Разное

Дети в 5 лет что должны знать: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

«Все узнать, все успеть» – так можно охарактеризовать этот невероятный детский возраст. Пятилетние малыши, торопясь, словно обгоняют время, чтобы впитать в себя все самое новое, интересное и увлекательное. В этом возрасте ребенку часто кажется, что привычный детский мир уже полностью познан, поэтому малыш начинает активно интересоваться миром взрослых. Чем занимается военный, как приручить тигра и что прячется в батарейке – все это непременно хочется узнать, понять и научиться делать. Мы понимаем, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и часто не вписывается в принятые рамки, но в этой статье все же постараемся найти общие критерии знаний и умений пятилетних малышей. Приступим?

Чтобы быть почемучкой и настоящим исследователем, нужно знать много разных слов. Поэтому мир пятилетнего малыша сосредоточен на самых разных словах: ребенок не устает постоянно спрашивать у взрослых, как называется тот или иной предмет, почему так похожи «луг» и «лук», и как превратить кота в кита. Благодаря любознательности, словарный запас ребенка растет как на дрожжах. Это помогает малышу составлять сложные предложения с употреблением временных наречий «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называть последовательность событий. Ребенок любит рифмовать или сочетать разные слова, складывать их в стихотворения и песенки собственного сочинения. Также малыш может различать слог и слово, согласные и гласные буквы. 

Зная слова, легко знакомиться и ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пяти лет уже много знает о себе – в каком городе и на какой улице он живет, как зовут его родителей и кем они работают. Загадочный мир взрослых постепенно приоткрывает свои тайны: малыш знает названия не только основных профессий, но и может объяснить, для чего нам нужен дворник и какие инструменты пригодятся маляру. Кроме этого ребенок хорошо ориентируется во времени: отличает и называет зимние и летние месяцы, называет время по часам. 

Внимательность – одна из важных вещей находчивого малыша. Пятилетний ребенок легко находит 5-6 отличий в похожих картинках, может детально копировать узор или мелкий рисунок, объясняет разницу в предметах по цвету, форме и назначению. В этом возрасте ребенок может выполнять различные задания, рисовать, собирать конструктор, не отвлекаясь, примерно 20 минут. Используйте свободные минуты для занятий на IQsha. Такие небольшие подходы к изучению или повторению нового вырабатывают у ребенка привычку к усидчивости и вниманию к деталям. 

Как посчитать, сколько невероятных приключений случилось за эту неделю? Без знания математики тут не обойтись. В пять лет ребенок уже уверенно ориентируется в числах первого десятка, знает состав чисел, умеет складывать и вычитать простые примеры. Кроме примеров малыш начинает учиться решать задачи на сложение и вычитание, а также постепенно знакомится с числовым рядом до 20. 

С числами тесно связаны геометрические фигуры. В этом возрасте ребенок называет и отличает не только основные фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб, круг, треугольник), но и различает трехмерные (призма, куб, конус, цилиндр, шар). Эти знания помогают малышу собирать знакомые фигуры из разрезанных частей, подбирая их по цвету и размеру.

Новые знания легко усваиваются, если их упорядочить. В этом нам помогает умение логически мыслить. В пять лет ребенок может выполнять задание на восстановление логических рядов, в которых нужно разложить предметы по свойству или характеру использования. Также малышу знакомо понятийное и абстрактное мышление, когда нужно угадать предмет только по описанию, дополнить рисунок или узор, найти предмету недостающую часть или убрать лишнее. 

Пять лет – непростой возраст, в котором очень важно поселить в ребенке стремление к знаниям. Задания для детей 5 лет становятся всё более сложными. Поощряйте любые вопросы вашего малыша, читайте вместе энциклопедии, ходите на экскурсии и не уставайте все повторять. Постепенно начинайте знакомить ребенка с миром школы, но делайте это очень ненавязчиво, без устрашения и запугивания. Малыш должен понять, что школа – это новый этап, в котором все его способности обязательно найдут применение.  

Где почерпнуть идеи для совместного досуга? Предлагаем вам новую статью «Развивашки для малышей».

