Разное

Черепно мозговая травма у детей: Черепно-мозговые травмы у детей (ЧМТ)

Черепно-мозговые травмы у детей (ЧМТ)

Пока ребенок растет, он успевает переболеть различными инфекциями, заражаясь от окружающих или простужаясь. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) не передаются воздушно-капельным путем, не возникают вследствие переохлаждения, но при этом являются очень распространенным явлением, занимая одно из первых мест среди всех травм у детей.

ЧМТ – это механическое повреждение черепа, головного мозга, его оболочек, сосудов, черепных нервов, а также более легкие повреждения головы, включая ушибы, раны, порезы.

ЧМТ чаще всего происходят у детей раннего возраста в связи с анатомическими особенностями и физическим развитием малышей (нечеткая координация движений, большой размер головы относительно всего тела), а также халатностью и легкомыслием родителей или осложнениями родов (родовые травмы головы). Как правило, в раннем возрасте ЧМТ возникают в результате ушибов во время игр, падений из кроватки, коляски, с пеленальника, стульчика для кормления, с дивана, в период, когда ребенок учится ходить. ЧМТ в более старшем возрасте дети получают при падении с высоты, с велосипеда, коньков и т.д., во время занятий спортом, при попадании тяжелого предмета в голову, во время драки, в ДТП.

Травмы головы могут стать причиной инвалидности и даже смерти маленького человека, поэтому необходимо знать правила оказания первой помощи, и своевременно госпитализировать пострадавшего или обратиться к врачу в случае более легких повреждений.

Если ребенок упал и ударился головой при Вас, либо падение или удар произошли в Ваше отсутствие, даже при кажущемся его благополучном состоянии нужно обязательно показаться детскому специалисту.

Виды черепно-мозговых травм у детей:

  • родовая травма;
  • сотрясение мозга;
  • перелом черепа;
  • контузия (ушиб) мозга;
  • сдавление мозга;
  • повреждение мягких тканей головы/ костей черепа/ мозговой оболочки.

Травмы головы у детей разделяют на несколько степеней тяжести, которые, в свою очередь, характеризуются определенными симптомами.

I степень тяжести. Ребенок чувствует себя удовлетворительно, находится в сознании, присутствуют небольшие признаки наличия травмы. Может наблюдаться несильная рвота, головокружение, головная боль. Ребенок быстро восстанавливается. Угроза его жизни и здоровью отсутствует.

II степень тяжести. Сознание у ребенка может быть спутанным, при этом жизненно важные органы не повреждены. Возможна временная потеря памяти, сознания, зрения. Признаки наличия травмы явные — кровотечение, синяки, гематомы. Как правило, при своевременно оказанной помощи, возможно полное восстановление здоровья.

III степень тяжести. Ребенок может находиться в сознании, но со спутанным мышлением, либо без сознания или в коме. Нарушения координации движений, функции дыхательной системы и сердечной деятельности. Зрительные реакции притупляются. При своевременном оказании медицинской помощи возможно восстановление, при ее отсутствии — инвалидность или летальный исход.

Для выбора лечения ЧМТ у детей очень важно правильно оценить функциональное состояние мозга, чтобы подобрать адекватные медикаментозные препараты. При тяжелых ЧМТ у детей в основном требуется хирургическое вмешательство, часто – экстренное, особенно в тех случаях, когда ребенок находился без сознания длительное время.

Вы можете обратиться в одну из наших клиник к детскому неврологу, травматологу, которые после осмотра и тщательного обследования ребенка примут все необходимые меры для его лечения. В сети клиник «Медицентр» ребенку можно сделать по показаниям нейросонографию, рентгенографию черепа, ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ БЦА. Для самых маленьких пациентов в медицинском центре оборудован детский уголок с игрушками, где можно весело провести время в случае хорошего самочувствия, а доброжелательные, опытные детские врачи сделают пребывание Вашего ребенка в «Медицентре» максимально комфортным и эффективным.


Структурное подразделение
Поликарпова
Аллея Поликарпова 6к2
Приморский район

  • Пионерская
  • Удельная
  • Комендантский

Структурное подразделение
Жукова
Пр.Маршала Жукова 28к2
Кировский район

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Структурное подразделение
Девяткино
Охтинская аллея 18
Всеволожский район

  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону
+7 (812) 640-55-25

Записаться на прием

Восстановление после черепно-мозговых травм у детей в Москве

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – повреждение механическим способом черепа и внутричерепного содержимого (головного мозга, сосудов, мозговых оболочек и черепных нервов).

Следует подчеркнуть, что клинические проявления ЧМТ, ее осложнения и последствия имеют свои отличительные признаки у детей, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, присущими детскому возрасту. Черепно-мозговая травма является главной в структуре детского травматизма, составляя 30-40% всех видов травм. Чаще встречается ЧМТ у мальчиков в возрасте 3-7 лет.

Последствия

В случаях серьезных травм последствия часто очевидны и могут проявляться в виде двигательных нарушений (парезы, апраксии), нарушений речи (афазии, дизартрии), памяти (амнезии), восприятия (агнозии), внимания, нарушений интеллектуальной и эмоциональной сферы, снижении трудоспособности. В таких случаях каждое нарушение квалифицируется, определяется степень выраженности расстройства, назначается необходимая медикаментозная терапия и, соответствующие клинической картине, реабилитационные мероприятия – массаж, физиотерапия, занятия с логопедом и нейропсихологом, остеопатическое лечение и т.д.

Существует мнение, что в детском возрасте мозг более пластичен, чем у взрослых людей, и это дает большие возможности реабилитации и лучшие прогнозы. Однако, в детском возрасте часто не удается полноценно определить последствия перенесенной травмы и это связано с несформированностью определенных мозговых структур к определенному возрасту. Это хорошо видно на примере лобных долей, которые обеспечивают функцию программирования и контроля над деятельностью человека, принимают участие в интеллектуальных и мотивационных процессах и созревают в достаточной степени к шестнадцати годам. Развитие головного мозга, в целом, заканчивается вместе с завершением процесса миелианизации в двадцатипятилетнем возрасте. Таким образом, перенеся травму в раннем возрасте и восстановившись до уровня сверстников, ребенок может обнаружить отсроченные последствия ЧМТ в более взрослом возрасте в тот момент, когда начнут формироваться более сложные виды деятельности.

Диагностика

Диагностика степени нарушений высших психических функций в детском возрасте вследствие черепно-мозговой травмы – сложная, многоуровневая проблема, находящаяся под влиянием многих факторов.

Когда острый период после травмы позади, пройдены необходимые медицинские мероприятия, касающиеся здоровья и благополучия ребенка, необходимо адекватно оценить, нанесенный нервной системе урон и составить план необходимых реабилитационных мер.

Оценивая последствия ЧМТ у взрослых, мы сравниваем изменения в состоянии высших психических функций с их состоянием до травмы. Оценивая последствия ЧМТ у детей мы должны иметь ввиду тот вклад, который вносит в будущее развитие пострадавшая функция, а так же учитывать возможные отсроченные последствия, которые не проявляются на момент обследования. При очаге поражения в лобных долях, дошкольник может демонстрировать достаточные для его возраста возможности программирования и контроля, решения логических задач и выполнения сложных инструкций, однако в школе, при изучении сложных предметов могут появиться сложности усвоения материала, трудности в изучении математики, дисграфия и дислексия.

Дополнительную трудность с адекватной оценкой изменений в нервной системе ребенка после ЧМТ вносит эмоциональная незрелость в детском возрасте, перепады настроения и колебания работоспособности, свойственные различным периодам детства и юношества.

Также при работе с ЧМТ следует учитывать тот факт, что при ударе головы мозг внутри черепа, сотрясаясь, бьется о стенку черепа, противоположную стороне удара. При ударе в затылочную часть черепа страдает как затылочная, так и лобная часть мозга, что часто приводит к увеличению симптомов нарушения работы ВПФ. Череп у детей менее прочный, чем у взрослых, соответственно, возможность получения повреждений выше.

Лечение

Лечащим врачом при черепно-мозговых травмах является врач-невролог. Он назначает необходимые диагностические (МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и реабилитационные мероприятия (массаж, остеопатическое лечение, Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановлением высших психических функций (речь, внимание, мышление, память) являются логопед и нейропсихолог.

Детская черепно-мозговая травма: характерные признаки, диагностика и лечение

1)
Центры по контролю и профилактике заболеваний
ВИСКАРС. Ведущие отчеты о причинах смерти, национальные и региональные, 1999–2013 гг. ,
2015.

http://webappa.cdc.gov/cgi-bin/broker.exe
Доступ 2015.9.22

2)
Ланглуа Дж., Ратленд-Браун В., Томас К.:
Черепно-мозговая травма в Соединенных Штатах: обращения в отделения неотложной помощи, госпитализации и смерти
. Атланта, Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр по профилактике и контролю травматизма,
2004.

http://webappa.cdc.gov/cgi-bin/broker.exe

Доступ 2015.9.22

3)
Профилактика и контроль травматизма:
Черепно-мозговая травма, Центры по контролю и профилактике заболеваний.

http://www.cdc.gov/traumaticbraininjury/data/dist_hosp.html
Доступ 2015.9.22

4)
Профилактика и контроль травматизма:
Черепно-мозговая травма, Центры по контролю и профилактике заболеваний.

http://www.cdc.gov/traumaticbraininjury/data/dist_death.html
Доступ 2015.9.22

5)
Кинан Х.Т., Рунян Д.К., Маршалл С.В., Носера М.А., Мертен Д.Ф., Синал С.Х.:
Популяционное исследование черепно-мозговой травмы у детей раннего возраста.
ДЖАМА
290:
621–
626,
2003.
[PubMed] [Google Scholar]

6)
Гаджар Дж., Харири Р.Дж.:
Лечение детской черепно-мозговой травмы.
Педиатр Клин Норт Ам
39:
1093–
1125,
1992.
[PubMed] [Google Scholar]

7)
Старк М.Ю., Годыль Н.А., Белегар В.К., Андерсен С.С.:
Внутриутробное воспаление, потребление кислорода мозгом и предрасположенность к раннему повреждению головного мозга у глубоко недоношенных новорожденных.
Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed
101:
F137–
Ф142,
2016.
[PubMed] [Google Scholar]

8)
Оммая А.К., Голдсмит В., Тибо Л.:
Биомеханика и нейропатология черепно-мозговой травмы у взрослых и детей.
Бр Дж Нейрохирург
16:
220–
242,
2002.
[PubMed] [Академия Google]

9)
Голдсмит В., Планкетт Дж.:
Биомеханический анализ причин черепно-мозговой травмы у новорожденных и детей.
Am J Судебно-медицинская экспертиза Патол
25:
89–
100,
2004.
[PubMed] [Google Scholar]

10)
Силен М.Л., Кокоска Э.Р., Фендя Д.Г., Куркчубаще А.Г., Вебер Т.Р., Трейси Т.Ф.:
Травмы опрокидывания на подъездах к жилым домам: возрастные модели травм.
Педиатрия
104:
е7,
1999.
[PubMed] [Google Scholar]

11)
Bonfield CM, Naran S, Adetayo OA, Pollack IF, Losee JE:
Переломы черепа у детей: необходимость оперативного вмешательства, особенности, осложнения, исходы.
J Нейрохирург Педиатр
14:
205–
11,
2014.
[PubMed] [Академия Google]

12)
Орман Г., Вагнер М.В., Сибург Д., Замора К.А., Ошмянский А., Текес А., Поретти А., Джалло Г.И., Хуисман Т.А., Босемани Т.:
Диагностика переломов черепа у детей: следует ли добавить 3D-КТ в качестве рутинной визуализации?
J Нейрохирург Педиатр
16:
426–
431,
2015.
[PubMed] [Google Scholar]

13)
Арри Э.Н., Керр М.Л., Флетчер С., Кокс С.С., Сандберг Д.И.:
Линейные переломы черепа без смещения у детей: кого наблюдать или госпитализировать?
J Нейрохирург Педиатр
16:
703–
708,
2015.
[PubMed] [Академия Google]

14)
Виталий А.М., Стейнбок П.:
Вдавленный перелом черепа и эпидуральная гематома от фиксации головы спицами при краниотомии у детей.
Чайлдс Нерв Сист
24:
917–
23,
2008.
[PubMed] [Google Scholar]

15)
Эршахин Ю. , Мутлюер С., Мирзай Х., Палали И.:
Вдавленные переломы черепа у детей: анализ 530 случаев.
Чайлдс Нерв Сист
12:
323–
331,
1996.
[PubMed] [Google Scholar]

16)
Стейнбок П., Флодмарк О., Мартенс Д., Германн Э.Т.:
Лечение простых вдавленных переломов черепа у детей.
Джей Нейросург
66:
506–
510,
1987.
[PubMed] [Google Scholar]

17)
Комитет по исследованию травматической эпилепсии
Факторы риска травматической эпилепсии: многоцентровое исследование.
японский J нейрохирург
19:
1151–
1159,
1991. (яп.)
[Google Академия]

18)
Донован Диджей:
Простой вдавленный перелом черепа, вызывающий стеноз сагиттального синуса и повышенное внутричерепное давление: клинический случай и обзор литературы.
Сург Нейрол
63:
380–
383,
2005.
[PubMed] [Google Scholar]

19)
Тамими А., Абу-Эльруб М., Шудифат А., Салех К., Харази К., Тамими И.:
Тромбоз верхнего сагиттального синуса, связанный с повышением внутричерепного давления при закрытой черепно-мозговой травме с вдавленным переломом черепа.
Педиатр Нейрохирург
41:
237–
240,
2005.
[PubMed] [Академия Google]

20)
Куэйл К.С., Джаффе Д.М., Купперманн Н., Кауфман Б.А., Ли Б.К., Парк Т.С., Макалистер В.Х.
Диагностическое обследование при острой черепно-мозговой травме у детей: когда показаны компьютерная томография головы и рентгенография черепа?
Педиатрия
99:
Е11,
1997.
[PubMed] [Google Scholar]

21)
Мухонен М.Г., Пайпер Дж.Г., Менезес А.Х.:
Патогенез и лечение врастающих переломов черепа.
Сург Нейрол
43:
367–
372,
1995.
[PubMed] [Google Scholar]

22)
Алхелали И., Стюарт Т.К., Фостер Дж., Альхарфи И.М., Рейнджер А., Дауд Х., Фрейзер Д.Д.:
Переломы основания черепа связаны со смертностью при тяжелой черепно-мозговой травме у детей.
J Травма неотложной помощи Surg
78:
1155–
61,
2015.
[PubMed] [Академия Google]

23)
Прасад Г.Л., Гупта Д.К., Махапатра А.К., Боркар С.А., Шарма Б.С.:
Хирургические результаты врастающих переломов черепа у детей: одноцентровое исследование 43 случаев.
Чайлдс Нерв Сист
31:
269–
277,
2015.
[PubMed] [Google Scholar]

24)
Леггейт Дж. Р., Лопес-Рамос Н., Дженитори Л., Лена Г., Шу М.:
Экстрадуральная гематома у детей раннего возраста.
Бр Дж Нейрохирург
3:
533–
539,
1989.
[PubMed] [Google Scholar]

25)
Случай Я:
Случайная черепно-мозговая травма у детей грудного и раннего возраста.
Мозговой патол
18:
583–
589,
2008.
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26)
Хьюсман Т.А., Чирх Ф.Т.:
Эпидуральная гематома у детей: служат ли барьером черепные швы?
J Нейрорадиол
36:
93–
97,
2009.
[PubMed] [Google Scholar]

27)
Harn YS, Chyung C, Barthel MJ, Bailes J, Flannery AM, McLone DG:
Травмы головы у детей до 36 месяцев. Демография и результат.
Чайлдс Нерв Сист
4:
34–
40,
1988 год.
[PubMed] [Google Scholar]

28)
Дюаме А.С., Кристиан CW, Рорке Л.Б., Циммерман Р.А.:
Неслучайная травма головы у младенцев — «синдром встряхнутого ребенка».
N Engl J Med
338:
1822–
1829 г.,
1998.
[PubMed] [Google Scholar]

29)
Ло Дж. К., Лин С. Л., Кван А. Л., Ховонг С. Л.:
Острая субдуральная гематома в детском возрасте.
Сург Нейрол
58:
218–
224,
2002.
[PubMed] [Google Scholar]

30)
Христева Л., Буй Р., Боулер И., Уилкинсон А.Р.:
Проспективное наблюдение за неонатальным менингитом.
Арка Дис Чайлд
69:
14–
18,
1993.
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31)
Кристиан CW, Блок R, Комитет по жестокому обращению с детьми и безнадзорности. Американская академия педиатрии:
Жестокая травма головы у младенцев и детей.
Педиатрия
123:
1409–
1411,
2009.
[PubMed] [Google Scholar]

32)
Талвик И., Мецвахт Т., Лейто К., Пыдер Х., Коол П., Вяли М., Линтроп М., Колк А., Талвик Т.:
Нанесенная черепно-мозговая травма (ITBI) или синдром встряхивания ребенка (SBS) в Эстония .
Акта Педиатр
95:
799–
804,
2006.
[PubMed] [Google Scholar]

33)
Фанкони М, Липс У:
Синдром тряски ребенка в Швейцарии: результаты проспективного исследования, 2002–2007 гг.
Eur J Педиатр
169:
1023–
1028,
2010.
[PubMed] [Академия Google]

34)
Бреннан Л. К., Рубин Д., Кристиан К.В., Дюхайм А.С., Мирчандани Х.Г., Рорке-Адамс Л.Б.:
Травмы шеи у молодых жертв детских убийств.
J Нейрохирург Педиатр
3:
232–
239,
2009.
[PubMed] [Google Scholar]

35)
Дюэм А.С., Дженнарелли Т.А., Тибо Л.Е., Брюс Д.А., Маргулис С.С., Уизер Р.:
Синдром трясущегося ребенка. Клиническое, патологическое и биомеханическое исследование.
Джей Нейросург
66:
409–
415,
1987.
[PubMed] [Google Scholar]

36)
Магуайр С., Пикерд Н., Прощай Д., Манн М., Темпест В., Кемп А.М.:
Какие клинические признаки отличают нанесённую черепно-мозговую травму от ненанесенной? Систематический обзор.
Арка Дис Чайлд
94:
860–
867,
2009.
[PubMed] [Google Scholar]

37)
Бхардвадж Г., Чоудхури В., Джейкобс М.Б., Моран К.Т., Мартин Ф.Дж., Коронео М.Т.:
Систематический обзор диагностической точности глазных признаков при травме головы у детей.
Офтальмология
117:
983–
992,
2010.
[PubMed] [Google Scholar]

38)
Морота Н., Сакамото К., Кобаяши Н., Китадзава К., Кобаяши С. :
Инфантильное субдуральное скопление жидкости: диагностика и послеоперационное течение.
Чайлдс Нерв Сист
11:
459–
466,
1995.
[PubMed] [Академия Google]

39)
Аоки Н:
Хроническая субдуральная гематома в детском возрасте. Клинический анализ 30 случаев в эпоху КТ.
Джей Нейросург
73:
201–
205,
1990.
[PubMed] [Google Scholar]

40)
Йылмаз Н, Киймаз Н, Йылмаз С, Бухта А:
Результаты хирургического лечения субдурального выпота: клиническое исследование.
Педиатр Нейрохирург
42:
1–
3,
2006.
[PubMed] [Google Scholar]

41)
Hochstadter E, Stewart TC, Alharfi IM, Ranger A, Fraser DD:
Распространенность субарахноидального кровоизлияния и его связь с непосредственным исходом при тяжелой черепно-мозговой травме у детей.
Нейрокрит Уход
21:
505–
513,
2014.
[PubMed] [Академия Google]

42)
Лихенштейн Р., Гласс Т.Ф., Куэйл К.С., Вуттон-Горджес С.Л., Виснер Д.Х., Мискин М., Муизелаар Дж.П., Бадави М., Атабаки С., Холмс Дж.Ф., Купперманн Н., Группа по изучению черепно-мозговых травм сети прикладных исследований в области неотложной помощи детям (PECARN ):
Показания и исходы у детей с внутрижелудочковыми кровоизлияниями после тупой черепно-мозговой травмы.
Arch Pediatr Adolesc Med
166:
725–
731,
2012.
[PubMed] [Google Scholar]

43)
Грэм Ди:
Детская травма головы.
Мозг
124:
1261–
1262,
2001.
[PubMed] [Академия Google]

44)
Абу Хамде С., Марклунд Н., Ланншо М., Хауэллс Т., Райнинко Р., Викстрём Дж., Энблад П.
Расширенная анатомическая классификация при диффузном повреждении аксонов с помощью МРТ: геморрагические поражения черной субстанции и мезэнцефальной покрышки указывают на неблагоприятный долгосрочный исход.
J Нейротравма.
2016.
Июль
25. [Epub перед печатью]
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45)
Штейн С.К., Спеттел К.М.:
Отсроченное и прогрессирующее поражение головного мозга у детей и подростков с черепно-мозговой травмой.
Педиатр Нейрохирург
23:
299–
304,
1995.
[PubMed] [Google Scholar]

46)
Атлуру В., Эпштейн Л.Г., Зилка А.:
Отсроченные травматические внутримозговые кровоизлияния у детей.
Педиатр Нейрол
2:
297–
301,
1986 год.
[PubMed] [Google Scholar]

47)
Мацумото М., Санпей К. , Нишикава Х., Секи Т., Сибата И., Терао Х.:
Характеристика травматических внутримозговых гематом у детей.
Нейрол Мед Чир (Токио)
28:
1081–
1088,
1988 год.
[PubMed] [Google Scholar]

48)
Ланг Д.А., Тисдейл Г.М., Макферсон П., Лоуренс А.:
Диффузный отек головного мозга после черепно-мозговой травмы: чаще злокачественный у взрослых, чем у детей?
Джей Нейросург
80:
675–
680,
1994.
[PubMed] [Google Scholar]

49)
Брюс Д.А., Алави А., Биланюк Л., Долинскас С., Обрист В., Уззел Б.:
Диффузный отек головного мозга после черепно-мозговых травм у детей: синдром «злокачественного отека головного мозга».
Джей Нейросург
54:
170–
178,
1981.
[PubMed] [Google Scholar]

50)
Брюс Д.А., Рафаэли Р.С., Гольдберг А.И., Циммерман Р.А., Биланюк Л.Т., Шут Л., Куль Д.Е.:
Патофизиология, лечение и исход тяжелой черепно-мозговой травмы у детей.
Чайлдс Мозг
5:
174–
191,
1979.
[PubMed] [Академия Google]

51)
Эспарса Дж., М-Портильо Дж., Сарабия М., Юсте Дж.А., Роджер Р., Ламас Э.:
Исход у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Чайлдс Нерв Сист
1:
109–
114,
1985.
[PubMed] [Google Scholar]

52)
Дюэм AC, Дарем С:
Черепно-мозговая травма у детей раннего возраста: феномен субдурального кровоизлияния с полушарной гиподенсивностью («Большой черный мозг»).
Прог Мозг Рес
161:
293–
302,
2007.
[PubMed] [Google Scholar]

53)
Алали А.С., Гомес Д., Сатья С., Бурд Р.С., Мейнприз Т.Г., Моултон Р., Фальконе Р.А., де Местраль С., Натенс А.:
Мониторинг внутричерепного давления у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.
J Нейрохирург Педиатр
14:
1–
10,
2015.
[PubMed] [Академия Google]

54)
Алкхури Ф, Кириакидес ТЦ:
Мониторинг внутричерепного давления у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой: обзор результатов на основе национального банка данных о травмах.
JAMA Surg
149:
544–
548,
2014.
[PubMed] [Google Scholar]

55)
Лассен Н.А.:
Мозговой кровоток и потребление кислорода у человека.
Физиол Преподобный
39:
183–
238,
1959.
[PubMed] [Google Scholar]

56)
Экер К., Асгейрссон Б., Гранде П. О., Шален В., Нордстром К.Г.:
Улучшение исхода после тяжелой черепно-мозговой травмы благодаря новой терапии, основанной на принципах регуляции объема головного мозга и сохранении микроциркуляции.
Крит Уход Мед
26:
1881–
1886 г.,
1998.
[PubMed] [Google Scholar]

57)
Nordström CH, Reinstrup P, Xu W, Gärdenfors A, Ungerstedt U:
Оценка нижней границы церебрального перфузионного давления при тяжелой черепно-мозговой травме путем прикроватного мониторирования регионарного энергетического обмена.
Анестезиология
98:
809–
814,
2003.
[PubMed] [Google Scholar]

58)
Робертсон К.С., Валадка А.Б., Ханней Х.Дж., Контант К.Ф., Гопинатх С.П., Кормио М., Узура М., Гроссман Р.Г.:
Профилактика вторичных ишемических инсультов после тяжелой черепно-мозговой травмы.
Крит Уход Мед
27:
2086–
2095,
1999.
[PubMed] [Google Scholar]

59)
Чемберс И.Р., Стоббарт Л., Джонс П.А., Киркхэм Ф.Дж., Марш М., Менделоу А.Д., Миннс Р.А., Стразерс С., Таскер Р.К.:
Возрастные различия внутричерепного давления и церебрального перфузионного давления в первые 6 часов наблюдения после ЧМТ у детей: связь с исходом.
Чайлдс Нерв Сист
21:
195–
199,
2005.
[PubMed] [Google Scholar]

60)
Овен М.Дж., Чосника М., Будохоски К.П., Штайнер Л.А., Лавинио А., Колиас А.Г., Хатчинсон П.Дж., Брэди К.М., Менон Д.К., Пикард Д.Д., Смелевски П.:
Непрерывное определение оптимального церебрального перфузионного давления при черепно-мозговой травме.
Крит Уход Мед
40:
2456–
2463,
2012.
[PubMed] [Академия Google]

61)
Кочанек П.М., Карни Н., Адельсон П.Д., Ашвал С., Белл М.Дж., Браттон С., Карсон С., Чеснат Р.М., Гаджар Дж., Гольдштейн Б., Грант Г.А., Киссун Н., Петерсон К., Селден Н.Р., Таскер Р.К., Тонг К.А., Вавилала М.С. , Уэйнрайт М.С., Уорден Ч.Р., Американская академия педиатрии, секция нейрохирургии. Американская ассоциация нейрохирургов/Конгресс нейрохирургов. Общество детской неврологии. Европейское общество детской и неонатальной интенсивной терапии. Общество нейрореанимации. Исследовательская группа педиатрической нейрореанимации. Общество медицины критических состояний. Общество детской интенсивной терапии Великобритании. Общество неврологии в анестезиологии и интенсивной терапии. Всемирная федерация педиатрических обществ интенсивной терапии и интенсивной терапии:
Руководство по неотложной медицинской помощи при тяжелой черепно-мозговой травме у младенцев, детей и подростков — второе издание.
Pediatr Crit Care Med
13:
S1–
С82,
2012.
[PubMed] [Академия Google]

62)
Брэди К.М., Шаффнер Д.Х., Ли Дж.К., Исли Р.Б., Смелевски П., Чосника М., Джалло Д.И., Гергерян А.М.:
Непрерывный мониторинг реактивности цереброваскулярного давления после черепно-мозговой травмы у детей.
Педиатрия
124:
e1205–
е1212,
2009.
[PubMed] [Google Scholar]

63)
Штайнер Л.А., Чосника М., Печник С.К., Смелевски П., Чатфилд Д., Менон Д.К., Пикард Д.Д.:
Непрерывный мониторинг реактивности цереброваскулярного давления позволяет определить оптимальное церебральное перфузионное давление у больных с черепно-мозговой травмой.
Крит Уход Мед
30:
733–
738,
2002.
[PubMed] [Академия Google]

64)
Ле Ру П., Менон Д.К., Цитерио Г. , Веспа П., Бадер М.К., Брофи Г., Дирингер М.Н., Стоккетти Н., Видетта В., Армонда Р., Баджатия Н., Бозель Дж., Чеснут Р., Чоу С., Клаассен Д., Чосныка М., Де Джорджия М., Фигаджи А., Фугейт Дж., Хелбок Р., Горовиц Д., Хатчинсон П., Кумар М., Макнетт М., Миллер С., Найдеч А., Оддо М., Олсон Д., О’Фелан К., Провенсио Дж.Дж., Пуппо С., Райкер Р., Роберсон С., Шмидт М., Такконе Ф.:
Международная междисциплинарная консенсусная конференция по мультимодальному мониторингу в нейрореанимации: таблицы доказательных данных: заявление для медицинских работников Общества нейрореанимации и Европейского общества интенсивной терапии.
Нейрокрит Уход
21:
S297–
С361,
2014.
[PubMed] [Google Scholar]

65)
Санфилиппо Ф., Сантоночито К., Винит Т., Астуто М., Майбауэр М.О.:
Роль нервно-мышечной блокады у пациентов с черепно-мозговой травмой: систематический обзор.
Нейрокрит Уход
22:
325–
34,
2015.
[PubMed] [Google Scholar]

66)
Шеин С.Л., Фергюсон Н.М., Кочанек П.М., Байир Х., Кларк Р.С., Финк Э. Л., Тайлер-Кабара Э.К., Вишневский С.Р., Тиан Ю., Баласубрамани Г.К., Белл М.Дж.:
Эффективность фармакологической терапии внутричерепной гипертензии у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой — результаты автоматизированной системы сбора данных, синхронизированной по времени с приемом лекарств.
Pediatr Crit Care Med
17:
236–
45,
2016.
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67)
Хатчисон Дж.С., Уорд Р.Э., Лакруа Дж., Эберт П.С., Барнс М.А., Бон Д.Дж., Диркс П.Б., Дусетт С., Фергюссон Д., Готтесман Р., Джоффе А.Р., Кирпалани Х.М., Мейер П.Г., Моррис К.П., Мохер Д., Сингх Р.Н., Скиппен П.В. , исследователи гипотермии у детей с травмами головы и канадская группа по исследованиям в области интенсивной терапии :
Гипотермиотерапия после черепно-мозговой травмы у детей.
N Engl J Med
358:
2447–
2456,
2008..
[PubMed] [Google Scholar]

68)
Рияз М., Вакас М., Уджан Б.У., Ахунзада Н.З., Хади Ю.Б., Джавед Г., Бари М.Е.:
Декомпрессивная краниэктомия у младенцев: серия случаев из пяти пациентов.
Чайлдс Нерв Сист
31:
2117–
2122,
2015.
[PubMed] [Академия Google]

69)
Полин Р.С., Шаффри М.Е., Богаев К.А., Тисдейл Н., Германсон Т., Боккиккио Б., Джейн Д.А.:
Декомпрессивная бифронтальная трепанация черепа в лечении тяжелого рефрактерного посттравматического отека головного мозга.
нейрохирургия
41:
84–
92,
1997.
[PubMed] [Google Scholar]

70)
Пехманн А., Анастасопулос С., Коринтенберг Р., ван Велтховен-Вурстер В., Киршнер Дж.:
Декомпрессивная трепанация черепа после тяжелой черепно-мозговой травмы у детей: осложнения и исходы.
нейропедиатрия
46:
5–
12,
2015.
[PubMed] [Академия Google]

71)
Oluigbo CO, Wilkinson CC, Stence NV, Fenton LZ, McNatt SA, Handler MH:
Сравнение исходов после декомпрессивной трепанации черепа у детей со случайной и неслучайной тупой травмой черепа.
J Нейрохирург Педиатр
9:
125–
132,
2012.
[PubMed] [Google Scholar]

72)
Лиземер К., Браттон С.Л., Зебрак К.М., Брокмейер Д., Статлер К.Д.:
Ранние посттравматические судороги при средней и тяжелой черепно-мозговой травме у детей: частота, факторы риска и клинические особенности.
J Нейротравма
28:
755–
762,
2011.
[PubMed] [Академия Google]

73)
Курихара М., Шишидо А., Ёсихаши М., Фудзита Х., Кохагизава Т.:
Прогноз посттравматической эпилепсии у детей.
J Jpn Эпилепсия Soc
29:
460–
469,
2012. (яп.)
[Google Академия]

74)
Курихара М., Араки Х. (ред.):
Детская травма головы: от стадии обострения до реабилитации.
Издательство Исияку,
Токио,
2013. (яп.)
[Google Академия]

75)
Фулкерсон Д.Х., Уайт И.К., Рис Дж.М., Бауманис М.М., Смит Дж.Л., Акерман Л.Л., Боаз Дж.К., Люерссен Т.Г.:
Анализ отдаленных (в среднем 10,5 лет) исходов у детей с черепно-мозговой травмой и начальной оценкой по шкале комы Глазго 3 или 4.
J Нейрохирург Педиатр
16:
410–
419,
2015.
[PubMed] [Google Scholar]

76)
Suskauer SJ, Huisman TA:
Нейровизуализация при черепно-мозговой травме у детей: текущие и будущие предикторы функционального исхода.
Dev Disabil Res Rev
15:
117–
123,
2009.
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77)
Фармер Дж. Э., Клиппард Д. С., Люэр-Виманн Ю., Райт Э., Оуингс С.:
Оценка детей с черепно-мозговой травмой во время реабилитации: содействие возвращению в школу и общество.
J Узнай об инвалидности
29:
532–
548,
1996.
[PubMed] [Академия Google]

Детская черепно-мозговая травма | Симптомы, диагностика и лечение

Черепно-мозговая травма — это широкий термин, описывающий ряд симптомов, которые могут различаться по степени тяжести. Они могут быть легкими, умеренными или тяжелыми.

Черепно-мозговые травмы возникают при прямом или непрямом ударе по голове. Они могут включать шишки и синяки, сотрясения мозга, переломы черепа и серьезные травмы головного мозга. Некоторые черепно-мозговые травмы вызывают необратимые повреждения. Но большинство детей выздоравливают без долгосрочных проблем.

Тяжесть черепно-мозговой травмы определяется многими факторами. К ним относятся:

  • Длительная потеря сознания
  • Определенные неврологические симптомы, возникшие во время травмы
  • Потеря памяти о травме и времени вокруг нее
  • Аномалии при визуализации головы или мозга

Каковы общие признаки и симптомы черепно-мозговой травмы у детей?

Признаки и симптомы черепно-мозговой травмы могут быть схожими. При средней и тяжелой черепно-мозговой травме признаки и симптомы могут быть более серьезными. Они могут идти от лучшего к худшему. Они могут длиться недели, месяцы или дольше после травмы. Это нормальная часть процесса заживления.

  • Физические признаки
    • Головная(ые) боль(и)
    • Чувствительность к свету
    • Чувствительность к звуку
    • Тошнота или рвота
    • Чувство усталости или сонливости
    • Головокружение
    • Потеря равновесия или проблемы с ходьбой
    • Звон в ушах
    • Двоение или нечеткость зрения
    • Онемение или покалывание
    • Потеря сознания
  • Когнитивные (мозговые) признаки
    • Ощущение тумана или растерянности
    • Медленное мышление или медленная обработка
    • Проблемы с памятью
    • Невозможно сконцентрироваться
    • Плохое суждение
    • Отставание в школе
  • Эмоциональные знаки
    • Раздражительный или суетливый
    • Более эмоциональный, чем обычно
    • Грустный или нервный
    • Отсутствие интереса или мотивации к обычным вещам
    • Легко раздражается, злится или плачет
    • Нетерпеливый
    • Смелее, чем обычно
    • Вспышки
    • Не терпит распорядка дня
  • Спящие знаки
    • Изменение режима сна
    • Проблемы с засыпанием
    • Проблемы со сном
    • Спать больше, чем обычно
    • Спим меньше обычного

Небольшой процент черепно-мозговых травм у детей может включать более тяжелые симптомы. К ним относятся длительная потеря сознания, спастичность, мышечная слабость, судороги и более серьезные мозговые и функциональные проблемы.

Как диагностируются черепно-мозговые травмы у детей?

Врач вашего ребенка соберет информацию об истории травмы и симптомах после травмы. В зависимости от того, насколько серьезной была травма, вашему ребенку может быть проведено физическое и неврологическое обследование. Врач проверит их память, мышление, настроение, поведение, зрение и концентрацию. Они также проверят баланс вашего ребенка, координацию, мышечную силу, рефлексы и чувствительность.

В некоторых случаях для оценки степени тяжести может потребоваться МРТ или КТ.

Как лечат детские черепно-мозговые травмы?

Первым лечением черепно-мозговой травмы является покой. Это для тела и мозга. За этим следует медленное возвращение к нормальной деятельности с течением времени. Поскольку все дети и травмы разные, лечение может также включать одно или несколько из следующих действий:

  • Поведенческая терапия: поведенческая терапия включает в себя стратегии приверженности, когнитивно-поведенческую терапию, обучение навыкам совладания, биологическую обратную связь и основанную на воздействии терапию для снятия боли. . Это также включает в себя лечение тревоги, депрессии и деструктивного поведения.
  • Консультация со школьными специалистами: Школьные специалисты могут помочь справиться с симптомами после черепно-мозговой травмы в школьных условиях. Они помогут создать успешный план возвращения к обучению.
  • Реабилитационная терапия
    • Трудотерапия: Трудотерапия фокусируется на улучшении навыков, связанных со зрением, координацией, решением проблем и умственной обработкой.
    • Физиотерапия: Физиотерапия направлена ​​на улучшение навыков, связанных с двигательной функцией, ходьбой, равновесием, постуральным контролем, толерантностью к физической нагрузке и лечением мышечно-скелетных головных болей.
    • Логопедия. Логопедия фокусируется на улучшении речи, аудирования, чтения, письма, социальных навыков, памяти, внимания и решения проблем.
    • Терапия баланса: Терапия баланса нацелена на головокружение и проблемы с равновесием. Это может вызвать проблемы с безопасностью и мобильностью.
    • Зрение: Зрительные процедуры помогают избавиться от нечеткости зрения, двоения в глазах, усталости глаз, головных болей и проблем с чтением и работой за компьютером.

В очень редких случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Что мне следует ожидать после черепно-мозговой травмы моего ребенка?

Возвращение к занятиям

Сначала вашему ребенку следует избегать занятий, которые могут усугубить или увеличить вероятность получения травмы. Это включает в себя уроки физкультуры, перемены, занятия спортом, высокоскоростные занятия (скейтбординг, езда на велосипеде) или занятия с вероятностью падений или травм.
Количество выходных будет зависеть от травмы вашего ребенка. Как только ваши врачи сочтут, что можно безопасно добавлять больше активности в расписание вашего ребенка, они расскажут вам, как это сделать. Для спортсменов важно получить медицинское освидетельствование. Спортсмены должны будут следовать планам развития активности.

Возвращение в школу

Большинство детей могут постепенно вернуться в школу через несколько дней после улучшения их симптомов. Это может занять больше времени в зависимости от восстановления симптомов. В общем, если симптомы вашего ребенка улучшаются, попробуйте ходить в школу на один или два часа. Переходите на полные дни по мере переносимости. Поговорите со школьной медсестрой или представителем школы, чтобы спланировать возвращение вашего ребенка.

Планируйте возвращение в школу с учетом следующих моментов:

  • Рассмотрите неполные дни по мере необходимости
  • Увеличено время выполнения заданий и тестов
  • Дополнительные учебные ресурсы, такие как распечатанные заметки или учебные материалы
  • Разрешить в школе наполнять бутылку с водой спортивным напитком или водой
  • Перерывы на отдых по необходимости
  • Увеличено время на отработку пропущенной работы

Школьная медсестра или представитель школы должны следить за:

  • Проблемы с вниманием или концентрацией внимания
  • Проблемы с запоминанием или изучением новой информации
  • Требуется больше времени для выполнения задачи
  • Не справляется со стрессом

Если у вашего ребенка проблемы в школе, поговорите с врачом вашего ребенка.

Эмоциональное восстановление

После черепно-мозговой травмы ваш ребенок может быть уставшим, раздражительным или у него может измениться настроение. Требуется время, чтобы исцелиться. Используйте это время для отдыха и спокойных занятий. Играйте в настольные игры, читайте или выполняйте небольшие поделки в течение коротких промежутков времени. Избегайте экранного времени.

Младенцев и малышей трудно отвлечь и трудно ограничить. Попробуйте положить младенца или малыша в большую кроватку или манеж. Попросите семью и друзей навещать вас ненадолго в разное время дня.

После воздействия любого травматического события у некоторых детей могут появиться симптомы острого травматического стресса. Если вы заметили, что у вашего ребенка ночные кошмары, воспоминания, нервозность, избегающее поведение, раздражительность или любые другие эмоциональные симптомы, поговорите со своим врачом. Может потребоваться краткосрочная терапия, чтобы помочь детям исцелиться и эмоционально восстановиться после травмы. Узнайте больше о посттравматическом стрессовом расстройстве.

Лекарства и обезболивающие

Сообщите своему врачу, какие лекарства принимал ваш ребенок до травмы. Получите разрешение на возобновление приема этих лекарств после их травмы. Дайте ацетаминофен (тайленол) от боли или головной боли. Сведите использование лекарств для лечения головной боли к минимуму. Использование слишком большого количества лекарств может усугубить симптомы. Лекарство не следует использовать более трех раз в неделю.

Врач вашего ребенка может выписать рецепт на более сильное обезболивающее при других травмах. Этот препарат не для лечения головной боли. Дайте более сильное лекарство, если боль не проходит через час после введения ацетаминофена. Следуйте указаниям в рецепте. Вашему ребенку может понадобиться размягчитель стула, когда он принимает рецептурные обезболивающие, чтобы предотвратить запор.

Не давайте ребенку НПВП или ибупрофен (также известный как мотрин, адвил или алив), пока ваш врач не разрешит это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *