Бабина каша на крестины: Как приготовить бабину кашу? Рецепты белорусской глубинки | Еда и кулинария
Как приготовить бабину кашу? Рецепты белорусской глубинки | Еда и кулинария
Крестины, или по-белорусски «хрэсьбiны» — древний славянский обряд. Главная часть этого особого домашнего праздника в день таинства крещения — обед, на который собирались самые близкие проведать младенца и его родителей. На обед допускались только замужние женщины, у которых уже были собственные дети. Угощения на «хрэсьбiны» по большей части несли с собой. Главное блюдо стола — бабину кашу — приносила бабка-повитуха, откуда и название.
Приготовление каши следует вести исключительно в глиняном горшке. Почему столь строг подход к выбору посуды, станет понятно чуть ниже.
Главный ингредиент этой каши — пшено. На три стакана крупы требуется один литр молока, три яйца, три столовых ложки густой сметаны и столовая ложка мёда. Соль и сахар — по вкусу. Бабина каша — сладкая, сахара в неё не жалели. Наверное, чтобы жизнь у новорожденных была слаще.
Перебранную пшённую крупу засыпают в глиняный горшок, заполняя его примерно наполовину. Сразу же и солят, одновременно щепоткой с солью троекратно крестя горшок и приговаривая: «Памажi Божанька, каб каша была смачная, каб гасцям смачна елася». Затем крупу заливают молоком почти до самого верха горшка, тщательно перемешивают, чтобы крупа «памакрэла», и ставят горшок в печь. Недалеко, не в самый жар, поближе к краю. Пшено должно провариться лишь до полуготовности.
После того как каша закипит и немного поварится, горшок достают и высыпают его содержимое в посуду побольше, чтобы «пакласцi да кашы ўсе прысмакi».
Яйца разбивают в отдельную посуду и перемешивают вместе со сметаной и сахаром, затем выливают в кашу, добавляют туда немного мёда для запаха и кусочек сливочного масла. Всё вместе перемешивают до однородной массы консистенции густой сметаны до тех пор, пока не размешаются все комочки. Если каша получилась слишком густой, то добавляют немного молока.
Замес выкладывают назад в горшок, на всякий случай ещё раз крестят: «Дай Божа, как каша добрая спяклася», и ставят в печь на два часа. На этот раз в глубину, чтобы хорошо прогрелась, разопрела и крепко схватилась.
Думаете, на этом всё? Можно бабину кашу «с пылу с жару» к столу подавать? Ошибаетесь, ведь «хрэсьбiны» ещё впереди.
Все гости на крестинах знали, что каша обязательно появится на столе, ведь она — центральное блюдо праздника, символ продолжения рода. Но бабка-повитуха принесённое с собой угощение до поры до времени прятала, скрывала от всех. Лишь после шутливых, но ожесточённых торгов и получения выкупа, вполне, надо отметить, заслуженного, повитуха отдавала горшок с кашей куму, крёстному отцу ребёнка.
Тот заворачивал горшок в чистый рушник и со всего размаху бил об стол. Теперь понятно, почему бабину кашу готовят только в глиняной посуде?
Горшок после удара, конечно, раскалывался на черепки. Но хорошо упревшая каша сохраняла форму и не рассыпалась, разве что по краям. Ком бабиной каши кум разламывал и угощал всех гостей.
Вот теперь — приятного аппетита!
__________________
От редакции
С условиями публикации конкурсных статей можно ознакомиться здесь. Мы ждём ваши рецепты!
Теги:
Беларусь,
каша,
традиции,
национальная кухня,
приготовление,
рецепты,
приготовление каши,
пшенная крупа
БАБЬИ КАШИ — кулинарная азбука — LiveJournal
Бабьи каши — это праздник, уходящий корнями в древние женские ритуалы и почитание Богини-Матери, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января) , болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января)
В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.
Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.
Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.
Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.
В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).
Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
«Бабичьей» или «бабьей кашей» называлась каша из проса, гречихи или пшеницы, которую варила повитуха и угощала гостей.
Так же называли кашу, которую варили для угощения при крещении малыша. Хорошая бабка была нарасхват, поговорка «таскают, что повивальную бабку» говорит сама за себя. А названия ритуальных крестильных блюд — бабкина каша, бабкины пироги — подтверждают это.
Крестильная каша (кутья) называлась «богатая», т. е. скоромная, сытная, питательная и вкусная. Это было главное блюдо на столе.
Особую роль в родинах и крестинах играла и каша, которую варила бабка-повитуха и приносила роженице в дом. Все присутствующие оспаривали право разбить горшок с кашей. Бабкина каша (кутья) отличается от постного колива (сочива), подаваемого в сочельники Рождественский или Крещенский, тем, что она «богатая», то есть скоромная, сытная, питательная и вкусная. Это было главным блюдом на столе, им угощались, сытно ели, в отличие от колива, которое лишь вкушали по щепотке или по чайной ложке. В отличие от обычной каши крестильную готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Как знать, может, от крестильной каши и пошла поговорка «Кашу маслом не испортишь». Во всяком случае для бабкиной каши не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали половинками варёных яиц. В крестильной каше запекали курицу или петуха, в зависимости от того, родилась девочка или мальчик. Вместе с кашей приносили яичницу, студень, запечённый окорок, драчену, ватрушки и непременно бабкины пироги.
«Бабину кашу» подавали в конце праздничного обеда, когда начинался «торг» за неё, который продолжался часами. Сначала вносили не настоящую «бабину» кашу, а горшок с картошкой, тыквой и даже котом.
Самую высокую цену обычно давал кум (крёстный отец ребёнка). Ему и доставался горшок с кашей, который он, подняв высоко над головой, разбивал об угол стола. Черепки разлетались, каша рассыпалась. То, что оставалось в руках, клали на стол, чтобы потом съесть. Деньги отдавались либо только молодой матери, либо делились между нею и «бабой». Немного каши съедала мать, остальное ели гости и брали часть с собой для своих детей. Каша, скорее всего, символизировала продолжение рода, что подтверждается и таким обычаем: если в доме были молодые бездетные подруги, горшок нужно было разбить так, чтобы как можно больше черепков и каши полетело в их сторону. По народным верованиям, это должноо было «обеспечить» молодым продолжение рода.
Отца окрещённого младенца кормили бабкиной кашей «с потехой», то есть с добавлением в неё хрена, перца, горчицы или соли сверх меры, приговаривая: «Отведай-ка, каково жене было рожать, сладко ли, горько ли, солоно ли». Молодой отец должен был съесть «потешную» бабкину кашу и заплатить за неё звонкой монетой. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. Существовал этот обычай «бабиной» каши у белорусов и русских.
Бабка угощала кашей детвору, чтобы другие дети были благосклонны к новорождённому, не обижали его в играх, оказывали своё покровительство.
В обычае было одаривать детей и другими лакомствами – орешками, бобами или горохом, чтобы ребёнок был речист, разговорчив, в карман за словом не лез, чтобы слова сыпались как горох. Считалось, что если ребёнок картавит, шепелявит, то надо наполнить рот орешками, бобами или в крайнем случае мелкими камешками, чтобы развивать чистый выговор, красивое произношение, чтобы не было «каши во рту».
В наше время при праздновании крестин в качестве бабиной каши дают конфеты, печенье, торт, которые традиционно подают в горшке.
На крестинах пили меды, квас, взвар, ели пироги, пирожки, простую, сытную, здоровую еду. За столом царила веселая атмосфера, шутливые розыгрыши, звучали пожелания доброго здоровья и счастливого долголетия.
Так же как и бабкина каша, ритуальным крестильным подношением были «бабкины пироги» — мелкие выпечные изделия из сдобного дрожжевого теста — плюшки, бублички, крендельки, булочки, бантики, сердечки, розочки, которыми щедро одаривали детей. Семьи были многочисленными, и бабкины пироги были большой радостью для детей.
Бабкины пироги — это сдобные булочные изделия маленьких размеров разнообразной формы: сердечки, лилии, снопики, крендельки, подковки, заячьи ушки, бараньи рожки.
Бабкины пироги, как правило, выпекаются из дрожжевого теста, сдобренного растопленным сливочным маслом, обильно посыпанного сахаром, маком, орешками. Нередко их изготавливают со всевозможными начинками: творогом, брынзой, джемом, яблоками, ягодами.