   Анастасия Юрикова,

методист сайта IQsha.ru

Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Колосок» с. Айша Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» / Татарстан Республикасы Әйшә авылының Яшел Үзән муниципаль районының «Гомуми төрдәге №3 «Башак» балалар бакчасы» муниципаль мәктәпкәчә белем бирү бюджет учреждениесе


Что должен знать ребёнок  5 – 6 лет                 


 «Здоровье»


1.       Проявляет потребность в ЗОЖ и интерес к физ. культуре, спорту  и желанию заниматься


2.       Самостоятельно организовывать спортивные игры, выполнять спортивные на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование


3.       Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, быстро, аккуратно одеваться и раздеваться


4.        Самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. При кашле и чихании закрывать нос и рот платком


5.       Соблюдать порядок в своем шкафу, аккуратно заправлять постель


6.       Правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом


7.       Характеризовать свое самочувствие, обращаться с просьбой, благодарить


 


«Социализация»


1.       Создавать и развивать игровые замыслы в сюжетно-ролевых играх


2.       Самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, и распределять роли


3.       Налаживать и регулировать контакты в совместной игре, разрешать конфликты, возникающие в ходе игры


4.       Усложнять игру, путем расширения состава ролей, выражать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами


5.        Коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу


6.       Соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения, организовывать знакомые подвижные игры с элементами соревнования, участвовать в народных играх


7.       Вытраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов; импровизировать, свободно чувствовать себя в театрализованной игре


8.       Участвовать в дидактических играх, объединяющих детей в подгруппы по 2-4 человека


9.       Выполнять правила игр, в том числе групповых, тесно соперничать в играх, соревнованиях


 


«Труд»


1.       Проявлять культуру трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам, доводить начатое дело до конца


2.       Правильно чистить зубы, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, помогать друг другу


3.       Помогать взрослым поддерживать порядок в группе, убирать постель после сна, дежурить по столовой, на занятиях


4.        Выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы, участвовать в посеве и уборке овощей на огороде


5.       Участвовать в сгребании снега, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега


6.       Работать с бумагой, сгибать лист вчетверо, создавать из бумаги объемные фигуры, изготавливать украшения на елку, сувениры для родителей


7.       Участвовать в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонте книг


8.       Ответственно относиться к выполнению трудовых поручений, оценивать результат своей работы, бережно относиться к тому, что сделано руками человека


 


«Безопасность»


К концу учебного года дети могут:


1.       Соблюдать правила пребывания в детском саду, безопасного передвижения в помещения


2.       Соблюдать правила участия в играх с природным материалом


3.        Называть свою фамилию и имя, имя и отчество родителей, называть домашний адрес и телефон


4.       Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на остановках


5.       Культурно вести себя в природе, одеваться по погоде.


«Познание»


1.       Разбивать множества на части  и воссоединять их, сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения предметов


2.       Считать до 10, образовывать каждое число  в пределах 5-10 из единиц


3.       Получать равенство из неравенства добавляя (убирая) к меньшему количеству один предмет.


4.       Отсчитывать предметы из большего количества по образцу (в пределах 10), осуществлять порядковый счет в пределах 10


5.       Отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?»


6.       Делить предмет на несколько частей, называть их, сравнивая целое и части


7.       Устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины


8.        Находить предметы в ближайшем окружении одинаково и разной формы, сравнивая их с образцом  на основе глазомера


9.       Определять, какой день сегодня , какой был вчера, какой будет завтра


10.    Двигаться в заданном направлении или в соответствии со знаками, меняя его по сигналу


11.    Определять свое местонахождение  среди окружающих людей и предметов, ориентироваться на листе бумаги


12.    Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)


 


«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»


1.       Определять материалы, из которых построены предметы, сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу)


2.       Классифицировать предметы по назначению,  материалу


3.       Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей, о простейших технологических цепочках


«Ознакомление с природой»


1.        Различать и называть насекомых


2.       Различать и называть домашних, зимующих и перелетных птиц.


3.       Различать и называть диких и домашних животных (их повадки, зависимость от человека).


4.       Различать и называть деревья, кустарники, травянистые растения; растения луга, сада, леса; лекарственные и комнатные растения.


5.       Наблюдать за объектами и явлениями природы.


6.       Обобщать и систематизировать представления о временах года, частях суток.


7.       Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.


8.       Переход веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.


