Артикуляционное упражнение: Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Четырнадцатого ноября во всем мире празднуется международный день логопеда. К празднику мы решили составить для педагогов подборку основных логопедических упражнений.
Отсутствие активной речи часто связано с определенными неврологическими заболеваниями. Как следствие прогрессирует неразвитость мышц артикуляционного аппарата: языка; щек; губ; уздечки. Каждое упражнение предназначено для разработки каждого из этих участков.
При работе с детьми следует помнить несколько правил. Малыши еще не могут осознать важность задачи, стоящей перед логопедом, потому необходимо подавать занятия в виде игры. Чтобы ребенок понял, что от него требуется, стоит дополнять объяснения визуальными образами, подготовив картинки перед занятием. У каждого логопеда должно быть зеркало, где хорошо будет видно и ребенка, и педагога – так он сможет увидеть свой язык и повторить упражнения за взрослым. Есть дети, которые не могут справляться с заданиями в силу возраста или особенностей развития – здесь можно применять шпатель. Задания нужно вводить постепенно, переходя к новым только после того, как ребенок справится с предыдущим.
Упражнения для детей от 1 до 4 лет.
В этом возрасте малышам сложно концентрировать внимание, поэтому занятие должно длиться не более 10 минут. Чередуйте активные и статичные упражнения, чтобы ребенку не было скучно. Чтобы его увлечь, стоит обратиться к сказкам, интересным рассказам о животных или предметах.
Динамические:
«Змейка»
Язык треугольником выдвигается вперед, а затем резко убирается назад.
«Замесили тесто»
Ребенок улыбается, вытаскивает язык, «шлепает» им со звуком «пя-пя-пя», а затем втягивает с усилием язык между чуть сжатыми зубами.
«Чистим зубки»
Двигаем языком по зубам при открытой улыбке.
«Часики»
Двигаем языком влево — вправо при открытом рте, нижняя челюсть остается неподвижной. Упражнение повторяется 4-5 раз.
«Качели»
Язык сначала прячется за нижние зубы, затем за верхние, рот открыт.
«Сытый хомячок»
Сжимаем губы, надуваем щеки и держим воздух до 10 секунд.
«Шарики»
Сжать губы, надуть щеки и удерживать несколько секунд. Потом «лопнуть шарик», хлопнув ладошками по щекам.
Статические:
«Бегемотик»
Как можно шире открываем рот и держим в таком положение до 5 секунд, затем закрываем. Повторить 3-4 раза.
«Улыбочка»
Широко улыбаемся, растягивая губы и не показывая зубы.
«Заборчик»
Широко улыбаемся, стараясь показать все зубы.
«Хоботок»
Вытянуть сомкнутые губы, подражая слону, и держать 4-5 секунд.
«Блинчик»
Улыбаемся, приоткрываем рот и «выкладываем» язык на нижнюю губу.
«Голодный хомячок»
Втягиваем щеки и держим несколько секунд.
Упражнения для детей от 4 до 7 лет.
В этом возрасте дети уже более сознательны, время занятий увеличивается до 20 минут. Одно упражнение повторяется 5-7 раз.
В этом возрасте так же используются упражнения ранее изученные упражнения, но добавляются и новые.
Динамические
«Сердитая киска»
Кончиком языка упираемся в нижние зубы, средняя часть имитирует горку. Зубами «прикусываем» горку. Рот открыт.
«Маляр»
Проводим языком по нёбу от губ к горлу
«Вкусное варенье»
Облизываем верхнюю губу, прячем язык. Повторяем 4-5 раз.
«Дятел»
Быстро и сильно стучим кончиком языка изнутри по верхним зубам, 5-7 секунд. Рот открыт.
«Мотор»
Выполняем упражнение «Дятел», но при этом выдыхаем со звуком «дын-дын-дын».
«Индюки»
Кончиком языка быстро двигаем взад — вперед по верхней губе.
«Лошадка»
Цокаем языком, изображая стук копыт.
Статические
«Парус»
Упираемся концом языка о верхние зубы, удерживаем в этом положении 7-10 секунд.
«Чашечка»
Широко открываем рот, удерживаем язычок вверху, но при этом не касаясь зубов.
«Грибок»
«Присасываем» язык к небу и держим так 5 секунд.
«Гармошка»
Выполняем упражнение «Грибок», но при этом открываем – закрываем рот. Повторить 5 раз.
Артикуляционная гимнастика Лягушка: как правильно делать упражнение
Содержание статьи
- Роль артикуляционной гимнастики
- Упражнение «Лягушка»
- Занимаемся и играем
Артикуляционный аппарат – это сложная система органов и мышц, требующих тренировки, как и остальные мышцы нашего тела. Артикуляционная гимнастика «Лягушка» укрепляет мышцы губ, щек, мягкого неба и подготавливает речевой аппарат к произношению звуков [с], [с‘], [з], [з‘], [л], [л‘]. Заниматься нужно, даже если ребенок еще совсем не говорит – тогда у малыша будет база для постановки звуков родного языка.
Роль артикуляционной гимнастики
Для подготовки ребенка к овладению навыком речи необходимо выполнять целый комплекс упражнений. Мышцам языка, щек, губ, мягкого неба нужны нагрузки, так же как телу человека нужна зарядка по утрам или физкультура. Гимнастика повышает тонус мышц и улучшает кровообращение в них.
Если у ребенка слабый артикуляционный аппарат, его речь будет несвязной, неразборчивой, и тогда занятий с логопедом не избежать. Нарушение речи приводит к нарушению чтения, письма, сложностям в обучении и неуспеваемости в школе. Нельзя недооценивать роль ежедневной артикуляционной гимнастики в жизни ребенка. Гимнастика нужна всем детям, а не только тем, у кого уже есть проблемы с речью.
Упражнение «Лягушка»
Артикуляционное упражнение «лягушка» выполняется как в общем комплексе логопедической гимнастики, так и для постановки отдельных звуков. Нужно правильно объяснить и показать малышу, чего от него хотят.
При занятии гимнастикой можно руководствоваться такими правилами:
- выполнять упражнение каждый день, чтобы у ребенка закрепились нужные навыки;
- заниматься сидя, не сутулясь, руки и ноги держать в спокойном состоянии;
- желательно разместить перед ребенком зеркало: оно помогает сосредоточиться, а также позволяет малышу видеть свои движения;
- сначала рассказывать ребенку об упражнении, а потом показывать, как выполнять;
- поправлять малыша в мягкой форме, не ругать его, не делать грубых замечаний.
Выполняем упражнение «Лягушка»:
- улыбаемся, растягиваем уголки рта, демонстрируем зубы;
- челюсти смыкаем, как при правильном прикусе;
- держим губы в таком положении 5 секунд, в дальнейшем время можно увеличивать;
- повторяем упражнение 3 или 4 раза.
Занимаемся и играем
Эффект от гимнастики накапливается постепенно, поэтому заниматься нужно каждый день. Пятилетнему ребенку легче объяснить, зачем нужно заниматься ежедневно: «чтобы язычок не болел», «чтобы уметь говорить, как большие дети», «чтобы не пришлось ходить к логопеду и долго у него учиться» и т. д.
С маленькими детьми заниматься сложнее, их зачастую даже нельзя уговорить посидеть 5 минут на одном месте. Увлечь малыша можно только тем, что ему будет интересно. Поэтому для выполнения упражнения «Лягушка» можно подготовить игрушку или картинку с веселым лягушонком и рассказать, например, такую историю:
«Жил-был на свете маленький добрый лягушонок. Он был самым улыбчивым лягушонком в мире и очень радовал маму-лягушку.
Этот лягушонок улыбался каждому, кого встречал на своем пути, даже серьезному и хмурому крокодилу! Он его совсем не боялся.
Лягушонок пел веселую песенку, и от этого каждый, кто его встречал, тоже улыбался – вот так (показываем упражнение, рассказываем стишок):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы тяните дружно губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.
Лягушонок улыбался не только животным. Он любил природу и улыбался цветам, деревьям и солнышку, вот так:
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Лягушонок радовался даже своему отражению в лужице. Он думал, что встретил другого лягушонка! Давай пофантазируем, что мы тоже улыбчивые лягушата:
Мы — веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали. И нисколько не устали!»
Артикуляционное упражнение «Лягушка» тренирует подвижность речевых органов, а также помогает выработать правильное положение мышц для дальнейшего становления речи. Для чистого произношения нужны сильные, крепкие мышцы губ, щек, языка, и артикуляционная гимнастика должна стать таким же ежедневным ритуалом, как чистка зубов или купание перед сном.
Речевые упражнения для улучшения артикуляции
Fox in Socks от доктора Сьюза
—————————
Fox
Носки
Box
Knox
Нокс в коробке.
Лиса в носках.
Нокс на лисе в носках в коробке.
Носки Knox и Knox в коробке.
Фокс в носках на коробке на Ноксе.
Приходят цыплята с кирпичами.
Приходят цыплята с блоками.
Приходят цыпочки с кубиками, кубиками и часами.
Послушайте, сэр. Смотрите, сэр. Мистер Нокс, сэр.
Давайте потренируемся с кирпичами и блоками, сэр.
Поиграем с цыплятами и часами, сэр.
Во-первых, я быстро соберу кирпичную кладку.
Тогда я быстро соберу стопку блоков.
Вы можете быстро собрать стопку цыплят.
Вы можете сделать быстрый стек часов.
А вот и новый трюк, мистер Нокс….
Носки на цыпочках и цыпочки на лисе.
Фокс на часах на кирпичах и блоках.
Кирпичи и блоки на Ноксе в коробке.
Теперь перейдем к тиканью и тиканью, сэр.
Попробуйте сказать это, мистер Нокс, сэр….
Часы тикают.
Часы на Knox tock.
Отметьте шесть больных кирпичей.
Шесть больных цыплят.
Пожалуйста, сэр. Мне не нравится этот трюк, сэр.
Мой язык не ловкий и не ловкий, сэр.
Я получаю все эти тики и часы, сэр,
перепутал с цыпочками и таксами, сэр.
Я не могу этого сделать, мистер Фокс, сэр.
Мне очень жаль, мистер Нокс, сэр.
Вот простая игра.
Легко сказать….
Новые носки.
Два носка.
Чьи носки?
Носки Сью.
Кто чьи носки шьет?
Сью шьет носки Сью.
Кто увидит, кто чьи новые носки шьет-с?
Вы видите, как Сью шьет новые носки Сью, сэр.
Это нелегко, мистер Фокс, сэр.
Кто приходит? …
Прилетает Ворона.
Приходит Медленный Джо Кроу.
Кто шьет воронью одежду?
Сью шьет воронью одежду.
Медлительный Джо Кроу чью одежду шьет?
Одежда Сью.
Сью теперь шьет носки из лисы в носки.
Медленный Джо Кроу теперь зашивает Нокса в коробку.
Сью пришивает розу к одежде Медленного Джо Кроу.
Фокс пришивает шланг к носу Медлительного Джо Ворона.
Шланг идет.
Роза растет.
Носовой шланг подходит.
Воронья роза растет.
Мистер Фокс!
Ненавижу эту игру, сэр.
От этой игры у меня язык хромает, сэр.
Мистер Нокс, сэр, какой позор, сэр.
Сейчас мы найдем что-нибудь новое.
Вот теперь много новой синей слизи.
Новая слизь. Синяя слизь.
Гуи. Гуи.
Голубая слизь. Новая слизь.
Клей. Клей.
Липкая жижа для жевательного жевания!
Вот что делает Гу-Гусь.
Вы тоже предпочитаете жевать слизь, сэр?
Если, сэр, вы, сэр, решите жевать, сэр,
с Гу-Гусем, жуйте, сэр.
Делайте, сэр.
Мистер Фокс, сэр,
Я не буду этого делать.
Не могу сказать.
Я не буду это жевать.
Очень хорошо, сэр.
Шаг сюда.
Мы найдем другую игру.
Приходит Бим.
Бен приходит.
Бим приносит Бену веник.
Бен приносит Биму метлу.
Бен сгибает метлу Бима.
Бим сгибает метлу Бена.
Изгибы Бима.
Изгибы Бена.
Погнутая метла Бена сломалась.
Погнутая метла Бима ломается.
Группа Бена. Группа Бима.
Биг-бэнды. Свиные ленты.
Бим и Бен ведут группы с метлами.
Группа Бена хлопает, группа Бима гремит.
Свинья лента! Группа бум!
Большой оркестр! Группа метел!
Мой бедный рот не может этого сказать. Нет, сэр.
Мой бедный рот слишком медленный, сэр.
Ну тогда… подними рот сюда.
Я найду, что он может сказать.
Люк Удача любит озера.
Утка Люка любит озера.
Люк Удача лижет озера.
Утка удачи лижет озера.
Утка клюет в озерах, которые нравятся Люку Удача.
Люк Удача ловит утку в озере.
Я не могу болтать такой вонючей ворванью!
Мой язык не из резины.
Мистер Нокс. Теперь давай сейчас. Приходите сейчас.
Не надо быть таким тупым сейчас….
Попробуйте сказать это, мистер Нокс, пожалуйста….
Через три сырных дерева пролетело три свободных блохи.
Пока эти блохи летали, дул морозный ветерок.
Морозный ветер заставил эти три дерева замереть.
Холодные деревья заставили сыр этих деревьев замерзнуть.
Вот что заставило этих трех свободных блох чихнуть.
Прекрати! Прекрати это!
Достаточно, сэр.
Я не могу говорить такие глупости, сэр.
Очень хорошо, мистер Нокс, сэр.
Поговорим немного о жуках-чириканьях….
Что вы знаете о жуках-чириканьях? Ну…
Когда жуки-жуки дерутся,
это называется битва жуков-жуков.
А когда они дерутся в луже,
это битва жуков-чирикалок в лужах.
И когда жуки-чириканьи сражаются веслами в луже,
они называют это битвой жуков-чириканов с веслами в лужах.
И…
Когда жуки сражаются с жуками в луже весло сражаются
и лужа сражается с жуками лужа в бутылке…
…они называют это жуком-чириканом, бутылкой, лужей, веслом, боевой неразберихой.
И…
Когда жуки дерутся в этих битвах в бутылке своими веслами
и бутылка на пуделе и пудель ест лапшу…
…они называют это лужица твитл пудель жук лапша
бутылка гребной бой.
И…
Подожди минутку, мистер Сокс Фокс!
Когда лиса в бутылке, где жуки-чириканьи сражаются
с веслами в луже на пуделе, который ест лапшу,
ЭТО то, что они называют…
…жук-чириканье лапша пудель бутилированный весло
бестолковый тупой мутный пухлый лисица в носках, сэр!
Лис в носках, наша игра окончена, сэр.
Спасибо за удовольствие, сэр.
Авторы и права: https://ai.eecs. umich.edu/people/dreeves/Fox-In-Socks.txt
11 упражнений для улучшения вокальной артикуляции
Вокальную артикуляцию можно улучшить, выполняя голосовые упражнения, такие как скороговорки. , жужжание, зевота и свертывание языка. Преувеличение мимики, чрезмерная артикуляция и самозапись помогут в дальнейшем развить членораздельный голос.
Повторяйте скороговорки, чтобы улучшить свое произношение
Скороговорки отлично подходят для улучшения произношения. Им трудно произносить сочетания слов; если вы можете легко с ними справиться, стандартные предложения также будут легкими.
Чтобы максимально использовать это упражнение, продолжайте повторять ту же скороговорку как можно быстрее . Вскоре вы должны почувствовать усталость мышц рта.
Это признак того, что вы совершенствуетесь, так что не отставайте.
В Интернете можно найти массу скороговорок; Перечислю кучу тут:
- Как моллюск впихнуть в чистую сливочную банку?
- Я кричу, ты кричишь, мы все кричим о мороженом
- Если бы две ведьмы смотрели на двое часов, какая ведьма смотрела бы на какие часы?
- Я хочу исполнить желание, которое желаете вы, но если вы желаете желание ведьмы, я не буду исполнять желание, которое вы желаете исполнить
- Розовый грузовик, желтый грузовик
- Сьюзи работает в магазине по чистке обуви. Где светит, там и сидит, а где сидит, там и светит
- Какие наручные часы относятся к швейцарским?
- Красная кожа, желтая кожа, красная кожа, желтая кожа
- Эгоистичный моллюск
Если вам трудно произносить определенные буквы, вы можете поискать специальные скороговорки, в которых используются эти буквы.
Я уверен, что при необходимости вы сможете найти гораздо больше скороговорок самостоятельно.
Попробуйте напеть, чтобы убрать нежелательные вокальные качества
Напевание — это фантастическое упражнение для придания вашему голосу более приятного звучания. Это помогает убрать гнусавость голоса и добавить ему немного артикуляции и теплоты.
Кроме того, напевание — одно из лучших упражнений для разогрева перед записью. Это отлично, потому что мычание не повреждает ваши голосовые связки, как некоторые более грубые упражнения.
Чтобы выполнить упражнение, просто произнесите долгий звук «хмммммм».
Вы можете попробовать напевать как на более высоких, так и на более низких частотах. Для ясности в более высоких частотах вы будете стремиться сделать «хм?» звучать так, как будто вы кого-то ослышали и хотели, чтобы они повторили то, что они сказали. Вы должны почувствовать, как звук резонирует в области лица.
Для тренировки разборчивости низких частот вы можете вместо этого попробовать произносить звук «Омм», который заставляет наши голоса звучать естественно ниже. Или вы можете представить, что думаете о чем-то и создаете «хммм…». звук.
Когда вы напеваете на более низких частотах, вы должны чувствовать, что ваш голос резонирует ближе к горлу или даже к груди.
Зевайте, чтобы расслабить мышцы рта
Зевота отлично расслабляет все мельчайшие мышцы рта и лица . Ваш голос может звучать невнятно, потому что ваши мышцы не расслаблены и ограничивают движения рта.
Попробуйте зевать, чтобы решить проблему. Это особенно полезно прямо перед началом записи. Вы сразу услышите некоторое улучшение.
Возможно, вам не захочется зевать; если да, то просто неестественно зевните, это все равно поможет растянуть мышцы лица.
Преувеличенная мимика для растяжения мышц лица
Подобно зевоте, преувеличенная мимика отлично подходит для артикуляции. И если зевота не проявляется естественным образом, различные мимики могут растянуть некоторые странные мышцы, которые вы никогда не используете, и действие часто вызывает зевоту.
Попробуйте корчить смешные, злые и грустные лица, чтобы растянуть все мышцы лица . Обычно я зеваю посреди этого упражнения.
Упражнения для языка для улучшения разборчивости голоса
По мере того, как мышцы рта начинают уставать, мы склонны больше невнятно произносить слова. Выполнение упражнений для языка поможет укрепить мышцы рта и поможет сохранить ясность голоса.
Ррррр
Все, что вам нужно сделать, это использовать свой язык, чтобы создать звук «Ррррр».
Попробуйте переместить язык от передней части рта ближе к горлу, чтобы получить более глубокий звук, и наоборот, чтобы получить более высокий звук.
Крышка языка
Надавливание языком на нёбо поможет растянуть и укрепить мышцы рта и языка.
Прижмите язык к нёбу так сильно, как только сможете. Поначалу вы будете быстро уставать, но уже через несколько недель выполнения упражнения вы заметите, что выполнять упражнение стало гораздо легче.
Для лучшего эффекта можно попробовать прижать язык к передним и боковым зубам, а также протолкнуть зубы внутрь.
Это упражнение укрепит мышцы рта и поможет вам оставаться более расслабленным во время записи, что поможет вам говорить более четко.
Рисовать круги
Попробуйте рисовать круги во рту языком. Это упражнение поможет вам растянуть и укрепить мышцы рта, как и другие упражнения для языка.
Различные упражнения помогут вам натренировать больше мышц рта, что необходимо для правильной артикуляции и ясности речи.
Повторяйте сложные слоги, чтобы лучше произносить их.
Это хорошее упражнение для тренировки четкости и артикуляции определенных слогов.
Кроме того, поможет при проблемах с дыханием. Если во время записи вам трудно дышать, попробуйте выполнять упражнение как можно быстрее, пока дыхание не станет бессознательным усилием.
Кстати, для получения дополнительных советов относительно проблем с дыханием вы можете прочитать эту статью о том, как избежать шума дыхания при записи.
Чтобы выполнить упражнение, повторяйте эти слоги как можно быстрее. гей день выплаты жалованья гей
Еще один:
- Ма на ла ха ва за
- Mo no lo ho vo zo
- Му-но-лу-ху-ву-зоо
- Ми-ни-ли-хи-ви-зи
- Мэй-нет-лай-эй-вей-зай
Упражнение с карандашом
Это не обязательно должен быть карандаш. Любая опора, которую вы можете поместить между зубами, будет работать, но вы должны быть уверены, что случайно не проглотите ее.
Найдите что-нибудь нескользкое и трудное для проглатывания.
Упражнение требует говорить или еще лучше выполнять скороговорки или упражнение на предыдущий слог, кусая карандаш.
Если вы надкусите карандаш, вам будет труднее четко произносить слова. Если вы сможете артикулировать и делать упражнения с карандашом в зубах, говорить без него будет легко.
Потренируйтесь в артикуляции перед записью
Это быстрый прием, который вы можете применить, чтобы сразу же улучшить свою артикуляцию и чистоту голоса.
Прежде чем приступить к записи любого текста или сценария, прочтите его один раз для себя. Когда вы это сделаете, прочитайте медленно и сосредоточьтесь на ясности и артикуляции . Старайтесь произносить каждое слово как можно четче; как глупо это звучит не имеет значения.
После этого вы можете начать запись, читая сценарий, как обычно.
Вы заметите, что, поскольку вы читали это в первый раз, сосредоточившись исключительно на ясности и артикуляции, во второй раз вы будете звучать более членораздельно, не фокусируясь на этом сознательно.
Запишите себя, чтобы отслеживать свои успехи.
Запись себя поможет вам услышать, какие звуки вы не можете правильно произносить.
Вы можете попробовать записать, как вы произносите кучу разных скороговорок. Обратите внимание на то, какие скороговорки труднее всего произносить. Когда у вас есть список, вы можете работать над ним.
Например, мне всегда было трудно смешивать слова, которые заканчиваются на «ш» и начинаются на «с». Скороговорка сияет, часть которой «она сидит, она сияет» всегда достается мне.
Встреча с логопедом
Наверное, самый быстрый способ справиться с плохой артикуляцией – обратиться к логопеду. Логопед сразу сможет определить конкретные проблемы с артикуляцией, которые у вас есть, и предложить соответствующий план решения.
Обычно посещение логопеда не обязательно, и вы должны значительно улучшить свои навыки, выполняя упражнения, упомянутые выше. Однако в тяжелых случаях обращение к терапевту может быть лучшим вариантом. Очевидно, что логопеды будут стоить денег, поэтому я бы сначала попробовал обычные методы и посмотрел, смогу ли я улучшить их таким образом.