Разное

Чье имя арслан: происхождение, характер, судьба и тайна имени Арслан

Арслан — Значение имени

Красивое мужское имя, что в переводе с тюркского языка означает «лев», наделяет своего обладателя сходными качествами этого животного. Значение имени Арслан раскрывается в невероятной мужественности, физической и духовной силе своего владельца. Это уверенный в себе, харизматичный и притягательный мужчина.

В детстве Арслан слывет драчуном и хулиганом. Однако мальчик имеет достаточно благородные понятия – парнишка ни за что не будет драться с младшим и слабым соперником, не станет обижать девочку. Не боится оставаться один, темноты и выдуманных монстров.

Уже в достаточно маленьком возрасте начинает проявляться такое значение имени Арслан для мальчика, как напористость. Поставив перед собой какую-либо цель, ребенок со всем рвением и настойчивостью пытается ее реализовать. В учебе проявляет такое же упорство, не любит быть в числе отстающих.

Арслан прекрасно сложен и физически развит. С удовольствием будет ходить одновременно на несколько спортивных секций, постепенно выбрав одну из них. Имеет несколько хобби, наделен артистическими способностями и художественным талантом.

С возвратом значение имени Арслан для ребенка проявляется в таких чертах характера как властность и капризность. Молодой человек стремится к материальной и финансовой обеспеченности, жизненному комфорту. Внимательно следит за собственным здоровьем.

Является неизменным лидером в компании. Держит данное слово, и выполняет свои обещания. Несмотря на свои лидерские задатки, настоящих друзей у мальчика немного, но все приятели проверены на надежность.

Толкование имени вещает о том, что парнишка самостоятельно выбирает свой жизненный путь. Готов тяжело трудиться, чтобы достигнуть больших успехов, но только если занятие приносит душевное и материальное удовлетворение.

Предпочитает умалчивать о своих проблемах, полагая, что разговором о них показывает свою несостоятельность. Зато к чужим проблемам уделяет большое значение — не откажет в помощи словом и делом. Ответственно помогает своим близким и родственникам. Его друзья иногда подшучивают над парнем, говоря о том, что если бы Арслан не помогал своим родственникам, то давно бы стал миллионером.

Внешне молодой человек общителен и открыт. Но при глубоком знакомстве, все разговоры его сводятся к материальной стороне вопроса. Не любит рисковать, поэтому на важные шаги решается довольно редко и только после тщательного анализа вероятных рисков.

Одно из занятных и увлекательных хобби мужчины – это роскошный отдых. Баснословные суммы он выбрасывает на то, чтобы все было по высшему разряду, развлекаясь в кругу друзей и женщин.

Любовь

Мужчина наделен природой физической силой, прекрасно сложен, приятен в общении и обаятелен, поэтому девушек, желающих с ним провести некоторое время, а то и остаток жизни достаточно много. К женщинам относится по-рыцарски, вежлив и обходителен.

В сексе консервативен, придерживается традиций. Очень чувственный, страстный и опытный любовник. Девушка, которая понравится Арслану, должна обладать женственностью и мягкостью. Не уважает эмансипированных, болтливых и хамоватых особ.

Любить, для молодого человека вовсе не означает хранить верность своей избраннице, хотя сам уделяет большое значение в преданности ему возлюбленной. Настоящий ценитель женской красоты не может устоять ни перед одной обворожительной молодой персоной.

Семья

В семейной жизни мужчина достаточно сложный человек. Жить с ним – обозначает мириться с бесчисленными увлечениями и похождениями. Большое значение уделяет своему жизненному комфорту, любит уют и порядок.

К детям относится строго, старается быть справедливым. Уважает всех своих родственников, которые являются частыми гостями в доме. К жене относится с благоговением, старается прислушиваться к мнению супруги, обходителен, любезен, строг и внимателен.