9.       Правильно вести себя в природе


 


«Развитие  речи»


1.       Употреблять слова в точном соответствии со смыслом, подбирать существительные к прилагательному


2.       Использовать наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношения к труду, подбирать слова со сходным и противоположным значением


3.        Правильно и отчетливо произносить звуки, определять места звука в слове (начало, середина, конец)


4.       Составлять по образцу сложные и простые предложения, пользоваться прямой и косвенной


5.       Замечать неправильную постановку ударения в слове,


6.       использовать разные способы образования слов


7.       Согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными


8.       Поддерживать беседу, выразительно пересказывать небольшие сказки, составлять рассказы о событиях из личного опыта


 


 


 


 


«Чтение художественной литературы»


1.       Внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, скороговорки, загадки


2.       Выражать эмоциональное отношение к литературным произведениям, понимать скрытые мотивы поведения героев


3.        Выразительность естественными интонациями читать стихотворение, участвовать в течение текста по ролям, в инсценировках


4.       Рассматривать иллюстрации, сравнивать их к одному и тому же произведению


5.       Проявлять чуткость к художественному слову.


 


«Художественное творчество»


1.       Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине


2.       Рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами


3.       Смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу


4.       Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, ритмично располагать узор.


 


1.       Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие


2.        Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой


3.       Использовать прием обрывания


4.       Создавать предметные  и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение


К концу учебного года дети могут в лепке:


1.       Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку


2.       Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом


3.       Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа


4.       Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)

Ваш ребенок в возрасте 5 лет

То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Вехи развития — это то, что большинство детей (75% и более) могут делать к определенному возрасту.

Проверьте этапы, которых достиг ваш ребенок к 5 годам, и при каждом посещении обсуждайте с лечащим врачом вашего ребенка этапы, которых достиг ваш ребенок, и что ожидать дальше.

Социальный/эмоциональный

  • Соблюдает правила или играет по очереди, играя в игры с другими детьми
  • Поет, танцует или выступает для вас
  • Выполняет простую работу по дому, например, подбирает носки или убирает со стола после еды

Язык/Общение

  • Рассказывает историю, которую она услышала или придумала как минимум с двумя событиями. Например, кот застрял на дереве, и пожарный спас его
  • Отвечает на простые вопросы о книге или рассказе после того, как вы прочитаете или расскажете ему
  • Поддерживает разговор с более чем тремя двусторонними обменами
  • Использует или распознает простые рифмы (летучая мышь, мяч)

Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)

  • Считает до 10
  • Называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них
  • Использует слова о времени, такие как «вчера», «завтра», «утро» или «ночь»
  • Во время занятий уделяет внимание от 5 до 10 минут. Например, во время рассказа или создания декоративно-прикладного искусства (экранное время не считается)
  • Пишет несколько букв от своего имени
  • Называет некоторые буквы, когда вы указываете на них

Движение/физическое развитие

  • Кнопки некоторые кнопки
  • Прыжки на одной ноге

 

Видеоролики Sparks предназначены для предоставления важной информации о поведении, развитии, питании, безопасности и общих медицинских вопросах. Чтобы получить больше таких видео, отправьте SPARKS сообщение на номер 1-844-650-1210 или посетите www.sparksvideoseries.com, чтобы узнать больше.

Серия видеороликов для родителей Sparks была создана Центром для родителей Mount Sinai в сотрудничестве с Zero to Three и Brazelton Touchpoints Center с помощью экспертов со всей страны.


 

  • Чем вы и ваш ребенок занимаетесь вместе?
  • Что любит делать ваш ребенок?
  • Есть ли что-то, что ваш ребенок делает или не делает, что вас беспокоит?
  • Потерял ли ваш ребенок какие-либо навыки, которые у него когда-то были?
  • Есть ли у вашего ребенка особые потребности в медицинском обслуживании или он/она родился преждевременно?

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Не ждите. Если ваш ребенок не достигает одного или нескольких этапов, потерял навыки, которые у него когда-то были, или у вас есть другие проблемы, действуйте как можно раньше. Поговорите с врачом вашего ребенка, поделитесь своими опасениями и спросите о скрининге развития.

Если вы или врач по-прежнему обеспокоены:

  • Попросите направление к специалисту, который может более тщательно обследовать вашего ребенка; и
  • Позвоните в программу раннего вмешательства вашего штата или территории, чтобы узнать, может ли ваш ребенок получить помощь. Узнайте больше и найдите номер на сайте cdc.gov/FindEI.

Чтобы узнать больше о том, как помочь вашему ребенку, посетите сайт cdc.gov/Concerned.


 


Контент предоставлен Центрами по контролю и профилактике заболеваний «Изучите признаки. Действуйте заранее». материала и не заменяют стандартизированный, проверенный инструмент скрининга развития.

Что на самом деле «знает» ваш ребенок до трех лет о «Нет»?

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Отрывок из книги Позитивное воспитание. Первые три года

Дети в возрасте до трех лет не понимают слова «нет» так, как думает большинство родителей. (И полное понимание «нет» не происходит волшебным образом, когда ребенку исполняется три года. Это процесс развития.) «Нет» — это абстрактное понятие, которое прямо противоречит потребности развития маленьких детей исследовать свои мира и развивать у них чувство автономии и инициативы, как обсуждалось в главах 4 и 5 книги «Позитивная дисциплина для дошкольников».

О, ваш ребенок может «знать», что вы не хотите, чтобы он что-то делал. Она может даже знать, что получит от вас гневную реакцию, если сделает это. Однако она не может понять, почему так, как думает взрослый. Зачем еще ребенку смотреть на вас, прежде чем сделать то, что он «знает», что не должен делать, ухмыляться и все равно делать это?

Примерно в возрасте одного года дети вступают в стадию «Я делаю это». Это когда они развивают чувство автономии против сомнений и стыда. От двух до шести предвещает развитие чувства инициативы, а не чувства вины. Это означает, что их работа по развитию состоит в том, чтобы исследовать и экспериментировать. Можете ли вы представить, как сбивает с толку детей, когда их наказывают за то, на что они запрограммированы развитием? Перед ними стоит настоящая дилемма (на подсознательном уровне). «Подчиняюсь ли я своим родителям или своему биологическому стремлению развивать автономию и инициативу, исследуя и экспериментируя в своем мире?»

Эти стадии развития не означают, что детям следует позволять делать все, что они хотят. Это объясняет, почему все методы достижения сотрудничества должны быть одновременно добрыми и твердыми, а не контролирующими и/или карательными. Это период жизни, когда формируется личность вашего ребенка, и вы хотите, чтобы ваш ребенок принимал решения о себе, говорящие: «Я компетентен. Я могу пробовать, ошибаться и учиться. Меня любят. хороший человек.» Если вы испытываете искушение помочь своему ребенку учиться через чувство вины, стыда и наказания, вы создадите обескураживающую ситуацию, которую трудно изменить во взрослой жизни.

Чтобы помочь малышу развить самостоятельность вместо сомнений и стыда, а ребенку от двух до семи лет развить инициативу вместо чувства вины, попробуйте некоторые из следующих методов, побуждающих к сотрудничеству:

  1. Если вы кричите, кричать или читать лекции, прекратите. Все эти методы неуважительны и вызывают сомнения, стыд и чувство вины в будущем.
  2. Вместо того, чтобы указывать ребенку, что делать, найдите способы привлечь его/ее к принятию решения, чтобы он/она почувствовали личную власть и автономию. — Что нам делать дальше? (Для невербальных детей говорят: «Далее мы _____», мягко и твердо показывая их, вместо того, чтобы говорить им.)
  3. Будьте уважительны, когда просите. Не ожидайте, что дети будут делать что-то «прямо сейчас», когда вы прерываете то, что они делают. Спросите: «У вас получится сделать это за пять или за десять минут?» Даже если вы думаете, что младший ребенок не полностью понимает, о чем вы говорите, вы учите себя уважительно относиться к ребенку, давая выбор вместо команд. Другая возможность состоит в том, чтобы дать ему/ей некоторое предупреждение. «Мы должны уйти через минуту. Что последнее, что ты хочешь сделать в тренажерном зале для джунглей?»
  4. Носите с собой маленький таймер. Пусть ваш ребенок поможет вам установить его на одну или две минуты. Затем позвольте ему/ей положить таймер в карман, чтобы он/она были готовы к работе, когда таймер сработает.
  5. Предоставьте ему/ей выбор, требующий его/ее помощи. «Пора идти, когда я досчитаю до 20. Ты хочешь отнести мою сумочку в машину или ты хочешь отнести ключи и помочь мне завести машину?» «Что мы должны сделать в первую очередь, когда вернемся домой, убрать продукты или прочитать сказку?»
  6. Невербальные дети могут нуждаться в обычном присмотре, отвлечении внимания и перенаправлении. Другими словами, как говаривал Дрейкурс: «Закрой рот и действуй». Тихо возьмите ребенка за руку и ведите его туда, куда ему нужно. Покажите ему/ей, что он/она может сделать вместо того, что он/она не может сделать.
  7. Используйте свое чувство юмора: вот идет щекотливый монстр, чтобы заполучить детей, которые не слушаются.
  8. Проявляйте сочувствие, когда ваш ребенок плачет (или впадает в истерику) из-за неудовлетворенности своими способностями. Сопереживание не означает спасение. Это означает понимание. Обнимите ребенка и скажите: «Ты сейчас очень расстроен. Я знаю, ты хочешь остаться, но пора уходить». Затем держите ребенка на руках и дайте ему поплакать и высказаться, прежде чем вы перейдете к следующему занятию.
  9. Дети обычно чувствуют, что вы имеете в виду, а когда нет. Не говорите ничего, если вы не имеете в виду и не можете сказать это уважительно. Затем продолжайте с достоинством и уважением — и обычно без слов. Опять же, это означает перенаправить или «показать» им, что они могут сделать, вместо того, чтобы наказывать их за то, что они не могут сделать.
  10. Создавайте распорядок для каждого события, которое происходит снова и снова: утро, время сна, ужин, покупки и т. д. Затем спросите ребенка: «Что нам нужно сделать дальше в нашей таблице распорядка дня?» Детям помладше скажите: «Настало время _____».
  11. Поймите, что вам, возможно, придется учить вашего ребенка многим вещам снова и снова, прежде чем он/она будет готов к пониманию. Потерпи. Минимум слов и максимум действий. Не принимайте поведение вашего ребенка на свой счет и не думайте, что он злится на вас, плохой или вызывающий. Оставайтесь взрослым в ситуации и делайте то, что нужно, без чувства вины и стыда.
  12. Поймите, что от вашего отношения зависит, создадите ли вы поле битвы или добрую и твердую атмосферу для вашего ребенка, чтобы исследовать и развиваться в соответствующих границах.

Ваша задача в этом возрасте – думать о себе как о тренере и помогать своему ребенку добиться успеха и научиться что-то делать. Вы также являетесь наблюдателем, работающим над тем, чтобы узнать, кем является ваш ребенок как уникальное человеческое существо. Никогда не недооценивайте способности маленького ребенка, но, с другой стороны, внимательно наблюдайте за тем, как вы вводите новые возможности и виды деятельности, и смотрите, чем интересуется ваш ребенок, что он умеет делать и чему вашему ребенку нужна ваша помощь.

В этом возрасте безопасность является большой проблемой, и ваша задача – обеспечить безопасность вашего ребенка, не позволяя своим страхам обескураживать его. По этой причине надзор является важным инструментом воспитания, наряду с добротой и твердостью при перенаправлении или обучении вашего ребенка. Например, родители могут «научить» двухлетнего ребенка не выбегать на улицу, но все равно не разрешат ему играть рядом с оживленной улицей без присмотра, потому что знают, что не могут ожидать от него «понимания». «что он/она изучил достаточно хорошо, чтобы взять на себя эту ответственность. Так почему же эти же родители ожидают, что их дети «понимают», когда они говорят «Нет!»

Миссис Фостер недоумевала, зачем ей вообще заниматься воспитанием детей. Ей казалось, что и она, и ее ребенок вышли из-под контроля. Ей не нравилось, что он «не обращал на нее внимания», и ей не нравилось, что она кричала и применяла карательные методы, которые не работали.

Она посетила родительский урок для родителей дошкольников и узнала о поведении, соответствующем возрасту. Когда она изменила свои представления об «идеальном ребенке, который подчинялся бы каждой ее команде», ей стало нравиться, что ее ребенок экспериментирует с самостоятельностью и инициативой. Вместо того, чтобы пытаться контролировать его, она начала удерживать его от неподобающего поведения, показывая ему, что он может сделать.

Больше всего ее поразило то, насколько успокоился ее ребенок, когда успокоилась она. Разочаровывающие эпизоды случались реже и разрешались быстрее благодаря ее новому пониманию.

Когда вы понимаете, что дети на самом деле не понимают «нет» так, как, по вашему мнению, они должны, имеет больше смысла использовать отвлечение, перенаправление или любой из уважительных методов позитивной дисциплины.

Упражнение

Следующие демонстрации иллюстрируют интеллектуальное развитие и помогают родителям понять, почему дети не могут понять некоторые понятия (например, нет), как только они думают, что могут.

  1. Возьмите два глиняных шарика одинакового размера. Спросите трехлетнего ребенка, одинаковы ли они. Внесите коррективы, беря пластилин из одного шарика и добавляя его в другой, пока ребенок не согласится, что они одного размера. Затем прямо перед ним/ней разбейте один шар глины. Затем спросите его/ее, остались ли они такими же. Он/она скажет «нет» и скажет вам, какой из них, по его мнению, больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *