Дети в 5 лет что должны знать: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет
«Все узнать, все успеть» – так можно охарактеризовать этот невероятный детский возраст. Пятилетние малыши, торопясь, словно обгоняют время, чтобы впитать в себя все самое новое, интересное и увлекательное. В этом возрасте ребенку часто кажется, что привычный детский мир уже полностью познан, поэтому малыш начинает активно интересоваться миром взрослых. Чем занимается военный, как приручить тигра и что прячется в батарейке – все это непременно хочется узнать, понять и научиться делать. Мы понимаем, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и часто не вписывается в принятые рамки, но в этой статье все же постараемся найти общие критерии знаний и умений пятилетних малышей. Приступим?
Чтобы быть почемучкой и настоящим исследователем, нужно знать много разных слов. Поэтому мир пятилетнего малыша сосредоточен на самых разных словах: ребенок не устает постоянно спрашивать у взрослых, как называется тот или иной предмет, почему так похожи «луг» и «лук», и как превратить кота в кита. Благодаря любознательности, словарный запас ребенка растет как на дрожжах. Это помогает малышу составлять сложные предложения с употреблением временных наречий «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называть последовательность событий. Ребенок любит рифмовать или сочетать разные слова, складывать их в стихотворения и песенки собственного сочинения. Также малыш может различать слог и слово, согласные и гласные буквы.
Зная слова, легко знакомиться и ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пяти лет уже много знает о себе – в каком городе и на какой улице он живет, как зовут его родителей и кем они работают. Загадочный мир взрослых постепенно приоткрывает свои тайны: малыш знает названия не только основных профессий, но и может объяснить, для чего нам нужен дворник и какие инструменты пригодятся маляру. Кроме этого ребенок хорошо ориентируется во времени: отличает и называет зимние и летние месяцы, называет время по часам.
Внимательность – одна из важных вещей находчивого малыша. Пятилетний ребенок легко находит 5-6 отличий в похожих картинках, может детально копировать узор или мелкий рисунок, объясняет разницу в предметах по цвету, форме и назначению. В этом возрасте ребенок может выполнять различные задания, рисовать, собирать конструктор, не отвлекаясь, примерно 20 минут. Используйте свободные минуты для занятий на IQsha. Такие небольшие подходы к изучению или повторению нового вырабатывают у ребенка привычку к усидчивости и вниманию к деталям.
Как посчитать, сколько невероятных приключений случилось за эту неделю? Без знания математики тут не обойтись. В пять лет ребенок уже уверенно ориентируется в числах первого десятка, знает состав чисел, умеет складывать и вычитать простые примеры. Кроме примеров малыш начинает учиться решать задачи на сложение и вычитание, а также постепенно знакомится с числовым рядом до 20.
С числами тесно связаны геометрические фигуры. В этом возрасте ребенок называет и отличает не только основные фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб, круг, треугольник), но и различает трехмерные (призма, куб, конус, цилиндр, шар). Эти знания помогают малышу собирать знакомые фигуры из разрезанных частей, подбирая их по цвету и размеру.
Новые знания легко усваиваются, если их упорядочить. В этом нам помогает умение логически мыслить. В пять лет ребенок может выполнять задание на восстановление логических рядов, в которых нужно разложить предметы по свойству или характеру использования. Также малышу знакомо понятийное и абстрактное мышление, когда нужно угадать предмет только по описанию, дополнить рисунок или узор, найти предмету недостающую часть или убрать лишнее.
Пять лет – непростой возраст, в котором очень важно поселить в ребенке стремление к знаниям. Задания для детей 5 лет становятся всё более сложными. Поощряйте любые вопросы вашего малыша, читайте вместе энциклопедии, ходите на экскурсии и не уставайте все повторять. Постепенно начинайте знакомить ребенка с миром школы, но делайте это очень ненавязчиво, без устрашения и запугивания. Малыш должен понять, что школа – это новый этап, в котором все его способности обязательно найдут применение.
Где почерпнуть идеи для совместного досуга? Предлагаем вам новую статью «Развивашки для малышей».
Анастасия Юрикова,
методист сайта IQsha.ru
Родителям: что должен уметь ребёнок 5–6 лет
24.02.2022
Навыки самообслуживания — это умения поддерживать гигиену и выполнять элементарные процедуры по уходу за собой. Чем раньше ребёнок их освоит, тем лучше для него и родителей. Самостоятельность придаёт малышам уверенности в себе и избавляет от насмешек сверстников, а у взрослых отпадает необходимость контролировать каждый шаг ребёнка. О том, какие навыки помогут упростить жизнь и что должен уметь дошкольник, — рассказываем в этой статье.
Самостоятельно раздеваться и одеваться
Раздеваться для ребёнка легче, поэтому в первую очередь он учится снимать с себя одежду. Уже в 2 года малыш может стянуть с ножек носки, колготки, брюки и даже ботинки, если взрослые расстегнули застёжки. Справиться с верхней одеждой малышам сложнее — этот навык приходит позже.
К 6 годам ребёнок должен уметь снимать и надевать любую одежду. Причём делать это без посторонней помощи и аккуратно. К важным функциям добавляется не только использование вещей, но и их выбор, а также хранение. Дошкольник должен уметь подобрать комплект по погоде и случаю — в гости, на праздник, на прогулку — и обзавестись полезной привычкой убирать одежду в шкаф.
Как могут помочь родители
Не торопите малыша, когда он только учится справляться с одеждой. Будьте терпеливы и хвалите, если ребёнок оделся аккуратно. Регулярно предлагайте ему самому выбрать одежду на день и объясняйте, почему выбор удачный или нет. Разобраться в сочетаемости вещей и развить мелкую моторику малышу помогут игрушки: бизиборды с пуговицами и застёжками, а также наборы, где нужно подобрать наряд кукле.
Магнитная кукла с одеждой
Бизиборд
Игра «Переодень девочку»
Завязывать шнурки
Неразрывно с умением обращаться с одеждой идёт навык снимать и надевать обувь. К 6 годам ребёнок должен быстро справляться с любыми застёжками: молниями, липучками, шнурками. Последний пункт особенно важен, так как даётся сложнее всего.
Иногда у родителей не хватает терпения и они покупают исключительно обувь на липучках. Однако это не решает проблему: когда ребёнок пойдёт в школу, ему придётся шнуровать спортивную обувь и лыжные ботинки. Учителя вряд ли возьмут эту функцию на себя, поэтому освоить навык необходимо. Кроме очевидной пользы, умение шнуровать развивает мелкую моторику и способность концентрироваться на задаче.
Как могут помочь родители
- Начните тренировать ребёнка с игр-шнуровок, а уже потом предложите попробовать силы на настоящей обуви. Игры больше привлекают малышей, поэтому вы сможете вызвать у ребёнка интерес к задаче.
- Помогайте и показывайте, что делать, на своём примере. Дети почти инстинктивно считывают поведение взрослых, поэтому им будет легко повторять за вами.
- Выберите один метод завязывания шнурков и предложите его ребёнку. Если способов будет несколько, он запутается.
- Не скупитесь на эмоции. Если у малыша появился прогресс, подбодрите его — обнимите, похлопайте в ладоши или вручите приз. Так у ребёнка будет мотивация продолжать.
Шнуровка
Развивающий набор
Бизиборд
Пользоваться столовыми приборами
Самостоятельно есть ложкой способен и годовалый малыш. К 2 годам дети учатся есть и не пачкаться. А вот умение орудовать полным набором инструментов и знать, как ими пользоваться по нормам этикета, приходит гораздо позже. Дошкольник должен свободно обращаться с вилкой, ложкой и ножом, аккуратно принимать пищу и уметь вести себя за столом.
Список требований можно дополнить и гигиеническими навыками. Хорошо, если ребёнок будет пользоваться салфеткой после еды или без напоминания полоскать рот.
Как могут помочь родители
Наберитесь терпения. Воспитывать у ребёнка правильное поведение за столом нужно с ранних лет. Не ругайтесь, если на первых порах у малыша будет разлетаться еда под приборами. Важно дать ему время натренироваться. А обучать правилам поведения лучше на своём примере. Ешьте всей семьёй, откажитесь от гаджетов на время трапезы и не делайте грубых замечаний. Во-первых, это портит атмосферу, а во-вторых, ребёнок сам перестанет разговаривать с набитым ртом, если так больше никто не делает.
Набор посуды
Столовые приборы
Тарелка из бамбука
Следить за внешним видом
К 5–6 годам у детей уже есть представление, как нужно выглядеть. Они могут оценить, насколько их облик соответствует желаемому, но ещё не всегда способны исправить недочёты. Задача родителей — как минимум научить ребёнка следить за опрятностью в одежде, пользоваться расчёской и носовым платком. В эту же группу навыков можно отнести чистку зубов. К дошкольному возрасту она должна быть доведена до автоматизма.
Как могут помочь родители
Постепенно доверяйте заботу о внешнем виде самому ребёнку. Вместо того, чтобы причесать его, предложите малышу сделать это самостоятельно. Купите аксессуары, которые нравятся ребёнку и помогут ему поддерживать опрятный вид. Девочки, например, наверняка оценят красивые зеркальца и расчёски. А задачу с чисткой зубов позволят решить простые лайфхаки: тематические мультики, яркие щётки, игры на время и соревнования с другими членами семьи.
Расчёска
Зеркало
Набор с щёткой
Поддерживать порядок
Пятилетний ребёнок должен уметь наводить порядок дома и в группе детского сада — прибирать игрушки, складывать на место материалы для занятий, ставить после чтения книги на полку и вешать одежду в шкаф вместо того, чтобы бросить её куда удобно. Все эти навыки помогают формировать дисциплину и аккуратность, которые очень пригодятся ребёнку в школе.
Как могут помочь родители
Превратите уборку в игру. Например на скорость. Если малыш уложится в определённое время, объявляйте его победителем или вручайте маленький приз. Сделать уборку интереснее также помогут яркие аксессуары для хранения, с ними задание становится увлекательнее. Не делайте работу за малыша: пусть видит, что это его ответственность. Если ребёнок отказывается прибирать за собой вещи, вводите штраф — попросите помыть посуду или ограничьте доступ к планшету.
Корзина с сеткой
Бокс для мелочей
Корзина с ручками
Это не все навыки, которые должен иметь ребёнок 5–6 лет. Но если ваш малыш обладает перечисленными умениями, можете выдохнуть — он уже достаточно самостоятельный. А если какие-то моменты нужно подтянуть, вы легко сделаете это с помощью советов и полезных аксессуаров из нашего каталога.
Детские товары
Наша разработка
Все новости
в
Вехи развития вашего малыша в возрасте 1 года
Объяснение
Все, что вам нужно знать о своем растущем годовалом ребенке
ЮНИСЕФ
Поздравляем, у вас официально родился малыш! Малыши более активны, любопытны и выразительны. В этом возрасте ваш ребенок может начать использовать слова, быть в состоянии самостоятельно стоять и делать несколько шагов. Чтобы помочь вашему малышу учиться и расти, читайте ему книги и поощряйте активные игры.
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 1 года
Некоторые из способов, которыми вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 1 года.
- Вручает вам книгу, когда хочет услышать историю.
- Плачет, когда его родители уходят.
- Смущается незнакомцев.
- Он протянет руку или ногу, чтобы помочь одеться.
- Имеет любимые игрушки.
- Повторяет звуки, чтобы привлечь ваше внимание.
Советы родителям
- Играйте с ним в социальные игры, например, прячьте что-то и уговаривайте его найти это.
- Попытайтесь заставить его помочь одеться, попросив его выставить ногу, встать и т. д.
Основные этапы развития языка и общения в возрасте 1 года
Как ваш малыш выражает свои потребности.
- Использует основные жесты, такие как махание руками и произнесение основных слов, таких как «мама» и «папа».
- Ее лепет больше похож на речь.
- Отвечает на ваши простые запросы.
- Она попытается повторить ваши слова.
Советы для родителей
- Поощряйте малыша говорить «привет» и «до свидания». Хвалите малыша, когда он это делает, так как это может помочь его социально-эмоциональному развитию.
- Хвалите малыша, когда он повторяет слова или пытается заговорить с другими.
- Предложите ей указать на персонажей и предметы, когда вы читаете ей.
Вехи развития мозга в 1 год
Мозг вашего ребенка растет!
- Он копирует движения и жесты.
- Сталкивает предметы друг с другом.
- Пьет из чашки и правильно использует другие предметы.
- Находит спрятанные вещи.
- Он смотрит на нужный предмет, когда ему дают имя.
- Может следовать простым указаниям и отпускает предметы без посторонней помощи.
- Он кладет предметы в контейнеры и может их вынимать.
Советы для родителей
- Поддерживайте и направляйте малыша во время игры.
- Когда вы заметите, что ваш малыш приобретает навыки и может делать некоторые вещи самостоятельно, вы можете постепенно уменьшать свою поддержку, но по-прежнему наблюдайте за ним и направляйте его.
Вехи двигательного и физического развития в возрасте 1 года
Как она будет двигаться в окружающей среде.
- Может сделать несколько шагов без поддержки.
- Садится без поддержки.
- Подтягивается, чтобы встать, и ходит, держась за мебель.
Советы для родителей
- Попробуйте положить малыша на плоскую поверхность, чтобы помочь ему развить крупную моторику, например, ползать и двигать руками и ногами.
Пищевые продукты и питание в возрасте 1 года
Как выглядит время приема пищи в возрасте 1 года.
- Ест больше разнообразных продуктов, таких как овощи, приготовленные в мягком виде, и мягкие фрукты.
- Он начинает учиться есть самостоятельно.
- Может тщательно пережевывать пищу.
- Он начинает использовать открытую чашу.
Советы для родителей
- Давайте малышу по полстакана еды четыре-пять раз в день вместе с двумя полезными перекусами.
- Продолжайте кормить грудью, если он хочет.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует поговорить с педиатром, если ваш годовалый ребенок:
- Не ползает.
- Не ищет скрытые объекты.
- Не может стоять без поддержки.
- Не указывает.
- Не говорит простых слов.
- Теряет навыки, которыми когда-то владела.
Верно или неверно?
Загрузка…
Изучение возрастных групп
2 месяца | 4 месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год | 18 месяцев | 2 года
< Назад к вехам воспитания
Важные вещи, которые должен знать трехлетний ребенок
По мере того, как ваш малыш учится и растет, вы, несомненно, хотите убедиться, что он/она достигает всех вех своего развития. Вот все важные вещи, которые должен знать трехлетний ребенок, чтобы убедиться, что ваш малыш находится на правильном пути!
Вещи, которые должен знать трехлетний ребенок в процессе личного развития
Физическое развитие
Первые несколько лет жизни наполнены несколькими монументальными «первыми» моментами. Чтобы продемонстрировать, к трем годам ребенок должен достичь многих физических вех. Ознакомьтесь со следующим списком физических достижений, чтобы оценить развитие вашего ребенка.
- Идти по прямой
- Работа без отключения
- Идти назад
- Сохранение равновесия на одной ноге более пяти секунд
- Прыжок
- Пропуск/галоп
- Педаль трехколесного велосипеда
- Переворачивать страницы в книге
- Ходить по лестнице, чередуя ноги, ставя одну ногу на каждую ступеньку
- Удар, бросок и ловля мяча
- Самостоятельно вымыть и высушить руки
- Платье без посторонней помощи
- Держите письменные принадлежности
- Большинство детей в этом возрасте смогут написать свое имя, написать несколько букв алфавита и нарисовать простые фигуры.
- Голос должен стать чище и понятнее незнакомцам
- Разрежьте бумагу соответствующими возрасту ножницами
- Вращение дверных ручек и поворотных заглушек
Кроме того, в возрасте от 18 месяцев до трех лет дети часто готовы к приучению к горшку. Если ваш ребенок еще не обучен, подумайте о том, чтобы начать процесс приучения к горшку, чтобы подготовить его к дошкольному обучению!
Эмоциональное осознание
В этом возрасте дети лучше осознают не только свои собственные эмоции, но и эмоции других.
Например, в возрасте около трех лет дети начинают сочувствовать другим, лучше осознавая их чувства. Кроме того, дети начнут проявлять привязанность к другим, например, обнимать друга, даже если его об этом не просят.
Поскольку ваш малыш все лучше осознает свои чувства, вы можете начать давать ему возможность идентифицировать эти чувства. Например, поощряйте его/ее говорить такие вещи, как «Я счастлив» или «Мне грустно», и объясняйте, почему он/она так себя чувствует.
Более того, по мере расширения их воображения и развития социальных навыков трехлетние дети перестают играть самостоятельно и начинают играть с другими детьми. Часто это будут групповые игры и игры из реальной жизни, такие как «дом» или «школа».
Когнитивные навыки
Когнитивные навыки вашего ребенка будут расти экспоненциально по мере его роста! По этой причине важно, чтобы вы знали о вещах, которые он/она должен знать в этом возрасте. Ниже приведены некоторые академические вехи, которых должен достичь трехлетний ребенок.
- Назовите имя и возраст
- Отвечать на простые вопросы
- Повторить алфавит
- Определение основных форм и цветов
- Рассказывать истории
- Сосчитать (минимум до 10)
- Знать около 300-500 слов, а также понимать многие другие
- Понимать разницу и сходство между вещами и соответственно сортировать их
- Собирайте пазлы, соответствующие возрасту
- Понимать время (утро, ночь, дни недели)
- Следуйте трехэтапным инструкциям, например: «Почистите зубы, наденьте пижаму и ложитесь в постель».
- Используйте основные правила грамматики. Дети все еще могут путать слова, которые являются исключениями из основных правил грамматики, например, говоря «мыши» вместо «мыши».
- Задавайте много вопросов, например «почему?» Будьте терпеливы с ними и поощряйте их любопытство.
Кроме того, к трем годам ребенок должен говорить полными предложениями, состоящими не менее чем из шести слов. К четырем годам он должен уметь говорить полными предложениями. Ваш малыш сильно вырастет в следующем году!
Стоит ли вам беспокоиться, если ваш 3-летний ребенок не знает всего этого?
Не все дети развиваются с одинаковой скоростью. Поэтому, если ваш малыш не достигает некоторых из этих этапов, это может быть связано с тем, что он просто прогрессирует с другой скоростью.
Однако, если у вашего ребенка наблюдаются такие признаки, как следующие, подумайте о том, чтобы поговорить с врачом вашего ребенка.
- Часто падающие
- Невозможно подняться или спуститься по лестнице
- С трудом держит письменные принадлежности, пишет или рисует круг
- Говорит только предложениями длиной менее трех слов
- Не заинтересован в играх с другими и не участвует в творческих играх
- Не понимает простых команд
- Не хочет играть с другими
- Избегает контакта с глазами
- Не умеет работать с простыми игрушками
- Не может одеться/раздеться
- Теряет навыки, которые у него когда-то были
- Постоянное слюнотечение или нечеткий голос
Поощряйте развитие детей в правильной начальной школе!
Есть так много важных вещей, которые должен знать трехлетний ребенок! Ваш малыш растет так быстро, поэтому важно развивать этот рост с любовью и заботой.