Что должны уметь и знать дети 5 лет: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 5 лет
Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребенка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка? Какие основные задачи этого возраста? Об этом мы расскажем Вам в нашей статье.
Физическое развитие в 5 лет
К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:
- Высоко подпрыгивать на двух ногах;
- Прыгать и стоять на одной ноге;
- Бросать и ловить мяч;
- Прыгать на скакалке;
- Лазить по веревочной лестнице;
- Кататься на велосипеде и самокате.
Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.
Навыки самообслуживания
Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:
- Чистят зубы;
- Моют руки;
- Одеваются и раздеваются;
- Застегивают пуговицы, молнии;
- Завязывают шнурки.
Познавательное развитие детей 5 лет
-
Память
В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.
-
Внимание
По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.
-
Мышление
В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.
-
Воображение
Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
-
Произвольность
Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
youtube.com/embed/TkA9ZjdgU_E»>
Развитие речи в 5 лет
В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».
Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.
Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:
- Умение внимательно слушать;
- Распознавать звуки;
- Строить фразы;
- Умение держать карандаш.
Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.
Выводы
Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками. Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Что должен уметь ребенок в 5 лет, что должны знать мальчики и девочки
Пятилетний малыш это достаточно развитой человек с разнообразным количеством умений (от разговорных до социально-бытовых). Существуют определённые нормы в программе федерального государственного стандарта (ФГОС), что ребенок должен уметь в 5 лет (девочки и мальчики), в зависимости от возраста, но при этом любое несоответствие списку нельзя рассматривать, как отклонение в развитии (есть онлайн-памятка для родителей). Скорее всего у дошкольника свой индивидуальный ритм.
Что должен уметь ребенок в 5 лет
У чада старшего дошкольного возраста на первый план выходит его интеллектуальное развитие, умение общаться, способность усваивать новую информацию.
К сведению! При этом не стоит упускать из виду физическое развитие: малыш на пятом году должен обладать достаточно развитой координацией движений и обладать хорошей мелкой моторикой.
Малыши должны быть развиты
Из интеллектуальной сферы дошкольник в этом возрасте должен уметь считать до 10, знать основные геометрические фигуры, складывать и отнимать.
Важнейший навык — развитая речь. Ведь пятилетка это школьник в недалёком будущем, и коммуникативные способности в школе ему очень пригодятся.
Критерии развития ребенка в педагогике и психологии
Педагогика и психология по-разному оценивают,что должен знать ребенок в 5 лет. При этом педагог должен учитывать психологическую готовность ребёнка к длительным занятиям. Психология оценивает соответствие малыша своему возрасту по темпераменту, характеру, памяти, умению концентрироваться достаточно долго на одном предмете, воображению, мышлению.
Важно развитие речи
Уровень развития мышления
У пятилеток начинает активно проявляться наглядно-образное мышление, то есть дети начинают оперировать в своей деятельности не конкретными предметами, а их образами. Если раньше малышу для совершения действий требовался конкретный предмет, то теперь он любой предмет может считать тем, что ему нужно. Это очень чётко проявляется в играх.
Данный тип мышления предшествует следующей стадии развития словесно-логического мышления, необходимого ребёнку для успешной адаптации в школе.
Важно! Развитие идёт ярко выраженными этапами с конкретными возрастными рамками. Хотя границы этих рамок достаточно подвижны, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, родителям следует обращать внимание на определённые маркеры развития ребёнка и, в случае сомнений, всё ли идёт, как надо, обратиться за консультацией к специалисту.
Общая осведомлённость и умственное развитие
Кругозор ребёнка это ещё один показатель его умственного развития. Малыш в пять лет должен знать свои фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, возраст, имена родителей, адрес проживания.
Также ребёнок должен знать и различать времена года, уметь назвать домашних и диких животных. Для выявления достаточности эрудированности малыша детскими психологами разработаны различные тесты.
Память и внимание
Для развития кругозора ребёнка возникает ещё один фактор оценки его развития — память. В старшем дошкольном возрасте преобладает преимущественно наглядно-образной память: малыши легче запоминают конкретные предметы либо словесную информацию, преподнесённую в образной, эмоциональной форме.
Память тренируется с внимательностью
Внимание! Малыш гораздо быстрее запоминает любую информацию, полученную в игровой форме. Внимание дошкольника также напрямую зависит от его заинтересованности: чем увлекательней для него процесс, тем с меньшими усилиями можно удержать его внимание в течение нужного времени.
Развитие речи пятилетки
Словарный запас должен достигать примерно 3000 слов, кроха способен описать картинку, сочинить простой рассказ. В речи он использует различные части речи, причастные и деепричастные обороты.
К сведению! Речь походит на речь взрослого с ошибками в падежах и спряжениях глаголов.
Следует подчеркнуть важность речевого показателя у детей. Развитая речь помогает чаду коммуницировать со сверстниками, обмениваться информацией, точнее выражать свои мысли и эмоции, устанавливать новые контакты.
Уровень физического развития
Пять лет — это оптимальный возраст начинать отдавать малышей в различные спортивные секции:
- гимнастика;
- фигурное катание;
- командные игры (футбол, хоккей).
В некоторых видах спорта, если начинать заниматься в более позднем возрасте (7-8 лет), это значительно уменьшает шансы достичь больших успехов.
К сведению! Пятилетки обладают достаточно развитыми двигательными навыками, при этом сохраняя детскую гибкость и пластичность. В добавок ко всему у ребёнка происходят активные процессы развития интеллектуального плана. Всё это позволяет заложить прочный фундамент для развития навыков в определённом виде спорта и во взрослой жизни.
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики ребёнка сильно коррелирует с его общим развитием. По этому показателю можно определять уровень его интеллектуальных навыков:
- мышление;
- память;
- развитие речи;
- умение рассуждать.
В этом возрасте малыш должен уверенно обращаться с ножницами, копировать буквы ручкой, рисовать простые предметы, раскрашивать в пределах контура, шнуровать ботинки — всё это подготавливает пальчики ребёнка к письму.
Социально-бытовые навыки
Данный критерий можно разбить на несколько отдельных факторов, объединяющих конкретные навыки.
Социальное развитие
Малыш здоровается и прощается, благодарит, когда это требуется, общаясь со взрослыми или сверстниками, не перебивает, понимает и применяет вежливое обращение, не кричит, спокойно разговаривает, не перебивает, умеет договариваться.
Навыки самообслуживания
Малыш сам умеет одеваться и раздеваться, моет руки после улицы и перед едой, пользуется столовыми приборами, то есть умеет удовлетворять свои ежедневные личные потребности.
Можно учить мытью посуды
Бытовые навыки
Может выполнять простую уборку, вытирать пыль, покормить домашнего питомца. Можно добавить и более сложные навыки, такие как мытьё посуды, пола, но при этом нужно проследить, насколько он готов к таким заданиям.
Эмоциональное развитие пятилетнего малыша
Умение малыша правильно определять чужие эмоции и управлять своими — важный навык, способствующий лучшей его адаптации в незнакомой обстановке. Не стоит забывать и о необходимости ребёнком распознавать собственные эмоции.
Пять лет это пограничный возраст между детским садом и школой. От того, насколько дошкольник преуспел в овладении вышеперечисленными навыками и умениями, во многом зависит его успешность как школьника.
вех развития — Rainbows United
Девяносто процентов развития мозга ребенка происходит в возрасте до пяти лет.
Чтобы получить представление о том, чем должны заниматься маленькие дети вашего возраста, ознакомьтесь с этими вехами развития.
Вот некоторые из признаков нормального развития ребенка от рождения до пяти лет. Помните, что все дети разные и могут учиться и расти с разной скоростью. Однако, если ваш ребенок не может выполнять некоторые из навыков, перечисленных для его или ее возрастной группы, вам следует проконсультироваться с педиатром.
Вы также можете проверить своего ребенка у специалиста в Клинике скрининга развития Connecting Point, 267-3535. Эта услуга предоставляется бесплатно.
В 3 месяца
Ваш ребенок: поворачивает голову в сторону ярких цветов и огней, следит взглядом за движущимся объектом, узнает бутылочку или грудь, реагирует на громкие звуки, хватается за погремушки или волосы, покачивается и пинает ногами и руками , поднимать голову и грудь на животе, улыбаться, издавать воркующие звуки?
В 6 месяцев
Ваш ребенок: поворачивается к источнику обычного звука, тянется к игрушкам и берет их, переворачивается (в обе стороны), перекладывает игрушки из одной руки в другую, играет пальцами ног, помогать держать бутылочку во время кормления, узнавать знакомые лица, болтать, сидеть с минимальной поддержкой?
В 12 месяцев
Ваш ребенок: подтягивается к стоячему положению, ползает на руках и коленях, пьет из чашки, наслаждается пряниками и пирожным, машет рукой на прощание, кладет игрушки в контейнеры, сказать 1-2 слова, походить по мебели?
В 18 месяцев
Ваш ребенок: любит тянуть, толкать и сбрасывать предметы, выполнять простые указания, снимать обувь, носки и варежки, любит смотреть на картинки, немного кушает, использует 8–10 понятные слова, ходить без посторонней помощи, перешагивать с низких предметов и сохранять равновесие, складывать 2-3 блока, переворачивать по 2-3 страницы за раз?
В 2 года
Умеет ли ваш ребенок: использовать предложения из 2–3 слов, называть игрушки, узнавать знакомые картинки, есть с ложки, играть в одиночку и независимо, переворачивать страницу за раз, нравится подражать родителям , определять волосы, глаза, уши и нос, указывая, строить башню из 6 блоков, проявлять привязанность, хорошо бегать?
В 3 года
Ваш ребенок: ходит по ступенькам, чередуя ноги, катается на трехколесном велосипеде, одевается под присмотром, открывает дверь, играет с другими детьми, повторяет простые стишки, использует предложения из 3–5 слов, имя в правильно использовать хотя бы один цвет, пользоваться туалетом, ходить по очереди, прыгать на одной ноге, есть, проливая воду, мыть и вытирать руки, бросать мяч через голову, избегать некоторых опасностей, таких как жара, следовать одношаговым инструкциям, различать большое и маленькое , озвучивать потребности в туалете, знать имя и фамилию?
В 4 года
Ваш ребенок: подает еду сам, чистит зубы с посторонней помощью, одевает простую одежду, копирует линии, круги и рисует лицо, ловит отскочивший мяч, качается без посторонней помощи, указывает на предметы и называет их в книгах, передвигаться по непосредственной близости, следовать двух- и трехшаговым знакомым указаниям, сортировать по форме и цвету, наслаждаться игрой в переодевание, делиться игрушками, играя с другими, объединять два или более предложений, задавать вопросы на «что», рассказывать простые истории, знать возраст и пол, указать на 6 основных цветов, знать фамилию?
В 5 лет
Умеет ли ваш ребенок: хорошо пользоваться вилкой и ножом, умываться и вытирать лицо и чистить зубы без посторонней помощи, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, рисовать простые фигуры, ловить брошенный мяч, прыгать через низкие предметы, знать простые песни или рассказы, безопасно переходить улицу, следовать трехшаговым незнакомым инструкциям, называть цвета и цифры, участвовать в сложной притворной игре, инициировать игру и играть с другими, разрешать конфликты со сверстниками, быть понятным незнакомым людям, использовать прошлое и будущее напрягать в сложных предложениях, отвечать на вопросы «wh», наслаждаться загадками и шутками, знать номер телефона и адрес, ходить назад на пятках, бегать на цыпочках, печатать несколько заглавных букв, узнавать собственное печатное имя, шнуровать обувь.
Найдите варианты БЕСПЛАТНОЙ оценки
Вехи развития вашего ребенка от 3 до 5 лет
В первые 5 лет развития вашего ребенка произойдут огромные изменения. По мере взросления их навыки развиваются.
К ним относятся:
- крупная моторика — использование крупных мышц, которые координируют движения тела, такие как стояние, сидение и ходьба
- мелкая моторика — использование мелких мышц для точно скоординированных движений, таких как удерживание игрушки и рисование мелками
- общение и слух
- социальные и эмоциональные
- решение проблем, обучение и понимание
Возраст, указанный для вех в этом руководстве, является средним. Все дети разные. Большинство детей должны пройти эти вехи.
Информация:
Поговорите со своим врачом общей практики или медсестрой общественного здравоохранения (PHN), если вас беспокоит развитие вашего ребенка. Они могут провести дополнительные анализы или направить вашего ребенка к специалисту.
К 3 годам
К этому возрасту большинство детей достигают следующих показателей:
Общая моторика
Ваш ребенок сможет:
- ходить по лестнице
- крутить велосипед на трехколесном велосипеде
Мелкая моторика
Они смогут:
- копировать круг
- рисовать голову человека
Общение и слух
Ваш ребенок сможет:
- составлять предложения из 4-5 слов
- рассказывать истории
9 0130 Социальные и эмоциональные
Ваш ребенок будет играть с другими детьми небольшими группами.
Решение проблем, обучение и понимание
Ваш ребенок может:
- копировать или подражать другому человеку
- выстраивать в ряд 4 объекта, например кубики или машины
К 4 годам
К этому возрасту большинство детей достигают следующих показателей:
Общая моторика
Ваш ребенок сможет:
- подпрыгивать
- балансировать на каждой ноге в течение 3 секунд
Мелкая моторика
Умеют:
- копировать квадрат мелом
- рисовать крест (знак +)
- рисовать человека из 3-х частей
Общение и слух
Ваш ребенок сможет назвать 4 цвета. Их речь будет легко понять другим.
Социальные и эмоциональные
Ваш ребенок будет играть по очереди с другими детьми. Они могут спеть песню.
Решение проблем, обучение и понимание
Ваш ребенок может:
- одеваться
- играть
- называть разные цвета
К 5 годам
К этому возрасту большинство детей достигают следующих показателей:
Общая моторика
Ваш ребенок сможет:
- ходить с пятки на носок – по прямой линии, одна нога впереди другой
- пропускать
Мелкая моторика
Они смогут:
- копировать треугольник
- нарисовать человека с 6 частями тела
Общение и слух
Ваш ребенок будет знать числа от 1 до 10.