль. Он овладел боевыми искусствами и написал книгу о своих детских годах.

Шо Яно, 1990 (Южная Корея / США)

У Яно — высокий показатель IQ: 200 баллов против обычных 100–130. Читать он стал в 2 года, к 4 годам играл на фортепиано, а в пять сочинял музыку. К девяти годам поступил в Чикагский университет Лойола. В 12 лет стал учиться в Медицинской школе Притцкера при Университете Чикаго. К 19 годам Яно присвоили докторскую степень, он занимался молекулярной генетикой. В настоящее время он работает детским неврологом.

Ким Ун-Ён, 1962 (Южная Корея)

Пока другие дети учились читать, Ким к 5 годам написал несколько книг, знал 4 языка и поступил в старшие классы школы Гранта в Лос-Анджелесе. В 8 лет Ким стал работать в Национальном космическом агентстве США. Мальчик был его сотрудником до 18 лет. Работа ему не очень нравилась. Как Ким позднее вспоминал, его жизнь была похожа на машину, он страдал одиночеством и мечтал о друзьях. Поэтому уехал в Корею, нашел там друзей и работает в большой китайской корпорации.

Константин Славин, 1969 (Азербайджан)

В 5 лет Константин пошел в школу, в семь – в 5 класс. А в 12 лет золотой медалист стал студентом Азербайджанского медуниверситета. Окончил вуз с красным дипломом хирурга, перебрался в Москву и в 19 лет впервые оперировал пациента. В 90-е Славин переехал в США, там он работает в клинике. В Америке он окончил учебу примерно в том же возрасте, что и его коллеги. Только для них это образование было первым, а для Константина – вторым.

Анжела и Диана Князевы, 1986 и 1987 годы (Россия)

Успех девочек в большой степени связан с их матерью — кандидатом педагогических наук. Юлия Князева создала методику развития детской одарённости. Обучаясь по ней, ее дочери окончили школу в возрасте 10 и 11 лет. Затем они стали студентками факультета международных экономических отношений Финансовой академии при Правительстве РФ, окончили ее в возрасте 13 и 14 лет. Через год Анжела и Диана выучились на юристов, а третье по счёту высшее образование получили в Стэнфордском университете. Они стали самыми юными магистрантками вуза — в 16 и 17 лет. Сестры остались в США, работают в финансовой сфере.

Ранее сайт «Учительская газета» писал про Алису Теплякову, которая в 8 лет сдала ЕГЭ, а затем – экзамены в МГУ.

Компьютерщики не дети во взрослом теле —

Лара Тейлор такие вещи, как видеоигры и комиксы. Они считают, что это просто «детские штучки», и списывают меня со счетов как кого-то менее чем взрослого из-за моих интересов.

Это не гик… и на самом деле это немного жутковато.

Несмотря на то, что я закончил колледж с отличием, в настоящее время я работаю полный рабочий день, пока учусь в аспирантуре, я живу один и плачу по своим счетам, и я выхожу замуж в следующем году. По какой-то причине многие люди, далекие от гик-культуры, решили, что быть гиком и быть взрослым — вещи взаимоисключающие.

Это определенно не так.

Когда мы смотрим на людей с другими увлечениями, мы склонны думать, что то, чем они занимались в подростковом возрасте, можно продолжать во взрослой жизни. Спортсмены могут продолжать заниматься спортом, будь то профессионально или ради удовольствия, и никто даже глазом не моргнет. Нас, взрослых, поощряют продолжать фандом, а не домашнюю команду, которую мы любили в детстве. Если мы этого не делаем, люди смотрят на нас так, как будто с нами что-то не так.

Был бы этот трансформер таким же «крутым», если бы не спортивная тематика? (Я говорю да!)

Дети из автомагазина, которые продолжают работать с автомобилями на протяжении всей жизни, даже если это не их карьера, считаются хорошо приспособленными взрослыми. Мой шурин строит джип времен Второй мировой войны, и (если не считать того факта, что он стоит больших денег) никто не имеет никаких проблем с его хобби. На самом деле, все вокруг него, кажется, думают, что это довольно круто.

Даже творческих детей, которых поощряют изучать другие варианты жизнеспособной карьеры, не так часто упрекают за творческие увлечения. Многие люди в свободное время работают художниками, скульпторами, дизайнерами и ювелирами. До тех пор, пока они не спят на диване своих родителей или не звонят своим друзьям за деньгами все время, их хобби (или карьера) вызывает уважение.

Так почему же на гиковские увлечения смотрят свысока?

Много раз эти другие увлечения, о которых я упоминал, рассматривались как полезные навыки. Если кто-то может продемонстрировать физическую силу, построить машину или что-то создать, считается, что у него есть талант, который может принести пользу обществу. Но что есть у гиков?

У гиков есть страсть. Будь то Halo, «Доктор Кто», «Мой маленький пони» или «Игра престолов», они погружаются в них со всем, что у них есть. (Индустрия коллекционирования любит извлекать из этого выгоду!)

У гиков есть множество навыков, которые они могут использовать в повседневной жизни, в зависимости от их формы гиков и их сильных сторон. У геймера могут быть отличные навыки решения проблем и зрительно-моторная координация. Некоторые гики могут хорошо писать или рисовать и найти свой путь в игровой, комической или киноиндустрии в качестве креативщиков. Другие могут уделять большое внимание деталям (например, ваш стереотипный ботаник из «Звездного пути», который знает, что произошло в сезоне X, эпизоде ​​​​X, и расскажет вам, как это противоречит другому эпизоду…). Технический гик может стать вашим спасательным кругом, когда ваш компьютер выйдет из строя, и вам НУЖЕН этот файл для вашей утренней встречи… Список можно продолжить.

Minecraft — один из примеров гиковского обучения важным навыкам.

У гиков тоже есть сердце. Они сопереживают и относятся друг к другу так, как другие люди не могут понять. Один из моих профессоров сказал мне, что причина, по которой я так хорошо работаю с детьми и подростками (а также со взрослыми) как клиницист, заключается в том, что я «понимаю». Я общаюсь с ними так, как другие этого не делают. Я проявляю интерес к тому, что они делают и что любят, независимо от того, как я отношусь к этому предмету, потому что я знаю, что значит так сильно любить что-то. Я представляю себя своим клиентам и сохраняю это реальным, что показывает им, что со мной можно быть настоящим.

То, что я отношусь к подросткам и люблю всякие штуковины, не делает меня взрослой, которая так и не выросла, или подростком, застрявшим во взрослом теле. Во время классной дискуссии о культуре, в которой я рассказал о своей идентификации с гик-культурой, мой одноклассник спросил меня, отождествляю ли я себя с культурой подростков. В то время я сказал ей, что знаю, потому что я мог так хорошо с ними общаться. Подумав об этом, я пожалел, что не сказал ей «нет».

Я могу выглядеть молодо, одеваться молодо, говорить на подростковом сленге и интересоваться какими-то гиковскими вещами, которые нравятся подросткам, но это не делает меня ни чем иным, как взрослым. Я профессионал, я студент, я друг, я партнер, и я гик.

Имея дело с клиентами, мы должны понимать, что это одно и то же. Независимо от того, гики они или нет, мы должны принять их интересы как часть того, кем они являются. Важно использовать интересы клиента для улучшения лечения, если это применимо. Это делает возможность найти понимание намного проще. Я уже писал об использовании методов, которые используются с детьми и подростками со взрослыми клиентами ранее. Я все еще чувствую то же самое, но с тех пор я понял, что мы также должны признать, что они тоже взрослые.

Трудно привыкнуть к тому, чтобы быть взрослым гиком, когда общество создало у нас впечатление, что мы не можем быть и тем, и другим одновременно. Пришло время нам, гикам и клиницистам, начать ломать эту форму.

Мы все еще можем вырасти и принять наши интересы.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Понимание разницы между компьютерщиками и ботаниками — школьные принадлежности

          Когда мне было около двенадцати или тринадцати лет, я решил, что хочу стать писателем. Я до сих пор помню, как сидел за письменным столом в своей комнате и писал рассказ за рассказом от руки на отдельных листах бумаги. Моя любовь к письму, естественно, возникла из моей любви к чтению. Чтение было моей огромной страстью, которая в конечном итоге окупилась позже в жизни. Но помимо чтения, я полностью погрузился во все, что любил ребенок до подросткового возраста в начале 9.0s: сериалы о супергероях, строительство космических кораблей из лего, аниме-мультфильмы, видеоигры, «Звездный путь» и все остальное, связанное с наукой.
          В первом классе старшей школы меня осенило: я был ботаником. Я был типичным ботаником, которого можно было увидеть почти в каждом телешоу 90-х, если не считать очков и писклявого голоса. Я был карточным ботаником. И хотя, возможно, было немного отстойно не заниматься теми же вещами, что и все остальные, меня не дразнили и не запугивали в той степени, в какой вы видите в телешоу. На самом деле, иногда было круто быть умником в классе.
          Единственными людьми, которых я считал ботаниками в старшей школе, были ребята из группы. Но даже несмотря на то, что я проводил это различие, только когда мне исполнилось двадцать, я обнаружил, что между ботаниками и ботаниками есть разница.
          Теперь, благодаря массе культурных изменений, которые произошли со времени моего обучения в старшей школе, быть компьютерщиком или ботаником — это круто! Многие из детей моего поколения, которых называли ботаниками и ботаниками, впоследствии стали миллионерами и миллиардерами, по существу разрушив все негативные стереотипы, которые сохранялись с этими терминами на протяжении десятилетий.
          Но какая разница между выродками и ботаниками. Как узнать, чокнутый у вас ребенок или зануда? И если они подходят или или, должны ли вы как родитель поощрять это? Как ботаник, ответ: Да!

Что такое ботаник?

          Ботаник — это тот, кто любит учиться, как и ваш покорный слуга. Слово, которое лучше всего описывает ботаника, — церебральный. Ботаники интересуются множеством разных предметов и культур, некоторые больше, чем другие. Ботаны — это дети или подростки, которые хорошо разбираются в разных школьных предметах, таких как математика, английский язык, история, химия, драма, ежегодник и т. д.
         Некоторые ботаники могут быть немного интровертами, поскольку они предпочитают заниматься чем-то, что им интересно больше, чем разговаривать с другими людьми. А еще есть ботаники, которые являются людьми — людьми, которые могут завязать разговор практически с кем угодно и в состоянии постоять за себя в разговоре. Их часто считают самыми интересными людьми на вечеринках, потому что они просто так много знают о стольких разных вещах.
         Чаще всего ботаники могут вести себя неловко в социальных ситуациях. Вас не должно удивлять, если у вас есть очень умный ребенок, который не умеет быть социальной бабочкой просто потому, что он тратит больше времени на обучение и интересуется знаниями больше, чем люди. Ботаники часто тусуются с другими ботаниками, потому что кто-то другой может быть не в состоянии уследить за всей случайной информацией, которая постоянно сбрасывается на них ежедневно.
          Будучи ботаником, я немного нарушил эту тенденцию, потому что был очень общительным. У меня было много друзей, но я не был общительной бабочкой. Я не ходил на футбольные матчи или вечеринки. Я держался особняком в основном потому, что хотел, но у меня определенно не было проблем с друзьями, которые не были ботаниками.

Что такое Компьютерщик?

          Компьютерщики — это то, что происходит, когда ботаник решает, что он хочет по-настоящему интересоваться только чем-то одним. Любители музыкальных групп, любители кино, любители музыки, фанаты клубов ликования, программисты, фотографы, художники, и этот список можно продолжать и продолжать. Единственное правило о том, чтобы быть ботаником, — это проявлять невероятный интерес к одному предмету или культуре.
          Лично мне гики куда веселее, чем ботаны. Ботаники хороши, если вы хотите поговорить обо всем и обо всем. Но гики умеют хорошо проводить время.
          После того, как вы узнали, что интересует гика, большинству людей будет трудно удержать его от разговора о многом другом. Они будут болтать обо всем, что знают, обо всем, что хотят знать, и обо всем, что им не терпится увидеть или сделать.
          Комиксы и видеоигры являются огромными центрами для гиков. Обычно это люди, которых вы видите одетыми как персонажи из телешоу, комиксов или видеоигр, также известные как косплееры.
          Компьютерщики довольно общительны с большинством людей, но более общительны с людьми, которые интересуются теми же гиковскими вещами. Что интересно в отношении гиков, так это то, что есть люди, которые не осознают, что они гики, даже если они не большие гики. Поскольку у большинства людей есть интерес, которым они увлечены, вы можете считать их компьютерщиками.

Понимание гиков и ботаников

                    Ботаны и ботаники — это особенные люди, которые, если немного позаботиться, становятся потрясающими людьми. Я помню тех детей в школе, которые чувствовали себя изолированными и одинокими, потому что им казалось, что они просто не вписываются в толпу. И, честно говоря, были дни, когда мне хотелось вписаться в толпу, которая любила все «нормальные» вещи.
          Но как родитель, это то, где вы вступаете в игру, особенно если вы сами были компьютерщиком или ботаником в школе. Когда ты ребенок, ты думаешь, что ты единственный такой человек в мире, и никто никогда тебя не поймет. Вы надеетесь на того единственного лучшего друга, который придет, которому будет нравиться и любить все, что вам нравится. Иногда у нас появляются замечательные друзья, которые подходят ко всему этому, а иногда у нас появляются друзья, которые ценят нас такими, какие мы есть, даже если им не совсем нравится все, что мы делаем.
          Молодым гикам и ботаникам нужна поддержка со стороны мамы и папы, чтобы просто быть теми, кто они есть. Они должны знать, что быть немного странным и выделяться из толпы — это нормально. Не каждый создан для того, чтобы быть спортсменом или душой компании. Но всегда весело быть тем интересным человеком, которого все знают. Парень или девушка, которые знают обо всем понемногу, даже если поначалу немного стесняются.
          Когда вы молоды, мир так же велик, как ваш дом, школа и место, где вы любите проводить время. И когда он такой маленький и в нем так много людей, трудно представить, что есть кто-то, кому ты понравишься. Но гики и ботаны, кажется, всегда в конце концов находят друг друга и понимают, что они не одиноки и что быть разными — это нормально.
          Итак, поддержите своих детей-ботаников и гиков, поместив их в места, где они будут встречаться с такими же людьми, как они. Немного расширьте их мир, водя их в музеи, на концерты, съезды или даже на небольшие собрания, где они могут увидеть других людей, таких же гиков или зануд, как и они. Поощряйте их быть тем, что делает их счастливыми. В конце концов, этот счастливый гик или ботаник вырастет успешным и потрясающим и поблагодарит вас за то, что вы поощряете его быть тем, кто он есть, несмотря на то, что он немного отличается от других.

          Компьютерщики и ботаники — это круто. И они всегда будут.

Мои паршивые дети оба фальшивые гики

Все мы знаем, что на самом деле есть только одна причина, по которой у нас есть дети. Я имею в виду, да, есть целая часть «ходячий мешок с донорскими органами и кровью». Но настоящая причина, по которой у человека есть дети, истинная причина , заключается в том, чтобы вы могли заполнить их причудливые маленькие мозги своими любимыми привязанностями, зорко программируя их любить то, что любите вы, а также, я думаю, любить вас. Это как иметь попугая, но вместо того, чтобы учить его говорить то, что вы хотите, вы должны иметь эмоциональную связь с поп-культурой, которую вы хотите.

Друзья, я прямо сейчас скажу: мои попытки привить своим детям соответствующие отсылки к поп-культуре потерпели неудачу. Что ж, я говорю, что и потерпели неудачу, но я чувствую, что по крайней мере 70% бремени неудач ложится на двух моих очень плохих отбросов-сыновей, которые оба оказались просто собачьими дерьмами в любви к правильным вещам.

По крайней мере, у меня всегда будет доступ к их органам.

Здесь я расскажу о некоторых из способов, которыми мои усилия не увенчались успехом, чтобы все родители, которые делают крошечные копии самих себя в надежде навязать своим детям любовь к жанру, могли учиться на моих ошибках.

Начнем с того, что я предполагал, что Большой Сын примет жанр как рыба в воде.

Основная причина этого в том, что жанр сейчас повсюду. Это примерно так же обычно и ничем не примечательно, как мощение асфальта. В то время как в 80-х вас считали большим ботаником за покупку подвижной фигурки Хана Соло, в яркую, прекрасную эпоху 21-го -го -го века вы можете купить пакет апельсинов на тему «Звездных войн», и никто даже не моргнет глаз.

Это сильно отличается от того, когда я рос, когда мы продолжали брать напрокат шаткую видеокассету с 9 дисками.0086 Новая надежда из библиотеки, а потом мой папа принес домой Империя наносит ответный удар и вдруг мы поняли, что они сделали еще этих фильмов, боже мой.

Так что Большой Сын совсем тонет в жанровой экспозиции. Он живет в век изобилия, в котором мне было совершенно отказано. Но пользуется ли он этим? Он неукоснительно запоминает все различные планеты, а также типы кораблей?

Нет. Нет. Целый проклятый год он называл Дарта Вейдера «Звездным Вейдером».0086 по-прежнему называет Бобу Фетта «Бобо Феттом», а каждый вид наземного транспорта он называет «AT-AT», что просто чертовски неправильно во всех смыслах. Я создал для него электронную таблицу, но я уверен, что он лишь бегло взглянул на нее. Возможно, самое неприятное во всем этом то, что невероятно, несмотря на то, что ни разу не смотрел фильм «Звездные войны» за шесть лет своей жизни, (он говорит, что они «слишком громкие», что, ладно, конечно), он каким-то образом уже знает, что Вейдер — отец Люка, и он тоже чертовски пресыщен этим.

Нет, подождите, это неправда. Хуже всего то, что его «Звездные войны» — это все приквелы, которые, как я сейчас вижу, были полностью разработаны для детей, где джедаи просто небрежно бьют боевых дроидов, а боевые дроиды издают забавные гудящие звуки, когда умирают, и абсолютно ничего не имеет значения. Это тоже неправильное ведение «Звездных войн». Мол, хотя эвоки и были смешными, я все же вспомнил, как один из них попытался разбудить изуродованный труп своего друга , а потом застонал в отчаянии, когда он (она? Я не проснулся ли эвок?) понял, что его друг был мертвых.

Даже когда дерьмо становится сахарином, все равно остаются какие-то чертовы ставки. У плюшевых мишек вышибли мозг. Это был хардкор. То, как они делают «Звездные войны» сегодня, совершенно неправильно.

Одно из мест, где я могу найти общий язык с Большим сыном, — это игра Star Wars Lego Wii, где он играет за Арту и снова и снова заставляет его падать со скалы, смеясь, когда Арту издает этот веселый крик, когда он умирает.

Это хорошо. Это очень хорошо.

ВЕРДИКТ: ПЛОХОЕ

Пока это происходило, я пытался рассказать Меньшему, Громкому Сыну библейские притчи, спрятанные в Книге Нового Сына Джина Вулфа . В ответ он каким-то образом выпустил фекалии из всех швов подгузника, кроме швов вокруг ягодиц, как будто его нижняя часть туловища была покрыта скрытыми анусами.

ВЕРДИКТ: ОЧЕНЬ ПЛОХО

Кажется, что конструкторы Lego каким-то образом стали проводником всей поп-культуры в нашей жизни, и Большому Сыну неизбежно подарили несколько наборов Lego Batman. К ним я подошел с большим интересом. Я вспомнил, что смотрел Batman: The Animated Series в шестилетнем возрасте, и удивляясь, как я мог собрать крюк в нашем сарае, не подозревая, что такой подвиг может быть намного легче для гения, спортивного, научно одаренного миллиардера, чем Шестилетний ребенок с проблемами STEM из Южной Каролины.

Но это тоже оказалось провалом, потому что Большой Сын настоял на том, чтобы Бэтмен сражался со Стивом из Майнкрафт. Это не канон. Хуже того, Большой Сын настаивал на том, что Бэтмен проиграет битву, потому что Бэтмен не был — и здесь я прямо цитирую — «невосприимчивым к лаве», а именно потому, что Бэтмен не мог носить булыжник.

Прежде всего — еще раз — это не канон. Во-вторых, только потому, что мой сын не был свидетелем того, как Бэтмен таскает или использует булыжник во вселенной Minecraft, идея о том, что он по своей природе не способен на это, является нелепой чушью. Если бы Бэтмен хотел нести булыжник, он посвятил бы недели своего времени изучению лучших и наиболее устоявшихся методов переноски булыжника, и он набросал бы десятки планов и сценариев переноски булыжника, тщательно исследуя минеральный состав булыжника, и он разрабатывал запасные планы для запасных планов не только переноски булыжника, но и реализует булыжник, доставляя булыжник с хирургической точностью.

Однако, прежде чем я успел закончить аргументацию, мой сын просто ушел.

ВЕРДИКТ: ХУДШИЙ

После этого я подошел к Меньше, Громче Сыну и попытался завязать разговор о том, как Бэтмен: Долгий Хэллоуин , Бэтмен: Темная Победа , а также Тишина все сюжетные линии были в основном основаны на одном и том же повествовательном трюке — детективном детективе с убийством, который лениво перебирает всех доступных персонажей только для того, чтобы пропустить время — и, кроме того, чувак, разве это не в основном сюжет шоу Герои , еще одна работа Джефа Лоэба? Однако вместо того, чтобы вступить в спор, Меньший, Громкий Сын стал невероятно громко кричать, что заставило Жену кончить, а затем она также завопила просто невероятно громко, черт возьми.

ВЕРДИКТ: БЛЯДЬ

После этого я был на грани отчаяния. Будучи белым американским ботаником из среднего класса, я способен выражать свое анемичное внутреннее «я» только посредством банальных отсылок к жанру. Поп-культура — мой единственный язык эмоций! Если мой ребенок не любит должным образом интеллектуальную собственность, к которой я привязан, смогу ли я любить любого ребенка? Особенно Маленький, Громкий Сын, от которого пахнет смертельным йогуртом??

Но потом я понял, что, возможно, слишком тороплюсь. Наверное, это как мой учитель музыки всегда говорил о том, чтобы разучивать пьесы медленно, а потом ускоряться: это как лягушку в кастрюлю положить, и если медленно увеличивать огонь, то лягушка не выскочит, а вода закипит, и вы успешно убьете лягушку. (Не относящееся к теме примечание: это худшая метафора всех времен.)

Итак, однажды, играя в «Лего» с Большим сыном, мне пришла в голову идея — что, если мы сгруппируем парней из «Лего» в две команды с двумя базами и мы ходили по очереди: каждый ход мы должны были переместить одного человека Lego и атаковать один раз. Каждый человек Lego получил два очка здоровья. Победил тот, у кого закончились лего-ребята первым.

Он согласился. И мы играли в хорошую игру, и, хотя он не знал, что я фактически обучал его бесчисленным настольным играм, он очень развлекался.

Одной из причин, по которой он развлекался, я уверен, было то, что его парни превосходили моих парней численностью три к одному, а также у них было все оружие, а мои парни были вооружены одной (1) палкой и одной (1 ) рыбы. Это не обязательно означает, что он, возможно, в конечном итоге не полюбит занудные вещи. Хотя это может указывать на то, что он мудак.

ВЕРДИКТ: ВОЗМОЖНО?

Воодушевленный этим, я потом пошел к Меньше, Громче Сыну и поговорил с ним о том, как интересно, что Эмили Блант каким-то образом умудрилась сняться не в одном, а в двух самых новаторских научно-фантастических фильмах последнего времени. , Looper (2012 г.) и Edge of Tomorrow (2014 г.), а также она играла в чем-то похожих персонажей — жесткий, независимый любовный интерес, который исправляет своенравного главного героя — и я подробно рассказал, что интересного в этом любопытном культурном персонаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *