Разное

Что должны уметь дети в 1 год и 2 месяца: таблица роста и веса, режим дня малыша, особенности

Содержание

все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Малыш становится всё крепче физически и эмоционально.

Родители замечают, как дети делают большие рывки в развитии своих навыков – начинают ходить, говорят первые слова.

Как улучшить и разнообразить жизнь малыша в 1 год 2 месяца также волнует любого родителя.

Физические параметры в год и два месяца

Нормой ВОЗ для 14-ти месяцев были выработаны следующие показатели:

  1. Вес – 10-13 кг
  2. Рост 74-82 см
  3. Окружность головы – 46-48 см
  4. Обхват груди – 48-51 см

Важно! Допускаются небольшие отклонения от нормы. Не стоит переживать, если Ваш малыш немного крупнее или, наоборот, меньше окружающих детей. Каждый ребёнок развивается в разных условиях, неудивительно, что каждая его черта формируется по-своему.

Что умеет делать малыш

В этом возрасте дети уже ходят без посторонней поддержки.

Также дети могут сами подниматься по лестнице, присаживаться, забираться на невысокие препятствия, например на диван или кресло, а также спускаться с них.

Совершает несложные действия над предметами.

Он может расчесываться, открывать/закрывать дверки шкафа, кататься на игрушечной лошадке.

Если у него что-то не получается, он показывает на предмет и просит о помощи, умело имитирует поведение родителей, например, прикладывает что-нибудь к уху и «говорит по телефону».

Также может попросить родственников поиграть с ним в конкретную игру.

Вы можете заметить, что в это время малыш уже играется сам.

Особенности психоэмоциональной сферы

Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.

Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» — малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.

Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.

Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».

Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.

Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства. В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой.

Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав. Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.

Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.

Речь

У ребёнка растёт пассивный словарный запас. Он без проблем выполняет несложные просьбы, сам называет некоторые. Также дети уже понимают то, что им говорят люди вокруг, если попросить их показать предмет, с которым они знакомы, то без труда покажут, будь это животное в книге или какая-то их игрушка. В основном, ребёнок произносит одно- или двусложные слова, может придумать для вещи своё название, исходя из её общих свойств.

Малыш подражает звукам животных, а также различает их. Теперь он может отличить голос близкого от голоса чужого.

Рацион питания в 14 месяцев: что можно кушать

Меню малыша в это время уже сильно изменилось.

Некоторые дети ещё остаются на грудном вскармливании, но это не значит, что их пищу не нужно стараться разнообразить.

У ребёнка уже появляются новые зубы, а это повод ввести в рацион новые продукты, не забывая при этом о сбалансированном питании.

Примерное меню:

  1. Завтрак: малышу лучше, как прежде, давать кашку, но при этом уже не измельчать её так сильно, а лучше разваривать крупу. Полезными для ребёнка будут овощи, творог, яйца, рыбные и мясные пюре. Попить предложите чай, морс или молоко.
  2. Обед: обязательно давайте супы – овощные, мясные, второе блюдо подавайте с гарниром, можете побаловать ребёнка сладким после основного приёма пищи, дать ему компота, суфле или киселя.
  3. Полдник: подайте малышу какое-нибудь кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем, но не переусердствуйте. Если полдник будет слишком тяжёлым, то ребёнок будет мало съедать за ужином.
  4. Ужин: постройте на основе завтрака. Малышу не нужно набивать живот перед сном, пусть еда будет лёгкой и быстро усваиваемой.

Обратите внимание: Если Вы заметили, что перед походом в кровать ребёнок устал, можете устроить ему лёгкий перекус в виде какого-нибудь фрукта или творожка.

Рецепт блюда

Морковно-тыквенная запеканка.

Для детей такое блюдо лучше готовить на пару – в мультиварке или устроив водяную баню.

Вам понадобятся:

  • Тёртая морковь — 200 мл
  • Тёртая тыква — 200 мл
  • Молоко — 100 мл
  • Сахар — 1 стл. л.
  • Манная крупа – 2 ст. л.
  • Яйцо – 1 шт.

Кусочек тыквы почистите, промойте и натрите на тёрке, также натрите помытую и очищенную морковь. Старайтесь, чтобы моркови и тыквы было одинаковое количество.

Налейте молоко в кастрюлю и дождитесь его кипения на слабом огне, не забывайте помешивать. Положите в посуду тыкву и морковь, убавьте огонь для тушения овощей. Когда всё молоко испарится и впитается, снимите кастрюлю с огня и охладите.

Вбейте яйцо и добавьте сахар, хорошо перемешайте. Кладите сахар в зависимости от того, сколько его ест Ваш ребёнок. Положите манку и снова перемешайте так, избегайте образования комочков.

Возьмите небольшую глубокую тарелочку, переложите в неё половину теста. Налейте в кастрюлю 1,5-2 см воды поставьте в неё тарелочку с тестом, накройте крышкой и поставьте на небольшой огонь.

Не давайте воде сильно закипать, следите, чтобы брызги не попадали в тарелку. Не забывайте следить, чтобы вода полностью не выкипела, иначе тесто быстро впитает запах гари.

Дождитесь закипания воды, затем подождите еще около 20-25-ти минут. Запеканка готова. Если хотите подсластить, присыпьте сверху сахарной пудрой.

Режим дня и сна

Как и до 14-ти месяцев в распорядке дня малыша сохраняются главные положения: сон, питание, прогулки.

Вносите изменения, исходя их индивидуальных потребностей ребёнка.

В дневное время не забывайте о прогулках. Если за окном тепло, то планируйте день так, чтобы гулять с крохой два раза в день по 2-3 часа.

Зимой сокращайте время прогулок на улице до одного часа, если Вы видите, слишком холодно, то, возможно, стоит остаться дома.

Внимание: малышу понравятся прогулки перед сном примерно по полчаса. Ребёнку уже не нужно спать на улице, поэтому для него нормально бегать и исследовать окружающий мир. Плюс к этому, такие прогулки утомят малыша, его будет легче уложить спать.

Вы можете постепенно сокращать дневной сон с двух раз по 1- ,1,5 часа до одного на 1,5-2 часа. Присмотритесь к поведению малыша. Если он оба раза в день спит спокойно, то перемените с переходом, а если замечаете, что он, наоборот, постоянно просыпается и плохо спит, то это самое время сменить двухразовый сон на более длительный одноразовый.

Есть ли различия между мальчиками и девочками?

  1. В этом возрасте телосложение детей уже претерпевает изменения. Девочки остаются по показателям меньше мальчиков. Также особенностью психоэмоционального фона мальчиков является то, что они из-за лени могут начать ходить позже девочек.
  2. Также родители могут заметить, что у девочек раньше сформировываются и коммуникативные навыки. Они могут знать больше слов, распознавать больше эмоций.
  3. В этом возрасте мальчики более активны. Даже чтобы рассмотреть игрушку, они тратят больше энергии, чем девочки. Для детей очевиден выбор игрушек. Девочек уже привлекают мягкие и яркие, а мальчиков механические.
  4. Девочки проявляют больше желания общаться, чем мальчики.

Занятия с малышом

Сейчас дети охотно играют с различными развивающими игрушками – кубиками, пирамидками, книжками, конструктором и др.

Также малышу будет полезно узнавать, как работают предметы вокруг него, например, как щёлкать выключателем, втыкать вилку в розетку, застёгивать и расстёгивать молнию.

Для этой роли прекрасно подходит игровой комплекс нового поколения, именуемый бизибордом.

Играя с ним, малыш будет иметь представление о том, как совершать простейшие вещи в будущем, плюс, он может попробовать разобраться с ним сам, и родители в это время могут заниматься своими делами, просто приглядывая за ребёнком.

Существует множество способов разнообразить игры:

  1. Чтобы развить речевые навыки, разучивайте с малышом стишки и песенки, озвучивайте свои действия, когда готовите, убираете или кормите кроху. Читая книжки, объясняйте ребёнку, что изображено на картинках.
  2. Изучайте свойства предметов. Показывайте, что шарик катится, а из кубиков можно что-то построить. Покажите малышу, что бумага может порваться, а воду можно переливать из одной кастрюльки в другую. Также 14 месяцев подходящий возраст, чтобы дать ребёнку карандаши и бумагу, но следите, чтобы он не перешёл на стены.
  3. Учите с малышом базовые слова такие, как «привет», «пока», «спасибо» и «пожалуйста». Показывайте, как надо делиться игрушками и едой.
  4. Хоть малыш уже и ходит, продолжайте развивать его навыки передвижения. Пусть он учится преодолевать препятствия, ходить по ровной линии и собирать игрушки в ящик.
  5. Не забывайте о мелкой моторике ребёнка. Стройте вместе с ним пирамидки, пересыпайте крупу из одной чашечки в другую, следя, чтобы малыш не потянул её в рот, нацепите прищепки на подушку и позвольте малышу снять их вернуть на место.

Медицинское сопровождение

1 год 2 месяца – время, когда малыш продолжает всё исследовать. Не отказывайтесь от правил безопасности, которым Вы следовали в прошлом месяце. Если Вы еще не приобрели фиксаторы на окна и шкафы, силиконовые накладки на углы, то самое время это сделать.

Важно: внимательно смотрите, что малыш тянет в рот. Таблетки и бытовую химию уберите подальше от его глаз и рук.

Следите за ребёнком на детской площадке. Не давайте ему есть песок и самому залазить на горку и карабкаться по лестнице.

Такие простые правила безопасности и родительская внимательность помогут уберечь малыша от беды.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 3 месяца, год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть также видео по данной теме:

Советы родителям

Стремитесь проводить с крохой больше времени, ведь Вы никогда не знаете, когда он откажется от Вашей помощи и предпочтёт гулять и играть самостоятельно.

Ловите и запоминайте каждое мгновение с малышом, но не перегните с опекой. Всё-таки у ребёнка должно быть пространство для изучения мира.

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Итак, кроха уже на втором году жизни. Давайте узнаем, какие навыки и умения освоил малыш к возрасту 1 год и 2 месяца, чем готовится порадовать взрослых и в какой поддержке родных особо нуждается в этом периоде.

Физическое развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В возрасте 14 месяцев рост ребенка составляет 77-80 сантиметров. Вес колеблется в диапазоне от 9 до 12 килограммов. Разумеется, что все приведенные цифры — усредненные показатели нормы, которые не следует строго «примерять» на каждого малыша. Напомним, что все детки развиваются индивидуально, а потому рост и вес конкретного ребенка зависит от множества факторов: пола (у мальчиков и девочек показатели разнятся), степени активности крохи, типа питания, аппетита и даже прорезывания зубов (как правило, в это время набор веса приостанавливается). К слову, к 14 месяцам малыши обзаводятся 6-12 зубами.

Физическая активность в этом возрасте чрезвычайно высока. Усидеть на одном месте более 5 минут — сложная задача. А вот ползать, играть и всячески осваивать окружающее пространство ребенок готов сколько угодно! Что касается навыка ходьбы и правильной ходьбы, то многие малыши его уже освоили и довольно уверенно могут проходить небольшие расстояния. Да, падения еще случаются, но кроха способен подняться сам и все реже переживает по поводу каждого неловкого приземления.

Ребенок не пошел самостоятельно в 14 месяцев? Это не повод для тревоги. Если кроха здоров и активен, а регулярные профилактические осмотры у докторов на первом году жизни не сопровождались замечаниями, значит, просто не пришло время. В норме детки могут начать ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Так что наберитесь терпения и отметьте ту подготовку к своим первым шагам, которую демонстрирует кроха. Наверняка, он уже хорошо стоит у опоры, топает вдоль нее, поворачивается на месте, может нагнуться из положения стоя за игрушкой, пробует, держась за мамину руку, переставлять ножки.

Ставши пешеходом, кроха получает новые возможности для демонстрации своих умений. Главными развлечениями в 14 месяцев становятся всевозможные «упражнения» — дотянуться до всего, чего только можно, забраться в каждый уголок, на стульчик или в невысокое кресло, провести инвентаризацию шкафов, шкафчиков, тумбочек. Глаз да глаз за непоседой! Поскольку ощупать и повертеть в руках ребеночек желает абсолютно все, постарайтесь убрать подальше те предметы, которые могут представлять опасность для крохи или же являются для вас особо ценными. Малыш еще не готов внимать объяснениям о том, что кухонный нож или бутылка с уксусом — это опасно (читайте: Безопасность ребенка на кухне), а мамин планшет совершенно не подходит для игры в качестве мячика. Оставьте в зоне досягаемости карапуза те предметы и вещи, которые без опаски можно дать ему в ручки. 

И постарайтесь не ругать чадо за «шалости». Вывернул из шкафа вещи, уронил чашку, оторвал кусочек обоев? Это проявление любознательности и физических возможностей. Делать что-то со злым умыслом маленький человек не способен. А потому сердитый родительский тон считает не как замечание по вескому поводу, а как странное поведение со стороны взрослого, непонимание и даже нелюбовь.

Любимые игры в 14 месяцев тоже связаны, прежде всего, с изучением своих физических возможностей. Кидать игрушки и предметы, толкать, катить, тащить — все, что позволяет двигать ручками и ножками, неизменно в фаворе.

В этом возрасте для физического развития ребенка крайне важен режим дня, в котором обозначено четкое время для сна (детки спят один раз днем — от 1,5 до 3 часов, ночной сон длится примерно 10 часов), прогулок на свежем воздухе (чем дольше, тем лучше), приема пищи (5 кормлений в сутки с интервалом в 3,5-4 часа).

Мамин Магазин предлагает выбрать и купить качественные товары  и игрушки для гармонизации быта маленького непоседы. В наличии для этого возраста:

Кстати, сейчас наступило хорошее время для привития малышу полезных привычек, например, приучения к зарядке. Раз движение и подражание взрослым доставляет ребенку такое удовольствие, начинайте день с несложных физических упражнений вместе! Покажите крохе 3-4 упражнения. Например, махи руками, наклоны корпуса вперед-назад, вправо-влево, приседания, шаги на месте. Малыш с интересом будет повторять за вами. Если зарядка наскучила (ну, мало ли), включите веселую музыку и просто потанцуйте. Двигаться в такт музыке детки обожают! А это ли не зарядка!

Интеллектуальное развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В возрасте 14 месяцев малыши вовсю демонстрируют первые стремления к результату в некоторых сферах своей деятельности. То есть если еще в год ребеночку в большинстве случаев достаточно было подержать в руках кубики и посмотреть, как из них строит башенку мама, то теперь крохе непременно нужно самому поставить один кубик на другой или выставить кубики в определенной последовательности рядом. Это уже не просто игра, а игра на результат, стремление к успеху.

Конечно, не всегда результат достигается с первой попытки, и малыш быстро охладевает к «сложному» занятию, переключаясь на что-то иное. Однако по прошествии некоторого времени (часов или дней), кроха вновь возвращается к тому, что не получалось, и пробует построить башню, сложить пирамидку и т.д.

В этом процессе ребенку необходима поддержка родителей. Что-то не выходит? Ни в коем случае не высмеивайте малыша и не преуменьшайте значения его действий. Фразы «Ну что ты так долго возишься», «Это же так просто», «Давай я сделаю», «Чего ты кричишь, подумаешь, не получилось» — это не то, что должен услышать кроха от взрослых. Важно подбодрить малыша, утешить в случае неудачи и при необходимости деликатно предложить свою помощь: «Если хочешь, мы можем попробовать сделать это вместе».

Вообще, любые совместные занятия с мамой сейчас крайне значимы для крохи. Игры, прогулки, чтение книг, творческие занятия (лепка, рисование), да и просто посидеть на ручках у мамы — ежедневная потребность ребеночка, несмотря на растущую день ото дня самостоятельность. Не отказывайте малышу в общении, говорите с ним обо всем (комментируйте свои действия, увиденное за окном или на картинке), рассказывайте сказки, пойте песенки. Все это не только напитывает малыша любовью, но и стимулирует его умственное развитие, расширяет кругозор.

А что касается самостоятельности, то как раз в доброжелательной атмосфере, она проявляется куда как сильнее. Почему не попробовать самому управляться ложкой или, спустив штанишки, присесть на горшок, если мама рядом и всегда поддержит? В 1 год и 2 месяца детки достаточно хорошо понимают взрослую речь, в том числе похвалу в свой адрес, слова одобрения.

Кроме того, малыши уже могут выполнить некоторые просьбы взрослых: принести игрушку, подать расческу или другие предметы обихода в досягаемости ребенка, поставить чашечку, почитать вслух (разумеется, даже одного слова в этом возрасте кроха не прочтет, но может сделать вид, что читает, выдавая вам забавные наборы звуков и слогов).

Речь в 1 год и 2 месяца, по сравнению с 1 годом, обогащается незначительно. Могут добавиться несколько слов или звуков, обозначающих что-то или кого-то. Но понимает ребенок, несомненно, многое, охотно повторяет (чаще на свой лад) слова за взрослыми, копирует их интонации, поет. Может ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как говорит собачка и т.д. С упоением готов многократно повторять новое освоенное слово или звук.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. А потому уделяйте внимание занятиям, которые задействуют кисти рук крохи: рисование (пальчиковыми красками, карандашами, мелками), лепка из пластилина, игры со специальными развивающими игрушками, перебирание бусин, пуговиц. Хорошо развивают моторику пальчиковые игры («сорока-ворона кашу варила»), массаж, использовать активно в игре деревянные качественные яркие игрушки.

Интеллектуальное развитие малыша можно поддержать нужными покупками. В Мамином Магазине можно выбрать и купить наборы для творчества (пальчиковые краски, пластилин и тп), отличные кубики, мозаику по возрасту, музыкальные и звуковые игрушки поющие и говорящие голосами животных и др. 

Психоэмоциональное развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В этом возрасте малыш все больше утверждается как личность, осознает и всячески выражает собственные желания. Порой настолько эмоционально, что даже изумляет родителей. Вся гамма эмоций может смениться за весьма непродолжительное время: от заливистого смеха к громкому крику протеста, от радости к горьким слезам и рыданиям. Но волноваться не стоит — все идет как надо. Дело в том, что многие крохи 14 месяцев уже вступают в специфическую фазу развития, которую называют кризисом 1 года. На этом этапе кроха не только занят изучением окружающих предметов и их свойств, а и определяет пределы своих собственных возможностей.

Зачастую взрослые расценивают подобные опыты как непослушание. Говоришь ребенку «не трогай», а он настойчиво тянет руки к запрещенному. Объясняешь, что пора ложится спать, а он с хохотом убегает из спальни. Важно понимать, что таким поведением малыш не ставит за цель обидеть или рассердить родителей, а лишь исследует границы дозволенного и заявляет права на свое мнение. Да, в 1 год и 2 месяца ребенок еще маленький, но он уже начал формироваться как самостоятельная личность. И, поверьте, процесс этот весьма непростой — крохе довольно сложно с ним справляться. Будьте терпеливы и отстаивайте свой авторитет неизменно с уважением к маленькому бунтарю.

Ребенок в 14 месяцев очень точно определяет настроение родителей. И на все свои действия ждет реакции взрослого — похвалы, улыбки, ласки, восхищения. Если же родители какое-то время остаются безучастны, и малыш не может получить необходимого ему внимания посредством одобряемых родителями действий, кроха переходит к «тяжелой артиллерии» — плачу, капризам, тем поступкам, которые гарантировано привлекают интерес старших (например, что-то сломать или разбить). Важно не ругать ребенка, не наказывать его, а постараться уделить наследнику чуть больше времени и помочь ему утвердиться в безусловности вашей любви.

Корректировать поведение ребеночка можно с помощью ролевых игр. Разумеется, пока еще совсем несложных. Помогите малышу усвоить некоторые правила на примере любимой игрушки — куклы или мишки. Например, если кроха стал труднее укладываться спать, незадолго до предполагаемого часа отбоя вместе с крохой уложите спать игрушку. Выключайте все, что создает шум: телевизор, радио, планшет. Затем немного приглушайте свет. Переходите на тихий голос, говорите о том, что игрушке пора спать, она много играла в течение дня, пришло время отдохнуть. Дайте ребеночку покачать игрушку, а сами спойте колыбельную. Положите игрушку в кроватку. Т-с-с-с, игрушка уснула… Даже 3-5 минут такой игры вполне хватит для того, чтобы кроха снизил свою активность, проникся ситуацией. Теперь можно сообщить малышу, что и ему пора ложиться спать. Научитесь правильно говорить слово «нельзя» и не используйте слова вредители, которые сильно влияют на психоэмоциональное развитие особенно в таком возрасте.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В этом возрасте детки все еще несколько настороженно относятся к посторонним людям — как взрослым, так и детям. Дело в том, что у малышей 14 месяцев до сих пор не сформировалось понимание того, как и, собственно, зачем взаимодействовать с кем-то, кроме родителей и тех родственников, кого они видят регулярно.

Но процесс формирования этого понимания все-таки происходит. Вы можете замечать, что приходящих в гости взрослых, кроха уже не встречает плачем или с явно выраженным страхом. Да, малыш может прятаться за вами, прижиматься к родителям, проситься к ним на руки, но, получив от родителей защиту, станет наблюдать за новыми людьми. А освоившись, пойдет на прямой контакт — например, подаст ручку или разрешит взять свою игрушку.

На детской площадке карапузы пока еще тоже играют преимущественно поодиночке. Впрочем, некое взаимодействие прослеживается. Особо активные малыши идут к сверстникам «знакомиться» — подойдут, посмотрят, могут потрогать, дать свою игрушку или взять игрушку другого ребенка. Но, как правило, такое общение длится недолго, и крохи снова расходятся каждый в свою сторону. Это вполне нормально, еще некоторое время главным другом и товарищем по играм для деток будут оставаться родители.

Мамин Магазин поможет социализироваться Вашему малышу и предлагает выбрать и купить наборы для игр на улице, автомобили-каталки, пляжные палатки и тенты для веселых игр с новыми друзьями. В зимний период можно приобрести отличные игрушки для игр со снегом и различный «транспорт» для катания с горки.

Чтобы все покупки доставили вам удовольствие, мы гарантируем быстрое и приятное обслуживание .

Наслаждайтесь, ведь время бежит так быстро!

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Читайте статью:

Как развивать ребенка от 1 года до 1 года и 2 месяца.

Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.

Развитие мелкой моторики в 2 года

Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:

Развитие восприятия у двухлетних детей

Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.

  • Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
  • Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
  • Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
  • Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.

Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.

Развитие речи в 2 года

Какими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?

  • Говорит простыми предложениями;
  • В основном, называет имена существительные;
  • Употребляет в речи глаголы не часто;
  • Произносит просьбы и озвучивает свои потребности (хочу, дай, пожалуйста, спасибо и т.д.)
  • Имеет большой пассивный словарь;
  • Речь эмоционально окрашено, сопровождается жестами и мимикой;
  • Умеют произносить около 200 слов;
  • Задает вопросы (что? где? когда?).

К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.

Навыки личной гигиены

Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

  • Умываться;
  • Мыть руки;
  • Чистить зубы;
  • Ходить на горшок.

Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 — 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.

Выводы

Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко.

Заключение

2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития


08.10.2020


Время на чтение: 5 мин