Baby sensory info: Welcome to Baby Sensory
Простое руководство по сенсорному развитию детей
Поделиться
Электронная почта
Младенцы и дети учатся и познают мир с помощью своих органов чувств. Узнайте, насколько важно сенсорное развитие у детей и как они учатся с помощью своих семи органов чувств.
Что такое сенсорное развитие?
Младенцы начинают учиться через свои сенсорные системы. Они получают информацию через свои органы чувств, такие как глаза и уши. Разум и чувства работают вместе, чтобы создать осмысленный мир.
Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и благополучия. Она составляет основу обучения и восприятия ребенка.
Согласно Марике де Витт, автору книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», младенцы начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с самого рождения. Они поворачивают голову на звук, следят глазами за предметами и обнаруживают свои руки и ноги, касаясь их.
Позже они начинают развивать зрительно-моторную координацию и будут использовать свои руки, чтобы прикасаться к чему-либо, что они видят. Затем они начинают исследование глазами, руками и ртом, кладя предметы в рот, что стимулирует чувство вкуса.
Гораздо позже их зрительная глубина восприятия развивается, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.
Де Витт добавляет, что хотя органы чувств развиваются независимо, к концу первого года жизни младенцы достигают сенсорной интеграции . Затем они могут обрабатывать информацию от нескольких органов чувств вместе, особенно от зрения и слуха.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Что такое 7 чувств?
Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Это пять основных чувств.
Но знаете ли вы, что у тела есть еще два важных чувства — проприоцептивное и вестибулярное?
Давайте рассмотрим каждое из семи чувств, как описано в книгах «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку», написанных Энн Ричардсон, и «Язык и Готовность к школе», написанная Марти Питерс.
1.
Зрение (зрение)
С помощью зрения мы можем:
- Интерпретировать информацию, которую мы видим.
- Узнавать объекты или окружающую среду вокруг нас.
- Смотрите, куда мы движемся, и перемещайтесь в пространстве.
- Получать информацию (через глаза) и передавать информацию остальным частям тела, чтобы мы могли реагировать и реагировать на окружающую среду.
- Развивайте язык и словарный запас, называя то, что мы видим.
Зрение — наименее развитое из чувств при рождении. Младенцы не могут четко сфокусироваться или видеть дальше, чем на 30 см перед собой.
Зрительная стимуляция с самого рождения очень важна для развития этого чувства. Ваш ребенок должен научиться:
- Как следить за объектами глазами.
- Чтобы различать цвета.
- Как заставить глаза работать вместе.
- Зрительно-моторная координация .
- Пространственное восприятие – где он находится по отношению к окружающим его вещам.
- Восприятие глубины – что впереди или близко, что сзади или далеко.
В возрасте от 1 года до 18 месяцев дети имеют такое же зрение, как и взрослые.
Упражнения, например, заставить ребенка следовать за игрушкой глазами, не только укрепят глазные мышцы, но и улучшат его зрительное восприятие — важный навык, необходимый для чтения в дальнейшем.
2.
Слух (слуховой)
Благодаря слуху мы можем:
- Воспринимать и интерпретировать звуки, которые мы слышим.
- Определить, откуда исходит звук.
- Определить расстояние до источника звука.
- Понимать важность звука (например, автомобиль, мчащийся к вам, когда вы переходите дорогу, в этом контексте является звуком опасности).
Слуховая система развита при рождении лучше, чем зрение. Это потому, что он уже развит к 28 неделе беременности. Звук распространяется по воздуху, который улавливается рецепторами в ухе.
Новорожденные рано узнают голос матери и хорошо слышат высокие звуки.
Слух и умение слушать являются важными навыками в детстве и тесно связаны с обучением. Чем лучше дети умеют слышать и слушать, тем лучше будет их интеллектуальное развитие.
Это потому, что они развили хорошие навыки слухового восприятия . Они также будут менее разочарованы, чем дети, которые не могут учиться так же легко, потому что они не могут хорошо обрабатывать звуки.
3.
Обоняние (обоняние)
Благодаря нашему обонянию, известному как обонятельная система, мы можем:
- Улавливать приятные и неприятные запахи.
- Различать запахи.
- Будьте предупреждены об опасности.
Запахи окружающей среды улавливаются рецепторами (миллиарды крошечных волосковых клеток) в носу.
Обоняние появляется на 14 неделе беременности. Он хорошо развит при рождении, но нуждается в дальнейшей стимуляции.
Младенцы узнают своих матерей по запаху еще до того, как увидят их.
Интересно, что обоняние — единственное чувство, связанное с эмоциональным центром мозга. Вот почему вы можете почувствовать запах знакомого шампуня или другого запаха и наполниться воспоминаниями.
Запах также предупреждает нас об опасности. Когда человеку угрожает опасность, он выделяет феромоны. Их могут учуять животные и дети.
4.
Вкус (Вкус)
Через чувство вкуса мы можем:
- Определите, можно ли есть пищу или нет.
- Определите и различайте четыре основных вкуса – сладкий, кислый, соленый, горький.
Мы воспринимаем вкус через вкусовые рецепторы на нашем языке, которые регистрируют все, что соприкасается с ними. Существуют разные рецепторы для четырех разных вкусов.
Новорожденные рождаются с полным набором вкусовых желез, хотя для полного развития этих желез требуется несколько лет. Они уже могут различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.
Это чувство тесно связано с обонянием и также развивается в утробе матери в возрасте 28 недель.
Младенцы тянут в рот почти все, чтобы учиться, и это стимулирует чувство вкуса.
5.
Осязание (тактильное)
Благодаря осязанию мы можем:
- Чувствовать боль и удовольствие.
- Почувствуйте легкое или сильное давление.
- Чувствовать и понимать окружающий мир.
- Понять температуру.
- Почувствуйте тактильные качества объекта.
Осязание воспринимается через тактильные рецепторы кожи. Он сообщает вашему мозгу о боли, температуре, давлении и движениях в мышцах и сухожилиях.
Осязание — это первое чувство, которое развивается после зачатия. Плод способен реагировать на температурные и болевые раздражители в утробе матери. Он также очень хорошо развит при рождении.
Младенцы нуждаются в постоянном любящем прикосновении, чтобы развиваться и быть здоровыми. Осязание важно для их эмоциональное развитие .
Марике де Витт и Энн Ричардсон согласны с тем, что дети, которые не получают достаточного количества прикосновений, имеют более медленное развитие нервной системы, что приводит к задержке развития.
Младенцы сначала исследуют все посредством прикосновения, и это продолжается в течение нескольких лет. Это один из лучших способов познания окружающего мира.
6.
Равновесие (вестибулярное)
Вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе, отвечает за чувство равновесия . Это позволяет нам:
- Поддерживать баланс.
- Сохраняйте положение головы и тела.
- Определить направление и скорость движения.
- Чувствовать, как наши тела перемещаются в пространстве.
Вестибулярное чувство работает с рецепторами во внутреннем ухе, которые чувствуют, когда мы меняем свое положение в пространстве.
Это означает, что мы знаем, в каком направлении мы идем, как быстро мы идем и становимся ли мы быстрее или медленнее. Когда он хорошо развит, нас не тошнит и мы не реагируем плохо на обычное движение.
С помощью вестибулярной системы дети учатся сидеть, ползать, стоять и ходить, изучая чувство гравитации. Позже они будут использовать это понимание, чтобы научиться выполнять более сложные движения, такие как балансирование на бревне.
Детям раннего возраста необходимо много двигаться, чтобы должным образом стимулировать эту систему. Они должны совершать движения, такие как перекатывание, раскачивание, раскачивание и кувыркание.
7.
Осознание тела (проприоцепция)
Определение проприоцепции – это наше чувство осознания тела или положение тела. Чувство проприоцепции позволяет нам:
- Ощущать усилие, которое мы прилагаем.
- Определить наше положение в космосе.
- Контролируем наши руки и ноги.
- Почувствуйте силу чего-либо или его тяжесть.
Проприорецепторы находятся во всех наших мышцах, суставах, сухожилиях и внутреннем ухе. Они посылают информацию в мозг, чтобы сказать, напряжены ли наши мышцы и суставы или расслаблены, заняты или неподвижны.
Тогда ребенок может чувствовать, где находится его тело в пространстве, и знает, как двигаются его конечности. Это необходимо для того, чтобы он мог исследовать свой мир своим телом.
Проприорецепторы также отвечают за регулирование эмоций и за успокоение ребенка – например, крепкими объятиями, когда он расстроен.
Вот некоторые проприоцептивные упражнения для детей.
Что такое сенсорная обработка?
Сенсорная обработка относится к тому, как мозг организует ощущения, которые он получает через органы чувств. Это то, как мозг реагирует на множественные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов чувств. [источник]
Информация должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог сообщить телу, как правильно реагировать.
Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, ребенок может вести себя осмысленно и последовательно.
С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг.
Это означает, что лучший способ развития сенсорной обработки для родителей — стимулировать органы чувств ребенка, чтобы он мог учиться.
Here is a summary of how the brain processes information:
Information is received via the senses
↓
It is sent to the brain to process
↓
The brain говорит телу, как реагировать
↓
Он хранит информацию о прошлом опыте, которая влияет на то, как он реагирует на будущий опыт
Способности детей к обработке сенсорной информации улучшаются и совершенствуются по мере взросления. Их сенсорные потребности также меняются со временем.
Некоторые дети очень чувствительны к определенным раздражителям, таким как шум, запахи или прикосновения, а другие слабо реагируют на сенсорные раздражители.
Первые известны как сенсорно-защитные , а вторые известны как сенсорно-поисковые .
Сенсорный поиск Дети
Детей, недостаточно реагирующих на сенсорные стимулы, называют сенсорными искателями.
Они получают низкий уровень информации от своих органов чувств о своем опыте, поэтому их мозг не может правильно их обработать. Он не может сказать телу, как реагировать, поэтому ищет дополнительные сенсорные данные.
Дети с сенсорной защитой
Дети с сенсорной защитой чрезмерно чувствительны к раздражителям. У них есть сенсорная чувствительность. Чувства получают большое количество информации, которую мозг не может эффективно обработать, поэтому он переводит тело в режим борьбы или бегства.
Это проявляется как негативное поведение, потому что ребенок не может правильно реагировать. Эти дети даже начинают ожидать, что сенсорные переживания будут отрицательными.
Если ребенок проявляет чувствительность к определенному раздражителю, например, к игре в песочнице, существуют различные способы, с помощью которых вы можете научить его постепенно начинать подвергаться воздействию этого раздражителя. Например:
- Проведите время, наблюдая, как другие играют с песком
- Расскажите о том, что он ожидает от песка или о том, какая у него приятная текстура
- Сначала носите обувь или фартук, пока ему не станет удобно их снимать
- Сначала используйте инструменты, чтобы ему не приходилось полностью погружать руки (например, лопату или вилку)
- Сначала вводите занятие постепенно и на короткое время
- Похвалите ребенка за попытку поиграть с песком
- Предложите ребенку выбрать одно из двух занятий и посмотрите, решится ли он на одно из них (например, игры с водой или игры с песком )
Что такое сенсомоторное развитие?
Сенсомоторное функционирование – это способность организма интегрировать органы чувств и мышечную систему.
Ребенок может собирать воедино информацию, полученную одновременно различными органами чувств (например, то, что он слышит и видит), и реагировать с помощью двигательных навыков (например, уходить с пути движущегося автомобиля).
Нервная система, мышцы и органы чувств вместе помогают ребенку осознать свой мир и приспособиться к нему.
Что такое развитие сенсорного восприятия?
Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается органами чувств. Это значение , которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.
Мозг использует то, что он узнал ранее, чтобы интерпретировать эту информацию. Другими словами, он использует то, что уже считает верным в отношении мира, чтобы классифицировать то, что он воспринимает [9].0013 источник ].
Восприятие включает два процесса:
- Обработка сенсорной информации
- Обработка, основанная на знаниях или понимании человеком концепций
Существует связь между восприятием и вниманием. По словам Марике де Витт, это важно, потому что сосредоточение внимания на развитии восприятия вашего ребенка приводит к большему вниманию, которое увеличивает его диапазон концентрации .
Все обучение происходит через восприятие чувств . Поэтому жизненно важно, чтобы мозг мог организовывать получаемую информацию, интерпретировать ее, обрабатывать и реагировать соответствующим образом.
Улучшение развития восприятия ребенка
В течение первых нескольких лет жизни развитие восприятия в основном вращается вокруг чувств осязания и движения. По мере того, как ребенок растет и приближается к дошкольному возрасту, происходит постепенный переход к формированию слуховых и зрительных ощущений.
Развитие восприятия является основой, необходимой для любого формального обучения в будущем. Ребенок, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будет иметь проблемы и с дальнейшим развитием. Крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию, чтобы развить все эти навыки.
Слуховое восприятие и зрительное восприятие — два навыка, жизненно важных для развития речи и обучения чтению и письму.
Что такое сенсорная игра?
Сенсорные игры — один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка.
Сенсорная игра — это любая игра, которая стимулирует органы чувств вашего ребенка:
- Вкус
- Сенсорный
- Прицел
- Слух
- Нюхательный
- Весы (вестибулярные)
- Осознание тела (проприоцепция)
Две отличные идеи для сенсорных игр: игра с песком и игра с водой . Это виды деятельности, которыми дети должны заниматься часто. Польза от этой сенсорной деятельности безгранична.
Вот несколько замечательных идей по установке сенсорных станций для стимуляции всех органов чувств.
Как сенсорная игра помогает развитию
Лучший способ развития и улучшения сенсорного развития вашего ребенка — это игра. Через игру дети учатся тому, чему их никто не может научить.
Джоан Хендрик, автор книги «Всеобщее обучение: развивающая программа для детей младшего возраста», утверждает, что «для детей младшего возраста игра является жизненной силой обучения».
Сенсорный опыт дает детям возможность учиться, используя свое тело, что является их основным методом обучения в раннем возрасте. Они еще не могут использовать язык для обучения, как дети старшего возраста – в основном слушая, говоря или пишу.
Поэтому ценность обучения на основе опыта так важна для младенцев и детей младшего возраста.
Хендрик утверждает, что «Для маленького ребенка обсуждение и вербальное обучение имеют мало воспитательной силы без реального опыта. Обучение скорее происходит через все сенсорные каналы. Дети должны переживать, исследовать и пробовать вещи, чтобы придать им смысл».
Что такое дисфункция сенсорной интеграции (SID)?
У некоторых детей возникают трудности с обработкой и организацией информации, полученной от органов чувств. Этих детей часто неправильно понимают в классе, так как кажется, что они разыгрывают или не могут сосредоточиться.
Причина нарушения сенсорной интеграции не ясна; однако есть способы помочь ребенку, у которого есть эта трудность.
Если вы наблюдаете у ребенка несколько из следующих симптомов, рекомендуется, чтобы они были оценены эрготерапевтом, который обучен работе с сенсорной обработкой у детей.
Вот некоторые признаки проблем с сенсорной интеграцией, описанные Энн Ричардсон в ее книге «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку»:
- Пытается успокоиться
- Имеет низкий уровень активности
- Избегает крупной двигательной активности, такой как бег, прыжки, игры и т. д.
- Выглядит уставшим и упадком сил
- Имеет высокий уровень активности
- Постоянно движется
- Врезается в предметы и, кажется, не знает своего положения в космосе
- Не любит, когда к нему прикасаются
- Избегает таких занятий, как игры в песочнице или с водой
- Не любит продукты с разной текстурой
- Ищет прикосновение или громкий звук
- Чрезмерная чувствительность к звукам, образам и запахам
- Задержка развития речи
- Плохая способность спать самостоятельно
- Пытается играть самостоятельно в течение короткого периода времени
- Не может сосредоточиться в шумной или занятой обстановке
Дети с такими трудностями получат большую пользу от надлежащего осмотра эрготерапевтом. Их обычно видят на еженедельных занятиях или даже дают домашние программы, чтобы родители могли следить за ними самостоятельно.
Вот отличный контрольный список расстройств сенсорной обработки от Фонда SPD.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко и позволяет вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .
Поделиться
Электронная почта
Младенцы и их органы чувств | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ
Младенцы и дети младшего возраста сильно различаются по своей чувствительности к ощущениям комфорта и дискомфорта, знакомости и непривычности, а также по эмоциональному контексту, в котором происходят сенсорные переживания. Эта статья поможет родителям и опекунам лучше понять индивидуальные различия между сенсорными предпочтениями младенцев.
Здоровые дети приходят в этот мир прекрасно оснащенными, чтобы познакомиться с ним и узнать, как использовать его для удовлетворения своих потребностей. Они слышат звуки в телах своих матерей, а также звуки, проникающие в матку из внешнего мира. Младенцы узнают часто слышимые звуки, в том числе голос матери и любимую музыку родителей, и предпочитают их после рождения, так как позже они могут предпочесть знакомые виды, запахи, вкусы и текстуры. Младенцы приходят в мир готовыми наслаждаться как новым, так и знакомым. Они уделяют более пристальное и интенсивное внимание новым стимулам, особенно тем, которые исходят из мира людей. Сложный рисунок привлекает более концентрированное внимание, чем простой цвет; младенцы уделяют самое пристальное внимание рисунку — или даже схематичному приближению — человеческого лица.
Младенец использует свои чувства как для знакомства с окружающей средой, так и для достижения комфорта, и каждый ребенок делает это по-своему. Однажды я посетила больницу и после кормления уложила троих младенцев подряд обратно в кроватки. Один младенец расслабился, сосал большой палец. Другой пнул воздушный шар, висевший на ножке его кроватки. Третий сосредоточился на картинах на стене.
Младенцы и дети младшего возраста сильно различаются по своему интересу к различным сенсорным областям, по интенсивности их внимания к сенсорным стимулам и по их чувствительности к ощущениям комфорта и дискомфорта, знакомства и непривычности, а также по эмоциональному контексту, в котором возникают сенсорные переживания . С помощью этой статьи я надеюсь помочь родителям и опекунам лучше понять индивидуальные различия в предпочтениях младенцев в отношении сенсорного опыта.
Стремление прикоснуться, увидеть и стать частью мира
Вот воспоминания одной матери о сенсорных реакциях ее ребенка: Реагирование Карла было очевидным при рождении, когда он начал брыкаться во время интервью между доктором и мной . У него были естественные роды без анестезии, и он был очень внимателен, оглядывался по сторонам, смотрел на себя в зеркало. Он отреагировал на изменения на телевидении. В два месяца, когда я принесла ему маленькое одеяло из овчины, он зашевелился и пошевелился, словно для того, чтобы усилить ощущения, которые оно ему доставляло. В три месяца он имитировал мое махание рукой.
Некоторые маленькие дети очень интересуются миром природы. Мой семимесячный внук протягивал руки и руки, чтобы поймать солнечный луч, когда он сидел на траве под деревом. Его старшая сестра, которой было почти два года, с удовольствием бегала бы с вытянутыми руками, чтобы поймать ветерок! Другой маленький ребенок был очарован лунами, которые, как ей казалось, она видела из своего дома. «Две луны!» — настаивала она, пока дед держал ее сначала у одного окна, потом перешел к следующему окну. Она не могла принять его поправку — что это была та самая луна, которую она видела через два окна. Другими словами, восприятие сенсорного стимула в первые два года жизни не отличается четко от контекста, в котором он воспринимается.
Некоторые младенцы и дети младшего возраста находят наибольшее удовлетворение в сенсорном опыте человеческого мира. В четыре месяца Эллен брыкалась и смеялась от волнения, когда ее обожающая бабушка подошла к ней. Дженнифер в том же возрасте подпрыгивала от восторга, когда слышала шаги отца. Став взрослыми, обе женщины продолжают интенсивно и энергично проявлять привязанность.
Даже очень маленькие дети имеют определенные предпочтения в игровых материалах. Воспитательница Ала в детском саду сказала его родителям дать ему игрушки, подходящие для его возраста, например кубики. У Ала уже были блоки, но он их игнорировал; он вообще не заботился о них. Ему нравились цвета, мелки и краски. Кевин, однако, любил блоки с ранних лет и позже с восторгом вспоминал все, что он мог делать из них — строить дороги, мосты, дома, целые города. Блоки были началом его интереса к дереву, к обучению делать столы и другие вещи из дерева, интерес, который сохранялся и во взрослой жизни. (Ал никогда не проявлял интереса к созданию вещей. Он увлекся музыкой, а затем книгами.)
Преемственность сенсорных интересов в нашей жизни
В некоторых случаях сильный сенсорный интерес в младенчестве имеет глубокие корни и перерастает в жизненный путь. Это произошло с Ким, которая в семь месяцев пыталась поймать солнечный зайчик. Он продолжал интересоваться аспектами света. В 13 лет он очень хотел сделать лазер. Он подробно прочитал об этом процессе и с тоской сказал мне, что знает, что может сделать один, но у него нет 75 долларов, необходимых для рубинового стержня. Я сложил подарки на день рождения и Рождество и дал ему 75 долларов; он сделал лазер. Его школа поставила ему пятерку за проект, но не обратила на него никакого внимания. В следующем году Ким увлеклась фотографией и фотографировала выпускной класс. Позже он поступил на военную службу, изучая электронику. Он продолжал свое самообразование, пока не стал читать лекции студентам Массачусетского технологического института, хотя сам не имел высшего образования. Всепоглощающий интерес Кима к свету в различных проявлениях преобладал над всеми другими интересами.
Другой ребенок, Джереми, типичен для тех малышей, которые одарены в одних областях сенсорного опыта и в то же время испытывают трудности в других областях. Джереми был чрезвычайно чувствителен к прикосновениям и сопротивлялся умыванию лица, чистке носа или стрижке волос. У него был плохой баланс, и он не ходил до 18 месяцев. Однако этот ребенок любил слушать музыку и разговоры родителей. К 14 месяцам он знал 200 слов. Родителей Джереми не огорчали его ограничения — они уважали их и старались не беспокоить его, одновременно поддерживая его хорошие сферы деятельности.
Хороший язык Джереми привел к раннему чтению и легкому выполнению школьных заданий, в то время как его чувствительность к контакту мешала ему вступать в телесные контакты с другими детьми. Он не был бойцом, но хорошо играл в школьных спектаклях. У него также хороший голос, и во взрослом возрасте он любит петь и выступать.
Внимание, сосредоточенность и настойчивость
Качество внимания ребенка важно, потому что оно может дать нам некоторое представление о том, что конкретное переживание значит для него. Взгляд маленького Стиви был напряженным, как будто он пытался понять значение объекта, за которым наблюдал. Эта интенсивность продолжалась по мере развития его научного интереса, пока, став взрослым, он не занялся микроскопическими исследованиями ДНК. В то время как интенсивные интересы некоторых детей связаны с талантами, другие имеют другие корни. Луиза любила деревья. В младенчестве она лежала в своей коляске, наблюдая за солнечными лучами, пробивающимися сквозь их ветви. Это удовольствие продолжалось и во взрослой жизни, когда она наблюдала за меняющимся солнечным светом в деревьях вокруг своего загородного дома.
Дети различаются по количеству своих интенсивных интересов. Ал был поглощен музыкой; Молли очень интересовалась как музыкой, так и цветами; Мидж любила музыку, цвета и ритмичное движение. Все эти дети были одарены в этих областях.
Неудивительно, что родители, бабушки и дедушки иногда особенно настороженно относятся к особому качеству детского внимания. Мать двухдневного ребенка держала ее, а ребенок пристально смотрел на ее мать. Бабушка сказала: «Она на меня так не смотрит — я думаю, она тебя узнала». Двухмесячный ребенок пристально смотрел на свои руки, крутил и крутил их, пока его родители и их педиатр разговаривали. Его мать прокомментировала: «Он только что обнаружил свои руки».
Часто возбуждение от сенсорного опыта возникает из-за способности ребенка его контролировать. В первые месяцы подвешенные в кроватке мобили интересны тем, что они двигаются или издают звук, когда малыш к ним прикасается. Как только ребенок может сидеть в крошечной ванне, плавающие игрушки, которые двигаются в ответ на плеск ребенка, становятся источником удовольствия. Восьмимесячный ребенок на высоком стульчике вскоре обнаруживает, как весело хватать ложку и бросать ее через край подноса, поднимать ее за веревочку или отдавать воспитателю на место (конечно, в этом возрасте игры в исчезновение и новое появление завораживают.)
Знакомство и незнакомое
Чувствительность к незнакомому может быть либо реакцией на что-то действительно странное, то есть совершенно отличное от того, к чему ребенок привык, либо просто реакцией на новый опыт. Некоторым детям ничего не кажется странным; для других каждый новый опыт, каждый новый человек кажутся странными.
Взрослые легко недооценивают способность маленьких детей различать знакомое и незнакомое. В восемь месяцев наш малыш полюбил чешско-словацкую танцевальную пластинку и захотел слушать ее снова и снова. В три года он попросил бабушку поставить «Бетховенскую пластинку». Но когда она поставила Пятую симфонию, он захныкал: «Я хотел Шестую симфонию!»
Одни и те же раздражители могут по-разному восприниматься разными младенцами. Внезапные звуки — автомобильный гудок, дверной звонок, хлопающая дверь — вызывают любопытство у одного ребенка и вызывают тревогу у другого. Некоторые младенцы удобно спят где угодно; другие беспокойны, если только они не находятся в своей знакомой кроватке. Шестинедельный мальчик отказался сосать грудь после того, как его мать пробежала трусцой. Упражнение произвело молочную кислоту, которая выделяется в молоко и влияет на его вкус. Когда эта мать дала ребенку предварительно сцеженное молоко, он его принял.
Некоторые младенцы сразу чувствуют себя в этом мире как дома. Трехмесячный ребенок, который впервые посетил меня в моем доме, радостно засмеялся, как будто я был любимым старым другом. Напротив, Нина была чувствительной малышкой. Сидя на изгибе правой руки матери, она широко открытыми глазами смотрела на непостижимый мир, который, казалось, никогда не становился более понятным. Ее настороженное выражение никогда не расслаблялось.
Как взрослые влияют на сенсорный опыт младенцев
Когда активный ребенок пытается прикоснуться к объектам в окружающей среде, он сталкивается с вещами, которые доставляют ему удовольствие или боль. Он узнает, что находится «снаружи», а также узнает, что ему нравится и не нравится. Младенцы испытывают чувство удовольствия и боли в разных областях и с разной степенью интенсивности. В детстве Стив был очень чувствителен к фактуре — любые шерстяные штаны должны были быть с подкладкой, чтобы не чувствовать шерсть. В то же время он любил мягкие поверхности, такие как пушистый плюшевый мишка.
Некоторые младенцы не очень активны — они не тянутся, не хватают и не играют, — но они проводят много времени, наблюдая за всем, что происходит, и прислушиваясь ко всем звукам, которые они могут услышать. Когда младенец пристально смотрит или наблюдает спокойно, он многое воспринимает. Мы можем сказать: «Он ничего не упускает». Некоторые дети дошкольного возраста проводят много времени в любой новой ситуации, исследуя все возможности. Когда они вступают в действие, они действуют избирательно, используя накопленные ими наблюдения. Спокойный ребенок, который все воспринимает, может отражать то, что происходит в его уме, в своих творческих произведениях; они могут быть более оригинальными или более сложными, чем у активных детей.
Родители ребенка и другие опекуны сдерживают или поощряют его активное исследование или спокойное наблюдение за миром. Когда младенец находит книги, которые нужно вытащить с нижней полки книжного шкафа, обеспокоенный взрослый может заменить книгу словами «Нет! Нет!» и качание головой. Но когда ребенок вытаскивает кастрюли из низкого шкафа на кухне, ее встречают одобрительными улыбками. Ребенку порицают, когда он кладет в рот определенные предметы, чтобы исследовать их, облизывая или кусая. Но ее размазанные детские поцелуи на маминой руке встречают ее поцелуями и улыбками. Этим и другими способами формируется мир ребенка — он учится использовать свои чувства избирательно, способами, одобренными его культурой.
Сенсорный опыт и развитие
Органы чувств постоянно направляют, стимулируют и вознаграждают действия ребенка. Чувства и моторика взаимодействуют. Ни одно из них не может функционировать без другого. Взгляд зависит от движения глаз с рождения, а вскоре и головы и тела, когда ребенок поворачивается или потягивается, чтобы увидеть новые объекты или услышать новый звук.
Когда младенцы наблюдают и слушают то, что происходит вокруг них, они вскоре переходят от рефлекторной реакции к более осознанному и планирующему участию в том, что они видят, слышат, осязают, пробуют на вкус и обоняют. Они различают формы и звуки и узнают, чего ожидать и к чему стремиться. Они формируют целые образы, синтезируя сенсорную информацию. Со временем, к концу первого года или в начале второго года, они связывают эти образы со словами, чтобы они могли начать просить о том, чего они хотят. Но процесс соединения слов и образов идет гораздо медленнее, чем развитие самих образов. Младенец узнает мать задолго до того, как сможет ее позвать.
Сенсорный опыт говорит нам, кто мы и где находимся. Накопление увиденных и услышанных, вкусовых, осязаемых и обоняемых образов создает в сознании маленького ребенка сложный образ окружающего мира. Даже очень маленький ребенок наделяет новый сенсорный опыт личным смыслом. «Бабушка!» было восторженное приветствие трехлетней девочки, которую я никогда раньше не встречал, когда в свои шестьдесят я посетил ее семью. Ребенок увидел, что я старушка, «бабуля».
То, что ребенку больше всего нравилось в первые годы жизни, может быть глубоко лелеемо и хранится в долгой памяти.