Бизнес и карьера

Для мужчины любимая работа приравнивается к хобби, а значит успехи, которые он добьется своим трудом, будут радовать вдвойне. Благодаря лидерским способностям легко справляется с руководящими должностями, его уважают коллеги и ценят учредители. Часто начинает вести собственный бизнес, медленно и уверенно поднимая свое предприятие.

Арслан Фират

Все, за что не возьмется мужчина – обречено на успех. Трудолюбие, напористость и большое желание позволяют добиваться намеченной цели. Может быть фермером, строителем, профессиональным спортсменом, писателем, инженером.

Происхождение имени Арслан

Происхождение имени Арслан имеет тюркские корни. Указывая на место, откуда произошло именование, оно чрезвычайно популярно на своей исторической родине. Арслан, чье имя с тюркского имеет этимологическое значение «лев», в арабском языке переводится как: «арсыл» — дикий, «ан» — зверь.

Предполагается, что именование Руслан, является производным от Арслан и имеет схожую тайну имени. Наречия Аслан и Алан, что исторически считаются краткими формами имени Арслан, на сегодня стали самостоятельными именованиями.

Характеристика имени Арслан

Практически идеальная характеристика имени Арслан указывает на то, что плюсы и минусы характера мужчины идеально сбалансированы.

Арслан Толгай

Это образец умного, галантного и воспитанного человека, ценящего дружбу и семейные отношения. Единственным минусом в характере этого яркого представителя сильной половины человечества является любвеобильность, с которой, увы, сам молодой человек бороться не хочет, а также принципиальность, которая с возрастом грозит трансформироваться в догматизм и педантичность.

Тайна имени

  • Камень-талисман — изумруд, лунный камень, тигровый глаз, черный и белый сапфир.
  • Именины – не празднует.
  • Гороскоп или знак зодиака имени – Дева.
  • Планета-покровитель – Меркурий, Уран.
  • Благоприятный цвет – коричневый, темно зеленый, малиновый, синий.
  • Тотемное животное – олень, овца.
  • Благоприятное растение – мята, лаванда.

Известные люди с именем Арслан

  • Арслан Фират (1970) – профессиональный боксер из Германии первой тяжелой весовой категории.
  • Арслан Хасанов (1988) – российский журналист, писатель.
  • Арслан Толгай (1990) – полузащитник немецкой футбольной команды Бешикташ (Гамбург).

Имя Арслан на разных языках

Перевод имени Арслан на зарубежные языки созвучен с русским значением. Так, на немецкий, английский, итальянский, французский, испанский язык наречие переводится как – Arslan.

На китайском языке именование звучит как -阿爾斯蘭 (Ā’ěr sī lán), на японском — アルスラーン (Arusurān).

Формы имени

  • Полное имя – Арслан.
  • Производные, уменьшительно ласкательное, сокращенные и другие варианты – Аслан, Руслан, Асланчик, Арсик, Арсюша, Алан, Арсичек, Арсланчик.
  • Склонение имени – Арслана — Арслану.
  • Церковное имя в православии – отсутствует. При крещении малыша, родителями выбирается схожее по звучанию или значению именование. Наиболее подходящими будут – Родион, Лев, Леон.

110 лет со дня рождения Арслану Мубарякову – Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури

Сегодня, 15 декабря 2018 года, исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера, драматурга, славного сына башкирского народа Арслана Котлоахметовича Мубарякова.
Есть люди, чьи имена еще при жизни превращаются в легенду. Таким стало и имя Арслана Кутлуахметовича Мубарякова. Он принадлежит к выдающейся когорте актеров, которая определяло лицо академического театра в течение нескольких поколений. Но даже среди талантливых коллег А.Мубаряков – явление уникальное, его судьба, его искусство – могут стать предметом научных исследований и статей.
…Салават Юлаев, Борис Годунов, Отелло, Федор Протасов, Войницкий, Олег Кошевой, Ленин, Паратов… Сколько судеб им прожито, сколько рождено глубоких незабываемых образов! Не каждому актеру удается сделать так много, как это удалось великому Мастеру башкирской сцены Арслану Мубарякову.
Его актерская биография началась еще в 1928 году с ролей Буранбая в пьесе М. Бурангулова «Башкирская свадьба» и Акшан батыра в одноименной трагедии Ф. Сулейманова – Инана в постановках В. Муртазина-Иманского на сцене Уфимского техникума искусств. Чуть позже, на профессиональной сцене он дебютировал в роли матроса из «Бучи» А. Глебова.
Арслан Мубаряков пришел в сложный и важный для театра период. Башкирский театр находился тогда на стыке перехода от привычной любительщины к высокому профессиональному искусству. Удача и успех сопутствовали Мубарякову уже с самых первых шагов его актерской жизни. А.К.Мубаряков один из тех, кто в своих образах и спектаклях сформировал новый стиль и язык башкирского профессионального театра и сейчас стоит у истоков его зарождения.
Будучи совсем молодым Арслан Мубаряков переиграл почти все пьесы ранней советской драматургии, шедшие тогда на башкирской сцене. Он создавал бесстрашных, смелых, веривших в свое дело борцов и бунтарей – персонажей «революционного театра». Актер, обладая мощным темпераментом, с потрясающей силой передавал страстную веру своих героев в дело революции, в победу добра над злом. Актерское дарование молодого Мубарякова отмечено поразительной силой перевоплощения, проникновения в глубины человеческих характеров, высоким и тонким мастерством. И все же была одна, и только одна объединяющая эти образы особенность – героический характер.
«Серость, отсутствие пламени в душе того или иного персонажа – для меня это не театр. Театр в своих наилучших проявлениях и традициях всегда тяготеет к героике, и это близко мне как к художнику, как человеку, как коммунисту», пишет о себе А. Мубаряков .
Героическое начало Арслан Мубаряков выявляет и в образах современных героев, которых он очень любил играть. Например, с большой любовью и актерской преданностью он создал образы: Олега Кошевого в инсценировке В.Галимова по роману «Молодая гвардия», генерала Шаймуратова в пьесе И.Абдуллина «Генерал Шаймуратов», Шагита Худайбердина по пьесе Р.Нигмати «На берегу белой», Шатмурата в «Карлугас» Б. Бикбая и т.д.
Подлинно мировую известность принесла Арслану Мубарякову роль Салавата Юлаева у кинорежиссера Ю.Протазанова в киноэпопее «Салават Юлаев» по сценарию Ст. Злобина. Салават Юлаев Мубарякова – это орел, идущий на взлет, но обреченный на страдания. Актер в образе мужественного национального героя, воплотил прекрасные черты народного характера с большой художественной силой и человечностью. Мубаряков создал героический образ, глубоко национальный характер, поистине борца – освободителя, что по силам было только большому актеру с ярко выраженной творческой и человеческой индивидуальностью. Сам Арслан Кутлуахметович писал: «История, прошлое должны звучать современно …<>… я выстраивал образ сподвижника Пугачева как своего современника – бойца и борца» .
Снимаясь в киноэпопее, А. Мубаряков параллельно обучался на курсах режиссуры в Москве, после чего осуществил постановку более чем двух десятков спектаклей. Среди режиссерских работ постановка «Асылъяр» М.Файзи занимает особое место. «Спектакль покоряет изяществом, неожиданным призвуком очаровательной сказки, в которой добро обязательно побеждает зло…<…>…сквозь тривиальную оболочку прорывается озорная, ликующая улыбка режиссера…» , писал С.Саитов в одной из своих статей. Так же примечательна постановка Мубарякова и Р. Файзи по пьесе М. Карима «Одинокая береза», которая была показана в Москве в 1955 году во время декады. Любовь зрителей вызывали и «Тальян -гармун» Г.Ахметшна, «Весенняя песнь» Н.Наджми, «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Тансулпан» К.Даяна, «Как закалялась сталь» по Н. Островскому, «Не называя фамилии» В.Минько – постановки А. Мубарякова, которые объединяло единство мысли режиссера, простота и жизненная достоверность. Занятия режиссурой для Мубарякова были не только потребностью его творческой личности, но и долгом руководителя Второго государственного башкирского театра, которым он стал еще в 1931 году.
Широкими шагами шел вперед талантливый актер, умелый руководитель и вел за собой башкирский театр. Строгий, но добрый, скромный, но величественный, а главное – всегда и во всем благородный. Его коллег всегда восхищал талант актера, благородность и требовательность руководителя, и в то же время – удивляла его простота, доступность и человечность.
Совместная работа с режиссером Ю.Протазановым во многом раскрепостила многогранные актерские возможности Арслана Мубарякова и послужила основой для построения таких выдающихся образов, как Федор Протасов в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Егор Булычев в одноименной пьесе «Егор Булычев и другие», Сатин в «На дне» М.А. Горького, Борис Годунов в одноименной трагедии А.С. Пушкина. Это был период сложной и напряженной работы над образами, каждый их которых потребовал от актера максимальной отдачи, новых актерских красок, новой трактовки, переосмысления образа. И так, каждая его роль приобретала оригинальные новые черты. Актер не только проникал в глубину создаваемого характера, но стремился придать ему своеобразие, уделяя внимание мельчайшим деталям – жесту, мимике, походке своего героя.
С одинаковым успехом Мубаряков играл в спектаклях по пьесам национальных драматургов, русской и зарубежной классике. Но все же удачнее всего получались характеры людей, которые были наиболее знакомы артисту по опыту его жизни, – герои пьес, написанных на современные тогда темы. Например, роль Тимербулата Яппарова в пьесе А. Атнабаева «Он вернулся».
С большой любовью Арслан Мубаряков играет Тимербулата, вернувшегося на родину почти после двадцатилетнего отсутствия. А в родной деревне его не ждали… Актер с потрясающей силой передал внутреннее состояние героя, его страдания и его протест против ущемления его мечты о счастье, ведь как актера Арслана Мубарякова всегда привлекали жизненность, достоверность, психологизм образов. И лишь в один момент он показывал переход от состояния необыкновенного счастья к состоянию полного отчаяния. Мубаряков с такой глубиной, так убедительно раскрывает внутренний мир своего героя – нравственно сильного человека.
На рубеже 40-х годов в репертуаре актера появляется роль Отелло, потрясшая московскую публику в дни Башкирской декады литературы и искусства в городе Москве в 1955г. Газим Шафиков об его игре писал так: «Он заполнял собою всю сцену, рос и разрастался на глазах, обволакивая пространство бешеным танцем самоуничтожения. Голос его, без того могучий и страстный оглушал слух, затем будто откатывался, снова обращаясь в гул следующего удара» . Его Отелло не поэт и не философ, как мавр Остужева, Отелло Мубарякова – простой человек. За создание этого образа Арслану Мубарякову было присвоено звание «Народного артиста Советского Союза». Одухотворенная игра, полная глубокого психологизма и жизненной правды, принесла ему широкое признание и поставила в ряд выдающихся создателей образа Отелло в советском театре.
Невозможно пройти мимо роли Ивана Войницкого в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня», где проявились другие качества актера, говорящие о его неисчерпаемых возможностях. Мубарякову удалось без вспышек своего огневого темперамента, без лишних движений и голосовых потрясений передать глубокий, сложный мир своего героя. «Работая над этим чеховским образом, я стремился увидеть в нем не слабость, а силу, пусть задавленную обстоятельствами, но способную к взрыву, к своеобразно выраженному протесту в минуту наивысшего напряжения всех нравственных сил», пишет А. Мубаряков .
Этими ролями во время декады в 1955 году Мубаряков показал не только достижения вершин башкирского актерского искусства, но и вместе с тем, огромный рост башкирского театра.
Арслан Мубряков играл во всех спектаклях, поставленных по пьесам народного поэта М.Карима. В последние дни своей жизни А.Мубаряков исполнил роль Адамшаха в трагедии М.Карима «Не бросай огонь, Прометей!». В мифического праотца и правителя тьмы и мрака, Мубаряков вложил все свои актерские возможности, жизненный опыт и создал могучий, глубокий образ Адамшаха.
Слава Мубарякова, как актера, заключалась в том, что он уводил за собой зрителя, погружая его в мир прекрасного. Он раскрывал неведомые грани, которые нашему зрителю было совершенно неизвестно. И у него были присущие только ему почерк и манера: он всегда был самим собой и в то же время – всегда разным – в зависимости от характера исполняемой роли. Ему был свойственен и трагизм, и ярко выраженный драматизм. Он мог предстать и в амплуа несравненного комического героя. Особенно ему удавались роли героические, трагедийные, острохарактерные и глубоко психологические, в которых он использовал все свое актерское дарование.
Что же объединяет столь разные роли как Отелло и Ленин, Борис Годунов и Кошкин, Тимербулат и Салават Юлаев, Паратов и Войницкий? То, что он в любой роли играл, прежде всего, судьбу человека. И зрители ему верили, верили людям, которых играл этот актер. Его образы – это живые люди, взятые из жизни, поэтому каждая его роль потрясала своей правдивостью и жизненностью. «Мубаряков жил на сцене естественной, насквозь прозрачной жизнью: мучился и страдал вулканическими страстями шекспировского мавра, безысходными переживаниями толстовского Федора Протасова, тяжело и благородно примирялся с печальной участью своего Войницкого, спокойно и твердо руководил военными действиями, облачась в бурку и папаху генерала Шаймуратова» , вспоминал Г.Шафиков.
За всю свою творческую жизнь им было сыграно около двухсот ролей, создана целая галерея ярких образов, многие из которых стали для зрителя открытием, источником глубоких переживаний и раздумий о жизни. Мубаряков щедро передавал свой актерский опыт молодому поколению, уступая свои роли. В процессе создания образа Мубаряков делился советами, подсказками. Успех коллег, товарищей по сцене всегда радовал его.
Мубаряков, бесспорно, – одна из самых главных фигур в истории башкирского театра. Ведь его имя неразрывно связано с развитием и расцветом всей башкирской культуры. Но много сил и энергии отдавал Арслан Мубаряков и общественной деятельности. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета республики, многие годы являлся руководителем и директором башкирского академического театра. А.Мубаряков обладатель таких наград, как Народный артист СССР, лауреат государственной премии им. С. Юлаева, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.
Невозможно не отметить литературные труды Арслана Мубарякова. Его перу принадлежит множество статей и даже – три пьесы: «Женушка», «Вторая молодость», «Неугасимые сердца», которые в свое время пополнили национальную драматургию.
Природа одарила актера потрясающими внешними данными: богатырское телосложение, внушительный рост, обезоруживающая открытость широкого лица, черные густые волосы, стремительный взгляд. При этом А. Мубаряков обладал невероятным по красоте, силе, гибкости и объему голосом.
Но при всем внешнем благополучии, и, несмотря на шумное признание, судьба актера башкирской сцены была полна скрытого трагизма. Если у мальчишки – лесоруба из детского дома были мечты о лучшей жизни, надежды, планы, то постепенно, в связи с известными событиями с конца 30-х г., происходит крушение: крушение, прежде всего, самой личности А. Мубарякова, после чего та гармония, которая была в нем, сменяется хаосом в его душе. А дальше – драматичная судьба. Но он был из тех, кто умеет не отягощать других своими бедами. Это редкий дар, которым обладал Мубаряков. Возможно, именно поэтому актера больше привлекали и были ближе его творческой душе психологические и трагические роли.
Мустай Карим в своих воспоминаниях об Арслане Мубарякове писал: «И вот я думаю, пытались ли мы понять его душу? Вроде бы, пытались. Однако постичь до конца его сложный внутренний мир было непросто. Свойственные только великим мастерам сцены размышления, сомнения, колебания представлялись нам порой излишними капризами. Сегодня мы каемся. И покаяние нужно нам не для того, чтобы освежить память, а для того, чтобы живущие знали, каким он был».
С того момента, когда А. Мубаряков отошел от активной работы в театре, для него, как для человека по природе деятельного, наступил тяжелый период. Многие, кто так или иначе был с ним связан, каждый по своим причинам – как-то его забросили. Да, с ним поддерживали контакт, но уже не так, как прежде. И последние годы А. Мубарякова были грустнее, чем могли бы быть…
Художник огромного таланта, Арслан Мубаряков, своим творчеством вписал яркие страницы в историю башкирского академического театра. Преданный театру, он проявлял горячую заинтересованность в сохранении и развитии лучших национальных театральных традиций.
Как служить театру? Свято, преданно, неподкупно, с безграничной к нему любовью. Служить совершенно бескорыстно. Это – в идеале. И это идеальное сочетание возвышенных качеств воплощал в себе Арслан Мубаряков.

К 105-летию мастера башкирской сцены Арслана Мубарякова около Башкирского государственного академического театра драмы им.М.Гафури состоялось открытие памятника. Композиция представляет собой фигуру артиста, выступающего на сцене, позади которого расположен фрагмент театрального занавеса. Дочь великого артиста Гюлли Арслановна Мубарякова, говоря о значимости этого события, отмечает: «…Открытие памятника Арслана Мубарякова — это открытие памятника всему театральному искусству Республики Башкортостан в лице Арслана Котлоахметовича…».

Эльвира Абдракипова

Альп-Арслан | Сельджукский султан и завоеватель Византии

Год рождения:
c.1030
Умер:
ок. ноября 1072 г. или ок. января 1073 г.

г.

Дом/Династия:
Сельджук
Роль в:
Битва при Манцикерте

Посмотреть весь связанный контент →

Алп-Арслан , Турецкий Алпарслан («Отважный лев») , настоящее имя Хауд ад-Даула Абу Шуджа Мухаммад ибн Дауд Чагрибег , (род. ок. 1030 — умер в ноябре 1072 г. / январе 1073 г.), второй султан турок-сельджуков (1063–1072 гг.). ), которые унаследовали сельджукские территории Хорасана и западного Ирана и продолжили завоевание Грузии, Армении и большей части Малой Азии (отвоевали у византийцев).

Алп-Арслан был сыном Чагрибека, правителя Хорасана в Иране, и племянником Тогрила, правителя западного Ирана, базы сельджукской экспансии. В 1061 году умер его отец. Когда в 1063 году его дядя умер, не оставив потомства, Алп-Арслан стал единственным наследником всех владений династии, кроме Кермана в Южном Иране, которым владел один из его братьев, которого он сразу же сделал вассалом. Точно так же он легко устранил сына одной из вдов Тогрила, а также Кутлумуша, двоюродного брата и соперника.

Родившийся за пределами традиционных мусульманских стран, которыми он впоследствии управлял, Алп-Арслан передал их управление своему визирю Низаму аль-Мульку, который позже продолжал выполнять функции администратора при сыне и преемнике султана Малик-Шахе. Сохраняя контроль над Ираком, Алп-Арслан тем не менее избегал этой страны, чтобы избежать таких столкновений интересов с халифатом, резиденция которого находилась там, что осложнило последние дни Тогрила.

Политическая деятельность Алп-Арслана основывалась на идеях, которые вдохновляли всех трех великих сельджукских правителей. В Средней Азии поддерживался мир с правителями Газневидов, которых было трудно разыскать в их горных твердынях в Индии, тогда как против Караханидов Мавераннахра применялась сила. На западе, где Алп-Арслан должен был обрести всю свою славу, он столкнулся с более сложной ситуацией. С одной стороны, он решил отправиться в Египет, чтобы сокрушить исмаилитскую фатимидскую ересь, которую не принял аббасидский суннитский халифат в Багдаде, защитником которого он был. С другой стороны, он осознавал необходимость сохранения своего влияния на огузские тюркские племена (иногда называемые туркменами), что было необходимо для его военной мощи. Племена были заинтересованы прежде всего в успехе священной войны против неверных и в набегах на христианскую территорию. Против византийцев и их армянских и грузинских соседей Алп-Арслан провел серию кампаний, которые были продолжены атаками автономных огузских банд. В 1064 году он захватил бывшую столицу Армении Ани и Карс. Эти операции привели лишь к некоторому укреплению границ, что обеспечило сельджукам контроль над пастбищами на реке Аракс. Тем не менее, хотя банды вернулись на мусульманскую территорию, чтобы сохранить свою добычу, эти экспедиции нарушили систему византийской обороны и подготовили почву для последующего турецкого завоевания Малой Азии. Они привели к византийской реакции в Сирии и Армении, после чего две империи начали переговоры.

Затем Алп-Арслан счел себя достаточно защищенным с византийской стороны, чтобы предпринять по просьбе египетских повстанцев великую антифатимидскую экспедицию, о которой просил ортодоксальный халифат Аббасидов. Когда он собирался напасть на Алеппо, чей князь слишком поздно встал на сторону Аббасидов, и готовился оккупировать Сирию, Алп-Арслан узнал, что византийский император Роман IV Диоген с грозной армией атакует его тыловую армию в Армении. . Быстро вернувшись назад, он столкнулся со своим противником под Манцикертом в августе 1071 года. Византийская армия, сильная численностью, но слабая морально, пала перед превосходящими численностью, но преданными турками. К вечеру византийская армия была разбита, и впервые в истории византийский император оказался в плену у мусульманского государя. Целью Алп-Арслана не было уничтожение Византийской империи: он довольствовался выпрямлением границ, обещанием дани и союзом. Но битва при Манцикерте открыла Малую Азию туркменскому завоеванию. Позже каждая княжеская семья в Малой Азии должна была претендовать на предка, сражавшегося в этот престижный день.

За триумфом Алп-Арслана последовала обыденная смерть, позволяющая моралистам вспомнить, что сила только в Боге: в конце 1072 года он вернулся в караханидский рубеж и во время ссоры был смертельно ранен пленным. Он назначил своим наследником своего сына Малик-Шаха, 13 лет, под опекой Низама аль-Мулька.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Личность Алп-Арслана, несмотря на славу, окружающую его имя, оценить непросто. Мусульмане видят в нем великого полководца, наставника людей, честного человека, врага всякого предательства. Христиане, противопоставляя его репутацию репутации его сына Малик-Шаха, рисуют его в более резких тонах. Нет сомнений в том, что завоевания были его любимым занятием. Хотя анонимный писатель посвятил ему Malek-nāmeh, попытка проследить происхождение своей семьи и империи, Алп-Арслан, по-видимому, не проявлял особого интереса к интеллектуальным вопросам, оставив их, как и управление своей империей, своему визирю.

Клод Каэн Редакторы Британской энциклопедии

Альп-Арслан (1030-1072?)

тюркский Алпарслан («Храбрый лев»), первоначальное имя «Адуд ад-Даула Абу Шуджа» Мухаммад ибн Да’уд Чагрибег, второй султан турок-сельджуков (1063-72), унаследовавший сельджукские территории Хорасана и западной Иран и продолжал завоевывать Грузию, Армению и большую часть Малой Азии (отвоевали у византийцев).

Его личность, несмотря на славу, окружающую его имя, нелегко оценить. Мусульмане видят в нем великого полководца, наставника людей, честного человека, врага всякого предательства. Христиане, противопоставляя его репутацию репутации его сына Малик-шаха, рисуют его в более резких тонах. Нет сомнений в том, что завоевания были его любимым занятием. Хотя анонимный писатель посвятил ему Малек-наме, попытку проследить происхождение его семьи и империи, Алп-Арслан, по-видимому, не проявлял особого интереса к интеллектуальным вопросам, оставив их, как управление своей империей, на его усмотрение. визирь.

Он был сыном Чагрибека, правителя Хорасана в Иране, и племянником Тогрила, правителя западного Ирана, базы сельджукской экспансии. В 1061 году умер его отец. Когда в 1063 году его дядя умер, не оставив потомства, Алп-Арслан стал единственным наследником всех владений династии, кроме Кермана в Южном Иране, которым владел один из его братьев, которого он сразу же сделал вассалом. Точно так же он легко устранил сына одной из вдов Тогрила, а также Кутлумуша, двоюродного брата и соперника.

Родившийся за пределами традиционных мусульманских стран, которыми он впоследствии управлял, он передал их управление своему визирю Низаму аль-Мульку, который позже продолжал выполнять обязанности администратора при сыне и преемнике султана Малик-Шахе. Сохраняя контроль над Ираком, он тем не менее избегал этой страны, чтобы избежать таких столкновений интересов с халифатом, резиденция которого находилась там, что осложнило последние дни Тогрила.

Его политическая деятельность была основана на идеях, которые вдохновляли всех трех великих сельджукских правителей. В Средней Азии поддерживался мир с правителями Газневидов, которых было трудно разыскать в их горных твердынях в Индии, тогда как против Караханидов Трансоксании применялась сила. На западе, где ему предстояло снискать всю свою славу, он столкнулся с более сложной ситуацией. С одной стороны, он решил отправиться в Египет, чтобы сокрушить исмаилитскую фатимидскую ересь, которую не принял аббасидский суннитский халифат в Багдаде, защитником которого он был. С другой стороны, он осознавал необходимость сохранения своего влияния на туркмен, что было необходимо для его военной мощи. Туркмены были заинтересованы прежде всего в успехе священной войны с неверными и в набегах на христианскую территорию. Против византийцев и их армянских и грузинских соседей он провел ряд походов, продолжавшихся атаками автономных туркменских отрядов. В 1064 году он захватил бывшую столицу Армении Ани и Карс. Результатом этих операций стало лишь некоторое укрепление границ, что обеспечило туркменам контроль над пастбищами на реке Аракс. Тем не менее, хотя туркмены и вернулись на мусульманскую территорию, чтобы сохранить свою добычу, эти экспедиции расстроили византийскую оборонительную систему и проложили путь для последующего турецкого завоевания Малой Азии. Они привели к византийской реакции в Сирии и Армении, после чего две империи начали переговоры.

Алп-Арслан против императора Диогена

Затем Алп-Арслан счел себя достаточно защищенным с византийской стороны, чтобы предпринять, по просьбе египетских повстанцев, великую антифатимидскую экспедицию, о которой просил ортодоксальный Аббасидский халифат. Когда он собирался атаковать Алеппо, чей князь слишком поздно стал на сторону Аббасидов и готовился оккупировать Сирию, он узнал, что византийский император Роман IV Диоген с грозной армией атакует его тыловую армию в Армении. Быстро вернувшись назад, он столкнулся со своим противником под Манцикертом в августе 1071 года. Византийская армия, сильная численностью, но слабая морально, пала перед превосходящими численностью, но преданными турками. К вечеру византийская армия была разбита, и впервые в истории византийский император оказался в плену у мусульманского государя.

Какова была Его конечная цель?

Его целью не было уничтожение Византийской империи: он довольствовался уточнением границ, обещанием дани и союзом. Но битва при Манцикерте открыла Малую Азию туркменскому завоеванию. Позже каждая княжеская семья в Малой Азии должна была претендовать на предка, сражавшегося в этот престижный день.

За его триумфом последовала банальная смерть, позволяющая моралистам вспомнить, что сила только в Боге: в конце 1072 года он вернулся в караханидский рубеж и во время ссоры был смертельно ранен пленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *